А что же происходило в Уэссексе? Вскоре после того, как Агильберт покинул Уэссекс, Вине был изгнан из королевства. Он купил себе епископство в Лондоне, где служил до конца своих дней. Кафедра в Уэссексе вдовствовала в течение многих лет. Наконец король Кенвал понял, что народ, лишенный духовного окормления, может навеки лишиться Божиего благословения. По просьбе Кенвала святитель Агильберт отправил в Уэссекс из Галлии своего родственника Леутера, который стал епископом Винчестера. Леутер, как пишет святой Беда, «много лет правил епископством западных саксов с тщанием и умеренностью, всегда советуясь с Синодом». После Леутера епископом Винчестера стал святитель Хедда, при котором начался расцвет церковной жизни в Уэссексе. После смерти святого Хедды в 705 году Винчестерская епархия была разделена на две части. Новым епископом Винчестера стал Даниил, а епископом новообразованной Шерборнской епархии стал святитель Альдгельм. В то самое время в Уэссексе набирало силу миссионерское движение. Величайшим миссионером, выходцем из Уэссекса, стал апостол Германских земель святой Бонифаций. Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Согласно некоторым источникам, святой Бирин был франком или даже ирландцем по происхождению. Хедда Винчестерский, святитель († ок. 705; память 7/20 июля). Святой Хедда родился на севере Англии и обучался в монастыре Уитби. Затем он принял монашество, стал игуменом, а в 676 г. святитель Феодор Кентерберийский посвятил его в епископа Винчестера. Святитель Хедда был епископом почти 40 лет. Его очень ценили за мудрость и рассудительность. Святитель был незаменимым советником короля Ины. Святой Хедда был большим благотворителем монастырей Мальмсбери и Гластонбери и, возможно, совместно со святым королем Иной заново учредил последний из них, где, по данным Уильяма Мальмсберийского, стояла каменная пирамида с посвящением Хедде. Он также перенес мощи святого Бирина в Винчестер. Святой Хедда преставился мирно в Винчестере, и от его мощей происходили многочисленные исцеления людей и даже скота. Святой Беда Достопочтенный, любивший этого святого, писал: «Хедда был мужем добрым и праведным, чья жизнь и епископство более следовали его любви к добродетели, нежели книжной премудрости». По свидетельству того же Беды, даже от тонкой пыли, выходившей из-под земли на месте погребения святителя, происходили исцеления от тяжких болезней.

http://pravoslavie.ru/39191.html

В Англии не менее 135 церквей освящены во имя святителя Кутберта (из них 83 – древние!), что указывает на его особое почитание . В Шотландии, где также велико почитание этого угодника, ему посвящено не менее 17 храмов . Большая часть освященных во имя святого Кутберта церквей расположены в шести северных графствах Англии, а остальные разбросаны по всей стране и есть даже в таких отдаленных от севера районах, как Сомерсет, Корнуолл и Восточная Англия. Посвященные св. Кутберту церкви есть и в других странах, например Канаде и Австралии. Православный храм в городе Дарем (приход Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Сурожская епархия), расположенный недалеко от собора, где почивают мощи Кутберта, также освящен в его честь. Святителю Кутберту составлены православные служба и акафист на английском языке. Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Перевод публикуется с некоторыми сокращениями. Преподобная Эльфледа из Уитби (653–714; память 8 февраля) была дочерью нортумбрийского короля Освиу и святой Энфледы. Она стала игуменьей в Уитби после своей матери. Была одной из самых влиятельных, мудрых, опытных игумений и наставниц своего времени. Маленький островок Кокет находится немного северо-восточнее побережья Нортумбрии. В настоящее время не населен. Здесь сохранились руины средневекового монастыря, часть которых сейчас входит в конструкцию маяка. Альдфрид был сыном короля Освиу и преемником короля Эгфрида. Он правил королевством Нортумбрия с 685 по 705 г. Имеется в виду святитель Феодор (602–690; память 19 сентября), грек по национальности. Был архиепископом Кентерберийским с 668 по 690 г. Он упорядочил церковную жизнь в Англии, создал школу-семинарию в Кентербери, осудил ересь монофелитства в Англии и примирил живших в то время на территории этой страны народов. Ныне Карлайл – город на северо-западе Англии, административный центр графства Камбрия. Мф. 26: 41. Здесь, как и в предыдущей главе, имеется в виду вдова короля Эгфрида королева Эрменбурга. Святой Герберт († 687; память 20 марта) много лет отшельничал на островке среди озера Дервентуотер (ныне в графстве Камбрия). Этот островок по сей день называется островом святого Герберта. На нем сохранились остатки его кельи и часовни. Начиная с XIV в. на острове святого Герберта ежегодно служилась месса.

