Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Д. ст. сов. Иван Кузьмич Смирнов родился 17-го марта 1833 г. в селе Бережек, Юрьевского уезда, Владимирской губернии; учился в Владимирском духовном училище и семинарии, а затем в 1854–58 гг. в Московской Духовной Академии; служил преподавателем Томской духовной семинарии (1858–62 г.) и Томской гимназии (1862–68 гг.), директором Иркутской (1868–73 г.) и Томской (1874–80 г.) гимназии, старшим наблюдателем студентов С.-Петербургского Технологического института (1881–86 г.), и состоял до самой кончины причисленным к Министерству Народного Просвещения, участвуя в 1888–99 гг. в рассмотрении отчетов директоров и инспекторов народных училищ и учительских семинарий и был командирован в 1893 г., в Восточную Сибирь для обозрения народных училищ; скончался 24 февраля 1912 г. в С.-Петербурге и погребен в с. Покровском, что под Рогачевым, Клинского уезда, Московской губернии. И. К. Смирнов напечатал: «О церковном судопроизводстве в древней России» (Чтен. в Импер. Общ. Истор. и Древн., 1865, I; отдельным изданием Спб. 1874); «Отшельник Феодор» («Русск. Стар.» 1887); «Преосвященный Парфений Томский» («Русск. Паломн.», 1888); «Из поездки на Алтай» («Русск. Паломн.» 1889); «О состоянии образования в Енисейской и Иркутской губерниях» («Русск. Школа», 1898). Кроме того, он оставил рукописные воспоминания, писанные в несколько приемов; главная часть их посвящена службе его в Сибири и написана в 1885–88 гг.; позже написаны были отдельные, не связанные друг с другом, части и в их числе одна, 1897 года, о пребывании в Московской Духовной Академии, что здесь и печатается. Я. Смирнов. По окончании курса (в 1854 г.) во Владимирской духовной семинарии (хотя и первым или вторым студентом в третьем отделении), не был я послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет: начальство предоставило эту честь беднейшим кандидатам (Нарбекову и Воскресенскому) 262 , а мне, как сыну благочинного, предложено ехать и поступить (с небольшим единовременным взносом нескольких десятков рублей на первоначальное обзаведение) в Московскую Академию так называемым «волонтером». Предстоял вступительный экзамен, и более строгий для волонтеров. Вместо отдыха в каникулы пришлось учиться, готовиться к этому экзамену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 4.11.1867, дер. Верх-Бухтарминская Бийского окр. Томской губ.- после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества . Из семьи священника. В 1884 г. окончил Барнаульское ДУ и поступил в Томскую ДС, которую окончил по 1-му разряду в 1890 г. 16 сент. того же года рукоположен во иерея к Знаменскому храму г. Семипалатинска (ныне Семей, Республика Казахстан). С 1891 г. преподавал Закон Божий в семипалатинской жен. прогимназии. Овдовел. В 1894 г. поступил вольнослушателем в КазДА. 16 марта 1897 г. принял монашеский постриг с именем Макарий. Окончил академию в 1898 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Преподобный Феодор Студит как пастырь». Был назначен миссионером Центрального стана Киргизской духовной миссии в Семипалатинске. 8 марта 1899 г. возведен в сан архимандрита, назначен начальником Киргизской миссии. 18 марта 1901 г. хиротонисан во епископа Бийского. Хиротонию в Томске возглавил Томский еп. свт. Макарий (Невский ; впосл. митрополит). М. был викарным епископом Томской епархии и начальником Алтайской духовной миссии . 17 янв. 1905 г. назначен правящим епископом Якутским и Вилюйским. В период архиерейского служения на Якутской кафедре у М. возник конфликт с губернатором Якутской обл. И. И. Крафтом, к-рый выступал за развитие учебных заведений Мин-ва народного просвещения в ущерб поддержке церковноприходских школ. 1 мая 1909 г. М. по своему прошению уволен на покой. 5 мая того же года был назначен настоятелем свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 28 янв. 1917 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. Поддержал Февральскую революцию 1917 г. После состоявшегося в апр.-мае того же года во Владикавказе епархиального съезда духовенства и мирян, высказавшегося за коренную реорганизацию приходского и епархиального управления, М. утвердил ряд постановлений съезда, однако отклонил резолюции по упразднению института благочинных и введению выборности епископата.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й У Томську вшанували пам " ять святого праведного Феодора Томського для друку 6 липня 2019 р. 16:37 5 июля 2019 года, в праздник обретения мощей святого праведного Феодора Томского, на паперти Казанского храма Богородице-Алексиевского монастыря в городе Томске Божественную литургию под открытым небом возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав , епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий , епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан и епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай . Архипастырям сослужили выпускники и студенты Томской духовной семинарии в священном сане, духовенство Томской митрополии и гости из других епархий в священном сане. К празднику в пределы Томска прибыл традиционный пятидневный Феодоровский крестный ход из Анжеро-Судженска. Духовенство и верующие прошли с молитвой почти 160 км, чтобы принять участие в соборной Литургии у мощей святого угодника Божия. По окончании Литургии был совершен крестный ход с мощами праведного старца Феодора вокруг Казанского храма. В тот же день от монастыря в поселок Хромовка отправился автобус с верующими — на место молитвенных подвигов Феодора Томского. Прежде там находилась келья старца, а сейчас установлена икона-памятник. Перед образом был отслужен молебен. Святой праведный Феодор появился в Сибири уже в преклонном возрасте. Несмотря на годы, он вел чрезвычайно аскетический образ жизни, посвящая все время и силы молитвенному предстоянию Богу. Господь обильно одарил Своего угодника: старец обладал духовной рассудительностью, любвеобильным сердцем, даром прозорливости и исцеления недугов. Это привлекало к нему множество людей, каждому из которых находилось место в его душе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5466480...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Томский, св. - житие Святой праведный старец Феодор Томский Дни памяти - 5 июля и 2 февраля нового стиля " Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " (Мф.19:29) Жизнь святых по своей природе таинственна, но не от того, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных, а потому что их жизнь особым образом причастна той Великой Тайне, Которая именуется Богом, - и в силу данной причастности - сродна ей. " Все любящие Господа похожи на Господа " , - свидетельствует подвижник нашего времени преподобный Силуан Афонский. Эта схожесть - в неисчерпаемости благодатной жизни, изливающейся на мир многогранностью духовных дарований. Тайна внутренней духовной жизни часто проявляется также во внешней таинственности, непонятной для поверхностного взгляда, но открывающейся сердечным очам веры. Подобной таинственностью овеяна и личность великого сибирского подвижника - святого старца Феодора Томского. Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно - именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого - Феодор - и означает " дар Божий " . Первые достоверные известия о жизни старца Феодора относятся к истории его поселения в Сибири. Ранней осенью 1836 г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан проезжавший на лошади, запряженной в телегу, неизвестный человек. Странник привлек к себе внимание своей необычной внешностью и необъяснимым поведением. Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал еще большее подозрение у крестьян, остановивших его. Ими он и был доставлен без всякого с его стороны сопротивления в город.

