Оно вызывает у человека, который впервые с ним знакомится, некоторое недоумение: или это какая-то софистическая уловка, или схоластическая премудрость, или здесь сокрыта какая-то грубая ошибка. Но это доказательство будет действительно очень популярным. Есть знаменитый учебник по истории западной философии, написанный в ХХ веке известным британским математиком и философом Бертраном Расселом, знаменитым также еще и тем, что он ярый атеист. Так вот, меня поразили в свое время слова, которые он написал перед тем, как перейти к изложению онтологического доказательства. Он пишет: «Ясно, что доказательство с такой славной историей достойно уважения независимо от того, состоятельно оно или нет». Рассел, как атеист, убежден, что оно ложно, но красота и логичность этого аргумента вынуждают его написать такие слова. Это доказательство будет многими потом опровергаться, например, Фомой Аквинским, Кантом. У него будут знаменитые сторонники: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и даже великий математик XX века Курт Гёдель. Огромную популярность это доказательство получит в русской богословской мысли: так, заведующий кафедрой философии Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский напишет: «Довод истины бытия Божия, выводимый из идеи о Существе бесконечно-совершенном, превосходнее, полнее других». Почему? – Я думаю, мы с этим разберемся в наших последующих беседах. Почему Бог – есть, а Деда Мороза – нет Ансельм Кентерберийский. Гравюра. XVI в. Этот аргумент Ансельма не всем пришелся по душе и по уму. И один из монахов, по имени Гаунило, даже написал письмо Ансельму – оно известно под названием «В защиту безумца», – в котором после многочисленных извинений и уверений в искренности своей христианской веры все-таки пишет, что логика безумца ему нравится больше, чем логика уважаемого Ансельма. Дело в том, что Гаунило четко замечает суть этого аргумента: для доказательства бытия Бога нам достаточно иметь в уме только понятие Бога. То есть ядро этого доказательства – переход от понятия о Боге к бытию Бога. Гаунило расширяет применение этой посылки и говорит: значит, тогда можно доказать существование любой вещи, исходя только из понятия о ней. Допустим, в моем уме есть понятие об островах блаженных. Так что же, – спрашивает Гаунило, – острова блаженных существуют? Разумеется, нет.

http://pravoslavie.ru/93073.html

Святая мученица Винефрида с житием Епископ Адриан на острове Мэй в Шотландии вместе с другими пострадал от датчан в 875 году (память 4 марта). Священномученик Херефрит, епископ области Линдси, замучен датчанами в 869 году (память 27 февраля), его мощи почитались в городе Торни графства Кембриджшир. В 877 году в бою с языческими захватчиками своей страны был убит благоверный король Шотландии Константин I (память 2 апреля). В 866 году был убит датчанами святой отшельник Фремунд (память 11 мая), от его мощей в городе Данстабл совершались многочисленные чудеса. 1 июня совершается память убиенных датчанами мученика Уистана († 850), мощи которого находились в Ившеме, и мученицы Виты (Кандиды) Дорсетской – отшельницы, жившей в IX веке, от ее мощей, находящихся в церкви деревни Уитчерч-Каноникорум, до сих пор происходят чудеса, к ним совершаются паломничества. Чуть ранее пострадал от рук датчан святой игумен Блатмак на острове Айона в Шотландии, принявший в 823 году мученический венец прямо у входа в алтарь (память 15 января). Святой мученик Феодор, король Уэльса (витраж) В то же самое время пострадал от датчан последний король восточных англов святой Эдмунд (841–869; память 20 ноября), впоследствии ставший покровителем Англии. Через несколько десятилетий после смерти святого Эдмунда датчане, убившие его, и их потомки сами стали почитать его как мученика. Святой Эдмунд был покровителем Англии официально до 1343 года, после чего новым покровителем стал великомученик Георгий Победоносец. В 1843 году упал дуб, к которому за 1000 лет до этого был привязан и расстрелян стрелами святой король. В нем были найдены острия датских стрел, что доказывает подлинность этого святого места и самого дуба, чудесным образом простоявшего так долго. В следующем X веке от тех же датчан пострадала святая отшельница Атильда в Йоркшире на севере Англии (память 27 марта). В 1012 году пострадал от датчан святитель Альфедж , архиепископ Кентерберийский (953–1012; память 19 апреля), отказавшийся заплатить за себя выкуп. В 1016 году пострадал святой Эднот Дорчестерский (память 19 октября): он был монахом в Вустере, затем аббатом в Рамси в Англии, в 1006 году стал епископом Дорчестера. Был убит датчанами и почитается как мученик. Самым последним православным мучеником, пострадавшим на Британских островах, был святой отшельник Малрубий из местечка Мернс в Шотландии († 1040; память 27 августа) – его убили норвежские захватчики.

