Рубрики Феофан Грек: художник эпохи Преображения 10 мин., 19.08.2017 Поделиться По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку. О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова.   Средневековый иконописец эпохи Возрождения Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность. К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского , к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском , Коломне и Москве. Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

http://foma.ru/feofan-grek-hudozhnik-epo...

См. также: Зураб Чавчавадзе, советник директора православной гимназии святителя Василия Великого//Фома. - – август  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Вопрос номера. Управление гневом : Управление гневом. Как по-христиански справляться со своими эмоциями. Письмо в редакцию/ Денис. Фото lori.ru//Фома. - – август 2018. – С.18-20. – (рубрика « Вопрос номера. Управление гневом »).   Не бьет – значит, любит? Почему верующему недостаточно просто не отвечать злом на зло. Отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Беседовала Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2018. – С.21-23. – (рубрика « Вопрос номера. Управление гневом »). Терпеть тебя  могу. Как с помощью гнева мы прячемся от боли   и почему это не помогает. На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко . Фото Татьяны Матаевой, Екатерины Климовой, Риты Шилей//Фома. - – август 2018. – С.24-28. – (рубрика « Вопрос номера. Управление гневом »). Реклама: С.29.     ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Праздник : Преображение Господне . [Иллюстрированная информация: Дата : 19 августа; Статус : двунадесятый праздник; Событие : мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе; История : подробное изложение событий; Икона праздника : изображение иконы и пояснения к  ней (пророки Моисей и Илия. Скалы на иконе. Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле.   Мандорла – круг света вокруг Христа. Лучи света, исходящие от фигуры Христа. Фаворский свет – свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения и которым Он освятил человеческую природу. Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня, сейчас она хранится в Третьяковской галерее); Четыре факта о празднике . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Гора Фавор. Фото; Икона праздника Преображения Господня. Феофан Грек. XIV в.; Миниатюра Лицевого летописного свода, на которой изображено: Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве; Храм на горе Фавор, построенный св. равноапостольной императрицей Еленой. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, сохранившийся до наших дней; Корзина с яблоками, которые принято освещать в церкви на Яблочный Спас (народное название праздника Преображения)//Фома. - – август 2018. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

Сортировать по Исключить новости Чтобы икона была современной, традиция должна быть живой. В чем ее главный смысл и задача? И как иконописцу пропустить образ через себя 16 января, 2020 И как иконописцу пропустить образ через себя Как учить иконописи, чтобы она оставалась живой, привить ученикам любовь к традиции иконописания, и о том, есть ли будущее у русской иконы, размышляет иконописец Александр Стальнов, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии. – Вы согласны с мнением, что в девяностые годы были перспективы для развития и взлета направления иконописи, церковного искусства, но этого не произошло? Почему? – В девяностые действительно была особая надежда на то, что в связи с накопленным за время советской власти опытом (раскрыто много древних икон, изучено большое количество материалов) и необходимостью восстанавливать огромное количество храмов будет уделено какое-то внимание церковному искусству. Например, в Румынии иконописец, прежде чем писать в храме, проходит профессиональную аттестацию. Он должен сначала поработать с каким-либо мастером, я уже не говорю о том, что он должен быть человеком верующим. Но у нас за это время не были определены принципы и приоритеты в современном церковном искусстве. Только сейчас, по прошествии 30 лет, начинаются какие-то рассуждения на эту тему. Поэтому храмы строят и расписывают стихийно, никаких конкурсов не проводится, пишут часто люди, мало знакомые с учением Церкви. В древности для каких-то знаковых важных храмов выписывались иконописцы из Византии (Феофан Грек, Марк Грек) или созывались лучшие, как, например, для Благовещенского княжеского собора в Кремле: Феофан, Андрей Рублев, Прохор с Городца. – Кто-то говорит, что иконопись – явление неживое, кто-то – что она активно развивается. Что, на ваш взгляд, сегодня происходит?  – Для меня иконопись – явление живое, она активно возрождается и развивается, несмотря на внутренние сложности, внешние проблемы и менталитет современного человека. Икона развивается прежде всего внутрь, во внутреннее пространство человека.

