Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года 5 сентября 2012 г. 18:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием в связи с празднованием 200-летия Отечественной войны 1812 года. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В эти дни мы празднуем 200-летие Отечественной войны 1812 года, во время которой наши предки дали отпор нашествию «двадесяти язык» — огромной армии, собранной со всей покоренной Наполеоном Европы, армии, которую возглавлял доселе непобедимый полководец и властитель. События конца XVIII — начала XIX веков всколыхнули весь Старый Свет: глубокий духовный кризис породил сначала Французскую революцию 1789 года, а затем бонапартистскую диктатуру и общеевропейскую войну. Не осталась в стороне от происходящего и Россия. В течение длительного времени она пыталась сдерживать натиск врага дипломатическими и даже военными средствами, но все же попущением Божиим избежать беды не удалось. И в 1812 году, когда в пределы нашей Родины вторглись полчища захватчиков, народ в едином порыве встал на защиту Отечества. Наибольшее негодование у русских людей вызывало глумление завоевателей над святынями, разграбление храмов, осквернение алтарей. Возгордившийся и противопоставивший себя Церкви агрессор воспринимался народным сознанием не только как правитель, посягнувший на свободу и независимость России, но и как выразитель безбожных идей и гонитель христиан. По воспоминаниям участников тех событий, все они — от офицеров-дворян до партизан-крестьян, видели себя не только защитниками страны, но и защитниками веры, и даже веры в первую очередь. Сословные разделения, глубокие различия между народной и дворянской культурой, — все отошло на второй план перед лицом общей угрозы; все осознали себя православными русскими людьми. Как говорилось в «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», который государь император Александр Первый подписал по окончании войны, «войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, столько же пылающую любовь к Отечеству, сколько любовью к Богу» .

http://patriarchia.ru/db/text/2391859.ht...

Слово Святейшего Патриарха Алексия на встрече с кардиналом Андре Вен-Труа, архиепископом Парижским 29 октября 2008 г. 20:31 В среду 29 октября в официальной Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с католическим архиепископом Парижа кардиналом Андре Вен-Труа. Рад сердечно приветствовать Ваше Высокопреосвященство, а также сопровождающих Вас лиц в Москве как гостей Русской Православной Церкви. Для Вашего Высокопреосвященства это первый визит в нашу страну, и я надеюсь, что он окажется интересным и плодотворным, позволит глубже познакомиться с богатым духовным и культурным наследием нашей Церкви, с ее драматичной историей в прошлом XX веке и нынешним положением. В свою очередь я с искренней благодарностью вспоминаю тот радушный прием, который был оказан мне Католической Церковью год назад во Франции. Хочу вновь выразить Вам особую благодарность за предоставленную возможность поклониться великой общехристианской святыне — Терновому венцу Господа и Спасителя, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери, — и присутствовать во время совершения перед ним  православного молебна. Храню в памяти волнующие моменты, связанные с посещением собора Нотр-Дам де Пари. Я был глубоко тронут присутствием на молебне множества верующих парижан, открыто выражавших свои теплые чувства к Русской Православной Церкви. Рад и тому, что подаренный мною список Владимирской иконы Божией Матери помещен в соборе на видное место, что этот образ почитают жители и гости Парижа. Наши Церкви многое сближает. Опыт пережитых гонений со стороны безбожной власти делает схожими исторические пути Русской Православной Церкви и Католической Церкви во Франции. Французским католикам пришлось первыми столкнуться с воинствующим безбожием и агрессивным секуляризмом в период революции 1789 года. Тысячи священнослужителей и мирян Католической Церкви Франции подверглись жестоким гонениям. Подобное повторилось и в XIX веке в дни Парижской коммуны.

http://patriarchia.ru/db/text/482184.htm...

