Филофей (Нерко) , И. Ермоченко, В. Витушко, Н. Красовский, Б. Стрельчик. 9 сент. 1941 г., на первом заседании рады, был принят меморандум к центральным властям в Берлине, в к-ром предлагалось хиротонисать во епископы белорусов архимандритов Феофана (Протасевича), Филофея (Нерко) и Афанасия (Мартоса) . Нем. власти поддержали эти предложения. 3 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, усвоивший архиеп. Пантелеимону титул митрополита и принявший решение разделить Белоруссию на 6 епархий: Витебскую и Полоцкую во главе с Афанасием (Мартосом), Гродненскую и Белостокскую во главе с архиеп. Венедиктом (Бобковским), Минскую во главе с митр. Минским и всея Белоруссии Пантелеимоном, Могилёвскую и Мстиславскую во главе с еп. Филофеем (Нерко), Новогрудскую во главе с еп. Вениамином (Новицким), Смоленскую, к-рую должен был возглавить после пострижения в монашество и возведения в епископский сан прот. Симеон (Севбо). Собор принял церковный устав и постановил открыть кратковременные пастырские курсы в Минске, Гродно и Жировицах, а к осени 1942 г.- возобновить деятельность ДС и решить вопрос материального обеспечения духовенства. Зам. митр. Пантелеимона был назначен еп. Филофей. Собор завершился избранием Синода, в состав к-рого вошли: его глава митр. Пантелеимон, архиеп. Венедикт, епископы Филофей и Афанасий. При учреждении епархий не было учтено территориально-адм. деление Белоруссии, проведенное оккупационными властями, по к-рому Брестчина была присоединена к Рейхскомиссариату Украины, Гродненщина - к Вост. Пруссии, Витебщина и Могилёвщина входили в военную полосу и находились под управлением военных. Эти обстоятельства затрудняли управление названными территориями. 28 мая 1943 г. в Гомеле состоялся съезд местного духовенства, на к-ром было принято решение просить митр. Пантелеимона об учреждении в Гомельской обл. самостоятельной епархии. Ходатайство было удовлетворено: бывш. Гомельское вик-ство Могилёвской епархии обрело статус епархии с титулом правящего архиерея «Гомельский и Мозырский».

http://pravenc.ru/text/77856.html

Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия). Из бедной белорусской, крестьянской семьи. После окончания 7– классной народной польск. школы поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сентябрь 1939 г. учился на православном Богословском факультете Варшавского университета. Переехав в Минск, с ноября 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиепископа (с марта 1942 митрополита) Пантелеймона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилевского архиепископа Филофея (Нерко). За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. немецкие власти отстранили митр. Пантелеймона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский монастырь, после чего Виталий Боровой уехал в Нестеровку. Минским архиепископом Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 ноября – во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 19451946 гг. по поручению архиепископа Василия свящ. Виталий Боровой возглавил организацию богословских курсов в Жировицком монастыре, впоследствии преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 19471954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея. В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магистерскую диссертацию, за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного доктора богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании профессора богословия ЛДА по кафедре западных исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре западных исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия - 7 апр. 2008, Москва), протопр. Из бедной белорус. крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польск. школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939 г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсеньева , М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко) . За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеимон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.- во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре , впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/153213.html

– А скажите, отец Аркадий, что выше – жизнь деятельная, как вот в киновии или общежитии, или в одиночестве, в затворе или на пустыньке? – Всему свое время. Новоначальному надо идти в общежитие, чтобы его перетерло. Вон камни на берегу озера или моря бывают угловаты и востры, а потом как попадут в воду, потершись друг об друга, так отшлифуются, что как яйцо или шарик становятся. Так вот общежитие перетирает наши угловатости и испытывает наше смирение, терпение, безгневие, нестяжание. А когда все эти добродетели станут нам обычны, тогда только можно устремляться на одиночество, уже в годах, лет к пятидесяти, а раньше это только прихоть, и суета, и многомнение. А вот если кто обтерся и с молитвой Иисусовой свыкся, тому можно и даже должно идти на одиночество и готовиться к переходу в мир иной, духовный. Ибо в чем застану, в том и сужду. Кто, как мудрые девы, всегда будет наготове и в молитве Иисусовой, имеет масло для факела своей души, тот и переходит в мир иной готовый и призываемый. Вот о такой-то кончине мы и просим в ектениях: Христианских кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове... Вот какова молитва Иисусова. Подвизающийся в ней право – бывает смирен, прост, радушен, благостен. Чего же более мы можем желать? Стояло чудное летнее утро. На синем небе горели золотые кресты храмов, белых, розовых, светло-желтых. В яркой зелени деревьев пели птицы. Мирная радость была разлита повсюду. Нина Николаевна М. Нерко-ерви Я сидел с Ниной Николаевной на балкончике лесной дачи в Нерко-ерви, среди громадных лесов, тянущихся от Куомио на юг, к тундрам Лапландии. Дача стояла одна в дремучем лесу, на берегу тихого озера. Солнце садилось и золотило тихие воды. Я постоянно любовался озером и игрою красок на нем. Утром оно было темно-синее в сумерках рассвета, потом розовое на заре, затем золотое, зеркальное, голубое, к вечеру опять золотое, затем красное, фиолетовое, черное. Голубое небо было безоблачно. Какие-то птички щебетали в лесу. С клумб тянуло ароматом цветов и свежестью озера. Муж Нины Николаевны и дети уже легли спать, только мы оставались еще на балкончике, любуясь сменой красок на озере. Белая ночь царила во всей красоте.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/na-vys...