http://pravoslavie.ru/52636.html

В нем главное внимание обращено не на нравственный вред, наносимый грехом человеку, а на удовлетворении за грех , которое человек должен принести Богу, чтобы получить прощение. Как и его предшественники, Ансельм утверждал, что любой грех с необходимостью требует или удовлетворения, или какого-либо наказания. «Невозможно, чтобы Бог терял Свою честь, поэтому или грешник добровольно отдаст то, что должен, или Бог возьмет силой» . Очень ярко и скоро следы национального влияния на канонические санкции проявились у германцев, для правовых традиций которых была характерна идея денежных штрафов как оптимального способа искупления вины. Император Карл Великий (800-814), будучи не в силах бороться с этими явлениями, легализовал данную практику как каноническую. В короткое временя это привело к повсеместной замене обычных церковных наказаний штрафами. Напрасно Шалонский собор 813 г. требовал совершенно искоренить этот нарождающийся церковный обычай – его призывы ни к чему не привели. И к началу X века все епископии на Западе практиковали систему денежных выкупов. Но, вероятно, еще легче штраф как способ искупления вины за совершение наказуемого Церковью поступка закрепился в Британии и благочестивой Ирландии. Там национальные традиции, вследствие чрезвычайной удаленности понтификов и невозможности для них контролировать церковный быт островитян, быстро взяли верх над континентальными практиками. И если Италия еще как-то сопротивлялась денежным заменам покаянию, то в британских церковных общинах они прижились «намертво». Уже в V столетии Собор в Ирландии под руководством св. Патрика (память 30 марта) принял соответствующие правила. А впоследствии им следовали св. Феодор Кентерберийский (память 19 сентября), св. Беда Достопочтенный (память 27 мая), причисленный к лику учителей Церкви, и король Уэссекса Эгберт (802-839) . Как известно, впоследствии эта идея разовьется в целое учение об индульгенциях как закономерном следствии «нормированного воздаяния». Нельзя сказать, будто Востоку учение об удовлетворении было совершенно чуждо.

http://bogoslov.ru/article/6028630

В «Прологе» к житию преподобный Беда, обращаясь к «епископу Эдфриду (Линдисфарнскому; † 721; память 4 июня), всей его пастве и нашей братии – всем, кто служит Христу на острове Линдисфарн», уверял: «В своем исследовании жизни и дел святого Кутберта я ничего не писал без тщательной проверки из самых надежных источников. Надежные свидетели жизни святого отца Кутберта переписывали сведения о жизни святого, передавали их из рук в руки, рассказывали мне, и я все записывал. У одних людей я узнавал, что происходило в начале жизни святого человека Божия, потом расспрашивал других, кто знал середину и конец его славной жизни. Когда моя работа подходила к концу… я часто отдавал ее на тщательную проверку преподобнейшему брату нашему священнику Херефриду и другим рабам Божиим, кто хорошо знал жизнь этого Божиего человека и говорил с ним. Мною было допущено несколько ошибок в житии – по их совету они были аккуратно исправлены. Итак, каждая малейшая неточность была удалена. Я заботился, чтобы писать только все то, в истинности чего был уверен». Плач. 3: 27–28. 1 Цар. 3: 7. Святитель Трумвин,епископ пиктов († ок. 704; память 10 февраля). Святитель Феодор Кентерберийский и король Эгфрид назначили Трумвина первым епископом в провинции южных пиктов в Шотландии в 681 г. В то время пикты уже покорились англам. Святитель Трумвин сделал центром своей епархии новый монастырь Аберкорн рядом с заливом Ферт-оф-Форт в Шотландии. В 685 г. король Эгфрид был убит пиктами, восстановившими свою независимость, и святителю Трумвину вместе со всей братией пришлось удалиться из монастыря. Таким образом, святитель Трумвин был первым и последним епископом Аберкорна в Шотландии. Он затем остановился в прославленном двойном монастыре Уитби в Англии, жил здесь во время игуменств святой Эльфледы и святой Энфледы, подавая пример подлинной монашеской жизни. Святой Трумвин прожил в Уитби много лет, как пишет преподобный. Беда, «в воздержании – к пользе не только своей, но и многих других». Для святой Эльфледы святой Трумвин был помощником в управлении монастырем и верным утешителем. Он был похоронен в храме святого Петра в Уитби. Святитель Трумвин был другом святителя Кутберта Линдисфарнского и преподобного Беды Достопочтенного.

