И в дальнейшем архимандрит Порфирий публиковал свои исследования об Эфиопской Церкви на страницах «Трудов Киевской духовной академии». Ему принадлежат такие статьи, как «Восток христианский. Богослужение абиссинов. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике» 34 , «Апостольская литургия Александрийской Церкви, сохранившаяся у эфиопов в апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском» 35 . Но особого внимания заслуживают записки о. Порфирия под названием: «Восток христианский. Участие России в судьбе Абиссинии» 36 , где он сделал попытку наметить пути сближения Русской и Эфиопской Церквей. Это сочинение архимандрит Порфирий, как и прежние, написал по просьбе обер-прокурора Св. Синода А.П. Толстого. Оно представляло собой комментарии на ряд служебных записок, переданных о. Порфирию для отзыва из Министерства иностранных дел. Это сочинение было закончено в Петербурге, «1862 года 29 мая, в полночь, в Александро-Невской Лавре» 37 , и на следующий день, 30 мая, о. Порфирий представил свои материалы новому обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову. По словам о. Порфирия, в этой записке были «выражены начала Православия, дающие правильный ход церковному управлению и церковной дипломатии» 38 . Отвечая на вопрос о том, как Русская Православная Церковь может достигнуть большего единства с Эфиопской Церковью, о. Порфирий обратил внимание на то обстоятельство, что в лоне Эфиопской Церкви зрело стремление к получению автокефалии. «Крещенный во имя Христово, царь Феодор видимо желает утвердить независимость Абиссинской Церкви от коптского патриарха в Каире учредить новую иерархию, – писал о. Порфирий и развивал далее свою мысль: – Когда это желание созреет в нем, тогда он обратится или к римскому папе, или к православным патриархам, или к эллинскому и нашему Синоду, или к Кентерберийскому архиепископу, и будет просить кого-либо из них рукоположить епископов в Аксум, Гондар, Тегулет и в другие города свои. Это обстоятельство, само по себе важное, так благоприятно для воссоединения Абиссинской Церкви с нашей, что нам надобно воспользоваться им без отлагательства, в видах расширения и прославления нашей святой Церкви, и укоренения благотворных начал ее в абиссинском народе» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Как и на Востоке, на Западе получили распространение сборники правил о покаянии, так называемые пенитенциалы, подобные греческим канонариям. Впервые они появились в Ирландии и Британии. Грек Феодор из Тарса, посланный папой Виталианом в 7 в. к англосаксам и поставленный на Кентерберийскую кафедру, занялся приспособлением греческих и латинских покаянных правил к особенностям Британии. Из этой его деятельности возникла целая группа англо-саксонских пенитенциалов. С Британских островов пенитенциалы были перенесены во Франкское королевство монахами Колумбаном и Куммеаном, образовав здесь новую группу франкских пенитенциалов. 11. Источники и сборники церковного права Византии 10–15 в. 11.1. Постановления Соборов, патриархов и епископов. Канонисты началом нового периода в истории церковного права считают время издания Номоканона в редакции патриарха Фотия – 883 г. В эту эпоху, около двух столетий спустя, произошло отделение Римской Церкви от Вселенского Православия. Вселенские Соборы на Востоке уже не созываются. Западные соборы, почитающиеся там Вселенскими, не признаются таковыми Православной Церковью. Правовые определения Поместных Соборов, даже если они и получают общецерковное признание, не включаются в основной канонический кодекс Церкви, который рассматривается как уже завершенный, – его составляет Синтагма Фотиева Номоканона. Константинопольская кафедра оставалась первенствующей на православном Востоке, но разгром Византии крестоносцами (1204), территориальное умаление империи, теснимой турками, неоднократные попытки заключить унию с Римом подрывают ее авторитет в глазах православных негреческой национальности. В этот период появляются Православные Церкви у славянских народов – русских, болгар, сербов, получивших крещение от Византии. Главным законодательным учреждением Православной Церкви в рассматриваемый период, когда Поместные Соборы созывались нерегулярно и редко, стал Синод эндимуса Константинопольского Патриархата, так называемый домашний собор, участники которого отбирались из архиереев, оказавшихся по разным делам в столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но этот ревностный поборник римских обычаев предпочел получить свой сан из Йорка, который Григорий Великий избрал седалищем архиепископии, чем получить его от шотландского учреждения Линдисфарна, и так как епископы Англии все более или менее имели шотландское и ирландское рукоположение, то он и не удовлетворился принятием своего посвящения от их рук. Вследствие этого он отправился во Францию, где и был с