http://pravoslavie.ru/31127.html

Получив власть над всеми епископами Баварии, святой Бонифаций принялся восстанавливать и реорганизовывать церковную жизнь в этой области, что было под силу лишь такому гениальному деятелю, каким был он. Как и святитель Августин Кентерберийский, святой Бонифаций был миссионером, но он был еще и превосходным организатором, как святитель Феодор Кентерберийский († 690; память 19 сентября). Следующие 15 лет жизни святого были самыми активными и насыщенными. Христианство было принесено в Баварию в начале VII столетия франкскими и ирландскими миссионерами. На юге Германии, на островке Констанцкого (ныне Боденского) озера, существовал монастырь Райхенау, основанный в 724 году святым миссионером Пирмином, ставшим и его настоятелем († ок. 753; память 3 ноября). Вера христианская распространялась в Баварии и благодаря трудам таких просветителей, как святой Руперт (епископ в Зальцбурге; † 717; память 27 мая), святой Эммерам (епископ в Регенсбурге; † 690; память 22 сентября), святой Корбиниан (епископ во Фрайзинге; † ок. 730; память 8 сентября). В результате появились центры христианства в Зальцбурге (ныне в Австрии), Регенсбурге и Фрайзинге, но они были слабо обустроены. Не было ни епархий, ни слаженного управления, а политическая обстановка в VIII веке была напряженной из-за имперских амбиций франков. Баварские правители постоянно искали возможности избавиться от доминирования франков – и такая нестабильная ситуация препятствовала миссии. Прибыв в 739 году в Баварию, архиепископ Бонифаций разделил ее на четыре епархии: Регенсбургскую, Зальцбургскую, Фрайзингскую и Пассаускую – и назначил Гайбальда, Иоанна и Эремберта епископами первых трех из них. Другим помощником был святой англичанин Лиафвин, позднее прославившийся своей миссией во Фризии и принявший мучения в Девентере. Двумя годами позже пятым епископом – в Эйхштадте – был поставлен святой Виллибальд. По всей вероятности, в 740 году был созван первый Собор новообразованной Церкви Баварии. На нем обсуждались канонические, дисциплинарные и административные вопросы, говорилось о важности частой исповеди и причащения. Проблема неправильного рукоположения была решена еще до приезда архиепископа. Все эти вопросы были простые, но необходимые для установления порядка.

