3: 18–21). Этими словами вполне отчетливо обнаруживается сущность неверия – любовь к тьме, злу и неправде. Следствием такого сознательного противления становится, по слову Христа, осуждение, происходящее уже теперь, в мире, увидевшем Его спасительную Жертву. Апостол Павел прямо называет неверующих погибающими, для которых закрыто христианское благовествование, у которых «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4: 4). Наконец, поистине страшные слова мы находим в Апокалипсисе: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8). Мало того, что неверие здесь находится в одном ряду с убийством и идолослужением, их общая участь – смерть, то есть окончательное осуждение на вечные мучения после последнего суда. Святые отцы о неверии В святоотеческом наследии также встречается множество размышлений относительно неверия, его духовных причин и следствий. По мнению святителя Феофана Затворника, источником неверия и сомнения являются бесы, которые именно таким способом влияют на душу человека (наряду с хульными помыслами и прелестями) . Митрополит Вениамин (Федченков) причиной неверия называет потерю человеком богоподобия и благодати в сердце , а святитель Димитрий (Ростовский) – неразумие . В этом последнем обнаруживается согласие с мнением Иоанна Златоуста, который пишет: «Как веровать свойственно душе возвышенной и благородной, так и неверие служит признаком души неразумнейшей, низкой, опустившейся до безумия животных» ; наряду с этим причиной неверия святитель называет расслабление души . Святой Антоний Великий неверие видел следствием легкомысленной дерзости , а Макарий Египетский – погони за почестями человеческими вместо почестей небесных . По словам преподобного Силуана Афонского, неверие бывает от гордости: «Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам» .

http://pravoslavie.ru/32941.html

Меня оклеветали лица, напрямую связанные с сектантским неопротестантским Национальным антинаркотическим союзом: Павлюченкова (о ней я писал ранее не раз, например, здесь . Лушникова (ей я помогал ранее, о чем написано много в антисектантской группе , которую я координирую по сей день, но ее в итоге умело отманипулировала нечисть, и она встала снова в их ряды). Новопашин Н.О. (о нём написано в материале «Новопашин Новопашину рознь, или Ставропольский блеф» . Вместе с ними рядом плут, трижды судимый наркоман, связанный с тем же НАС, Красильников, давший лживые показания на следствии и в суде, почему-то принятые полностью в отличие от показаний свидетелей моей защиты, судьями первой и апелляционной инстанций как достоверные и объективные. Всех их ждут, возможно, суровые испытания на Страшном Суде и вечные муки после: « Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (2 Пет. 3: 10). [Более уместно апостольское наставление: « Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10)]. Больно видеть и больно быть неспособным сейчас вновь оказаться на передовой, будучи парализованным в этих стенах вот уже третий год. Я не способен оказывать помощь нуждающимся в ней в том объеме, в котором я это делал раньше, на свободе. Хотя стараюсь и здесь помогать всем, кто просит, словом и делом. Таков мой крестный путь . Многое можно понять и осмыслить, если внимательно посмотреть анимационный фильм по ссылке . А так достаточно слов святителя Феофана Затворника о том же: « За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/20/pr...

Добавить хочется лишь слова апостольского послания: «потому что безумное Божие мудрее людей, и немощное Божие сильнее людей» ( 1Кор.1:25 ). Идеальное, по святителю Феофану, апеллирует к идеалу – Самому Христу. Это иконическое изображение в жизни человека и человечества Воплотившегося Бога, Бога, входящего в историю, определяющего и объемлющего ее. Изображение средствами Его же благодати. Вышенский Затворник, начиная свою речь с обращения к Богу как Иному, как «Ты» диалога/молитвы, находит основания бытия и самого себя не в мифологическом ничто Абсолюта, а в Живом, простом и недиалектичном Боге Евангелия – Боге Слово, «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ). Господь воплотился – Тот, о Котором сказано, что «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), а следовательно, Божественное и есть духовное. Он – начало и основание, «камень, который отвергли строители» ( Мф.21:42 ), «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Духовное – имеющее основание в Боге Авраама, Исаака и Иакова, имеющее Бога своим началом, корнем и почвой. Таким образом, святитель Феофан избегает вязкой и зыбкой почвы мифа – как зацикленной на своей самости конструкции. Возможны ли другие пути полагания духовного? Идеальное и духовное, согласно святителю Феофану Затворнику , соотносятся в акте живой добродетельной веры, акте молитвы, участия в святых таинствах Церкви и обожения – как эсхатологической цели бытия человека и всего мироздания. Принципиальным моментом здесь является классическое для христианской теологии сочетание апофатического и катафатического методов богопознания и богообщения. Святоотеческий контекст исследования обозначенной проблемы состоит в том, что Невидимый Бог – Дух в Своем Воплощении изображаем в эсхатологической полноте бытия и отчасти постигаем человеком (во всей целостности, по благодати). Литургическое богословие, в свою очередь, говорит об опыте познания Бога человеком как приобщения к Нему во всей вмещаемой мере. Эсхатологический аспект постулирует духовное как пространство, орган богообщения, ведущий человека к единству с Богом Отцом во Христе по благодати Святого Духа, вбирающее в себя идеальное как апофатическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

