Учитывая приведенные высокие оценки, вполне справедливо можно было бы предполагать наличие высокой степени исследованности как жизни, так и трудов свт. Филофея (Коккина). Однако, еще в 1891 г. известный ученый византинист, академик Ф. И. Успенский в своих «Очерках по истории византийской образованности» писал, что «деятельность Филофея… этого ревностного защитника учения Паламы, который не задумался признать его святым, когда еще не успокоилось волнение умов и церковный раздор был в разгаре, заслуживала бы специального исследования. К сожалению, многие его сочинения остаются в рукописях, так что его значение в политической и церковной жизни эпохи представляется весьма бледным» 7 . Таким образом, понимание высокой значимости личности и деятельности свт. Филофея в разных аспектах опережает знание и понимание его биографии и сочинений. Такая ситуация представляется нам научно-историческим парадоксом. Вышесказанное обусловило выбор объекта и предмета для нашей работы. Объектом нашего исследования выступает личность свт. Филофея, а предметом изучения являются его жизнь и труды. При этом критерием нашей работы будет являться полнота сведений о жизни святителя в контексте событий эпохи и о перечне его трудов с приведением по возможности косвенной информации, которая может дать более полное понимание обстоятельств жизни и условий формирования личности свт. Филофея. Что касается трудов, то нас интересует составление их систематизированного перечня. На это нас подвигло указание А. Г. Дунаева в Библиографии, где указывается об отсутствии «научного и даже полного перечня сочинений» свт. Филофея (Коккина) 8 . Основными критериями для классификации трудов свт. Филофея будут использованы следующие: тематика сочинения, год написания, информация о том, издано то или иное сочинение или остается в рукописях. Хронологические рамки нашего исследования определяются периодом жизни свт. Филофея (Коккина), который относится к XIV столетию. Предмет нашего исследования в той или иной степени рассматривался в научных трудах. Рассмотрим историографию исследовательских работ по нашей теме. Для оценки степени изученности темы в первую очередь мы воспользовались перечнем трудов из Аннотированной библиографии по исихазму А. Г. Дунаева 2004 г. 9 (см. таблицу 1 ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

– Параграфы Синодика в Неделю Православия; – Редакции литургии и диаконской службы; – Учительное Евангелие; – Больше 20 богословских трактатов; – 8 объемистых житий; – Слово о захвате Ираклеи; – 17 учительно-гомилетических сочинений; – 19 грамот по делам Руси; – Более 40 молитв и гимнографических произведений (каноны, службы святым, тропари, прокимны, припевы и т.п.). 2 раздел данной главы называется «Гимнография как вид творчества». Здесь рассматривается значение гимнографических произведений, их связь со Св. Писанием, Преданием, искусством в историческом ракурсе, приводится анализ строения гимнографических произведений и исторические изменения в способах написания. Личность свт. Филофея здесь упоминается косвенно, говорится, что «в форме канона написано большинство гимнов патриарха Филофея» (С. 129, строка 9), а в качестве примера приводится литературный анализ канона святителя «В общей нужде». 3 раздел главы – «Гимнография у славян», в ней творчество и личность свт. Филофея (Коккина) не упоминаются. 4 раздел главы – «Гимны и молитвы патриарха Филофея». Здесь предлагается классификация гимно- и эвхографических произведений святителя по тематическому принципу. Далее следует подробный литературный анализ произведений с примерами текстов. Г. М. Прохоров выделяет особенность данного вида творчества святителя, называя ее «церковной гражданственностью» (С. 144, строка 17), и указывает на «композиционные вольности» (С. 145, строки 23–24) святителя, например, иногда два последних тропаря канона он делает Богородичными. В этих вольностях, отмечает автор книги, «Филофей был самостоятелен и, не имея предшественников, не имел и последователей» (С. 145, строки 28–29). Исследователь разбирает традицию акростиха у свт. Филофея (Коккина) и другие характеристики. 