http://pravoslavie.ru/54317.html

Представители обеих традиций основывали в Англии свои школы, причем Кентерберийская школа, проводник римского влияния, на первых порах существовала наравне со школами Уэльса и Ирландии, основателями которых были христиане кельтского обряда. 60-е гг. VII в. были отмечены двумя событиями, сыгравшими решающую роль в духовной жизни Англии. Собор в Витби (663 г.) после тщательного рассмотрения и обсуждения двух традиций высказался в пользу римской. Она была признана единственно правильной, и всем христианам, жившим на территории Англии, было предписано придерживаться ее. В 669 г. в Анг­лию прибыл новый архиепископ Кентерберийский — уроженец Тарса Киликийского, Феодор. При Феодоре и его помощнике Адриане Кентерберийская школа стала центром латинской и греческой образованности и, по мнению современников, затмила лучшие школы Ирландии. В это время — время синтеза двух традиций в богословии, литературе, искусстве — многие старшие современники Беды получали знания и в ирландских школах, и в Кентербери. Ко времени поступления Беды в Веармут (680 г.) братию монастыря составляли люди, воспитанные в кельтской церковной традиции, но принявшие римскую. Таков был основатель и первый настоятель Веармута и Ярроу, Бенедикт Бископ, собравший для своих монастырей первоклассную библиотеку. Таков был и учитель и духовный наставник Беды Кеолфрид. Беда получил образование в Веармуте и Ярроу, где он пользовался преимуществами, которых, возможно, в то время нельзя было найти нигде в Европе. В монастырских библиотеках Беде были доступны все основные источники учености Запада. Нигде больше он не мог бы одновременно ознакомиться с ирландской, галльской, римо-неаполитанской традициями при помощи книг, которые Бенедикт Бископ покупал в Риме и во Вьенне, в Галлии. Среди друзей и наставников Беды были Трумберт, ученик Кеадды, первого епископа Мерсии, и Сигфрид, соученик отшельника и епископа Катберта, житие которого Беда составил позже. Трумберт и Сигфрид были учениками Кеадды, Бойзила и Еаты, которые, в свою очередь, учились у святого Айдана, апостола Нортумбрии, представителя ирландской традиции.

http://pravmir.ru/smirennyiy-monah-i-uch...

Кафедра Кентербери пустовала, и папа Виталиан подыскивал для нее подходящего кандидата. Папа считал, что туда, в Британию, необходимо направить ученого монаха, способного примирить ее народы, имевшие различный подход к христианству. Сначала его выбор пал на Адриана, монаха из византийской Африки, аббата монастыря возле грекоязычного Неаполя. Но Адриан отказался. Тогда папа подумал об иеромонахе Андрее, но здоровье того было слабым. Тут он обратил внимание на пожилого греческого монаха Феодора, который принял его предложение. Папа попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Британию. Возможно, святой Феодор сам попросил, чтобы Адриан поехал вместе с ним. Есть такое предположение, что Адриан знал два языка и принадлежал двум культурам, поэтому легко мог стать советником Феодора и помочь ему понять, следовало ли ему вводить какие-либо греческие обычаи или же такие неосторожные действия могут смутить новообращенных англов. Этот пожилой монах-грек из Киликии был посвящен в иподиакона, подождал четыре месяца, пока его волосы отрастут для пострижения римской тонзуры , и после рукоположения его во диакона и во священника папа совершил над ним хиротонию во епископа. Это произошло в воскресенье 26 марта 668 года, на следующий день после праздника Благовещения. И оба – Феодор и Адриан – уже на следующий день отправились в Англию вместе с еще одним монахом – англичанином, по имени Бенедикт Бископ, которому предстояло основать монастырь в Уирмуте в далекой Нортумбрии и совершить три паломничества в Рим. Несомненно, Бенедикт Бископ научил их староанглийскому языку и рассказал о положении дел в Церкви на Английской земле. По пути они проезжали мимо Марселя, Ари и Парижа. В Париже они встретились со святителем Агильбертом, бывшим епископом Дорчестера-на-Темзе в Англии († 685; память 11 октября; позднее стал епископом Парижским). Святой Феодор, конечно, получил большую пользу от этой встречи, узнав много нового о христианстве в Англии. Путешественники добрались до Кентербери через год с лишним после своего отъезда – 27 мая 669 года. Новому архиепископу было уже 67 лет. Кентерберийская кафедра оставалась вакантной уже как минимум пять лет. Во всей Англии тогда было, как можно предположить, только четыре епископа.