http://pravoslavie.ru/52622.html

В свою очередь не проявляло интереса к православию и англиканство, долго и сильно протестантствовавшее и даже не чуждое чисто Кальвинских симпатий и стихий. Но оно доселе твердо и памятует, что «Англиканская Церковь первого периода была частию нераздельной Вселенской Церкви и что одним из раннейших Архиепископов Кентерберийских был грек, Феодор Тарсийский († 690 г.), которому эта Церковь и страна обязаны первою систематическою организацией своей религиозной жизни» (Rt. Rev. Bp. of Gloucester Arthur C. Headlam, The Church of England, London, 1924, p. 25). Естественно, что англиканство традиционно тяготело к Православному Востоку и не чуждалось связей с ним при встречавшихся возможностях. К сожалению, последние были слишком редки, случайны и не принципиальны. Более решительные стремления этого рода обнаруживаются лишь в 30-х годах XIX столетия, когда с «церковным возрождением Англии» в так называемом «Оксфордском» или «трактарианском движении» почувствовалась внутренняя потребность найти опору и оправдание для «кафолизации» англиканства в священных богопреданных сокровищах Православной Апостольской Церкви. Тем не менее и после сего не имелось точного и подробного осведомления касательно англиканской догматики и церковной практики. Не было верных данных ни для категорических суждений, ни для положительных действий. И мудрейший Митрополит Московский († 1867, XI, 19) Филарет (Дроздов) не решился здесь пойти дальше «немалого сомнения», «не пресеклось ли (в англиканстве) с прекращением веры в действительную силу Апостольского рукоположения и внутреннее действие сего рукоположения, хотя и сохранился вид рукоположения». Дальнейшему фактическому сближению обеих сторон способствовали некоторые особенные обстоятельства. Для англиканства таковым был печальный крах упорных усилий к примирению с Римом, когда Папа Лeb XIII буллою Apostolicae curae от 13 сентября 1896 года объявил англиканские посвящения «совершенно недействительными и вполне ничтожными». Это заставило англикан искать для себя «кафолической» опоры в Восточном Православии. Именно с этого времени особенно развивается благословенная деятельность великого христианина Mr. William John Birkbecke, по-русски Ивана Васильевича Биркбека, который непосредственным поприщем избрал для себя Православную Россию и до самой преждевременной кончины своей († 1916 – V. 27) усердно и успешно трудился над объединением чрез нее англиканства с православием 3439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Важен не столько личный аскетизм, который выделяет монаха из среды других, сколько умение жить в общине, подчиняться ее законам, выполнять общие для всех послушания. Согласно этому уставу, у монаха есть три главных дела: отречение от своей воли, молитва , труд. Питание монаха-бенедиктинца, по Дж.Райэну, «шокировало бы египетских пустынников и было бы невероятным для слуха ирландских отшельников» 58 : ежедневно около 400 грамм хлеба, два блюда вареной горячей пищи, на третье – фрукты или свежие овощи, около 300 грамм вина. Большую часть года братия могла спать по 8 часов в сутки, летом 5–6 часов ночью, а также како-то время днем. Одежда должна была быть более теплой зимой, более легкой летом, подходить по размеру. В отличие от ирландского монаха, для которого идеальным состоянием была крайняя нищета, монах-бенедиктинец имел два плаща, обувь, носки, прочие необходимые вещи. Снисхождение к немощам человеческой природы казалось кельтам-христианам изменой монашеским идеалам, почти ересью. Противопоставление кельтской и римской традиции повлияло на круг интересов Беды. Кельтская тема присутствует в наиболее известном из его произведений – в «Церковной истории англов». Несмотря на то, что Беда был воспитан в римской традиции, он с большим уважением и теплом пишет о кельтских святых, в частности, об Айдане, просветителе Нортумбрии, хотя и оговаривается, что знает о его заблуждениях. «Житие св. Катберта» также посвящено рассказу о человеке, воспитанном в традициях кельтского христианства. К тому же в основу жития легло произведение неизвестного линдисфарнского монаха, который, как и Катберт, придерживался кельтской монашеской традиции. Другим культурным и религиозным явлением, которое произвело настоящий переворот в жизни древней Англии, была деятельность Феодора Тарсийского и его единомышленников. Феодор Тарсийский был прислан из Рима как архиепископ Кентерберийский и возглавлял Английскую Церковь с 669 по 690 год. Его спутниками и помощниками были Адриан, уроженец провинции Африка, и нортумбриец Бенедикт Бископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Второй собор никейский позволял аввам, если они были пресвитеры, рукополагать низшее духовенство своих монастырей 2858 . Правило это было принято и на Западе, и вследствие как этого, так и других обстоятельств, дело дошло до того, что обитатели монастырей были уже не миряне, как это было в прежнее время, а за весьма немногими исключениями принадлежали к какой-нибудь степени иерархии. Возраст, требовавшийся для допущения в монашескую общину, определялся различно. Трулльский собор постановляет, чтобы он был не менее десятилетнего 2859 . Феодор Кентерберийский назначал пятнадцать лет в качестве возраста для монахов, и шестнадцать или семнадцать для монахинь 2860 . Капитулярии от 789 года возобновляют древние африканские правила, запрещающие прием женщин раньше двадцатипятилетнего возраста, если только для этого нет каких-либо особых причин 2861 . Но кроме тех, кто принимали обеты за самих себя, родители могли обрекать на монашеское состояние своих детей, и в этом случае, как и в других, не было никакой возможности для уклонения от его обязательности. Карл Великий впрочем старался положить некоторый предел подобному