Будем же ходить в истине Божией. Ибо Бог содержит все в длани Своей и без Него никакое наше начинание не может быть успешным. Кто познает эту правду, тот, по словам святителя Феофана Затворника, «станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу и принимать все, что бы с ним ни случилось, как от руки Господней». Аминь. Христос воскресе! Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, войдет, и выйдет, и пажить найдет. ( Ин.10:9 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.9:39-10, 9 ) звучат удивительные слова Господа — грозные, обличительные и вместе с тем дарующие надежду верным. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Только что Спаситель исцелил слепорожденного у Силоамской купели. Чудо это потрясло всех. Однако некоторые, особенно ревностные к исполнению закона Моисеева иудеи, помня о том, что исцеление произошло в субботу, повели исцеленного человека к фарисеям. Вожди иудейские, ненавидящие Господа, призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник ( Ин.9:24 ). Но слепорожденный не слушал слов фарисейских о греховности своего Благодетеля. Вместе с физическими очами отверзлись у него и очи духовные. На все лживые обвинения он уверенно отвечал: …мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего ( Ин.9:31-33 ). И когда, рассердившись, посрамленные иудейские вожди выгнали этого человека, он встретил Господа. Вера исцеленного возросла до такой степени, что тот стал последователем Христа и сказал: верую, Господи! — поклонившись Спасителю. И вот Господь определяет далее Свое назначение: …на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Какие удивительные слова! И какие истинные! Действительно, зрящие фарисеи оказались духовными слепцами, а слепорожденный через исповедание веры прозрел и духовно. Спаситель видел, что фарисеи из сотворенного чуда извлекли для себя больше вреда, чем пользы. Их зависть, злоба, корысть обнажились до такой степени, что они готовы уже были разделаться с ненавистным Чудотворцем. И через это навлекали на себя еще большее осуждение. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Фарисеи, всегда хватавшиеся за чувственное, подумали, что (Христос) говорит о слепоте чувственной, и сказали: неужели и мы слепы? Они стыдились одной только этой слепоты телесной. А Господь хотел показать им, что лучше быть слепыми по телу, чем неверующими, и сказал: если бы вы были слепы, то не имели бы греха.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скорбящие на земле приходят к небесным наслаждениям, «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Пс.125, 5). Скорбями Господь зовет нас к Себе, «найдете покой душам вашим». (Мф.11:29). Эта истина находит постоянное подтверждение в жизни. Как много людей, одержимых скорбями, только лишь во Христе нашли себе мир и покой. Молитва для скорбящего- великое утешение. Но необходимо также помнить, что молитва нужна не только для нашего утешения, укрепления. Наши молитвы нужны любимым отошедшим в мир иной. «Тамошние ощущают когда от сердца молятся о них. И это служит для них великим утешением… и отрадою» (Из письма св. Феофана Затворника). Кроме того с помощью молитвы за умершего осуществляется наша связь с ним. «Молясь об умерших, мы упражняемся в ощущении нереальности этого мира (ушла его дорогая нам часть) и реальности мира потустороннего, действительность которого утверждается нашей любовью к отошедшим» (Свящ. Александр Ельчанинов). Давайте же пользоваться тем средствами, которые предлагает нам Бог! Мы в своем горе, к сожалению, не одиноки. Примером, незабываемым для нас, является Матерь Божия. «...И Она, одинокая женщина, когда-то шла за трагическим смертным шествием Своего Божественного Сына, и Она слышала в глубине души Своей, в глубинах веры Своей, Слово Христово: " Не плачь! " ». Мы знаем, что на Ее глазах умирал тяжелой смертью Ее единственный ребенок, которому Помочь Она была не в силах. Пережить это горе Ей, вероятно, помогла бесконечная вера, безграничное доверие к Создателю. Ему Она вручала Своего Божественного Сына и это поддерживало Ее в дальнейшей В одной из молитв к Матери Божьей в православной церкви есть такие слова: «Ты, все претерпевшая, все превозмогшая — все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя» В Ветхом Завете примером смирения с волей Всевышнего может служить царь Давид. Он во многом угодивший Богу своей праведностью, все же был грешен, как и любой человек. За его грехи постигла смертельна болезнь его малолетнего сына. Долго вымаливал ему жизнь безутешный отец, отказываясь от еды, сна, общения с людьми. Однако ребенок умер. «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал, кто знает, не помилует ли меня Господь, дитя останется живо? А теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Царств, 12-22, 23).

