В 1714 г. в конгрегации оратория Иисуса состояли 650 священников. К середине столетия, после событий, связанных с янсенистским кризисом (см. Янсенизм ), число О. сократилось почти в 2 раза. Во время Французской революции (1789-1799) франц. конгрегация О., как и др. религ. объединения, была ликвидирована. Незначительная часть О. приняла Гражданское устройство духовенства (франц. Constitution civile du clergé), неск. членов конгрегации погибли в тюрьме или на гильотине, остальным пришлось скрываться во Франции или покинуть страну. Возрождение конгрегации О. в 1852 г. связано с деятельностью франц. священников Альфонса Жозефа Гратри (впосл. член Французской академии) и Пьера Петето (до 1852 настоятель парижского прихода св. Роха, затем возглавил воссозданную конгрегацию О. в должности генерального настоятеля). 22 марта 1864 г. ораторий Иисуса был официально утвержден церковными властями. Однако по численности О. не смогли достичь уровня XVII-XVIII вв.: к 1900 г. число членов конгрегации оратория Иисуса едва достигало 100 чел. В 1901 г. в связи с принятием во Франции антицерковного законодательства О., не получившим разрешения светских властей на продолжение деятельности, пришлось приостановить работу на территории Французской республики. Многие члены конгрегации были вынуждены покинуть Францию и продолжить служение в Швейцарии. После окончания первой мировой войны и восстановления католич. структур во Франции О. возобновили свою деятельность: в 1920 г. в Монсу (близ Парижа) был организован ораторий. В 1922 г. под управление О. передали храм св. Евстафия (Сент-Эсташ) в Париже. В 1969 г. уставные документы конгрегации оратория Иисуса были пересмотрены в соответствии с решениями II Ватиканского Собора. К конгрегации О. принадлежали неск. представителей Французской академии: Гратри (1805-1872), кард. Адольф Луи Альбер Перро (1828-1906), кард. Альфред Анри Мари Бодрийяр (1859-1942), ректор Католического института в Париже. Член конгрегации О. пресв. Пьер Костабель (1912-1989) был директором Практической школы высших исследований.

http://pravenc.ru/text/2581469.html

Почему для нашего исследования проблема отношения гения к религии становится исключительно актуальной? Потому что гений был вождем социалистической революции, руководителем правящей партии, главой первого советского правительства. От него непосредственно зависел характер устроения церковно - государственных отношений в условиях становления новой государственности, новых основ жизни. Где же лежат истоки воинственной, богоборческой позиции Ленина, которые обусловили такую жестокую расправу над религией и, прежде всего, над православной Церковью в годы становления советской власти? Они лежат, естественно, в его мировоззрении, которое в зрелые годы во время эмиграции формировалось под воздействием, прежде всего западной философской (в основном материалистической и атеистической) мысли и, прежде всего - марксистской. Особенно высоко Ленин ставил атеизм французских материалистов XVIII века. Образцом бескомпромиссной и безжалостной расправы над религией он считал опыт Французской буржуазной революции. 1789 года. Будучи убежденным и преданным сторонником учения Маркса, называя его всесильным и верным, Ленин, однако, в вопросах отношения к религии проигнорировал заповедь Маркса о постепенном отмирании религии и недопустимости применения насилия в отношении ее. Но дело даже, по большому счету, не только в этом, а больше в том, что исторический опыт человечества показал: цивилизация рождается после того как родилась религия. Именно поэтому знаменитый английский историк Арнольд Тойнби назвал религию «куколкой цивилизации». Тойнби замети в то же время, что умирание цивилизации начинается с умирания господствующей в ней религии. В верности сделанных Тойнби выводов можно убедиться на разваливающемся сегодня Западе. Начало этому развалу положило западное христианство своей религиозной Реформацией и расколом Римской церкви на две враждебные части с последующим расхристианиванием всей индустриальной цивилизации. Дойти до понимания этих истин Ленин? к сожалению, не смог. А возможности несомненно были, но Ленин их не использовал. В зрелые годы он мог ознакомиться с тем, как развивались церковно-государственные отношения в России вплоть до Октябрьской революции, как осложнились эти отношения, прежде всего, по вине Самодержавной власти, в каком состоянии они находились накануне социалистической революции, какое влияние на народы России оказывала религиозная вера и т.д. Очень похоже на то, что религиозному вопросу в России, где подавляющее число населения было верующим, Ленин должного значения не придавал, считая его второстепенным и мало значимым. У него религиозный вопрос решался однозначно: «Карфаген должен быть разрушен», т.е.религия должна быть уничтожена. Других вариантов по отношению к религии у Ленина не было. Для него религия и социализм были несовместимы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/21/...

