Владыка Ростислав благословил участниц форума на предстоящие труды и пожелал, чтобы с Божией помощью они «были увенчаны добрыми плодами», и их результаты «стали очевидны для всего нашего общества». В ходе собрания был зачитан приветственный адрес к участницам форума заместителя председателя Государственной Думы Российской Федерации Анны Кузнецовой. Сопредседатель Союза православных женщин выразила уверенность в том, что томички предложат «новые идеи, посвященные заботе о ближних, защите наших детей». С видео-приветствием к собранию обратился руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов. Священник подчеркнул, что многие инициативы Русской Православной Церкви «нацелены на защиту самого святого — семьи и детства. И здесь роль наших православных женщин нельзя переоценить». Особую озабоченность, по словам священника, вызывают существующие в стране угрозы демографической безопасности. Они усугубляются тем, что «во многих регионах количество клиник, которые имеют лицензию на проведение абортов, в десятки раз превышает количество родовспомогательных учреждений». «Мы должны убрать аборты из сферы частных клиник и, в конце концов, вообще из жизни нашего общества», — сказал руководитель Патриаршей комиссии. По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в более чем 20 регионах нашей страны на уровне губернаторов состоялось обсуждение демографических проблем, в результате которого руководители частных клиник «добровольно сдали свои лицензии на аборт». Отмечая, что томский губернатор Владимир Мазур «уделяет большое внимание защите традиционных семейных ценностей», иерей Феодор Лукьянов выразил надежду, что Томская область применит у себя опыт других муниципалитетов. Президент Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Женщины — за жизнь» Наталья Москвитина в своем видео-обращении предложила Томской области сотрудничество с фондом по разным направлениям деятельности. Одно из них — проект «Здравствуй, мама!», цель которого состоит в том, чтобы снизить количество абортов путем переобучения врачей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

С 1982 г. настоятелем становится протоиерей Петр Гутович. Продолжается роспись храма, иконостас покрывается позолотой. В 1984 г. в храме сформировался прекрасный хор. Штат священников увеличился, есть диакон, это позволяет при каждодневном совершении богослужений, совершать таинства Крещения, Исповеди, Соборования, Причастия, отпевания с выездом на дом и др. В церковной ограде сооружены хозяйственные помещения, Воскресная школа, библиотека. В Воскресной школе обучаются 140 детей. На сегодняшний день в библиотеке есть ок. 9000 экземпляров духовной литературы, книги можно взять на дом или позаниматься в читальном зале всем желающим. Ежедневно при храме Вознесения Христова совершается благотворительная трапеза для всех желающих. Еженедельно при храме проводятся огласительные беседы с готовящимися к принятию таинства Крещения, а также катехизаторские беседы по Священному Писанию. На местном телеканале «ТВ Мария» выходит еженедельная рубрика «Благое слово». Сейчас храм является не только местом служб, но и священным местом, где проводят различные экскурсии. Также здесь проводят видео уроки для школьников и учащихся ВУЗов. В церкви есть павильон, где можно купить цепочки, кресты, молитвенные книги и другие вещи. В библиотека есть возможность познакомиться с архивными записями и к тому же некоторые издания можно взять домой. Святыни [ править править код ] Святыни Частицы мощей святых угодников Божиих: св. ап. Андрей св. великий мученник Пантелиимон св. священномученик Харлампий св. Фотиния Самарянка св. мученник Трифон св. Мария Магдалина св. Иоанн Тобольский св. мученица Дария (млад.) мученица Евдокия блаж. Матрона Московская Преподобный Агапит врач св. праведный Феодор Томский св. праведный Феодор Синаксарский частица мантии патриарха Тихона св. мученица Дария св. мученица Мария частица мощей Вифлеемских младенцев Частица мощей святого Целителя Пантелеимона Частица мощей св. преподобного Амфилохия Почаевского. Престольные праздники [ править править код ] Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенская_ц...

