Листы из енисейского «Списка» С.Ф. Хромова. Автограф Но о том Семен Феофанович указал, что он был «списан» в Санкт-Петербурге в августе 1881 г., а об этом сказано: «Начато списывать 15 декабря 1881 г. в Енисейске». И «Список» для Победоносцева, и енисейский «Список» восходят к одному первоисточнику – книге записей Хромова. Сама книга эта пока нами не обнаружена (возможно, томские исследователи выявят ее). Но енисейский «Список» является автографом Хромова. Существует информация, что в 1885 г. по Петербургу ходила объемистая сенсационная рукопись о необыкновенном отшельнике Феодоре, о святости и чудесах его 118 . Скорее всего, это был «Список» вместе с первой частью его (нумерация эпизодов с 1-го по 67-й), к которой мы сейчас обратимся. Используемый нами вариант «Списка» (енисейский) находится в составе комплекса документов (касающихся старца Феодора Кузьмича), собранных священником Иоанном Тимофеевичем Верховским и поступивших после смерти о. Иоанна через И.И. Шитова к Сергею Алексеевичу Белокурову , в фонде которого они хранятся ныне 119 . Сохранились письма И.И. Шитова к С.А. Белокурову по поводу передачи этих документов (от января 1895 г.). Шитов пишет 11 января: «У меня в бумагах нашлось старца Феодора, жившего на поселении в Томске, которого прославляли местные жители за императора Александра, умершего в Томске и погребенного в монастыре. Могилу малой и старой указывает етого праведного Старца, а на самом деле лицо загадочное, если желаете, я могу эти бумаги прислать. Здесь уцелело половину его жития по записке второй части. Правда, на самом деле, лицо замечательное! Мне эти бумаги достались от священника Иоанна Верховского, который был знаком с томским купцом, у которого старец Феодор проживал на даче, там-то он и помер» 120 . Письмо это не только проливает свет на возникновение комплекса источников, но само служит источником о посмертном почитании старца в народе и широком распространении мнения о тождественности его с императором. Речь идет здесь о «Списке» (енисейский вариант), который И.И. Шитов считает второй частью «его жития».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На заводские работы его там не посылали и, по собранным М.Ф. Мельницким у местных жителей сведениям, «обходились с ним вообще очень хорошо. Смотритель любил его и доставлял ему все необходимое, а прочие служащие и рабочие относились к нему с особою заботливостью» 733 . На Краснореченском заводе праведник прожил около пяти лет. Там же были поселены и две «сосланные старушки» Анна и Марфа, жившие ранее около Псково-Печерского монастыря, о которых речь шла в предыдущей главе. К этому времени относятся и пер вые контакты Феодора Кузьмича с Александрой Никифоровой (будущей Федоровой), тогда еще подростком, жившей в соседнем с заводом селе Краснореченском. Александра вспоминала, что ей было около 12 лет, когда она познакомилась со старцем. Родилась она в 1827 г., следовательно, речь идет о 1839 г. Примечательно, что уже в это время девочка слышала «толки о его строгой подвижнической жизни, чудодейственной силе». «Нередко видела она Феодора Кузьмича работавшим в огороде, вместе с крестьянскими девушками, или окруженного толпою крестьян, внимательно слушавших его поучительные беседы » 734 . По мере распространения известности о духовной силе старца он стал получать предложения от разных лиц жить у них. На рубеже 1841–1842 гг. Феодор Кузьмич впервые принял («очень охотно», по замечанию М.Ф. Мельницкого) такое предложение от казака Семена Николаевича (Симеона Николаева) Сидорова, жившего в станице Белоярской (несколько верст от села Краснореченского в сторону Ачинска 735 ). Семен Николаевич был уже к этому времени духовным чадом старца и оставался таковым до смерти праведника, а в 1882 г. именно он записал по просьбе С.Ф. Хромова свидетельства знавших Феодора Кузьмича крестьян и свои собственные воспоминания 736 . С.