обычаю, повелевая, что во исполнение канонов, девицы не должны быть посвящаемы в монашество пока не достигнут возраста, достаточного для понимания своего решения 2862 . Встречается много постановлений против допущения крепостных в монастыри, без согласия их господ, и свободных людей без позволения государя. Не необычным делом было в это время пользоваться удалением от мира как ложным предлогом для избегания военной службы. С целью пресечь это злоупотребление, Карл Великий постановил в 805 году, что те, кто оставляли мир, должны были жить строго согласно с уставом, в качестве ли каноников, или в качестве монахов. Хотя соблюдение одного и того же устава было уже связью, объединявшей между собой различные монашеские общины, однако же более тесной связи между ними еще не существовало на Западе. Некоторые из более значительных монастырей имели особые кельи или скиты, находившиеся в зависимости от них; но за исключением этих, весьма ограниченных случаев, между различными монашескими учреждениями не было никакого внутреннего соотношения, и не было какого-либо подчинения многих общему главе, как это было в системе св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Готовность, с которой указ Филиппика был принят Восточными епископами и духовенством, можно считать не только знаком их раболепства, но и указанием на то, что монофелитская партия в то время обладала значительной силой. Общественное исповедание монофелитства, однако же скоро исчезло, и его единственными приверженцами сделалась Маронитская община в Сирии. Монастырь, посвященный святому, по имени Марон 2477 , стоял между Апамеей и Емесой уже в VI столетии, и в конце VII-ro находился под управлением другого Марона, умершего в 701 году. Название маронитов, первоначально принадлежавшее членам этого монастыря, постепенно распространилось на всех жителей округа Ливанского, население которого состояло главным образом из лиц, бежавших от сарацинского завоевания. Среди них удерживались монофелитские мнения, и в то время, как другие христианские общины Сирии имели каждая свою политическую привязанность, причем иаковиты держались магометанских завоевателей, а православные (или мелхиты) императора, марониты сохраняли свою независимость вместе со своим своеобразным учением и при преемниках Марона, которые называли себя патриархами Антиохии. Так эта община продолжала существовать до тех пор, пока в век крестовых походов (1182 г.), она не подчинилась латинскому патриарху Антиохии и не присоединилась к Римской церкви 2478 , которая в позднейшие времена обязана была маронитам многими учеными лицами 2479 . Глава 25. Западная церковь от смерти Григория Великого до папы Григория II (604–715 гг.) Папство в VII -ом столетии – Испанская церковь – Завоевание Испании арабами – Состояние дел во Франции – Дагоберт – Леодегар Аутунский – Ирландская церковь – История христианства в англосаксонских королевствах – Церковь в Англии – Шотландские миссионеры – Римские и Шотландские церковные обычаи – Конференция в Витби – Вильфрид – Архиепископ Кентерберийский Феодор – Установление римских обычаев в Англии – Искусство и ученость – Монашество в Англии – Беда Достопочтенный – Альдгейм и Цедмон – Христианство в Германии и соподчиненных ей странах – Обращение баварцев – Христианство в Тюрингии – Миссионерская деятельность Аманда Аквитанского – Ливин и Елигий – Миссионерская деятельность Вульфрама во Фризии – Деятельность Экберта и Виллиброрда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в дальнейшем архимандрит Порфирий публиковал свои исследования об Эфиопской Церкви на страницах Трудов КДА. Ему принадлежат такие статьи, как “Восток христианский. Богослужение абиссинов. Чин крещения и миропома­зания в эфиопском требнике” 31 , “Апостольская литургия Александрийской Церкви, сохранившаяся у эфиопов в Апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском” 32 . Но особого внимания заслуживают записки отца Порфирия под названием: “Восток христианский. Участие России в судьбе Абиссинии” 33 , где он сделал по­пытку наметить пути сближения Русской и Эфиопской Церквей. Это сочинение архимандрит Порфирий, как и прежде, написал по просьбе обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Толстого. Оно представляло собой комментарии на ряд служебных записок, переданных отцу Порфирию из Министерства иностранных дел для отзыва. Это сочинение было закончено в Петербурге, “1862 года 29 мая, в полночь, в Александро-Невской Лавре” 34 , и на следующий день, 30 мая отец Порфирий пред­ставил свои материалы новому обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Ахматову. По словам отца Порфирия, в этой записке были “выражены начала Православия, дающие правильный ход церковному управлению и церковной дипломатии” 35 . Отвечая на вопрос о том, как Русская Православная Церковь может достиг­нуть большего единства с Эфиопской Церковью, отец Порфирий обратил внимание на то обстоятельство, что в ло­не Эфиопской Церкви зрело стремление к получению автокефалии. “Крещенный во имя Христово, царь Феодор (Теод­рос — а. А.) видимо желает утвердить независимость Абиссинской Церкви от коптского патриарха в Каире и учредить новую иерархию, — писал отец Порфирий и развивал далее свою мысль. — Когда это желание созреет в нем, тогда он обратится или к римскому папе, или к православным патриархам, или к эллинскому и нашему Синоду, или к Кентерберийскому архиепископу, и будет просить кого-либо из них рукопо­ложить епископов в Аксум, Гондар, Тегулет и в другие города свои. Это обстоятельство, само по себе важное, так благоприятно для воссоединения Абиссинской Церкви с нашей, что нам надобно воспользоваться им без отлагательст­ва, в видах расширения и прославления нашей святой Церкви и укоренения благотворных начал ее в абиссинском народе” 36 .

