Превратив в Париже триумф победителя в духовное торжество, государь по возвращении в Россию пресекал намерения особо чествовать себя. В рескрипте Петербургскому главнокомандующему генералу Вязмитинову говорилось: «Сергей Козмич! Дошло до моего сведения, что делаются различные приуготовления к моей встрече. Ненавидя оные всегда, почитаю их еще менее приличными ныне. Единый Всевышний причиною знаменитых происшествий, довершивших кровопролитную брань в Европе. Перед Ним все мы должны смириться. Объявите повсюду мою непременную волю, дабы никаких встреч и приемов не делать. Пошлите повеление губернаторам, дабы ни один не отлучался от своего места для сего предмета. На вашу ответственность возлагаю точное исполнение сего повеления» 18 . В какой мере удалось Александру I в последующий период сохранить ту теплоту веры, появление которой он связывал со скорбью при пожаре Москвы? Ведь впереди было столько искушений – на международной арене и внутри России, общественных и личных, светских и сугубо духовных. Контакты, например, с баронессой В.Ю. Крюденер начались в 1815 г., и император в течение некоторого времени продолжал интересоваться ее мистическим опытом. Но если баронессе стараниями либералов историография уделила слишком много внимания (масон А.Н. Пыпин посвятил ей двухтомное сочинение), то поездки Александра I по монастырям, определявшие в значительной мере его духовную жизнь в течение последних семи лет царствования, мало известны и доныне даже профессиональным историкам. «Обскурантизм» не интересовал либералов; они заклеймили обращение к нему императора и не вникали в подробности 19 . Между тем современница событий дворянка Е.П. Янькова, хорошо ориентировавшаяся в православной церковной жизни, отмечала: «Государь любил ездить по монастырям и, если слышал, что где-нибудь есть великие старцы и подвижники, непременно вступал с ними в беседу, просил их благословения и целовал руку. Так, он бывал на Валааме, в Свирском монастыре, в Ростове в Яковлевском и благоволил к Амфилохию, которого посетил в келье и долго у него сидел. Очень заметно было, – продолжает Янькова, – что государь чувствовал потребность общения с духовными людьми и что душа его жаждала назидательных бесед » 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рейтинг: 9.8 Голосов: 155 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгения 23 июля 2015, 10:49 А почему никто здесь не упоминает о том, что Николай II женился на принцессе Алисе против родительской воли? важнейшая заповедь о почитании родителей! А он даже поставил ультиматум:я женюсь только на ней или никогда не женюсь! Затем сама свадьба, которая прошла в атмосфере траура по его скончавшемуся отцу Александру III? После они с супругой Александрой усиленно молили Бога о даровании им наследника, тогда как Александра прекрасно знала о своем заболевании гемофилией, передаваемой по женской линии, но поражающей мужской пол. Поэтому наследник был обречен! Где здесь смирение и следование воли Божией? Василий Н. 27 ноября 2014, 12:58 Тамаре, Ирине Рюрик По поводу иудеев. На иудаизм при советской власти тоже были гонения, хоть и не в такой степени, как на православие. См., например, статью Я. Басина " Подавление религиозной жизни евреев Белоруссии в 1917 - 1991 гг. Исторический обзор " . Василий Н. 13 августа 2014, 21:49 Александр: Вы ошибаетесь не святые страстотерпцы, а СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ!!! Почему " ошибаетесь " ? Царская семья была канонизирована именно в чине страстотерпцев. Александр 29 июля 2014, 07:55 Вы ошибаетесь не святые страстотерпцы, а СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ!!! Василий Н. 28 июля 2014, 18:51 Цитата: " Святой праведный Феодор Кузьмич Томский — он же, как это практически доказали уже и историки, Император Александр I Благословенный. " Пока еще ничего не доказано. Ведутся исследования, выдвигаются гипотезы, но твердых доказательств нет. Так что тождество старца Федора Кузьмича и Александра I - не более чем версия (по крайней мере, на данный момент). НН 21 июля 2014, 16:18 Marina : ... " Но главная Ваша мысль верна — есть и наша вина, как народа, в том, что случилось в XX в. Безбожие началось еще в XIX в " . Потрясающе! Странно даже, что не призвали НАС каяться за расстрел царской семьи и безбожников 19века...(Это по-вашему, а на самом деле падение русского духа и начало безБожия началось ещё на 2 века раньше). Всем рекомендую прочитать на этом сайте статью ныне покойного (Царствие ему небесное!)архиепископа Костромского и Галичского Алексия(Фролова)- " 1917-й: Апофеоз трагедии русского духа " . Не пожалеете!

