М.М. Громыко Приложения 1160 Приложение 1 Сведения о старце Феодоре Кузьмиче, собранные в 1882 г. у крестьян сел Коробейниково, Белоярское и деревни Мазули 1161 Сведение 1162 Забранное о Старце Феодоре Крестьянская жена деревни Мазули Ачинского Округа Покровской волости Варвара Степанова Иванова рассказывала о Старце Феодоре, проживавшем временно в доме отца поясненной крестьянки: так, когда Старец Феодор был в расположении духа говорил о себе, был человек и какого происхождения того не объяснил, когда скрылся из своего жилища, то его преследовали, дабы раскрыть, но с помощью Провидения свыше был спасаем и когда уже совсем был окружен розысками, осталось дойти не более 10 аршин, где Старец сидел между кустов, вдруг сошел с неба туман и ослепил сыщиков, кони в это время сбились с пути к тому месту, где был Старец Феодор, прошли мимо, даже в другую сторону, и Старец Феодор воспользовался случаем – уходом сыщиков и, дошедши до речки, где желал переправиться на другую сторону, тут был пойман и представлен начальству, откуда воспользовался случаем – бежал в другое место, но что во время путешествия его происходило, того не объяснено. Крестьянка села Коробейникова Фёкла Степанова Коробейникова рассказывала слышанные от Старца Феодора, когда он был в неизвестном ей городе, где и был признан за Великого человека, тут же был взят и посажен в острог, закованный в кандалы, и с ним было двое товарищей, каковых тоже арестовали, а как не признав их вины, то начальство предлагало свободу по поручительству, двое его товарищей согласились освободиться и были выпущены на волю, но Старец Феодор не согласился быть на свободе, а говорил, что по обряду сему я получу себе комнату и мне будет приятно, сколько не уговаривали Старца Феодора, чтобы вышел на поручительство и снял с себя оковы, но он не согласился, а остался в своем мнении, – но по какому именно случаю дано было знать Государю Императору Николаю Павловичу, и по распоряжению Его Величества секретным образом был прислан Великий Князь Михаил Павлович и по приезде в город прямо явился в острог и первого Старца Феодора посетил, и сильно оскорбился на начальствующих и по горячему его характеру желал предать их самому строгому суждению, но Старец Феодор уговорил Великого Князя, чтобы все это оставить без последствия в забвении, на слова Старца Феодора Великий Князь согласился, равным образом Старец Феодор просил Великого, чтобы обсудить его в Сибирь на поселение «за Федора Козмича», требование старца Феодора было исполнено и по обсуждению его, Старец в 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.М. Громыко Глава IV. Сибирь: сельский период (март 1837 г. – октябрь 1858 г.) 1. Красноуфимск Движение в партии ссыльных «Отстав от мира», праведник направился в сторону Сибири и, пересекая Урал в южной его части, был задержан под Красноуфимском. Сибирь, как место предстоящей отшельнической жизни, была выбрана сознательно, а не в силу случайных обстоятельств. Об этом говорит направление движения – от встречи с митрополитом Филаретом – к Красноуфимску. У Александра I давно уже сложился образ сибиряка с бородой, питающегося картошкой, как возможный вариант своего собственного превращения. Вспомним, что в 1812 г., в период отступления к Москве и при оставлении Москвы, он дважды (английскому генералу Вильсону и полковнику графу Мишо) заявлял об этом в связи с отказом от переговоров с Наполеоном 707 . В 1824 г., вернувшись из путешествия по Европейской части России, император «предположил путешествие во внутренность Сибири до Иркутска. На каковой конец дано было тогда секретное повеление Генеральному Штабу заняться осмотром дорог и составлением подробного маршрута, который, как было известно впоследствии, должен быть составлен по двум трактам – чрез Урал на Тобольск (выделено нами. – М.