(в обитуарии мон-ря Сен-Виктор названа др. дата - 23 сент.). И. был похоронен в крипте монастырской церкви, где сохранилась надгробная плита (70-80-е гг. XI в.) - памятник романской скульптуры. Пространная эпитафия из 10 строк занимает основную часть плиты, перекрывая рельефное изображение тела И. так, что видны лишь голова и ноги святого, а также верхняя часть аббатского посоха. Почитание И. возникло сразу после его смерти. Во 2-й пол. XI в. ему поклонялись как главному святому мон-ря Сен-Виктор, новому основателю обители и наследнику св. Иоанна Кассиана. Однако широкого распространения почитание И. не получило, и вскоре вновь стали молиться «древним» святым мон-ря - мч. Виктору и св. Иоанну Кассиану. В 60-х гг. XIV в. Римский папа Урбан V , бывш. аббат Сен-Виктора, канонизировал И. и перенес мощи святого из крипты в верхнюю церковь. Во время Французской революции 1789-1799 гг. мон-рь был закрыт, надгробие И. помещено в городском музее (впосл. возвращено в церковь). До кон. XIX в. почитание И. сохранялось в еп-ствах Памье и Марсель, где его память праздновалась под соответственно 25 и 26 сент. Ист.: BHL, N 4477; ActaSS. Sept. T. 6. P. 736-749; Guérard B. E. Ch. Cartulaire de l " abbaye de St.-Victor de Marseille. P., 1857. T. 2; Favreau R. Corpus des inscriptions de la France médiévale. P., 1989. Vol. 14: Alpes-Maritimes, Bouches-du-Rhône, Var. P. 99-102. Лит.: Histoire littéraire de la France. P., 1749. T. 7. P. 556-558; Guérard B. E. Ch. Cartulaire de l " abbaye de St.-Victor de Marseille. P., 1857. T. 1. P. xxiii-xxiv; Rey G., de. Les saints de l " église de Marseille. Marseille, 1885. P. 185-204; Rouillard Ph. Isarno//BiblSS. Vol. 7. Col. 945-946; Amargier P. Les «Scriptores» du XIe siècle à St.-Victor de Marseille//Scriptorium. Brux. etc., 1978. Vol. 32. Pt. 2. P. 213-220; idem. Un moine pour notre temps. Marseille, 1982; S igal P.-A. Le travail des hagiographes aux XIe et XIIe siècles//Francia, 1987. Zürich etc., 1988. Bd. 15. P. 149-182; Lauwers M. Un écho des polémiques antiques?: À Saint-Victor de Marseille à la fin du XIe siècle//Inventer l " hérésie?: Discours polémiques et pouvoirs avant l " Inqisition/Éd. M. Zerner. Nice, 1998. P. 57-66; Mazel F. La noblesse et l " Église en Provence, fin Xe - début XIVe siècle. Aix-en-Provence, 2002. P. 164-169. В. С. Ярных Рубрики: Ключевые слова: ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон ЕВСТАСИЙ (ок. 560-629), ученик прп. Колумбана, настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция), прп. (пам. зап. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/293826.html

