Другой из четырех священников, начавших в средней Англии, англичанин по имени Кедд (†664), убедивший эссекского короля Сигеберта принять крещение, был послан в Эссекс королем Осуи. Кедд был одним из английских детей, наученных Айданом и Финаном в Линдисфарне, и имел ясное намерение основать туземную миссию у англичан. Его усилия были столь плодотворны, что Финан и два других ирландских епископа рукоположили его епископом восточных саксов. Подобно многим кельтским епископам-миссионерам, святитель Кедд трудился, не имея определенной епархии и перемежая проповеднические поездки с периодами пребывания в основанных им монастырях. До наших дней сохранилась церковь , которую он основал в Эссексе, в Брэдуэлле-он-си, неподалеку от современного православного монастыря, основанного архимандритом Софронием 52 . И хотя сейчас она одиноко стоит у берега, но в то время здесь был римский форт Итанкастир. Позднее Кедд часто возвращался на родину в Нортумбрию и однажды получил для монастыря землю в Ластингэмме, на Йоркширском Болоте. Оставаясь до конца дней епископом восточных саксов, он скончался в Ластингэме от чумы. Сегодня его мощи находятся там в крипте церкви святой Марии. Вместе со своими тремя братьями, Чадом, Кинебиллом и Каэлином, Кедд получил образование в Линдисфарне. Подобно ему, они все стали священниками, а Чад – даже епископом. Святой Феодор, греческий архиепископ в Кентербери, рукоположил его епископом Мерсии. За три года своего епископата Чад заложил прочные основы епархии Личфилда. Он основал монастырь в Барроу (Линкольншир) и новый кафедральный собор рядом с Личфилдом. Святитель Чад пользовался большой любовью за свое смирение и аскетизм. Феодор был поражен смиренным ответом Чада, когда сообщил ему, что его рукоположение было неправильным, и, чтобы не смещать его, нужно “исполнить обряд”. “Если ты знаешь, что мое рукоположение в епископы было неправильным, – ответил Чад, – то я охотно уступлю кафедру, ибо никогда не считал себя достойным ее, а принял эту должность исключительно по послушанию” 53 . После смерти Чад был сразу канонизирован, и на его могиле совершались чудеса. Беда доносит до нас, что первая деревянная рака Святителя была подобна дому и имела отверстие, через которое люди могли брать частички праха, и, смешивая его с водой, давать больным людям или животным для исцеления. Сегодня частицы его мощей находятся в римо-католическом кафедральном соборе Бирмингема.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Император выступил тогда примирителем между Римом и Константинополем и в письме на имя Домна, заявляя, что сам он не согласился на удаление Виталиана из диптихов и считает православными обе партии, — спор, как разъясняют это Феодор и Макарий, идет лишь о выражениях, — просил прислать в Константинополь, допустив для совещания об этом деле в числе 12–ти митрополитов и епископов, трех или более римских клириков и по одному представителю от четырех греческих монастырей в Риме. Ввиду долгого молчания Рима имя Виталиана, однако (очевидно, по настоянию восточных иерархов), перестали поминать; но, с другой стороны, и сам Феодор Константинопольский в 679 г. был устранен с престола и заменен Георгием. Письмо императора в Риме было получено уже Агафоном (678–681). Папа желал, чтобы по возможности вся Западная церковь высказалась по данному вопросу, это и было одной из причин замедления ответа. Вопрос обсуждался, например, на соборах в Милане под председательством Мансьета Миланского, и в Гитфильде в Англии под председательством Феодора Кентерберийского. В самом Риме папа также созвал около 680 г. (27 марта) собор из 125–ти епископов. Назначены были представители (3 епископа, 2 пресвитера, 1 диакон и 1 иподиакон от Римской церкви, 1 пресвитер от Равеннской церкви) и с ними отправлены императору послания от папы и от собора. Папа говорит с императором в весьма почтительном тоне. Он отмечает низкий уровень богословской науки на Западе и своих послов очень выразительно характеризует как людей, не обладающих богословским образованием. «У людей, которые жили среди варваров и трудами своих рук должны добывать себе насущное пропитание, нельзя, — по его словам, — ожидать совершенного знания Св. Писания». Но это не мешает ему поставить в то же время на вид высокий авторитет Римской церкви в вопросах веры, так как она никогда не отступала от апостольского предания, и ее представители поступали всегда согласно данному Петру повелению — утверждать в вере братию. Когда предстоятели