Г.) и чрез Астрахань прямо в Иркутск» 708 . Знание первого маршрута, надо думать, пригодилось страннику в 1836 г., в первой, добровольной части его пути – до ареста и суда. Сибирь теперь была выбрана как край наиболее отдаленный от городов, где хорошо знали императора и многие могли бы узнать его через одиннадцать лет (ведь теперь он не будет скрываться, как в период потаенного странничества); как край, изобилующий глухими местами, пригодными для отшельнической жизни с ее максимальным отходом от мира и нарочитыми трудностями аскезы. Красноуфимск, по-видимому, не был намечен подвижником заранее. Но было внутренне принято решение (и оно получило благословение святителя Филарета) при первом же соприкосновении с властями предать себя им в качестве бродяги, родства не помнящего. «Лица, знавшие старца Феодора Кузьмича при его жизни, – говорится в житии старца, изданном в 1906 г., – передают, что скитальчество предпринято было им как добровольный подвиг» 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.М. Громыко Глава I. Источники исследования Проблема происхождения святого праведного Феодора Кузьмича в силу своей особой духовной и исторической значимости затмила изучение других вопросов, связанных с выявлением места старца в православной жизни России. В их числе – окормление им духовных чад, взаимоотношения с ними, их социальное происхождение; отношение к нему духовенства; места выхода богомольцев, обращавшихся к нему и почитавших его, и др. Обширная литература о св. Феодоре, пополняющаяся интересными работами и в наши дни (в 2003 г. вышла книга С.В. Фомина 97 ), делится, как известно, на два основных направления: подтверждающее возможность отождествления императора Александра I с известным старцем и опровергающее отождествление и самую его возможность. Авторы первого направления, как правило, более внимательно относились к обстоятельствам жизни Феодора Кузьмича в Сибири, но и они не ставили задач исследования его деятельности как духовника или характеристики его непосредственного окружения. В литературе используются высказывания отдельных лиц из этого окружения без какого-либо источниковедческого анализа степени осведомленности, взглядов, образа жизни, взаимоотношения со старцем. Поэтому серьезные свидетельства людей, хорошо знавших праведника, попадают на страницах сочинений «опровергателей» в число местных легенд. К легендам охотно относят не только трактовку его происхождения, но и свидетельства о его прозорливости, высоком уровне духовности в целом и деятельности его как старца. Приблизительность пересказов из третьих рук, без ссылок, без источниковедческой оценки позволяет утверждать все, что угодно автору. Настало время поставить на серьезную источниковую основу изучение широкого круга проблем, связанных с личностью и деятельностью Феодора Кузьмича. Обращение к архивам Москвы – Рукописному отделу Российской Государственной библиотеки (РО РГБ), Российскому Государственному архиву литературы и искусства (РГАЛИ), Государственному архиву Российской Федерации (ГАРФ), Российскому Государственному архиву древних актов (РГАДА) – убедило нас в реальности этой задачи 98 . Есть основания полагать, что поиск в областных архивах (призываю к нему местных исследователей) даст не менее ощутимые результаты. В данной работе намечаются пути источниковедческого анализа использовавшихся ранее и вновь привлекаемых материалов. С этой целью мы выделяем характеристику источников в особую главу, хотя это и чревато некоторыми неизбежными повторами в основном тексте. 1. «Записки» С.Ф. Хромова

