С.Ф. Хромов сделал записи о необычных небесных явлениях над местом, где был похоронен старец. 27 марта 1867 г. он наблюдал вечером, в десять часов, три расположенные рядом звезды «порядочной величины», «горящие и играющие». Семен Феофанович долго смотрел на это явление, а когда вышел вторично, проверить – нашел звезды в том же виде, на том же месте, т. е. продолжалось это довольно долго 1052 . В другом случае, в мае 1867 г., «в пятом часу по полудни», Хромов видел со своей заимки над Томским Богородице-Алексеевским монастырем три солнца, расположенные одно под другим: «настоящее солнце было выше, второе – ниже, а третье – еще ниже». Над верхним солнцем видна был корона, «а лучи от солц-цев к земле соединялись» 1053 . Епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев), возвращаясь по окончании служения своего в Европейскую Россию, посетил в Томске в 1870 г. могилу старца Феодора Кузьмича и отслужил на ней литию. Он сам сделал запись об этом событии в своих путевых записках 1054 . Старец явно интересовал Преосвященного: он посетил также келью подвижника на дворе дома С.Ф. Хромова, а до этого – келью в Белоярке, «у благочестивого казака» 1055 . Епископ Никодим поместил в своих записках описание этих келий, как они выглядели в момент его посещения в 1870 г. На дворе у Хромова: «Домик с небольшими сенями, одна горница с тремя небольшими окнами на двор и в сад, печь с лежанкой, иконописные образа 1056 , лубочные картины Святого Георгия Победоносца (без коня), Николай Чудотворец с мечом и храмом Можайский, два изображения Божией Матери» 1057 . В Белоярке у Сидоровых (это, по-види-мому, последний вариант, выстроенный для старца в 1863 г.): келия «вроде острога, окна аршина три выше пола маленькие, полусвет, печь с лежанкой. Здесь есть образ италианской живописи и какой-то таинственный вензель, в котором прежде всего видна буква А» 1058 . Хозяева дворов, где стояли кельи Феодора Кузьмича, стремились сохранить его жилье. Местные и пришлые богомольцы, а также дальние путешественники старались посетить и могилу, и по возможности кельи. Как мы уже отмечали в белоярской келье служили панихиды по заказу «набожных людей» 1059 . 7 сентября 1888 г. С.Ф. Хромов писал композитору М.А. Балакиреву, что «в келие великого Старца всякое Воскресение бывает панихида и народу бывает много, и на могиле часто и многие служат панихиды. Многие верующие получают исцеления» 1060 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За его предсказания в притчах был оплеван и поруган, но Старец переносил все это с терпением, никому об обидах не жаловался, все скрывал, но только благодарил Бога, что вовремя на него наводит. Когда житие Старца Феодора было прославлено, тогда посещал его Иркутский Преосвященный Владыко Афанасий, бывши в селе Краснореченском в доме Латышева и просил хозяина дома съездить на пасеку и попросить старца Феодора для свидания, по приезде Латышева в назначенное место он объяснил Старцу Феодору, что просит его Преосвященный Афанасий побеседовать в доме Латышева, на это Феодор хотя и согласился, но только с условием, чтобы Латышев дал клятву Богу не делать в праздничные дни поденщин и не работать, да вдобавок и не стеснял бы своих работников в работе по условию сих, Старец Феодор решился посетить Преосвященного Афанасия в доме Латышева, когда Старец Феодор подъезжал к дому Владыко уже ожидал, стоявши на крыльце парадных дверей, когда Старец слез из кашевы и стал подходить к Владыке, то тотчас же упал на колени и поверг себя вниз головой, тогда и Преосвященный пал на колени перед Старцем Феодором, поддерживая рукою Феодора и вставши оба предлагали шествовать вперед один другому, тогда пошли в комнату для них отведенную и беседовали немалое время, по окончании их беседы старец Феодор распростился с Преосвященным Афанасием ушел в свою Келью на пасеку, после его и Владыко скоро выехал из дома Латышева, на дороге Владыко вздумал посетить келью Старца Феодора, вернулся и, не доезжая ста саж. до кельи, Владыко слез с повозки и шел пешком, а как прозорливый Старец Феодор знавши по вдохновению Бога встретил Владыку, не допустивши своей кельи в 20 саж. Владыко со старцем Феодором в келье побеседовавши и потом Владыко, осмотревши келью кругом, расстался со старцем Феодором, уехал. В 2 раз посещал Томский Преосвященный Владыко Парфений, ездивший по Епархии, посещал Старца Феодора в Селе Коробейникове и беседовал с ним немалое время; до приезда Владыки Старец Феодор приказывал крестьянке Коробейниковой изпечь три пирожка из ягод, собранных пречистыми его руками, когда приказывал и тут же сказал, что завтра будет у него гость, и предсказание в точности сбылось, после посещения Владыка отправился в обратный путь (также стояли на коленях).