Надо быть на моем месте, чтобы ясно представить себе, какая ответственность лежит на Государе, чтобы понять мои чувства, когда я думаю о дне, в который мне придется отдать отчет за жизнь каждого солдата! Нет, престол – не мое призвание: если бы я мог с честью изменить мое состояние, я бы охотно на это согласился» 10 . 10 октября 1813 г. император писал из Лейпцига княгине Зинаиде Александровне Волконской по поводу одерживаемых побед: «Всевышний один руководил всем, и Ему мы обязаны всеми этими блестящими успехами» 11 . Когда на собранном Александром в Сомепюи совете (Барклай, Дибич, Толь и кн. Волконский) решался вопрос, двинуть ли войска прямо на Париж, император ушел к себе помолиться. «В глубине сердца моего, – рассказывал он потом кн. А.Н. Голицыну 12 , – затаилось какое-то смутное и неясное чувство ожидания, какое-то непреоборимое желание предать это дело в полную волю Божию. Мне сильно захотелось молиться и излить пред Господом тяжкие обуревания и колебания моего духа. Совет продолжал заниматься, а я на время оставил его и поспешил в собственную мою комнату, там колени мои подогнулись сами собою, и я излил пред Господом все мое сердце». По окончании молитвы Государь, ощутив «сладостный мир в мыслях, проникновение спокойствия», поспешил в совет и объявил решительное намерение идти на Париж 13 . А.Н. Голицыну он рассказал и о своем духовном состоянии в Париже: «Наше вхождение в Париж было великолепное. Всё спешило обнимать мои колена, все стремились прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги, хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями. Но душа моя зазнавала тогда в себе другую радость. Она, так сказать, таяла в беспредельной преданности к Господу, сотворившему чудо Своего милосердия; она, эта душа, жаждала уединения, желала субботствования, сердце мое порывалось пролить пред Господом все чувствования мои. Словом, мне хотелось говеть и приобщиться Святых Таин, но в Париже не было Русской церкви. Милующий промысел, когда начнет благоденствовать, тогда бывает всегда безмерен в своей изобретательности; и вот, к крайнему моему изумлению, вдруг приходят ко мне с донесением, что столь желанная мною Русская церковь нашлась в Париже: последний наш посол, выезжая из столицы Франции, передал свою посольскую церковь на сохранение в дом американского посланника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хромов настойчиво просил Победоносцева, чтобы «непременно передал подробно Государю и чтобы Государь просил в молитве великого Старца избавить их от разбойничьей крамолы, великий Старец сохранит их, и чтобы постарались отыскать по запискам ключа, где непременно откроется тайна великого События» 106 (речь идет о расшифровке записок Феодора Кузьмича). Семен Феофанович был принят обер-прокурором Синода еще два раза в близкие к этой беседе сроки: 11 и 25 августа. Он передал Победоносцеву записку, в которой повторил письменно то, что до этого излагал ему устно, а также «список копии из чудес и явлений великого Старца, составленный при списании в Петербурге» в августе Г 88 Г г. Этот «Список» на 14 листах представлял собой выписки из неких «книжек» Хромова, в которых «сделаны отметки» 107 . Через полгода после встреч с К.П. Победоносцевым – 8 февраля 1882 г. – Хромов в Иркутске передал М.Н. Галкину-Врасскому ряд документов, относящихся к старцу Феодору Кузьмичу, в число которых вошла и записка о беседе с обер-прокурором Святейшего Синода 108 . Галкин-Врасский был начальником Главного тюремного управления и в этом качестве оказался в Иркутске. Обращение к нему Семена Феофановича не было случайным. Этот высокопоставленный чиновник, член Государственного Совета, проявлял особое отношение к памяти старца. Оно выразилось и в том, что на средства Галкина-Врасского был устроен навес – двускатная крыша на столбах – над домиком-кельей Феодора Кузьмича, расположенной в углу обширного двора владений С.