(Псалтирь 50:11–19)   Господи! уста мои отверзи и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Вы можете поделиться своими чувствами в комментариях.    Однако нечестивец, скорее всего, ничего не будет иметь против формальных (и формализованных) молитвословий, так же, как и вообще против установленного ритуала. Смысл молитвы Давида и слов Феофана Затворника останется от него скрытым. Он ведь не против вообще отношений с Богом (или с высшими силами) в принципе, он лишь не хочет с Ним (с ними) личных отношений. Если же отношения деловые и взаимовыгодные — почему бы и нет? Но такие отношения личными не бывают, они предполагают некую форму и связанные с ней вполне определенные формальности. Эти религиозные формальности с целью поддержания с Богом взаимовыгодных отношений нечестивец вполне может соблюдать. В конце концов, если сделка с Богом выгодна, почему ее не заключить? Но при этом, разумеется, ничего личного, только бизнес.   Религия, надо признать, сама по себе наталкивает духовно поверхностного человека именно на такой путь. Ведь, как правило, внешняя сторона любой религии предполагает известную (часто значительную) долю обрядности и ритуализма. А для того, чтобы понять, что стоит за обрядом и ритуалом, нужно определенное духовное усилие. Но главное — нужно захотеть именно личных отношений с Богом — то, чего хочет далеко не каждый. Вы можете поделиться своими мыслями и опытом в комментариях.    Обряд и ритуал без понимания того, что за ними стоит, без духовного наполнения не просто бесполезны, они — мерзость перед Богом. Это не эмоции, а констатация факта. Мерзостью или скверной, а также нечистотой называется в Библии все то, что мешает человеку подойти к месту Божьего присутствия (например, к алтарю) и освятиться. А если человек все-таки туда приходит, вместо освящения происходит нечто противоположное — человек натыкается на стену, отделяющую его от Бога. Духовно пустой обряд и ритуал и становится такой стеной между Богом и человеком.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Согласно общепринятому толкованию, первое царство - нововавилонское, второе - персидское, третье - македонское, четвертое - римское, разделившееся сначала на две империи (Восточную и Западную), а затем на несколько царств разной силы, связанных единством культурного наследия. А взамен их Бог воздвигнет Царство Христа, которое вовеки не разрушится. В другом видении пророка Даниила «...зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 7-8). Четвертый зверь - римское царство, на развалинах которого появится антихрист. Итак, мы видим, что римское царство является удерживающим не по каким-то высоким соображениям, а лишь по причине грубой силы, которой она сдерживает разгул зла (или, по словам святителя Феофана, говорит властное veto, не давая сатане проводить свою пропаганду). Тут нет места для мистики миропомазания на царство, необходимого для симфонии царства и священства, но не являющегося обязательным для удерживания. Нужно сказать, что такое понимание этого апостольского пророчества никогда не было общепринято на Востоке (в отличие от Запада, где оно стало таковым начиная с Тертуллиана). Из толкователей так понимали этот стих святой Иоанн Златоуст (с оговорками склоняясь к данному толкованию, зная при этом и о существовании другого толкования) и блаженный Феофилакт Болгарский. Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаженным Феодоритом, Севиром (у Экумения) и святителем Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдет от людей (хотя и не ото всех) за их грехи, особенно за оскудение любви. Этого толкования придерживается как основного и святитель Феофан Затворник, допуская в качестве дополнительного и первое толкование.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