http://pravoslavie.ru/32139.html

В 671 году Альдгельм, которому уже было 32 года, оставил Мэлдуба и уехал в Кентербери, где в то время новым архиепископом Кентерберийским, греком по имени Феодор, была учреждена семинария. Ею руководил ученый игумен Адриан (уроженец Африки), приехавший из Неаполя . Ведомый жаждой знаний, святой Альдгельм поспешил в Кентербери послушать новых учителей и впитать все то, чему они учат о Православии. В Кентерберийской школе он изучал Священное Писание и постигал его значение. Он учил латынь и греческий, читал проповеди и аллегории, изучал метафоры и символы, углублялся в риторику и классику, а главное – погружался в чтение житий святых, особенно мучеников. Помимо этого Альдгельм учился арифметике, астрономии, необходимой для правильного вычисления даты Пасхи, геометрии и музыке. Ему также преподавали право, медицину и естествознание. Тщательнее всего святой изучал монастырские службы. Среди тех, кто учился вместе со святым Альдгельмом, были: Иоанн, впоследствии ставший епископом Йоркским, прославленный в лике святых как святитель Иоанн Беверлийский; Офтфор, ставший позднее епископом Вустерским; Товия, знаток греческого языка, тоже ставший епископом Вустера; а также святой Альбин, ставший настоятелем Кентерберийского монастыря после смерти святого Адриана, последовавшей в 710 году. Учеба в семинарии оставила глубокий след в душе Альдгельма. Позднее он писал, что не может понять, почему большинство английских монахов уезжают учиться в Ирландию, когда в Кентербери есть такая превосходная семинария с такими учеными руководителями, как Феодор и Адриан. В том же 671 году епископ Винчестера Хлотхер, к чьей епархии относился и Мальмсбери, рукоположил Альдгельма в диакона. С того периода сохранилось трогательное письмо святителя, в котором он сетует на недостаток времени на учебу, ибо он «когда-то думал, что нечто знает, но теперь видит, как много еще осталось узнать». В 672 году, вероятно после посещения церковного Собора в Хертфорде в сентябре месяце, святой Альдгельм почувствовал, что должен на время вернуться в Мальмсбери и помочь престарелому и больному старцу Мэлдубу. Истощенный длительным строгим постом и аскетической жизнью, Мэлдуб теперь нуждался в таком помощнике по управлению монастырем, как святой Альдгельм. А молодые монахи нуждались в руководстве даровитого ученого. Здесь (в 673 или 674 году) епископ Винчестерский Хлотхер посвятил святого Альдгельма в иерея. Вскоре Альдгельм стал игуменом монастыря в Мальмсбери. Это было, скорее всего, в 675 году, когда исполненный мудрости Мэлдуб почил в Бозе и начал почитаться как святой .

http://pravoslavie.ru/35589.html

В церковной истории Англии Кентерберийская кафедра тоже породила трех великих иерархов и митрополитов Английской Церкви: святых Августина, апостола англов († 604), Феодора из Тарса (602–690) и Дунстана Кентерберийского (909–988). Каждый из них сыграл ключевую роль в важные моменты истории Церкви в Англии и в национальной истории. Святой Августин (память 27 мая), скромный монах, основал Церковь среди народа англов, но прожил в Англии сравнительно мало, не успев развернуть церковную жизнь в юго-восточной части острова и преодолеть язычество среди других англов или положить конец этнической вражде далеких, изолированных кельтов. Святой Дунстан (память 19 мая), аскет-созерцатель и одновременно государственный деятель, восстановил монашескую жизнь и ученость в Англии после набегов на нее викингов, был покровителем процветавших тогда английского искусства и архитектуры, короновал первого короля всей Англии святого Эдгара Миротворца, помирившего все кельтские народы на этих островах. Но наш рассказ о замечательной жизни и деятельности святого Феодора (память 19 сентября), грека по национальности, который, прибыв в латинскую Церковь Англии, объединил саксов и кельтов и тем самым способствовал просвещению всей северо-западной Европы светом Христовым. После примерно 600 года восточные и западные христиане, хотя у них и была общая вера во Христа, редко где общались друг с другом (исключением была разве что Италия). Хронисты упоминают лишь четырех греческих клириков, посещавших Англию, хотя их, должно быть, было больше: наверняка в Англии трудились греческие живописцы, украшая храмы. В Мальмсбери, как было записано в летописях, жил греческий монах Константин. В Эли был греческий епископ, близкий к королевскому дому святого Эдгара (согласно «The Liber Eliensis»). Немногим позднее, примерно в 983 году, в Англии проповедовал отшельник из Антиохии святой Симеон. Четвертым греком, жившим в Англии, наиболее выдающимся, был святой Феодор Кентерберийский, митрополит Британии. Так кем же он был и каковы его деяния?