Константинопольской церкви начали вводить монофелитское лжеучение, папы, по словам Агафона, тоже не переставали будто бы убеждать их оставить заблуждение или хотя бы не проповедовать его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Однако теперь этого не пожелали уже сами англо–саксы, поэтому в 691 году ему предложили на выбор: или придерживаться распоряжения Феодора или совершенно удалиться, и Вильфрид предпочел альтернативу последнего рода. Собор английских епископов по этому поводу высказался не в пользу Вильфрида; он перенес это дело в Рим, вследствие чего в 704 году, при Иоанне VI, права его были признаны законными. Сам Вильфрид, утомленный жизненными невзгодами, хотел окончить дни свои в каком–нибудь из римских монастырей, но папа настоял на том, чтобы он отправился на родину и фактически принял свои права. Когда Вильфрид прибыл в Нортумбрию, ему сказали, что старые порядки не будут больше восстановлены, а если ему угодно, то пусть удовольствуется епископскою кафедрою и основанным им монастырем в Рипоне, в противном случае он будет туда сослан в заточение без права выхода оттуда. Престарелый Вильфрид согласился быть епископом хексханским и рипонским, и, спустя недолгое время после занятия этой кафедры, он умер в октябре 709 г. 19 сентября 690 г. не стало Феодора, архиеп. кентерберийского. Беда Достопочтенный справедливо замечает, что он так много сделал для англо–саксонской церкви, как никто до него, равно и преемники его не могли с ним сравняться. Феодор создал основной строй церкви английской, хотя он стремился к тому, что история не подтвердила вердиктом. Англо–саксонская церковь не сделалась церковным телом с одной главой — кентерберийской кафедрой. Наряду с ней возвысилась йоркская, о возвышении которой Феодор не предполагал. Но намеченные им епископские кафедры остались до сих пор. Положение английской церкви, которое было до Феодора, стало невозможным. Он содействовал благоустройству английской церкви и насаждению монастырей. Заботился о подъеме просвещения не только богословского, но и чисто гражданского. Он не забыл в Англии своего греческого происхождения и заботился о насаждении образования не только латинского, но и греческого. Но вряд ли дело пошло дальше копирования греческих книг и понимания их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Он также повелел, чтобы все жители королевства соблюдали Великий пост, а те, кто не будут этого делать, понесли заслуженное наказание. Дочь Эрконберта святая Эрконгота поступила в женский монастырь в Бри в стране франков. Архиепископ Гонорий умер 30 сентября 653 года, и архиепископская кафедра оставалась после его смерти вакантной в течение 18 месяцев. Наконец Деусдедит, выходец из тогда все еще языческого королевства южных саксов, стал преемником Гонория и шестым архиепископом Кентерберийским. Летом 664 года страну сразила страшная эпидемия чумы, перешедшая после этого в Ирландию. От этой чумы умерли многие епископы и священники. Святой архиепископ Деусдедит умер 14 июля 664 года. Король Эрконберт умер в тот же самый день, и ему унаследовал его сын Эгберт, которому удалось выжить. Из-за губительной чумы после кончины святого Деусдедита в течение многих месяцев в Англии не могли назначить нового архиепископа Кентерберийского. Наконец в следующем году король Эгберт и король Нортумбрии Осви отправили в Рим Вигхарда, английского священника, искусного в церковной дисциплине, с просьбой о его рукоположении в архиепископа. К несчастью, и он умер вскоре после приезда в Рим, а папе пришлось самому искать подходящего кандидата. Сначала выбор папы пал на игумена-африканца Адриана, опытного в Священном Писании и церковной дисциплине, прекрасно говорившего как на латыни, так и на греческом. Но Адриан на это предложение ответил, что недостоин такого высокого сана, и пообещал папе, что со временем укажет ему на мужа, наиболее достойного этого сана. Башни церкви в Рекалвере. XII в. Святой Феодор из Тарса (память 19 сентября) был прекрасно сведущ в Священном Писании и превосходно владел латынью и греческим. В то время он жил в Риме. Феодору тогда было 66 лет. Именно его игумен Адриан и предложил папе Римскому как кандидата на архиепископский сан. Папа согласился, но при этом попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Англию, поскольку знал, что хотя Феодор был самым подходящим кандидатом, но принадлежал греческой традиции, а папа не хотел, чтобы он непреднамеренно изменил традиции английского богослужения.