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

Несмотря на то, что она предназначена исключительно монашествующим, всякий благоразумный христианин может найти в ней то, что соответствует именно его образу жизни. Страсти и добродетели у всех людей общие, поэтому, как правило, людям, живущим в миру, среди суеты, во многих случаях подходят те же советы, что и отрекшимся от мира. Но нужно относиться к чтению духовных книг разумно и здраво: не пользоваться теми средствами борьбы со страстями, которые удобны только для монахов, а обращаться к общим, подходящим и мирянам. Конечно, неопытному человеку сделать это не всегда легко, тем не менее, нельзя просто отказаться от чтения этой книги, сказав, что мирянам она совершенно не подходит. Как же научиться находить в «Лествице» и других святоотеческих творениях советы, уместные и своевременные для нас, и не принимать того, что касается людей высоко преуспевших, например подвизающихся в отшельничестве? Мы только тогда можем читать книги с пользой для себя, когда приобретем некоторый опыт и научимся рассуждать здраво. Надо сказать, что неопытные христиане неправильно понимают не только святоотеческие писания, но и богодухновенное Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Об этом говорит святой апостол Петр, рассуждая в своем послании о творениях апостола Павла: Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, – то есть понимают превратно, – как и прочие Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Из слов апостола Петра мы понимаем, что в те времена были люди, которые, читая послания апостола Павла и прочие Писания, понимали их превратно. Значит, не нужно говорить, что если мы не понимаем «Лествицу» или какую-нибудь другую сложную книгу, аскетическую или догматическую, то в этом виноват автор, который непонятно изъясняется. Лучше познаем свою неопытность и постараемся приобрести рассуждение. Что для этого нужно сделать? Читать книги писателей близких к нам по времени: святителя Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , оптинских старцев, писателей двадцатого века, таких как игумен Никон (Воробьев) , греческих и русских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Прелюбодею, который говорил: «Кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться?» – Премудрый отвечал: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие» ( Сир. 23:24–25, 27–28 ). Поэтому и сказал Павел: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» ( 1Кор. 7:2–3 ). «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее, но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый ( Притч. 5:3–4 ). Поцелуй блудницы заключает в себе яд, яд тайный и скрытный. Зачем ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит гибель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу С женой и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред и постоянное осуждение. Хотя бы никто из людей ничего не видел, совесть никогда не перестанет осуждать тебя, но, куда бы ты ни пошел, этот обвинитель будет следовать за тобой, осуждая и громко взывая против тебя. Имея чистый источник воды, для чего ты прибегаешь к болоту, наполненному грязью, пахнущему геенной и невыносимым наказанием? Какое ты будешь иметь оправдание, какое прощение? Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются, подобно тому человеку, который был одет в грязные одежды ( Мф. 22:11–13 ), то тем более – после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление, как потому, что блудники, наслаждаясь удовольствием, устремились к такому распутству, так и потому, что это дело не только блуд, но и прелюбодеяние, что тяжелее всякого греха. Совет имеющему внебрачное сожитие Из поучений святителя Феофана Затворника Милость Божия буди с вами! Враг и лукавое грехолюбивое сердце все тянет на свою сторону. Благодать Божия помогает тому, кто сам себя бережет, а кто бросается в огонь, того она оставляет сгореть. Вам со своею С. надо пресечь свидания и близкобывание, и особенно один на один, если хотите сохранить себя целым от греха. Сколько раз говорили вы – не буду, – и все то же и то же. Надо вам прийти в стыд перед самим собою и показать себя нелегкоречивым, нелегкомысленным и верным Господу. Извольте завет с собою положить пред лицем Господа быть твердым. Грубость некую надо возыметь и к себе, и к той и неумолимое оттолкнутие. Без этого толку не будет. Касательно поступления в полк, сами смотрите. Мне же думается, что чем скорей поступить, тем лучше. Будет дело в руках. А теперь праздность учит худому и всяким поблажкам. Я думаю, что вы не обсуждаете порождающихся позывов дурных... и как явятся, так склоняетесь. Враг и тянет вас к делу, как за веревку. Внешнее дело последует за созрением вожделений внутри и склонением на него воли... Надо всегда первую мысль схватывать и гнать, не давая ей ходу. Это очень не трудно, если будет желание хранить себя чистым от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tselom...