Всех, ищущих спасения в последние времена, святитель Феофан Затворник предупреждает: «Осмотритесь! – Вы живете в обществе, – многое видите, многое слышите. Нередко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства, и иногда кажется, что истина перестала быть истиною и верность Богу потеряла свою цену. – Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему верность и засвидетельствовать твердость убеждения вашего в истине. Не смущайтесь успехами зла, – тем, что растет богоборство и расширяет свою область. – Скорбите о погибели увлекшихся и увлекающихся, но не бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих – миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе, верности и непреложности, – как богоборное в пагубности. Мы и при этом так же верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморре. – Не говорите с огорчением: “Зачем так, – зачем истина покрывается безславием и подвергается нападению гласному?” – Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы, – и, однако ж, молчит. Покоримся Его изволению». На самом деле, почему же так? И это объясняют нам святые отцы: «Для того, чтобы невозможно было получить оправдание делавшим беззаконие перед Всевышней Правдой Божией на грядущем Страшном Суде: «… изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 49, 50). И непременно исполнится все, сказанное Сыном Божиим: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5, 18); «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк. 21, 33)! Валерий Филимонов, русский православный писатель Лариса Кудряшова, русский православный поэт Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 36. Ответ на 32., боеприпас:

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/24/pr...

никакой другой исповеди, тогда совершенно непонятно что означают слова:  друг пред другом? Или заповедь эта дана только лицам духовного звания, могущих принимать исповедь друг у друга? А как тогда понимать такое повеление:  «Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему»(Лук. 17; 3). А именно так и следует понимать, как говорит блаж. Феофилакт, что «не то только бывает разрешаемо, что разрешают священники; но и то будет или связано или разрешено, что мы, быв обижены, или связываем или разрешаем». 8 Это же имеет в виду и преп. авва Дорофей, говоря, что « Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся ». 9 Да и само выражение, «Бог простит», является не простой метафорой, а подтверждением очевидной истины, что существуют такого рода грехи, от которых мы способны сами себя очищать. И если этими грехами, которыми и праведник до семи раз падает, все  семь раз в день согрешит против нас ближний наш и  семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, мы можем его очистить от них, простив их ему  (Лук. 17; 4). А если еще учесть, что число семь в Свящ. Писании означает неопределенное множество, как и обиходные наши выражения, вроде таких как «сто раз» или «тысячу раз», то простить можно  не до семи только раз, но до седмижды семидесяти раз и больше (Мф. 18; 22). Если же грех несмертного свойства совершается не перед ближним, но в тайне сердца, перед одним Богом, то и исповедовать такой грех следует естественно перед Ним же одним. Это следует из слов св. Феофана Затворника, когда он говорит следующее: «Что касается до непосредственного прощения, то оно бывает лишь в отношении к грехам, ненамеренно прорывающимся, – каковых больше всего в помыслах и чувствах, меньше в словах и еще меньше – или чуть заметны они – в делах. Ревнитель богоугождения, страхом Божиим проникнутый, как только заметит такой проскользнувший грех, тотчас обращается к Господу, им всегда зримому, сокрушенно кается, осуждая себя, и прощен бывает». 10