http://pravoslavie.ru/72296.html

Филаретом. По преданию, существовавшему в Саровской пуст., в 1824 г. состоялась встреча A. с прп. Серафимом Саровским. На впечатлениях А. от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804), во исполнение к-рого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О богопочитании» (1816), в к-ром говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824), по к-рому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певч. капеллы Д. С. Бортнянским . Известны заботы A. о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и С.-Петербурга - Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 г. и Исаакиевского собора в С.-Петербурге. 1 сент. 1825 г., перед отъездом на юг, A. отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу со старцем Алексием Петербургским . В середине сент. государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале окт. направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 окт. по пути из Балаклавы в Георгиевский мон-рь A. сильно простудился и 5 нояб. вернулся в Таганрог уже тяжелобольным. 19 нояб. 1825 г. А. скончался. Смерть еще не старого государя (ему шел 48-й год), ранее не болевшего, породила различные толки и предположения. Распространено предание о «таинственном старце» Федоре Кузьмиче (см. Феодор Томский ), под именем к-рого будто бы долгие годы скрывался A. Лит.: Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878; он же. Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Александра I. Каз., 1885; Прилежаева Е. М. Царствование Александра I в истории духовной школы. СПб., 1878; Бобровский П. О. Русская греко-униатская Церковь в царствование Александра I: Ист.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Любовь к Богу, которую стяжал в своем сердце праведный Феодор, не могла не проявиться и в отношении его к людям. У себя в келии старец Феодор принимал всех, приходивших к нему за советом, и редко отказывал кому-нибудь в приеме. Но особенным его расположением пользовались лишь немногие простые и чистые сердцем, люди, у которых старец и поселялся, переходя с места на место. Всякого рода советы давал безвозмездно, денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. Разговаривал с незнакомыми всегда стоя или прохаживаясь взад и вперед по комнате, причем руки обыкновенно держал на бедрах, или засунув одну из них за пояс, а другую положив на грудь.. Со своими посетителями Феодор Козьмич вел себя очень сдержанно, трезвенно, без фамильярности. Не принимал знаков почтения, относящихся к священному сану, - не любил, чтобы ему целовали руки и никого по-иерейски не благословлял. Если же хотел выразить кому-нибудь свое благоволение, то или трепал любовно мягко по щеке, как это он обыкновенно делал с детьми, с женщинами, или же трижды накрест лобызался, но только с людьми старыми почтенными, а с остальными только кланялся. Старец никогда не оценивал человека по его чину или званию, а только по его личным качествам и поступкам. В то же время он учил уважать власть: “И царь, и полководцы, и архиереи - такие же люди, как и мы, - говорил он, – только Богу угодно было одних наделить властью великой, а других предназначить жить под их постоянным покровительством”. Имея жалостливое, любвеобильное сердце, старец когда жил в деревне Зерцалы, расположенной на главном сибирском тракте, каждую субботу выходил за околицу, встречал там партию пересыльных арестантов и щедро наделял их милостыней, употребляя на это все то, что приносили ему его почитатели. Известно, что через различных странников Феодор Козьмич вел довольно обширную переписку и был в курсе всех основных событий общественной жизни. Случалось, что он помогал тому или иному обратившемуся к нему человеку в решении его житейских проблем, вручая ему в запечатанном конверте письмо к какой-нибудь важной особе, при непременном условии никому кроме адресата не показывать письма: “А то смотри, пропадешь”. И вмешательство Феодора Козьмича, как говорили, оказывало желанное действие.