иеромонах Иов (Гумеров) По толкованию святителя Феофана Затворника , только в Господе – только за верующего, благочестивого и целомудренного. В чем смысл слов Спасителя: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»? иеромонах Иов (Гумеров) Словами вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:49–50 ) Иисус Христос, выразил мысль, которой проникнуто все новозаветное учение: духовное родство выше кровного. Идея эта заняла первенствующее место в начавшейся проповеди Царства Небесного. В царстве новой жизни нет места деления по земным признакам (национальным, родственным, социальным). Человек, ищущий спасения, должен облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол.3:10–11 ). Спаситель воспользовался стечением множества народа, чтобы преподать это учение. Традиционный иудей с трудом воспринимал эту идею, потому что в Ветхом Завете придавалось важнейшее значение родословиям (евр. толедот). Поэтому св. апостол Павел призывает своего ученика Тимофея увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере ( 1Тим.1:3–4 ). Слова Спасителя не дают никакого повода думать, что Господь отменяет значение родства и тем более высокое уважение к матери. Лишена основания также попытка протестантов использовать это место Евангелия для отступления от многовековой церковной традиции почитания Божией Матери. Нужно решить вопрос: есть ли в Священном Писания свидетельство тому, что Пресвятая Богородица занимает важное место в Божественных планах Домостроительства нашего спасения? Да, есть. Почитание нашей Церковью Божией Матери не есть только выражение глубочайшего уважения к Той, Которая стала средоточием величайшего события в деле спасения людей – Боговоплощения. Это почитание имеет отношение к основополагающим истинам православного богословия и точно показывает глубокую разницу между христианством, хранящим апостольскую преемственность и реформированным христианством. Разница начинается с подхода к библейским местам, имеющим отношение к Пресвятой Богородице. Православные богословы опираются на всю полноту библейских свидетельств. Протестанты же и представители некоторых сект обращаются только к некоторым местам. Эти с кровью вырванные цитаты они пытаются использовать в своих конфессиональных интересах. Всё остальные места они оставляют без внимания. Вместе с тем правило не только библейской науки, но и любого серьезного исследования, предполагает рассмотрение всей совокупности фактов и свидетельств, относящихся к изучаемому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приближение нашего духа к Богу происходит главным образом посредством той молитвы, которая творится «в Духе» . Согласно замечательному выражению Феофана Затворника, молитва – это «дыхание Духа» . Для беседы с Богом необходимо определенное вдохновение, ибо человек молящийся «ведом Духом Божиим» (δηγουμνος πò του θεου πνεματος) . На Востоке никогда не ставилось под сомнение участие Духа в молитве; но в некоторых харизматических движениях, например, у мессалиан, оно было несколько преувеличено . Это участие проявляется особым образом: Дух соединяет нашу молитву с молитвой Сына, предоставляет нам возможность получать просимое, помогает нам познавать тайны, соединяет молитвы отдельных индивидов в едином голосе Церкви… Без участия Духа молитва не была бы христологической. Для ап. Павла быть «во Христе Иисусе» ( Рим., 8,1) значит жить «по Духу» ( там же). Параклит – это «Дух усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (срв. Рим., 8,15; Гал., 4,6) . А поскольку Он есть Дух Иисуса, то Духом воспроизводятся жесты Иисуса, в частице хлеба увековечивается благодарение Иисуса, повторяется молитва Иисуса . Ап. Павел призывает христиан к познанию, исходящему от Духа Божия, Который воистину научает нас «знать дарованное нам от Бога» и возвещать словами, «изученными от Духа Святого» ( 1Кор., 2,6-16); «также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим., 8,26) . Дух всегда являет Себя в Церкви как источник пророчеств и знания. «Никто не способен, - пишет Ипполит Римский, - воспринимать небесные тайны и истолковывать их без участия Святого Духа» . Василий Великий часто обращался к этой теме, охотно прибегая к высказываниям Плотина о связи души мира с внутренним богатством разума : «Мы веруем… в единого Духа Святого…, Который учит нас всему и напоминает обо всем, что Он воспринял от Сына; благой Дух, Который ведет нас к полной истине и укрепляет всех верующих в преддверии истинного знания» . Познание есть просвещение. Но поскольку слово «свет» можно отнести как к Духу, так и к Сыну, то часто строку псалма 35,10: «во свете Твоем мы видим свет» часто истолковывают таким образом: просвещенные Духом мы видим «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин., 1,9) .