«Великая Французская Революция», пролившая целые потоки человеческой крови, была первым их опытом. Она ясно показала, как бессильны люди устроить на земле свою жизнь без Бога, и к каким ужасным последствиям приводит человека отступление от Христа и Его спасительного учения. Но возврата назад уже не было: процесс «отступления» зашел уже слишком далеко. И вот третьим, самым важным этапом ныне столь быстро развивающегося на наших глазах «отступления», явилась страшная кровавая катастрофа, постигшая нашу несчастную Родину-Россию в 1917 году. Разыгранная по примеру «Великой Французской Революции» 1789 года наша русская революция может по всей справедливости рассматриваться как самое большое достижение слуг грядущего Антихриста. В лице Православной России было сломлено самое главное препятствие на пути победно шествующего попущением Божиим «отступления»: не стало мощного оплота истинно-христианской веры и Церкви в мире, И Антихристу, в лице его слуг, по выражению нашего отечественного толкователя Апостольских посланий (святителя Феофана Затворника ), стало «действовать просторно». С тех пор, как мы это наблюдаем теперь, «отступление» пошло вперед, уже не встречая себе серьезных преград, гигантскими шагами. Страшные потрясения, неслыханные в истории с первых веков христианства, пережила и доселе продолжает переживать наша Русская Православная Церковь . Но не столько те кровавые гонения, которые уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себе были страшны, сколько то внутреннее разложение, которое началось в ней, а с нею и во всей Православной Церкви после большевистского переворота. Мы имеем в виду тот тлетворный дух, который стал ярко обнаруживать себя, вылившись сначала в так называемое «живоцерковническое» и «обновленческое» движение, а затем и в губительное соглашательство с богоборческой коммунистической властью. Это был дух «отступления» в недрах самой Православной Церкви, который породил всевозможные разделения и расколы, как на Родине, порабощенной большевиками, так и за границей. Этот дух «отступления», конечно, гораздо опаснее и губительнее для душ, нежели открытые кровавые гонения. Ведь это – внутренняя измена Христу-Спасителю при сохранении внешне лишь видимой верности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Во 2-м крестовом походе (1147-1149) епископ руководил небольшим отрядом: на хофтаге в Регенсбурге (февр. 1147) он принес крестоносный обет, в кон. мая отправился вместе с войском Конрада III в Иерусалим ( Ehlers. 2013. S. 156-157). В кон. сент. 1147 г. войско крестоносцев переправилось через Босфор и затем вышло из К-поля. Во 2-й пол. декабря отряд, к-рым командовал О. Ф., был атакован турками-сельджуками и понес тяжелые потери. Епископ с оставшейся частью войска морским путем достиг Акры, где 24 июня 1148 г. принял участие в совете во главе с правителем Иерусалимского королевства (Ibid. S. 159). Дата возвращения О. Ф. со Св. земли неизвестна; его имя снова появилось в королевских дипломах только в нач. апр. 1151 г. О. Ф. принимал участие в выборах короля во Франкфурте (4 марта 1152 - Ibid. S. 161). Он был втянут в конфликт с представителями рода Виттельсбахов, претендовавшими на Фрайзингское еп-ство. В 1156 г. выступал посредником в споре Вельфов и Бабенбергов в Баварии, а также принимал деятельное участие в улаживании спора имп. Фридриха I Барбароссы с папой Адрианом IV (1154-1159). Почитание О. Ф. скончался, направляясь на генеральный капитул ордена цистерцианцев в Сито. Погребен в Моримоне. В годы Французской революции (1789-1799) аббатство было упразднено. В 1954 г. в ходе археологических раскопок на территории бывш. мон-ря обнаружили свинцовую раку с останками мужчины 40-50 лет. Проведенные в 1966-1969 гг. в Музее естествознания в Вене исследования с большой долей вероятности позволили идентифицировать эти останки как мощи О. Ф. В окт. 1969 г. мощи торжественно захоронили под алтарем собора в мон-ре Хайлигенкройц (этот мон-рь основал в 1133 отец О. Ф.- маркграф Леопольд III Святой). В одной из рукописей «Деяний епископов Фрайзингских» (XV в.) сообщается о чудесах, происходивших на могиле О. Ф. (MGH. SS. Scr. T. 24. P. 322). Почитание О. Ф. как блаженного сложилось в ордене цистерцианцев. В 1-й пол. XVII в. К. Энрикес внес его имя в цистерцианский Минологий, указав память под 7 сент. ( Henriquez C. Menologium Cisterciense. Antw., 1630. P. 302-305). В 1973 г. римская Конгрегация обрядов утвердила под этой датой местное почитание О. Ф. как блаженного Римско-католической Церкви в архиеп-ствах Вены и Мюнхена-Фрайзинга (Otto von Freising. 2008. S. 103, 114-119, 121). В совр. редакции Римского Мартиролога память О. Ф. указана под 22 сент. Взгляды О. Ф. на историю