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в 42 партии прибыл в г. Томск, в добавлении чего еще поясняет, когда старец Феодор бывши в бродяжестве в России, то был он у митрополита Филарета и проживши неизвестное время, получивши благословение от Владыки с пояснением скрыть свое родопроисхождение и принять на себя вид скитающего пустынника. Так Старец Феодор с тех пор вел жизнь уединенную отшельническую проживал в Боготольской волости в деревне Зерцалах 12 лет, в число поясненных лет проживал временно в селе Краснореченском и в Краснореченском селении, а равно в деревне Мазули: 1. В деревне Зерцалах у поселенца Ивана Ивановича, фамилии коего не упомню, в устроенной для него келье близ речки Старицы. 2. В селе Краснореченском в келье, устроенной крестьянином Латышевым у него на пасеке, а также за селом Краснореченском в устроенной для него келье; 3. В селе Краснореченском в келье, устроенной кр-ом Латышевым близ речки Улуя. В сих кельях Старец Феодор проводил время в посте, молитве и трудах. Носил белую длинную холщевую рубаху, ел очень мало – в неделю раз или два, пища его составлялась из ржаных сухарей, размоченных в воде, и печеную картофель с чешуею, любил ягоду черемуху, а пшеничного мало употреблял, даже никто не видал, но это предполагают, спал он на устроенных для него кроватях, состоящих из двух досок и сделанной деревянной подушки, одевался полотном, сшитым с 3-х полос. Приходящим посетителям делал наставление, как вести нужно себя в мире и быть угодным Богу, делал на словах в притчах разные предсказания, что может повстречаться с человеком, живущим на земли. В 1-х Старец Феодор предсказал купцу Озерову, живущему в Боготоле, который имел неисчерпаемые источники капитала от золотопромышленности, что он Озеров в скором времени разорится и в двухэтажных домах его будут водиться сороки и вороны и что память Озерова загаснет, что действительно и исполнилось после его предсказания. Видела Старца Феодора в селе Краснореченском, стоящего во время богослужения в Церкве, молящаго и всего в сиянии озаренного сильным лучем света, отражающего от него, нельзя применить ни к какому свету, а равно было видение во время уборки хлеба, раздвоилось небо на две половины, и сошло облако, на коем Старец Феодор шествовал лицом к востоку и вскоре чудное явление скрылось, после сего явления Старцу Феодору было объяснено, – на это он сказал: недостоин я туда, но видно Богу угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На допросе в земском суде незнакомец показал, что он - Феодор Козьмин, 70 лет, неграмотен, исповедания православного греко-российского, холост, не помнящий своего происхождения с младенчества, пропитывался у разных людей, напоследок вознамерился отправиться в Сибирь. Документов, удостоверяющих личность, при себе он не имел. Несмотря на крайне сочувственное расположение к нему судей и усиленное увещевание открыть свое настоящее имя и звание, и этим спастись от кары, старец упорно продолжал называть себя бродягой. На основании существовавших в то время законов суд приговорил Феодора Козьмича за бродяжничество к наказанию 20-ю ударами плетью и - как неспособного по возрасту к военной службе и тяжелым работам в военной крепости – к ссылке в Сибирь на поселение. Старец Феодор приговором остался доволен. В сентябре 1836г. в арестантской партии под конвоем он был отправлен по этапу в Томскую губернию, где был приписан к деревне Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда, куда и прибыл 26 марта 1837г. Во время долгого следования этапом по сибирским дорогам, Феодор Козьмич своим поведением, деятельной заботой о слабых и больных арестантах, теплыми, утешительными беседами расположил к себе не только всю партию ссыльных, но и этапных офицеров и конвойных солдат, которые также оказывали ему свое уважение, охраняли от неприятностей и негодных людей, отводили особое помещение на ночлегах. Для него было даже сделано особое исключение из общих правил пересылки ссыльных: Феодор Козьмич не был скован, как прочие арестанты. Прибыв к месту поселения, старец Феодор был помещен на казенный Краснореченский винокуренный завод, где прожил первые несколько лет, но не участвовал в каких-либо принудительных работах. В дальнейшем, имея неодолимое желание безмолвия и избегая человеческой славы, он часто менял свое место жительства, проживая то в Зерцалах, то в соседних селениях: станице Белоярской, селе Краснореченском, в деревне Коробейниково, всегда избирая по возможности тихое и уединенное место. Последние шесть лет своей жизни старец провел в Томске, куда перебрался, следуя усиленным просьбам горячо его почитавшего томского купца Семена Феофановича Хромова, у которого и поселился, сперва на заимке в окрестностях Томска, а затем и в самом городе.

