Под несуществующем здесь не подразумевается буквально несуществующее . Положим, человек может сказать о себе, что в сравнении с Всесовершенным, Вечным, Самобытным Богом он – ничто , хотя в действительности он – не ничто, а реально существующий человек , венец творения (видимого мира). «Ничто», в данном случае, можно интерпретировать, как ничего не значащий . В этом ключе и толкует данное место святитель Иоанн Златоуст : ««И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог , чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:28 ). Кто здесь называется «ничего не значащее (в оригинале библейского текста μ ντα – несуществующее – ред.)»? Те, которые считают себя за ничто по великому уничижению. Так Он явил великую силу, низлагая великих чрез тех, которые казались ничем , как Он и в другом месте говорит: «сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 )» 6 . Это значит, что хотя аналог греческого «μ ντα» не отражает буквального значения этого слова, однако же правильно отражает его смысл применительно к контексту речи апостола Павла. Насколько такой перевод был уместным – другой вопрос. 1Кор.4:9 : «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков». Здесь все неясно . Почему Апостол считает себя « последним посланником »? Почему он стал «позорищем» для всего мира? На самом же деле Павел здесь образно говорит о том, что весь мир похож на театр или цирк (theatron, «позорище»). Апостолы же выставлены в этом цирке как «приговоренные к смерти» преступники, которых выпускали «последними», как завершающий акт кровавого спектакля. Вот буквальный перевод: « Ибо я думаю, что Бог нас, апостолов, выставил напоказ последними, как приговоренных к смерти, потому что стали зрелищем для мира, и для ангелов и для людей »». Вот слова святителя Феофана Затворника на Церковно-славянский вариант перевода этого места. Вчитаемся в них и сравним со словами отца Ианнуария: «Мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники, зане позор быхом миру и Аггелом и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ради вечной жизни человек должен жертвовать всеми временными земными благами ( Лк. 14:33 ; Мф. 13:44 ; Флп. 3:7–8 ), но можно было угождать Господу и от имения своего ( Лк. 8:3 ). Если бы и удалось в земной жизни поделить все поровну, и тогда не будет между людьми равенства, его будут нарушать болезни, дурные и злые страсти людей. Ведь богачи все в избытке имеют, но и среди них не меньше несчастных, как и среди бедняков, и при богатстве, и при сытости люди отравляют друг другу жизнь изменами, грубостью, побоями, завистью, клеветою и т. п. Не напрасно поэтому сказано Господом: Лк. 12:15 . «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.» Заключим словами епископа Феофана Затворника : «Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтоб они, под управлением единого, согласным действованием всех, созидали свое благоденствие временное, для благоуспешнейшего достижения вечного спасения. Христианин, делаясь членом Церкви, не престает быть и членом общества и не должен. Он должен только, принявши христианство , освятить им свое служение обществу. Отсюда есть на христианах и общественные обязанности, как и во всяком государстве. Разные нужды государства поручаются разным лицам или принимаются на себя разными лицами, кои все в совокупности составляют часть общества служебную, существенную в нем. Отсюда разные общественные службы и разные должности, кои соответствуют нуждам: для внешней безопасности – воины, для благочиния – полиция, для образования умственного – учителя, на случай болезни – врачи, для удобств в жилище – мастера, для содержания – земледельцы, купцы и прочий рабочий люд». Всем нам нужно любить свое отечество ( Лк. 19:41–44 ), чтить его и украшаться добродетелью и благочестием, ибо: Притч. 11:11 . «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. » Только злые не уважают царей и начальство: 2Пет. 2:9 . «То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин. 8:36 . «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Объяснение. Очевидно, слово «Сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха ( Гал. 3:13 ; Ин. 14:21 ). Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его ( Рим. 8:3 ). Неверующие или верующие, но искажающие учение Христово, снова подпадают под иго рабства греху ( Евр. 6:4–6; 10:29 ). 2Кор. 3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.» Объяснение. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего ( Евр. 7:18 ; Деян. 15:24–28 ), и вовсе не говорит о свободе от соблюдения заповедей или, например, от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы ( Лк. 4:1–2 ; Деян. 13:1–3 ). Свобода дарована нам не для угождения плоти, но для того, чтобы любовью служить друг другу. Заключим словом епископа Феофана Затворника : «Храня в себе истинную веру, не должно оставаться равнодушным к судьбе исповедуемой религии. Здесь постоянно молись, желай и содействуй ее благосостоянию, целости и безопасности; видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии – возвести, кому должно; борись и противодействуй сам, сколько можешь; жалей, скорби и сокрушайся, что так есть, и молись Господу, Царю истины, да воцарит истину и прожжет налегающий мрак». Апостолы не меньше нас, современных людей, были снисходительны к человеческим немощам, но о заблуждающихся в деле религии учили: Тит. 3:10 . «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,» Тит. 3:11 . «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.» 2Ин. 1:10 . «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.» 2Ин. 1:11 . «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.» 1Пет. 2:15 . «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Многое можно понять и осмыслить, если внимательно посмотреть анимационный фильм по ссылке . А так достаточно слов святителя Феофана Затворника о том же: « За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина ». Берегите душу, храните ее в чистоте, заботьтесь о близких. Смерть совсем рядом. Врагов не мало, видимых и невидимых, у каждого. В помощь для просветления в завершение поста светлая музыка и песнопения от ансамбля «Сирин», см. по ссылке: http://youtu.be/0a6lzLHF-n0 Мы движемся вперед, несмотря ни на что, оглядываясь в прошлое, стараясь учитывать его ошибки, пророчества библейские и святых отцов Церкви. Кто этого не делает – обречен. Как в личностном плане, так и на уровне государства. Как известно, второе пришествие Христово будут предварять, согласно Писанию, определенные особые признаки, среди которых один из ключевых – ослабление нравственности. А также к тому времени « проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). Извращая Евангелие, активной «евангелизацией» по всему миру занимаются неопротестанты под управлением англосаксов. Это важно понимать. Детали неплохо изложены во фрагменте фильма « Белые американские протестанты евангелисты (WASP)»: http://youtu.be/el-itfXlM_0 Их задача – подменить, уничтожить Крест Христов и разрушить до основания Святую Соборную Апостольскую Церковь . « Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.» (Евр. 10:25). Храни всех Господь! Николай Владимирович Каклюгин, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/14/...

игорь ковалев 3 марта 2020, 14:00 Продолжение.иерей Владимир.Я не утверждал,что Церковь призывает раз в год для зачатия.Это был пример от св.Паисия Святогорца,что некоторые так подвизаются.И он не называет это ,,никому не нужным подвигом " " ,а приводит в пример,что созвучно со словами свт.Феофана Затворника из толкования..По словам Никона Воробьева:,,Сокрушение о недостатке подвигов заменяет сами подвиги. " " Этого принципа я и держусь.Сокрушаться о том,что мы ,,рабы неключимые " " надо всегда по словам Господа,чего и св.Отцы держались.Так,что мои слова в духе Евангелия и св.Отцов,а не ,,лжеучение " " . ,,Вы слишком много о себе думаете " " -согласен,сокрушаюсь и об этом,как и о неимении подвигов. игорь ковалев 3 марта 2020, 13:37 иерей Владимир.Вот толкование на приведённую вами цитату Апостола:,,Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы:может это идти ко всем церковным постам,особенно же к говению.Прекращать воздержание советует,– да не искусит сатана. Следовательно,если нет опасности,то можно воздержание и продолжить.Видно,что Апостол хотел бы,чтобы воздержание держали будто закон,а сходились только уступая крайней необходимости,которая определяется не пожеланиями,а естеством и даже не естеством,а благоразумием. " " (свт.Феофан Затворник)Подвиги в духе Евангелия.,,Плоти угодия не творите в похоти " " ,,,Распять себя со страстями и похотями " " и закон св.Отцов:,,Дай кровь и прими Дух " " иерей Владимир 2 марта 2020, 17:40 Игорь Ковалев, прекратите проповедовать лже-учения. Церковь никого не призывает сокращать интимную жизнь до " раза в год, для зачатия " . И не призывает никого сокрушаться о том, что он не смог совершить никому не нужный подвиг. Вы слишком много о себе думаете и слишком много на себя берете. " Евангелие одно для всех! " Именно. И Священное Писание ни к чему подобному не призывает. Апостол пишет: " Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим " . Всё. Никакого " раза в год " , как идеала. Не смущайте тут семейных людей. Не хотите интимной жизни - не вступайте в брак.

