Ученые: Почерки императора Александра I и старца Феодора Томского идентичны Томск, 23 июля 2015 г. Эксперты-графологи заявили, что известный старец Феодор Томский действительно может оказаться императором Александром I. Исследования рукописей царя и святого скитальца показали, что их почерк идентичен, пишет " Российская газета " .      Сенсационное заявление было сделано на первом в истории форуме, посвященном императору Александру I. Мероприятие проходит в Томске. Президент русского графологического общества Светлана Семенова, проанализировавшая рукописи императора и старца Феодора, сообщила что они написаны почерком, принадлежащим одному и тому же человеку. Как стало известно, графологам были предоставлены для исследования рукописи, сделанные Александром I в 47-летнем возрасте, и старцем Федором Томским в возрасте 82-лет. При этом почерковедам не сообщили, кому принадлежат послания. - Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек, - сообщила на форуме Светлана Семенова. - Малозаметные символы с возрастом не изменились. К примеру, буква " ж " имеет петлю, которая заменяет пропущенные рядом с ней буквы " о " и " е " . Дискуссии о личности святого Феодора Томского среди ученых идут на протяжении нескольких десятилетий. Подозрения, что старец на самом деле является императором, возникли еще при его жизни.      Странник Федор Кузьмич прибыл в Томск в 1837 году. Он вел аскетический образ жизни, но его манеры выдавали в нем благовоспитанного и образованного человека. Источником его дохода было обучение детей грамоте, Священному Писанию и истории. В качестве платы Федор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег. Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались к нему за советами по различным житейским вопросам. Он завещал похоронить себя в Томске в ограде Богородице-Алексиевского монастыря. Могила старца сразу стала местом паломничества. В начале XX века над ней была сооружена часовня, а в 1995 году на месте разрушенной в годы гонений часовни были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней Томска. Старец Феодор Томский был канонизирован в 1984 году канонизирован в лике Собора сибирских святых. Исследователи утверждают, что Федор является императором Алесандром I, который отрекся от престола в пользу своего брата. Он якобы имитировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России. Графологи также заявили и полном совпадении между почерками супруги Александра I Елизаветы Алексеевны и монахини Веры Молчальницы. По преданию она, как и ее супруг, инсценировала свою смерть и посвятила себя служению Богу. 23 июля 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/80857.html

епископ Петр (Екатериновский) (1820–1889) Нравственно-аскетические труды Священное Писание епископ Петр (Екатериновский) Епископ Томский и Семипалатинский. Миссионер, духовный писатель. Биография В миру Екатериновский Феодор, родился в 1820 году в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года был пострижен в монашество; 19 октября того же года рукоположен во иеродиакона; а 30 июля 1844 года - во иеромонаха. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской семинарии. С 15 января 1857 года - ректор Новоархангельской духовной семинарии на Аляске. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. Во время служения в Америке он учредил новые церковно-приходские школы на Кодьяке и Уналяске, расширил миссионерскую деятельность викариатства до Берингова пролива, и стал одним из первых серьёзных исследователей жития преподобного Германа Аляскинского. Владыка Петр (Екатериновский) 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года - член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года - епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа - управляющий Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года и был погребён в Новоспасской обители. Владыка Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: " Их может исправить и на путь наставить только сам Христос " . Был духовным писателем. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Был радетелем распространения духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Богородице-Алексиевский монастырь в Томске 22 сентября 2013 г. 13:37 22 сентября 2013 года, по окончании Литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Алексиевский мужской монастырь . Предстоятеля Русской Церкви сопровождали митрополит Томский и Асиновский Ростислав , епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан , губернатор Томской области С.А. Жвачкин, члены официальной церковной делегации, прибывшей в Томск со Святейшим Патриархом. В Казанском храме обители Святейшего Владыку встречал и.о. настоятеля Богородице-Алексеевского монастыря иеромонах Кирилл (Умрилов), который преподнес Его Святейшеству икону святого Феодора Томского. Святой праведный старец Феодор Томский был похоронен в ограде Богородице-Алексиевского монастыря в 1864 году. В 1904 году над склепом св. Феодора была возведена каменная часовня. 5 июля 1995 года состоялось обретение мощей старца, сейчас они пребывают в Казанском храме обители. В 1996-1998 гг. была восстановлена часовня над местом его захоронения. «Я рад вступить на землю древнейшего монастыря в Томске, — обратился Святейший Патриарх Кирилл к собравшимся в Казанском храме. — Богородице-Алексиевский монастырь ровесник города Томска. Он также известен тем, что был сосредоточием духовной и культурной жизни — здесь была и первая больница, и первая богадельня, и первая школа… Это монастырь, известный на всю Россию, потому что он был форпостом Российского государства, построенным по указанию Бориса Годунова, также как и город Томск». «Замечательно, что монастырь сегодня возрожден, что есть братия и совершаются службы. Рад видеть построенный новый корпус. Помогай вам Бог укреплять монашескую жизнь», — сказал Святейший Владыка. В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону святителя Феофана Затворника. Братии и паломникам были розданы иконки святого великомученика Георгия Победоносца с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3252819.ht...