Из Белоярской Станции Старца Феодора золотопромышленник Хромов в (дата пропущена. – М.Г.) месяце увез к себе в Томск, там при своем доме устроил ему келью, где Старец Феодор, прожив несколько время, спасаясь, помер. До отъезду в Томск Старец рассказывал сон, виденный им, будто бы он был в каком-то великолепном Дворце, спускаясь с парадного крыльца, его встречала императорская свита в полной парадной форме, что было в каком-то столичном городе; сон этот рассказывал он в бытность в Ачинске мещанке Софье Дмитриевской перед отъездом своим в Томск. В доме Николая Сидорова, уже умершего, после которого остался наследником сын его Семен Николаев, как выше сказано, Старцем устроена келья – та келья по настоящее время, и в ней частовременно многие набожные люди служат панихиды. В келье у хозяина дома жил в работниках крестьянин Максим Семенов, сей последний будучи послан хозяином на ночь в ограду дома караулить лошадей и рогатого скота от похищения ворами, и после смерти Старца Феодора со страстной субботы на день Воскресения Христова в полночь видел такое яркое сияние, что зреть простым глазом нельзя, над келью Старца Феодора, как будто бы вся келья горела, сияние это похоже было на лучи солнца, далее же вкруг кельи царствовала полночная тишина. Старец Феодор летом и в зимнее время на мягкой постеле никогда не спал, а всегда на голом полу, носил он всегда рубаху из гребного холста, а верхняя одежда более похожа была на рубище. О времени причисления его в какую волость и деревню никто положительно не знает, а догадываться должно, что он причислен по Боготольской волости. Навести в оном справки из дел Боготольского Волостного Правления откуда и за что сослан в Сибирь нет возможности потому, что неизвестно его фамилии, все звали по имени и отчеству «Феодор Кузмич», а если любопытство трогало кого-либо узнать его звание, то старец Феодор всегда отвечал, что он бродяга; но по всему заметно было, что Старец был великого образования. Крестьянин Феодор Яковлев Коробейников, проживавший в селе Коробейниковском, имел он мельницу по речке Улуе, где была построена келья Старца Феодора, когда Коробейников приходил на мельницу, встречался говорил мне и слышал, что Старец Феодор часто командовал войсками , каковых там никогда не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Крестьянских детей святой Феодор учил грамоте, знакомил их со Священным Писанием, с географией и историей. Взрослых он увлекал духовными беседами а также занимательными рассказами из событий отечественной истории. Все сведения и поучения, сообщенные им, отличались глубиной и правдивостью, надолго запоминались и вели слушателей к пониманию действия Промысла Божия в судьбах великих и малых явлений человеческой жизни и окружающего мира. В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание петербуржской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII и начала XIX столетий. Знал всех государственных деятелей и давал им чрезвычайно верные характеристики. С большим благоговением он отзывался о митрополите Филарете и архимандрите Фотии, а также рассказывал об Аракчееве и его деятельности, о военных поселениях, вспоминал о Суворове. Все подобные воспоминания и суждения о людях имели какой-то особенный - беспристрастный и, в то же время, мягкий - характер. Чаще всего старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например, в эпизодах войны 1812 года, что этим вызывал недоумение даже у лиц образованных: духовенства, интеллигентных ссыльных. Про Кутузова говорил, что он был великий полководец, и Александр I завидовал ему.. “Когда французы подходили к Москве, - рассказывал как-то Феодор Козьмич, - император Александр I припал к мощам преподобного Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал как бы внутренний голос, который сказал ему: “Иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов. Как фараон в Чермном море, так и французы на Березовой реке погрязнут…” Важно отметить, что Феодор Козьмич не упоминал об императоре Павле I и не касался характеристики его сына и наследника - Александра I. Впрочем, однажды, когда речь зашла о трагической кончине императора Павла I, старец сказал своему слушателю, купцу С.Ф.Хромову: “Александр не знал, что дойдут до удушения”. Хромов слышал и другой рассказ от старца. “Когда в России, в особенности в высшем кругу, распространилось увлечение масонскими ложами, то император Александр I созвал во дворце собрание из высокопоставленных особ, и почти все пожелали участвовать в масонской ложе. В это время входит архимандрит Фотий и говорит: “Да заградятся уста нечестивых”. От этих слов все собрание не могло и слова выговорить, так и разошлись, а секта рушилась… Да, Фотий был муж благодатный.”

