Заметное место в сибирской жизни старца занимала переписка. Члены томского кружка, собравшие свидетельства многих сибиряков, определили переписку Феодора Кузьмича как обширную, но утверждали при этом, что он скрывал не только письменные принадлежности, но и свой почерк 926 . Из источников вырисовываются три вида сибирских писем Александра Благословенного. 1 . Письма частного характера. О таковых, например к барону Д.Е. Остен-Сакену, свидетельствовали, как было показано выше, сын и внук последнего 927 . Н.Г. Мещеринов сообщал о «трех пакетах переписки с Феодором Кузьмичем разных лиц», которые остались после него и были доставлены вице-губернатором Западной Сибири Григорием Баклашиным и чиновником Касаговским в Омск генерал-губернатору Григорию Мещеринову осенью 1881 г. Последний направил их императору Александру III. Это были, разумеется, ответы адресатов старца. Из них многие были из Новгорода. Николай Григорьевич Мещеринов (он юношей присутствовал при этом привозе вещей Феодора Кузьмича) запомнил также, что значительная часть писем была на английском языке 928 . 2 . Ходатайства по делам разных лиц, обращавшихся к Феодору Кузьмичу в сложных обстоятельствах 929 . 3 . Письма царской семье. Эти письма были двух родов. Одни передавались относительно открыто и содержали текст «наставительного содержания». О таких свидетельствовал В.А. Кокорев: С.Ф. Хромов Приезжал в Петербург с письмами от Феодора Кузьмича к императору Александру II, и В.А. Кокорев «через одного дворцового служителя доставил эти письма прямо в кабинет Государя» 930 . По-видимому, такого рода письма Александр Благословенный писал в качестве старца Феодора, стремившегося сообщить нечто важное Правящему государю. Это стало возможно, судя по известным источникам, лишь в томский период, в силу активности Семена Феофановича и широты его связей, в том числе столичных. Не исключено, что некоторые действия властей в Сибири были предприняты «по подсказке» Феодора Кузьмича. Более откровенно такая «подсказка» могла звучать во втором виде переписки с правящим государем – шифрованной. Как уже говорилось, зафиксированы утверждения разных лиц о существовании шифрованной переписки Феодора Кузьмича с императором Николаем I и попытках ее расшифровки 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строго постясь, старец не делал этого напоказ. Однажды одна из его посетительниц принесла ему горячий пирог с нельмой и выразила сомнение, будет ли он его кушать? " Отчего не буду, - возразил ей на это старец, - я вовсе не такой постник, за какого ты принимаешь меня " . Вообще же он не брезговал никакой пищей и приводил обыкновенно выражение из Священного Писания о том, что всякую предлагаемую еду следует принимать с благодарностью, хотя и просил постоянно, чтобы ему не приносили никаких яств, так как он давно отвык от жирной и вкусной пищи. Навещая своих любимцев, старец не отказывался ни от какого угощения, охотно пил чай, но выпивал всегда только два стакана. В тоже время он никогда даже не дотрагивался до вина и строго порицал пьянство. По большим праздникам, после обедни, Феодор Козьмич заходил обыкновенно к двум старушкам, Марии и Марфе, и пил у них чай. Старушки были сосланы в Сибирь своими господами за какую-то провинность и пришли в одной партии ссыльных со старцем Феодором. В день Александра Невского в доме приготовлялись пироги и другие деревенские яства. Старец проводил у них все послеобеденное время и вообще весь этот день бывал особенно весел, позволял себе покушать немного более чем обыкновенно, вспоминал о Петербурге, и в этих воспоминаниях проглядывало что-то для него родное и задушевное. Старец Феодор тщательно скрывал свое происхождение, не называя своих родителей даже высокопоставленным духовным лицам. Он говорил лишь, что Святая Церковь о них молится. О себе старец Феодор открыл часто навещавшему его епископу, Афанасию Иркутскому только то, что имеет на свой подвиг благословение святителя Филарета митрополита Московского. Некоторые, угадывая, что ранее Феодор Козьмич жил совсем в другой обстановке, спрашивали его, почему он предпочел теперешнюю, полную лишений, жизнь? Старец отвечал так: “Почему вы обыкновенно думаете, что мое положение теперь хуже, чем когда-то прежде? В настоящее время я свободен, независим, а, главное, — покоен. Прежде мое спокойствие и счастье зависело от множества условий: нужно было заботиться о том, чтобы мои близкие пользовались таким же счастьем, как и я, чтобы друзья мои меня не обманывали… Теперь ничего этого нет, кроме того, что всегда останется при мне – кроме слова Бога моего, кроме любви к Спасителю и ближним. Теперь у меня нет никакого горя и разочарований, потому что я не завишу ни от чего земного, ни от чего, что не находится в моей власти. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа, в этой неземной радости. Если бы вы вновь вернули меня в прежнее положение и сделали бы меня вновь хранителем земного богатства, тленного и теперь мне вовсе ненужного, тогда бы я был несчастным человеком. Чем более наше тело изнежено и выхолено, тем наш дух становится слабей. Всякая роскошь расслабляет наше тело и ослабляет нашу душу”.