http://pravicon.com/info-3542

Затем последовали семь дней подготовки к уходу. 15 ноября государь исповедался и причастился 594 . С этого дня И.И. Дибич рассылает разным лицам письма о болезни императора, ставшей опасною. Г.И. Вилламова он просит «доложить с крайней осторожностью» императрице Марии Федоровне 595 . В ночь с 17-го на 18-е «князь (Волконский) в первый раз завладел моей постелью, – пишет в своем дневнике лейб-медик Я.В. Виллие, – чтобы быть ближе к императору. Барон Дибич находится внизу» 596 . Эта запись Виллие смущала многих: почему около императора, болезнь которого приняла якобы угрожающий оборот, остается на ночь не врач, а генерал-адъютант? Но дело все в том, что никакого угрожающего оборота болезни не было. Еще 9 числа личный врач императрицы Стофреген сказал ей, «что болезнь можно считать пресеченной, что если лихорадка вернется, то она примет перемежающуюся форму и скоро кончится, и что я могу написать в Петербург, что болезнь проходит» 597 . И хотя 10 числа императрица описала ухудшение, 11-го, как мы уже отмечали, ситуация была опять весьма благополучной. Все остальное нагнетание якобы неожиданного тяжелого поворота болезни создавалось на словах для посторонних, после принятия государем решения 11 числа. И еще в большей степени – на бумаге, позднее событий, создавалось лицами, которым император доверил эту трудную задачу. По-видимому, в ночь с 17-го на 18-е по распоряжению императора был привезен из госпиталя в царский дом умирающий солдат. Он был еще жив, но не мог говорить. Об этом свидетельствует переданный Е.С. Арзамасцевым рассказ А.Д. Соломки о глухой исповеди с последующим приобщением Святых Тайн, принятой 18 ноября священником Федотовым в царском доме у лежащего в тяжелом состоянии человека в почти темной комнате – освещенной лишь лампадкой 598 . «Батюшка, это – Государь Император, – сказал генерал Дибич протоиерею о человеке, лицо которого невозможно было рассмотреть, – исповедуйте и приобщите его» 599 . Соборный протоиерей Алексей Яковлевич Федотов хорошо знал государя. За три дня до этого он исповедал и причастил его. Слова Дибича – «это – Государь Император» – могли означать в этом случае только одно: указание, как должно священнику вести себя – ничему не удивляться, ни о чем не спрашивать. О. Алексей так и поступил. (Позднее, при выезде императрицы Елизаветы Алексеевны из Таганрога, в апреле 1826 г., этот протоиерей был включен в ее свиту 600 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем временем утром 18 числа П.М. Волконский послал кого-то в расположенный недалеко от резиденции императорской четы дом князей Шихматовых. Он просил приготовить помещение на случай, если придется перевести туда Елизавету Алексеевну. Хозяева были поражены, так как слышали, что государь выздоравливает. Сохранилось в царском архиве письмо по этому поводу неизвестного лица из семейства Шихматовых к родственнику. В нем говорится, что государю стало лучше, но «представьте себе наш ужас, сего дня по утру прислал князь Волконский к моему зятю просить, чтобы он приготовил свой дом, на случай всеобщего несчастья, для императрицы» 601 . Неясно, скончался ли безвестный солдат, сослуживший последнюю службу своему государю, в этот же день, 18-го, или на следующий день, в 10 час. 50 мин., как сообщалось официально о смерти императора. Александр I, по сообщению А.Д. Соломки, выехал из Таганрога вечером 18 ноября 602 . Император вызвал к себе вагенмейстера, тогда еще полковника, Соломку, «когда уже достаточно стемнело», и «приказал ему оседлать трех лошадей». На них сели сам Александр Павлович и двое глубоко преданных ему людей – генерал И.И. Дибич и «моя золотая соломка», как называл его император. Втроем они отъехали верст семь от Таганрога. «Тогда Государь остановился, сердечно попрощался с Дибичем и Соломкой, велел им вернуться назад и строго приказал никому не говорить о случившемся. Сам же, пришпорив коня, быстро поскакал вперед и скоро скрылся в темноте» 603 . Человек, быстро удалявшийся от Таганрога, не был уже императором Александром I: произошло негласное отречение от престола. Но он не стал еще старцем Феодором Кузьмичом: предстоял долгий многолетний путь тайного подвижничества и покаяния, результаты которого позволят Александру Благословенному выйти на поприще открытой жизни старца под другим именем. Российский престол он оставлял в смутное время, но передавал его в надежные руки. Император сказал однажды, что не может карать заговорщиков, ибо сам ранее разделял их убеждения 604 . Он уже чувствовал, что воля Божия о нем иная. Как известно, в 1823 г. государь поручил московскому митрополиту Филарету составить манифест, по которому престол наследовал Николай Павлович (в связи с отказом от власти цесаревича Константина Павловича). Манифест держался в тайне, в хранилище московского Успенского собора, но копии с него были отосланы секретно в Государственный совет, Синод и Сенат. В случае кончины императора пакет с манифестом надлежало вскрыть «прежде всякого другого действия » 605 (выделено нами. – М.Г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