http://pravicon.com/info-3542

После того Феодор жил в д. Зерцалах, а оттуда перешел в с. Краснореченское, а потом в непродолжительном времени перешел в д. Белоярскую, что ныне Казачья станция. В. Та же Мареама Ерлыкова пояснила, что когда была с мужем в работе на золотых приисках, болели у нея глаза, пользовала она их разными многоценными лекарствами, но ничем излечить глаз не могла. Наконец, просила Старца Феодора на молитве, когда он был уже усопшим, и вскоре после молитв явилась к ней, Ерлыковой, какая-то неизвестная женщина, которая, войдя в комнату, предложила свои услуги в вылечении меня от глаз, что и состоялось: женщина эта вырвала из глаз Ерлыковой росшия волосы, и сделалась глазами совершенно здорова. Кто такая женщина и ныне Ерлыкова не знает, а полагает, что по молитвам ея послал ту женщину Старец Феодор. В Белоярской Станции поселился в доме крестьянина Николая Сидорова, где с помощью домохозяев в ограде дома устроил келью, в ней лето и зиму спасался. Посещал иногда жителей той деревни, поучая их правилам веры, иногда пребывал в доме крестьян Григория и Феодора Егоровых (последний помер). В одно время Феодору Егорову старец Феодор предсказал, что двор твой по смерти твоей будет заперт и тын будет железный, нельзя будет попасть в него, что действительно в настоящее время так и сбылось, по смерти Феодора Егорова домохозяйство упало, никто к ним ни из соседей (однодворцев), ни из приезжих не заходил и не заезжает, тогда как при жизни Феодора Егорова хозяйство было в цветущем состоянии, все однодворцы очень были любезны к ним, а проезжающие преимущественно с кладью товаров большею частию останавливалисьу них, Егоровых; упадок стал чувствителен, последовал не от иной причины, как только от неурожая хлеба, сряду несколько лет, между тем как у других домохозяев родились хлебы хорошие. В. Старец Феодор часто посещал и крестьянина Нила Павлова и беседовал в одно время с ним и его супругой, предсказал им, Вас Господь и Небесная Царица наградят и действительно они, Павловы, в настоящее время живут в цветущем по крестьянскому быту положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имя «Александр» просматривается не только в особом почитании старцем святого благоверного князя Александра Невского и очевидном выделении празднования его дня. Феодор Кузьмич, уезжая из Боготольской волости в Томск в 1858 г., оставил в деревне Зерцалы крупный рисунок с вензелем «А», которому сам придал исключительное значение, и, кроме того, изображал инициал «А» на принадлежавших ему иконах. И то и другое отражено во многих источниках. Остановимся на этом подробнее. Перед отъездом из Зерцал Феодор Кузьмич, как пишет М.Ф. Мельницкий, «перенес из своей кельи в часовню образ Печерской Божьей Матери и Евангелие. Вдень отъезда пригласил несколько крестьян в часовню и, по окончании молебна, поставил в эту часовню раскрашенный разноцветными красками вензель, изображавший букву А, с короною над нею и летящим голубком, вместо перечерка. «Храните этот вензель пуще своего глаза», – сказал он при этом зерцаловским крестьянам – и буква эта до сих пор хранится в часовне, помещаясь за поставленным Феодором Кузьмичем образом Печерской Матери» 429 . Эта информация повторена в «Сказании» 430 . В этом удивительном сообщении значительна каждая фраза. Рисунок вензеля был установлен в часовне, и к тому же после служения молебна – и то и другое освящает поступок старца. При этом Феодор Кузьмич дал указание присутствовавшим крестьянам строго хранить вензель. Над буквой «А» на рисунке была изображена корона, четко устанавливающая связь инициала с царским достоинством. Через 49 лет после этого события, в октябре 1907 г., Н.Я. Гурьев, собиравший материал о старце на местах его проживания 431 , имел возможность рассматривать этот рисунок: «Пишущему эти строки, – отмечает Н.