Таким образом, терпение, по апостолу Павлу, – это важное условие в духовной жизни, подкрепляемое Божественной любовью, через которое человек удостаивается вечных благ от Господа. Воздержание В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: Всё мне позволительно, но не всё полезно ( 1Кор.6:12 ). Ещё не обратившись к толкованию святых отцов, можно предположить, что апостол имеет в виду свободу воли, которая может быть противна воле Божественной. Каждый человек имеет право выбора. Этот выбор может быть греховным. Воздержание в этом случае является осознанным решением, подавляющим греховные желания, для избавления от рабства греху: «Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом (выбора. – Свящ. Д.Л.). Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и сделаешься рабом греха» 254 . Вот в чём состоит важность этой добродетели – в умении подавить свою волю, чтобы дух царствовал над плотью. Воздержание человека говорит о его терпении, о чём было сказано выше. Этот труд предполагает самоотверженность ради любви к Богу и ближнему. Подтверждение этому можно найти в следующих словах апостола: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу ( Гал.5:13 ). Здесь говорится о том, что воздержание является проявлением в человеке свободы от греховной жизни. Дух проявляет себя через плоть, воздерживает её волю от пристрастий, чтобы грех не пленил всего человека. Как нормальный нравственный порядок, воля должна быть направлена на служение ближнему. Поэтому в приведённом выше контексте «апостол переходит уже к нравственным советам и повелевает позаботиться и о деятельной добродетели» 255 . Этой добродетелью он называет любовь. То есть воздержание освобождает человека от плотских пристрастий, чтобы думать не об угождении своей плоти, а об угождении ближнему, что есть любовь. Также воздержание сохраняет неуклонность на пути спасения, потому что если человек, встав перед выбором греха или святости, поддаётся греху, то этим искажает замысел Божий и идёт против Него: плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 ). Именно воздержание, подкрепляемое жизнью по духу во Христе, преодолевает плотские стремления, сохраняет чистоту жизни и освобождает от греха, и это мы можем подтвердить на примере апостола: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ). Воздерживающийся от плотских стремлений и живущий духовно, по словам святителя Феофана Затворника , «преисполняется истинной жизнью, которая, настраивая на единое все проявления собственной его жизни, и внутренней и внешней, вносит в неё гармонию и мир, прекраснее, и сладостнее, и восхитительнее чего человек и вообразить не может» 256 . Союз совершенства – любовь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо " воззвать к Тебе? " Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует — значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее: меня не было бы, не будь я в Тебе, " от Которого все, чрез Которого все, в Котором все " . Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой, Который сказал: " Небо и земля полны Мною " ?»… А еще хорошо бы сделать дайджест писем святителя Феофана Затворника для молодежи. Феофан Затворник — довольно хулиганистый писатель, но мало кто об этом знает. Понимаете, если бы я сегодня сказал, что «я кайфую» — сами понимаете, какой хай поднялся бы по всему православному интернету. А святитель Феофан так именно и пишет. — Жаль, что мы не знаем о таких местах. — Поэтому для меня очень дороги именно исповеди и письма святых. Когда они открываются как люди, они становятся близкими и понятными. Нужно понять, что святой — это не «карма». А то когда читаешь жития — складывается впечатление, что все святые уже во утробе матери кричат «аллилуйя», по средам и пятницам грудь у матери не берут с первых же дней своей жизни… А дальше срабатывает ассоциация: мне бабушка рассказывала, что у меня всегда аппетит был хороший, и, значит, мне уже не стать святым, святость — не для меня, буду жить как все и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

На самом деле в словах Христовых против многословия заключается та мысль, что длительная молитва – не заслуга молящегося; те, кто смотрят на молитву как на показатель своего благочестия заблуждаются. Продолжительная молитва нужна не Богу, а нам самим рассеянным и закосневшим в духовной лени и мирской суете. Она согревает сердце людей и вызывает постепенное возникновение в них религиозной настроенности. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна наставлял Своих учеников Спаситель ( Мф.26:41 ). Сам Он уходил в пустынные места и молился ( Лк.5:16 ). Перед избранием двенадцати апостолов взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Апостол Павел также заповедал непрестанно молиться ( 1Фес.5:17 ) и, обращаясь к фессалоникийцам, говорил: Радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей. ( 1Фес.3:9–10 ). Корнилий сотник угодил Богу тем, что подавал милостыню и постоянно молился. Святые апостолы, поручив диаконам внешние дела церковной общины, так определили свое назначение: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию ( Деян.6:4–5 ). Вторая ступень молитвы – молитва ума. На этой молитвенной ступени христианин достигает способности сосредоточивать свой ум, свое внимание на предметах молитвы. Внешним средством к тому, по мнению опытных в молитве старцев, служит вдумчивое неторопливое чтение молитв. Внутреннее средство к стяжанию этого подвига, изложенное отцами, собрано в Добротолюбии преосвященного Феофана Затворника . Высшая степень молитвы – молитва чувства, когда молящийся живо чувствует и вполне переживает сам все, заключающееся в содержании молитвы, когда при славословии Бога сердце его возгорается радостью; при воспоминании Евангельских событий – сопереживанием страданий Иисуса Христа, скорбью о греховном ожесточении людей. Как же совершается переход к этой третьей ступени молитвы? Нужно, прежде всего, остерегаться искусственного напряжения своих чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А без Него насилие навсегда останется сущностью всякого земного авторитета и воспитания, на таком авторитете построенного. На кровавой сцене этого мира человек через тиранию смерти, которая таится в корне эроса и в самом homo economicus, приговорен к существованию, конец которому —  уничтожение и небытие, а его исторический путь — всего лишь подготовка к ним. Это стало бы неизбежным, если бы не существовало духовного отцовства, освобождающего от тирании смерти, возводящего человека от раба в достоинство свободного чада Божия. Поэтому борьба против него — не что иное, как скрытая жажда самоуничтожения осуждением самого себя на эту тиранию смерти через тиранство над другими во имя общего будущего счастья. Чем сильнее будет эта борьба, тем большую беспомощность будет чувствовать человек и перед самим собой, перед извержением в себе примитивных начал, и перед внешним насилием, но и тем более небесное отцовство будет открывать ему свой свет, свет единственного спасения и полноты бытия. Оно — образ Божественного существования через наше приобщение к нему по примеру святых Отцов — единственный образ существования разумной твари Божией. Только там, где оно воспитывается и воплощается, только там перестает существовать авторитет “отца-садиста”, а человек из раба превращается в сына. “А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа” (Гал 4:6–7). Наследник кого? — Наследник единого Отца и общник единственного отцовства, в котором все становятся едино в Отце и Сыне и Святом Духе. из книги: Митрополит Амфилохий. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. О митрополите Амфилохии (Радовиче) и его книге см. “Альфа и Омега” 3(25) за 2000 г. См. также Митрополит Антоний Сурожский. Эволюция образа Отца и христианская вера//Альфа и Омега. 1999. 3(21). — Ред. Русск. перевод см. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения Т. 1, 2/Пер. святителя Феофана Затворника . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; здесь Cath.

http://pravmir.ru/ottsovstvo-ottseubiyst...

Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника . 248 Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» ( Ин. 16:23–24 ). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа... поставлен он перед вами здрав... ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:7–12 ). В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». 249 В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, – пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, – считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия – «Богоносец» – говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя». 250 Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас – не только в монастырях, но и среди мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Объясняет святой Павел тайну живущего в нас греха и говорит, что, пока человек по вере в Господа Иисуса Христа не получит обновления благодатию Святого Духа, до тех пор над ним тиранически властвует грех; но когда, приступив к Господу, получит он благодать обновления Святым Духом, с тех пор грех уже не тиранствует над ним. Он может приступать к нему, соблазнять, влечь, но не определять к делу. «Грех», говорит, «вами не обладает». Почему? Потому что «вы под благодатию» ( Рим.6:14 ). Пока мы бываем во плоти, то есть в грехе, дотоле страсти греховные действуют во удех наших. Но когда благодатию Святого Духа освобождаемся от этого держащего нас в своей власти греха, тогда начинаем работать «Богу во обновлении Духа» ( Рим.7:5–6 ). Закон Духа жизни о Христе Иисусе освобождает нас от закона греховного. Благодать Святого Духа, пришедши, отъемлет немощь, коею мы немоществуем пред законом, и восстановляет нашу нравственную