http://pravoslavie.ru/38857.html

От Альдхельма мы знаем и о том, как Феодор преподавал. Он был среди своих студентов, «как дикий вепрь, остановленный рычащей сворой собак, отражающий их нападение зазубренными клыками грамматика», как стрелок, «использующий стрелы спора против стены щитов, воздвигнутой надменной глупостью» 76 . Феодор первым проявил интерес к культуре Древней Англии. Он, возможно, поощрял использование древнеанглийского языка как языка литературы. Так, его ученик, Товия, обучался латыни, греческому и саксонскому языкам 77 . Альдхельм и Беда оставили список предметов, которые входили в программу Кентерберийской школы 78 в 670 – 673 годах: это – римское право, метрика, арифметика, астрономия, музыка, а также риторика. Содержание курса риторики можно установить опять-таки из посланий Альдхельма. Изучались орфография, необходимый словарный запас, фигуры и тропы, ритм, семь видов пафоса. Исследователь Н.Брукс приводит мнение Г.Майр-Хартинга о, том, что трактат Альдхельма о метрике покрывает часть программы изучения риторики, в соответствии с которой он обучался науке красноречия в Кентербери. Так, явно из уроков риторики, взятых у Феодора, почерпнуты сведения о ста видах стихотворных размеров, о двадцати восьми видах стоп, семи видах пафоса. Альдхельм пользуется греческой терминологией, а также обсуждает в своем трактате разницу между греческой и римской поэзией 79 . Высказывается предположение, что именно знакомство с европейскими авторами VI-VII веков, а не обучение в ирландских школах сформировало литературный стиль Альдхельма, для которого характерны «упорядоченные периоды, ритм, гомеотелевтон, аллитерация, сложный порядок слов, грецизмы, ученый, книжный словарь, развитые сравнения и оригинальные метафоры» 80 . Обучение англосаксов латыни как языку литературы и богослужения и правилам античной риторики так, как они преподавались в Италии и Византии, привело к появлению определенных критериев, которым должны были соответствовать литературные произведения, создаваемые в Древней Англии. Влияние южно-италийской культуры сказывалось и на севере страны, так как некоторые ученики Феодора и Адриана присоединялись к общинам нортумбрийских монастырей, как это, например, произошло с Кеолфридом и Евсевием, поступившими в монастырь свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

С другой, в византийской армии продолжали формироваться полки, составленные из инородцев и иноверцев: начиная от не всегда надежных союзнических подразделений, предоставляемых соседями-язычниками (в разное время это были авары, болгары, славяне, тюрки), до прославленной варяжской гвардии. Хотя крещение этих солдат давало им значительные привилегии, оно не предписывалось в обязательном порядке, и таких иноверцев на государственной службе считали допустимыми. Хотя для тех же варягов принятие крещения со временем стало нормой, более того, у них появилась своя полковая церковь , посвященная Богородице. Вторым же и первым построенным специально для выходцев из Скандинавии, стал храм Св. Олафа и Богородицы (Панагия Варангиотисса – Παναγα βαραγγιοωτσσης), построенный недалеко от Св. Софии. В качестве одной из святынь, необычной для греческого православия, в нем у алтаря хранился меч Олафа Харальдсона. В дальнейшем, когда большинство гвардейцев были уже англосаксонского происхождения, для них была выстроена базилика Св. Николая и Ансельма Кентерберийского. Внимательное и благожелательное отношение василевсов к религиозным чувствам варанги дает возможность А.