5 раздел главы – «Гимны Филофея на Руси». Здесь речь идет о переводах и переводчиках произведений святителя, указываются темы произведений, вошедших в литературное наследие Руси (особо выделяется здесь тема мира и единства), творчество свт. Филофея рассматривается в историко-политическом контексте. Далее автор указывает на литургическое нововведение – в тексте Псалтыри полиелейные припевы к стихам псалмов, которые предварили собою «наши так называемые «величания», неизвестные ни у греков, ни у южных славян» (С. 158, строки 6–7). Завершается раздел (на С. 159–173) перечнем произведений патриарха Филофея, переведенных на славянский язык, с указанием греческих оригиналов и списков славянских переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Статья пятая Показание двадесять первое: о молитве Пресвятому Духу, творение святейшего патриарха Константинаграда Филофея Содержание Выписав несколько слов из книги Увет, где говорится, что в числе молитв Троицкой вечерни молитва патриарха Филофея «зде прибавлена в недавних летех, с переводов киевских», и что поэтому, «яко новоприложенная ныне в грекороссийской церкви и не читается» (как сказано потом и в Пращице, в отв. 153), инок Никодим приводит свидетельства из некоторых старописьменных и старопечатных книг, где молитва патриарха Филофея положена, и потом делает такое заключение: «Отсюду познавается, яко оная молитва Пресвятому Духу, творение святейшаго патриарха Константинаграда Кир Филофея, бывшего по Рождестве Христове четыренадесятого столетия, издревле, вящьше трехсот лет в восточной, таже с греческого на славянороссийский язык преложившися, и в грекороссийской церкви всеобдержно чтяшеся, о чем якоже в велицем Требнике Петра, пореклу Могила (на листе 23, второго исчисления) засвидетельствовася, сице в Пращице (в ответе 153 на л. 248), напечатано суть, яко до бытия Филофеева, ни в греческих, ни в русских древнеписьменных, и в харатейных тоя новоприложенныя молитвы вестма не было, и быти прежде его невозможно, почему якоже о отложении, тако и о свидетельстве, еже во Увете (на обороте л. 191) напечатано, зело сомневаемся». Замечания на двадесять первое показание Достойно удивления это показание инока Никодима. Сам он пишет, что Кир Филофей патриарх Константинопольский жил в четырнадцатом столетии, и сам согласен с сказанным в Пращице, что до бытия Кир Филофея, т. е. до четырнадцатого столетия, сотворенной им молитвы не было и быть не могло; а между тем выражает зельное сомнение «о свидетельстве Увета, что молитва сия «яко новоприложенная» в наших старопечатных книгах «с переводов киевских, ныне в грекороссийской церкви не читается». Что в греческих богослужебных книгах не находится молитвы п. Филофея, это свидетельствуется в приведенных самим Никодимом словах из Требника Петра Могилы : «вестно буди, яко в эллинских зводех» нет молитвы Филофея, «мы же, в российской церкви, прилагаем сию молитву». Никодим, очевидно, верит этому свидетельству, и однакоже смело утверждает, что будто бы она «в восточней церкви всеобдержно чтяшеся». И хотя в том же Требнике Петра Могилы говорится, что в российской церкви приложена молитва Филофея «яко во всех словенских древних зводех обретающаяся», но никак нельзя сказать, чтобы и у нас, в российской церкви, она «всеобдержно» употреблялась, разумеется, после четырнадцатого столетия (ибо ранее этого столетия, как сказано,и самой молитвы не существовало): во многих древлеписьменных и в некоторых древлепечатных славянских Служебниках и Потребниках ея не находится. Укажу для примера следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Во 2 пол. XX в. большой вклад по изучению сочинений свт. Филофея (Коккина) и письменных памятников его эпохи внес специалист по древнерусской и византийской литературам Г. М. Прохоров. Помимо уже указанной выше работы мы обнаружили еще 7 его трудов, так или иначе относящихся к нашей теме. Такого исследовательского интереса к предмету нашей работы мы не находим больше ни у одного из зарубежных и ни у одного из отечественных авторов вплоть до настоящего времени. Все указанные 8 публикаций Г. М. Прохорова относятся к материалам научного сборника «Труды Отдела древнерусской литературы» Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Самая ранняя из них – работа под названием «Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.» 1968 г. 16 , где свт. Филофей (Коккин) рассматривается как представитель политического исихазма. Далее по времени публикации следуют 2 труда 1972 г.: «Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» 17 и «К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина» 18 . Если «Прение…» не дает нам практически никакой информации о святителе, то в статье «К истории…» автор подробно изучает литургическое творчество свт. Филофея, в частности приводится классификация его гимнов и молитв по тематическому признаку. В 1979 г. были опубликованы также 2 исследования: «Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе» 19 и «Филофей Коккин о пленении и освобождении ираклиотов» (см. выше) 20 . Ситуация здесь аналогична с предыдущими 2 работами 1972 г.: если «Сочинение Давида…» лишь косвенно упоминает свт. Филофея, то во втором труде подробно излагается история захвата г. Ираклеи, которая имела большое значение в жизни святителя, а также приводится молитва , составленная свт. Филофеем на основе этого исторического события. В 80-х