http://pravmir.ru/chtoby-ikona-byla-sovr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 200-летие музеев Московского Кремля (Телепрограмма, 04.03.06) (комментарий в аспекте культуры) Л.А. Щенникова Святые иконы придворной церкви Благовещения в XV – первой четверти XVIII века Благовещенский собор в Московском Кремле — домовый храм великих князей московских и царей русских — является выдающимся памятником русской истории, культуры и духовной жизни. Благодаря летописным записям XV в., упоминаниям в письменных источниках XVI в. и описям церковного имущества XVII—XVIII столетий можно составить довольно полное представление о том, как выглядел интерьер придворной церкви в тот или иной исторический период. Сопоставление этих данных (особенно с привлечением сохранившихся икон) позволяет выявить своеобразие иконного убранства придворного храма и проследить его изменение на протяжении XV — первой четверти XVIII в., обусловленное духовными тенденциями времени и обстоятельствами церковно-государственной жизни. Домовая церковь великих князей Московских в XV веке Первое историческое свидетельство о живописном убранстве церкви Благовещения относится к 1405 г.: «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю» В этой краткой летописной записи содержатся очень важные сведения. Во-первых, сообщается, что храм подписывал прославленный греческий художник Феофан вместе с двумя русскими мастерами — Прохором из Городца, названным «старцем», и Андреем Рублевым, бывшим в то время «чернецом» (монахом). Великокняжеский храм не отличался величиной — три мастера расписали его в один летний сезон. Несомненно, что Феофан Грек, названный в летописи первым, был главным мастером; он составил систему росписи, определил иконографию и композиции сюжетов, в том числе, видимо, и тех, которые выполнили Прохор и Андрей. Среди написанных Феофаном изображений выделялся «Апокалипсис», производивший сильное впечатление: именно эту композицию вспоминал иеромонах Троице-Сергиева монастыря, известный книжник конца XIV — начала XV в. Епифаний Премудрый в своем письме к архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу В стенописи Благовещенской церкви руке Феофана принадлежали не только образы святых и сюжетные композиции, но и орнаментальные пелены, украшавшие нижние части стен (они похожи на орнаменты в церкви Спаса Преображения в Новгороде, созданные Феофаном Греком в 1378 г.

http://sedmitza.ru/text/404856.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШАБАТИН ИВАН НИКИТИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор Иван Никитич Шабатин, 1953 г. Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Скурат Константин Ефимович , профессор МДА: " Профессор Иван Никитич Шабатин занимал кафедру по Истории Русской Церкви. К сожалению, он постоянно отвлекался к тематике, для нас ненужной. Мы его ценили не как преподавателя, а как писателя - церковного историка. В «Журнале Московской Патриархии» появлялись написанные им статьи, прикрытые псевдонимом «Никита Волнянский». Даже супруга его не знала, что за этим именем стоит ее муж. Обнаружила она это случайно, когда в память о нем была устроена в вестибюле чертогов выставка, где представлялись и труды профессора И.Н. Шабатина " . Сочинения Памяти скромных патриотов//ЖМП. 1944. 3. 42-44. Русское православное духовенство в Великой Отечественной войне 1812 года//ЖМП. 1944. 5. 32-35. Еще о великом патриоте Земли Русской патриархе Гермогене//ЖМП. 1944. 8. С. 19. Преподобный Сергий Радонежский (память 25 сентября)//ЖМП. 1944. 9. 23-26. Созвездие великих ревнителей объединения Руси (Московские святители, митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп)//ЖМП. 1945. 4. 11-18. Великий христианин, просветитель XVI века Максим Грек//ЖМП. 1945. 6. 57-64. Преподобный Нестор-летописец, отец истории Руси (память 27 октября церковного стиля)//ЖМП. 1945. 9. 56-65. Незабвенный поборник Православия в Белоруссии (памяти Архиепископа Георгия Конисского)//ЖМП. 1946. 2. 20-29. Архиепископ Феофан Прокопович и его время (опыт церковно-исторического эскиза)//ЖМП. 1946. 3. 38-43. Архиепископ Феофан Прокопович и его время//ЖМП. М., 1946. 4. 61-72. Великая общерусская святыня (Троице-Сергиева Лавра в прошлом и настоящем)//ЖМП. 1946. 5. 28-36. Великая общерусская святыня (Троице-Сергиева Лавра в прошлом и настоящем)//ЖМП. 1946. 6. 33-39.

http://drevo-info.ru/articles/13677176.h...

