В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми, «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» с. 228]. Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки, гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии его упоминание Абрамов Александр Вячеславович насчитывается трижды: в книге Товита ( Тов.4:15 ) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки ( Лк.6:31 ) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея ( Мф.7:12 ): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» с. 109]. У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании: «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа...» с. 164]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе...» с. 406]. Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству т. 4]. Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писаного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям как те, так и другие не всегда следуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюду острого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). «Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум наш не может находиться в праздности. Суетные мысли рождают и суетные дела, а добрые – добрые» (Ефр. Сирин). «Не уклоняйся от учения, хотя бы ты был и очень мудр. Ибо Божие устроение полезнее нашей мудрости» (Марк. Подв.) «Иные хвалятся беседой с знатными людьми, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Священных Писаниях беседуешь со Святым Духом, потому что в них говорит Дух Святой» (Ефр. Сирин). «Когда читаешь, читай с усердием и прилежно. С великим вниманием останавливайся на каждом слове и не только переворачивай листы, но не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы постичь его значение» (Ефр. Сирин). «Всегда проси Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе значение Своих слов, потому что многие, понадеявшись на свой разум, впали в заблуждение и, называя себя мудрыми, обезумели» (Ефр. Сирин). Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» и спасение людей (Еп. Феофан. Псалом 118. Изд. 2-е. М., 1891. – С. 14). Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным Неба... Сын Божий, воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет ... Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной... С тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей (Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1991. – С. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вы о тех... думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств. Научитесь думать о них хорошо и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это: доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому-либо уважаемому лицу, – и сие чувство храните... и с ним ходите. Тогда никаких неприятностей не будет. Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть – и почитайте (8, с. 198–199). 40 ...устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 45 ...сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. 47 ...славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. 50 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 51 Это подробно раскрыто в брошюре еп. Феофана «Семь слов в Недели, приготовительные к посту». М., 1902 (9, с. 139). 53 Уклонение может быть на десную сторону и на шуюю (направо и налево). Первое есть ревность не по разуму, второе – леность (9, с. 144). 57 ...и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души. 65 Утвердившиеся во внутренней жизни сильны на то, но прописываемое по временам удаление от мира, или уединение, и им необходимо (10, с. 99, сноска 2). 66 У нас обычно говение ведется неделю или шесть дней- и достаточно. Временное удаление от мира требует прекращения житейских дел и сношений. У нас всего удобнее, особенно если говение предпринимается не в пост, наряду с другими, – удалиться в какую-либо благоустроенную обитель. Там легче забыть все и заняться только делом спасения: ибо для возгревания духа необходимы и церковная служба, и душеполезное чтение, и назидательная беседа. Строгое одиночество, даже временное, тому, кто еще не умеет править своим внутренним, неполезно (10, с. 100, сноска 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– Для того чтобы вновь обрести Бога в своей жизни, Церковь предлагает путь спасения. Христос во время проповеди говорил: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14), – напомнил слушателям митрополит Климент. Владыка рассказал, почему выбрал для своего доклада именно писания Феофана Затворника: «Своеобразие взглядов святителя Феофана состоит, в первую очередь, в том, что путь, который он предлагает христианину, выглядит достаточно оптимистично. Кроме того, святитель делает особый акцент на психологии человека, отмечает разнообразие её оттенков и душевных движений». В своих трудах святитель много внимания уделяет вопросу, что есть истинная духовная жизнь, и определяет путь спасения как «веру с хождением в заповедях при помощи благодати Божией». В практическом плане одним из важнейших оснований духовного выбора человека становится внимание к заповедям, они помогают нам увидеть нашу немощь, и когда человек её осознаёт, то для преодоления обращается к Богу, а не к людским средствам и способам. Святитель Феофан указывает, что существуют факторы, препятствующие выбору духовного пути. Человеку трудно встать на путь спасения ещё и потому, что он пребывает в состоянии внутреннего разделения. Святитель обращает внимание на отличие христианской жизни от жизни естественной и констатирует, что человек может спастись с помощью Божией. «Стоит человеку поддаться искушению, как он, будучи носителем испорченной грехопадением природы, ступает на путь зла. Если он не осознал своей недостаточности, немощи, причина которой – греховность, то на практике это означает, что такой человек, ступивший на путь к Богу, тут же с него собьётся», – отметил владыка Климент. Подводя итоги доклада, митрополит рассказал о таком важном для нас качестве, как способность бороться с самим собой: «Всякий, ступающий на путь духовной жизни, должен иметь решимость вести борьбу с самим собой. Следует помнить, что борьба эта относится не только к области ума, но и ко всем силам человеческой природы».

