Peter Abälard. Lpz. 1895. 216 s. Русс. пер. под редакцией Э.И. Радлова. СПб. 1900. 176 стр.). Литературные источники богословской системы Абелярда не выходят за рамки чисто местной, обращавшейся на латинском западе 12 в., письменности. Греческая литература была недоступна Абелярду уже в силу элементарности его сведений в греческом языке (Ср. Deutsch. о. с. .55 ss. ff.). 515 Cfr. Harnack. Op. cim. 429 s: Darf nicht verschwiegen werden, dass Abälard selbst der Wirksamkeit seiner Lehren durch viele Widerspruche und durch das Unfertige seiner Systematik Eintrag dethan hat. 516 Cp. мой очерк: Сотериология Ансельма Кентерберийского. (Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим членам корпорации Имп. Моск. Дух. Академии. 1 ч. Сергиев Посад. 1915. 381–474 стр.). 517 Хотя у Абелярда имеются лишь две, и то довольно неопределённые цитаты из Ансельма, однако знакомство Абелярда с его сатисфакционной теорией и критическое отношение к ней не подлежит сомнению. Cfr. Deutsch. Op. cit. 76–77, 368 ss. Приписываемое Росцеллину письмо к Абелярду [Migne s. I. 178 t. 357–372 сс.) даёт косвенное основание предполагать, что сочинение Ансельма Cur Deus homo? было известно адресату (ср. мой цит. очерк 433 1 ). 518 Сравнительная беглость раскрытия основных сотериологических понятий у Абелярда в значительной степени объясняется тем обстоятельством, что до нас не дошло ни одного трактата, посвящённого специально сотериологическим вопросам, а материал для характеристики его сотериологии мы почерпаем в отрывочном виде из различных сочинений Абелярда, – главным образом из его труда: Expositio in ер. s. Pauli ad Romanos. 519 Vivere quippe in Deo dicuntur secundum hoc quod in ipso nulla sunt mortua, hoc est inutilia, sed omnia utiliter, aut convenienter facta seu ordinata, unde scriptum est: Quod factum est; in ipso vita erat. ( Ин.1:3–4 ), hoc est, in ipsa antequam fierent providenlia divinae Sapientiae commodissieme erant ordinata. Introductio ad theologiam I, 20 c. 1027 CD. 520 Quaelibet substantiae natura tanquam ab ipso (Deo) creata, ut esset per ipsum scilicet conservata, ut maneret in ipso, tanquam fine optimo consummata, dum eorum videlicet opifex optimus atque dispositor in ipsis glorificatur atque laudatur, propter quod ea condidit atque conservat, sicut in Proverbiis scriptum est; Universa propter semetipsum creavit Deus, impium quoque ad dicm malum ( Prov.16:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При рассмотрении мира вообще доводы истины бытия Божия заимствуются путем отрицательным, из рассмотрения случайного бытия конечных существ, и путем положительным, из рассмотрения порядка и целесообразного устройства в мире. По первому пути доходим до убеждения в бытии Существа безусловно необходимого, самобытного, без которого ничто случайное не могло бы получить и продолжать бытия, по второму – до уверенности в бытии Существа высочайше мудрого и благого, без которого нельзя объяснить повсеместного порядка в мире. Доводы другого рода заимствуются из рассмотрения врожденных человеку потребностей истины, блаженства и святости. Наиболее общий довод из рассмотрения идеи Существа Высочайшего называется в науке онтологическим (argumentum ontologicum). За ним следует поставить довод, заимствуемый из рассмотрения случайности бытия конечных существ, называемый argumentum cosmologicum, иначе – a contingentia mundi, потом – из рассмотрения порядка в мире, называемый physico-theo Logicum. Остальные можно было бы назвать антропотеологи-ческими, в числе которых заключается и довод, раскрытый, хотя и не вновь открытый Кантом и названный ethico-theologicum, где рассматриваются в нераздельности потребность нравственного совершенства и потребность полного, истинного счастья. Изложение онтологического довода различными мыслителями У мыслителей древних, средних и новых времен находим различные изложения онтологического довода, выводимого из идеи о Боге, как Существе Бесконечном по бытию и совершенствам. В более полном изложении находим его у Анзельма, архиепископа Кентерберийского. Этот достопочтенный искатель истины XI столетия особенно заботился о том, чтобы вывести истину бытия Божия не из Священного только Писания: «прежде должно верить, – говорил он, – потом принимаемое верою приводить в яснейшее сознание; было бы признаком ума ленивого (ignavae rationis) не желать знать то, чему верим». При таком направлении всего более занимала его мысль – объяснить истину бытия Божия согласно с разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Так, простоту души в первый раз изъясняет весьма хорошо и доказывает Плотин. Более же всего ему принадлежит умствование об отношении духа к Богу. По его мнению, человек