29 марта 2012 г. На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество – празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября) 1 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви – Патриарха Алексия II – был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского – преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 сентября – праздник Донской иконы Пресвятой Богородицы (комментарий в свете веры) Донская икона Пресвятой Богородицы. Феофан Грек, XIVb. Накануне праздника, 31 августа, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая " Донская " , по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была торжественно перенесена из Третьяковской галереи, где она хранится с 1919 года, в Донской монастырь для совершения праздничного богослужения. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru 1 сентября, в день праздника Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Большом соборе московского Донского монастыря. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Бакинский и Прикаспийский Александр. По окончании Божественной литургии Его Святейшество совершил молебен перед чудотворной Донской иконой Пресвятой Богородицы. На Божественной литургии и молебне также присутствовали епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим и префект Южного округа Москвы Бирюков Петр Павлович. По окончание молебна для подкрепления физических сил многочисленных паломников братия обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, раздали верующим освященные продукты. Фото Ю.Клицкенко, Седмица.Ru Слово Его Святейшества после богослужения в день Донской иконы Божией Матери в московском Донском монастыре Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю всех вас с престольным праздником Донской обители – празднованием в честь иконы Божией Матери, именуемой «Донская». Так именуется эта икона в память того события, которое произошло 625 лет назад на поле Куликовом. На берегу Дона решалась судьба нашего Отечества. Куликовская битва была началом объединения разрозненных, удельных княжеств вокруг Москвы. Это сражение положило начало Российской государственности.

http://sedmitza.ru/text/403020.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К празднику в честь Донской иконы Божией Матери (комментарий в свете веры) Донская икона Пресвятой Богородицы. Феофан Грек, XIVb. 1 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь Донской иконы Божией Матери Л. А. Щенникова Донская икона Божией Матери По материалам статьи из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г. Празднование 19 августа/1 сентября. Чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86 на 68 см): на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Успение Пресвятой Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для святых мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. (Гусева. 1991. С. 420–421; eadem. 1996. P. 103–108; она же. 2005. С. 277–278. Примеч. 50–53).

http://sedmitza.ru/text/415883.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православие среди исламского мира (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная Энциклопедия» (Эфир на ТВЦ 23 августа 2003 года) Ведущий Н.И.Державин: — Доброе утро! С вами – «Православная энциклопедия». Сегодня в студии мы встретимся с епископом Бакинским и Прикаспийским Александром и поговорим о Православии на Кавказе. Мы выходим не в прямом эфире, но тем не менее не отменяем викторину. Слушайте вопрос: «Что символизирует собой омофор – широкая белая лента на плечах архиерея?». Редакторы принимают ваши сообщения на пейджер 974-22-22, и 30 августа мы объявим победителей, выигравших том «Православной энциклопедии». А сейчас слово директору Музеев Кремля Елене Гагариной. Видеосюжет «Московский Кремль. Икона Архангел Михаил в деяниях» Е.Ю.Гагарина: — Самая древняя икона Архангельского собора Московского Кремля – «Михаил Архангел в деяниях». В 1407 году вдова великого князя Дмитрия Донского инокиня Евдокия увидела во сне Ангела, как провозвестника близкой кончины. От прекрасного и страшного видения княгиня утратила дар речи. Однако, призвала иконописцев и знаками объяснила им то, что она видела во сне. Дважды иконописцы приносили созданные ими образы, но княгиня их отвергала. Лишь в третий раз она признала в созданной иконе образ Ангела, явившегося ей во сне. Такая легенда дошла до нас на страницах Степенной книги Царского родословия. По мнению исследователей, икона Архангела Михаила была создана около 1399 года. Именно этим годом датируют летописи живописные работы в древнем Архангельском храме. Тогда артель мастеров-иконописцев возглавлял знаменитый Феофан Грек. Стиль живописи и особенности замысла иконы говорят о том, что она написана если не самим великим Греком, то, по крайней мере, мастером его круга. Покровителем князей на Руси издревле считался именно Архангел Михаил. А со второй половины XIV века Михаила Архангела стали почитать особо. В борьбе с татарами за национальную независимость русские впервые осознали себя богоизбранным народом. В это время были написаны специальные молебные каноны, в которых Архангела просят прийти в ряды воинов на поле брани и погубить вражье войско.

http://sedmitza.ru/text/397518.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010