– Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу]. А если бы не так, Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место вам”. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. [Вот учение о Царстве Небесном как о каком-то месте. Но вы знаете, что по определению Апостола Павла в Послании к Римлянам, что такое Царствие Божие? Во-первых, оно внутрь нас есть (см. Лк. 17:21 ), и второе определение, которое мы находим в Послании к Римлянам, это Царство Божие есть не пища и питие, а праведность, радость и мир во Святом Духе (см. Рим. 14:17 ). Вот дано определение Царства Божия: Римлянам, 14-я глава]. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. [Фома вот не понимает – аллегории не понимает Он говорит им о крестном пути и о Крестной Жертве. Не понимает этой аллегории:] Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Азъ есмь Путь и Истина и Животъ. [Отец Александр Мень свой сериал “В поисках Пути, Истины и Жизни” вот он взял это: “Аз есмь путь”. Блаженный Августин прекрасно объяснил это: Христос – наша Цель, к какой мы должны идти. Он одновременно и Путь, по которому мы должны идти. Если мы изберём Его своей целью, но пойдём не тем путём, с нами будет то же, что и с Адамом . Ведь и Адаму диавол предлагал что? Будете, как боги (см. Быт. 3:4 ). То есть богоподобие. А путь какой к богоподобию? Нарушить надо Заповедь: – В день, в который вкусишь, смертию умрешь! (см. Быт. 3:3 ). Этот говорит: – Нет, в день в который ты вкусишь – будешь как бог. Кого послушал Адам? “Вот посмотри, – говорит , – кого послушал Адам, и ты поймёшь, как велико его преступление”. Действительно, не послушал Бога, а послушал отца лжи. Мы во всей полноте не можем : вы знаете, чем совершеннее существо, – если оно падает и грешит, – тем глубже его падение и последствия. Малым чим умаленный от ангел (см. Пс. 8:6 ; Евр. 2:7 ), это падение так глубоко, что оно по своим последствиям вот, видите, как : Христос-то освободил, а по-прежнему , а склонности – наклонности- то греховные, – они остались. Вот Он выгнал, – это прекрасное сравнение у Феофана Затворника (во время таинства Крещения изгоняется действительно злой дух), – но он, – говорит, – далеко не убегает.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

68 Изменяются времена, изменяется строгость в исполнении правил. – «Истинно существует только то, что пребывает неизменным» (Августин, блж. Исповедь. 7, 11), как неизменен в слове Бог ( Тит 1:2 ). « Церковь , по своей неизменности, не признаёт ложью того, что она когда-нибудь признавала за истину. И где была бы истина, если бы её нынешний приговор был противен вчерашнему?» (Хомяков А. Церковь одна. § 3). «Я не знаю книги более страшной для совести каждого из нас, чем «Книга правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец». Читая именно эту книгу, видишь, как мы ушли в сторону, что мы забыли» (МвМ. 1, 28). 69 ...кроме жизни в Боге существует ещё быт. – Погибельное для души межевание, ибо «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» ( Мф. 12:25 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Еф. 5:23), «чтобы благодать Божия, провождаема будучи всюду усилиями самого человека, всё преисполнила собою и от всего отребила всё греховное», поясняет свт. Феофан Затворник . Для этого надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... кто во Христе, тот новая тварь» ( Еф. 4:22 ; 2Кор. 5:17 ). 70 Христианству евангельскому надо считаться с бытовым, примирить его с собой, уступить ему. – Извращение слов апостола Павла: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Не с миром должно примириться, но с Богом, «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца» ( 2Кор. 5:19–20 ; 1Ин. 2:16 ). Суть Нового Завета, по мысли свт. Феофана Затворника , в домостроительстве спасения, т. е. полном обновлении жизни во Иисусе Христе. Пока это не сделано, «вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:4 ). 72 ...учение моё искажали ради этого быта... – «Я спасал их, а они ложь говорили на Меня... Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» ( Ос. 7:13; 8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника [ 300 ]. Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16:23-24). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками… возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17-18). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа… поставлен он перед вами здрав… ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:7-12). В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир… Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его» [ 301 ]. В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, — пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, — считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия — «Богоносец» — говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя» [ 302 ]. Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас — не только в монастырях, но и среди мирян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Во-первых, в этом месте Апостол Иуда ни коим образом не говорит ни о молитве на языках, ни о глоссолалии. Если неопятидесятникам хочется видеть здесь обратное, то тогда вновь возникает проблема введения нового предания «не по Христу» (См.: Кол.2:8 ; 2Фесс.3:6), о которой уже упоминалось выше. Во-вторых, как и в случае с местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Еф.6:18 ), не подтверждают экстатический характер молитв харизматиков, а, наоборот, осуждают. Это вполне очевидно было показано при рассмотрении текста из Послания Апостола Павла к Римлянам ( Рим. 8: 26–27 ) (См.: выше), который имеет явную параллель с ( Иуд. 1: 20 ) 31 . Такой же смысл имеет и текст из ( Еф.6: 18 ), особенно если мы сравним его со словами из ( Еф.5: 18–19 ), в которых христиане призываются исполняться Духом и назидать себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». То есть молиться не непонятными бормотаниями и воплями, как у неопятидесятников, а вполне определенными молитвословиями, как это происходит на богослужении в Православной Церкви. По мнению Святителя Феофана Затворника , в этих местах из Апостольских Посланий речь идет о приобретении благодатного дара молитвы, о чем мы говорили выше. Молитва духом и исполнение Духом Святым означает, что молитва должна совершаться не только внешним образом, но и внутренним – совершаться умом в сердце 32 . Молитва должна изливаться из сердец, исполненных Духа Святого и молящийся должен понимать то, что он говорит Богу, иначе как тогда можно воспевать псалмы без разума или назидаться ими, если пророк Давид восклицает: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» ( Пс.46:7,8 , ср.: 1Кор.14:19 ). В подтверждении этого вполне библейского мнения можно привести еще несколько цитат из Апостола Павла. О том, что Апостол вполне определенно осуждает практику «сверхъестественного направления слов» в молитве без воли молящегося, говорится в 1Кор.12:2 : «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». В своем рассуждении о дарах духовных «Апостол язычников» предупреждает христиан о том, что без участия воли человека нельзя говорить ни о каких дарах духовных. На это указывают слова «так, как бы вели вас», потому что в пассивном, безвольном состоянии человек не может контролировать, проклинает ли он Христа этим даром или прославляет (Ср.: 1Кор.12:3 ) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Наталия 9 августа 2020, 22:48 О. Павел, нравятся Ваши статьи, и есть вопрос, м.б. не только к Вам, но и к редакции. Вот Вы в комментарии обозначили «целевую аудиторию» читателей цикла о семейной аскетике: «ходим с детьми на службу, вчера сын... крест снял. Что делать?». Заметила, что авторы сайта вообще редко пишут, к какой части читателей они обращаются, особенно если обсуждается проблема, то люди принимают к сердцу то, что к ним не относится, спорят в комментариях. Может это специальная PR-ocoбehhocmь какая-то? Для сравнения, хоть и говорят, что современному человеку св. Отцы эпохи Иоанна Златоуста не понятны, однако у этого святителя всегда написано, какой именно группе его прихожан предназначено то или иное слово. игорь ковалев 9 августа 2020, 21:49 иПавел ,,Стараться чувствовать сына, смотреть и видеть замысел Божий о нем,помогать замыслу осуществиться - это спасительное аскетическое упражнение "/Пытаться быть прозорливцем-это совсем не аскетическое упражнение.Почитайте,что пишут мирянам, св.Отцы,например ,,Что есть духовная жизнь... " свт.Феофана Затворника-вот это аскетика. ,,Аскетика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения,исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского ПОДВИЖНИЧЕСТВА. " ,,Смотреть и видеть " то,что мы не можем увидеть,пока Господь не откроет-занятие бесполезное и похожее на самообольщение,но точно не подвижничество. Денис 9 августа 2020, 19:06 Игорь Ковалев, нашёл в своей давней подборке библейских цитат о богатстве и бедности словно специально для вас написанное. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?  15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,  16 а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы?» - СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА, глава 2. Денис 9 августа 2020, 19:01 Игорь Ковалев, вы готовы реально без ропота хотя бы крепостным стать, не говоря уж о рабе? Вряд ли вам понравится, если вы хотите в храм, а вас кнутом по спине с визгом: " Иди работай! " Даже женой своего раба рабовладелец вправе пользоваться, как своей вещью. Вправе и детей продать, причём отдельно от родителей. Рабство - это страшно. Слава Богу, что оно хотя бы легально сошло на нет. Причём вряд ли случайно с легальной работорговлей покончили именно христианские страны ещё в позапрошлом веке.