Ф. Хромова в Томске 109 . Была ли это личная инициатива или поручение высокого лица-нам неизвестно. М.Н. Галкин-Врасский имел сведения о старце не только от С.Ф. Хромова. Он общался со многими томичами, в частности с настоятелем Алексеевского монастыря архимандритом Виктором, хорошо знавшим старца 110 . Характеристика М.Н. Галкина-Врасского, его поездки в Сибирь и особые обстоятельства его доклада императору Александру III по возвращении изложены в воспоминаниях А. В. Болотова , бывшего пермского губернатора, принявшего в эмиграции монашество. Приводим это место полностью:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же касается текста записок, то он краток и невразумителен, и при желании может служить доказательством любой теории. На первой из них написано: ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАС БЕЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНЕСЕ (на лицевой стороне) и НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТ. Были исследователи, считавшие, что под литерой А зашифровано имя Александра, а под литерой П – Павла, но убедительных доказательств в пользу этой версии представить не удалось. Вторая записка представляет собой еще более странный текст, который многие считают масонским шифром. Из всего набора букв четко можно расшифровать лишь два слова на одной стороне: КРЫЮТ СТРУФИАН (страус, некоторые исследователи полагают, что это было масонское прозвище Федора Кузьмича). На обороте же проставлена лишь дата прибытия Федора Кузьмича в ссылку 1837 г. МАР 26. Существуют и более фантастические расшифровки, но они основаны на произвольной перестановке букв. Помимо двух записок есть еще и свидетельства очевидцев, которые видели в старце Федоре Кузьмиче бывшего императора. То старый солдат узнает своего повелителя и отдаст ему честь, то девушка – ученица старца обратит внимание на сходство его внешнего вида с портретом Александра I, то сам подвижник расплачется, услышав песню про царя. Примечательно, что сам Федор Кузьмич никогда не отвечал на прямо поставленный вопрос, но делал так, чтобы собеседник мог получить доказательство версии, уже сложившейся в его голове. Солдату, узнавшему его, старец запрещает отдавать почести, назвав себя бродягой и говоря, что от этого они оба могут пострадать. Девушка–воспитанница после строгого вопроса старца видит слезу на его ресницах, когда тот выходит из комнаты. Иными словами, подвижник вольно или невольно вел себя как опытный мистификатор, а еще точнее – его поведение давало возможность обманываться тем, " кто сам обманываться рад " . Окончательного ответа на этот вопрос до сих пор нет, но позиция Церкви в этом вопросе достойна всяческого уважения. Святой праведный Феодор был канонизирован в 1982 году. Томский иерарх дал согласие на исследование обретенных в 1995 году мощей праведника, если это будет необходимо (до сих пор живут слухи о том, что гробница Александра I в Петропавловском соборе Петербурга пуста), а официальное житие, приводя все случаи узнавания императора в старце и не отрицая существования легенды, ни словом не упоминает о том, правдива она или нет. Основная мысль агиографического текста состоит в том, что Бог, скрывая какие-то сведения о святых, делает это не случайно. В результате легенде о Феодоре Кузьмиче предстоит еще долгая жизнь, которая никак не повлияет на почитание праведника, чьи мощи покоятся сейчас храме Томского Богородице-Алексиевского монастыря.

