Вполне вероятно, что стихотворения Павлина Ноланского были привезены в Древнюю Англию Феодором Тарсийским и его спутником и помощником Адрианом (669 г.). Адриан, второе лицо в Англо-Саксонской Церкви после Феодора, архиепископа Кентерберийского, до приезда в Англию был настоятелем одного из монастырей близ Неаполя, как и Нола, находящегося в области Кампания. При том внимании, которое Феодор оказывал Нортумбрии (ему предстояло разделить огромную область на три диоцезы и решить вызванные с этим разделением проблемы), неудивительно, что стихотворения, посвященные этому италийскому святому, попали на север Англии. Приступая к работе, Беда был связан одновременно и материалом, к которому он обратился, и, агиографическим каноном. С одной стороны, единственным источником знаний о св. Феликсе для Беды были стихотворения епископа Павлина, которые писались не как стихотворное житие, и даже не как единое произведение, а как разрозненные тексты, объединенные личностью одного героя. Беда не мог собрать новых сведений о св. Феликсе, например, о чудесах, которые совершались на его гробнице с начала V века, когда стихотворения создавались, по начало VIII века, когда сам он обратился к созданию жития. С другой стороны, отбор фактов для своего жития Беда производил в соответствии с определением похвальной речи, которое было дано Эмпорием, ритором V века: «мы восхваляем некого мужа в связи с тем, что было до него, что было в нем самом и что было после него. До него, его род и отечество; в нем самом, каково его имя, воспитание, каковы его обычаи, внешность и деяния; после него, каков сам исход его жизни, каково мнение, доставшееся усопшему» 257 . Поскольку «Житие св. Феликса» было первым агиографическим произведением Беды, следование автора этому определению весьма заметно. Несмотря на то, что стихотворения Павлина и житие Беды разделяют три столетия, современники Беды и сам он рассматривали эти произведения не по отдельности, а как две части одного целого, как «geminus stilus» – «двойное перо». Это литературный жанр, созданный на основе риторического упражнения «перифраз», то есть раскрытие одной и той же темы в стихах и прозе. Понятие «geminus stilus» было довольно широким. К этому жанру могли относиться как тексты, взаимно дополняющие, повторяющие друг друга, так и тексты, которые объединяли лишь общая тема и содержание. Главное условие состояло в том, чтобы одна часть «geminus stilus» была стихотворным текстом, а другая – прозаическим 258 . При упомянутых выше ограничениях, жанр »geminus stilus " предоставлял Беде определенную свободу в обращении с текстом Павлина.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В 673-м г. Феодор созвал в Хертфорде Собор. Отцы Собора приняли постановление, состоявшее из 10 глав, которые гласят: «Все мы празднуем святой день Пасхи в один день, а именно в воскресенье после четырнадцатого дня луны первого месяца... Епископ не может вторгаться в парухию другого епископа... Епископ никоим образом не может вмешиваться в дела монастырей... или насильственно забирать что-либо из их имущества... Монахи не должны переходить с места на место, то есть из одного монастыря в другой, без письма их аббата... Ни один клирик не может покидать своего епископа или переходить к другому без разрешения; также никого не следует принимать без рекомендательного письма его епископа... В путешествии епископы и клирики должны довольствоваться предложенным им гостеприимством. Также они не должны выполнять священнические функции без позволения епископа той парухии, где они пребывают... Епископ не может из гордыни претендовать на превосходство над другими епископом, но все они почитаются по времени и порядку их посвящения... Число епископов должно возрастать с увеличением числа верующих... Пусть никто не творит прелюбодеяния и не оставляет свою супругу, кроме как в случае ее измены, как сказано в святом Евангелии...» . В своей совокупности эти правила укрепляли основы канонической дисциплины, которые, очевидно, с трудом прививались тогда в Церквях Британии, вводили в жизнь новообращенной страны тот порядок церковно-иерархических отношений, который установился в Римской империи, в мире средиземноморской экумены, подчеркивали незыблемость евангельской семейной этики. Святитель Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский В сентябре 679 г. архиепископ Феодор созвал Собор в Хэтфельте, участники которого высказались по поводу волновавшей тогда Вселенскую Церковь монофелитской ереси. В соборных деяниях участвовал легат Римского папы Агафона Иоанн, архикантор Ватиканского храма апостола Петра и аббат монастыря Мартина Исповедника. Отцы Собора в своем определении исповедали приверженность кафолическому Символу веры, учению пяти Вселенских Соборов, а затем также учению Латеранского Собора, состоявшегося в Риме в 649-м г., при святом папе Мартине, который отверг учение о единой воле во Христе, за что подвергся преследованию, низложению и ссылке со стороны еретичествующего императора Ираклия. Соборное определение содержит тринитарную формулу с Filioque, в ту пору уже получившую широкое распространение на западе, и это несмотря на греческое происхождение председательствовавшего на Соборе архиепископа Феодора Тарсийского.