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Духа часто использовались папами для решения экономических и политических задач, к-рые стояли перед Папским гос-вом; с 1870 г. банк стал светским ( Ponti E. Il Banco di S. Spirito et la sua funzione economica in Roma papale (1605-1870). R., 1951). В 1625 г. франц. отд-ние ордена провозгласило себя независимым от Рима, было упразднено во время Французской революции 1789-1999 гг. В Венгрии и Португалии орден просуществовал до 1834 г., когда религ. конгрегации были секуляризированы. В Италии, после того как в 1656 г. папа Александр VII расформировал общину регулярных каноников при рим. госпитале Санта-Мария ин Сассия, поскольку к тому времени руководство госпиталя никак не было связано с Г. Св. Духа, а избиралось среди знатных горожан, орден стал приходить в упадок. Папа Лев XII предпринял попытку реформирования ордена, в 1829 г. он одобрил новый орденский устав и назначил нового главу ордена. Однако к 1841 г. в Риме к ордену принадлежало только неск. каноников, не занимавшихся госпитальной работой. Буллой папы Пия IX «Inter plurima» от 1 июля 1847 г. орден был упразднен. Г. Богоматери милосердия [франц. Hospitaliers de la charité Notre-Dame], орден, основанный в кон. XIII в. гр. Ги де Жуанвилем вместе с госпиталем в Бушромоне (еп-ство Шалон). Позднее им же был организован др. госпиталь - в Париже, переданный под упр. ордена Г. Богоматери милосердия. Папа Бонифаций VIII утвердил орден в 1300 г., изъяв его из юрисдикции местного епископа и постановив, что во главе каждого из госпиталей будет поставлен священник - член ордена, получивший всю полноту власти в управлении своим учреждением. Папа Климент VI буллой от 27 июля 1346 г. утвердил для ордена Устав блж. Августина. К XVII в. орден пришел в упадок. В 1631 г. кармелиты получили в управление мон-рь в Париже. В 1652 г. последний мон. ордена Алексис Ланго передал приорство Бушромон ордену францисканцев-терциариев. Официально орден был упразднен королевским эдиктом в 1672 г., его имущество передавалось ордену св. Лазаря. Г.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Еще в июле 1812 года во всех церквах и монастырях Москвы и Московской епархии (так же, как и всей России) вслед за оглашением высочайшего манифеста от 6 июля 1812 года о созыве ополчения было прочитано вышедшее вслед за ним воззвание Святейшего Синода, в котором была выражена официальная позиция Русской Православной Церкви по отношению к Наполеону, наполеоновской империи и начавшейся войне. Наполеон именовался " властолюбивым, ненасытимым, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом " , который " покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим, и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку " . Подчеркивалась связь происходивших событий с революцией 1789 года, во время которой французский народ казнил законного короля Людовика XVI и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также и на те страны, которые последовали за Францией. Наступившая война осознавалась как " искушение " , нависшее над Россией, которое она должна преодолеть с Божией помощью и еще больше утвердиться " в уповании на Промысел " . Церковь призывала прихожан " принять оружие и щит " и " охранить веру отцов " . Духовенству предписывалось укреплять людей в вере и призывать к участию в организации и деятельности ополчения: " Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме веры и Отечества " 9 . Приведенное воззвание является ярким примером осуществления антинаполеоновской церковной проповеди, в ходе которой создавался нелицеприятный, " безбожный " (а порой даже " темный " , то есть " нечистый " ) образ врага и проводилась мысль, что России Богом предназначено остановить злодеяния Наполеона и освободить от него Европу. Огромные масштабы иноземного вторжения и высокая степень опасности требовали осмысления природы этого вторжения для выработки оптимальных способов борьбы с ним. Религиозная тематика активно использовалась также светской пропагандой, которая, как и церковная проповедь, наложившись на кощунственное отношение неприятеля к православным святыням, вызвала небывалый религиозно-патриотический подъем в армии и народе.

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

К. был похоронен в пригородной базилике св. Стефана, построенной в сер. V в. женой еп. Намация (см.: Greg. Turon. Hist. Franc. II 17; на месте ц. св. Евтропия (Сент-Этроп) в Клермон-Ферране). У гробницы совершались чудеса (Григорий Турский упом. об исцелениях от 4-дневной лихорадки и меланхолии). Мощи К. и др. святых хранились в храме св. Стефана до X в. (Libellus de ecclesiis Claromontanis. 13//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 461), впосл. они были перенесены в ц. св. Генесия (Сен-Женес). В XVII в. в ц. св. Евтропия указывали гробницу К. Церковь св. Генесия, в к-рой хранились мощи святого, была закрыта во время Французской революции (1789-1799) и разрушена в 1797 г. ( Fournier P.-F. Clermont-Ferrand au VIe siècle: Recherches sur la topographie de la ville//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1970. Vol. 128. P. 317-318). В средние века почитание К. не получило широкого распространения. Память святого помещена под 10 нояб. в мартирологе-некрологе XI в. из кафедрального собора в Клермон-Ферране (Paris. lat. 9085; см.: Quentin. 1908. P. 227-231). В Римском Мартирологе поминовение К. ошибочно указано под 2 датами - 14 июня (как епископа Рутенского) и 13 нояб. (как епископа Арвернского). К. почитался как покровитель г. Эгперс (деп. Пюи-де-Дом), где память святого отмечалась 10 нояб. ( R é sie. 1855. P. 341-342). Согласно календарю Клермонского еп-ства за 1974 г., местное литургическое поминовение К. отсутствует, общая память всех Клермонских святых совершается 5 нояб. (Le diocèse de Clermont. 1979). Ист.: BHL, N 6997; Greg. Turon. Hist. Franc. II 36; III 2, 12-13; IV 5, 35; idem. Vit. Patr. 4//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 223-227; Venant. Fort. Carm. IV 4//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 81; Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 213-218. (CCSL; 148); Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 13-18. (CCSL; 148A). Лит.: Branche J. Les Vies des Saints... de la province d " Auvergne. Clermont-Ferrand, 1777. T. 2. P. 433-438; R é sie, comte de [Aubert L.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