старце Феодоре Кузьмиче. Этой группой мы заканчиваем обзор источников исследования. Следует оговорить, что выделенные группы не охватывают все материалы по данной теме, так как некоторые из них в силу своей специфичности не укладываются в предложенную классификацию. Обращаясь к материалам, не отраженным в этой главе, мы будем отмечать их особенности по ходу конкретного изложения жития праведного Феодора Кузьмича Сибирского. 97 Фомин С. Я Святой Праведный старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом. М., 2003. Два издания в Томске претерпела книга Федоров В.И. Александр Благословенный – святой старец Феодор Томский (монарх-монах). Томск, 2002 и 2004 гг. См. также альманах «Кто он? император Александр I – старец Феодор Козьмич – святой Феодор Томский. От царства до святости». Томск, 2004. 98 Недавняя публикация О. Фетисенко раскрывает возможности двух собраний документов о старце в петербургских архивах. Фетисенко О. «Это не шутка… а дело Божие» (Старец Феодор Козьмич в неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)//София. 2006. 1. С. 26–30; 2. С. 15–19. 100 Иеромонах Парфений, постриженик Афона, строитель Берлюковской пустыни, в 1857 г. – игумен Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, автор полемических сочинений против раскола и «Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. II. С. 1762–1763). См. о нем: Панин А. Н. Схиигумен Парфений (Агеев) . Жизнь и труды на благо Церкви//Инок Парфений (Агеев). Автобиография. М., 2009. С. 201–255. 105 РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 3. Записки, переданные С.Ф. Хромовым К.П. Победоносцеву , опубликованы. См.: Бренников Н. Тайна Томского Старца. Неизвестные документы//Русская провинция (Новгород). 1994. 4. С. 72–80. 110 Таинственный старец Феодор Кузьмич в Сибири и император Александр Благословенный. Харьков, 1912. С. 71–72. 113 РГАЛИ. Ф. 487, Скалдин А.Д. Оп. 1. Д. 137. Л. 2. В настоящее время комплекс документов Галкина-Врасского хранится в фонде писателя Скалдина в составе собранных им материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Окормление богомольцев разных уровней благочестия и разных сословий старцами (и старицами) – мирянами – продолжалось и позднее. Для советского времени назовем, например, старца Вологодского края Федора Степановича Соколова 904 . У старицы-мирянки Ксении, жившей в Рыбинске, в послушании был в 30-х гг. XX в. архимандрит Макарий из Петербурга 905 . Число примеров признания духовенством высокого духовного уровня старцев-мирян может быть продолжено, хотя, разумеется, во все времена таких подвижников насчитывались лишь единицы. Феодор Кузьмич выделяется среди них обилием иерархов и священников, известных своими богословскими познаниями и церковным опытом, общавшихся со старцем и весьма положительно относившихся к практике духовного окормления им богомольцев. Необыкновенные свойства Феодора Кузьмича были оценены духовенством, включая главу епархии и настоятеля монастыря, и в томский период, к обозрению которого мы переходим в следующей главе. 707 Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории Императорской России. М., 2000. С. 175–176, 183; Путята Н.В. Обозрение жизни и царствования императора Александра I//Девятнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым. Кн. I. М., 1872. С. 456–457. 708 Тарасов Д.К. Записки почетного лейб-хирурга Д.К. Тарасова (воспоминания моей жизни) 1792–1866. СПб., 1872. С. 111. 709 Томский старец Феодор Кузьмич//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь. М., 1906. С. 81. 711 Кузовников Р., управляющий Тюменским приказом о ссыльных. Кто был старец Федор Козьмич//Исторический вестник. 1895. 7. С. 246. 712 Мельницкий М.Ф. Старец Феодор Кузьмич в 1836–1864 гг.//Русская старина. 1892. Январь. С. 81–82. 713 Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Воспроизведено в книге: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002. С. 189 (далее – Сказание…). 715 Три тюменских документа, вошедшие в обзор управляющего Тюменским приказом о ссыльных Р. Кузовникова (Кузовпиков Р. Указ. соч. С. 245–246) и «Постатейный список бродяги Федора Кузьмича» из Боготольского волостного правления (РГАЛИ. Ф. 2167, Пругавин А.С. Оп. 1.Д. 168. Л. 1–1об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