http://pravoslavie.ru/113955.html

По Промыслу Божию, святитель Феодор взял на себя ответственность помочь святому Вилфриду обратить в веру южных саксов; он, по сути, сделал святого Вилфрида апостолом Сассекса, он же (хотя и не прямо) вдохновил этого святого на миссионерскую работу во Фризии, что привело к образованию английских миссий в языческой Европе в VIII столетии. Святитель Феодор учреждал мелкие епархии (предполагают, что греческое слово «диоцез» было введено в Английской Церкви святителем Феодором), регулярные собрания епископов на Соборах, внес в Английскую Церковь атмосферу полноты и единства английских епископов под властью митрополита. В случае со святым Вилфридом, святитель Феодор отказался претворять в жизнь решения папы Римского относительно самого Вилфрида и структуры епархий на английском севере, ибо архипастырь считал, что местный митрополит знает свою ситуацию лучше, чем папа в далеком Риме. Есть ли хотя бы один другой подобный святой за всю долгую историю Британских островов, вклад которого был бы столь великим? И деятельным святитель Феодор оставался до глубокой старости. Святой Феодор из Тарса был объединителем, миротворцем, администратором, учителем, пастырем, настоящим монахом, мудрым человеком, совмещавшим строгость истинной веры с милосердием человеколюбивого мужа. Святитель Феодор Кентерберийский явился словно ангел для Английской Церкви. Святитель Феодор, архипастырь английского народа, родился на родине апостола язычников, а его имя означает «дар Божий». Он отправился в Англию в 668 году, на следующий день после праздника Благовещения. Его нетленные мощи были обретены в XI веке. Он дал Церкви все, в чем она всегда больше всего нуждается: единство, организацию, ученость, стойкое исповедание веры, настоящее пастырство и, самое главное, молитву. Подтверждением всему этому являются дела его жизни и нетление его святых мощей, обретенных в 1091 году. Время святителя Феодора называли «золотым веком». Он, приехав в Англию, обнаружил народ разделенным, а после себя оставил его единым. Святитель Феодор был действительно даром Божиим, вторым Павлом, провозвестником Евангелия Христова язычникам. Несколько лет назад была опубликована православная служба святителю Феодору на английском языке.

http://pravoslavie.ru/32139.html

Перечень мест, где ирландские монахи и учители основали монастыри или поселения, достаточно длинный. В VII-VIII вв. были основаны следующие из них (перечислим их, двигаясь в юго-восточном направлении): Леконне, Вюрцбург, Жюмьеж, Мо, Жуар, Фармутье, Ребэ, Люксей, Ремирмон, Люр, Сент-Урсан, Закинген, Бодензее, Санкт-Галлен, Зальцбург, Нант, Анжер, Тур, Фонтэн, Озер, Без, Мутье, Таранта, Бордо, Нарбон и Боббио на итальянском “каблуке”; остальные появились позднее. Позднее, в XI в. ирландские обители были основаны даже в Киеве на Украине. Я не знаю, были ли они по существу православные или нет, но происхождение их таково. В 1076 г. Домналл мак Робарайг, аббат Келлса, послал в Регенсбург своего кузена Муредаха (известного также как Мариан Скотт) для того, чтобы тот основал там ирландский монастырь святого Петра. Скоро эта обитель основала другие монастыри не только в довольно близких местах, таких, как Вена и Нюрнберг, но и в Киеве. Киевский монастырь просуществовал до XIII в., когда он был разрушен татаро-монгольским нашествием. Святители Феодор Тарсийский (†690) и Адриан Кентерберийский (†709/10). Теперь возвратимся к событиям на островах. В 669 г. в Кентербери прибыли два замечательных человека: старый грек шестидесяти шести лет – монах по имени Феодор из Тарса Киликийского, и его помощник – африканский аббат Адриан. Новый архиепископ Кентерберийский Феодор был прислан папой Виталианом, и, как оказалось, выбор папы был вдохновлен свыше. Святитель Феодор застал Церковь в кризисе. В 664 г. ужасная чума охватила острова, погубив столько верующих, что, когда он прибыл, в живых осталось лишь несколько епископов. Вражда королевств и кельтско-римские распри также взяли свое. Следовательно, его первой задачей в диоцезе было назначить епископов на вдовствующие кафедры. Поставив Адриана аббатом монастыря святого Августина в Кентербери, он с его помощью основал там школу, которая затем в течение веков служила для подготовки многих будущих епископов и аббатов. В школе изучали латынь, греческий (что являлось редкостью в тех