http://religare.ru/2_99427.html

Крестьянин села Белоярского Семен Николаев Сидоров рассказывал, когда старец Феодор проживал временно в Белоярском в келье, устроенной им, Сидоровым, от дому его в 20 саж., видел его работник Ачинский мещанин Криворотков, ночью часов в 12 или более, что над келью Старца Феодора было страшное сияние, что лучи, отражающие от кельи, были светлее солнца, и когда сияние скрылось, то было такое благоухание, что написать невозможно, но во время сильных морозов приходилось посещать келью Старца Феодора, в которой была такая теплота, что редко и в доме того бывает, имея в виду, что в кельи никакой печки не находилось. Приказывал Старец Феодор сушить сухари и представлять ему из ржаного хлеба, говорил много желающих печь сухари и представлять ему, но Старец Феодор кроме как от Сидорова сухарей ни от кого не получал. Всего (больше?) вообще любил старец Феодор подавать милостыну, более всего в острог заключенным в темнице. Старец Феодор в притчах предсказал: 1. крестьянка Надежда Наумовна, бывшая в доме Озерова, считала себя за экономку, но Старец, изобличая ее в любодеянии с Озеровым, сказал, что была одна экономка и половину царством обладала и когда случилось ей идти в храм, то она не могла дойти, упала и испустила дух, после того случилось чрез долгое время с Надеждою Наумовою, что она скоропостижно умерла. 2. Крестьянину Сидорову предсказал за 12 лет, что брат его Матвей Николаев по разделу обманет, и исполнилось. Старец Феодор притчею сказал Семену – поди, поверь брата своего деньги, тогда, когда были вместе, но в это время Семен Сидоров (не)исполнял. Списание из расспросов жителей некоторых деревень о жизни и подвигах Старца Феодора Козмича 1163 . 1 . Некоторые крестьяне Томской Губернии Мариинского округа Белоярской волости, села Коробейникова, и именно: Андрей Логинов Семенов, Иван Ро…некий и Иван Безруков, и крестьянская вдова Екатерина Безрукова о Старце Феодоре Козмиче пояснили следующее: Старец Феодор был из ссыльных в Сибирь на поселение и причислен по Боготольской волости, но в кую деревню им неизвестно. В 1853 г. прибыл в с. Коробейниково из д. Зерцальской той же волости, где до того времени проживал; в селе же Коробейниковском собственными трудами устроил себе келью, в которой более 3-х лет зиму и лето проживал, ведя жизнь благочестивую и питаясь приношением жителей, но принимая более ничего кроме хлеба, из сего видно, что питался одним хлебом, солью и водою, а излишний хлеб раздавал на нищенствующих и даже сушил у себя в кельи на сухари и при удобном случае с попутным отсылал в Краснореченский этап разным посыльным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я весьма интересуюсь известием из Сибири, по етому тако буду писать к В. и делать все» 728 . Архимандрит все дела свои будет делать только после получения известия из Сибири – с таким волнением он его ждет. И это при том, что ранее в его переписке с графиней Сибирь вообще не упоминалась. Итак, пять с половиной месяцев трудного пути – движение по этапу сибирской зимою в составе партии ссыльных. Уже в это время проявились для окружающих в значительной мере свойства странника: о них вспоминали и много лет спустя со слов очевидцев. Феодор Кузьмич в пути заботился о слабых и больных арестантах. Вел проникновенные беседы на духовные темы, утешавшие отчаявшихся. Весь его обаятельный облик и глубокая вера расположили к нему не только всю партию ссыльных, но и этапных офицеров и конвойных солдат 729 . Старец сам говорил С.Ф. Хромову, что когда он шел в партии, «всегда доволен был арестантами, и на ночлег давали ему особый покой» 730 . Это отношение к Александру Благословенному простых людей его окружения останется таким в течение всего сибирского периода – без малого двадцать семь лет, до последнего его часа. Оно изменится лишь в том, что будет охватывать более широкий круг лиц разных сословий и углубляться, как со стороны старца, продвигавшегося по духовной лествице, так и со стороны общавшихся с ним верующих, воспринимавших его дары. Об отношении старца к идущим по этапу в Сибирь ссыльным в дальнейшей его жизни сохранилось чет кое сообщение. Когда член кружка томских почитателей Феодора Кузьмича Гурьев собирал о нем материалы в Зерцалах в октябре 1907 г., он разыскал «из лиц, хорошо знавших и помнящих старца» «семидесятилетнюю старушку Марию Петровну Меньшикову, которая услуживала старцу». Она сообщила, в частности, что «каждую субботу Феодор Кузьмич выходил за околицу, встречал там партию пересыльных арестантов и щедро наделял их милостыней» 731 . 