http://pravicon.com/info-3542

В Томске прошел крестный ход с мощами св. прав. старца Феодора Томск, 6 июля 2014 г.      4-5 июля 2014 года в Томске прошли торжества в честь 150-летия со дня кончины святого праведного старца Феодора Томского, сообщает сайт Томской епархии . Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Томска возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. В богослужении также принимали участие выпускники и студенты Томской духовной семинарии в священном сане, духовенство Томской митрополии и гости из других епархий.      Под сводами кафедрального собора смогли собраться многочисленные томичи, почитатели памяти святого праведного старца Феодора, а также паломники из различных сибирских епархий, Урала и Казахстана и участники Всекузбасского крестного хода, прибывшие на праздник из Анжеро-Судженска. Ковчег со святыми мощами св. праведного Феодора Томского был специально доставлен в кафедральный храм перед началом богослужения, и все собравшиеся на молитву смогли получить благословение и приложиться к святым мощам угодника Божия.      По окончании Божественной литургии митрополит Томский и Асиновский Ростислав обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Не стоит село без праведника, а город без святого. Святые угодники Божии - это тот краеугольный камень, на котором зиждется благополучие жизни народа. Краеугольным камнем нашей сибирской земли являются святые угодники, просиявшие здесь, среди которых и святой праведный старец Феодор, Томский чудотворец.      Сегодня имя старца Феодора привлекает людей не только из Томской епархии, но и из других епархий, которые пришли поклониться его святым мощам. Пусть Господь молитвами святого старца хранит всех нас на всех путях жизни нашей. Аминь». Преосвященные архипастыри также поблагодарили митрополита Ростислава за приглашение к участию в соборном богослужении и преподнесли в дар Томской епархии икону священномученика Александра Дагаева, выпускника Томской духовной семинарии 1884 года, и икону Коробейниковской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/72033.html