http://pravoslavie.ru/128080.html

76 Слова «без форменной Исповеди» нехороши. Лучше бы так: без Таинства Исповеди, или без словесного исповедания грехов своих пред священником в Таинстве Покаяния. Без этого одно внутреннее раскаяние не только не полно, но и бесплодно; оно – пустоцвет. Благодать потеряна чрез грех; кающийся ищет возвращения ее. Когда священник произносит разрешение от всех грехов, то снова отверзается в нас дверь для входа благодати, которая тут же и исходит, и во многих случаях очень ощутительно. У многих тут же зарождается и настоящая внутренняя жизнь, и внутрь-пребывание пред лицем Господа, зачавшись в этот момент, уже потом не прекращается (10, с. 106, сноска 1). 77 Надобно приразумевать: пока мы не впадаем в смертные грехи и не болим беспечностью и нерадением о богоугождении и спасении. Ибо в этом случае Господь отходит и стоит уже вне и толцет, чтоб опять войти (10, с. 106, сноска 2). 78 Этого мало. Господь Сам говорит об этом сильнее: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. ( Ин. 6, 53, 56 ). (Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.) 79 Слова «без специального сочетания» нехороши. Лучше так: без этого сочетания чрез богоучрежденное Таинство Тела и Крови. Равно не точно и «символическое общение»: тут не символ общения. Лучше бы и здесь сказать: общение чрез Таинство Тела и Крови Господних. Отказываться от Причащения, ссылаясь на присущее уже общение с Господом, могут только теоретики, а не практики. Кто самым делом достиг непрерывного общения с Господом и ощущает Его, тот сильнее еще, чем прежде, стремится к Таинству Причащения – и причащается, как только есть возможность. И это не потому только, что Причащение полезно или сладостно, а потому, что оно есть условие, без которого нет духовной жизни, ибо Господь Сам сказал: иначе живота не имате в себе (10, с. 107–108, сноска 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вся повседневная жизнь православного христианина определяется литургическим строем Церкви. Вся духовная жизнь, по словам святителя Феофана Затворника, также должна соответствовать духу этого Таинства: какие мы по отношению к Богу, к ближнему, к самому себе на Литургии, такими должны быть всегда. Это идеал, конечно, но и он также определяется Евхаристией. Поэтому христианину очень важно усвоить себе православное учение о Евхаристии и хорошо понимать некоторые сложившиеся проблемы, связанные с восприятием этого Таинства. Начнём с определения. Евхаристия есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком (Ин. 10, 10). Я есмь путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6), говорит Христос. Желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», Он избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный, или эстетически-культурный метод, а наипростейший, наиестественнейший для человека способ – через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нашей плоти, проникает до последней клеточки человеческого организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть нас, соединиться с нами, приобщиться нам – и это всё для того, чтобы мы до конца приобщились Ему. Ум человеческий не в силах постичь глубину этого действия Божия; воистину, здесь проявляется любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (Еф. 3, 19). О Евхаристии мы находим многие свидетельства в Священном Писании. Вот что говорит Сам Господь: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын человеческий. Отец Мой даст вам истинный хлеб с Небес; ибо хлеб Божий есть тот, Который сходит с Небес, и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с Небес, таков, что ядущий его не умрет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Следует обратить внимание на параллельные места. Например: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры ( 1Тим.4:1 ). Или: помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры ( Иуд.1:17–19 ). И наконец: и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:11–12 ). По мнению святителя Феофана Затворника , в последние времена религиозно-нравственное состояние общества будет очень тяжёлым. Святое Евангелие будет проповедано во всём мире, «но одна часть пребудет в неверии ему, другая – наибольшая – будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а выстраивая себе свою веру, своим измышлениям, хотя на основании слов Писания» 220 . Еретиков будет большинство. Христине будут носить своё высокое звание чисто формально. При этом, считает святитель Феофан, храмы не будут разрушены, но всё это будет видимостью, за которой будет скрываться охлаждение веры и массовое отступление от веры. В такой среде появится антихрист и «вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооружённый его обольстительными кознями, всех, не содержащих христианства в истине, увлечёт к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога... Вот какое, надобно полагать, отступление разумеет апостол» 221 . Таким образом, понятие отступления включает в себя два момента. Первый касается действий антихриста и его соратников. Второй – всех других отступников от веры, прельщённых его делами и словами. «Никто не сомневается, что апостол говорил об антихристе, и говорил, что день суда... не наступит прежде, чем придёт тот, кого он называет отступником, разумеется от Господа Бога. Если последнее название вполне применимо ко всем нечестивым, то не тем ли более к нему?.. Поэтому некоторые хотят разуметь в этом месте под антихристом не самого князя, а как бы всё тело его, то есть вместе с князем и всю принадлежащую ему массу людей» 222 . Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А что касается научения духовной жизни, его следует искать в книгах. Прежде всего, безусловно, надо читать Евангелие: чем больше человек читает его, тем более напитывается евангельским духом. Во все времена духовно опытные люди всегда советовали хрис­тианам читать книги святых отцов, составляли сборники святоотеческих наставлений по разным темам, для последовательного чтения — от низшего к высшему. Я уже упоминал об опасной тенденции нашего времени, пока еще локализирующейся в основном в интернете — принципиальном повороте к обмирщению. Начинается он вроде бы с вещей второстепенных, вроде рассуждений о необязательности для женщин покрывать голову платком в храме или соблюдать посты в супружеской жизни. Из того же ряда — распространенное мнение, что древних святых отцов, «монашеские книги» мирянам читать противопоказано. Действительно, большая часть литературы о духовной жизни — это аскетическая литература, созданная монашествующими и для монахов же. Но поскольку в человеческом сердце — и у монахов, и у мирян — протекают одни и те же процессы, эта литература полезна всем. О духовной жизни для мирян в России и в XIX, и в ХХ веке было также написано очень много замечательных книг. Творения святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Оптинских старцев, протоиерея Валентина Свенцицкого, игумена Никона (Воробьева) и многих других являются литературой аскетической по своему происхождению и содержанию. Но человек, который прочитал эти книги, думаю, получил ответы на большую часть своих вопросов. — В заключение хотелось бы вернуться к теме борьбы внешней, которую мы видим и в которую зачастую втягиваемся вольно или невольно. Как Вы относитесь к публичным обличениям? Сегодня даже те сайты, которые считаются православными, полны обличений. — Очень плохо, потому что при этом никто не вспоминает о словах Евангелия: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; …если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18, 15–17). У нас же начинают сразу кричать всему миру, даже не Церкви. Поэтому плохо отношусь.

http://pravoslavie.ru/47950.html

В прошлой главе мы уже сказали несколько слов о молитве. Но значение молитвы в жизни христианина столь велико, что она заслуживает отдельного разговора. Тем более, что и здесь йога претендует на то, чтобы встать на место христианства – заменить христианскую практику молитвы медитацией. По словам святителя Феофана Затворника , сердце человеческое «Господь благоволит именовать храмом Своим», потому что, входя умом в сердце, мы предстоим Ему там в молитве. Суть молитвы – это встреча и непосредственное собеседование человека с Богом, недаром она является основой и одной из важнейших составляющих духовной жизни. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Спаситель говорит здесь о значении не только церковного собрания, но и общей (соборной) молитвы. Не менее важна и молитва индивидуальная, о которой Спаситель сказал: Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:6 ). Даже в одиночестве обращаясь к Богу, христианин предстоит перед Ним как член своей семьи, общины и в конечном итоге Церкви. Молитвенное правило, наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов) , «должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних». И приводит слова преподобного Матоя: «Предпочитаю… непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». Молиться можно словами самыми простыми и краткими. Из Евангелия мы знаем, что Господь ставил фарисеям в пример молитву мытаря Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк. 18:13 ); откликнулся на возглас Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк. 23:42 ) распятого рядом с Ним разбойника. Богу важны не слова, а те мысли, чувства и настроения, с которыми человек к Нему обращается.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010