http://pravicon.com/info-3542

Возможно, секретное подключение великого князя Михаила Павловича к делу странника, «родства не помнящего», произошло именно в Томске. Ведь Ф.С. Коробейникова подчеркнула, что она не знает, в каком городе это происходило. Между тем, в получении писем Михаилом Павловичем в Баден-Бадене произошел большой перерыв: в декабре 1836 г. – феврале 1837 г. 19/31 декабря великий князь написал письмо из Баден-Бадена 723 . Адресованные ему письма князя Долгорукова из Санкт-Петербурга от 15/27 сентября 1836 г., 30 ноября/12 декабря 1836 г., как и два следующих, – все сразу получены Михаилом Павловичем в Баден-Бадене лишь 10/22 февраля 1837 г. 724 . «Распоряжение Его Величества секретным образом» (по словам Феклы Степановны) младший брат императора мог получить по шифрованной почте, которая, как мы уже отмечали, применялась в царской семье 725 , и прибыть в Томск в январе 1837 г. При той глубокой и теплой дружбе, которая существовала между тремя августейшими братьями (Константин Павлович держался особняком), кому еще, кроме вел. кн. Михаила, мог с полным доверием поручить император Николай I заняться срочно и тайно судьбой Александра Благословенного, когда получил о нем известие. Что касается реальности сроков преодоления этого огромного расстояния Михаилом Павловичем, то для сопоставления скажем, что великий князь Александр Александрович (будущий Александр III) проделал путь из Петербурга в Ниццу – к умирающему брату в 1865 г. – за две недели 726 . Ф.С. Коробейникова свидетельствовала, со слов самого старца, что великий князь Михаил Павлович по приезде в город прямо явился в острог и первого Старца Феодора посетил и сильно оскорбился на начальствующих и по горячему его характеру желал предать их самому строгому суждению, но Старец Феодор уговорил Великого Князя, что все это оставить без последствия в забвении, на слова Старца Феодора Великий Князь согласился » 727 . Заметим, что именно в январе 1837 г. архимандрит Фотий писал графине А.А. Орловой-Чесменской в таинственном постскриптуме, который не вошел в переписанный для хранения текст письма: «Р.Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Затем был еще следующий очень любопытный факт: покойный главный начальник тюремного управ. Мих. Ник. Галкин-Врасский, человек весьма уважаемый и почтенный, долго путешествовавший по Сибири для подробного ознакомления с местами заключения и ссылки, убедился в глубоком уважении, которым была окружена личность покойного старца Феодора Кузмича, и при своем докладе Императору Александру III сказал, что как в Томске, так и в других городах Западной Сибири, Феодора Кузьмича почитают за Императора Александра I. Александр III внимательно выслушал и молча указал Галкину на стену над письменным столом, где висели фамильные портреты, и среди них портрет старца Феодора Кузьмича» 111 . Существовала даже версия, изложенная историком бароном Н.Н. Врангелем со слов полковника Игнатия Ивановича Балинского – управляющего конторы Двора его императорского высочества великого князя Николая Николаевича, согласно которой именно М.Н. Галкин-Врасский в 1864 г. привез тело Феодора Кузьмича из Томска в Санкт-Петербург для захоронения в гробнице императора Александра I в Петропавловском соборе (гробница при этом оказалась пустой) 112 . (На опровержении этой версии мы остановимся ниже.) М.Н. Галкин-Врасский с особым тщанием хранил документы о старце Феодоре Кузьмиче, полученные от Хромова. 20 августа 1901 г. он собственноручно составил опись этих документов, собираясь, по-видимому передать их кому-то для дальнейшего хранения 113 . В состав комплекса документов Галкина-Врасского входят: 1 . Подлинник (автограф) записки С.Ф. Хромова о посещении им обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева с изложением беседы; 2 . Авторская копия поданной Победоносцеву записки С.Ф. Хромова о явлениях разным лицам, свидетельств вующих о том, что Феодор Кузьмич был императором Александром I; 3 . «Краткое описание последней жизни в Сибири великого Старца Феодора Козмича» (автограф Хромова); 4 . Выписка из записной книжки Красноярского и Енисейского Преосвященного Никодима (Казанцева), посетившего могилу старца и отслужившего над ней литию;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подробно раскрываемая в беседах тема войны 1812 г. присутствует и в других источниках. Крестьянка (из числа близких к Феодору Кузьмичу) Мариамна (Мареама) Ивановна Ерлыкова (по мужу Ткачева) из деревни Мазули Покровской волости так передавала слова старца: «Еще он