http://pravoslavie.ru/59061.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на послание к Титу Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на послание к Титу» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана Затворника. Послание святого Апостола Павла к святому Титу истолкованное святителем Феофаном Введение О святом Тите О святом Тите в первый раз поминается в Послании к Галатам (см.: Гал.2, 3), что он был с апостолом Павлом в Иерусалиме, когда там происходил Апостольский Собор, для определения, как принимать в Церковь язычников. Что было с ним до того времени, о том святитель Димитрий (Ростовский) пишет по преданию, что он был критянин и принадлежал к царскому тамошнему роду; был любитель мудрости, ревнитель благочестия не по-язычески и девственник не по-язычески (см.: Послание святого Игнатия (Богоносца) к Филадельфийцам). По особенному указанию свыше, стал он читать пророка Исайю и отверз себе дверь к познанию единого истинного Бога, к Которому и возгорел сердцем. В то время слышно стало в Крите о Господе Спасителе, — Боге, явльшемся во плоти в Иудее, учащем истинному спасению и предивные дела творящем. Для собрания точных сведений о происходящем в Иудее анфипат (проконсул) Критский, дядя святого Тита, со старейшинами послал туда святого Тита, как человека любомудрого и благоговейного. Достигнув Иерусалима, он видел Господа, беседовал с Ним и святыми Апостолами и видел дивные знамения. (Не был ли он в числе еллинов, желавших видеть Господа в день торжественного входа Его в Иерусалим (см.: Ин. 12, 20 — 22)?) Потом был он свидетелем страданий Господа и крестной Его смерти; но удостоверился и о Его воскресении; дождался сошествия Святаго Духа и был в числе критян, слышавших, как Апостолы говорили, не учась, и по-критски (см.: Деян.2, 11). — Все сие, возвратясь в Крит, возвестил он соотечественникам своим, посылавшим его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толковый апостол. Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на послание к Титу» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном Введение 1) О Святом Тимофее Святой Тимофей был любимейший ученик святого Павла, восхваляемый им высокими похвалами во многих местах своих Посланий. И сам он преискренно любил святого Павла, как отца, и никогда не оставлял его с того времени, как был избран им и взят с собою на труды проповеднические. В первый раз апостол Павел, как поминает книга Деяний, встретил святого Тимофея во второе свое Апостольское путешествие, когда после Собора, бывшего в Иерусалиме, в сопровождении Силы, посещая предварительно преждеоснованные им Церкви, прибыл в Листру Ликаонскую. Здесь свидетельствовали о нем братия верующие,— и местные, и соседнего города Иконии (см.: Деян. 16, 2),—свидетельствовали, конечно, не об одной нравственной его доброте, но и о полноте ведения Евангельского с ревностию распространять его, защищать и укоренять. По этому поводу Дух Божий указал в нем святому Павлу доброго ему помощника в деле благовестия,— и он избрал его и взял с собою. Предание, впрочем, возводит первую встречу апостола Павла с святым Тимофеем ко времени первого в Листре насаждения им веры, прилагая, что тогда же родилось у него и намерение употребить его в дело благовестил. Когда святой Павел с Варнавою, изгнанные из Иконки, прибежав в грады Ликаонские, исцелили в Листре хромого от чрева матери его, тогда листряне подумали, что они боги в образе человеков и собрались было принесть им жертву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=26

…Продали Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю в полную собственность принадлежащее им право на издание сочинений, переводов и сборников преосвященнейшего еп. Феофана. Получили 10 т. р. серебром. Нотариус Николай Курилко. Дальнейшая судьба детей Алексея Гавриловича Говорова пока не прояснена. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Евгений Игнатов, иерей, студент 4-го курса Екатеринодарской духовной семинарии, Краснодар В православном нравственном богословии принято считать, что в основе нравственного начала находится нравственное чувство, заложенное в человека Богом. Такое чувство принято называть естественным нравственным за коном, по причине его безусловного и всеобщего характера. И действительно, общечеловеческий опыт говорит о том, что у всех народов во все эпохи присутствуют критерии добра, осуждается и предаётся возмездию зло, и это помогает народам сохранить целостность и предохранить их от растления и упадка. Об этом в Священном Писании говорит пророк Моисей: «Слово сие (закон) близко к тебе: оно в устах твоих и в сердце твоём» ( Втор. 30, 14 ). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, о врожденном нравственном чувстве говорится так: «Он… показал им добро и зло. Он положил око Своё на сердца их» ( Сир. 17, 7 ). Ещё более ясно о существовании в людях естественного нравственного закона высказывается апостол Павел: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» ( Рим. 2, 14–15 ). Представление о реальности естественного нравственного закона закреплено в восточной патристической мысли доникейского периода, у отцов каппадокийцев и в более поздний период. Святой Иустин Философ первым из отцов изложил учение о естественном законе в «разговоре с Трифоном иудеем». Ибо он предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела – зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По «Старческому наставлению» игумена Валаамского Назария.  Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного» 92 . Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они — в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы «всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, — говорит Господь,— чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). «Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу»,— говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13),— учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

7. Заключение Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви:  «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения. В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда  «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника,  «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя  «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого:  «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers//Dumbarton Oaks Papers. 2006 Vol. 60. P. 146–188. Журнал 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года//Журнал Московской Патриархии. 1969. 1. С. 3–5. Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757. Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693. Комментарии ( ): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/3480916

7. Заключение Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» , — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения. В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью» . Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная» , хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers//Dumbarton Oaks Papers. 2006 Vol. 60. P. 146–188. Журнал 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года//Журнал Московской Патриархии. 1969. 1. С. 3–5. Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757. Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/3225677.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010