Как известно, в православной традиции икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. О значимости иконописи для православного мира свидетельствуют слова св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Иконы требуются нашею природою… Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы». Следует отметить, что несмотря на огромное количество монографий (включая коллективные сборники) и научных, религиоведческих статей, посвященных т. н. «богословию иконы», а также истории и современным традициям иконописной живописи, к настоящему времени количество работ на русском языке, в которых рассматриваются вопросы, связанные с коллекционированием и экспонированием произведений русской иконописи – как в Российской Федерации, так и за ее пределами – в целом остается крайне незначительным. Иконопись – самый первый, самый ранний вид изобразительного искусства; тогда, когда творили Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их современники, никакого другого изобразительного искусства в принципе не существовало, светская живопись еще не возникла. Соответственно, «зрители» художественных произведений видели только и исключительно картины и фрески, посвященные различным сакральным сюжетам, исполненные в рамках достаточно строгих канонов. Собрание О. Кушнирского включает в себя произведения, созданные преимущественно в XVIII–XIX вв., когда уже существовала развитая не просто светская, а порой даже антиклерикальная живопись – вспомним в этой связи картины хотя бы Василия Перова. Представляется очевидным, что задача, стоявшая перед иконописцами XVIII–XIX вв., была намного более трудной. С одной стороны, когда Андрей Рублев, Дионисий и Феофан Грек фактически формировали признанный сегодня «золотым» стандарт русской иконописи, «зрители» не сравнивали их произведения с полотнами Джотто, Дуччо или Микеланджело, однако творения русских иконописцев XVIII–XIX вв.

http://bogoslov.ru/book/6191869

Первоначально церковь выглядела несколько иначе - ее стены не были оштукатурены, а кровля имела иную форму. На Спасской церкви сохранились две наружные фрески. Справа от входа, в нише на южной стене, обращенной к Знаменскому собору, находится образ Богоматери (Знамение). Фреска сохранившаяся с большими утратами,создана, вероятно, на рубеже 17-18 веков. На западном фасаде, также в глубокой нише, находится образ Богоматери с младенцем (предположительно, 14 в). Раньше к этой стене примыкал притвор, т.е. роспись располагалась внутри храма и потому неплохо сохранилась. По легенде, икона была случайно открыта в 1831 году, когда внезапно обрушилась штукатурка на храме. Почти сразу после этого эпидемия холеры, бушевавшая в Новгороде пошла на спад, отчего эту икону стали называть холерной.  Великий Новгород и его окресности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002. Феофан Грек. Считается самым великим художником-исихастом. Прибыл в Новгород ок. 1378 г. для росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице (до этого работал в Константинополе, на Афоне, в Малой Азии, Халкидоне, Кафе, выполнил росписи в 40 городах, в т.ч. в Москве и Нижнем Новгороде). Епифаний Премудрый пишет, что Феофан Грек никогда не смотрел на образцы, когда писал, и разговаривал во время работы с приходящими к нему; называет его также философом. По мнению прот. Александра Салтыкова, своим художеством он боролся с бывшей тогда в Новгороде ересью стригольников (в православной практике всегда ставилась задача не доказывать бытие Божие, а свидетельствовать о Боге). Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса. Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества XIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце XIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.

http://sobory.ru/article/?object=00321

«Оставив весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь». свт. Григорий Богослов «Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца». прп. Иоанн Кассиан Римлянин «Одна только главная должна быть у нас цель – это с радостию трудиться до самого гроба для славы Божией». прп. Максим Грек «Целью твоей и пристанищем пусть будет един Господь, надеждой же и упованием – пресвятая любовь Его». свт. Димитрий Ростовский «В стяжании … Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего». прп. Серафим Саровский «Наперсник закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью». свт. Игнатий (Брянчанинов) «Последняя цель человека – в Боге, в общении или живом союзе с Богом». свт.  Феофан Затворник «Цель у всех христиан одна – быть в живом единении с Богом». свт. Феофан Затворник «Цель жизни точно надо определенно знать… Общее положение такое, – что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь… Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был путём туда». свт. Феофан Затворник «Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни». свт. Феофан Затворник «Цель нашей жизни – соединение с Богом: в этой жизни – в вере, надежде и любви, а в будущей – в любви всесовершенной». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Мы живем для того, чтобы найти Господа, Который находится близ нас». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Жизнь сердца – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования».