вел разговор, когда в 1812 году входил француз в Москву, император Александр I-й приходил к мощам Сергия Радонежского и молился ему со слезами, слышан был голос от гробника, что иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать француза из Москвы, дак фараон погряз в Черном море, так у Березовой реки; еще он говорил, когда ехал из Парижа Александр I, дак купцы устилали дорогу сукном, а купчихи устилали разными шалями, и ему это понравилось» 415 . Рассказывали также, что «однажды при старце рабочие запели известную песню «Ездил Белый русский Царь», в которой описывается победоносное шествие Александра Благословенного до Парижа после изгнания французов из Москвы. Старец слушал, слушал эту песню, а затем заплакал и сказал: «Друзья, прошу вас больше не петь этой песни»» 416 . « Знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий начала нынешнего и конца прошлого столетия он обнаруживал необычайное, – писал о Феодоре Кузьмиче М.Ф. Мельницкий. – Знал всех государственных деятелей ». « С большим благоговением отзывался он о митрополите Филарете, архимандрите Фотии и других » 417 . (Выделено нами. – М.Г.). Это сочетание особенно обнаруживает сходство с императором. Старец «рассказывал об Аракчееве, его военных по-селениях, о его деятельности» 418 . Речь идет явно о положительной оценке Аракчеева. Феодор Кузьмич вспоминал в своих беседах Суворова, Кутузова. «Про Кутузова говорил, что он был великий полководец, и Александр завидовал ему» 419 . Кто еще мог так сказать про Благословенного, если не сам император? Ибо в бунтарском скепсисе старца никто не мог заподозрить. Вообще же было замечено, что старец избегает характеристик Александра Павловича и совсем никогда не упоминает императора Павла I 420 . И это умолчание весьма красноречиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поразительное внешнее сходство Феодора Кузьмича с Александром Благословенным (неподготовленный человек был так поражен, что потерял сознание) сочеталось с благородной манерой поведения, которую отмечали все, знавшие его, от первых шагов в Красноуфимске до последних дней его жизни в глубокой старости. «Наружность имел величественную», – написал о старце в 1881 г. томич В. Долгорукой 407 . М.Ф. Мельницкий, по рассказам людей, знавших Феодора Кузьмича с первых дней появления его в Сибири, подчеркивал, что «необыкновенно симпатичная наружность этого человека, добродушное выражение лица его, изящные манеры, умение говорить и проч.» обнаруживали в нем «хорошее воспитание и как бы знатное происхождение» 408 . Епископ Петр (Екатериновский) обратил внимание на то, что даже конвойные солдаты и этапные офицеры оказывали этому ссыльному «бродяге» особенное уважение 409 . Для тех, кто общался со старцем, было ясно, что это высокообразованный человек с широким кругом познаний в различных областях. Казак Семен Николаевич Сидоров, хорошо знавший старца в течение многих лет, свидетельствовал: «по всему заметно было, что Старец был великого образования» 410 . Другие отмечали удивительные знания в «духовной и военной части» 411 . Феодор Кузьмич свободно владел иностранными языками 412 . Дворянин М.Ф. Мельниц кий (судя по его тексту, сам образованный человек) стремился дать сводку всех услышанных им рассказов о Феодоре Кузьмиче, в том числе как о человеке «хорошо воспитанном и образованном», «поставленном в необходимость жить в массе неразвитого крестьянского населения» 413 . Для решения вопроса о тождестве старца и императора наибольший интерес представляют указания на некоторые специфические познания Феодора Кузьмича, соответствующие обстоятельствам жизни Александра I. «Взрослых он увлекал религиозными беседами, занимательными рассказами из событий отечественной истории, – писал М.Ф. Мельницкий, – в особенности о военных походах и сражениях, при чем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например, в эпизодах войны 1812-го года (выделено нами. – М.Г.), что возбуждал общее недоумение даже среди лиц сравнительно развитых, как-то местного духовенства и некоторых более или менее интеллигентных ссыльных» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В июле 1891 г. состоялось самое знаменательное из событий такого рода: могилу и келию Александра Благословенного посетил наследник-цесаревич Николай Александрович – будущий император Николай II. Мы узнаём об этом тоже от великого князя Николая Михайловича, который, разумеется, не мог сообщить в 1907 г. недостоверный факт о правящем императоре 1074 . Столь же четко это утверждалось в 1912 г. в книге, созданной Томским кружком почитателей старца Феодора Кузьмича, со ссылкой на сведения И.