http://pravoslavie.ru/133125.html

– Не жадничать и понимать, что впереди целая Пасхальная седмица. В Евангелие от Матфея читаем: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16). Пусть пост – это будет все-таки радость. Для того чтобы в этой радости быть, может, не нужно себя чрезмерно нагружать, чтобы иметь возможность попорхать. Ведь когда ты загружен до полной вместимости, не попорхаешь. А когда проходишь пост с Его милостью, то этот лучик Божией благодати становится виден. Мы хотя бы понимаем, где его искать. Господь же обязательно нас посетит Своей милостью, и мы с радостью встретим Праздник праздников – Христово Воскресение. Как говорил святитель Николай Сербский: «Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной». – Как-то меня задели за живое слова святителя Иоанна Златоуста о посте, о кресте. Мы же много плачемся о своем кресте. Святой вопрошал: «Ради чего, в самом деле, пост? Он – вместо креста: мы получили большее, отдаем меньшее. Господь распят для тебя, терпит жажду и пьет уксус с желчью. Неприятно это питие, велик этот пост. Но ты ведь уже не вкушаешь желчи и стоишь твердо, – ты уже на кресте не висишь? Не будь же неблагодарен к Иисусу, не плачься, что ты постишься; плачься о том, что ты не постишься всегда». Какие молитвы, возможно, труды святых отцов помогают лично вам двигаться «великопостной лествицей» к Христову Воскресению? Двигаться «великопостной лествицей» к Христову Воскресению мне помогают молитва Ефрема Сирина и акафист «Слава Богу за все!» – Молитва преподобного Ефрема Сирина и акафист «Слава Богу за все!» митрополита Трифона (Туркестанова). Не зря митрополит Трифон написал его в самое страшное время. Это непревзойденный гимн на русском языке. В свое время меня особенно потрясла книга святителя Николая Сербского «Моления на озере», стали настоящим открытием молитвы святителя Феофана Затворника и святителя Тихона Задонского.

http://pravoslavie.ru/145539.html

Когда мы преуспеваем в единстве духа веры и любви, то это и есть дело нашей жизни, а всё остальное есть лишь поделие, по выражению епископа Феофана Затворника , как несущественное для нас. А как мы можем в нем преуспеть без общения в них [вере и любви] или личного, или письменного, или при отсутствии того и другого – духовного в молитве? Зрение своей негодности есть действие Божественного Света в душе. Но иное дело – зрение, иное – переживание. Первое свидетельствует о возрастании духовном, второе – о зрелости духовной. Если в первом состоянии благодать Божия утешает и привлекает к себе подвижника, то во втором – она действует в нем совершенно, так что, хотя грех и остается в нем, но не имеет силы ни в нем, ни над ним. В этом последнем состоянии верующий, будучи весь в Боге и переживая всегда свои немощи и греховность, но в то же время и силу Божию, его укрепляющую, и освящение своей души, лишающее грех власти над нею, и жажду умножения любви к Богу и ближним, весь отдается ей (благодати), ища спасения их и считая себя слугою их. Таковое смирение, по учению святых отцов, есть Божественное. Оно есть образ любви Бога к людям, снизшедшего к нам через Своего Сына даже до крайнего истощания Его в послушании Своему Отцу до тяжких мучений и самой смерти. Между первым и последним духовными состояниями нужно пройти путь тяжкой борьбы с живущим в нас грехом, связанной с совершенной смертью души и тела не только для греха, но и для всего земного и даже естественного, впрочем, так, что естество сохраняет свои силы и способности. В такое состояние благодатного возрождения еще здесь, на земле может привести человека благодать Божия, если только он в смирении и кротости предан ей даже до смерти. Монашество и имеет целию совершенное вселение Христа в сердце: (16) да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, (17) верою вселиться Христу в сердца ваши, (18) чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, (19) и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею ( Еф. 3:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Как же христианин может проходить подвиг распинания своих страстей, если он в самом теле своем не будет побеждать потребности чувственные! А он не в состоянии будет побеждать чувственные потребности без возможного упражнения тела в посте и воздержании. Упражняя же тело свое в подвигах поста, первым действием его должно быть воздержание в качестве и количестве пищи и пития. Пост для души есть воздержание от страстей, воюющих на душу нашу