носит в душе своей образ Божественный, но только омраченный, полуискаженный, и цель его есть приближение к Нему, соединение с Ним. Занимались также и с успехом философы изъяснением происхождения зла, какое производили от падения человека, злоупотребившего своею свободою. Для космологии ничего не приобретено. Напротив, все древние и даже слепые мечты: волхвования, магия, хиромантия, вызывание духов, астрология – были в почете в сем периоде. В совершенно новом и лучшем виде является учение отцов Церкви. С теми же желаниями, но с большею беспримесностию и чистотою они занимались исследованиями вышеопытного единства; духовность Божества и изображение внутренней Его деятельности наставленные Богом мужи раскрывали во всем величии. В средних веках метафизика пришла почти в упадок от схоластицизма. Философы сего времени напрягали ум к исследованиям отвлеченным. Они занимались объяснением более общих онтологических понятий и с ними хотели странным образом сочетать истины откровения. Хотя, по словам Лейбница, во множестве пусторечия можно находить и золотые крупицы, но кто захочет отыскать сии крупицы? Все их исследования состояли не в исследованиях, касающихся самой сущности вещей, но в одних пустых, школьных, утонченных словах и оборотах выражений силлогистических. Приискивали слова для объяснения других слов, которые между тем сами не содержали в себе никаких важных мыслей и, следовательно, не заслуживали внимания; старались набрать более общих понятий и подводить под них с усилием и напряженностью ума воззрения частные, понятные для каждого; кучи на кучи взгромождали технических натянутых терминов, а систематического порядка не было. Лучшими из средневековых мыслителей почитаются Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинат и Раймунд, так как они были согреты духом религии. Ансельмом открыт онтологический довод о бытии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Церковь св. Марии и св. Этельбурги в Лиминдже на месте основанного св. Этельбургой монастыря, Кент      Установив Церковь в Кенте, архиепископ Августин стал смотреть дальше – за его пределами. В особенности он желал установить сотрудничество с бриттскими епископами на западе Англии и в Уэльсе для более эффективной евангелизации всего острова. В 602 году или начале 603 года состоялись две встречи Августина с ними. Место их проведения называлось «дуб Августина», которое разные предания идентифицируют с деревней Ост графства Глостершир, городком Мальмсбери графства Уилтшир и районом графства Вустершир. Точное его местонахождение мы так никогда и не узнаем, но наверняка можно сказать, что это было на реке Северн или очень близко к ней. Его встречи с бриттскими епископами были, к сожалению, почти безрезультатными. Создается впечатление, что национальная гордость бриттов была настолько глубоко уязвлена англо-саксонским завоеванием, что они отвергали всякую идею обращения завоевателей в христианство. Ситуация усложнялась и тем, что христианство бриттов было изолировано от основного христианства на протяжении нескольких поколений. За это время не было никакого развития, и они приспособили свою веру под племенную систему и организацию, которую поддерживали в своем обществе. Так, устаревшие и даже неверные практики были для них причинами для национальной гордости. Евангелие Христово было затенено этническими традициями. Горечь, чувствовавшаяся как результат англо-саксонских завоеваний, породила сектантский менталитет «осажденных», зависевший скорее от культурных практик, чем от универсальной христианской традиции. И было великой ошибкой норманнов, что они решили поддерживать единство страны насилием, а не теми методами, которыми его добились святые Феодор и Кутберт. Итальянские миссионеры вместе со своими английскими неофитами были на время оставлены одни, чтобы им самим просвещать оставшуюся часть Англии. И действительно, лишь спустя примерно 60 лет раны начали заживать, и святитель Феодор Кентерберийский смог установить прочные взаимоотношения между двумя народами. Задача формирования англо-кельтского королевства была прекрасно реализована «нейтральным» греком святым Феодором и личной святостью целого сонма самоотверженных англо-саксонских и кельтских духовных отцов и матерей. Величайшим из них, пожалуй, был святитель Кутберт, «чудотворец всей Британии», символ живого англо-кельтского единства. И было великой ошибкой норманнов и пришедших позднее Тюдоров, что они решили поддерживать это единство при помощи замков и насилия, а не теми методами, которыми его добились святые Феодор и Кутберт. Современные проблемы в Ирландии, а также националистические чувства в Уэльсе и Шотландии есть плоды их глупой жестокости.