Однако и присоединение одной только Бессарабии (объединенной в одно целое, вследствие упразднении турецких «райй» на севере и юге области) было встречено радостью и народными гуляниями, а молдаване Запрутской Молдавии проголосовали за присоединение ногами: за 1812–1817 годы население Бессарабии выросло почти вдвое, главным образом благодаря иммиграции из-за Прута. Можно лишь согласиться с мнением кишиневского историка Василия Стати: «Нравится кому-то или нет, но Россия в 1812 году освободила Пруто-Днестровскую Молдову от оттоманов, фанариотов и ногайских татар, объединила, восстановила и защитила Пруто-Днестровскую Молдову. Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил все приходы молдавской духовной территории к востоку от Прута, воссоздав и укрепив Православную Церковь всей Молдовы, организационно восстановил, усовершенствовал и утвердил иерархические структуры Молдавской Православной Церкви, создавая митрополию Кишиневскую и Хотинскую. Чего нельзя сказать о Запрутской Молдове, оставшейся на произвол турок, фанариотов, австро-венгров, греческих церковников». Кишиневским митрополитом стал православный просветитель Гавриил Банулеску-Бодони, убежденный русофил и сторонник единства с Россией. Истоки конфликта – секуляризм, европеизм и русофобия Современный герб Румынии 1812 год – ключевой момент, с которого начинает свой отсчет история цивилизационного раскола молдавской элиты. Главная причина кризиса молдавской национально-духовной идентичности – утрата позиций Церкви среди молдавской интеллигенции под влиянием идей Французской революции 1789 года. Среди этой части молдавской элиты наступила эпоха духовного индифферентизма. Современный румынский историк Лучиан Бойя отмечает: «Пока главные исповедуемые ценности были православными, молдаване и валахи чувствовали себя дома в восточно-европейском пространстве. Однако когда на первый план выходит чувство национальной идентичности, они осознают себя “латинским островом в славянском море”. Русский перестает быть великим православным братом освободителем».

http://pravoslavie.ru/5182.html

способствовал успешному реформированию общины ( Clark. 2011. P. 295). Вопрос о борьбе с негативными последствиями практики К. неоднократно обсуждался в ходе Тридентского Собора (1545-1563). Собор запретил передавать в К. приходские церкви и др. секулярные бенефиции, а также существенно ужесточил условия передачи в К. монастырей. Кроме того, для поддержания дисциплины в монастырях, находящихся в К., предписывалось назначать приоров, ответственных за духовную жизнь братии (конституция «De regularibus et monialibus» от 3 дек. 1563; см. Laprat. 1942. Col. 1058-1064). Эти меры позволили отчасти ограничить распространение К., однако во Франции, где решения Тридентского Собора не были приняты полностью, ситуация изменилась мало. Перед Французской революцией 1789-1799 гг. более 800 монастырей во Франции находилось в режиме К. В XIX в. практика К. постепенно исчезла. В Кодексе канонического права 1917 г. передавать монастырь в К. разрешалось только кардиналам (CIC (1917). 1298, 1412, 1439). В действующем Кодексе канонического права (1983) понятие К. отсутствует. К. также называли административно-территориальную единицу в нек-рых духовно-рыцарских орденах (у тамплиеров , в Мальтийском ордене , Тевтонском (Немецком) ордене св. Девы Марии ). Синонимы К. в этом смысле - командорство, комтурство. К. обычно включала замок с церковью и хозяйственными постройками, а также близлежащие селения, иногда объединяла неск. городов. Во главе К. стоял коммендатор (комтур). Лит.: Qu ä bicker G. A. Die Commenden des canonischen Rects. Halle, 1909; Mollat G. La collation des bénéfices ecclésiastiques sous les papes d " Avignon (1305-1378). P., 1921; Coulton G. G. Five Centuries of Religion. Camb., 1936. Vol. 3. P. 425-447; Laprat R. Commende//DDC. 1942. Vol. 3. Col. 1029-1085; Schmitz Ph. Histoire de l " Ordre de St. Benoît. P., 1948. Vol. 4. P. 231-242; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln, 1972. Bd. 1: Die katholische Kirche; Dilworth M. The Commendator System in Scotland//The Innes Review.