большой торжественностью посвящен Агильбертом, в то время епископом Парижским, в сослужение с двенадцатью другими прелатами. При его возвращении в Англию, судно, на котором он ехал, село на мель на берегу Суссекса. Дикие языческие жители бросились грабить судно, предводимые жрецом, который, «подобно другому Валааму», стоял на возвышенной местности, произнося свои заклинания и проклятия. Но жрец был убит камнем из пращи, матросы отразили три нападения, и когда нападающие готовились к четвертому приступу, возвратившийся прилив поднял судно, которое после этого и прибыло благополучно в Сандвич. Вильфрид нашел, что его сомнения касательно рукоположения стоили ему дорого, потому что во время его отсутствия Нортумбрский король передал его епископию Цеадде (или Чаду), который был посвящен в Англии и вступил на свою кафедру. Поэтому Вильфрид удалился в свой Рипонский монастырь, где оставался в течение нескольких лет, за исключением того времени, когда он был приглашаем исполнять епископские обязанности в каком-либо вакантном или необеспеченном диоцезе, В 664 году (том же самом году, в котором происходило совещание в Витбае) великая моровая язва похитила первого туземного архиепископа Кентерберийского, Фритону, который, по своему возведении на кафедру, принял имя Адиодата или Деусдедита (Богоданного). Короли Нортумбрии и Кента согласились послать пресвитера, по имени Вигарда, в Рим для посвящения на приматство; но Вигард умер там, и папа Виталиан, по-видимому в удовлетворение просьбы от этих королей, избрал для занятия этого места Феодора (668 г.), уроженца Тарса. Феодор был уже 66-ти лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в свое время сборник произвел целый переворот в праве Западной Церкви. Именно начиная с этого сборника декреталы Римских первосвященников стали по важности занимать первое место среди источников церковного права. При решении трудных вопросов определения Римских пап с этих пор получают решающее значение. Недаром В. Н. Бенешевич писал, что в области церковного права великий раскол произошел в IX веке, когда на Востоке появился «Номоканон» в редакции Патриарха Фотия, а на Западе - сборник Лже-Исидора. Несколько ранее появления Лжс-Исидоровой компиляции, в 827 г., аббатом Ансегизом был составлен Сборник капитуляров Франкских императоров Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотаря. Сборник состоит из 4 частей, две первые содержат законы императоров по церковным делам, две последние - по гражданским. Около середины IX века майнцский дьякон Бенедикт Левита, возможный составитель «Лже-Исидоровых декреталов,» составил три дополнительные книги капитуляров, якобы пропущенных аббатом Ансегизом. В действительности же это - лжекапитуляры, которые содержат в себе разнородный материал, почерпнутый из римского и германского обычного права, из Священного писания и творений Отцов Церкви, из канонических сборников, причем с фальсифицированными дополнениями и изменениями. Как и на Востоке, на Западе получили распространение сборники правил о покаянии, так называемые пенитенциалы, подобные греческим канонариям. Впервые они появились в Ирландии и Британии, Грек Феодор из Тарса, посланный папой Виталианом в VII веке к англо-саксам и поставленный на Кентерберийскую кафедру, занялся приспособлением греческих и латинских покаянных правил к особенностям Британии. Из этой его деятельности возникла целая группа англо-саксонских пенитенциалов. С Британских островов пенитенциалы были перенесены во Франкское королевство монахами Колумбаном и Куммеаном, образовав здесь новую группу так называемых франкских пенитенциалов. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/432362/

Однако, в своё время сборник произвёл целый переворот в праве Западной Церкви. Именно с него декреталы римских первосвященников стали по важности занимать первое место среди источников церковного права. При решении трудных вопросов определения римских пап с этих пор получают решающее значение. Недаром В. Н. Бенешевич писал, что в области церковного права великий раскол произошёл в IX веке, когда на Востоке появился «Номоканон» в редакции патриарха Фотия, а на Западе – сборник лже-Исидора» 117 . Несколько ранее появления лже-Исидоровой компиляции, в 827 году, аббатом Ансегизом был составлен «Сборник капитуляров Франкских императоров Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотаря». «Сборник» состоит из четырёх частей; две первые содержат законы императоров по церковным делам, две последние – по гражданским. Около середины IX века майцский диакон Бенедикт Левита возможный составитель «Лже-Исидоровых декреталов», составил три дополнительные книги капитуляров, якобы пропущенные аббатом Ансегизом. В действительности же это лжекапитуляры, которые содержат в себе разнородный материал, почерпнутый из римского и германского обычного права, из