http://azbyka.ru/cel-zhizni

Блаженнейший Архиепископ сердечно поблагодарил за пердоставленную возможность встречи и теплый прием. Далее делегация посетила Патриаршую резиденцию в Даниловом монастыре, где Блаженнейшего Архиепископа Иеронима встретил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили молебен в домовом храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму с приветственным словом: «Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним! Преосвященные собратья архипастыри! Дорогие отцы и братья! С радостью приветствую Ваше Блаженство и Ваших почтенных спутников, составляющих официальную делегацию Элладской Православной Церкви, в первопрестольном граде Москве. Только что в этом домовом храме Патриаршей резиденции, посвященном всем русским святым, мы вознесли усердные молитвы о двух наших Поместных Церквах, об их Предстоятелях, иерархии, клире и благочестивой пастве. Мы благодарили Господа Вседержителя за то, что по Его неизреченной милости наши Церкви сохраняют единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), и просили Его о том, чтобы нынешний Ваш мирный визит был благословлен Богом и еще более укрепил братские узы любви, которые нас связывают на протяжении столетий. Мы встречаем вас как представителей славной Эллады, где в Афинском ареопаге апостол Павел проповедовал язычникам о поклонении неведомому им Богу (Деян. 17:23) откуда трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Солунских была принесена славянским народам письменность, а вместе с ней — Священное Писание вкупе с высокими образцами греческой святоотеческой мысли. В церковной и культурной истории нашего Отечества неизгладимый след оставили выходцы из Греции — выдающиеся представители греческой духовности, богословской науки и церковных искусств: святитель Фотий и прочие русские митрополиты-греки, родоначальник иконописной школы Феофан Грек, преподобный Максим Грек, братья Лихуды, основатели Московской духовной академии, архиепископы Арсений Элассонский, Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис, похороненный в этой святой обители, и многие другие.

http://e-vestnik.ru/news/vizit_elladskoy...

«Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним! Преосвященные собратья архипастыри! Дорогие отцы и братья! С радостью приветствую Ваше Блаженство и Ваших почтенных спутников, составляющих официальную делегацию Элладской Православной Церкви, в первопрестольном граде Москве. Только что в этом домовом храме Патриаршей резиденции, посвященном всем русским святым, мы вознесли усердные молитвы о двух наших Поместных Церквах, об их Предстоятелях, иерархии, клире и благочестивой пастве. Мы благодарили Господа Вседержителя за то, что по Его неизреченной милости наши Церкви сохраняют единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), и просили Его о том, чтобы нынешний Ваш мирный визит был благословлен Богом и еще более укрепил братские узы любви, которые нас связывают на протяжении столетий. Мы встречаем вас как представителей славной Эллады, где в Афинском ареопаге апостол Павел проповедовал язычникам о поклонении неведомому им Богу (Деян. 17:23) откуда трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Солунских была принесена славянским народам письменность, а вместе с ней — Священное Писание вкупе с высокими образцами греческой святоотеческой мысли. В церковной и культурной истории нашего Отечества неизгладимый след оставили выходцы из Греции — выдающиеся представители греческой духовности, богословской науки и церковных искусств: святитель Фотий и прочие русские митрополиты-греки, родоначальник иконописной школы Феофан Грек, преподобный Максим Грек, братья Лихуды, основатели Московской духовной академии, архиепископы Арсений Элассонский, Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис, похороненный в этой святой обители, и многие другие. Все они своими подвигами и самоотверженными трудами способствовали единению окормляемых нашими Церквами народов. Богатая духовная и культурная традиция Византии была воспринята и творчески осмыслена Русской Православной Церковью. Русская Церковь всегда с благодарностью хранила память о своих просветителях и воздавала добром за добро, поддерживая своих единоверных братьев в горькие годы османского владычества и вдохновляя русское воинство на борьбу за освобождение греческого народа.

http://patriarchia.ru/db/text/2240372.ht...