и порабощающих ее власти своей. Смирять постом душу несравненно нужнее, нежели тело. Тело есть орудие, а душа – действующая причина; и хотя тело есть необходимый соучастник души, но в действиях свободы и произволения тело остается лишь исполнителем велений души и движений сердца. Между тем все нечистые помышления и преступные желания происходят от души и от сердца. «Ибо, – по словам Спасителя, – извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк.7:21–22 ). «Основа страстей в плоти, – читаем у св. Феофана Затворника , – когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях?» (100, 225). Чем меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух (19, 205). Подмечается закономерность: чем строже человек соблюдает пост, тем меньше живых организмов он губит для своего существования; а, с другой стороны, чем глубже смиряет себя человек постом, тем крылатее его молитва к Богу. Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями, при восхождении горе. «Молитва смиренного проникает сквозь облака» ( Сир.35:17 ). Возможно, что молитва постящегося человека приобретает крылатость именно вследствие соучастия в хвалении тех живых существ, которые человек не погубил, предпринявши подвиг поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

В «Повести о Варлааме и Иоасафе» св. Иоанна Дамаскина в переводе св. Феофана Затворника святой Варлаам говорит: «А без Крещения никто не может надеяться на спасение, хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых» 200 . «Неведение Бога – смерть для души,– говорит св. Василий Великий ,– но некрестившийся не просвещен, а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога». 201 Опять же блаженный Феофилакт, толкуя Евангелие от Иоанна (конец 10 главы), говорит: «Приходят к Нему многие, переходя чрез Крещение. Ибо за Иордан означает переход через Крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как прошедши через Крещение, которое обозначается «Иорданом " ». «Православное Исповедание», разъясняя понятие первородного греха, говорит, что этот грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благода- тию Божиею чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по слову: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». 202 То же находим у св. Григория Нисского : «Когда слышу, что неложный голос говорит: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ),-то ничего не могу ожидать доброго для не омытых водою Крещения» 203 . Итак, сказанное здесь уже однозначно подводит к утверждению о том, что никаких исключений или путей, ведущих в Царствие Божие в обход св. Таинства Крещения, быть не может. Однако часто пытаются вывести некоторое сомнение в необходимости Крещения водой, указывая на спасение некрещеных мучеников, на так называемое «Крещение кровью». Чтобы разъяснить этот вопрос и уяснить саму силу, значимость и величие этого Таинства, главную суть его, которая и делает его столь необходимым и живоносным, – рассмотрим, как говорит об этом само Святое Писание и Святые Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Божественная же благодать делает всякого человека, с верою прибегающего ко Спасителю, новым (см.: Еф.2:14, 4:24 ; Гал.6:15 ; Кол.3:10 ), свободным (см.: 2Кор.3:17 ) творением: Итак, кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ), мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10, 4:21–24 ). Она преображает людей (см.: 2Кор.3:18 ), сообщает им чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога (см.: Гал.5:22–23 ; Еф.4:29–32 ), научает, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. ( Тит. 2:12–14 ). «Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни» 146 . В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает ход отпадения человека от Бога, от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству и (в результате умножения чувственности) в грех блуда и телесную нечистоту (см.: Рим.1:21–31 ): – Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим.1:21 ). «Первая степень нисподения, по толкованию святителя Феофана Затворника , есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, – и помышление о Нём редко вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестаёт заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения» 147 ; – ...но осуетились в умствованиях своих ( Рим.1:21 ). Вторая степень – когда все помышления, все планы и все цели жизни заключены в одном: «...как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010