http://pravoslavie.ru/73898.html

Церковь Пресвятой Богородицы в Рединге Преемником святого Бирина в его трудах на кафедре стал святой Агильберт (память 11/24 октября). Он был франком по происхождению, принял монашество в молодые годы и некоторое время подвизался в монастыре в Жуаре, в Галлии, под руководством святого игумена Адона. Преподобный Беда Достопочтенный свидетельствует, что в течение нескольких лет Агильберт в Ирландии обучался у опытных в монашеском деле наставников и изучал Священное Писание. Точно не известно, в Галлии или Ирландии Агильберта посвятили в епископа. Но точно известно, что из Ирландии в 650 году он, уже будучи епископом, переехал в Англию, где незадолго до этого отошел ко Господу святитель Бирин. Преемник короля Кинегильса король Кенвал Уэссекский, правивший с 643 по 674 год, пригласил Агильберта на кафедру Дорчестера. В течение последующих десяти лет, с 650 по 660 год, святой Агильберт был епископом Дорчестера и всего Уэссекса. Он был деятельным миссионером и просветителем жителей Уэссекса, став достойным преемником святого Бирина. Хотя Агильберт и стяжал славу ученого, мудрого и усердного епископа, однако он так и не смог освоить уэссексский диалект. Сами жители Уэссекса понимали франкский диалект, на котором говорил Агильберт, но считали его «варварским». Скорее всего, именно по этой причине король Кенвал примерно в 660 году разделил кафедру Дорчестера на две, основав новую епархию в Винчестере. При этом он даже не посоветовался со святителем Агильбертом. Епископом Винчестера Кенвал назначил Вине (он позднее был уличен в симонии). Святитель Агильберт покинул Уэссекс. По некоторым сведениям, он на время переехал в Нортумбрию, где вскоре рукоположил святого Вилфрида в иерея, а в 663–664 годах участвовал в церковном соборе в городе Уитби. После этого Агильберт возвратился в Галлию. Здесь в городе Компьень он рукоположил святого Вилфрида в епископа. Между 666 и 668 годами святой Агильберт стал епископом Парижским. Он оставался на этой кафедре, возможно, до конца своих дней. В 668–669 годы святого Агильберта посетил святитель Феодор, позднее ставший величайшим архиепископом Кентерберийским. Святой Агильберт рассказал Феодору о положении Английской Церкви, что было весьма для него полезным. В начале 670-х годов Кенвал предложил Агильберту вернуться на епископскую кафедру Винчестера, но святитель отказался, решив остаться до конца своих дней в Галлии. Он умер между 679 и 690 годами в глубокой старости и был похоронен в монастыре в Жуаре, где второй игуменьей была его родственница святая Агильберта, умершая в 680 году (день ее памяти – 10 октября). Рака святого Агильберта, датируемая VII веком, сохранилась в прекрасном состоянии. Она находится в Жуаре и по сей день.

http://pravoslavie.ru/39191.html

Св. Августин является основателем Рочестерской и Лондонской епархий. В 604 г. он посвятил свв. Иустина и Меллита в епископы этих епархий. Св. Августин помогал королю в разработке первых англо-саксонских законов и основал школу в Кентербери. При жизни св. Августин прославился своими чудесами. Св. Августин отошёл ко Господу 26 мая 604 г. Он был погребён при входе незаконченной церкви свв. апп. Петра и Павла. При освящении церкви в 613 г. его святые мощи были перенесены внутрь. Была составлена надгробная надпись. Часть этой надписи гласит: «Здесь покоится владыка Августин, первый архиепископ Кентерберийский, посланный в эти края блаженным Григорием, епископом города Рима, который с помощью Божией, сопровождаемый чудесами, привёл короля Этельберта и его народ от служения идолам к вере Христовой». Св. Беда Достопочтенный приводит подробный рассказ о миссии св. Августина в Британии в «Церковной истории народа англов» (книга I, 23-33; книга II, 1-3). Память св. Августина совершается 26 мая.   Св. Феодор был восьмым архиепископом Кентерберийским (668-690) и одним из великих английских святых. По происхождению он был греком из Тарса, родины апостола Павла. Св. Феодор был высокообразованным монахом, жил в Риме и в возрасте шестидесяти пяти лет, пройдя быстро все ступени церковной иерархии, принял сан архиепископа Кентерберийского. В помощь ему был послан св. Адриан, родом из Северной Африки, настоятель монастыря близ Неаполя. Св. Феодор прибыл в Кент в 669 г., когда ему было почти семьдесят лет. Несмотря на возраст, он был энергичным и деятельным, путешествовалпо всей Англии, основывая церкви и посвящая епископов на кафедры, опустевшие в результате вспышки эпидемии чумы. Он также создал новые епархии и основал школу в Кентербери, где изучали греческий язык. Св. Феодор созвал собор всей Английской Церкви, который состоялся в Хертфорде в 672 году. Это был не только первый церковный собор в Англии, но и первое собрание в истории Англии, на котором присутствовали представители всех частей страны. В 679 г. он собрал синод в Хэтфильде для поддержания чистоты православного учения и осуждения ереси монофелитов.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-velik...