гг. автор начинает изучать эпоху Куликовской битвы и поэтому выходит работа в 1983 г. под названием «Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы» 21 , где рассматривает гимны и молитвы свт. Филофея (Коккина). Наконец, в 2000-х гг. мы находим еще 2 работы Г. М. Прохорова, посвященные уже непосредственно сочинениям свт. Филофея: это исследование под названием «Гимнографический триптих патриарха Филофея по греческим и древнерусским спискам и в современном переводе» 2008 г. 22 и работа «Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе (с приложением перевода на современный русский язык)» 2009 г. 23 Все эти работы за исключением труда «Исихазм и общественная мысль…» были совместно переизданы в научном издании «”Так возсияют праведники…”. Византийская литература XIV в. в Древней Руси» в 2009 г. 24 , которым мы и будем пользоваться в ходе нашей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В дополнение к вышесказанному отметим, что в ходе проведения обзора библиографии о свт. Филофее (Коккине) были переведены некоторые исследовательские материалы с английского и греческого языков, благодаря чему они стали доступны для русскоязычного читателя. К этим материалам относятся: Статья Т. Пино «A spiritual legacy for Holy Rus’…» 2015 г. (полный перевод с англ. яз. – см. в приложении на С. 318); Работа В. Дентакиса «Βος κα κολουθα το γου Φιλοθου…» 1971 г. (перевод с греч. яз. части текстологических материалов, относящихся к тексту жития свт. Филофея – см. в приложении на С. 295); Монография М. Митреа «A Late-Byzantine Hagiographer…» 2017 г. (подробный пересказ содержания 1 части работы, посвященной биографии и сочинениям свт. Филофея – см. в обзоре монографий на С. 86); Монография Д. Цендикопулоса «Φιλοθος Κκκινος, Βις κα ργο» 2001 г. (перевод содержания и приложения с хронологией жизни и написания сочинений свт. Филофея – см. в обзоре монографий на С. 139 и в приложении на С. 341 соответственно). Теперь переходим к 2 главе нашей работы, посвященной составлению биографии свт. Филофея и классификации его сочинений. Глава 2. Жизнь и труды святителя филофея (Коккина) 2.1. Биографические сведения о свт. Филофее (Коккине) Сведения о свт. Филофее (Коккине), полученные при обзоре библиографии в 1 главе нашей работы, были сведены в единый массив биографической информации в том хронологическом порядке, который применяется в монографии М. Митреа. При составлении данного текста мы постарались избегать устаревших научных данных, которые нам встречались в источниках и литературе, а также смысловых и временных лакун, насколько это было возможно. Результаты этой работы представляем в настоящей главе. Текст, представленный ниже, представляет собой завершенное жизнеописание свт. Филофея (Коккина), разработанное в научно-популярном стиле на основе последних данных современной науки. Итак, переходим к самому тексту биографии свт. Филофея (Коккина). Биография свт. Филофея (Коккина)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Вообще последняя четверть XIV и первые годы XV в., пока жил и действовал митрополит Киприан, были, по-видимому, временем самого активного усвоения Русью творений патриарха Филофея (не только гимнов и молитв, но и его редакции литургии, Учительного Евангелия» а также прозаического «Предания своему его ученику»). Своими гимнами и молитвами Филофей имел, несомненно, влияние на направление и характер однородного творчества славянских авторов, в первую очередь своих ближайших последователей – таких как Евфимий Тырновский и митрополит Киприан. Но кое в чём его литературное воздействие распространялось гораздо более широко. Сравнительно недавно в научной литературе была высказана интересная мысль о том, что агиографический стиль «плетения словес» был в церковнославянской литературе выработан под воздействием стиля переводных гимнографических произведений трёх константинопольских патриархов, защитников исихазма – Исидора, Каллиста и Филофея 64 . Уверенней судить об этом можно будет лишь тогда, когда мы будем больше знать об этих переводах. Одно из литургических нововведений Филофея вызвало на Руси чуть ли не особый жанр: О. Антонин (Капустин ?) в XIX в. нашёл в славянской Псалтыри на Афоне перечисление полиелейных «припелов» к стихам псалмов, озаглавленное как «Творение кир Филофеа» и «любопытное для нас, – как он пишет, – тем, что оно предварило собою наши так называемые «величания», неизвестные ни у греков, ни у южных славян» 65 . Переводы гимнов и молитв патриарха Филофея являлись для современников на Руси литературным дополнением живописных работ Феофана Грека, Андрея Рублёва. Эти тексты читались и пелись перед иконами и фресками во времена татарских набегов, княжеских междоусобиц, болезней, голода, засух, пожаров, при эпидемиях, «в