Николай Михайлович Карамзин (12.12.1766–03.06.1826) История государства Российского Публицистика, исторические труды, проза Художественная литература Николай Михайлович Карамзин Русский историк, поэт и литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Биография Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска в родовом селе Карамзинке (по другой версии — родился в деревне Каразихе (Михайловке) Оренбургской губернии). Вырос в усадьбе отца, отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы, и матери — Екатерины Петровны Пазухиной. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Московском университете. С апреля 1781 по январь 1784 года Карамзин служил в лейб-гвардии Преображенском полку, из которого вышел в отставку по прошению в чине поручика и больше никогда не служил, предпочтя жизнь светского человека и литератора. Ко времени военной службы относятся его первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. В Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом «Дружеского учёного общества». В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». В 1789—1790 годах, путешествуя по Европе, посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, восхитился Берлином и побывал в Париже во время Великой французской революции. По впечатлениям от этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Как бы то ни было, в литературе русских «путешествий» Карамзин действительно стал пионером — быстро нашедшим как подражателей (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Шаликов), так и достойных преемников (А. А. Бестужев, Н. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, А. С. Грибоедов). Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНТ [франц. Comte] Огюст (19.01.1798, Монпелье, Франция - 05.09.1857, Париж), французский философ, основатель и крупнейший представитель философии первого (классического) позитивизма , один из основоположников социологии и философии науки, создатель позитивистской «религии человечества» (франц. religion de l " humanité). Жизнь, деятельность, сочинения К. происходил из семьи провинциального франц. торговца Л. O. Конта (1776-1859), который в 90-х гг. XVIII в. поселился в Монпелье и занял должность городского сборщика налогов; по словам К., его детство прошло в «целиком католической и монархической семье» (см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 14-16). В 1807 г. К. поступил в городской лицей Монпелье, который в этот период был организован по принципу полного пансиона. Предлагаемое в лицее образование было преимущественно гуманитарно-классическим; из точных и естественных наук преподавалась лишь математика, в к-рой К. добился значительных успехов. О. Конт. Портрет. 1860 г. Худож. Ж. Леонард (Дом-музей О. Конта в Париже) О. Конт. Портрет. 1860 г. Худож. Ж. Леонард (Дом-музей О. Конта в Париже) Большое влияние на формирование характера и взглядов К. оказала противоречивая общественно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции на рубеже XVIII и XIX вв. У К., сознательно выступавшего против консервативных убеждений семьи и окружения, в детские и юношеские годы сформировалась уверенность в прогрессивном характере Французской революции (1789-1799); он был убежден, что французское общество должно быть реорганизовано в соответствии с революционными республиканскими принципами. В области религии К. также испытал значительное влияние идей, связанных с Французской революцией. Хотя он получил католическое воспитание и хорошо знал основные положения христ. веры, по собственному признанию К., уже в возрасте 13 лет он отказался от всех «сверхъестественных верований», от «католических догм» и от христ. веры в Бога ( Comte. Testament. P. 9). Общаясь в Монпелье с прореволюционно настроенными единомышленниками, К. познакомился с нехристианскими «революционными религиями», административно вводившимися в городе в период Французской революции: с «Культом Разума» (Culte de la Raison) и с «Культом Верховного Существа» (Culte de l " Être Suprême); впоследствии многие элементы этих псевдорелигиозных систем были в переработанном виде введены К. в созданную им «религию человечества».

http://pravenc.ru/text/2057146.html

В октябре 2007 года в Реймсе будет отмечаться 1000-летие базилики Сен-Реми 26 апреля 2007 г. 18:44 Епархия французского Реймса готовится к торжествам, посвященным 1000-летию знаменитой базилики Сен-Реми (св. Ремигия). «Этот выдающийся юбилей должен стать для нас призывом активизировать миссию Церкви», — заявил по этому поводу архиепископ Реймса Тьерри Жордан. Праздничные мероприятия намечены на октябрь 2007 года. Менее известная, но не менее красивая, чем реймсский собор Нотр-Дам, базилика Сен-Реми была внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1991 году. История храма восходит к началу XI века. Тогда был заложен первый камень в основание романской церкви, посвященной святому Ремигию — епископу Реймса с 459 по 533 год. Празднества в честь юбилея базилики будут приурочены ко дню памяти св. Ремигия, который отмечается в первое воскресенье октября. Архиепископ Тьерри Жордан призвал верующих, отмечая юбилей каменной церкви, «думать о том, как стать живыми камнями Церкви, пребывая в верности святому Ремигию, покровителю проповедников Евангелия». После смерти св. Ремигия (532 или 533 год) быстро распространилось почитание его мощей; первые свидетельства о базилике в честь этого святого относятся еще к 570-м годам. Церковь была существенно расширена в IX, а затем в XI веке. В это время было решено построить новый храм. Базилика была не только центром почитания св. Ремигия, но и монастырской церковью, поскольку с 760 года и вплоть до Великой Французской Революции (1789-1794) здесь жили монахи-бенедиктинцы. Историки не сумели установить точную дату начала строительства храма. Было решено считать таковой 1007 год, когда аббатом монастыря был избран Эрар, по инициативе которого и была построена базилика. В то же время известно, что освящение новой церкви состоялось 1 октября 1049 года. Несмотря на перестройки, предпринимавшиеся в последующие века, особенно в готическую эпоху, неф храма доныне сохранил романские пропорции. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/232737.htm...