Н. Сидоров, общаясь с праведником, когда тот жил еще на Краснореченском заводе, заметил «в старце желание удалиться куда-нибудь подальше от народа», поэтому казак пригласил его не в свою избу, а в специально построенную в 20 саженях от его дома келью 737 . Так впервые проявился в отношении Александра Благословенного широко распространенный в России XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 . Копии двух оставшихся после кончины старца зашифрованных записок; 6 . Снимок с автографа Феодора Кузьмича – записки 1849 г.; 7 . Фотоснимок (в санкт-петербургской фотографии) с вензеля, изображенного старцем; 8 . Вид могилы старца в Томском Алексеевской монастыре; 9 . Изображение Феодора Кузьмича на смертном одре; 10 . Изображение его стоящим в келье в полный рост (санкт-петербургская фотография с портрета) 114 . Галкин-Врасский присоединил к этим материалам также небольшую записку архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) , переданную Галкину в тот же день (8 февраля 1882 г.), когда были получены документы от Хромова. В нескольких строках владыка поддерживает характеристику «нравственно-религиозного состояния» Феодора Кузьмича, но выражает настороженность к данным Хромова об императорском прошлом старца 115 . В описи этих документов М.Н. Галкин-Врасский подчеркивает, что первые три из них – «собственноручные записки томского купца Хромова». Вторую из них сам С.Ф. Хромов назвал копией в том смысле, что она списана им с той, которая подана К.П. Победоносцеву . Все три текста написаны одним почерком. С.Ф. Хромов охотно сообщал в 80-х гг. сведения о Феодоре Кузьмиче многим лицам, проявлявшим интерес к старцу. В их числе композитор М.А. Балакирев, государственный контролер Т.И. Филиппов (автор работ по истории православной церкви, сотрудник журналов «Москвитянин» и «Русская беседа»), синодальный библиотекарь И.Д. Митрополов, священник Иоанн Верховский 116 . «Записки» томского купца в целом, в разных их редакциях, содержат обильный биографический материал о сибирской жизни старца, но центральное, на наш взгляд, место среди них занимает описание его прижизненных и посмертных чудес. Наиболее полно посмертные чудеса (с включением нескольких прижизненных) изложены в документе, начинающемся словами: «Начато списывать 15 декабря 1881 г. в Енисейске». Далее следует подробное изложение конкретных случаев, разделяемых номерами – от 68-го до 97-го. Назовем условно этот текст (одну из «Записок» Хромова) «Список» 117 . По-видимому, подобный же «Список» «на 14 листах» был передан К.П. Победоносцеву .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– А еще Павел I был хорошим семьянином. – Да, он был отцом десяти прекрасных детей, воспитал двух великолепных царей – Александра и Николая. Произошедший мощный сдвиг в восприятии Павла Петровича будет иметь значительные духовные последствия в жизни Церкви и общества. Пора воспринимать имя императора как значимое и нужное, как украшение истории России. Этим именем мы должны гордиться. – Многие не понимают, за что причислять Павла I к лику святых. Павловские чтения успешно продолжают процесс прославления убиенного государя, отстаивая светлую память о царе-мученике – Павловские чтения успешно продолжают процесс прославления убиенного государя, отстаивая светлую память о царе-мученике. Постепенно количество наших совместных трудов перерастает в качество. Почитатели Павла Петровича уже более 15 лет развенчивают исторические мифы вокруг его имени. Сотрудник Музея истории города Павловска Сергей Выжевский собрал факты, которые разрушают, например, миф о конфликтных отношениях Павла I с его матерью – Екатериной II. Считается, что она якобы не хотела видеть его императором, всячески отстраняя Павла от государственных дел, предпочитая его сына Александра. После Великой французской революции кое-кто жаждал перемен. Но чаяния заговорщиков радикально изменить жизнь народов России по образцам Западной Европы не оправдались, несмотря на убийство Павла I. Всероссийский император Александр I не желал смерти отца, хотя и знал о готовящемся заговоре. Он раскаялся и, не став царем-марионеткой в руках врагов России, возглавил войну с французами, дойдя до Парижа. Россия показала всему миру свое благородство и величие при Александре I. Считается, что впоследствии он инсценировал свою смерть, посвятил жизнь служению Богу и был прославлен в лике святых как праведный Феодор Томский. – Попуская войны и революции, Господь учит нас извлекать уроки из своих ошибок. Но после убийства Павла I был зверски убит и другой помазанник Божий – царь Николай II вместе со своей семьей. Сейчас мы пожинаем плоды этого страшного злодеяния.