общих напастех», в дни целого ряда праздников и в будни – соборно, в храме, и у себя, «от единого наедине». Заметно пополнив нашу литературу и сыграв активную роль в общественном сознании в эпоху Куликовской битвы, молитвословная поэзия патриарха Филофея, вместе с родственной ей живописью Феофана Грека, легла в основание одной из самых поздних «средневековых» культур Европы–культуры допетровской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Таблица 1 Перечень работ в Библиографии А. Г. Дунаева, посвященные свт. Филофею (Коккину) Тематика работ Количество работ Издание Жития и Службы святителю Иконография Автографы и рукописи Работы с изданием сочинений святителя: Агиографические сочинения Литургические сочинения Догматические сочинения Аскетические сочинения Слова, речи и беседы Грамоты и документы Сочинения, приписываемые святителю Исследования Так как работы, в которых изданы сочинения свт. Филофея, имеют узкоспециализированный характер, т.е. направлены на изучение отдельных текстов, то обратимся к последнему пункту данного перечня, к исследованиям. Здесь из 21 исследовательской работы всего 3 работы написаны на русском языке, поэтому опишем их подробней, но представим их не в хронологическом порядке, а в порядке убывания значимости для цели нашей работы. Первая работа, которая непосредственно относится к нашей теме, – статья 1990 г. под названием «Филофей Коккин, патриарх Константинопольский» 11 для готовившегося, но не изданного Богословско-церковного словаря. В этой статье содержится очень краткая биографическая справка о святителе и кратко перечислена тематика его сочинений. Судя по всему, это был первый опыт целенаправленного составления биографии свт. Филофея (Коккина) на русском языке. Список литературы, использованный в работе, довольно скудный – всего 5 работ: статья о святителе в Богословском словаре Римо-католической церкви 1935 г., труд Георга Ниггла 1955 г. («Предварительные замечания к трудам константинопольского патриарха Филофея»), работа прот. И. Мейендорфа 1959 г. («Введение к исследованию о свт. Григории Паламе »). Из трудов на русском языке – исследования Г. М. Прохорова «К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина» 1972 г. и «Повесть о Митяе» 1978 г. 12 Приведенный список использованной литературы хорошо показывает низкий уровень научного интереса по нашей теме на протяжении XX в., особенно учитывая то, что информация собиралась для словарной статьи. Следующая по значимости работа – исследование Г. М. Прохорова 1979 г. «Филофей Коккин о пленении и освобождении ираклиотов» 13 . Несмотря на то, что это, по сути, филологическое исследование, которое посвящено одной из молитв свт. Филофея (Коккина), из статьи можно почерпнуть и сведения о жизни святителя в конкретный исторический период, который связан с захватом г. Ираклеи в 1351 г. Собственно, это единственная обнаруженная нами работа на русском языке, которая так подробно описывает это трагическое, как г. Ираклеи, так и для свт. Филофея, событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Из пункта iii) следует отметить монографию Д. И. Макарова «Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII – XIV вв.» 2015 г. Благодаря авторскому переводу коротких отрывков из разных сочинений свт. Филофея (Коккина), в данной работе представлены богословские взгляды святителя. Причем упоминание его имени в этой связи настолько частотно, что на основе этой монографии можно было бы собрать некую картину богословия святителя. Это представляется вполне актуальным, т. к. многие сочинения свт. Филофея отсутствуют в русском переводе. Что касается остальных монографий, то они в основном представляют разрозненные факты о свт. Филофее и его эпохе. Многое из этой информации полезно для ознакомления, но не используется нами для целей нашей работы. Другого рода справочную информацию рассмотрим теперь при обзоре справочной литературы. 1.4. Обзор справочной литературы Основной объем справочной литературы, которая была использована в нашей работе, составляют статьи Православной энциклопедии, где в рамках основных тем статей были обнаружены те или иные упоминания личности и трудов свт. Филофея (Коккина). На текущий момент статья о самом свт. Филофее в Православной энциклопедии отсутствует. Открывает перечень использованных нами статей Православной энциклопедии работа С. Ю. Акишина «Диатаксис» , опубликованная в 2006 г. 192 Краткая характеристика. В рамках раскрытия термина рассматривается устав совершения Божественной Литургии, составленный свт. Филофеем (Коккином). Обзор работы. Здесь рассматривается история термина «диатаксис», разновидности диатаксисов. Относительно Диатаксиса свт. Филофея устанавливаются следующие факты: s Устав Божественной Литургии свт. Филофея