http://bogoslov.ru/article/3508452

Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам» (2 Макк 4:9). Он получил просимое и специально под Храмом устроил «училище для телесного упражнения юношей», привлекая туда лучших из них. Обратите внимание. Ренегат Иасон, для достижения своих целей не ограничивается внешней поддержкой, он начинает формировать себе опору в Иудее, выращивая новую элиту, оторванную от родных корней и враждебную преданиям «отечественной старины глубокой». Ничего не напоминает? И опять же, предателя, в первую очередь и быстрее прочих, поддержали представители образованной части общества - священники, которые вместо служения Богу и принесения Ему жертв, стали проводить время в палестрах - прообразах современных спортивных клубов и фитнесс - центров. Вот уж действительно «нет ничего нового под солнцем»! Профессиональный спорт и его аналог - гладиаторские бои - это также принадлежность «нового мирового порядка», где кумиров творят для «широких масс» и в культ возводят человеческое тело. И сегодня стало привычным и никого не удивляет, когда называют «цену» того или иного профессионального спортсмена... Автор Второй книги Маккавейской, говоря о эллинезации иудеев, отмечает, что именно отступничество послужило причиной возмездия. О таком законе Правды Божией говорил в свое время и Святитель Феофан Затворник: «тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему». И вот: «Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями; ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время» (2 Макк 4:15-17). Еще раз приведу слова Святителя Феофана Затворника: " Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Таким образом, мы устанавливаем, что и начатки праведности, и начатки любого греха возникают во внутреннем мире человеческой души (в сердце), о чем и сказано: Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19) ; и еще: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17, 21) . А что господствует и побеждает внутри нашего сердца: вертеп греха или Царство Божие, – зависит от Господа и нашего свободного волеизъявления, посему и сказано: Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9 – 10). И мы переходим с блаженной Феодорой к следующему мытарству... скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 8 сентября 2023, 17:38 ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!! Мария 11 августа 2020, 09:43 Спасибо большое за статью! р.Б.Сергий 28 июня 2017, 00:28 Спаси Господи о.Олега за проповедь и его молитвами помилуй нас многогрешных.В начале воцерковления возникали мысли о своём,якобы,благочестии.По прошествии многих лет можно сказать:а найдется ли грешник,подобный мне(первый есмь аз).Утешают слова Феофана Затворника:если видишь свои грехи как песок морской-это знак здравия души.Другой св.отец учит:если и 1000 ран примешь на день-не оставляй течения своего.Правильно затронута тема сердечного(мысленного)греха,кото-рый сравнивают с внутренним кровотечением,от которого можно умереть так же как и от наружного.Для того Господь и попускает искушаться,чтобы человек увидел своё падение и смиренно встал на 1-ю ступень евангельских блаженств-нищеты духа. Иоанна_ 27 июня 2017, 17:05 Это не потому, Иулиания, что эти люди - какие-то инфернальные грешники; просто они живут так, как все вокруг. Вы правы: это стало нормой. Но эта норма установлена не ими. Большинству молодых людей (как и нам в советское время) никто никогда не говорил, что надо беречь девственность и почему именно. Разве что пугали СПИДом или " нежелательной " беременностью, абортами, а так и в самом деле - ну как объяснить человеку, в жизни которого нет места Богу, ЗАЧЕМ всё это надо?

http://pravoslavie.ru/104634.html

Слёзы и плач психологически могут быть опутаны тонким тщеславием и самоценением. Очень точно эти состояния описаны у св. Феофана Затворника: «Слезы – плач о грехах. Когда придёт тщеславие из-за слёз, вы перенесите взор на грехи и скажите душе своей: вишь, что нагородила! Есть тут чем тщеславиться?! Если искренно сие сделаете, то вместо тщеславия восприимете горькое сокрушение, которое всегда старайтесь иметь под слезами. Мне думается, что слёзы держат вас в самочувствии или самоценении. Это чувство самое опасное. Трудитесь углублять чувство, что вы ничто. Грозит вам апостол: если кто думает, что он есть что-нибудь, тогда как есть ничто, то обольщает сам себя и истины нет в нём» . Другой образ плача теснейшим образом связан с радостью о Боге: «Я радуюсь, – пишет апостол Павел, – не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога... Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие... » (2 Кор. 7, 9-11). Радость о Воскресшем Спасителе ведёт к покаянному плачу, который соделывает верующего блаженным, счастливым и радостным, поскольку утешением для кающихся становится и прощение, и надежда, и упование спасения. И это не противоречие, а, говоря на языке философии, основная антиномия религиозного сознания. За любыми прискорбностями в жизни христианина открываются многие утешения. Безропотное подчинение воле Божией – христианский идеал, приносящий радость. Таким образом, можно говорить также о некой внутренне закономерной потребности верующей души в очистительном страдании. Это отнюдь не то лишённое благодати, извращённое, «садистическое» или «мазохистическое» страдание, о котором повествует и на которое справедливо негодует отец Александр Шмеман. Это страдание Креста, которое является Божиим даром и свидетельством любви Господа: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира», – пишет св.

http://bogoslov.ru/article/5425661

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010