Я. Гурьев, – во время посещения им в Ачинском и Мариинском уездах мест, где жил старец, удалось, благодаря любезному содействию настоятеля церкви в Зерцалах о. Георгия Белоруссова, подробно осмотреть икону и вензель, оставленные старцем» 432 . Вензель теперь хранился за стеклом иконы, а икона – в алтаре зерцаловской церкви. «Вензель, – пишет далее Н.Я. Гурьев, – нарисован карандашом на простой писчей бумаге, пожелтевшей от времени, и раскрашен зеленовато-голубой и желтой красками. Он представляет собой букву «А» с изображением короны наверху и летающим голубком на месте горизонтальной перемычки» 433 . Описание рисунка вензеля, сделанное спустя почти полвека, убедительно подтверждает информацию ранних жизнеописаний старца об этой композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

народный обычай строить отдельные небольшие избушки-кельи на дворе родственников или доброхотов либо на окраине селения для тех, кто вел образ жизни монашеского типа (без пострига) 738 . Таких келий в сельский период его жизни будет у старца еще три (о них речь пойдет ниже). По некоторым сведениям, келью около дома С.Н. Сидорова строил сам Феодор Кузьмич с помощью домохозяев и «в ней лето и зиму спасался» 739 . Жизнь старца в белоярской келье сопровождалась чудесными явлениями. Семен Николаевич засвидетельствовал письменно, что «во время сильных морозов приходилось посещать келью Старца Феодора, в которой была такая теплота, что редко и в доме того бывает, имея в виду, что в келье никакой печки не находилось» 740 . Когда Феодор Кузьмич жил в этой келье, работник казака С.Н. Сидорова – мещанин из Ачинска Криворот-ков – видел ночью, часов в 12 или более, над кельей «страшное сияние, что лучи, отражающиеся от кельи, были светлее солнца, и когда сияние скрылось, то было такое благоухание, что написать невозможно » 741 . Подвижник любил хозяев дома. Когда он захотел за пять месяцев до своей кончины, в 1863 г., вновь посетить своих духовных чад в Боготольской волости, то остановился на два месяца именно у Семена Николаевича во вновь построенной им келье и сердечно простился с хозяевами за месяц до смерти, возвращаясь в Томск 742 . После смерти Феодора Кузьмича работник хозяина дома крестьянин Максим Семенов, стороживший ночью в ограде лошадей и рогатый скот, видел в полночь «со страстной субботы на день Воскресения Христова» над кельей старца «такое яркое сияние, что зреть простым глазом нельзя», «как будто бы вся келья горела, сияние это похоже было на лучи солнца, далее же вокруг кельи царствовала полночная тишина» 743 . В белоярской келье после смерти святого, как утверждали крестьяне в 1882 г., «частовременно многие набожные люди служат панихиды» 744 . В 1907 г. келья-избушка старца была еще цела; ее сохранял племянник С.Н. Сидорова – Михаил Матвеевич Сидоров 745 . Живя в Белоярке, Феодор Кузьмич встречался с казаками 746 , посещал дома некоторых крестьян (Григория и Феодора Егоровых, Нила Павлова), «поучая их правилам веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любимое чадо Феодора Кузьмича – Александра Никифоровна – вспоминала, как обстоятельно и увлекательно он рассказывал ей о монастырях, и притом о многих, а также о великих подвижниках благочестия 421 . Из источников четко выявляется особое почитание сибирским старцем благоверного князя Александра Невского. В его день Феодор Кузьмич, «по сообщениям знавших его», «был необыкновенно весел, вспоминал о Петербурге, и в этих воспоминаниях проглядывало нечто для него родное и задушевное». ««Какие торжества были в этот день в Петербурге, – рассказывал он, – стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение, и общая радость наполняла сердца человеческие…»» 422 В день благоверного князя Александра Невского он после службы бывал у двух пользовавшихся особым его расположением старушек – Марии и Марфы, где для него пекли пироги