местах), Священное Писание , римское законодательство, поэзию, музыку и астрономию. В истории школы есть знаменитые ученые, такие, как святой Альдхельм, которые здесь обучались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Дунстан Кентерберийский, витраж Святой «архиепископ всех Британских островов и града Кентербери» почил о Бозе в возрасте 87 или 88 лет 19 сентября 690 года. Святой Беда называл его «блаженной памяти архиепископ Феодор». Современники почитали его как святого. Имя святителя Феодора окружено именами других святых, в основном тех, кого он сам рукоположил во епископы; они все встречались на Соборах, возглавляемых святителем Феодором: игумены, игуменьи и все монахи, вдохновляемые им. Не удивительно, что святой Беда оглядывался на «время Феодора», называя его «золотым веком», в который Английская Церковь процветала более, чем во все другие времена, повиновалась архипастырю в своем единстве. Святитель Феодор поистине основатель единой Английской Церкви, а объединение всей страны окончательно произошло при святом короле Эдгаре и святителе Дунстане в X веке. Святитель Феодор помирил враждовавшие до него королевства, на которые тогда была разделена Англия. Он соединил римские и кельтские традиции, применяя римскую ученость и организацию вместе с кельтскими пастырством и духовностью. Он высоко ценил святость и смирение святого Чеда, но он также знал, как использовать организаторские способности святого Вилфрида. Именно святитель Феодор совершил хиротонию во епископа над святителем Кутбертом – замечательный пример соединения англо-саксонской и кельтской традиции в святом. Святитель Феодор преподавал латынь и греческий на высоком уровне как англо-саксам, так и ирландцам. Он поддерживал святого Бенедикта Бископа, носившего римо-британское имя, собравшего большое число рукописей и икон и создавшего, возможно, крупнейшую по тем временам библиотеку в Западной Европе за пределами Рима – в монастыре Уирмут-Ярроу в Англии. Поистине, за святителем Феодором стоит великое северное возрождение, замечательнейшим символом которого являются Линдисфарнские Евангелия, украшенные англо-саксами в традиционном ирландском стиле, с именами четырех евангелистов, написанными на греческом языке, но латинскими буквами.

http://pravoslavie.ru/32139.html

705; память 9 марта) и Трумвин († ок. 704; память 10 февраля) тоже занесены в календарь. Прославлен в лике святых и главный помощник и соратник святого Феодора аббат Адриан Кентерберийский († ок. 710; память 9 января). Это поистине необыкновенно. Все эти епископы воспитывались, проходили приуготовление и обучение в уже упомянутой нами монастырской семинарии во имя святого Петра в Кентербери. Архиепископ поощрял создание других, новых центров духовного образования. Очевидно, святитель Феодор вдохновил святого Бенедикта из Уирмута, который привез в Англию много икон и книг из Италии. Святой Бенедикт, житие которого написал святой Беда Достопочтенный, почитался по всей Англии. Он умер в 689 году на 61-ом году жизни, день его памяти – 12 января. Святитель Феодор помогал святой игуменье Хильде в Уитби; ее двойной монастырь подготовил пять епископов, из которых трое являются святыми: это Иоанн, Боза и Вилфрид . Святую Хильду называют «игуменьей английского народа». Она отошла ко Господу в 680 году, день ее памяти – 17 ноября. Архипастырские усилия святителя Феодора приносили плоды и после его упокоения. Из студентов-монахов Кентербери, которых было множество, некоторые в VIII веке стали епископами, как, например, святитель Альдгельм. Ученики Феодора все еще говорили на греческом в VIII веке, как, например, епископ Товия Рочестерский. Даже монахи из Ирландии приезжали учиться в Кентербери. Преподобный Беда Достопочтенный обязан своим образованием тому просвещению на севере, которое велось с благословения и одобрения заботливого святителя Феодора. То же самое можно сказать об ученом архиепископе Кентерберийском святом Татвине (731–735) и о тех святых, которые возглавляли миссии в Европу для христианизации местных народов: к таким святым относятся Бонифаций и Виллиброрд. И все епископы, хиротонисанные святым Феодором, были монахами, что тоже немаловажно. Эта традиция продолжалась в Англии до 1066 года, в то время как в Европе бывали случаи как до XI века, так и позже (хотя уже не так часто), когда епископами становились женатые .