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Д. ст. сов. Иван Кузьмич Смирнов родился 17-го марта 1833 г. в селе Бережек, Юрьевского уезда, Владимирской губернии; учился в Владимирском духовном училище и семинарии, а затем в 1854–58 гг. в Московской Духовной Академии; служил преподавателем Томской духовной семинарии (1858–62 г.) и Томской гимназии (1862–68 гг.), директором Иркутской (1868–73 г.) и Томской (1874–80 г.) гимназии, старшим наблюдателем студентов С.-Петербургского Технологического института (1881–86 г.), и состоял до самой кончины причисленным к Министерству Народного Просвещения, участвуя в 1888–99 гг. в рассмотрении отчетов директоров и инспекторов народных училищ и учительских семинарий и был командирован в 1893 г., в Восточную Сибирь для обозрения народных училищ; скончался 24 февраля 1912 г. в С.-Петербурге и погребен в с. Покровском, что под Рогачевым, Клинского уезда, Московской губернии. И. К. Смирнов напечатал: «О церковном судопроизводстве в древней России» (Чтен. в Импер. Общ. Истор. и Древн., 1865, I; отдельным изданием Спб. 1874); «Отшельник Феодор» («Русск. Стар.» 1887); «Преосвященный Парфений Томский» («Русск. Паломн.», 1888); «Из поездки на Алтай» («Русск. Паломн.» 1889); «О состоянии образования в Енисейской и Иркутской губерниях» («Русск. Школа», 1898). Кроме того, он оставил рукописные воспоминания, писанные в несколько приемов; главная часть их посвящена службе его в Сибири и написана в 1885–88 гг.; позже написаны были отдельные, не связанные друг с другом, части и в их числе одна, 1897 года, о пребывании в Московской Духовной Академии, что здесь и печатается. Я. Смирнов. По окончании курса (в 1854 г.) во Владимирской духовной семинарии (хотя и первым или вторым студентом в третьем отделении), не был я послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет: начальство предоставило эту честь беднейшим кандидатам (Нарбекову и Воскресенскому) 262 , а мне, как сыну благочинного, предложено ехать и поступить (с небольшим единовременным взносом нескольких десятков рублей на первоначальное обзаведение) в Московскую Академию так называемым «волонтером». Предстоял вступительный экзамен, и более строгий для волонтеров. Вместо отдыха в каникулы пришлось учиться, готовиться к этому экзамену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОР ТОМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прав. Феодор Кузьмич. Потрет томского художника, по заказу купца С. Хромова. Краеведческий музей Томской обл. Феодор Кузьмич, Томский ( 1776 / 1777 - 1864 ), праведный старец. Память 20 января (Сибир.) в день преставления, 22 июня (Томск.) в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых С его слов известно что родился он в 1776 или 1777 году. Его воспоминания также указывали на чрезвычайную осведомленность о Петербургской придворной жизни конца XVIII -начала XIX веков. При этом происхождение святого достоверно неизвестно. По бытующему со времени его жизни предположению - он был тайно сошедшим с престола императором Александром I . Появление и внешние условия жизни в Сибири Был задержан ранней осенью 1836 года близ Красноуфимска проезжая на лошади, запряженной в телегу. Он привлек к себе внимание несоответствием своей грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей знатное происхождение. На вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал еще большее подозрение у крестьян, остановивших его. Ими он был доставлен без всякого с его стороны сопротивления в город. На допросе в земском суде незнакомец показал, что он - Феодор Козьмин, 70 лет, неграмотен, исповедания православного греко-российского , холост, не помнящий своего происхождения с младенчества, пропитывался у разных людей, напоследок вознамерился отправиться в Сибирь. Документов, удостоверяющих личность, при себе он не имел. Несмотря на сочувственные убеждения судей, старец упорно продолжал называть себя бродягой. По закону он был приговорён к наказанию 20-ю ударами плетью и ссылке в Сибирь на поселение. В сентябре 1836 года в арестантской партии под конвоем был отправлен в Томскую губернию, где был приписан к деревне Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда. Во время долгого следования этапом по сибирским дорогам, своим поведением, деятельной заботой о слабых и больных арестантах, теплыми, утешительными беседами расположил к себе как ссыльных так и конвоиров. В отличии от прочих арестантов он шёл без оков.