http://bogoslov.ru/article/2485575

Приведем лишь несколько примеров: Удобнее верблюду пройти сквозь (dia tes) игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:25). Кто не дверью (dia tes) входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин. 10:1-2). Но самый показательный пример находим у самого Апостола Павла: Н апоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через (dia tes) мое рукоположение (2 Тим. 1:6). Здесь Архимандрит, наверно, переводит это место: " вопреки моему рукоположению " ? Или как? Расчет сделан на полную безграмотность, расчет на людей не знающих не только греческого, но и того, что есть такой или вообще какие-либо языки на свете. " Фраза всегда вызывала удивление " . Чье удивление? Открываем толкование св. Феофана Затворника, где сведены воедино Святоотеческие толкования. Ни следа недоумений или неясности, что и понятно, поскольку Святые неизменно стоят на твердом основании Христова учения. " Если теперь жена, мучась болезнями рождения, будет переносить их в этом именно смысле, то есть как наказание, напоминающее о грехе и призывающее к покаянию, то чадородие ее будет происходить в порядке спасения.- Но этого одного мало. В таких расположениях подъемлема будучи, тягота чадородия только не будет мешать спасению; а ему надобно не только не мешать, но и содействовать спасению. Как же это оно может делать? Если по рождении к нему будет присоединяемо и воспитание детей, в страхе Божием во славу Божию. Св. Златоуст говорит: " Апостол говорит как бы: вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других " .- И несколько ниже: " деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это (зависящее от природы), но и то, что относится к воспитанию детей.- В том не малая, но великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу " Выше мы видели то же самое учение у блж. Августина: " Чадородие в том, чтобы с любовью рождать детей, с добротой вскармливать их и с верой воспитывать их в вере " .