силу. Таким образом, пока кто во плоти, то есть в грехе, и без Духа, дотоле он Богу угодить не имеет силы. Вы же, воодушевляет Апостол римлян, «несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова» (по вере во Христа и Христом Господом подаемого) «не имат, сей несть Егов» (тот и не Его). Только те, кои «Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божий». Присущ нам бывая, Дух сей подкрепляет нас в немощах наших ( Рим.8:2,14–26 ). Из сего явно, что жизнь о Христе Иисусе в совершенстве проявляется только благодатью Святого Духа. Почему Апостол и определяет, что «Царствие Божие есть правда, мир и радость о Дусе Святе», – и молится: «Бог же упования да исполнит вас всяким радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго» ( Рим.14:17;15:13 ). Вскоре по написании Послания к римлянам Апостола встретили узы, из которых он писал несколько посланий. Первое было к ефесеям. Послание к ефесеям есть воодушевленнейшая хвалебная песнь домостроительству спасения в Господе Иисусе Христе. Но высшим плодом и последнею целию сего домостроительства выставляется дарование нам благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Самаряне веруют по проповеди святого Филиппа; но сущие в Иерусалиме не считают того уверования достаточным, и посылают к ним святых Петра и Иоанна дополнить недостающее. Что же именно оказалось у них недостающим? Благодать Святого Духа. Апостолы, пришедши туда, увидели, что Дух Святой еще ни на кого из них не сходил, а они только крестились во имя Господа Иисуса. Почему, помолившись, возложили на них руки, – и они прияли Святого Духа. Таким образом самаряне стали настоящими христианами и возымели все потребное для спасения только тогда, когда прияли Святого Духа ( Деян.8:15–17 ). Ангел повелел Филиппу идти на путь, ведущий из Иерусалима в Газу. Но когда, быв на сем пути, увидел он колесницу с некиим сидящим на ней, – Дух Святой сказал ему: приступи к колеснице. Он приступил и, взяв повод от читанного сидевшим в колеснице, просветил его верою и крестил в прилунившейся воде. Когда вышли они из воды, Дух Святой сошел на новокрещенного, в завершение таинодейственного соделания его христианином, – спасаемым ( Деян.8:29–39 ). Видишь, как во всем действует Дух Святой?! Святого Павла к вере обратил Сам Господь Иисус Христос , но для завершения дела веры в нем послал его к Анании. Анания же что говорит? – «Господь... посла мя» к тебе, да «прозриши, и исполнишися Духа Свята» ( Деян. 9:17 ). Приятие Духа и совершило святого Павла как верующим, так и Апостолом. Дверь к приятию в лоно Церкви верующих язычников кем отверста? Духом Святым. Он, осязательным явлением нисшествия Своего на Корнилия и весь дом его, удостоверил святого Петра и бывших с ним (а потом и всех христиан из иудеев), что после сего никто не может возбранить крещения верующих из язычников ( Деян.10:44–48 ). Антиохийская Церковь довольно уже созрела и утвердилась трудами святых Варнавы и Савла, действовавших Духом Святым, их исполнявшим ( Деян.11:24 ). Можно уже было послать сих деятелей и в другие места. И посылаются. Но кто сие устроил? Дух Святой, сказавший собранию верных: «Отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их» ( Деян.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Церковь сама по себе, а прежде всего нужно искать Христа». И все идет так. Во всяком почти пункте есть слово о Христе Господе, а о Духе Святом ни в одном. Я не думаю, чтоб это было твое и других слышавших опущение. Должно быть, предмет сей не имеет места в системе учения вашего учителя, а то он все бы как-нибудь да помянул о нем. Что спасение нам устроено Господом Иисусом Христом и что мы спасаемся именно в Нем, – это истинно так есть; но при всем том ведать надлежит, что это не было и не бывает без благодати Святого Духа. Поскольку это очень важный пункт, то я счел нужным собрать о нем побольше мест Писания, чтоб ты и те, которые около тебя, убедились, что благодать Святого Духа в соделании нашего спасения есть часть существеннейшая. – Вот слушай! Явился святой Иоанн Предтеча, чтоб приготовить народ к принятию обетованного Избавителя, покаянием и крещением, и что говорит? Вот идет, говорит, Обетованный, – и Он «будет крестить вас Духом Святым» ( Мф.3:11 ), – чем дает разуметь, что крещение Духом Святым есть главное дело обетованного Христа Господа в устроении Им спасения нашего: так что, кто не крестится сим Духом, тот не войдет в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Господь уже кончил Свое видимое пребывание на земле, уже прощается с учениками Своими на последней вечери, – и смотри, как утешает их? – Я иду, – говорит, – но не смущайтесь, что иду. Это лучше для вас. Ибо если не иду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Я умолю Отца, и Он сего Утешителя даст вам, да будет с вами ввек. Вы знаете Его, потому что Он в вас пребывает и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). – Так Христос Господь наместником Своим обещает послать с небес Духа Святого. – Не означает ли сие, что все дело спасения рода нашего, по вознесении Господа, будет устрояться Духом Святым? Да! Так это и было. Пришел момент вознесения Господня. Господь заповедует ученикам сидеть в Иерусалиме и ждать обетования Отча. «Вы», говорит, «имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех» ( Деян.