Цели масонства различными его представителями формулировались так: " защита прав человека и гражданина " , " борьба за политическое освобождение России " , " принципы французской революции 1789 года в их наиболее первобытном - не искаженном виде " , " объединение всех прогрессивных элементов " , " создание братской общности и моральное усовершенствование " . Один влиятельный масон (какое-то время - секретарь Великого Совета народов России) называл задачей организации согласование " действий разных политических партий, поскольку они борются против самодержавия " . Некий социал-демократ приглашал своего товарища по партии вступить в ложу в следующих выражениях: " Эта организация по своим задачам носит определенно революционный характер, она стремится к насильственному перевороту, она представляет собой значительную силу, будучи довольно широко распространена в интеллигентских кругах " . Есть свидетельство и такого рода: " Очень характерной для настроений подавляющего большинства организации была ненависть к трону, к монарху лично - за то, что он ведет страну к гибели " . Все вышеперечисленное достаточно ясно характеризует масонство как тайную политическую организацию, ставившую своей целью изменение существующего строя в либерально-демократическом духе. Причем ее характер давал возможность объединиться представителям разных слоев общества и членам различных левых партий, которые иначе не могли бы вступить в контакт друг с другом. Слова о " братском общении " не были лишь фразой. Многовековая история масонства выработала специфическую технику общения людей очень разного типа. Заседания лож состояли из обмена информацией и " дебатов " . " Дебаты " предполагали обсуждение насущных вопросов - в основном политических. Они помогали достигать единства взглядов. Если же " дебаты " принимали слишком острый характер, председательствующий их немедленно прекращал. Кроме того, Верховный Совет имел возможности влиять на отдельных членов (например, способствовать их успешной карьере), добиваясь таким образом нужного результата. " Братство " обязывало к взаимной поддержке абсолютно во всем (вплоть до аплодисментов " брату " на его публичных выступлениях). Все это сплачивало организацию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

P. 14). По условиям финансового соглашения 1561 г. требования короля принимали регулярный характер, королевская казна получила новый источник постоянного дохода (вплоть до Французской революции 1789-1799). Контракт, заключенный в Пуаси, был рассчитан на 16 лет (1562-1577). По его условиям духовенство было обязано сначала (с 1 янв. 1562 по 31 дек. 1568) ежегодно уплачивать 1,6 млн турских ливров, к-рые должны были пойти на выкуп отчужденного некогда королевского домена, а с 1 янв. 1569 г.- выкупать ренты парижского муниципалитета (rentes sur l " Hôtel de ville; о рентах см.: Schnapper B. Les rentes au XVIe siècle: Histoire d " un instrument de crédit. P., 1957) на сумму не меньше 700 тыс. турских ливров в год (Recueil des actes, titres et mémoires concernant les affaires du clergé de France. P., 1771. Vol. 9/1. P. 9; о контракте подробнее см.: Laferri è re J. Le Contrat de Poissy. P., 1905). Продолжая политику примирения, 17 янв. 1562 г. король издал «эдикт терпимости», согласно которому кальвинистам предоставлялась свобода собираться для богослужений без оружия за городской чертой. Гугеноты были ограничены в действиях во время католич. праздников и др. торжеств (Déclaration sur la repression des troubles nés à l " occasion de la religion réformée//Recueil général des anciennes lois françaises/Éd. F.-A. Isambert e. a. P., 1829. Vol. 14. P. 124-129). Однако уже в марте 1562 г. дворяне герц. Франциска Гиза напали на гугенотов, исполнявших в сельской риге религ. песнопения, 23 из них были убиты и ок. 100 ранены. «Резня в Васи» стала началом 1-й религ. войны (1562-1563). Хотя гугеноты оказались подготовленными к войне, она завершилась победой армии католиков. Согласно подписанному в Амбуазе мирному договору (19 марта 1563), гугенотам было дозволено собираться в пригородах лишь неск. крупных городов (кроме Парижа). Контроль за исполнением этого и последующих эдиктов о примирении с гугенотами возлагался на особых королевских комиссаров. Они должны были разбирать судебные дела, касавшиеся религ.