http://pravenc.ru/text/1841852.html

встретила поддержку среди разных слоев населения, однако политика германизации и унификации способствовала началу борьбы за равенство наций в монархии Габсбургов, появлению антиабсолютистских движений. Конец правления И. совпал с глубоким политическим кризисом. Во многом по причине недовольства религ. политикой И. в 1789 г. в Австрийских Нидерландах началась т. н. Брабантская революция, в результате к-рой было провозглашено создание независимых Соединённых штатов Бельгии. Венгрия оказалась на грани восстания, представители венг. политической элиты и правящие дома Баварии и Пруссии вели активные переговоры о низложении Габсбургов. Начавшаяся в 1789 г. Французская революция способствовала активизации антиабсолютистских выступлений в разных областях империи Габсбургов. Стремясь спасти положение и не допустить революции в своих владениях, И. аннулировал почти все свои декреты (кроме отмены крепостного права и «патентов о веротерпимости»), обещав возобновить работу венг. Государственного собрания и вернуть корону св. Стефана (Иштвана) в Венгрию. Однако ни подготовка к работе Государственного собрания, ни возвращение короны в Буду не смогли восстановить порядок в Венгрии. По всей стране продолжалось формирование вооруженных отрядов, венг. полки, расположенные в др. частях империи, возвращались на родину для ее защиты, продолжались переговоры о приглашении на трон новой династии. После смерти И. имп. Леопольд II сумел восстановить власть Габсбургов в Бельгии и положить конец беспорядкам в Венгрии, сохранив в империи большинство проведенных И. реформ и преобразований. Лит.: Mitrofanov P., von. Josef II: Seine politische u. kulturelle Tätigkeit. W., 1910. 2 Bde; Kann R. A. Werden und Zerfall des Habsburgerreiches. Graz, 1962; Winter E. Der Josefinismus: Geschichte des österreichischen Reformkatholizismus. B., 1962; Hajdu L. II. József igazgatási reformjai Magyarországon. Bdpst, 1982; Haselsteiner H. Josef II. und die Komitate Ungarns: Herrscherrecht u. ständischer Konstitutionalismus. W.; Köln; Graz, 1983; Gutkas K. Kaiser Josef II.: Eine Biographie. W., 1989; Beals D. Josef II. Сатв., 2009. 2 vol. К. Т. Медведева Рубрики: Ключевые слова: ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745)

http://pravenc.ru/text/673653.html

– Когда выходил этот журнал? – С 1785-го по 1788-й год, Карамзин и Петров его редактировали с 1786 года. Карамзин публиковал там свои переводы и некоторые оригинальные сочинения. Зрелое творчество Карамзина начинается с его европейского путешествия в 1789–1790 гг. Зрелое творчество Карамзина начинается с его европейского путешествия в 1789–1790 гг Все, наверное, знают его «Письма русского путешественника». Европейское путешествие Карамзина длилось 18 месяцев. Он путешествует за свой счёт, продав родному брату половину своей половины отцовского имения. Зачем он поехал в Европу – вопрос интересный и важный. Не буду пересказывать все версии, но, думаю, главным побудительным мотивом отправиться в путешествие было намерение написать книгу об этом путешествии. Это было литературное путешествие, оно так задумывалось изначально. Были, наверное, и другие цели, но они были побочными. Путешествует Карамзин в очень непростой период истории Европы: это начало Французской революции. В дороге он узнаёт о взятии Бастилии. За 18 месяцев он проезжает через Германию, Швейцарию, Францию, затем приезжает в Англию, а оттуда морем возвращается в Петербург. Для человека, который стремится повидать новые места, хроника его путешествия выглядит странно. Из 18 месяцев он почти 8 месяцев безвыездно сидит в Женеве. Некоторых исследователей это наводило на мысль, что известный нам по книге Карамзина маршрут его путешествия несколько сфальсифицирован. Но есть и другое, более правдоподобное, на мой взгляд, объяснение. Проезжая через Германию и Швейцарию, Карамзин вёл подробные дневники и потом в Женеве на основе этих дневников начал писать свою книгу. То есть в Женеве он занимался именно тем, ради чего и отправился в путешествие. Когда он вернулся в Россию и начал издавать «Московский журнал» в 1791-м году, у него уже была готова первая половина «Писем русского путешественника», охватывающая маршрут по Германии и Швейцарии. Разделы книги, где описаны путешествие по Франции и Англии, будут написаны позднее, а полностью книга будет опубликована только в 1801-м году.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/03/na_dan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010