2. Места жительства и поездок Поток богомольцев В Боготольской волости старец был приписан как ссыльнопоселенец к деревне Зерцалы, но поместили его на жительство на казенный Красноречен-ский винокуренный завод (в 15 верстах от Зерцал и 2 верстах от села Краснореченского 732 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Записки императрицы прерываются одиннадцатого числа. Последнее зафиксированное в них впечатление Елизаветы Алексеевны о здоровье императора (она была у него в первой половине дня): «Он казался довольно бодрым, и голова была свежа». Последние фразы в записи 11 ноября (и последние в записках в целом) следующие: «Около 5 час. я послала за Виллие и спросила его о ходе болезни. Виллие был весел, сказал мне, что у него теперь жар, но что я могу туда идти, так как он в лучшем состоянии, чем накануне» 578 . Судя по освещению событий в записках предыдущих дней, императрица должна была бы затем подробно описать, как прошла вечерняя встреча с супругом. Она не стала писать об этом и вообще прекратила свои записи. Но вечером 11 числа она написала письмо своей матери, где говорится: «Где пристанище в сей жизни? Когда думаешь, что все устроилось к лучшему и можно это вкушать, приходит неожиданное испытание, лишающее всего хорошего, что вас окружает» 579 . Что имела в виду Елизавета Алексеевна под испытанием, которое внезапно лишает ее всего хорошего? 580 Состояние болезни императора отнюдь не было угрожающим. Кн. В.В. Барятинский и вслед за ним П.Н. Крупенский справедливо полагают, что именно в этот день между Александром Благословенным и императрицей состоялся «особо важный разговор» 581 . Другие обстоятельства, которые мы сейчас рассмотрим, подтверждают это предположение: государь вечером 11 числа сообщил своей супруге о решении тайно удалиться от власти в ближайшие дни и посвятил ее в то, как он думает это сделать. Именно поэтому Елизавета Алексеевна прервала свои записки о его болезни и в письме к матери имела в виду это тяжкое для нее испытание. Кн. В.В. Барятинский предполагал, что решающее объяснение между супругами произошло потому, что в этот день случилось что-то особенное. Но он не знал, что именно 582 . Из воспоминаний лейб-медика Д.К. Тарасова узнаем, что в ночь с 10-го на 11-е император тайно принял приехавшего к нему из Харькова с чрезвычайными сообщениями унтер-офицера И.В. Шервуда 583 . Надо сказать, что Иван Васильевич Шервуд, который впоследствии получил почетное добавление к своему имени – Верный, уже встречался ранее – в июле 1825 г. – с государем тайно по поводу готовящегося мятежа – деятельности тайных обществ и заговора. Он получил тогда приказание продолжить свое расследование 584 . Во время пребывания Александра I в Таганроге поступали и другие весьма тревожные сообщения по этому поводу 585 . Много лет спустя вагенмейстер полковник А.Д. Соломка напишет в своем прошении Александру II о доверии к нему, Соломке, Александра Благословенного: «При последней, роковой поездке Его в Таганрог Он осчастливил меня особенной доверенностью. Он мне указал на существовавшее в то время волнение умов молодежи, и сказал: «этого не знают ни мать, ни жена моя, я тебе доверяю…»» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Император беседовал с Шервудом полчаса секретно в своем кабинете и затем приказал, чтобы он выехал из Таганрога немедленно и тайно 587 . Сам Шервуд не упоминает в воспоминаниях об этой краткой поездке из Харькова в Таганрог, но данные о чрезвычайных распоряжениях императора Александра I, последовавших в это время, у Д.К. Тарасова и И.В. Шервуда совпадают. Тарасов после сообщения о беседе государя с Шервудом в ночь с 10 на 11 ноября пишет: «В ту же ночь государь потребовал к себе полковника Николаева, командовавшего отрядом Донских казаков при квартире его величества, и коменданта города Таганрога, полковника гвардии Фридерица и, дав им важное секретное повеление, приказал тотчас же немедленно выехать из Таганрога так, чтобы никто не заметил их выезда» 588 . У И.