является наиболее известным из византийских уставов; s сроки патриаршего служения свт. Филофея: 1353–1354 и 1364–1376; s Диатаксис был составлен святителем в 40-е гг. XIV в., когда он был игуменом Великой Лавры; s Богатая рукописная традиция Диатаксиса свидетельствует о его популярности в поздней Византии;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В целом биография свт. Филофея (Коккина) изложена в научно-популярном стиле, который сочетает в себе строгую хронологическую последовательность и фактологию с элементами художественного описания. В качестве одного из таких элементов был предложен литературный перевод эпиграфа к греческому синаксарю XIV в. из рукописи Олимпиотисса 58, посвященного свт. Филофею (Коккину). Этот перевод предваряет текст составленной нами биографии святителя. Также во 2 главе была сделана попытка классификации сочинений свт. Филофея. Толчком к выполнению этой задачи стало отмеченное в науке отсутствие полного перечня сочинений святителя. Сбор сведений о трудах святителя был осуществлен сразу по нескольким критериям: наименование сочинения, хронология написания, имеющиеся сведения о сочинении, данные о публикациях и отметка об упоминании в литературе. Перед тем, как начать непосредственно сбор информации о сочинениях, все труды свт. Филофея были распределены по содержанию на 7 групп: догматико-полемические, агиографические, экзегетические, гомилетические, аскетические, литургические и гимнографические, а также служебную переписку и грамоты. При этом порядок расположения групп мы определили в соответствии с условной теоретической и практической значимостью сочинений свт. Филофея. В результате в полученной классификации сочинений святителя было отражено 161 наименование различных текстов, отмеченных в научных трудах, из них: 1) 10 догматико-полемических; 2) 15 агиографических; 3) 4 экзегетических; 4) 13 гомилетических; 5) 1 аскетическое; 6) 93 литургических; 7) 25 грамот из служебной переписки и документов. Наиболее многочисленной группой являются литургические сочинения, однако, полный список этих трудов до сих пор неизвестен, особенно это касается молитв свт. Филофея. Также следует отметить, что дополнительные изыскания требуются и для установления полного перечня грамот святителя. Что касается гомилетических трудов, то нами были обнаружены сведения о существовании 180 гомилий на воскресные дни года, из которых в нашей классификации, как мы предполагаем, отмечены только 4. Таким образом, полная классификация сочинений свт. Филофея (Коккина), вероятно, должна включать более 337 наименований.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Обзор работы. Приведен перечень житий, составленных святителем Филофеем с указанием изданий, а также отмечено, почему были написаны данные жития: так как выбранные святые «или прославили подвигами своими родной ему Солунь, или происходили из этого города» (С. 461, строки 2–3 в прим.). В конце сноски приведена ссылка на рукописи жития и службы самому святителю по каталогу С. Ламброса (S.P.Lambros). В 1999 г. А. Г. Дунаев составил сборник трудов некоторых отцов-исихастов под названием «Путь к священному безмолвию», в который вошло одно из произведений свт. Филофея 93 . Рассмотрим этот источник подробнее. Краткая характеристика. Место личности святителя в источнике – второстепенное. В труде публикуется произведение свт. Филофея (Коккина) – «Предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками», помимо публикации имеется краткая справка об этом произведении. Обзор работы. Само произведение свт. Филофея не содержит информации о святителе и является практическим руководством для внешнего монашеского жизнеустроения. Ценным же для нашей работы является вступительная статья автора-составителя, в которой можно выделить следующие значимые моменты: С. 11 – указано, что текст «Предания» не публиковался ранее ни в древнерусском, ни в греческом оригинале, имеется итальянский перевод текста. «Предание» почти неизвестно даже специалистам в этой области (данные на момент публикации данного исследования в 1999 г.); С. 12 – приводятся годы патриашества свт. Филофея (1353–1354:1365–1376). Далее автор работы приводит оценку деятельности свт. Филофея (Коккина): «просто поразительно восприятие в Древней Руси литургического наследия Филофея Коккина» (С. 12, строки 6–5 с конца). С. 13 – А. Г. Дунаев пишет о значении «Предания»: оно «имеет несомненное значение для уяснения как греческой исихастской, так и русской монашеской традиции» (С. 13, строки 10–11). С. 14 – Автор работы видит особую нацеленность «Предания»: оно заключается «в подчинении всего монастырского уклада стяжанию умной молитвы и борьбы со страстями» (С. 14, строки 2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010