     О судьбах России размышляет настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня и Троице-Сергиева подворья Самары архимандрит Георгий (Шестун). Как Россия была повержена Большинство из того, чем мы сегодня гордимся, было создано при служении династии Романовых. Особенно если взять XIX век: литература, живопись, музыка, научные, экономические достижения. Почему в XIX веке произошел такой взлет и Россия стала одной из передовых держав мира? В экономике, по крайней мере, – второй, а если бы не был прерван взлет, то вскоре непременно – первой. Что же произошло, что было толчком этого подъема? Отсчет надо вести от правления императора Александра I. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что святой томский старец Феодор Кузьмич и император Александр I – это одно и то же лицо. Есть замечательная книга «Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский – Александр I Благословенный», написанная доктором исторических наук, профессором, главным научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Мариной Михайловной Громыко. Собрав громадный документальный исторический материал и проведя глубокое научное исследование, она доказала, что речь на самом деле идет об одном и том же человеке. Таким образом, XIX век начинается с глубочайшего покаяния за отцеубийство императора Александра I, который чувствовал причастность к гибели своего родителя – императора Павла I. Покаянием и будет обеспечен расцвет державы, всех сфер ее жизни. Плеяда русских царей XIX в. увенчается царственным страстотерпцем Николаем II. Россия в начале XX века      При Николае II Россия обретала небывалые очертания великой империи, которой не имелось равных. Тогда же при социально-экономической стабильности созидалась великая культура, почитаемая теперь всем миром как русская классика. Сегодня сравниваем свои экономические показатели именно с 1913 г., потому что это был апогей. До этого на протяжении всего XIX столетия при каждом императоре империя увеличивалась, набирала мощь.

http://pravoslavie.ru/98158.html

Arhiva Mnstirea de clugri în cinstea icoanei Maicii Domnului de la Kazani i a sfântului Alexie din or. Tomsk 22 septembrie 2013 12:24 Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска был основан в 1605 году в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка и получил название Усть-Киргизский (Богородский). В 1656 году случился пожар, уничтоживший деревянный храм обители. Монастырь перенесли в Томск на Юрточную гору. В 1662 году в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия, человека Божия, и мучеников Флора и Лавра. В 1681 году монастырь в числе трех старейших сибирских обителей был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. В 1695 году игумены Богородице-Алексиевского монастыря получили сан архимандритов. В 1698 году в монастыре была открыта первая в Томске школа. С XVII века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня. В 1746 году в монастыре открыто русское духовное училище. В 1764 году монастырь стал штатным и причислен к 3-му классу. Его настоятели вновь стали игуменами. Первый каменный, ныне существующий храм обители был заложен в 1776 году. В 1779 году были освящены боковые приделы, а в 1789 году — главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1818 году при монастыре устроена русско-латинская гимназия, преобразованная затем в Томское духовное училище. После открытия Томской епархии с 1834 г. по 1883 г. Богородице-Алексиевский монастырь стал резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом. В 1864 году в ограде обители был похоронен святой праведный старец Феодор Томский. Могила старца сделалась местом паломничества. Казанский храм и могилу старца Феодора у алтаря храма посещали многие известные и выдающиеся люди России, в том числе представители царского Дома Романовых: великие князья Владимир Александрович (1868) и Алексей Александрович (1873), цесаревич (с 1894 г. — император) Николай Александрович (1891). В 1904 году над склепом св. Феодора Томского почитателями старца была возведена каменная часовня.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3252804...