Г. Чистякова (зятя С.Ф. Хромова). Ивану Григорьевичу рассказал о посещении князь Э.Э. Ухтомский, сопровождавший наследника в келью старца поздно вечером 1075 . Как мы уже отмечали ранее, в официальные сообщения о поездке цесаревича этот факт не вошел. В том числе он отсутствует в описании сибирского путешествия будущего государя князем Э.Э. Ухтомским 1076 . Совершенно очевидно, что наследник Николай Александрович не хотел предавать гласности свое посещение могилы и келии старца. (Следует уточнить, что у Николая Михайловича говорится о посещении могилы, а в материалах томского кружка – келии. По-видимому, имело место и то и другое.) Почему Николай II счел допустимым сообщение в 1907 г.? Возможно, потому, что в 1891 г. он руководствовался позицией отца – Александра III, который, как указывалось выше, будучи уверен в тождестве императора Александра I и старца Феодора Кузьмича, счел, однако, нецелесообразным всенародное признание этого. Николай Александрович же, став императором, не исключал открытого подтверждения тождества. Если бы события его царствования не развивались столь бурно и не закончились столь драматично, прославление великого подвига отречения, наверно, могло бы произойти при его правлении. Об особом отношении наследника Николая Александровича к сибирским местам, связанным с Феодором Кузьмичом, косвенно свидетельствует также более ранний факт, мало известный и не соотнесенный еще в литературе с жизнью старца. В декабре 1885 г. в селе Боготол «по устному благоволению наследника российского престола Великого князя Николая» было открыто училище для подготовки к поступлению в сельскохозяйственные учебные заведения, лесные и фельдшерские школы 1077 . (По «устному благоволению» – опять-таки почти скрытно.) Боготол был большим торговым селом с каменной церковью и двухэтажными домами богатых жителей 1078 . Но мало ли было таких сел в России? Не потому ли это село привлекло внимание юного цесаревича (за шесть лет до поездки в Сибирь), что ему было известно, какие усилия прилагал к просвещению детей в Боготольской волости в течение двадцати лет его удивительный двоюродный прадед? Специальная комиссия, как отмечалось, пришла к выводу о тождестве Феодора Кузьмича и Александра I в 1884–1885 гг., а училище образовано в декабре 1885 г. Училище преуспевало и в 1912 г. получило дальнейшее законодательное развитие 1079 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Внутреннее устройство Богоявленского собора, выглядящего снаружи довольно сложной постройкой, весьма ясно и логично - оно полностью отвечает строительным этапам в истории томского соборного храма. Внизу два придела. В основном четверике, являющемся хронологически первым фрагментом здания и в сечении представляющем собой четырёхугольник, престол освящён во имя Илии Пророка. Помещение перекрыто коробовым сводом, апсида - привычной нам конхой. С трапезной оно соединяется широкой аркой, что визуально делает пространство единым. Ильинский придел всегда открыт в будничные дни, здесь всегда многолюдно. С южной стороны - Михаило-Архангельский придел, освящённый первым, 8 января 2000 года. Он отделён от Ильинского сплошной стеной с дверным проёмом. Тут всё просто, без излишеств - невысокий двухъярусный иконостас, минимум утвари, белые стены (такие же они, впрочем, и в Ильинском приделе). На второй этаж ведут лестницы из притвора. Здесь - тоже два придела, в горизонтальном сечении естественным образом повторяющие нижние приделы, однако они более просторны, особенно левый, он гораздо выше нижнего благодаря открытому изнутри высокому восьмерику осуществляется с использованием традиционных для этого типа храмов тромпов. Из трапезной, разделённой на две части стеной с аркой, в приделы ведут тоже арки, но они несколько мельче нижних, и поэтому пространство второго этажа представляется более дробным, уютным. Иконостас в центральном приделе - высокий, четырёхъярусный, он поднимается на всю практически высоту четверика. Особенностью его местного яруса является то, что над диаконскими дверями изображены сибирские святые: слева - святители Иоанн Тобольский, Макарий Томский и Иннокентий Иркутский, справа - праведный Пётр, святой старец Феодор и блаженная Домна Томские. Перекрытие трапезной второго этажа - цилиндрическое. Помещения второго этажа расписаны замечательными фресками. Мастера-иконописцы работали здесь с 2009 по 2011 год и выполнили свою работу очень качественно, с большой ответственностью.