http://pravenc.ru/text/1681067.html

XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции , т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов . В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV . Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп). В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

А что это значит - христианское государство?.. В идеале это значит, что оно утверждает христианскую религию в качестве своей идейной основы. И, следовательно, подчиняет ей всю систему ценностей в государстве. Все цели, которые оно ставит перед собою. И, соответственно, весь государственный аппарат. Потому что не могут осуществлять эти цели представители государства, отвергающие их или их игнорирующие. Но если так, то христианское государство утверждает христианские начала и в системе образования, и в культуре, и в нравах населения. Что, конечно, никак не могло нравиться представителям религии денег. Им было нужно, чтобы люди учились торговать всем и вся и видели в этом свою свободу. Вот тогда вся власть будет принадлежать хозяевам денежного мира. И они утвердят свои ценности во всём и везде. Будут иметь, как писал Маяковский, бублик, а все остальные будут иметь дырку от бублика. Вот почему даже далёкие от идеала протестантские государства, которые были в наличии, не устраивали плутократов. Они, как и все вообще люди, стремились к лучшему. Но понимали его, конечно, по-своему. Они мечтали и думали о том, как осуществить в христианском мире вслед за протестантской революцией (деликатно названной «Реформацией») ещё одну революцию, которая обеспечила бы им путь ко всей полноте их власти на Земле. Им было нужно такое государство, которое выглядело бы самым совершенным из всех возможных и, вместе с тем, позволяло бы им поступательно и почти незаметно для людей увеличивать свою власть над ними. Но это была задачка, как говорится, не для средних умов. И, разумеется, не для тех умников, которые сочиняли свою «Энциклопедию». Нет, это была не «задачка», а величайшая и наитруднейшая задача. И, тем не менее, она была решена. Она была решена теми, кто презирал мирскую славу и предпочёл остаться за кулисами мировой истории. Попытка создания антихристианского государства в ходе «Великой французской революции» (1789-94 гг.) была заведомо неудачной. Эта революция лишь поначалу парализовала влияние католической Церкви во Франции, но затем оно восстановилось почти полностью. Да и власть перехватил какой-то наглец, сделавший себя императором. Разве об этом мечтали лучшие представители религии денег?..

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/18/...

Другими словами Вы хотите сказать, что результат трех месяцев кризиса это прообраз того, что может быть в цифровой экономике? Да, именно так. Ситуация принимает страшные очертания. В городах и в сельской местности есть люди, которым нельзя выходить на улицу и которым при этом уже нечего есть. У них нет денег на еду. Им жить не на что, ибо нет работы. Волонтеры работают на пределе, собирают крупы, сахар, хлеб. России сегодня при достатке в продуктах питания угрожает реальный голод. А если деньги уберут, а поступлений нет, нет работы, нет зарплаты. На что будут жить люди? Чтобы жить, нам вовсе не нужны высокие технологии. За прошедшие три месяца многим людям отрылось то, чего большинство из нас не замечало последние три с половиной года, прошедшие с запуска в России проекта цифровой экономики. А с чем можно было бы сравнить эту ситуацию? Например, в конце XVIII века во Франции серьезные экономические просчеты привели к страшному голоду. Великая Французская революция 1789 года была голодным бунтом. А голод снимает у людей страх перед властью. Происходит радикализация сознания и все тормоза отказывают. Тогда в XVIII веке и короля и не только его проводили на гильотину. Еще один пример – Германия. Тяжелейшие репарации по Версальскому договору, помноженные на массовую безработицу и голод в результате мирового кризиса 1929 года, привели в Германии к власти Адольфа Гитлера. В итоге погибли пятьдесят миллионов человек. В том числе миллионы людей умерли от голода в концентрационных лагерях. Каков же выход из этого положения? Ни в коем случае нельзя допустить в России безработицу и голод. Любой ценой не допустить. Чего бы это не стоило. России необходим ручной труд. Нужно массовое ручное производство. Веками мы жили на ручном производстве и при этом были сильной экономикой. Если государство декларирует заботу о своих людях, то забота, прежде всего, должна проявляться в организации рабочих мест. И параллельно должна быть забота о медицине, об образовании, о спорте. Примерно семидесяти процентам населения России вообще не нужны никакие высокие технологии. И это очень серьезная цифра. Но жить то этим людям надо.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/24/vernut...