Вопрос: Последнее время в прессе постоянно нагнетают вопрос о приезде Папы Римского в Россию. Правда ли, что католицизм в России является традиционной религией? Отвечает игумен Амвросий (Ермаков): В своей книге “Rome et Moscou. 1900 - 1950” (“Рим и Москва. 1900 - 1950”) французский католический священник, историк, журналист и дипломат Антуан Венгер пишет, что до революции 1917 года в России было всего лишь 5 католических епархий в собственном смысле слова: Могилевская, Виленская, Тьелщицкая (Саможитийская), Луцко-Житомирская, Тираспольская. То есть речь идет о территориях, относящихся к нынешним Украине, Литве, Белоруссии. На территории современной России католицизм фактически не был представлен до 1917 года, за исключением единичных случаев. В столичных городах, Москве и Санкт-Петербурге, существовало лишь два католических прихода, и оба для иностранцев. Один - Нотр-Дам, в Петербурге, где после изгнания иезуитов в 1816 году служили доминиканцы. Другой - костел святого Людовика, в Москве. Они были основаны в 1789 году по специальному распоряжению Екатерины II - “для французов, проживающих в России”. Именно в силу этих исторических причин католицизм не может считаться традиционной религией в современной России. В преамбуле к Федеральному закону " О свободе совести и о религиозных объединениях " католицизм даже не упоминается: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон». 10 декабря 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛОТЕСИНДА [лат. Glodesindis] ( ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция). Существует 2 Жития Г.: первое написано в IX в. анонимным монахом, второе - в X в. Иоанном, аббатом мон-ря св. Арнульфа в Меце. Источником для первого Жития послужило народное предание, сохранявшееся о святой в Меце, в результате чего был допущен ряд исторических неточностей, исправленных болландистами. Согласно Житиям, Г. род. в кон. VI в. в семье герц. Кампании Винтрона. Отец хотел выдать девушку замуж, но жених, знатный франк Оболен, в день свадьбы был вызван ко двору Хильдеберта II в Меттисе и арестован, а через год обезглавлен. Т. о., Г. одновременно осталась девой и стала вдовой. Отец настаивал на втором браке, но святая отказывалась, считая, что брак может быть только один. Накануне дня второй свадьбы она бежала в храм св. первомч. Стефана в Меттисе и, припав к алтарю, пробыла там неделю. В воскресный день, во время богослужения, в храм вошли юноши ангельского вида и надели на Г. «покров девства» (vellamen), после чего отец поверил, что Сам Господь благословляет его дочь на монашество. Г. вступила в жен. мон-рь в Треверах (совр. Трир, Германия), возглавляемый ее теткой Ротлиндой. Позднее святая вернулась в Меттис, и отец подарил ей свои владения близ города, где Г. основала жен. мон-рь. Посвятив 6 лет обустройству обители, преподобная скончалась в возрасте 30 лет. Сначала Г. была погребена при церкви аббатства св. Апостолов в Меттисе. Через 25 лет возле мон-ря была построена ц. во имя Девы Марии, и туда были помещены мощи святой. В 830 г. по повелению еп. Мецского Дрогона мощи Г. были перенесены в главную монастырскую ц. ап. Петра, впосл. переименованную в честь Г. В X в., при еп. Адальбероне, мон-рь Г. был перестроен, а мощи положены в серебряную раку. Уничтожены во время Французской революции 1789-1799 гг. Ист.: ActaSS. Jul. T. 6. P. 203-224; MGH. SS. T. 4. P. 236-238; PL. 137. Col. 217-239. Лит.: BHL, N 2562-3562; Dupont C. Glodesinda//BiblSS. Vol. 7. Col. 60-61. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОДОН Годон [лат. Godo; франц. Godon, Gond] († ок. 690), прп. (пам. зап. 24 июля), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция). Краткое Житие Г. (BHL, N 3594) было написано в XI в. для литургических целей; в части, повествующей об отношениях Г. с его дядей св. Вандрегизилем , почти дословно приводится раннее (меровингской эпохи) Житие последнего. 2-е Житие Г. более пространное за счет добавления нек-рых его посмертных чудес (BHL, N 3595). Согласно житиям, Г. род. в окрестностях г. Веродун (совр. Верден) в богатой знатной семье и был дальним родственником Пипина I Ланденского, майордома кор. Дагоберта I, при дворе к-рого в юности занимал должность графа дворца (comes palatii). Позднее избрал монашеский путь и присоединился к св. Вандрегизилю. Вместе с ним занимался обустройством мон-ря Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель), основанного последним в 649 г. на землях, подаренных их родственником по матери префектом дворца (praefectus palatii) Эрхиноальдом. По поручению св. Вандрегизиля Г. ок. 657 г. ездил в Рим, где получил от папы Виталиана частицы мощей рим. мучеников и книги, среди к-рых помимо библейских и литургических текстов были сочинения свт. Григория I Великого . После того как в мон-ре собралось более 300 насельников, Г., желая вести уединенную жизнь, перебрался в пустынное мест. Авгия, где поставил ц. во имя ап. Петра и основал монашескую общину. Построенный Г. мон-рь в Авгии впосл. получил его имя (Сен-Гон). В IX или X в. он был разрушен норманнами, но восстановлен гр. Труа Евой. Мощи Г., хранившиеся в Уа, были уничтожены в 1793 г., во время Французской революции 1789-1799 гг., оставшиеся частицы были перенесены в XVII в. в кафедральный собор г. Лангра. Ист.: ActaSS. Maii. T. 6. P. 444-446; Martène E. , Durand U. Veterum scriptorum et monumentorum... amplissima collectio. P., 1729. T. 6. P. 795-804; Gesta sanctorum patrum Fontenellensis cenobii/Ed. crit. par F. Lohier, J. Laporte. Rouen, 1936. P. 9-10. Лит.: BHL, N 3594-3595; Boilon C. Godone di Oye//BiblSS. Vol. 7. Col. 79-80. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНТАРД Гунтард [Гунтхард; лат. Guntardus, Gunhardus, Guntbardus; франц. Gohard, Gehard) († 24.06.843), сщмч. (пам. зап. 25 июня), еп. г. Нант. О мученической кончине Г. сообщается в «Хронике аббатства Фонтенель», доведенной до 849 г. Более подробный рассказ о взятии Нанта норманнами находится во 2-й части Сен-Бертенских анналов, составленной Пруденцием, еп. Труа, а также в компилятивной «Нантской хронике» XI в. (известна также как «Хроника церкви в Анже», или Анналы аббатства св. Сергия в Анже). Воспользовавшись борьбой за власть между сторонниками герц. бретонцев Номиноэ и западнофранк. кор. Карла Лысого, норманны в июне 843 г. совершили набег в области устья р. Луары. Г. в это время находился в мон-ре св. Эрмеланда в Эндре, откуда бежал вместе с клириками и монахами. Он укрылся за стенами Нанта вместе с жителями окрестных деревень и паломниками, пришедшими на предстоящий праздник Рождества Иоанна Предтечи. Когда распространился слух, что враг уже внутри городских укреплений, началась паника. Все бросились в собор апостолов Петра и Павла, ища защиты у Бога. Г. совершал богослужение, когда в церковь ворвались норманны и устроили резню. Епископ был убит одним из первых, его тело было брошено на алтарь. Овладев городом, норманны оскверняли христ. святыни, закалывали монахов на алтаре церкви наподобие жертвы. Поздний