http://pravoslavie.ru/148505.html

И вот сейчас же насупротив меня французы наняли чей-то дом, и церковь Русская в то же время была устроена, а от дома моего, в котором я жил уединенно, в тот же раз французы сделали переход для удобного посещения церкви . И вот в самом начале моего говения добровольное отречение Наполеона от престола, как будто нарочно, поспешило в радостном для меня благовестии, чтобы совершенно уже успокоить меня и доставить мне все средства начать и продолжать мое хождение в церковь» 14 . В день Благовещения Пресвятой Богородицы император после всенощной исповедался. Очевидцы свидетельствовали, что он просил у всех «прощения с великим, трогательным смирением». В Великий четверг (в 1814 г. он следовал за Благовещением) «Император, – как пишет свитский офицер С.Г. Хомутов, – подошел к алтарю, приложился к местным образам, поклонился всем и принял Святое причастие с таким благоговением, с такою теплою верою, что лицо его казалось еще прекраснее; счастье, небесная радость блестели в его глазах, а кротость и доброта, сияющие в его чертах, делали лицо его, всю особу его каким-то неземным видением» 15 . По поводу Страстной седмицы в приказе военного губернатора Парижа говорилось: «Государь Император надеется и уверен, что ни один из русских офицеров, в противность церковным постановлениям, во все время продолжения Страстной недели спектаклями пользоваться не будет, о чем войскам даю знать. А кто явится из русских в спектакль, о том будет известно Его Императорскому Величеству» 16 . В первый день Пасхи, после заутрени и обедни, отслуженных ночью в походной церкви, состоялся парад русских войск, вышедших на площадь Конкорд, на то место, где пал Людовик XVI. Там по приказу императора был сделан амвон; присутствовали все русские священники, «которых только найти было можно». Александр I рассказывал об этом событии так: «При бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов живая гекатомба наша вдруг огласилась громким и стройным русским пением… Все замолкло, все внимало!.. Торжественная была эта минута для моего сердца, умилителен, но и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедной воле Провидения, из холодной отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтобы на земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную очистительную и вместе торжественную молитву Господу. Сыны Севера совершали как бы тризну по короле Французском. Русский Царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место поражения невинной царственной жертвы» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из государственных деятелей, не принадлежавших к царской семье, многие посетили могилу старца. Среди них первым томичи называют М.Н. Галкина-Врасского. И это вполне справедливо, так как он не только неоднократно посещал могилу, но даже менял маршрут своей служебной поездки 1882 г., чтобы в Томске «поклониться на могиле старцу Феодору». О том, что благодаря этому изменению он остался жив, Галкин-Врасский во всеуслышанье рассказывал на своей встрече с должностными лицами города 1080 . Испытав на себе силу молитв святого, Михаил Николаевич стал горячим его почитателем. Возможно, он имел негласное поручение от императора Александра III позаботиться о почитании памяти Александра Благословенного в Сибири. 8 февраля 1882 г. Галкин-Врасский получил в Иркутске от Хромова авторскую копию трех записок о Феодоре Кузьмиче, поданных Семеном Феофановичем К.П. Победоносцеву 1081 , а 10 марта этого же года беседовал о старце в Томске с отцом архимандритом Виктором 1082 . М.Н. Галкин-Врасский в этой беседе «просил возносить молитвы в церкви о старце Феодоре Кузьмиче и служить по нем панихиды , а также привести в порядок и украсить могилу старца» 1083 . (Выделено нами. – М.Г.) Все это было выполнено 1084 . Архимандрита Виктора не нужно было уговаривать: как мы показали в предыдущей главе, он любил и чтил праведника. Но поддержка члена Государственно-го совета была не лишней. Камергер А.А. Рудановский жил у Хромова и «постоянно бывал на панихидах в келии старца, всегда усердно молился» 1085 . Император Александр III посылал на могилу старца также генерала Л.Н. Соболева, который в послереволюционной эмиграции был известен как «убежденный сторонник тождества личности Феодора Кузьмича с императором Александром». Так определил его позицию профессор Д.Н. Вергун в своем докладе в Праге 23 декабря 1925 г. 1086 . По описанию приезжего, посетившего могилу Феодора Кузьмича в марте 1898 г., она была «обнесена железною решеткою и закрыта сверху крышею (железною) на подобие балдахина». В центре оставался по-прежнему белый деревянный большой крест со скатами 1087 . Келья старца во дворе, принадлежавшем наследникам С.