В 30-х гг. XX в., после ликвидации слуцкого Свято-Троицкого мон-ря, мощи Г. были перевезены в Минск, находились в Музее атеизма, в 1942 г. их удалось перенести в кафедральный Преображенский собор Минска. В 1943-1944 гг. свящ. Алексий Зноско, настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Свислочь, написал акафист мч. Гавриилу. В нач. 1944 г. по благословению митр. Пантелеимона (Рожновского) о. Алексий отделил частицу от мощей св. мученика и разделил ее на 3 части. 1-я частица предназначалась для прихода в Свислочи; 2-я частица в мае 1944 г. была вставлена в крест, хранившийся в Успенской ц. в Заблудове, где возобновились богослужения; 3-я частица предназначалась для гродненского Покровского собора. В кон. июня - нач. июля 1944 г. Минский архиеп. Филофей (Нерко) (Белорусской Автокефальной Церкви) поручил Смоленскому еп. Стефану (Севбо) доставить мощи Г. в Гродно. Не имея возможности исполнить это поручение, еп. Стефан уговорил сделать это нем. генерала СС. Из гродненского гестапо прот. Феодор (Валиковский) и протодиак. Филипп (Рубан) перенесли гроб с мощами Г. в Покровский собор Гродно и поместили его в подземной части храма. 21-22 сент. 1992 г. по благословению Гродненского и Волковыского архиеп. Валентина (Мищука) (РПЦ) и Белостокского и Гданьского архиеп. Саввы (Грыцуняка) (Польская Православная Автокефальная Церковь) мощи Г. крестным ходом были перенесены из Покровского собора Гродно в Николаевский собор г. Белостока, где почивают в наст. время. С 1993 г. ежегодно 2-3 мая мощи Г. переносят из Белостока в Заблудув, где у открытой раки совершаются торжественные богослужения. Частицы мощей младенца-мученика хранятся в Гродно - в Покровском соборе и в Рождество-Богородицком жен. мон-ре. В 2003 г. на окраине Зверков была освящена ц. во имя Г. (строительство шло с 1995). При храме будет создан жен. мон-рь, куда в будущем планируется перенести мощи святого. 3 мая 2003 г. рака с мощами Г. крестным ходом на 1 день была принесена в новоосвященный храм в Зверках. Г. считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства правосл. молодежи в Польше.