Многие греки, истинные сыны Великой Церкви Христовой, отдали свои силы и знания русскому Православию. После Крещения Руси митрополиты Феогност и Фотий Монемвасийский, иконописец Феофан Грек, преподобный Максим Грек, ученые-просветители русской нации братья-иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды, Никифор Феотоки, Евгений Вулгарис и многие другие, известные как в русском, так и в греческом мире личности, приезжали в Россию, чтобы служить ей, каждый сообразно своим знаниям и возможностям, отвечая требованиям времени и всегда по благословению Вселенских Патриархов. Связи Вселенских Патриархов с Россией с самых давних времен складывались хорошо, доказательством чего служат Патриархи Кирилл Лукарис, переписка которого с русскими церковными и светскими властями сохранилась до наших дней, Афанасий Пателар, дважды посетивший Россию, а также Иеремия II, который в 1589 году признал за Митрополитом Московским Иовом титул Патриарха Московского и всея Руси. Ваше Святейшество, Ваш визит в Россию, третий по счету во время Вашего Патриаршества, также несет на себе груз ответственности и существенен для развития связей с русским Православием, начало которым положено Вашими предшественниками. В этот исторический момент, когда человечество руководствуется принципами глобализации, переживает спад духовности, уступающей свое место распространению материальных ценностей и практическим сторонам повседневной жизни, — в этот трагический период, когда человек уничтожает окружающий его мир, допуская злодеяния, которые христиане не могут проигнорировать, появление Вселенского Патриарха в Москве передает всему миру послание о том, что Православие противостоит вызовам нашего времени будучи единым, духовно преуспевающим, открытым, инициативным и готовым к действию. Ваше Святейшество! В третий раз за свою профессиональную деятельность мне выпадает особая честь принимать Вас и в Вашем лице, уважаемом всеми христианами во всем православном мире и за его пределами, приветствовать Вселенскую Патриархию.

http://patriarchia.ru/db/text/1167235.ht...

Хотел бы поговорить о нашем русском Св. Пантелеимоновом монастыре. Раньше он находился на другом месте – в центральной части полуострова, там и сейчас стоят здания – это Старый Руссик. По преданию, основан был дружинниками княгини Ольги – бабушки Крестителя земли Русской – князя Владимира. И где-то около 1740 года был перенесён на новое место, где сейчас мы видим очень крупный по местным меркам городок – иначе не назовёшь комплекс зданий монастыря, который при взгляде на него с моря внушает уважение к размаху деяний наших предков. А самым первым местом обитания русских монахов на Афоне считается скит Ксирулгу. Предположительно основан в X в. Там находится Чудотворный образ иконы «Гликофилуса» - Сладкое Лобзание. Всего, как известно, на Святой Горе 20 монастырей (и больше не будет – так решил Совет Святой Горы – Священный Кинот, ещё в 17 веке). Два русских скита (Илии Пророка (1849 год) и Андрея Первозванного) по своим масштабам обойдут многие монастыри. Они имеют великолепные храмы с величественными иконостасами. Стоит отметить, что на Афоне все иконостасы, даже в небольших церквушках – это воплощённая красота, высокохудожественный вкус их создателей, труд мастеров высокого уровня, и все это ещё покрыто благородным налётом старины. Во многих местах на Святой Горе ощущается «присутствие» России. Так, например в Ватопеде в архондарике (гостинице), поднимаясь по лестнице на 5 или 6 этажи, видишь в пролётах русские иконы, подаренные ещё до октябрьского переворота русскими купцами и другими паломниками. Присутствие русских икон, русских Святых, русских паломников – это и есть теснейшая связь между Византией, Россией и сегодняшней Грецией. На Афоне эта связь видна совершенно отчётливо. Монашеская республика пережила очень многое - разграбление крестоносцами, набеги арабских, европейских и прочих пиратов, каталонских банд, сарацин. После падения Константинополя турки грабили монастыри, убивали и продавали в рабство монахов, обложили обители непомерно высокими налогами. В этот период Святой Горе (равно как и всему православному населению Османской империи) помогала единоверная Россия. Хотя, конечно, движение было и в другую сторону – Феофан Грек, Максим Грек... В общем-то, культурный обмен с православными соседями – далёкими и близкими, никогда не прекращался.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1654