http://moral.ru/aqua_viva.html

Духи-обольстители и учения бесовские уже явно проникли в церковную среду. Священнослужители, народ церковный, попуская себе ходить в жизни в похотях сердец своих, одновременно молясь Богу и работая греху, получают за это должное воздаяние. Бог их не слышит, а диавол, не связанный силой Божией, творит через обольщенных свои непотребные дела. Дух Божий еще в первые века христианства остерегал всех живущих, что «...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским...» ( 1Тим.4:1 ). Ныне отступление от Бога и веры распространяется по земле. Человек, отвергая добро и избирая зло, становится соучастником темной силы в борьбе против дела Божия – созидания жизни на земле. Мы видим это совершающимся. Вот какая страшная опасность грозит миру! Как же жить нам на этой обезумевшей от зла земле? Слушайте внимательно. Святитель Божий Игнатий отвечает нам: «Те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями». Дорогие мои, это чрезвычайно важное указание нам! Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу. Ныне время, когда иссякли благодатные руководители подлинно духовной жизни. Теперь безопаснее руководствоваться Святым Писанием, писаниями подвижников благочестия. Господь и здесь пришел на помощь «малому стаду», ищущему Его. Книги истинных духоносных отцов вновь увидели свет, снова пришли к верующим. Читайте святителя Феофана Затворника , внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам. А вот последнее слово нам, живущим в столь трудные времена: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею... Устранись, охранись от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния». Дорогие мои! «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11–12 ). И Господь будет с нами, будет нашим Помощником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Приведем здесь мнение святителя Феофана Затворника , который в своем толковании на это место собрал квинтэссенцию мнений святых отцов: «...где? “У Христа, у веры” (Экумений), – в новых порядках, началах и правилах жизни, заводимых верою Христовою, в царстве благодати Его. Здесь никакие разности не берутся в расчет, ни национальные, – еллин кто или иудей, ни религиозные, – обрезан ли кто или не обрезан, ни по образованию, – варвар кто или скиф, ни по гражданскому состоянию, – раб ли кто или свободь. Чем бы кто ни был, но принес веру – и принят... Не то или другое – Христос, но – всё, и не в том или другом, а во всех. Оттого все и суть едино. Как это? Во Христа облекаемся в крещении... Блаженный Феофилакт пишет сокращенно из святого Златоуста: “...Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, всё есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать: все вы один Христос, будучи телом Его”. Продолжает сие Экумений. “Всяческая во всех Христос, поскольку все мы едино тело есмы, Христа имеющие главою”» 81 . Преподобный Ефрем Сирин : «...где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос... Что же это такое, где нет всего этого? Не что иное, как Крещение и Царство Небесное. Однако же в каждом из них всё во всём вообще Христос есть» 82 . Мы видим, что упомянутые здесь святые отцы понимали это место так, что Христос всё и во всех (любых сословий и наций), которые составляют Тело Его, которое есть Церковь ( Кол. 1:24 ), во всех вошедших в нее через Крещение, «во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся». То есть во всех крестившихся благочестивых членах святой Церкви и в Царстве Небесном, но не во всех вообще. 6 .2.Толкования на Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла ( 1Кор. 12:4–7 ) Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор. 12:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Вопросы: 1. Что такое молитва? 2. Каковы основные условия правильной молитвы? 3. Какие виды молитвы существуют? Задания: 1. Опишите известные вам ошибки при молитве. 2. Найдите в святоотеческих аскетических творениях другие описания степеней молитвы и сравните сучением свт. Феофана Затворника . 2.7. За порогом телесной смерти Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь её. Лк. 13:6–9 Смерть и бессмертие Священное Писание прямо говорит, что Бог сотворил человека для бессмертия, почему и удостоил его Своего образа: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего ( Прем. 2:23 ). Идея бессмертия человека выражена в седьмом, одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры . Однако смерть для человека – возможное состояние, которое осуществляется, если он сознательно и добровольно отвергает источник жизни – Бога. В жизни людей эта возможность, к сожалению, стала реальностью: Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его ( Прем. 2:24 ). Обличая ересь пелагиан, Церковь устами святых отцов и в Постановлениях Соборов ясно засвидетельствовала, что первозданный Адам, если бы не преступил заповедь Божию, то никогда бы не умер. Однако смертность была изначально возможным состоянием человека, и оно актуализировалось именно из-за прародительского греха. До грехопадения можно было говорить о смертности человеческого естества, но это не означало неизбежности человеческой смерти. О том, как бессмертие и смертность соотносились в жизни первозданных людей, свт. Афанасий Великий учит так: «Человек как сотворенный из ничего по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: хранением законов утверждение нерастления ( Прем. 6:19 ) 709 . Свт. Афанасий четко указал причины, по которым Адама можно называть одновременно и смертным, и бессмертным: человек смертен, потому что смертно и тленно его тварное естество, сотворенное из ничего; однако человек и бессмертен, но уже не по естеству, а потому что при сотворении он приобщён к Логосу и тем самым к бессмертию. Такие рассуждения в сочинениях свт. Афанасия занимают важное место: »... (люди – В.Л.) по природе были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление» 710 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010