Священного Писания и творений отцов Церкви, из канонических сборников, причём с фальсифицированными дополнениями и изменениями. Как на Востоке, так и на Западе получили распространение сборники правил о покаянии, так называемые пенитенциалы, подобные греческим канонариям. Впервые они появились в Ирландии и Британии. Грек Феодор из Тарса, посланный папой Виталием в VII веке в англо-саксам и поставленный на Кентерберийскую кафедру, занялся приспособлением греческих и латинских покаянных правил к особенностям Британии. Из этой его деятельности возникла целая группа англо-саксонских пенитенциалов. С Британских островов пенитенциалы были перенесены во Франкское королевство монахами Колумбаном и Куммеаном, образовав здесь новую группу так называемых франкских пенитенциалов. 11. Источники и сборники церковного права Визании X – XV веков 11.1. Постановления Соборов, Патриархов и епископов. Императорские законы

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Особое значение в каноническом и историческом отношении имеют восточные покаянные номоканоны или епитимийники, называемые на Западе пенитенциалами. Древнейший из восточных покаянных номоканонов приписывается Константинопольскому патриарху Иоанну Постнику , жившему в конце VI века. Существенная черта покаянных номоканонов состоит в том, что долгосрочное публичное покаяние (с разделением на 4 степени), положенное канонами соборов и Отцов церкви (в особенности св. Василия Вел.), заменяется здесь краткосрочным не публичным или так. наз. тайным покаянием, усиленным добровольными подвигами благочестия, как то: молитвами, поклонами, постом, раздачей милостыни и т. п., при чем, сообразно с исполнением этих упражнений, соразмеряются и сокращаются самые сроки покаяния, следовательно в руководство при наложении епитимий принимается в соображение не столько точная объективная норма канонов, сколько субъективный принцип – душевное расположение и особенности кающегося. Не смотря на сомнения в подлинности и неодобрительные отзывы о снисходительности в смягчении епитимий, употребление покаянного номоканона, переведенного на разные языки народов, принявших христианство от греков (славянский, грузинский), упрочилось на практике. Восточные покаянные номоканоны оказали большое влияние на происхождение и развитие западных пенитенциалов. Так, в VII веке Феодор, архиепископ Кентерберийский, родом грек (из Тарсея † 690), пользовался номоканоном Иоанна Постника при составлении своего пенитенциала (liber poenitentialis). Б. Сборники церковных правил на Западе § 16. Сборник Дионисия Малого. Лжеисидоровы декреталы Древние собрания правил в западной церкви заключали в себе правила вселенских и поместных соборов восточной церкви в латинском переводе. Особую известность на Западе получил переводный сборник составленный монахом Дионисием Малым († 555), родом скифом. Сборник Дионисия, составленный по просьбе Солонского епископа Стефана, содержал в себе: 1) 50 правил Апост., до того времени неизвестных на Западе; 2) правила семи старших соборов – Никейского, Ангарского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Константинопольского 2-го вселенского – под одной общей нумерациею 165 пр.; 3) 27 правил Каледонского соб.: 4) 21 прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Патриарх со свойственной ему убежденностью продолжил эту тему: «Человек несет в себе самом драматическую вселенную. Пусть же в Церкви найдет он истинное свое место вблизи Бога, пусть научится он осуществлять с Богом синергию, творческую аскезу способную породить подлинную культуру, овладел жизнью, наполняя ее духом… Более, чем в чем–либо ином, человек нуждается в Церкви и в литургии… Он нуждается в том, чтобы ощущать Христа в себе, что бы за пределами храма быть свидетелем Христа… Он нуждается в том, чтобы непрестанное желание преображения обладало им, порождая в нем тягу к обновленному миру… Мы открываем здесь значение святейшего алтаря, ибо он созидает из богословия повседневный опыт, он освящает и озаряет любовь нерушимым образом». Эти дни проходили под знаком ностальгии о неразделенной Церкви, с желанием выявить то присутствие, которое соединяет и создает общую почву под ногами. «Ваше прибытие сюда, — сказал архиепископ патриарху 10 ноября, — возвращает нашу память к тем связям, которые соединяют христианский мир Востока с христианством Запада; они куда древнее, чем несчастные наши разделения… Когда святой Августин принес начатки веры на берега Англии, традиции Востока и Запада еще не имели тех различий, и мы с радостью вспоминаем, что один из великих наших Кентерберийских архиепископов Феодор Тарский был греком». Поэтому патриарху было предложено занять трон святого Августина, и потому был отслужен молебен Мартину Турскому и Иоанну Златоусту, святым неразделенной Церкви. Завершая свой визит, патриарх сказал: «Девять веков бесконечных споров в конце концов оледенили любовь в наших сердцах и затемнили сознание единства Церкви. В древней неразделенной Церкви существовали определенные различия в истолковании самых основ веры… Тем не менее, общение между Церквами не прерывалось». Четвертая генеральная ассамблея Всемирного Сонета Церквей собралась в Упсале, в Швеции с 4 по 19 июля 1968 года. Она включала в себя паломничество к могиле Натана Зёдерблома, стоявшего у истоков движения Life and Action , которое в рамках Совета стало носить имя Faith and Order .