http://drevo-info.ru/articles/19651.html

М.М. Громыко Глава V. Томск: ноябрь 1858 г. – 20 января 1864 г 1. Образ жизни последних лет Короткий томский период жития святого наиболее обеспечен источниками, что позволяет через призму последних лет увидеть и многие черты, общие для всей сибирской жизни подвижника. Семен Феофанович Хромов, настоятельно приглашавший старца переехать к нему в Томск на постоянное жительство и получивший наконец в 1858 г. его согласие, родился в мае 1813 г. в селе Мугрееве Вязниковского уезда Владимирской губернии. Его отец, Феофан Васильевич, был крепостным крестьянином графини Борг (Борхъ), но все семейство Хромовых откупилось от крепостной зависимости. Семен с юности знал город Томск, так как был вызван туда для помощи в торговле своим дядей по линии матери Е.Д. Бобковым. Вскоре он стал главным доверенным Бобкова, а по смерти дяди начал свое дело в Мариинске и занялся золотопромышленностью. В 1846 г., как мы уже отмечали, молодой купец приобрел дом в Томске 906 . «Выдающейся чертой Семена Феофановича, – писали томичи, опросившие широкий круг лиц, – была его непоколебимая честность» 907 . Мы можем с уверенностью прибавить к этому другую черту – благочестие, которое и привело его к контактам с Феодором Кузьмичом, ставшим духовным отцом Хромова, и к желанию устроить жизнь старца наиболее благоприятным для него образом. Старец же, разумеется, не искал удобств, а руководствовался в своем согласии волей Божией, которая была ему открыта. Как уже упоминалось выше, еще в 1837 г., по приезде в Сибирь, ему было предсказано, что будет потом жить в Томске у купца Хромова 908 . Мера заботы Семена Феофановича о своем духовнике ограничивалась самим подвижником, поэтому и образ жизни последнего в городе мало отличался от предшествующего сельского периода, хотя старцу было при переезде уже за 80 лет. Та же суровая скудость в обстановке кельи, пище, одежде. «Пищу старец употреблял очень умеренно, – пишет епископ Екатериновский Петр в контексте томского периода, – и всегда постную: ржаной хлеб (пшеничного не кушал), щи с грибами, иногда горох, а в великие праздники разрешал на рыбу и яйца. Перед обедом он долго молился, и каждый раз делал четыре земных поклона, по мнению Хромова, три – Пресвятой Троице, а 4-й – Пресвятой Богородице. Постели у него не было, спал на лежанке у печки, без всякой подстилки, без оде яла, под головою вместо подушки лежал чурбан» 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Половцов Феодор Козьмич Феодор Козьмич , сибирский отшельник, личность которого легенда отожествила с императором Александром I, якобы ушедшим от мира (а не умершим) в 1825 г. и скрывавшимся в неизвестности в течение многих лет. Несмотря на то что исторические документы, относящиеся к кончине императора Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 г., категорически отвергают возможность подобного предположения, тем не менее легенда эта до настоящего времени служит предметом всестороннего исследования. Скудость фактических данных (большинство которых основано опять же на преданиях, слухах и молве народной) о жизни Ф. К. в Сибири и полное отсутствие сведений о его происхождении и прошлом мешают исследователям поднять завесу с таинственной истории старца-отшельника, возбуждающего интерес даже помимо сближения его с царственным двойником, почившим в Таганроге. Жизнь Ф. К. становится нам до некоторой степени известной только начиная с 1836 г., когда ему было уже около 60-ти лет. Осенью этого года он был задержан в Красноуфимске (Пермской губ.), как не помнящий родства бродяга, и, после тщетных увещаний назвать себя, наказан плетьми и сослан на поселение в Томскую губернию. В марте 1837 г. с 43-ей партией ссыльных Ф. К. прибыл в Боготольскую волость и был приписан к деревне Зерцалы, но поселен на Краснореченском казенном винокуренном заводе, где смотритель отнесся к нему очень внимательно; не отягощая старца работой, он доставлял ему все необходимое. Так прожил Ф. К. около пяти лет, а в 1842 г. переехал в Белоярскую станицу и поселился здесь в избе, выстроенной для него казаком Семеном Николаевичем Сидоровым. Чем и как существовал здесь «безродный» старик – неизвестно. Возможно, что окрестные крестьяне, среди которых уже распространилась слава о его святой жизни, заботились о нем. Известно, что они часто посещали его, обращаясь к нему за советом и духовной помощью. Старец им не отказывал в этом, но, тяготясь многолюдством, спустя несколько месяцев покинул Белоярскую свою келью и перешел по месту своей приписки в деревню Зерцалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