http://pravicon.com/info-3542

Авторы, писавшие о Федоре Кузьмиче, приводят по разным поводам высказывания С.Ф. Хромова, хорошо знавшего старца в последний период его жизни. Обычно это делается без ссылок на источник, без указания на то, где зафиксированы высказывания и кем – самим ли Хромовым или опосредованно. Часто в этих случаях упоминаются составленные им «Записки». Семен Феофанович Хромов, по его собственному свидетельству, был помещичьим крестьянином графини Борх и в 1836–1837 гг. (во время появления старца в Сибири) служил у своего дяди на Ачинских приисках. В 1838 г. он женился «в России» (так говорили сибиряки о европейской части страны), а в 1840 г. «откупился в Питере от господ на волю» и вступил в купеческую гильдию. В 1846 г. Семен Феофанович купил дом в Томске. Хромов часто проезжал по своим делам через деревню Зерцалы, недалеко от которой жил Феодор Кузьмич, «и не благоволил Господь ни видеть, ни слышать об великом Старце» 99 . Впервые услышал купец о нем в 1852 г. от известного инока Парфения (позднее – настоятеля Берлюковской Николаевской пустыни 100 ), сразу же отправился к Феодору Кузьмичу и с тех пор регулярно бывал у него, а в 1858 г. предложил старцу переехать к нему в Томск. Старец согласился и жил у Семена Феофановича до своей смерти в 1864 г. 101 . Будучи глубоко верующим и основательно воцерковленным человеком, С.Ф. Хромов смог оценить духовную силу старца, его редкие дары Божии и, став его духовным сыном, стремился послужить ему, как только мог. При жизни и после смерти Феодора Кузьмича Хромов делал записи о нем, о его прижизненных и посмертных чудесах. Записи делались от случая к случаю на основе наблюдений собственных, членов его семьи и посторонних лиц (с точным указанием, кто свидетельствовал). В октябре 1866 г. он «слышал во сне себе упрек, что мало записывает о старце» 102 . После этого записи стали более подробными. Согласно его собственной заметке на полях одного из документов, «Хромов письмо посылал Государю Императору в 1866 году, желая действительно передать Государю об великом Старце, но Комиссия ему отказала» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Добровольность в сохранении себя в положении бродяги, подлежащего наказанию, раскрывала Фекла Степановна Коробейникова в своих показаниях, утверждавшая (со слов самого подвижника), что «Старец Феодор не согласился быть на свободе» и «сколько не уговаривали Старца Феодора, чтобы вышел на поручительство и снял с себя оковы, но он не согласился, а остался в своем мнении» и уговорил согласиться на это высокое лицо (великий князь Михаил Павлович?), принявшее секретно участие в этом деле 710 . Отношение странника к принятию статуса бродяги, родства не помнящего, ссыльнопоселенца косвенно отразилось даже в официальных бумагах Красноуфимского уездного суда, где сказано, что обвиняемый приговором остался доволен 711 . Добровольность подчеркивается и в ранних житиях старца. М.Ф. Мельницкий пишет, что задержан он был без всякого с его стороны сопротивления. «Говорят, что необыкновенная симпатичная наружность этого человека, добродушное выражение лица его, изящные манеры, умение говорить и проч., обнаруживая в нем хорошее воспитание и как бы знатное происхождение, вызвали общее сочувствие и сострадание; были употреблены все меры уговорить его открыть свое настоящее звание и происхождение, но все убеждение и гуманные попытки в этом отношении оказались тщетными, и неизвестный упорно продолжал называть себя бродягою » 712 . (Выделено нами. – М.Г.). В «Сказании» к этому рассказу М.Ф. Мельницкого прибавлено со слов лиц, знавших Феодора Кузьмича, что он «получил будто бы благословение от покойного митрополита Московского Филарета скрыть свое происхождение и принять на себя вид скитающегося пустынника, почему бродяжничество и предпринято было им как добровольный подвиг» 713 . О конкретных обстоятельствах событий под Красноуфимском и в самом Красноуфимске мы узнаем из официальных документов и ранних жизнеописаний. Те расхождения в информации, которые мы отмечали выше 714 , распределяются между этими двумя видами источников и возникли потому, что странник Александр Благословенный после Красноуфимского суда следовал далее (в партии ссыльных) «за» бродягу Федора Кузмича Козмина, официальные данные о котором отличаются от рассказов о задержанном страннике, сохранившихся среди сибиряков на месте его поселения. Происходили эти рассказы от поселенцев из той же партии ссыльных и вошли в ранние жития святого. 715