http://pravoslavie.ru/32139.html

480) родился на берегах Евфрата, но стал игуменом в Оверни в Галлии; ирландец святой Колумбан (+615) сначала посетил Англию, затем подвизался на территории нынешнего Люксембурга, а преставился в Италии; грек святитель Феодор Тарсийский (+690) некоторое время проживал в изгнании в Риме, а позже стал архиепископом Кентерберийским; в X веке святой Даниил (позднее взял себе имя Стефан; +975, память 17/30 декабря) из города Кадис оставил родную Испанию и уехал в Рим, затем в Константинополь и Иерусалим, а закончил свои дни в Египте; в 1001 году мощи святого епископа из Персии по имени Иво были обретены в английском городке, который с тех пор называется Сент-Айвс; святой Симеон Трирский (+1035) родился в Сиракузах, но жил и в Константинополе, и рядом с рекой Иордан, и в Вифлееме, и на Синае, прежде чем отправиться в Нормандию, а затем в Трир. Историческое прошлое Православной Церкви богато подобными «интернациональными» примерами. Вот еще несколько историй, подтверждающих это. Йемен и Эфиопия В Витраж в церкви св. Хризолия в городе Комин, покровителем которого он почитается. I веке н.э. на огромной территории вдоль побережья Красного моря раскинулось Аксумское царство, соединявшее горные районы Северной Эфиопии с Йеменом в Южной Аравии. Оно просуществовало до XI века. С начала VI века государственной религией Аксума являлось христианство. Но уже за полтора столетия до этого царство Аксум фактически являлось мощным христианским государством, соперничающим за влияние в Северо-Восточной Африке и Красноморье с Византийской империей. В XI веке Аксумское царство распалось, и на части его земель было создано христианское Эфиопское царство. Уэльс и Ирландия Существуют предания о том, что в IV веке племя, называемое десы, переселилось из юго-восточной Ирландии в Уэльс. Благодаря этим преселенцам, которые поддерживали связь со своими ирландскими родичами, из Уэльса в Ирландию попали элементы римо-бриттской культуры: с этого времени в древнеирландском языке наблюдается появление (заимствование) ряда латинских слов.