М.М. Громыко Глава III. Потаенное странничество: ноябрь 1825 г. – сентябрь 1836 г О многолетнем периоде «бродяжничества», последовавшем после прежней жизни, о которой Феодор Кузьмич не хотел говорить, и предшествовавшем поселению в Сибири, неоднократно упоминал сам старец. В передаваемых сибиряками высказываниях Феодора Кузьмича употребляются на этот счет такие обороты: «когда старец Феодор бывши в бродяжестве в России…», «…во время бродяжничества по России, никогда ни в чем не имел нужды…» 555 , «…слыхал от великого Старца, что он во время своего бродяжества…» 556 , «…по бродяжничеству в России он, великий Старец…» 557 . О многолетней длительности этого периода свидетельствует, в частности, упоминание Феодором Кузьмичом в высказываниях о бродяжничестве холерного года – 1830–1831 558 . А подчеркиваемое сибиряками утверждение святого о том, что он не нуждался во время бродяжничества благодаря помощи императрицы Марии Федоровны, отодвигает срок начала периода на еще более раннее время 559 (императрица скончалась в 1828 г.). «Бродяжничество» старца – это потаенное странничество Александра Благословенного, в результате которого он духовно созрел для выхода к открытой жизни в миру в новом образе – ссыльнопоселенца Феодора Кузьмича. Поэтому начинать рассмотрение этого периода нужно с Таганрога. 1. Таганрог: начало пути О таганрогских событиях, связанных со «смертью» императора Александра I, написано очень много как авторами, считавшими, что государь действительно там умер, так и теми, кто пришел к выводу, что он тайно скрылся. Мы остановимся лишь на узловых моментах событий и некоторых новых наблюдениях и сопоставлениях, еще не отмеченных в литературе. Сам факт существования двух рядов работ, утверждающих на одних и тех же документах, с одной стороны, что Александр I не умер, а похоронен был другой человек, и, с другой стороны, что смерть императора состоялась, говорит о недостаточности этих материалов. Князь В.В. Барятинский написал в итоге своего исследования: «По-моему – император Александр I не умер в Таганроге, а удалился от мира и скончался в 1864 году в образе Федора Кузьмича… В этом я убедился, изучая доводы и документы противников такой точки зрения » 560 . (Выделено нами. – М.Г.) В письме к вел. кн. Николаю Михайловичу кн. В.В. Барятинский выделил эти документы: «И должен признаться, что изучение именно тех документов, которые вы считаете несомненным доказательством смерти его – записки Волконского, Императрицы, Виллие, протокол вскрытия тела и т. д., – привели меня к заключению, противоположному Вашему» 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.М. Громыко Глава VI. Посмертное почитание и чудеса 1. Почитание могилы и келий Могила Феодора Кузьмича на кладбище Томского Богородице-Алексеевского монастыря была первоначально «обнесена деревянною решеткою, выкрашенной белой краской, по углам посажены четыре кедровые дерева, а внутри ограды – крест, тоже деревянный, выкрашенный белой краскою, и на нем надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Кузьмича, скончавшегося 20-го января 1864 года»» 1047 . М.