http://sobory.ru/article/?object=03578

входил француз в Москву и император Александр I приходил к мощам Сергия Радонежского и молился ему со слезами, слышан был глас от гробника 4 , что иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать француза из Москвы, как фараон погряз в Чермном море, так у Березовой реки » 5 . В период отступления к Москве Александр I заявил английскому генералу Вильсону, что ни в какие переговоры с Наполеоном не вступит, прибавив: «Лучше отращу себе бороду и буду питаться картофелем в Сибири» 6 . Он повторил эту мысль полковнику графу Мишо, доставившему государю донесение об оставлении Москвы: «Если у меня не останется ни единого солдата, я созову мое верное дворянство и добрых поселян, буду сам предводительствовать ими и подвигну все средства империи. Но если Промыслом Божиим предоставлено роду моему не царствовать более на престоле моих предков, то, истощив все усилия, я отращу себе бороду и лучше соглашусь скитаться в недрах Сибири, нежели подписать стыд моего отечества» 7 . Как видим, уже тогда прочно сложился у императора образ превращения себя в человека, ушедшего от власти в совсем иную жизнь, осуществляемую в Сибири. Тогда, в войне с Наполеоном, это не понадобилось. Но потом, в другой, невидимой брани… Особенно важным было в 1812 г. укрепление личной веры Александра I. В 1818 г. он сам четко определил этот итог войны в разговоре с прусским епископом Эйлер-том: «Пожар Москвы осветил мою душу и наполнил мое сердце теплотой веры, какой я не ощущал до тех пор» 8 . Изменение веры императора именно в 1812 г. отметил св. митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в беседе с А.В. Горским 26 января 1860 г. Владыка говорил о Сперанском, что он не имел веры в историческое явление Христа Спасителя, а исповедовал «какое-то идеальное христианство ». «Такова, т. е. идеальная только, была вера и Императора Александра до 1812 года», – прибавил митрополит 9 . В конце 1812 г. царь говорил графине Тизенгаузен в Вильно: «О, мои бородачи, они гораздо лучше нас. Они сохраняют патриархальные нравы, веру в Бога и безграничную преданность своему Государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Людмила 22 июля 2017, 05:26 Если Феодор Томский был царем, что это меняет для его святости? Святость достигается не принадлежностью к царской власти, а святой жизнью. Не царственность надо превозносить, а святость Анна 21 июля 2017, 23:43 Я читала упомянутую книгу, она есть в сети, там великим князем была проведена огромная работа, приведены дневниковые записи лиц, окружавших императора в последние дни и часы его жизни. У меня по прочтении сложилось впечатление, что учитывая эти свидетельства, было бы очень сложно императору инсценировать свою смерть. Еще более сомнительным это кажется, если учитывать состояние императрицы на тот момент. Вряд ли Александр стал бы сознательно подвергать жену такому стрессу именно в тот нелегкий момент ее жизни. Это не вяжется с тем великим подвигом, которому он якобы решил себя посвятить. Но действительно есть много фактов, свид. о том, что члены семьи Романовых признавали в старце царя. 21 июля 2017, 19:05 Недавно была информация о графологической экспертизе, которая признала полную идентичность почерков Императора Александра и Феодора Кузьмича. В сети есть информация. Так что сомнений все меньше... Вадим 21 июля 2017, 07:54 Недавно была новость, что томская митрополия не возражает против исследования ДНК мощей старца Феодора Томского, так что, я думаю, скоро мы узнаем истину в этом вопросе. Андрей Скворцов 20 июля 2017, 21:31 Пожалуй всё же это легенда. Известно что последовало после смерти Ал.1-го. События 1825 года.Заговоры. Смута.Не верю что Император бросил страну на произвол судьбы. Людмила 20 июля 2017, 17:11 Я была на открытии мощей Старца Феодора. Многие знали о назначенном дне открытия мощей, но никто без благословения благочинного не дерзал прийти в Алексеевский монастырь, где под спудом и в поругании под разрушенной и забытой часовней хранились мощи. Вот и я в этот день решила поехать по своим делам. Но это было невозможно сделать! Я никуда не могла уехать: ломались трамваи, безнадежно опаздывали автобусы. Наконец решила поехать в храм. Приближалось время службы. И тут же подкатил трамвай, который сменив маршрут довез меня прямо к храму. А в церковной ограде как будто ждал меня семинарист:- " Пойдемте в монастырь, помолимся, " - позвал он. И вот, я на открытии мощей!!! Слава Тебе, Боже

http://pravoslavie.ru/105211.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010