Жизнь св. Хильды описана в книге св. Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов». Почитание св. Хильды с самого раннего периода подтверждается включением ее имени в Календарь св. Уиллиброрда, датируемый началом восьмого века. Согласно одной традиции, ее мощи были перенесены в Гластонбери королем Эдмундом. Другая традиция утверждает, что св. Эдмунд доставил ее мощи в Глостер. День ее памяти – 17 ноября. Иже во святых отцы наши св. Августин (+604), апостол англов, и св. Феодор Тарсийский (+690), архиепископы Кентерберийские   Св. Августин происходил из Италии и был учеником св. Феликса, епископа Мессанского. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, поручил ему возглавить миссию из сорока монахов для проповеди Евангелия среди населения Британии. Они прибыли в Эббсфлит (остров Сенит) в Кенте в 597 году. Король Этельберт принял их благосклонно, его жена Берта, происходившая из франков, была христианкой. Им было позволено занять древнюю церковь св. Мартина в Кентербери, которая была специально для этого отреставрирована. Эту церковь построили во время римского владычества, и королева часто удалялась туда для молитвы. По началу король продолжал держаться языческих верований, но обещал не вредить миссионерам и снабжать их всем необходимым. Он также обещал им, что не станет чинить препятствий проповеди христианства. Позже св. Августин обратил ко Христу короля и тысячи его подданных. Св. Беда Достопочтенный говорит, что св. Августин был посвящён в архиепископа Британии архиепископом Этерием Арльским (другие утверждают, что св. Августин был посвящён преемником Этерия — св. Вергилием Арльским). Вернувшись в Британию, он с удвоенной силою посвятил себя проповеди Евангелия в этой стране. Св. Августин построил церковь в честь Христа Спасителя, на месте современного собора в Кентербери, которую освятили 9 июня 603 г., как сказано в Англо-Саксонской хронике. Он также основал монастырь свв. апп. Петра и Павла на востоке города, где были похоронены он сам и короли Кента. Этот монастырь, ныне лежащий в развалинах, был известен как монастырь св. Августина.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-velik...

Феодор Тирон, великомуч. Амасийский, ок. 306 года. 17 февр. Феодор, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодор, еп. Киринейский, муч. при Диоклетиане. 4 июля. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, из Кандавал, мучч. при Максимиане. 4 сент. Феодор Стратилат, великомуч., пострадавший в Ираклее Понт. при Ликинии, в 319 году. 8 февр. (Перенесение мощей его в Евхаиты 8 июня). Феодор, муч. Антиохийский при Иулиане. 23 ноября. Феодор, муч. Александрийский. 12 сент. Феодор, муч. Цареградский при Валенте, с Урваном и др. 5 сент. Феодор муч., с Серапионом Египтянином, 24 мая. Феодор Освященный, преп. Фиваидский, ученик Пахомия Великого , ум. 368. 16 мая. Феодор Эннатский, преп. Египетский. В субб. с. Феодор Фермский, преп. 4 в. В субб. сырн. Феодор, архиеп. Александрийский. муч. ок. 609 года. 3 дек. Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский, ум. 613. 22 апр. и 15 июня (Перенесение мощей). Феодор, архиепископ Цареградский, ум. ок. 686. 27 дек. Феодор, преп. Студийский, ум. 826. 11 ноября, и 26 янв. (Перенесение мощей его). Феодор Кратер, протосиафарий, из 42 Амморейских мучч. ок. 840. 6 марта. Феодор преп., начертанный, исповедник, ум. 840. 27 дек. Феодор, еп. Едсский 9 в. 9 июля. Феодор преп., Трихина. 20 апр. Феодор преп., чудотворец. 5 июня. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. Киевские в 983 году. 12 июля. Феодор и Василий, препп. Печерские, ум. 1091. 11 авг. Феодор Ярославич, благоверный князь, ум. 1233. 5 июня. Феодор, князь Смоленский, ум. 1299, и чада его Давид и КонстантИн.19 сент. и 5 марта. (Перенесение мощей). Феодор, князь Муромский 13 века, с Константином, своим отцом. 21 мая. Феодор, боярин Черниговский, муч. от Батыя в 1245 г , с Михаилом князем. 20 сентября. Феодосий, преп. Антиохийский, ум. ок. 412. 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. ум. 529. 11 янв. Феодосий муч., с Мануилом. 27 марта. Феодосий, столпник Едесский 9 в., с Феодором, еп. Едесским. 