Ф. Мельницкий, описывавший могилу в 1887 г., сообщил при этом: «По приказанию бывшего начальника Томской губернии Мерцалова, надпись черной краскою «Великого Благословенного» приказано было закрасить белою краскою, но от времени белая краска слиняла, и теперь закрашенное явственно можно прочесть, как было написано прежде» 1048 . Отношение к могиле старца как к месту почивания святого определилось в первые же годы после кончины. Так, томский мещанин Иван Васильевич Зайков рассказывал, что глубокой осенью 1864 г. рано утром к нему пришли два человека «из военных» и спросили, не знает ли он, где могила Феодора Кузьмича. Зайков проводил их в монастырь и привел к могиле старца. Приезжие, «молясь, стали на колени» и затем тотчас же сказали провожатому, что он им больше не нужен. «Спустя некоторое время, – свидетельствовал Иван Васильевич, – явилась вторая пара таких же незнакомцев, которая тоже вызвала меня указать могилу старца Федора; я и им указал ее, они же опять меня отпустили, не позволив их ждать. Наконец, ранней весной следующего, 1865-ого года, также таинственно явилась и исчезла новая пара военных незнакомцев» 1049 . Могилу посещали для исцеления даже зимой, заметенную снегом. Так, больной старик томич Карпов 20 января 1865 г., «собравшись с силами, пошел на могилу старца и разгреб снег. Оттуда шел совершенно здоров и как на крыльях» 1050 . На могиле служили панихиды. Рассказывали о каре, постигшей за невыполнение намерения или поручения отслужить панихиду. Казак станицы Белоярской Матвей Николаевич Сидоров (брат Семена, принадлежавшего к ближайшим чадам старца) зимой 1868 г. ездил с товарищами в Томск с товарами. Семен просил его отслужить «панихиду по старце Феодоре на могилке, и Матвей непременно обещал, но за разными недосугами это доброе дело осталось не исполнено. Поехал он в другой раз в Томск и с намерением непременно отслужить панихиду, но опять за разными недосугами чуть (было) не осталось не исполнено, и собирался уже ехать домой, но вдруг поразила его жестокая болезнь, так что он не мог и ехать, а поневоле должен остаться в Томске. Болезнь очень постигла жестокая, и он обещался непременно не выехавши отслужить панихиду, и как обещание это (вознамерился) привести в исполнение, ему сделалось лучше, а как отслужил панихиду, то вдруг сделался по-прежнему здоров» 1051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 230 лет со дня рождения Александра I, Благословенного (комментарий в зеркале СМИ) Св.Феодор Томский О святом Феодоре Томском Фрагмент телепрограммы «Православная энциклопедия» от 24.11.07 Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте! В эфире «Православная энциклопедия». Мы с вами в старинном сибирском городе Томске. На этом самом месте 400 лет назад в 1604 году возникло первое русское поселение – острог и отсюда с Воскресенской горы началось рождение города. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыка Ростислав, каких святых особо почитают в Томске? Архиепископ Томский и Асиновский, Ростислав: – Самым почитаемым считается Феодор Томский. Многие и за пределами Томска знают легенду, согласно которой, император Александр I инсценировал свою смерть и ушел странником по просторам России. В конце концов, он оказался в Сибири, где принял на себя подвиг старчества. Старец Федор Кузьмич оказался в Томске в ту пору, когда город был охвачен «золотой лихорадкой». Она началась после обнаружения золотых россыпей в Мариинском округе Томской губернии, и продолжалась до 60-х годов XIX века. «Лакеи превращались в богачей, а их господа вылетали в трубу» – так описывал историк Потанин то, что происходило в Томске. Ни проповеди, ни увещевания не действовали на поклонников золотого тельца. Только примером праведной жизни можно было, как-то воздействовать на мятущиеся души современников. Таким примером стала жизнь старца Федора Кузьмича, о высокой знатности происхождения которого многие догадывались, и удивлялись его пренебрежением к земной славе и богатству. Игумен Силуан (Въюров), наместник Богородице-Алексиевского монастыря: – Несмотря на свои годы, а ему шел седьмой десяток, он вел суровую аскетическую жизнь. Сами условия жизни в Сибири уже аскетичны, а кроме этого, он всячески себя ограничивал: спал на голой доске, под головой чурбан, ел размоченные в воде сухари. Обладал он и даром исцеления и, особенно, даром прозорливости, хотя не был ни священником, ни монахом. Зная человеческие недостатки, он старался предупредить человека от неверных шагов.

http://sedmitza.ru/text/412691.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010