Томская епархия выступает против строительства торгового комплекса на месте кельи святого Феодора Томск, 7 апреля 2009 г. Томская епархия выступает против строительства торгово-административного комплекса в Томске на месте, где в XIX веке располагалась келья святого Феодора Томского. " Превратить место паломничества в торжище - верх кощунства, неслыханное поругание и исторической, и духовной памяти. При этом, если верны предположения о том, что святой является императором Александром I, усадьба приобретает исключительную историческую значимость " , - заявил " Интерфаксу " секретарь епархии протоиерей Алексий Бервено. По его словам, бывшая усадьба купца Семена Хромова, где провел последние годы жизни старец Феодор, для каждого томского православного христианина является дорогим и святым местом. " Уникальность этого места требует от нас не только восстановления исторического архитектурного облика зданий, но и использования всего комплекса для духовного просвещения народа " , - уверен собеседник агентства. Томская епархия поддерживает предложения возвести на месте несохранившейся кельи святого часовню, а в прилегающих к ней зданиях устроить музей духовной культуры и духовно-просветительский центр. Закладной камень в основание будущей часовни был заложен еще в июле 2003 года. Старец Феодор, согласно предположениям некоторых историков, являлся отошедшим от престола российским императором Александром I, который в 1825 году якобы инсценировал свою смерть в Таганроге, стал странником и скончался в Томске в 1864 году. " Был или не был этот благочестивый старец императором, праведный Феодор Томский - любимый и почитаемый святой на Томской земле, канонизация которого состоялась еще в 1985 году. Его слава распространилась далеко за пределы Томкой области, тысячи паломников со всей России каждый год приезжают поклониться мощам праведного Феодора, обратиться к нему за молитвенной помощью " , - отметил представитель епархии. 7 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29966.html

Томская епархия не будет возражать против проведения идентификации останков старца, которого считали Александром I 30 сентября 2008 г. 16:10 Томская епархия не будет инициировать проведение идентификации останков святого старца Феодора Кузьмича, однако одобряет эту идею, заявил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав . Старец Феодор Кузьмич, согласно легенде, являлся отошедшим от престола российским императором Александром I, который в 1825 году якобы инсценировал свою смерть и начал вести отшельническую жизнь. «Я не являюсь принципиальным противником такого исследования, я даже за, и мы ( Томская епархия — ред.) со своей стороны готовы были бы в этом поучаствовать. Но ко мне никто с конкретным предложением не обращался», — сказал архиепископ Ростислав во вторник на пресс-конференции в «Интерфаксе». Он пояснил, что для идентификации останков потребуется вскрывать гробницу одного из российских императоров в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. «Оказалось, что та идентификация, которую мы можем на сегодняшний момент произвести, никакой конкретики в этом вопросе не даст. Необходимо, чтобы сохранилась голова этого человека, или необходимо вскрывать гробницу Николая I, который являлся родным братом Александра I», — пояснил владыка. По его мнению, только сопоставив останки Феодора Кузьмича и Николая I по ДНК, можно было бы сделать какие-то выводы, поскольку голова старца утеряна, и останки очень сложно сравнивать по внешним признакам. При этом владыка отметил, что такие экспертизы требуют определенных средств, а у Томской епархии, доход которой составляют пожертвования прихожан, «таких крупных средств нет». «Вопрос тайны старца Феодора очень интересный, хотя имеет больше исторический характер, но с точки зрения духовной в любом случае его вторая половина жизни — это подвиг, позволивший причислить его к лику святых», — сказал архиепископ Ростислав. Старец Феодор является покровителем Томской земли, при этом он широко известен и почитаем не только томичами. «Из Сибири и центральных районов России направляются паломники, чтобы поклониться мощам старца Феодора», — добавил владыка. Ранее специалисты Российского центра судебной экспертизы заявили о готовности провести исследование мощей старца при условии заинтересованности со стороны Церкви. Старец Феодор Кузьмич скончался в Томске в 1864 году, а в 1984 году был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Казанской церкви Богородице-Алексеевского монастыря в Томске. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/467943.htm...