http://pravoslavie.ru/32139.html

Феодор создал также новые и несколько меньшие диоцезы и установил ежегодный собор, чтобы упорядочить управление Церковью. Он требовал от всех христиан уплаты десятины в пользу бедных, странствующих и церковных общин. В 673 г. он собрал собор в Хартфорде, ставший первым собором англо-саксонской Церкви. Десять решений этого собора основывались на тех правилах Халкидонского собора, которые Феодор считал особенно подходящими для Англии. В этих правилах устанавливалась система датировки Пасхи, определялись взаимоотношения епископов друг с другом и с монастырями, предусматривался ежегодный общенациональный собор, намечалась потребность в увеличении числа епископов в пропорции к растущему количеству верующих и подробно рассматривались законы о браке. Феодор был осведомлен и о заморских событиях. Узнав о проблемах в Константинополе, вызванных монофелитской ересью, он в 680 г. созвал собор в Хатфилде, чтобы испытать веру епископов и учителей. Увидев православность всех своих епископов, он написал соборное послание, подтверждающее исповедание британской Церковью веры первых пяти Вселенских Соборов (VI Вселенский Собор, осудивший монофелитство, состоялся вскоре после британского собора, с 680 по 681 г.) 55 . Феодор был первым архиепископом Кентерберийским, объединившим весь клир и народ Англии на добровольных началах. Его усердие и организаторские способности позволили установить порядок, ставший административной основой для английской Церкви на грядущие столетия. Его мощи обретены нетленными в 1091 г. Венедикт Бископ (628–689) Когда Феодор прибыл в Англию, вместе с Адрианом его сопровождал другой монах по имени Венедикт Бископ 56 . По их прибытию в Англию святитель Феодор назначил святого Венедикта настоятелем собора святого Петра в Кентербери. Однако Венедикт больше известен как основатель влиятельных монастырей в Виермуте (в 674 г.) и собора святого Павла в Джэрроу (в 682 г.), а также как распространитель в Англии церковных искусств, ремесел и книг с континента. Будучи состоятельным дворянином, он использовал свое влияние, поддерживая монастыри средствами с континента. Для строительства Виермутской церкви в романском стиле он пригласил франкских каменщиков, стекольщиков и других мастеров. Досточтимый Беда пишет, что это были первые стекольщики в Британии и они обучили своему мастерству местных жителей. Святой Венедикт внес также вклад в учрежденные им храмы и обители в виде множества “священных книг и мощей святых Апостолов и мучеников”, которые он купил или получил в дар во время своих паломничеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После некоторых поисков Адриан указал на известного ему греческого монаха Феодора. Согласно Беде, он был «одарен церковным и светским знанием и свободно говорил по-латыни и по-гречески» 69 , был «сведущ в духовных и светских книгах, научен греческому и латинскому языку, обычаями непорочен и возрастом почтенен, так как ему было шестьдесят шесть лет» 70 . Однако Адриану пришлось ехать в Англию вместе с Феодором, потому что только при этом условии папа согласился рукоположить Феодора во архиепископа. Адриан хорошо знал Галлию, так как прежде ездил в эту страну с различными поручениями, кроме того, будучи сотрудником и советчиком в просветительной деятельности Феодора, Адриан, по мысли папы, «должен был усердно следить, чтобы тот не ввел в Церкви, которую возглавляет, обычаи греков, которые могли противоречить истинной вере» 71 . Здесь речь явно идет о различных ересях, которые получили в это время широкое распространение на востоке христианского мира. Против этих ересей боролась Римская Церковь . Феодор и Адриан получили от папы Виталиана провожатого, Бенедикта Бископа, родом нортумбрийца, который должен был служить Феодору «двояко: как проводник на пути домой и как переводчик во время проповеди» 72 . С приездом Феодора и Адриана начался расцвет Кентерберийской школы. «И так как они оба были изобильно начитаны в духовной и светской литературе, они привлекли толпу студентов, в чьи умы они ежедневно изливали потоки спасительного учения» 73 . Бесценные свидетельства о Феодоре и Адриане оставил их ученик, Альдхельм. В одном из своих посланий он дает следующую характеристику Кентерберийской школе, сравнивая ее со знаменитыми ирландскими школами того времени: «Почему, я спрашиваю, Ирландия, которая собирает толпы учащихся целыми кораблями, награждена великой привилегией, «быть первой», как если бы здесь, на плодородной земле Британии не могут быть найдены учителя, являющиеся гражданами Греции и Рима, которые способны раскрыть и объяснить тайны Небесных книг» 74 . По мнению Альдхельма, Феодор был солнцем Британии, Адриан – луной 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Фридиану сборник канонов 965 . На соборе в Гердфорде в 673 году архиепископ Феодор Кентерберийский прочитывал многие места из особой Книги канонов (Liber canonum), в которой не без основания усматривают сборник Дионисия Малого 966 . Кроме того до нашего времени сохранился большой систематический сборник под названием «Collatio canonum» несомненно ирландского местного происхождения, отличающийся многими местными особенностями 967 . 