Закономерным результатом подобного рода искусственного взращивания «Малого народа» по мнению О. Кошена и явилась Великая Французская революция: ««Великая работа», как говорил Малый Народ в 1789 г., совершилась. Жертва наконец повержена, связана по рукам и ногам, с кляпом во рту, не в состоянии ни двигаться, ни даже стонать. Тогда Малый Народ садится господином на это лежащее огромное тело, и кровопускание начинается. Начинает действовать революционное правительство - официальное, объявленное правление обществ мысли, Философии, Человечества, Свободных Людей, нового Града»(5). «Малый Народ завоевал, поработил большой народ, и навязал ему свои законы. И тотчас же начались изгнания, грабежи и убийства; ибо законы Малого Государства не годятся для большого»(6). Схожими мировоззренческими установками и мировосприятием, по мнению И.А. Ильина, отнюдь не оперировавшего категорией «Малый народ», отличались и русские революционеры конца XIX - начала XX веков: «Русская революция подготовлялась на протяжении десятилетий (с семидесятых годов) - людьми сильной воли, но скудного политического разумения и доктринерской близорукости. Эти люди, по слову Достоевского, ничего не понимали в России, не видели ее своеобразия и ее национальных задач. Они решили политически изнасиловать ее по схемам Западной Европы, «идеями» которой они как голодные дети объелись и подавились. Они не знали своего отечества; и это незнание стало для русских западников гибельной традицией со времен главного поносителя России - католика Чаадаева... Русские революционеры не понимали величайших государственных трудностей, создаваемых русским пространством, русским климатом и ничтожной плотностью русского населения. Они совершенно не разумели того, что русский народ является носителем порядка, христианства, культуры и государственности среди своих многонациональных и многоязычных сограждан. Они не желали считаться с суровостью русского исторического бремени (на три года жизни - два года оборонительной войны!) и хотели только использовать для своих целей накопившиеся в народе утомление, горечь и протест. Они не понимали того, что государственность строится и держится живым народным правосознанием и что русское национальное правосознание держится на двух основах - на Православии и на вере в Царя. Как «просвещенные» неверы, они совершенно не видели драгоценного своеобразия русского Православия, не понимали его мирового смысла и его творческого значения для всей русской культуры. Они не видели тех опасностей, которые заложены для России - в неуравновешенности русского темперамента, в незрелости русского добродушного, по-детски увлекающегося и шаткого характера и в его многосотлетней непривычке активно и ответственно строить свое государство. Они не понимали, что западные демократии держатся на многочисленном и организованном «среднем сословии» и на собственническом крестьянстве и что в России нет еще ни того, ни другого.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/25/...