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно в это время начался отход императора от либеральных увлечений, привитых ему еще в юности 1 ; он проникается глубоким уважением к вере русского народа и сам укрепляется в вере. Состояние государя после вторжения Наполеона и во время пребывания в зарубежной Европе хорошо проанализировано по первоисточникам Н.Д. Тальбергом . Воспользуемся его результатами. «Император Александр, – пишет исследователь, – пришел сразу к решению поднять народную войну. В Полоцке он подписал в июле манифест о созыве всенародных ополчений, черпая примеры в истории Смутного времени XVII в. В манифесте возглашалось: «Да встретит враг в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном – Палицина, в каждом гражданине – Минина… Соединитесь все с крестом в сердце и оружием в руках, и никакие человеческие силы вас не одолеют»» 2 . Как известно, все это очень быстро стало реальностью. Уже 11 июля 1812 г. при приближении государя к Москве на протяжении пятнадцати верст вся дорога была заполнена народом. В селах духовенство выходило с крестами навстречу ему. «С тем же подъемом встретился Государь в Слободском дворце, где собраны были дворянство и городские сословия». «Пребывание Государя в Москве произвело на него огромное впечатление. Выросши в светской обстановке Екатерининского двора, общаясь с петербургским обществом, все более отрывавшимся от родовых корней, он имел мало непосредственного общения с народом. В Москве же, молясь у святых мощей и чудотворных икон, соприкоснувшись в такое исключительное время со всей историей России, в древней столице представленной, он весь проникся отечестволюбивым чувством и понял, на какую несокрушимую силу может рассчитывать в борьбе с полчищами Наполеона. Государь несколько раз повторял в Москве: «Этого дня я никогда не забуду»» 3 . Относительно молитв у мощей старец Феодор Кузьмич рассказывал в Сибири ближайшим из своих духовных чад (приводим дословную запись свидетельства крестьянки из деревни Мазули Покровской волости Енисейской губернии М.И. Ерлыковой): «Когда в 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тарантас стоял у ворот. Был яркий день; такие дни с небом без отметинки, горячие и томительные, бывают только в Азии, и о. Сергий, выйдя на крыльцо, спешил проститься с окружавшими его соседями-прихожанами. Он уже хотел сесть в тарантас, как из-за угла соседнего дома показался верховой, страшно гнавший лошадь. Он подъехал к толпе и, быстро соскочив, подал о. Сергию письмо. – Вот, – сказал о. Сергий окружавшим его людям, быстро пробежав письмо, – пишет мне из Семипалатинска протоиерей Рождественский, что Томский епископ Макарий выехал в Семипалатинск и меня приглашает туда... Как же теперь быть с поездкою в степь? Прихожане на минуту задумались, но тотчас же стали подавать советы. – На Ренки надо ехать, – сказал один, – в Барнаульский уезд, и на Солоновку... – Да, так и мы думаем! – раздались голоса. – Там, по берегам этих речек, также киргизы кочуют, а оттуда, батюшка, можно проехать на Бельагачскую степь и ею в Семипалатинск: и места повидаешь – и в Семипалатну во время поспеешь. Благодати, тепла-то Господь дает: путь тебе будет добрый! Ступай с Богом. В добрый час!... О. Сергий, расспросив подробно о пути, сделал так, как ему говорили, и отправился через село Жерновку по указанному пути. Вся освещенная солнцем дорога вилась длинною лен той, около нее зеленела трава, звенели ручьи и чирикали какие-то птицы в низкорослых, уже начавших опушаться, кустарниках. – Благодать! – говорил казак-возница. А о. Сергию почему-то вспомнилась гранитная набережная Москвы, огромные здания, университет, где он был так ещё недавно, и среди простора полей всё это представилось далеким, туманным сном, виденным в юности. В Жерновке его встретил приветливо местный священник о. Феодор Олеров: соседи-пастыри все давно интересовались молодым Шульбинским миссионером, и о. Феодор был рад видеть его. Угостив трапезой, он направил путника в большое село Бородулиху, где посоветовал остановиться на ночлег у церковного ктитора Потапа Фоминых, похвалив его, как человека умного и сердечного. О. Сергий так и сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/aposto...