2. Время появления Ирландского сборника. – Полагают, что Ирландский сборник 968 составлен в конце 7-го или начале 8-го столетия, потому что наиболее поздний из цитируемых в нем авторов есть Феодор Кентерберийский († 690), но из Бэды нет еще никаких заимствований. Существует предположение, что он составлен на ирландском соборе 684 г., но для этого предположения нет серьезных оснований 969 . Предисловие указывает скорее на частное лицо, как на автора или составителя сборника. В одной рукописи в конце сборника сделана приписка, из которой можно заключить, что сборник составлен или редактирован был монахами ирландского монастыря Даириниса (Darinis, Dairinis) Рубеном (Ruben), умершим в 720 г., и Кукуимном (Cucuimne), умершим в 747 году 970 . 3. Состав и разделение сборника. – Сборник состоит из множества отдельных мест или свидетельств (testimonia, dicta), извлеченных из различных и очень многих источников и касающихся самых разнообразных сторон жизни церковной и гражданской. Все эти свидетельства по сродству содержания разделены на книги, число которых в различных рукописных кодексах колеблется между 64 и 69-ю книгами. Книги делятся на главы (capitula), в которых одно за другим расположены в большем или меньшем числе самые свидетельства. Число глав тоже различно в различных рукописях 971 . Как книги, так и главы имеют особые надписания. В начале помещено предисловие составителя 972 . Таким образом, по расположению материала Ирландский сборник относится к систематическим 973 . 4. Источники. – Помещенные в сборнике краткие извлечения или свидетельства заимствованы, во-первых, из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Неизвестно, по каким побуждениям король кентский Эгберт вздумал, по смерти Кентерберийского епископа Деусдедита, послать избранного им в преемники ему Викгарда для посвящения в Рим. Но Викгард умер в Риме, не дождавшись посвящения.            Тогда у папы явилась мысль посвятить в Кентерберийские епископы известного уже нам Грека Феодора. Феодор явился не один, но в сопровождении хитрого Итальянца Адриана, который был вместе и его руководителем, и шпионом римским 144 . Риму было известно, до какой степени в этой стране сохраняются обычаи греческой церкви, а потому и уничтожить их лучше всего мог отступник от греческой веры, каким был Феодор. Притом же Феодор явился, как начальник всех церквей, находящихся и Британии, следовательно, с явным посягательством на независимость древнебританской церкви 145 . Феодор, вооруженный полномочиями папы, и не скрывал своих намерений. Первое, с чего начал он свою пропаганду, было то, что он стал забирать ирландских детей в учрежденные им школы и пропитывать их римским духом, и потом делал из них деятельных миссионеров Рима между их единоплеменниками. 146 Потом, в 673 году, собран был им собор в Герсфорде, и на этом соборе, между прочим, положено, чтобы праздник Пасхи праздновать по обычаю римской церкви, определены границы епархий епископских, и запрещено епископам вмешиваться в дела чужих епархий, монастыри подчинены епископам, и запрещено монахам без позволения епископа оставлять свои монастыри. Правила эти явно были направлены против обычаев древнебританской церкви. Но все это были еще не прямые, а косвенные посягательства против нее. Затем, в 669 году, он лишил Йоркской кафедры епископа Цеадду и на место его возвел Вильфрида; мало того, совершил над Цеаддою в другой раз таинство священства и поставил его епископом Лихфельдским, явно признавая этим актом незаконность и недействительность посвящения, совершенного над ним британскими епископами. 147 Древние британские деревянные церкви были перестраиваемы и обращаемы или в римские базилики, а также древние британские монастыри из деревянных преображались в каменные, и во всех их вместо устава Колумбы вводились правила Бенедикта; для Шотландии Феодор поставил епископом Трушвана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010