Ф. Хромова, в это время тоже имела защитный навес. «Домик-келья – деревянная, с двускатною деревянною же крышею, изба почерневшая от времени, с навесом над входными дверями и двумя маленькими (8–10 вершков в квадрате) оконцами и ставнями. Над всем домиком, с целью сохранения его от разрушительного действия атмосферы, устроен навес, двускатная крыша на столбах; навес этот устроен средствами г. Галкина-Врасского» 1088 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Империя, внушают нам, — это такая форма государственности, в которой господствующий народ угнетает другие народы, в которой злокозненный “центр” живет за счет ограбления “колоний”. Потому-де такому чудовищу не место в “цивилизованном мире”…» Заметим: эта пропагандистская теория сыграла свою зловещую детонирующую роль и в последних известных событиях. «Однако всякий беспристрастный человек, мало-мальски знакомый с историей нашего Отечества, — продолжал владыка Иоанн, — может легко убедиться, что Российская Империя никогда не соответствовала такому определению. Этот карикатурный образ не имеет ничего общего с нормальной имперской государственностью. Более того, в основании здорового христианского империализма лежат понятия и чаяния вполне духовные, благонамеренные и благодатные, берущие свои начала в Священном Писании и церковном вероучении». Точка отсчета для либерала — что скажет о нас Запад? А почему, собственно? Ведь все «преимущества» западной жизни, которые нам ставятся в пример, имеют ценность только в земной жизни, — а для главной жизни, для вечной они, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «меньше, чем ничто». Русская история тесно переплетается с нашей церковной историей. И поняты они могут быть только во взаимосвязи Как никакая другая, русская история тесно переплетается с нашей церковной историей. И поняты могут быть и та, и другая только во взаимосвязи. Это требует особенного нашего осмысления: то, что во главе русского государства во все века вставали святые люди — князья, полководцы, цари… Равноапостольный великий князь Владимир, внук святой равноапостольной княгини Ольги. Святые благоверные князья Борис, Глеб, Игорь, Олег, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский, Димитрий Донской… Святой праведный Феодор Кузьмич Томский — он же, как это практически доказали уже и историки, Император Александр I Благословенный. И, наконец, святой Царь-мученик Николай. Это говорит, может быть, больше всего о том, что наш народ особенно близко к сердцу воспринял евангельскую правду, правду Креста. Воспринял не как боковое украшение жизни, не как еженедельный ритуал, но как главную правду всей своей жизни, выше которой, дороже которой для него ничего нет. Потому и полита наша земля — Святая Русь — кровью наших воинов, душу свою положивших — по Евангелию — за веру, Царя и Отечество. В том числе, за святого Царя, положившего душу свою за народ.

http://pravoslavie.ru/72296.html

Могилу и келью старца посетил военный министр А.Н. Куропаткин 12 октября 1899 г. В начале января 1902 г. побывал в этих святых местах министр путей сообщения князь М.И. Хилков. «Посещали могилу статс-секретарь Куломзин, бывший главнокомандующий нашей армией на Дальнем Востоке генерал Линевич и многие другие высокопоставленные лица» 1089 , – сказано в книжке Томского кружка почитателей старца Феодора Кузьмича. В газете «Колокол» от 23 сентября 1909 г. среди лиц, посетивших могилу и келью старца, назван также С.Ю. Витте 1090 . В 1903–1904 гг. на могиле была возведена часовня. Мы уже писали 1091 о том, что при строительстве ее обнаружили повреждение на крышке гроба. Когда для устранения повреждения крышку подняли, архимандрит Иона (Изосимов) с подрядчиком Иваном Петровичем Ледневым и архитектором Викентием Флорентинови-чем Оржешко при свете восковой свечи (гроб помещался в склепе) усмотрели остов человека с головой, сохранившимися седыми волосами и волнистой бородой 1092 . Этим вынужденным действием, зафиксированным архимандритом Ионой, опровергалась версия о секретном перевозе тела старца М.Н. Галкиным-Врас-ским в 1864 г. в Петербург. Часовня была торжественно освящена 16 августа 1904 г. В ее создании участвовали, как считалось, высокопоставленные лица, имена которых остались неизвестными. Известен всем был в этой связи опять-таки М.Н. Галкин-Врасский 1093 . С годами поток богомольцев к могиле Александра Благословенного не оскудевал. В 1907 г. даже великий князь Николай Михайлович признавал, что могила старца «пользуется большим почетом у набожных слоев общества города Томска, она также уже многие годы посещается и путешественниками» 1094 . Иеромонах Поликарп (впоследствии архимандрит в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле), живший в 1908–1912 гг. в Томском Богородице-Алексеевском монастыре, свидетельствовал о монастырском служении в часовне на могиле и в келье в эти годы. В это время по распоряжению настоятеля монастыря ежедневно после Божественной литургии монастырский иеромонах с послушником ходили в находящуюся внутри монастыря часовню и служили панихиду или литию по усопшем старце Феодоре Кузьмиче, а иногда служили панихиду в той же часовне и по просьбе прихожан. Каждый