Отношение к кельям праведного старца как к святыням укреплялось чудесными явлениями – благоуханием и нездешним светом, отмечавшимися время от времени и после кончины Феодора Кузьмича. В Белоярке крестьянин Максим Семенов видел ночью над кельей Феодора Кузьмича яркое сияние, «как будто бы вся келья горела» 1061 . На заимке под Томском жена караульного Клавдия Чернышова видела «необыкновенный свет» в келье старца 1062 . Благоухание исходило от отдельных вещей, оставшихся после старца, а также иногда от кельи в целом. Через три с лишним года после кончины благоухала губка, которой обмывали старца, издавал «велие благоухание» его черный халат 1063 . В 1871 г. С.Ф. Хромов подробно, с указанием чисел, фиксировал это явление, пытаясь разграничить исхождение благоухания от портрета святого и в келье в целом: «1871 года на заимке было в келии великого Старца Феодора Козмича слышно многократно от портрета его благоухание, и именно в такие дни: 7 апреля утром в келье, а вечером от портрета; 27-ого, также 28-ого вечером, также 2 июля ночью было в келье слышно долго благоухание; 29-ого тоже от портрета великого Старца Феодора Козмича; все эти дни были записаны» 1064 . В апреле 1874 г. Семен Феофанович подрядил плот ников и каменщиков «на исправление келии великого Старца на заимке»: подвести фундамент, заменить несколько венцов, оштукатурить, обшить тесом, перебрать полы, потолки, сложить новую печь. «С 1 мая и до 8 июня Господь помог поставить келию на фундамент, – пишет Хромов, – и вот дивное дело Божие, или великие чудеса творятся великим рабом Божиим Старцем Феодором Козмичем: как только поставлена келия на фундамент, так открыл Господь на заимке близь келии источники минеральных вод в берегу Ушайки речки» 1065 . Позднее, в Г877 г., целительная вода появилась в самой келье 1066 . Елисей Захаров писал в начале 90-х гг. ХТХ в. в своем «Сказании»: «После смерти старца Хромов сам жил в его келье на заимке, но теперь в ней жить стало неудобно от сырости. Сырость же в ней происходит оттого, что подполье иногда вдруг наполняется водой, тоже неизвестно откуда являющейся. Находятся много желающих получить эту воду, так как ее считают целебной, и Хромов сливает ее в бутылки и раздает желающим. Вода эта на вид – чистая, светлая и, по словам Хромова, сохраняется у него в бутылках, нисколько не изменяясь ни по виду, ни по вкусу, в продолжение нескольких лет» 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Феодор Томский был канонизирован в 1984 году в лике Собора сибирских святых. Некоторые исследователи утверждают, что Федор является императором Александром I, который отрекся от престола в пользу своего брата. Он якобы имитировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 6 сентября, 2013 20 ноября, 2014 21 ноября, 2014 25 июля, 2015 19 ноября, 2014 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 6 сентября, 2013 20 ноября, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/grafologi-zayavili-ob-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010