источник, составленный каноником кафедрального собора в Анже, повествует о перенесении мощей святого в 1523 г. и содержит краткое жизнеописание Г. Святой в отрочестве был передан в качестве облата собору ап. Петра в Анже, где стал клириком и был позже рукоположен еп. Бенедиктом во пресвитера. Далее приводится описание чуда: Г. после смерти взял свою голову и, шествуя с ней в руках, как живой, направился к Луаре, сел в лодку и приплыл в Анже, где клирики ц. ап. Петра узнали его. Здесь он и был погребен. Сведения о мощах святого в Анже впервые датируются 1211 г., временем 1-го перенесения. Мощи хранились в Анже до 1789 г., были уничтожены во время Французской революции. В еп-стве Нант вместе с Г. почитаются христиане, погибшие с ним в ц. апостолов Петра и Павла в день Рождества Иоанна Предтечи в 843 г. Ист.: ActaSS. Iun. T. 6. P. 244-248; Prudentius Trecensis. Annales Bertiniani//PL. 115. Col. 1395, 1408; La Chronique de Nantes/Ed. R. Merlet. P., 1896. P. 14-17. Лит.: BHL, N 3712; Evenou J. Gunardo di Nantes//BiblSS. Vol. 7. Col. 524-525. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/168333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМПНА [лат. Dymphna] (VII в.?), мц. (пам. зап. 15 мая, перенесение мощей - 27 окт.). Д. почиталась как покровительница фламанд. г. Гел близ Антверпена, где в XIII в. были обретены ее мощи, от к-рых совершались чудеса, преимущественно исцеления бесноватых. Считалось, что молитва к Д. особенно помогает душевнобольным. В сер. XIII в. по повелению еп. Камбре Гвидона Петр, каноник ц. св. Оберта в Камбре, составил Житие Д. Он не обнаружил достоверных сведений о ее жизни и использовал предания, имевшие фольклорную окраску. В основе Жития лежит легенда о сошедшем с ума короле, пытавшемся жениться на своей дочери. Д. приписывается ирл. происхождение. Спасаясь от домогательств отца, она бежала с духовным наставником пресв. Гереберном на континент. Король настиг их в Геле. Обезглавив Гереберна, он снова предложил дочери выйти за него замуж. Видя упорство Д., он отрубил ей голову. Тела убитых заключили в саркофаги и похоронили в пещере. В Геле была построена ц. Д. (XIV в.), при которой возникла коллегия каноников. В храме было отведено особое помещение для больных (Sieckencamere), где они должны были ради исцеления провести 9 дней в молитве и посте. Во время Французской революции 1789-1799 гг. храм был закрыт и национализирован, но вскоре выкуплен прихожанами. В церкви сохранилась деревянная рака XIII в. с мощами Д. и Гереберна, установленная на высоких опорах, а также фрагменты 2 саркофагов VII-VIII вв. и кирпич с надписью: DYMPHNA, сделанной, вероятно, в эпоху Каролингов. Это единственные свидетельства почитания Д. в период раннего средневековья. Из-за специфики почитания Д. Гел стал одним из первых городов, население к-рых заботится о душевнобольных. В кон. XIII в. в городе для них был основан особый приют, до наст. времени существует возникшая на его основе психиатрическая лечебница. Д. изображается с мечом в руке, у ее ног - закованный диавол. Ист.: Acta SS. Maii. T. 3. P. 477-497. Лит.: Falkenstein L. Dinfna e Gerberno//BiblSS. Vol. 4. Col. 618-620; Aubert R. Dymphne//DHGE. Vol. 14. Col. 1245-1246; Delehaye H. Les Légendes Hagiographiques. Brux., 19273, 19734. (SH; 18); Ní Mheara R. Early Irish Saints in Europe: Their Sites and Their Stories. Armagh, 2001. А. А. Анисимова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/178259.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010