В Томске торжественно отметили годовщину обретения мощей праведного Феодора Томского 6 июля 2016 г. 15:38 5 июля 2016 года, в 21-ю годовщину обретения мощей святого праведного Феодора Томского, в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря в городе Томске были совершены Божественная литургия и крестный ход. Богослужение возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав , епископ Искитимский и Черепановский Лука , епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий , епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан и епископ Югорский и Няганский Фотий . Преосвященным архипастырям сослужили настоятели и священники храмов Томской митрополии , выпускники и студенты Томской духовной семинарии в священном сане. За праздничным богослужением молились многочисленные томичи, а также паломники из ряда сибирских епархий. К празднику в пределы Томска пришел традиционный Всекузбасский крестный ход Анжеро-Судженск — Томск, посвященный святому. Духовенство и верующие Кузбасской митрополии прошли с молитвой почти 160 км для того, чтобы принять участие в соборной Литургии у мощей угодника Божия. В этом году крестный ход пришел в Томск в десятый раз. По окончании богослужения митрополит Ростислав обратился с приветственным словом к архипастырям, принявшим участие в торжествах, и всем присутствовавшим на богослужении. В ответном слове епископ Иннокентий от лица архипастырей, участвовавших в службе, поблагодарил митрополита Ростислава за приглашение к участию в празднике и выразил благодарность настоятелям приходов Томского района, гостеприимно принявших у себя участников крестного хода. В этот день в полдень на месте молитвенных подвигов праведного Феодора — месте бывшей кельи старца в пос. Хромовка, где ныне находится икона-памятник святого, был отслужен молебен. Святой праведный старец Феодор появился в Сибири уже в преклонном возрасте. Он вел аскетический образ жизни, посвящая все время и силы молитвенному предстоянию Богу. Господь обильно одарил Своего угодника благодатными дарами: старец обладал духовной рассудительностью, любвеобильным сердцем, даром прозорливости и исцеления недугов. Это привлекало к нему множество сибиряков, каждому из которых находилось место в его душе.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любите врагов ваших 18.12.2017 768 Время на чтение 6 минут Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мф.5:44-45 Ровно год назад в широкий прокат вышел фильм режиссера Н.Досталя и сценариста Ю.Арабова «Монах и бес», сразу ставший заметным явлением российского кинематографа, где в гротескной, гоголевской манере говорилось о покаянии, о любви к ближнему, преодолении искушений и подлинной, горячей вере в Бога, позволяющей не только претерпеть гонения и страдания, но и стать совершенным в выборе следования за Иисусом Христом, взявши крест свой и не отвергаясь его. Фильм Н.Досталя оказался настолько многогранным, что в него вошли многие сказания и даже легенды, причудливо переплетаясь между действующими лицами повествования, которое происходило в 30-е годы XIX века. Режиссер умело вводил в фильм таких подвижников русской Земли, как насельник Нило-Сорской пустыни Иван Семенович Шапошников, Феодор Томский (Александр I), святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, а также Государя Императора Николая I в сопровождении графа А.Х.Бенкендорфа, начальника тайной канцелярии Его Императорского Величества. Сценарист фильма «Монах и бес» Ю.Арабов, предваряя опубликование сценария в журнале «Искусство кино» за декабрь 2013 года, писал: Этот сценарий написан по просьбе режиссера Николая Досталя и для него. В нем мы пытались приспособить гоголевскую эстетику смешного-страшного для нужд сегодняшнего российского кино. Результат оказался предсказуемым: для финансирования картины не хватает дене г 1 . Несмотря на финансовые трудности, фильм все же вышел в прокат и получил много положительных отзывов со стороны критиков, православных пастырей и зрителей. На церемонии открытия фестиваля «Покров» в Киеве в октябре 2016 года президент форума Андрей Деркач рассказал о реакции Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, когда Предстоятель УПЦ МП услышал название фильма «Монах и бес». Его Блаженство сказал: «О, это то, что я вижу каждый день» 2 . И в этих словах содержится вся правда о фильме, который соединяет в себе покаяние и искушение, исполнение заповедей и их нарушение, горячую веру и теплохладие, именно об этом говорит Н.Досталь:

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/18/ly...

Томскому Богородице-Алексиевскому монастырю – 400 лет Томск, 4 ноября 2005 г . 3-4 ноября в Томске прошли торжества, по случаю 400-летия Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Эта древнейшая в Сибири обитель стала одним из первых монастырей, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы. Обретенная незадолго до этого в Казани чудотворная икона Божией Матери воспринималась нашими предками как благословение Пречистой на освоение русскими людьми бескрайних просторов Сибири, на просвещение многочисленных коренных народов светом евангельской истины. На протяжении столетий томский мужской монастырь был центром духовной жизни и церковного строительства в центрально-сибирском регионе. Вплоть до назначения на томскую кафедру первого епископа настоятель монастыря по поручению тобольского митрополита осуществлял руководство всей церковной жизнью на огромной территории от Оби до Енисея, являясь заказчиком Томского округа Сибирской епархии. В 1746 году в стенах Богородице-Алексиевского монастыря была открыта первая в городе школа, ставшая колыбелью системы образования одного из ведущих учебных центров России. В ограде Томского Богородице-Алексиевского монастыря нашли вечное упокоение многие видные гражданские и церковные деятели. Особо выделяется среди них – святой праведный старец Феодор, который, по свидетельству знаменитого подвижника XIX века – преподобного Парфения Киево-Печерского, – является «столпом от земли до неба». Подвигом странничества, старческим служением ближним мудрым советом и молитвой этот святой на деле явил в своей жизни высоту христианского совершенства, став образцом для подражания и небесным заступником как для насельников томской обители, так и для всех с верою и молитвой приходящих к его мощам, пребывающим ныне в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря. Опустошенный в годы гонений на Церковь томский мужской монастырь был вновь открыт в 1992 году. В 1995 были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней обители и всей Томской епархии. В юбилейных торжествах приняли участие руководители области и города, а также гости из сибирских епархий. Праздничное богослужение в монастыре возглавил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Ему сослужили епископ Абаканский и Кызылский Ионафан и епископ Прокопьевский Амвросий. Среди праздничных мероприятий – проведение выставки об истории томского монастыря в областном краеведческом музее, открытие мемориальной доски, посвященной первому учебному заведению Томска, возникшему в стенах обители, установка памятника святому старцу Феодору на месте его загородной кельи, презентация видеофильмов о сибирском Православии. 4 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15043.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010