и готовили другие деревенские яства. (Старушки эти жили ранее около Псковско-Печерского монастыря и пришли в Сибирь со старцем в одной партии ссыльных 423 .) В числе немногочисленных икон в келье Феодора Кузьмича был образок Александра Невского 424 . С почитанием этого святого связан и выбор старцем в Сибири своего духовника. Таковым стал (в сельский период сибирской жизни старца) священник Петр Попов – настоятель Благовещенского храма в Красноярске, где был престол св. Александра Невского. Именно этому храму император Александр I подарил образ благоверного князя работы художника Егорова! 425 Сознательность, нарочитость выбора духовника совершенно очевидна, т. к. Феодор Кузьмич жил далеко от Красноярска и в церквах селений, где он обитал, были свои священники 426 . Здесь прослеживается прямая преемственность поступков императора и старца. Примечательно, что один из знавших старца красноярских священников – Иоанн Матфеевич Рачков (Рачковский), признававший Феодора Кузьмича как «великого Божьего Угодника, обладавшего необыкновенными познаниями» 427 , построил после смерти старца, в 1872–1873 гг., Александро-Невский храм при Красноярском резервном кадровом пехотном батальоне, вблизи Архиерейского дома 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возможно, ключ к расшифровке секретной переписки старца кроется в двух небольших зашифрованных заметках, оставшихся после его кончины. С.Ф. Хромов передал копии их в июле 1881 г. К.П. Победоносцеву для вручения императору Александру III, а в феврале 1882 г. – М.Н. Галкину-Врасскому в числе других документов, касающихся Феодора Кузьмича 932 . Эти записки неоднократно были опубликованы 933 . В приложении к статье М.Ф. Мельницкого они прямо названы – «Ключ к переписке Феодора Кузьмича». С. Добрянский полагал, что записки – «это и криптограмма, и ключ к ней» 934 . Этим автором и другими делались попытки расшифровать сами записки, прибегая к очень сложной и произвольной, на наш взгляд, методике 935 . Надо думать, что специалисты по тайнописи еще скажут по этому поводу свое слово, обратившись к дешифрантам в архивных фондах царской семьи 936 . В последние годы Александра Благословенного, как и в сельский период, существенное место в образе жизни занимало общение с духовенством и мирянами. В силу особой значимости этого вопроса и хорошей обеспеченности источниками выделяем рассмотрение его в два самостоятельных параграфа, хотя, несомненно, духовное окормление составляло органичный элемент образа жизни старца. 2. Общение с духовенством В Томске старец имел постоянные контакты с насельниками Богородице-Алексеевского монастыря, прежде всего с его настоятелем – архимандритом Виктором (Лебедевым). Когда Феодор Кузьмич бывал в церкви Казанской Божией Матери, он после богослужения заходил обычно к настоятелю 937 . Настоятельство о. Виктора было исключительно продолжительным – с 1839 по 1883 г., 44 года 938 . Таким образом, и во время поездок Феодора Кузьмича в Томск из Боготольской волости, и во все время жительства старца в этом городе настоятелем монастыря был о. Виктор. При нем, в 1848 г., графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала Томскому Богородице-Алексеевскому монастырю 5000 руб. 939 . Архимандрит Виктор был весьма образованным человеком. «В течение 60-ти лет он вел дневник под названием «Мысли», в котором русский язык чередовался с греческим и латинским, коих он был знатоком». Кроме этого удивительного дневника после отца Архимандрит Виктор (Лебедев), настоятель Томского Богородице-Амксеевского монастыря архимандрита осталось множество «бесед, слов и поучений на Св. Евангелие, двунадесятые, царские и храмовые праздники» 940 . О. Виктор уделял много внимания истории монастыря и выпустил в свет краткое историческое обозрение своей обители 941 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010