В. Шервуда читаем: «…12-го числа ноября месяца прибыл в Харьков лейб-гвардии казачьего полка полковник Николаев под званием есаула с несколькими казаками, под предлогом покупки кож, и мы с ним увиделись в назначенной гостинице» 589 . О чрезвычайных распоряжениях императора в эти же сроки писал в позднейших своих письмах и барон Дибич: «…еще 10-го в вечеру призывал меня к себе и дал приказание о самых важных предметах, и 11-го числа выслушал во всей подробности сделанное мною исполнение» 590 . Покушения на жизнь императора со стороны будущих декабристов или попытки захватить его можно было ждать, по-видимому, в любой момент 591 . Весь комплекс обстоятельств: угроза со стороны мятежников, возможности для реализации тайного ухода в лице умирающего похожего солдата и собственной болезни, ставшей уже всем известной, – все это вместе побудило Александра Благословенного принять решение о немедленном осуществлении давно задуманного тайного ухода от власти. 11 ноября государь приказал Дибичу написать цесаревичу Константину Павловичу о его болезни 592 . Император отдавал свои последние распоряжения. Он позаботился о том, чтобы угрожающие вести о заговорщиках стали известны тем, кто должен был действовать против них, – отправка полковников Николаева и Фридерица. Он принял меры к тому, чтобы злоумышленники не помешали ему осуществить уход, и к защите остающейся императрицы: казачьим частям было дано распоряжение приблизиться к Таганрогу. При дневной встрече с императрицей 11 числа он интересовался казаками: «Я сказала, – пишет Елизавета Алексеевна, – что мне хочется спуститься пешком с горы, чтобы пойти к источнику. «Вы там найдете казаков», – сказал он. «Они держат теперь своих лошадей в одном из пустых пакгаузов». – «Почему?» – спросила я. «Они пожелали быть ближе». Он меня просил придти к нему после прогулки. Я пришла. Он спросил, выполнила ли свой план прогулки. Я сказала: «да». – «Видели ли Вы казаков?» – «Я только видела двух офицеров»» 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«О, Владыко Человеколюбче, Господи, Отец, Сын и Святый Дух, Троица Святая! Благодарю Тя, Господи, за Твое великое милосердие и многое терпение. Аще бы не Ты, Господи, и не Твоя благодать покрыла мя, грешного, во вся дни, и нощи, и часы, то уже бы аз, окаянный, погибл, аки прах пред лицем ветра, за свое окаянство, и любность, и слабость, и за вся своя преестественные грехи. Уже бо не престаю и не престану часа того, что не сотворит греха, а когда восхощет приити ко отцу своему духовному на покаяние, отча лица устыдихся, грехи утаих и оные забых и не могох всего исповедати срама ради и множества грехов моих; тем же убо покаяние мое нечистое есть и ложное рекомо, но Ты, Господи, ведый тайну сердца моего, молчатися разреши и прости в моем согрешении и прости грешную мою душу, яко благословен еси во веки веков. Аминь» 923 . Эта молитва , исполненная глубокого и горячего покаяния, созвучна покаянным высказываниям старца в беседах сельского периода, приводившимся выше. Но главное, в ней есть прямое прошение разрешить молчание, сохранение своей тайны при исповеди и простить этот грех. Все это укрепляет в мысли, что молитва составлена самим Александром Благословенным. Случалось, что в убогом жилище старца раздавалось хоровое пение молитв. Об этом рассказал певчий томского архиерейского дома Иван Васильевич Ефимов, который стал потом протодиаконом Успенского собора в Москве. Рассказывал он в Москве 12 августа 1867 г., т. е. через три с лишним года после смерти Феодора Кузьмича, но само событие относилось ко времени, когда И.В. Ефимов жил в Томске и старец был еще жив. На Рождество Христово певчие-славильщики по собственной инициативе «пожелали прославить Христа» у старца – в мезонине дома С.