9 июля. Феодосий преп., игумен Печерский, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей в 1091).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феаген (рождение богиня. греч.), муч. милитийский, 7 ноября. Фекла (совершевие, евр. или надежда, арамейское или удивительная, греч. θκλεον) первомученица, 24 сент. Фекла , преподобномуч. салернская, 6 июня. Фекла , мученица газская, 19 августа. Фекла , муч. персидская, 20 ноября. Фекла, Марфа и Мария мучч., 9 июня. Фемелий (основной, греч.), мелит. муч., 7 ноября. Фемистоклей (законопрославленный или за правосудие прославленный, греч.) пастырь, муч. ликийский, 21 дек. Феоген (Богорожденный, греч.), еп. парийский, 2 янв. Феогнид (тоже) муч. кизический, 29 апр. Феогний (тоже), муч. едесский, 21 авг. Феогност (известный Богу, Богом знаемый, греч.), митрополит московский, 14 мар. Феодора (Божий дар, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Феодора дева, муч. александрийская, 27 мая. Феодора , преп. египетская, 11 сент. Феодора царица, супруга Иустиниана, 14 ноября. Феодора преп. кесарийская дева, 30 дек. Феодора царица, супруга Феофила, 11 февр. Феодора , преп. солунская, 5 апр. Феодора , преп. цареградская, 30 дек. Феодорит , (Богодарованный, греч.) пресв. антиохийский, муч., 8 марта. Феодор (Божий дар, греч.), муч. в Пергии памф. с дружиной, 21 апр. Феодор , муч. африканский, 6 апр. Феодор , муч. апамейский, 22 февр. Феодор Тирон, великомуч. амасийский, 17 февр. Феодор , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодор , еп. киринейский, муч., 4 июля. Феодор , из Кандавал, муч., 4 сент. Феодор стратилат, великомуч., 8 февр. и 8 июня. Феодор , муч. антиохийский, 23 нояб. Феодор , муч. александрийский, 12 сент. Феодор , муч. цареградский, 3 сент. Феодор , муч. с Серапионом египтянином, 24 мая. Феодор освященный. 16 мая. Феодор архиеп. александрийский муч., 3 дек. Феодор Сикеот, еп. анастасиопольский, 22 апр. и 15 июня. Феодор , архиеписк. цареградский, 27 дек. Феодор , преп. студийский, 7 ноября и 26 янв. Феодор Кратер, протоспафарий, из 42 амморейских мучч. 4 марта. Феодор , преп. начертанный исповедник, 27 дек. Феодор , еп. едесский, 9 июля. Феодор , преп. Трихина, 20 апр. Феодор , преп. чудотворец, 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 196. Ер. II, 151. Migne, 1472 А (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Migne, 341 В, 428 Д, 34 А, 425 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). κλσις, προσηγορα – название, наименование (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 196–197. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. – М.: Ладомир, 2009. С. 78–80. Ниже цитаты из прп. Феодора приводятся не по тексту В.В. Бычкова, а по более точному переводу в изд.: Феодор Студит, прп . Творения: В 3 т. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010–2012. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, III, 10//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 316. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 80. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, III, 14//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 317. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 81. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 6//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 321. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 319. Феодор Студит, прп . Против иконоборцев семь глав, 5//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 364. PG 99, Col. 496 B. (Adv. iconomach. 5). Бычков В.В. Феномен иконы. С. 82. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 12//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 322–323. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 82–83. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, II, 1//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 309. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, II, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 310. PG 99. Col. 417. Курсив наш. – В.Н. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – 761 с. – С. 131–134. Ep. Platonem. PG 99. Col. 500–505.

http://bogoslov.ru/article/6193373

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010