http://pravmir.ru/episkop-porfiriy-uspen...

И в дальнейшем архимандрит Порфирий публиковал свои исследования об Эфиопской Церкви на страницах Трудов КДА. Ему принадлежат такие статьи, как «Восток христианский. Богослужение абиссинов. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике» 31 , «Апостольская литургия Александрийской Церкви, сохранившаяся у эфиопов в Апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском» 32 . Но особого внимания заслуживают записки отца Порфирия под названием: «Восток христианский. Участие России в судьбе Абиссинии» 33 , где он сделал попытку наметить пути сближения Русской и Эфиопской Церквей. Это сочинение архимандрит Порфирий, как и прежде, написал по просьбе обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Толстого. Оно представляло собой комментарии на ряд служебных записок, переданных отцу Порфирию из Министерства иностранных дел для отзыва. Это сочинение было закончено в Петербурге, «1862 года 29 мая, в полночь, в Александро-Невской Лавре» 34 , и на следующий день, 30 мая отец Порфирий представил свои материалы новому обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Ахматову. По словам отца Порфирия, в этой записке были «выражены начала Православия, дающие правильный ход церковному управлению и церковной дипломатии» 35 . Отвечая на вопрос о том, как Русская Православная Церковь может достигнуть большего единства с Эфиопской Церковью, отец Порфирий обратил внимание на то обстоятельство, что в лоне Эфиопской Церкви зрело стремление к получению автокефалии. «Крещенный во имя Христово, царь Феодор (Теодрос – а. А.) видимо желает утвердить независимость Абиссинской Церкви от коптского патриарха в Каире и учредить новую иерархию, – писал отец Порфирий и развивал далее свою мысль. – Когда это желание созреет в нем, тогда он обратится или к римскому папе, или к православным патриархам, или к эллинскому и нашему Синоду, или к Кентерберийскому архиепископу, и будет просить кого-либо из них рукоположить епископов в Аксум, Гондар, Тегулет и в другие города свои. Это обстоятельство, само по себе важное, так благоприятно для воссоединения Абиссинской Церкви с нашей, что нам надобно воспользоваться им без отлагательства, в видах расширения и прославления нашей святой Церкви и укоренения благотворных начал ее в абиссинском народе» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010