В. Олейникову утверждать, что в империи сознательно внедрялся образ «варяга-христианина» 473 , что стало довольно серьезным фактором христианизации и самой Скандинавии. Как и многие византийцы, стратиоты имели свои личные защитные амулеты и талисманы, что, впрочем, характерно едва ли не для любой армии любых стран и эпох. Будучи христианами, они, разумеется, пользовались христианскими символами. Помимо общевойсковых святынь, вроде реликвариев с частицами Креста Господня и больших икон Божией Матери, использовались и аналогичные вещи меньших размеров. Существовал культ определенных святых, которые считались небесными покровителями воинов: Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, меньше упоминается Евстафий Плакида. Именно к ним обращались за заступничеством в сложных ситуациях. Примечательно, что все они были хотя и военными по профессии, но прославление получили как мученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

168 Will, Acta et scripta p. 230 (§ 1): κα κριθσεσθαι παρ τος πολλος τ πρτα τν τ θεα σοφν ομεθα, ε τος πλησον αρεσν τνα πιτρψαιμεν, κα φανσεσθαι δοκομεν μματα χοντες, ε τν ωσρον μελαναυχ παρεισξομεν. 172 Will. ibid. p. 249 (§ 14): ο τοινυν οτε περ τν ζμων, οτε περ τν νηστειν ντισκληρνθησομεθα τ καμπε το θνους ρονματι. 173 [Cp. Georgii Cyprii Proverb, collectio, Migne t. 142 col. 461: Μ κνει Καμριναν. Λμνη ην πηγρευεν χρησμς μετοχετεσαι· ο δ χρησμενοι παρακοσαντες βλβησαν.] 174 Will, Acta et scripta p. 244 (§ 12): τι τονυν πολογετσθα: τοτοις καιρς πρς τ καθ» μν γκλματα, ττε κα περ το γμου λγειν καιρς- 178 Bernoldi Chronic, MG. SS. V, 450: Domnus papa eo tempore in partibus Campaniae morabatur, et ab omnibus catholicis debita reverentia colebatur, videlicet a Constantinopolitano imperatore, et a Philippo Francorum rege. 179 Gisleberti Chronic. Hanoniense, MG. SS. XXI, 503: Constantinopolitanus imperator, Alexis nomine, assiduis gentilium incursionibus minuto magna in parte regno suo, tremefactus misit nuncios in Franciam cum epistolis ad animandos principes, ut desolate Iherusalem et periclitanti Grecie subvenirent. Unde confidentius scripsit Koberto seniori Flandrensium comiti. 180 Никоновская летопись под 6599 г. (П. С. Р. Л. IX, 116): «Прииде Феодор Грек митрополичь от папы из Рима и принесе много мощей святых». Если мы предположим, что в числе этих мощей находилась частица от мощей чудотворца Николая (которые в 1087 году были похищены южно-итальянскими моряками у Греков в Ликии и перенесены в город Бари), то совершенно понятно будет установление праздника 9-го мая, не существующего, как известно, в греческой церкви, но издавна принятого в русской. Во всяком случае объяснение этому надобно искать в дружелюбных сношениях между обеими церквами в конце XI столетия. Ассемани (Calendaria, VI, 333) предполагает, что представители русской церкви могли присутствовать на Барийском соборе 1098 года, где греческие епископы рассуждали с Ансельмом Кентерберийским об исхождении Св. Духа, и по возвращении в отечество могли поведать о чудесах, совершавшихся в Бари при мощах св. Николая, что и должно было дать повод к установлению праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