воскресный день, после вечернего богослужения, иеромонах с певчими ходили в дом Хромова и служили в нем панихиду. В святом углу келии горела неугасимая лампада 1095 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоятель был известен также как человек необычайной доброты. Никто не уходил от него, не получив помощи 942 . Енисейский епископ Никодим, общавшийся с настоятелем в 1870 г., внес в свои «Путевые записки» его характеристику: «Вечером был у о. Архимандрита Виктора. Он из России, но служит в Сибири давно. Вседушевно-религиозный человек, самых непорочных мыслей, не знающий, не испытавший, не понимающий коловратностей и сует мира сего. Много было речей, и все умные, честные, достойные» 943 . К старцу Феодору Кузьмичу о. Виктор относился, по определению томского кружка, «с глубочайшим уважением и ни одного серьезного дела не предпринимал без его совета и благословения» 944 . Это утверждение несомненно заслуживает доверия, так как в составе кружка почитателей Феодора Кузьмича был архимандрит Богородице-Алексеевского монастыря Иона, в распоряжении которого находился архив о. Виктора и весь архив Алексеевского монастыря, не говоря уже об устной информации, исходившей от монахов 945 . Томские энтузиасты опубликовали письменный документ, четко подтверждающий данное ими определение отношения архимандрита Виктора к таинственному старцу. Это отрывок из письма самого настоятеля к Феодору Кузьмичу от 29 августа 1859 г. Черновик письма был обнаружен в архиве Богородице-Алексеевского монастыря. Архимандрит Виктор сообщал старцу о том, что предполагает отлить колокол для монастырской церкви, и просил подвижника особо помолиться по этому важному делу. «Весьма желательно, – писал он, – чтобы колокол отлился благополучно и дело совершилось исправно; а я человек худой, слабоверный и малочувствующий пребольшие ко мне Божии милости. Осмеливаюсь усердно просить тебя: помолись Господу Богу и Пречистой Деве Богородице, да исполнится желание и намерение мое к умилению сердец, нерадящих о спасении, из них же первый есмь аз. Верую, что прошение твое будет услышано» 946 . Строки эти говорят и о глубоком смирении выдающегося настоятеля, и об убеждении его в духовной силе Феодора Кузьмича. Обращает на себя внимание дата письма: ведь от переезда старца в Томск прошло всего 10 месяцев. Надо думать, что выраженное здесь отношение о. Виктора к старцу сложилось в течение более длительного времени, то есть они общались и до переезда. Заметим, что отлитый колокол, о котором идет речь в письме, по мнению томичей, «не оставлял желать ничего лучшего» 947 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Андрей, чудеснейшая статья! Есть и сейчас один молодой подвижник в лесах Поволжских подвизающийся, не будем загадывать вперед, но Россия жива, главное, чтобы москва в конец не разложилась. Алексей 13 ноября 2019, 12:46 Вячеслав13 ноября 2019, 08:52, согласен, крушение началось именно в ту эпоху. С тщеславного проекта царя Алексея Михайловича с подачи заезжих патриархов. С тех пор и начался раскол между Русью изначальной и Русью " образованной " . Вячеслав 13 ноября 2019, 08:52 А давайте ещё дальше в глубь заглянем. Например разница между Русью дониконовской и Русью когда Русскую Церковь наводнили выпускники Киево-Могилянской академии. Это тоже очень интересно. Татьяна Колесникова 13 ноября 2019, 07:41 Батюшка ,спасибо Вам большое за Ваши труды . Очень нужны Ваши беседы ,которые нахожу в интернете, Ваши публикации. Благодаря им всё больше вижу грязь живущую во мне . Не теряю надежды ,что благодаря им хоть немного чище стану . Здоровья Вам крепкого духовного и физического ,мира в душе . И прошу Господа нашего дать Вам сил для трудов духовных . Очень они нужны . Всегда поражает Ваша эрудированность ,способность так много трудиться . Хоть немножечко научиться бы такому .Благослови Вас Господь . Татьяна 13 ноября 2019, 03:24 Пропасть между Русью изначальной и Русью образованной преодолел в себе тот, кого мы видим на картине рядом с Преподобный Серафимом. Государь Александр Первый--он же старец Феодор Томский. И св. Филарет Московский знал об этом. Виктор Лазовский 13 ноября 2019, 00:04 А ведь о.Андрей написал это для того что бы мы увидели как о нас,о России заботиться Господь в одно время возникают в мире носители зла и тут же в России носитель благодати Божией и великий ратник-молитвенник Серафим Соровский. Ведь он своей молитвой подвигом боролся со злом которое на тот момент было явлено в мире в человеке и заметьте где и в ком. И почему статья названа " эпоха Серафима " ? А ведь так и будет до конца этого мира. И самое страшное то что у нас до сих пор не хватает ума и мы пытаемся притащить с запада " все лучшее " и поселить это среди нас.нам не живётся в мире а нужны революции и войны. А позже в одно время возникоют и Гитлер и Сталин и опять противостояние и для чего?

http://pravoslavie.ru/125428.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010