Томская епархия не станет возражать против проведения идентификации останков старца, которого считали Александром I Томск, 1 октября 2008 г. Томская епархия не будет инициировать проведение идентификации останков святого старца Феодора Кузьмича, однако одобряет эту идею, заявил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Старец Феодор Кузьмич, согласно легенде, являлся отошедшим от престола российским императором Александром I, который в 1825 году якобы инсценировал свою смерть и начал вести отшельническую жизнь. " Я не являюсь принципиальным противником такого исследования, я даже за, и мы (Томская епархия - " ИФ " ) со своей стороны готовы были бы в этом поучаствовать. Но ко мне никто с конкретным предложением не обращался " , - сказал архиепископ Ростислав на пресс-конференции в " Интерфаксе " . Архиерей пояснил, что для идентификации останков потребуется вскрывать гробницу одного из российских императоров в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. " Оказалось, что та идентификация, которую мы можем на сегодняшний момент произвести, никакой конкретики в этом вопросе не даст. Необходимо, чтобы сохранилась голова этого человека, или необходимо вскрывать гробницу Николая I, который являлся родным братом Александра I " , - уточнил владыка. По его мнению, только сопоставив останки Феодора Кузьмича и Николая I по ДНК, можно было бы сделать какие-то выводы, поскольку голова старца утеряна, и останки очень сложно сравнивать по внешним признакам. При этом владыка отметил, что такие экспертизы требуют определенных средств, а у Томской епархии, доход которой составляют пожертвования прихожан, " таких крупных средств нет " . " Вопрос тайны старца Феодора очень интересный, хотя имеет больше исторический характер, но с точки зрения духовной в любом случае его вторая половина жизни - это подвиг, позволивший причислить его к лику святых " , - сказал архиепископ Ростислав. Старец Феодор является покровителем Томской земли, при этом он широко известен и почитаем не только томичами. " Из Сибири и центральных районов России направляются паломники, чтобы поклониться мощам старца Феодора " , - добавил владыка. Ранее специалисты Российского центра судебной экспертизы заявили о готовности провести исследование мощей старца при условии заинтересованности со стороны Церкви. Старец Феодор Кузьмич скончался в Томске в 1864 году, а в 1984 году был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Казанской церкви Богородице-Алексеевского монастыря в Томске. 1 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27786.html

Турнаево. Церковь Феодора Томского. Карта и ближайшие объекты Небольшая деревянная церковь, построенная в 2003 году для проведения служб во время реставрации Серафимовского храма. Одноэтажное, прямоугольное в плане здание с шатровой главкой над центром кровли. Это единственный в России храм во имя праведного Феодора Томского. В 2003 г. в Турнаево был освящён престол во вновь построенной церкви во имя святого Феодора Томского, прославленного в списке Сибирских святых. Храм построен недавно, но воплощает традиции древнего русского узорочья – резной деревянный иконостас, резная отделка крыши. С виду он напоминает маленький русский теремок. Конечно, новопостроенный храм во многом проигрывает старому Серафимовскому храму по архитектуре, но сделан он добротно и украшен на славу! Иконы для него написаны знаменитыми омскими иконописцами, а иконостас вырезал из дерева не менее знаменитый новосибирский резчик Олег Ерёмин. Это единственный в мире храм в честь святого старца. Правда, есть еще часовня в Вене при дворе княгини Марии Владимировны Романовой, претендующей (не бесспорно) на право наследия Российского престола. Построив часовню, княгиня как бы подчеркнула свое происхождение по линии детей императора Александра I, так как многие