743)  Амвросий. О таинствах (S). 3.1.5. В современной католической и протестантской практике этот обряд утратил свою сакраментальную связь с крещением. 744)  См. L.L. Mitchell. Baptismal Anointing. 745)  Амвросий. О таинствах (S). 1.3.10. 746)  4Цар.5. Амвросий сообщает, что этот отрывок читали на Светлой седмице. Амвросий. О таинствах. 3.16–18; О таинствах (S). 1.5.13–14. 747)  Амвросий. О таинствах. 3.10–13; О таинствах (S). 1.4.20. 748)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 44.1–3. 749)   sed panis iste panis est ante verba sacramentorum; ubi accesserit consecratio, de pane fit caro Christi (Амвросий. О таинствах (S). 4.4.14). Ср. Августин. Проповедь 227//SC 116.234. Wolfenbüttel. 7; Псевдо-Августин. Проповедь Denis. 6. 750)  Иоанн Златоуст. Слово на предательство Иуды. 6//PG 49.380: “Священник стоит, подражая Христу и произнося слова, хотя сила и благодать – от Бога. “Сие есть Тело Мое”, – говорит он. Эти слова изменяют (μεταυθμζει) предлежащее”. 751)  Кирилл Иерусалимский. Слово к неофитам. 5.7. Феодор Мопсуэстийский. Книга для крещаемых. 15.12. 752)  Неизвестный автор. Житие Цезария Арльского. 1.54. 753)  2 Выражение св. Григория Назианзина. 754)  Я имею в виду просветительскую деятельность папы Григория Великого (†604), Августина Кентерберийского (†604), папы Бонифация Пятого (fl. 620), св. Галла (†627), св. Элигия (†658), св. Бонифация (†754) и других миссионеров. См. M.E. Jegen. Catechesis. II (Medieval and Modern)//New Catholic Encyclopedia. 3 (1967г.). C. 209–215. Просветительские усилия придворного богослова императора Карла Великого (742–814) Алкуина (735–804), а также его ученика Рабана Мавра (784–856) составляют важную страницу истории миссий, но выходят за хронологические рамки данного исследования. Упомянем об одной катехизаторской инициативе Карла: согласно “Общему предписанию”, выпущенному в 789 г., предполагалось перевести символ веры и “Отче наш” на алеманский, а также другие варварские диалекты франкского королевства. См. D. Bullough. The Age of Charlemagne. Bergamo:Istituto Italiano D’Arti Grafiche, 1965. C. 115–118.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

91 Так в тексте. Имеется в виду Уильям, архиепископ Кентерберийский (искаженный перевод с английского). 93 Речь идет все о том же обновленческом епископе Сергии (Ларине), который принес покаяние и вернулся в лоно Русской Православной Церкви в декабре 1943 г. 94 На встрече в Кремле митрополитов Сергия (Страгородского) , Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным затрагивался вопрос об амнистии. И. В. Сталин предложил митрополиту составить такой список и передать его Г. Г. Карпову. Из представленного списка многие архиереи были расстреляны, о чем Патриарх Сергий знать не мог. Митрополит Евгений (Зернов) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Ювеналий (Масловский) расстрелян в 1937 г. Митрополит Павел (Борисовский) расстрелян в 1938 г. Епископ Венедикт (Алентов) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Павлин (Крошечкин) расстрелян в 1937 г. Епископ Григорий (Козлов) расстрелян в 1937 г. Епископ Григорий (Козырев) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Мефодий (Абрамкин) расстрелян в 1938 г. Архиепископ Онуфрий (Гагалюк) расстрелян в 1938 г. Епископ Тихон (Шарапов) расстрелян в 1937 г. Епископ Ираклий (Попов) расстрелян в 1938 г. Епископ Иннокентий (Никифоров) расстрелян в 1937 г. Епископ Онисим (Пыляев) расстрелян в 1938 г. Архиепископ Иннокентий (Тихонов) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Макарий (Звездов) расстрелян в 1937 г. Епископ Серапион (Шевалеевский) расстрелян в 1937 г. Епископ Иоанн (Широков) расстрелян в 1937 г. Епископ Иннокентий (Клодецкий) расстрелян в 1937 г. Епископ Антоний (Панкеев) расстрелян в 1938 г. Епископ Феодор (Смирнов) расстрелян в 1937 г. Епископ Вячеслав (Шкурко) расстрелян в 1937 г. Архимандрит Афанасий (Егоров) расстрелян в 1937 г. Иеромонах Феофан (Адаменко) расстрелян в 1937 г. Из скорбного списка оставался лишь один – епископ Николай (Могилевский) , который был освобожден и возглавил Алма-Атинскую кафедру. (Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 105–128.) 