…на панихиде по Мерсье.  – Дезире Мерсье (1851–1926) – бельгийский кардинал, религиозный философ-неотомист и церковный деятель. И с отвращением читая жизнь мою…  – Из стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…»; 1828). …разные Ставрогины и Свидригайловы… Власы…  – Герои романов Достоевского «Бесы» (Ставрогин) и «Преступление и наказание» (Свидригайлов). Павел Власов – главный персонаж романа М. Горького «Мать». Линялый мизерабль…  – Мизерабль (фр. miserable) – жалкий, ничтожный человек. Клод Лоррен (1600–1682) – французский живописец-пейзажист. …призрачная жизнь за стенами – Филемона и Бавкиды.  – Филемон и Бавкида – в греч. мифологии супружеская чета, благочестивая и любящая; боги наделили их долголетием и дали возможность умереть в один день. …либертэ, эгалитэ, фратернитэ… (фр. liberite, egalite, fraternite) – Свобода, Равенство, Братство; лозунг Великой французской революции 1789–1794 гг. Царь Давид ( 8 ) Литературно-политическое издание «Новый журнал». Нью-Йорк, 1945. Печ. по этому изд. Републикация в газете «Русская мысль». Париж, 1961. 6, 11, 13 авг. В книгах житийная повесть не издавалась. Царь Давид (конец XI b. – ок. 950 до н. э.) – второй царь Иудеи (после гибели Саула), основатель Израильско-Иудейского государства. История его жизни и деяний подробно излагается в Ветхом Завете Библии – в Книгах Царств и Книгах Паралипоменон, которые Зайцев цитирует в повести. Царствует же Саул.  – Саул в XI b. царствовал в Иудее сорок лет и погиб от собственного меча после неудачной битвы с филистимлянами при Гелвуе («Тогда Саул взял меч и пал на него»). История его жизни и царствования описана в Первой Книге Царств (гл. 9–31). Пророк Самуил – знаменитейший из судей израильских и народный герой, живший в XI b. до н. э.; основатель «пророческих школ» – религиозно-нравственных просветительских братств. Самуил тайно нарек Давида царем Иудеи еще при жизни царствовавшего Саула, превратившегося в самоуправного деспота. О деяниях судьи-преобразователя рассказывается в Первой Книге Царств; ему приписывается авторство библейской Книги Судей.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Поэтому было предложено разрушить все монархии и установить во всем мире власть политиков-временщиков, которые бы реализовывали бы примат политики над экономикой на практике. В 1784 году в городе Веймаре собрались немецкие приверженцы примата политики над экономикой. Среди них был великий немецкий поэт Йоганн Вольфганг фон Гете. В трагедии «Фауст» он описал замысел выпустить необеспеченные деньги и на них собрать у себя все золото: «один билетик ста монетам равняется теперь». Благодаря Йоганну Вольфгангу фон Гете мир уже на протяжении двухсот лет знает о том, что приверженцы примата политики над экономикой выпускают необеспеченные деньги и скупают на них золото. В 1787 году одна из ячеек примата политики над экономикой под руководством видного теоретика этого примата Адама Вайсхаупта была раскрыта и изгнана из Баварии. Власти Баварии издали книгу с документами, свидетельствовавшими о планах ячейки по свержению монархий, и разослали ее всем правительствам Европы. Французский король Людовик XVI не внял этому предупреждению и вскоре попал на гильотину. Адам Вайсхаупт со своей командой перебрался из Баварии в город Гота, где правил герцог Эрнст II Саксен-Гота-Альтенбургский (его псевдоним в ячейке А.Вайсхайпта был «Тималеон»). Этот герцог был единственным монархом Европы, который поддержал революцию во Франции в 1789 году. Так в 1787 году город Гота стал европейской столицей примата политики над экономикой. Это важное обстоятельство. Правители Готы помогали тем, кто выступал за установление примата политики над экономикой, а те отвечали им взаимностью, правда, в своих собственных интересах. Умер А.Вайсхаупт в Готе в 1830 году уже при правлении Эрнста I, первого герцога Саксен-Кобург-Готского (1784-1844). Именно этот монарх основал Саксен-Кобург-Готскую династию, которая сегодня правит в Великобритании и ряде других европейских государств. У герцога Эрнста I было 9 братьев и сестер. Приверженцы примата политики над экономикой небескорыстно продвигали всех членов этой семьи на европейские троны.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/kultur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010