870 Свящ. Вакх Гурьев. О. Павел Андреевич Соболев, Томский кафедральный протоиерей//Странник. 1862. Октябрь. С. 416–418. 873 Из автобиографии игумена Парфения. С. 30. Напомним здесь, что инок Парфений уже в 1852 г. знал о старце Феодоре Кузьмиче: направил к нему купца С.Ф. Хромова (см. главу I). 883 ЕЭС. С. 73. Благовещенский храм в Красноярске построен по указу Преосвященного архиепископа Тобольского Варлаама. Строил его протоиерей Алексий Алексеев на средства купца Пороховщикова. Этот каменный трехэтажный храм с колокольней имел четыре престола: Благовещения, Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, апостола Иоанна Богослова и преподобных Зосимы и Савватия. Восстановление храма начато в 1990 г. Преосвященным епископом Антонием (Черемисовым) при поддержке государства. 887 Упоминание кладбищенской церкви, а не храма Благовещения, связано либо с перемещениями о. Петра за эти годы, либо с совмещением им этих должностей. Настоятельство в храме Благовещения подтверждается в «Сказании…», с. 224. 891 Смолич И.К. Указ. соч. С. 700. Дальнейшее служение архиерея Павла (Попова) складывалось так: с 9.11.1866 г. – епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии; с 10.06.1870 г. по 1873 г. – епископ Енисейский и Красноярский, затем – глава Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии до 25.05.1877 г. (Там же. С. 693, 700). Умер владыка в Красноярске в 1880 г. (Мельнищий М.Ф. Указ. соч. С. 90). 892 Федоров В.И. Александр Благословенный – святой старец Феодор Томский (монарх-монах). Томск, 2004. С. 172. 895 Сказание… С. 224. Дата поездки не указана в источнике. Но судя по тому, что далее речь идет о посещении старцем в Томске С.Ф. Хромова, это могло произойти не ранее 1852 г., когда купец познакомился со старцем, и не позднее 1858 г., когда Феодор Кузьмич переехал в Томск на постоянное жительство к Хромову. Имя и отчество Тыжнова установлены по «Памятной книжке Енисейской губернии на 1863 г.» (СПб., 1863. С. 91, 93). 901 Протоиерей Георгий Персианов. Рачковский Иоанн Матфеевич//ЕЭС. С. 516–517; Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. С. 91–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как все старцы, Феодор Кузьмич по смирению скрывал духовные явления и дары, которыми благословлен был свыше. Тем не менее ближайшему своему духовному сыну, С.Ф. Хромову, он говорил, что «удостоен трапезы Божией каждодневно», т. е. «принимает Святое Причастие чрез Ангела Господня» – так разъяснил позднее эту формулу томский епископ Петр (Екатериновский), автор богословских сочинений. Усомнившемуся в этом другому томскому епископу – Парфению, опасавшемуся, не в прелести ли старец, явился во сне святитель Иннокентий Иркутский и приобщил Святых Тайн его и Феодора Кузьмича из одной чаши. Старец открыл епископу Парфению и С.Ф. Хромову, что сподобился видеть Святую Троицу. Праведника «посещал Сам Христос Спаситель с Апостолами» и «несколько раз посещала его Пречистая Божия Матерь». Необыкновенный свет, исходивший из его келий, видели многие в разные годы. Также многократно отмечено и благоухание в его кельях и от отдельных его вещей. Прозорливость Феодора Кузьмича не могла укрыться от многочисленных богомольцев, посещавших его, – подвижник в беседах обнаруживал ее для вразумления и совета, приоткрывая, как это делали и другие старцы, лишь часть того, что было ему открыто. Хромову старец признавался, что ему «открыты сердца и помыслы». Дар исцелений также проявился и в сельский, и в томский периоды. Все это привлекало к сибирскому подвижнику по мере распространения его известности «несметные полчища всякого люда». Подобно многим старцам, Феодор Кузьмич пытался чередовать периоды приема богомольцев с полным или частичным затвором. Народ находил его и в глухих таежных местах. Сложился определенный круг постоянно окормляемых им чад, в числе которых были не только лица непосредственного окружения, но и приезжавшие издалека. Удается установить поименно и по обстоятельствам их жизни немало духовных детей Александра Благословенного. В образе жизни Феодора Кузьмича и духовном окормлении прибегающих к его помощи прослеживаются все основные черты русского старчества XIX в., в частности мирских его представителей. Давно отмечено, что люди высокого уровня благочестия схожи в своем поведении независимо от различий социального происхождения. Бывший император в Сибири органично вошел даже в некоторые специфически народные благочестивые обычаи: келейничество (община или частное лицо строят избу-келью для человека, избравшего монашеский образ жизни, без ухода в монастырь и пострига), жизнь учителя на короткий срок в доме обучаемого и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010