103 Ответ с благодарностью И. Сталина был отправлен 22 февраля 1944 г. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 404. Л. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А что дошло до наших дней из трудов святителя Альдгельма? Что осталось от его кельтского энтузиазма и английской преданности, с какими он миссионерствовал? Увы, творения святителя Альдгельма, которые в I тысячелетии усердно читались и изучались не только в Англии, но и – благодаря миссиям – в германских землях, с приходом норманнов были забыты. Как писал Майкл Лапидж в книге «Альдгельм: Поэтические творения»: «Только с норманнским завоеванием, когда традиции английского образования были заменены норманнскими традициями, влияние святого Альдгельма пошло на спад… Только в XII веке его поэтическое поучение “О девстве” перестало быть популярным». Но, несмотря ни на что, произведения святителя Альдгельма сохранились, и их можно читать на современном английском языке. Кроме письменных творений, сохранились мемориалы святому Альдгельму в память о его усердном миссионерском служении в тех местах, где святой строил церкви и где в его честь устанавливались кресты. Такими местами являются Мальмсбери, Фром, Брэдфорд-на-Эйвоне, Уорхем, Шерборн и Сент-Элделмс-Хед. Несомненно, графства Дорсет, Сомерсет и Уилтшир особенно связаны с этим святым. Четыре древние церкви освящены во имя святого Альдгельма: в Даултинге и Бродвее графства Сомерсет, а также в Мальмсбери и Бишопстроу графства Уилтшир. Деревня Бишопстроу хранит древнюю традицию, связанную со святителем Альдгельмом. Однажды, когда святой пришел сюда проповедовать, он воткнул в землю свой посох, сделанный из ясеня. Он так долго проповедовал, что за это время посох пустил корни, и святой решил оставить его на этом месте. Со временем из него выросло дерево, и место это стало называться Бишопс-Три («Дерево епископа»), или Бишопстроу – на современный лад. Возможно, на самом деле и не было никакого посоха, а под корнями имеются в виду слова жизни, проповеданные святым епископом. Память о святителе Альдгельме сохраняет и милый старинный город Мальмсбери, названный так в честь святого. Здесь жители прогуливаются по лугу святого Альдгельма, где когда-то проходила ярмарка святого Альдгельма. Рядом находится колодец святого Альдгельма, а паломники переходят мост через реку Эйвон на том месте, где святой когда-то играл на арфе, пел и проповедовал. Поблизости до сих пор существуют остатки построенного святым Альдгельмом монастыря. Это место святое, оно освящено молитвами угодника Божиего, который в течение своей молитвенной и постнической жизни видел целый сонм других святых – своих современников, бывших словно живой гобелен, сотканный Святым Духом. Это Мэлдуб Ирландский, Феодор Тарсийский, Адриан Африканец, Иоанн Беверлийский, Кэдвала, Ине и Этельбурга Уэссексские, Эркенвальд Лондонский, Хильделита Баркингская, Сергий Сириец , Хедда Винчестерский, Бритвальд Кентерберийский, Кутбурга и Квенбурга Уимборнские и Эгвин Вустерский.

http://pravoslavie.ru/35589.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010