http://pravenc.ru/text/161257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Бондарь Леонид Фаддеевич; 24.04.1913, мест. Меречь (ныне г. Мяркине, Литва) - 24.01. 1999, Оренбург), митр. Оренбургский и Бузулукский. Род. в семье псаломщика (впосл. протоиерея). В мае 1935 г. окончил Виленскую ДС, в 1939 г.- правосл. богословский фак-т Варшавского ун-та. Получил степень магистра богословия. В 1940 г. поступил послушником в вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , где прислуживал на клиросе до 1942 г. 25 дек. 1943 г. в Минске Могилёвским и Мстиславским архиеп. Филофеем (Нерко) пострижен в монашество с именем в честь свт. Леонтия Ростовского. На следующий день рукоположен архиеп. Филофеем во диакона, 2 янв. 1944 г.- во иерея. Служил священником в Минске и в дер. Холхло Вилейской, позднее Молодечненской обл., где проживала семья его родителей. В 1946 г. назначен ректором богословско-пастырских курсов, открытых при Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре , был возведен в сан игумена. В 1947 г., после преобразования курсов в Минскую ДС, временно исполнял обязанности ректора семинарии. В июле того же года назначен священником храма в дер. Холхло, затем - в дер. Ястрембель Брестской обл., где настоятелем был его отец. С нояб. 1949 г. инспектор Минской ДС. Одновременно с инспекторской деятельностью преподавал в семинарии Свящ. Писание ВЗ, составил по этому предмету пособия для всех классов. В июле 1953 г. назначен наместником Жировицкого мон-ря, возведен в сан архимандрита. 10 авг. 1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского. Хиротонию в минском кафедральном Свято-Духовом соборе возглавил Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов) . Стал викарием Минской епархии. 19 сент. 1960 г. в связи с переходом митр. Питирима на Ленинградскую кафедру назначен временно управляющим Минской епархией (до 16 марта 1961). 5 мая 1961 г. назначен епископом Новосибирским и Барнаульским. Во время архиерейского служения в Сибири пытался противостоять антицерковной кампании, развязанной в годы правления Н.

http://pravenc.ru/text/2463513.html

приходами в Зап. Европе. 13 окт. 1928 г. на своей вилле Видёре близ Копенгагена скончалась вдова имп. Александра III Мария Феодоровна; на следующий день в храме св. Александра Невского в Копенгагене была отслужена первая панихида. Похороны состоялись 19 окт. в кафедральном соборе г. Роскилле в фамильной усыпальнице дат. королевского дома. Отпевание, на к-ром присутствовали представители королевских домов Европы, русской эмиграции и европ. правительств, совершал митр. Евлогий. Предсмертное пожелание императрицы, неоднократно высказывавшееся ею и ранее, было о перенесении ее останков в Россию. Иером. Феофан (Лукьянов), настоятель ц. св. Александра Невского в Копенгагене. Фотография. 2003 г. Иером. Феофан (Лукьянов), настоятель ц. св. Александра Невского в Копенгагене. Фотография. 2003 г. В сер. 60-х гг. ХХ в. группа влиятельных прихожан связалась с архиеп. Гамбургским Филофеем (Нерко) с просьбой принять правосл. приход св. Александра Невского в юрисдикцию РПЦЗ. Архиеп. Филофей удовлетворил просьбу прихожан и послал действующему копенгагенскому священнику уведомление об отстранении его от руководства общиной, обещая вскоре прислать в Д. «синодального» священника. Власти Д. были втянуты в разбирательства, прошло неск. судебных процессов. В 1974 г. Верховный суд принял окончательное решение: ни архиеп. Филофей, ни РПЦЗ не могут претендовать на здание собора и приход в Копенгагене. Однако в 1984 г. по решению приходского собрания собор перешел в подчинение РПЦЗ и находится в ее юрисдикции до наст. времени. Часть прихожан, несогласная с этим решением, покинула общину. Поскольку во 2-й пол. ХХ в. приход св. Александра Невского стал многонациональным за счет перешедших в Православие датчан, а также приехавших в Д. правосл. греков, эфиопов, сербов, румын и др., прихожанами был поставлен вопрос о совершении богослужения на датском языке. Вопрос языка стал причиной нового разделения - в 2001 г. небольшая группа прихожан покинула общину, основав с благословения архиеп. Евкарпийского Сергия (Коновалова) приход в честь Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/171341.html

духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь . Большинство правосл. общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление к-рой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эст. приходов ( Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь (см. ст.: Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), герм. власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, к-рые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Кончаю писать о молитве, трудись в молитве. Господь даст молитву молящемуся. Аминь». Приведенные выдержки из письма схиигумена Иоанна, где главное место уделялось умному деланию как центру иноческой жизни, служат примером тех наставлений, какие о. Иоанн мог обратить и к монахине Марии. Как уже было отмечено, что у нее была дача в Трэсщенде, где они с Верой проводили лето и где ничто не мешало ей всецело предаться тому единственному, ради чего инок отрекается от мира, - соединению с Господом через призывание Божественного Имени Господа Иисуса Христа. Впечатление о той обстановке, которая могла сопутствовать ее занятию умным деланием, можно составить из описания схожих обстоятельств жизни одной женщины, с которой познакомился автор сборника рассказов о делателях Иисусовой молитвы С.Н. Большаков. Вот это описание: «Сидел я с Ниной Николаевной на балкончике лесной дачи в Нерко-ерви, среди громадных лесов, тянущихся от Куомио на Юг, к тундрам Лапландии. Дача стояла одна в дремучем лесу, на берегу тихого озера. Солнце садилось и золотило тихие воды. Я постоянно любовался озером и игрою красок на нем. Утром оно было темно-синее в сумерках рассвета, потом розовое на заре, затем золотое, зеркальное, голубое, к вечеру опять золотое, затем красное, фиолетовое, черное. Голубое небо было безоблачно. Какие-то птички щебетали в лесу. С клумб тянуло ароматом цветов и свежестью озера. Муж Нины Николаевны и дети уже легли спать, только мы оставались еще на балкончике, любуясь сменой красок, белая ночь царила во всей красоте. - У вас так тихо, Нина Николаевна, словно на другой планете или триста лет тому назад, когда народу было мало, не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни аэропланов. Но и тогда люди, искавшие тишины, уходили дальше на север, на острова Ледовитого Океана, в Соловки. - Я здесь только и отдыхаю душой, Сергей Николаевич. Здесь нет никого, озера и леса, ни городов, ни деревень. В большом городе жить так тяжело: шум, отравленный воздух, суета, многолюдство. А где люди, там всегда интриги, зависть, клевета и т. и. Когда я была молода, вся эта суета и шумиха мне нравилась. Внешнее я принимала за настоящее. И, конечно, ошибалась. Мой первый брак был глубоко несчастен. Мой муж был красив и умен, но поверхностен, беспорядочен, без веры и принципов. Когда все это кончилось трагедией, я вернулась к вере. Я поехала на Валаам, к о. Иоанну, спросить совета. «Знаете что, раба Божия, - сказал он, - не убивайтесь, что все развалилось и жизнь кончена. Вы молоды, и многое еще может измениться, а потом Господь никогда не попускает испытаний выше сил. Всегда это помните... Вам кажется, что крест Ваш тяжел, а я, как Старец, такие слышу часто ужасы, что Вам грех Бога гневить. Молитесь чаще да хоть изредка повторяйте молитву Иисусову и предайте себя воле Божией, и Господь Бог Сам укажет Вам путь, по которому идти; тогда придите ко мне, и я скажу что сумею».

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/02/...

Кандидатом на новую кафедру был определен настоятель Гродненского кафедрального собора вдовый прот. Георгий Боришкевич (в монашестве Григорий). Его епископская хиротония была совершена 18 сент. 1943 г. в Вене епископами РПЦЗ во главе с митр. Анастасием (Грибановским). По возвращении в Гродно еп. Григорий попросил митр. Пантелеимона принять его в состав белорус. епископата, что и было сделано синодальным постановлением, но из-за приближения фронта в Гомель еп. Григорий поехать не смог. Нем. власти настаивали на провозглашении автокефалии Белорусской Церкви, для этого необходимо было отстранить от управления ею митр. Пантелеимона - противника автокефалии. В кон. мая 1942 г. он был вызван в Генеральный комиссариат, где начальник политического отдела Л. Юрда объявил об увольнении митр. Пантелеимона на покой и передаче управления церковными делами еп. Филофею (Нерко). 2 июня 1942 г. митр. Пантелеимон со своим келейником был увезен сотрудниками СД в Ляданский Благовещенский мон-рь, где находился до осени 1942 г., затем нем. власти перевезли его в г. Вилейка. 30 авг. 1942 г. торжественным молебном в главном храме минского Преображенского мон-ря открылся Всебелорусский Собор правосл. Церкви. К назначенному сроку прибыли делегаты из 2 епархий: Минской и Новогрудской. В Витебской, Могилёвской и Смоленской епархиях, находившихся в прифронтовой полосе, церковная жизнь к тому времени не была налажена, поэтому выборы делегатов на Собор там не проводились. Территория Гродненско-Белостокской епархии нем. властями была присоединена к Вост. Пруссии, и ее правящий архиерей владыка Венедикт, исполнявший также обязанности Экзарха Вост. Пруссии, на Собор не приехал и не прислал ни одного делегата. На Соборе был утвержден статут «Святой православной Белорусской автокефальной Церкви». В § 113 статута говорилось, что объявление автокефалии последует после признания ее всеми Поместными Православными Церквами. На Соборе были составлены соответствующие письма к Предстоятелям 10 Поместных Церквей, но письма не были подписаны и отправлены.

http://pravenc.ru/text/77856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010