почитатели старца Феодора Кузьмича идентифицируют его с отошедшим от дел императором России. По преданию, император Александр, уставший под конец жизни от государственных дел и снедаемый угрызениями совести, что был невольным пособником убийства своего отца императора Павла I, решил покинуть общество сильных мира сего и отправиться простым странником по Руси. Вскоре в Томске появился загадочный старец, обладающий высокими духовными дарами. Кто он и откуда пришел, никто не знал, но, по некоторым косвенным фактам, многие считали старца императором Александром. Интересно, что Феодор Томский и Серафим Саровский жили в одно время и были современниками. Может поэтому и возникла мысль у И.А Андрикенуса - председателя РОФ «Сибирские Кижи» построить рядом с Серафимовской церковью храм в честь праведного Феодора Томского? Источник: http://vn.ru/news-35690/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51473

Макарий (Павлов Михаил Михайлович), еп. Владикавказский и Моздокский Родился 4 ноября 1867 года в семье священника Томской епархии. Первоначальное образование получил в Барнаульском духовном училище. В 1890 году окончил Томскую духовную семинарию и в этом же году 16 сентября рукоположен во священника. В 1891 году – законоучитель Семипалатинской женской прогимназии. Овдовев, он в 1894 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1897 году пострижен в монашество. В 1898 году окончил академию со степенью кандидата богословия и определен миссионером Главного Стана Киргизской Миссии в Заречной Слободке г. Семипалатинска. С 1899 года – начальник той же миссии в сане архимандрита. 18 марта 1901 года хиротонисан в г. Томске во епископа Бийского, вик. Томской епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Томский Макарий и епископ Омский и Семипалатинский Сергий. С 17 янв.1905 г. – епископ Якутский и Вилюйский. I мая 1909 года уволен на покой, согласно прошению, а 5 мая назначен управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенско-Богородицким монастырем Казанской епархии. 28 янв.1917 года – епископ Владикавказский и Моздокский. В начале обновленческого движения уклонился в обновленческий раскол. До конца ли дней своей жизни пребывал в обновленчестве, нам неизвестно. Год смерти также неизвестен. Труды: «Препод. Феодор Студит как пастырь». (Кандидатское сочинение). Указ. на лит. труд, см.: «Прав. Собес.» 1899, янв., стр.19. (отчет). Речь его при наречении во епископа Бийского 16 марта 1901 года. «Приб. к «ЦВ» 1901, 15, стр.538–540. Литература: «Церк.Вед.» 1901, стр.49. -«- 1905, стр.37. -»- 1909, стр.193. -«- 1917, стр.33. «Приб. к «ЦВ» 1901, стр.538–540. -»- 1905, стр.173. «Русск. Паломн.» 1905, стр.277. -«- 1909, стр.339. «Мисс. Календ. » 1907, стр.135. «Прав. Собес.» 1899, январь, стр.19 (отчет). -»- 1901, декабрь, стр.874. -«- 1904, июнь, стр.5. -»- 1904, декабрь, стр.1157. - " - 1910, ноябрь, стр.1. «Изв. Каз. Еп.» 1913, стр.921. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.356–359. Кат-АМ ФАМ II, стр.3. Булгаков, стр.1415, 1417. БЭС m.II, стб.2400–2401. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Говорил старец тихо, но внушительно и образно. Иногда он казался строгим, повелительным, но это бывало очень редко. Вообще характер у него был добрый и мягкий, лишь немного вспыльчивый. Старец отличался большой физической силой, Так он один мог поднять целую копну сена. Вдвоем с проживавшим в Зерцалах отшельником старцем Даниилом (Ачинским), они поднимали при плотницких работах, которыми любил заниматься Даниил, 12-ти вершковые большие бревна. Поступь старца, его походка и все манеры были как у человека благовоспитанного и образованного. Все это давало возможность видеть в Феодоре Козьмиче человека непростого происхождения, хотя он и старался соблюдать простоту в речах и вообще во всем образе жизни. Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его келии была постоянно заперта. Только после смерти обнаружилось, что колени старца были покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв. Во время пребывания в селах Белоярском и Краснореченском, Феодор Козьмич регулярно посещал церковную службу, причем всегда становился по правой стороне поближе к двери. В Томске он часто ходил в праздничные дни в домовую церковь архиерейского дома, находившегося в ограде Богородице-Алексиевского монастыря. Томский епископ преосвященный Парфений предложил старцу становиться в молельной комнате епископа рядом с алтарем, но старец Феодор отказался от этой чести, и всегда становился у печи, на одном месте, а когда стал замечать, что на него обращают большое внимание, то совсем перестал ходить в эту церковь. В Томске старец Феодор часто посещал также храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы в мужском монастыре и Иверскую часовню. В продолжение всей жизни в Сибири он имел несколько духовников, у которых и бывал на исповеди. Старец был чрезвычайно воздержан в пище. Его обед состоял обыкновенно из черного хлеба или сухарей, вымоченных в простой воде, для чего в его келии постоянно находился небольшой сосуд из березовой коры и деревянная ложка. Почитатели Феодора Козьмича почти ежедневно приносили ему пищу, а по праздникам буквально заваливали пирогами, лепешками, шаньгами и т.п. Старец охотно принимал все это, но, отведав немного, оставлял, как он выражался " для гостей " , и раздавал затем заходившим к нему странникам.

http://pravicon.com/info-3542

В подполье вырыли неглубокий колодец, в котором стала появляться раза два в год вода. Появлялась она преимущественно на большие праздники: Пасху, Благовещение и др. Принимавшие эту воду с верою «молитвами старца Феодора Козьмича исцелялись от разных болезней» 1068 . В начале XX в. заботы о келье старца взял на себя томский кружок его почитателей. В первом, 1908 г., кратком издании результатов изысканий кружка на последнем листе напечатано: «Чистая прибыль от издания поступит на ремонт келии Старца Феодора Козьмича» 1069 . Все источники единодушны в том, что могилу и кельи старца посещали не только простые богомольцы, но и весьма именитые люди. Из царствующего дома первым (судя по выявленным данным) посетил могилу Александра Благословенного великий князь Владимир Александрович, сын правящего государя Александра II, в 1868 г. 1070 . Великому князю в это время был 21 год. Он не занимал тогда еще высокие и столь разные свои должности – главнокомандующего войсками гвардии и Петербургским военным округом (с 1880) и президента Академии художеств (с 1876). Но уже в это время, по-видимому, возникли, а позднее сохранялись какие-то особые контакты Владимира Александровича с некоторыми сибиряками. Много лет спустя сибирский золотопромышленник В.И. Базилевский (к воспоминаниям его в послереволюционной эмиграции мы уже обращались в разной связи) именно к великому князю Владимиру Александровичу направлял С.Ф. Хромова просить аудиенцию у императора Александра III. Более того, именно этот великий князь присутствовал на заседании комиссии, рассматривавшей вопрос о Феодоре Кузьмиче, в 1884 или 1885 г., где было заявлено, что тождество старца и императора Александра I доказано 1071 . Через пять лет после посещения Владимира Александровича, в 1873 г., на могиле и в келье старца молился другой сын государя – великий князь Алексей Александрович. Он сделал это, возвращаясь через Сибирь из своего кругосветного путешествия 1072 . В достоверности факта посещения могилы Алексеем Александровичем не приходится сомневаться, так как он сообщен даже великим князем Николаем Михайловичем в его работе о Феодоре Кузьмиче 1073 . Причем Алексей Александрович был жив, когда вышла из печати эта работа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010