Ф. Хромова. Спросили разрешение у Феодора Кузьмича, и он ответил: «Если только господам певчим угодно будет» 924 . Когда они все пропели, то старец «со слезами благодарил их и поклонился им до земли». При этом подвижник сказал им наставление о том, что значит быть певчим. Это означает, что «они приняли на себя в виде Ангелов прославлять Господа» 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петр, епископ Кливлендский (РПЦЗ), управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Петр, епископ Хынковский, викарий Кишиневской епархии Питирим, архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Платон, митрополит Аргентинский и Южноамериканский Прокл, архиепископ Симбирский и Мелекесский Роман, епископ Серпуховской, викарий Московской епархии Ростислав, архиепископ Томский и Асиновский Савва, епископ Красногорский, викарий Московской епархии Савватий, епископ Алатырский Серафим, епископ Балтийский, викарий Смоленской епархии Серафим, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Сендайский Серафим, епископ Яготинский Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский Симеон, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симон, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский Софроний, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, митрополит Черкасский и Каневский Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, епископ Туровский и Мозырский Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, епископ Видновский, викарий Московской епархии Тихон, епископ Ейский, викарий Екатеринодарской епархии Феогност, епископ Сергиево-Посадский Феодор, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор, епископ Мукачевский и Ужгородский Феодосий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, епископ Сиэтлийский (РПЦЗ), викарий Сан-Францисской епархии Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, митрополит Омский и Тарский Феофан, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофилакт, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии Феофилакт, епископ Брянский и Севский Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филипп, архиепископ Полтавский и Миргородский Хризостом, митрополит Виленский и Литовский

http://religare.ru/2_61576.html

2 . В 1854 г., оставив с. Коробейниково, ушел в д. Мазульскую Енисейской губернии Ачинского округа Чернореченской волости. Там кельи не имел, а находился у разных домохозяев, где день, где ночь, все жители той деревни за примерную жизнь Старца Феодора уважали, посещение его в чьем-либо доме считалось за великое счастье, ибо он в каждом доме, где бы ни был, считал себе за единственное удовольствие беседовал со всеми, поучая их правилам веры Православия каталической 1164 . О Старце Феодоре некоторые из жителей д. Мазульской рассказывают следующее: А. Крестьянка Варвара Степанова Ерлыкова была она имяниница и в день ея Ангела шел мимо их дома Старец Феодор, а мать Варваре Степановой сказала, что позови на имянины Феодора Козмича. Мать с дочерью в то время дома были одне, посторонних в гостях никого еще не было, но последняя, т. е. Варвара Степановна матери отозвалась, что неумно звать его, он сам придет без приглашения, но в этот день он не пришел, а на завтрашний день Варвара Степанова увиделась со Старцем Феодором на улице и сказала ему, что, Феодор Козмич, вчерашнего дня не пришли к нам, я была имя-нинница, на это Старец Феодор отвечал, что «я прежде знал, что Вы имянинницы, но на именины ходят только приглашонные, а как не приглашенный, то и не имел права зайти к Вам». Из этих слов заключить должно, что Старец Феодор в то время имел уже дар духа. Б. Крестьянка д. Мазульской же Мареама Иванова Ерлыкова пояснила, что когда она еще была в девушках, ходил к ним очень часто Старец Феодор и, беседуя в праздничные дни со всем их семейством, давал религиозные наставления. В одно время, посидев в их доме, стал прощаться во всем семейством, когда его все просили приходить к ним почаще, то на это старец сказал, что я в последний раз погостил у Вас и больше не буду к Вам, просили его объяснить причину – (почему) не приедет к ним, но он ничего не сказал и, простившись, ушел, и, действительно, после того ни одного раза у них не был. Из этого заключает Мареама Ерлыкова, что Старец Феодор знал раньше о выходе ее в замужество, тогда как к ней никто не сватался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010