http://pravoslavie.ru/66633.html

Во-вторых, присутствует феномен невмешательства в дела других государств. Другими словами, каждый народ составлял суверенное государство в союзе с другими суверенными государствами. Гармония во взаимоотношениях между странами гарантировалась общей верой, которая, в свою очередь, гарантировала единство наций, начинавших выявлять свою национальную особенность. Конечно, были и исключения, но все они имели место либо до христианизации, либо в конце I тысячелетия, когда это единство в многообразии подходило к концу. Рассмотрим в качестве примера гармонии национальных и интернациональных интересов христианскую Англию данной эпохи. К концу VI века остров Британия был завоеван языческими племенами: англами, саксами, ютами, фризами, шведами и франками. Они вытеснили местные британские племена на запад, а тех, кто остался, взяли в рабство. Затем они основали различные племенные королевства и принялись воевать друг с другом за земли. В 597 году сюда из Рима пришли миссионеры во главе со святым Августином. За ними последовали ирландские миссионеры с острова Айона и с севера, а также ломбардец (святой Бириний, апостол западных англов) и франк (святой Агильберт, епископ Дорчестера). «Островки» христианства очень быстро соединились. Мы можем привести много примеров этому. Так, английский город Мальмсбери получил название от двух имен: Мэлдуба – ирландского учителя и святого Альдгельма – его саксонского ученика. Объединению кельтов и саксов активно способствовал святой широких взглядов, возможно величайший из всех архиепископов Кентерберийских, – святой Феодор Тарсийский, грек по национальности, посланный в Англию папой Виталианом вместе с африканским аббатом святым Адрианом, хорошо знавшим обычаи Римской Церкви. Именно этот святой грек рукоположил во епископов другого древнего английского святого – святителя Эркенвальда, «Светоча Лондона», и святого Кутберта – англичанина, обученного в вере кельтами, прославившегося как «чудотворец всей Англии». Святой Кутберт практиковал кельтский христианский образ жизни, на который повлияли Галлия, Испания, Египет и Сирия. И он, англичанин, был поставлен в епископа греком Феодором, архиепископом Кентерберийским, а их общим языком стала латынь. Когда в XIX веке в Дареме была открыта рака святого Кутберта, то были обнаружены его святые мощи в византийском облачении, а также его епископский крест, главным украшением которого была раковина из Индийского океана . Это было христианство.

http://pravoslavie.ru/31643.html

Третьим ребенком Анны была святая Этельбурга, ставшая настоятельницей того же монастыря Фармутье в Галлии после смерти своей сестры святой Сетриды. Святая Этельбурга преставилась в 664 году. Ее мощи оставались нетленными, и местные жители называли ее «Aubierge». День памяти святой Этельбурги из Фармутье – 7 июля. Четвертым ребенком короля Анны была святая Саксбурга, вышедшая замуж за принца королевства Кент. Она имела двух дочерей: святую Эрминильду, будущую королеву Мерсии, и святую Эрконготу, подвизавшуюся вместе со своими тетками в обители Фармутье. Старшая дочь святой Саксбурги, святая Эрменильда, была матерью святой Вербурги Честерской. В 664 году, после 24 лет брака, святая Саксбурга овдовела. Святитель Феодор Кентерберийский постриг ее в монахини, и Саксбурга стала настоятельницей основанного ею островного монастыря Минстер-На-Шеппи в нынешнем графстве Кент, где управляла 74 монахинями. Через некоторое время она покинула Минстер в связи с тем, что ее дочь святая Эрменильда овдовела. Святая Саксбурга переехала в Эли и подвизалась там как простая монахиня. Но после смерти своей сестры святой Одри святая Саксбурга стала настоятельницей в Эли. Она преставилась примерно в 700 году, день ее памяти – 6 июля. В Эли, так же как и в Шеппи, эту святую в должности настоятельницы сменила ее дочь святая Эрменильда, которую, вероятно, сменила ее дочь святая Вербурга. Пятым, и наиболее известным, ребенком короля Анны была святая Одри, которая основала островной монастырь в Эли и была в нем первой настоятельницей. Святая Одри преставилась в 679 году, день ее памяти – 23 июня. Шестым и самым младшим ребенком была святая Витбурга. Она вела отшельническую жизнь в Холкхеме графства Норфолк. Слава о ней так возросла, что Холкхем стали называть Витбургстоу (святое место Витбурги). Святая также основала монастырь в Ист-Дирем того же графства. После смерти святой Витбурги в 743 году, в возрасте почти 100 лет, ее мощи сначала почитали в Ист-Дирем, а затем и в Эли. День ее памяти – 17 марта.

http://pravoslavie.ru/31043.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010