15. В ответ на апологию филокатолицизма: Ниже комментарий одного из читателей РНЛ в ответ на идею Величко, что первый Рим ещё не пал: Свт. Марк Ефесский: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики»; как Свт. Григорий Палама: «Мы не примем вас (латинян) в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына»; как Прп. Феодосий Печерский: «Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь». Свт. Фотий Конст.: «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Св. Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Св. Троице». Прп. Максим Грек: «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую». Прп. Амвросий Оптинский: Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными учение Евангельское и апостольское, так и предание Св. Отцов, и постановления Вселенских Соборов, на кот. богоносные мужи соборне составили божественный Символ православной веры и, провозгласив его во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление, или переставление в нем хотя бы одной иоты. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведения. Еще Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в посл. к Евсевию Самосатскому: «Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа». Свт. Феофан Затворник: «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение,– папа со своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры». Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе! Но кто из этих церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, митрополитами или же ксендзами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто! А мы согласиться с их еретич. учением не можем без вреда своему душ. спасению. Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»

http://ruskline.ru/rnl_tv/2022/01/18/rus...

8 . Иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812–1891), который, будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни – покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения. 9 . Епископа Феофана Затворника (1815–1894), двадцать восемь лет проведшего в Вышенской пустыни после 25-летнего усердного и плодотворного служения Церкви Божией на различных поприщах. Епископ Феофан через обширную переписку содействовал духовному возрождению современного ему общества. В своих нравоучительных и истолковательных сочинениях он проявил себя как экзегет и богослов. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. Освященный Собор, благодатию Божией поспешествуемый, причисляя всех вышеупомянутых угодников Божиих к лику святых , милостию Господней прославленных, повелевает: 1) честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; 2) службы сим новым Российским чудотворцам составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их отправлять общие по ликам и чинам: святителям – святительские, преподобным – преподобнические и прочее 4) писать новопрославленным святым честные их иконы для поклонения и чествования согласно правилам VII Вселенского собора; 5) напечатать жития их и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных; 6) от лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых Российских чудотворцев пастве всероссийской;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Европа ( VIII - IX века). Ил.: Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина. – С. 26-27;   Европа и Ближний Восток ( X - XI века) . Ил.: Сбитая мусульманами фреска. Каппадокия. Фото Владимира Ештокина. – С.27;   Балканы ( XIV - XVI век). – С.27;   Япония ( XVII век). – С.27; Ближний Восток ( XIX век). Ил. Икона китайских мучеников. – С.27.   Гонения на православных христиан в России в начале ХХ века . Цифры и даты. Ресурсы в Интернете. График гонений с 1917 по 1949 год //Фома. - – март 2012. – С.27. – (рубрика « Тема номера. Мученики »).   Преследования и дискриминация христиан в современном мире. Информационные материалы//Фома. - – март 2012. – С.28-29. - (рубрика « Тема номера. Мученики »). Материал включает информационные подборки: « Основные причины усиления гонений на христиан » (С.28) и « Уровень опасности для христиан » (С.28-29).   Ивар Максутов , религиовед, председатель Московского религиоведческого общества, старший преподаватель Центра изучения религий РГГУ, главный редактор Religo.ru. Свои среди чужих, чужие среди своих. Где и почему преследуют христиан сегодня //Фома. - – март 2012. – С.29. – (рубрика « Тема номера. Мученики »). См. также отклик: Юлия Варенцова , специальный корреспондент НТВ. Музыка веры //Фома. - – март 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).   ВЕРА (раздел). – С.30-45.   Таинство радости. Что такое Евхаристия? Беседа с митрополитом Волоколамским Илларионом ( Алфеевым ), председателем Отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата. Беседовала Валерия Посашко . Фото: «РИА Новости»; Владимира Ештокина; с сайта Свято-Воскресенского Русского Православного Собора, Ванкувер, Канада. Ил.: фрагмент иконы Андрея Рублева «Троица»; фрагмент мозаики Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве//Фома. - – март 2012. – С.30-35. – (раздел « Вера »). Имеются Справки , поясняющие что такое Евхаристия (С.33) и « Литургия Преждеосвященных даров …» (С.35).   Толковый словарь: Молитва . Подготовил Юрий Пущаев . Ил.: Святой Макарий Великий. Феофан Грек. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильинской улице в Новгороде. 1378//Фома. - – март 2012. – С.36. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-107-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010