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Если вы на небе, то не должны искать земного. Не является Христос, значит – еще жизнь ваша не наступила, – она в Боге, на небе. Итак, что же? Когда мы будем жить? Когда явится Христос – ваша жизнь, – тогда ищите и славы, и жизни, и радости... Тогда и вы с Ним явитесь. Стало быть, ныне не являетесь. Смотри, как Он перенес их в самое небо... Итак, если мы явимся тогда, то не будем скорбеть, если теперь не наслаждаемся славою... Итак, оскорбляют ли нас, другое ли что терпим, не будем скорбеть, так как настоящая жизнь – не наша жизнь. Мы – странники и пришельцы. Умрете бо, говорит» 24 . Чтобы окончить толкование этих стихов, приведем такие слова Феофана-Затворника: «Господь Спаситель смерть разрушил и жизнь в Себе воссиял нетленную не для Себя, а для нас... И мы действительно делаемся причастниками сего чрез таинственно благодатный, но живый союз с Господом, которым и в нас полагается прочное основание к разрушению смерти и воссиянию нетления. Но ныне сие действуется сокровенно, въявь же придет в конце веков... Как сокрытая прежде благодать домостроительства нашего спасения истинно и действенно явлена в Господе Спасителе, так и сокрытая ныне в нас чрез общение со Спасителем сила разрушения смерти и воссияния жизни, несомненно, проявится в свое время. Святой Златоуст говорит: «В теле Христовом то и другое (жизнь и нетление) уже было (и есть), а в нашем еще будет. Это – предмет нашей надежды» 25 . Значит, в словах 1–4 стихов послания к Колоссянам воистину содержится глубочайшая мысль о том, что добрая жизнь, т. е. смерть для всего земного, является не только непременною обязанностью христианина, как в крещении умершего для греха, но, в силу той же благодати крещения, является источником вечной жизни, вечного прославления с Господом, воскресшим из мертвых и приготовившим для верных Своих рабов славу по всеобщем воскресении, как и молился наш Спаситель в Своей первосвященнической молитве: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» ( Ин.17:24 ). Но христианин-подвижник не для себя живет: совершая добрый путь ко спасению, будучи мертвым для всех мирских соблазнов, он этой жизнью и других влечет к подражанию: «без слова» пленяются доброю жизнию все видящие «чистое, богобоязненное житие» ( 1Петр.3:1–2 ). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Эти слова Господом сказаны для всех христиан. И, конечно, взятые нами для размышлений слова Святого Апостола Павла о том, что жизнь наша «сокрыта со Христом в Боге», прямо говорят, что христианин-подвижник, живя со Христом, силою того же Христа и привлекает других к подражанию и прославлению имени Божия; как Христос Своим примером всех влечет к Себе ( Ин.12:32 ), так, в той или иной мере, и он.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

«Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» ( Деян. 8:18-23 ). Священник же крестит не водою, но Духом — по Благодати Апостольского преемства. Так что вопрос стоит не о крещении водою — оно и впрямь бесполезно, — но о таинстве в полном смысле. Отец Кириак апеллирует к вере, которая идёт от сердца, «от пазушки», как называют это оба собеседника: « — Вот это-то, — говорю, — твоя беда, отец Кириак, что ты всё на пазуху-то очень располагаешься. — Ах, владыко, да как же на неё не полагаться: тайны-то уже там очень большие творятся — вся Благодать оттуда идёт: и материно молоко детопитательное, и любовь там живет, и вера. Верь — так, владыко. Там она, вся там; сердцем одним её только и вызовешь, а не разумом. Разум её не созидает, а разрушает: он родит сомнения, владыко, а вера покой даёт, радость даёт…» (5,471-472). Вновь давняя проблема: антиномия «вера — разум». Иеромонах прав, вознося веру над разумом, но забывает, что сердце, не очищенное от страстей — плохой руководитель. Вновь вспомним слова святителя Феофана Затворника : «Когда очистится кто от страстей, пусть даёт волю сердцу; но пока страсти в силе, давать волю сердцу — значит явно обречь себя на всякие неверные шаги» . Вознося веру, отец Кириак тем не менее строит все свои рассуждения на доводах рассудка, ибо никак не хочет признать сакральной стороны таинства: оттого и не видит разницы между действиями Симона Волхва и православного священника. Однако не следует пренебрегать и рациональными его доводами, поскольку внешне они могут показаться неопровержимыми.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010