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Покаянник, приписываемый Феодору Кентерберийскому, считает одним из пунктов различия между восточными и западными монахами между прочим то, что в то время, как латиняне имели рабов, греки не имели их. Восточные монахи сами исполняли работы, которые на Западе сваливались на рабов. При вступлении в монашескую жизнь, владетельные лица обыкновенно освобождали своих рабов, и некоторые учители, как Исидор Пелусиот , в V столетии 2925 , и Феодор Студит в IX-м, подвергали сомнению, или даже совершенно отрицали законность иметь такую собственность 2926 . На Западе по временам также бывали случаи подобного рода. Так, Вильфрид, овладев островом Селсеем, освободил всех крепостных, привязанных к земле, и Бенедикт Анианский, идеи которого главным образом заимствованы были из восточных монашеских уставов, получая в дар землю для своих монастырей, отказывался принимать с ней крепостных 2927 . Почти в том же духе было постановление собора халхитского, в 816 году, по которому епископ при своей смерти должен был освобождать тех из своих английских рабов, которые были низведены в рабство при нем 2928 . Но обычная практика на Западе была совершенно иною. В случаях приношения земли церкви рабы обыкновенно переходили к ней вместе с землей, как и в других сделках. Епископы, в интересах собственности своих церквей, были удерживаемы от освобождения принадлежащих им крепостных; 4-ый собор толедский (в 633 г.) объявил такое освобождение ограблением церкви; он постановил, что следующий епископ должен восстановить свое право над всеми лицами, которых его предшественник так незаконно освободил, и что всякий епископ, желающий освободить раба, должен вознаградить церковь подставлением другого вместо него 2929 . Один более ранний собор (агдийский, от 506 года) также ограничил право епископов отчуждать рабов и в духе, совершенно противоположном восточным принципам, запрещал монахам отпускать своих рабов на волю, «дабы они не праздновали в то время, как монахи работают» 2930 . Бывали даже случаи, что некоторые лица, в духе ли ошибочного благочестия, или из соображения выгод и невыгод этих двух состояний, добровольно отдавали себя в своих подчиненных в рабство какой-либо церкви, и для утверждения такого акта существовали особые формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобная Эльфледа из Уитби (653–714; память 8 февраля) была дочерью Нортумбрийского короля Осви и святой Энфледы. С детства «царственная дева Эльфледа» (преподобный Беда) решила посвятить свою жизнь Богу. Ее отдали в монастырь Хартлпул, где ее воспитывала святая игумения Хильда. Через некоторое время Эльфледа переехала в Уитби вместе со святой Хильдой, где стала игуменией после своей матери святой Энфледы. Была одной из самых влиятельных, мудрых, опытных игумений и наставниц своего времени. Святая Эльфледа была сильной в церковных делах, она примирила святых Вилфрида Йоркского и Феодора Кентерберийского. Святых Кутберта, Трумвина и Вилфрида «ревностная наставница» (преподобный Беда) считала своими друзьями. Однажды святая Эльфледа и одна из ее монахинь исцелились от сильной головной боли от пояса святого Кутберта. Святая неоднократно беседовала с этим святым о глубинах духовной жизни. Святой Кутберт заранее предсказал ей смерть ее брата короля Эгфрида в бою с пиктами в 685 г. Нетленные мощи святой Эльфледы были обретены в 1024 г. Преподобная Мильдреда Танетская († ок. 700, по другим сведениям – 716 или 732; память 13 июля) – одна из трех дочерей святой Эрменбурги из Минстера на острове Танет в Англии. С детских лет святая стремилась к монашеской жизни. По преданию, она обучалась в монастыре Шель во Франции, где претерпела много унижений и издевательств от игумении, выказывая истинную веру и смирение. Вернувшись в Англию, она ступила на берег в месте под названием Эббсфлид, где на большом камне навсегда остался отпечаток ступни святой. Впоследствии от этого камня в монастыре происходило много чудес исцеления. Святая Мильдреда вступила в основанную ее матерью бенедиктинскую обитель на острове Танет (постриг над ней совершил святитель Феодор Кентерберийский) и позднее стала второй настоятельницей в этом монастыре после святой Эрменбурги. Совершала много чудес. Однажды бес погасил ее свечу ночью, а ангел тут же ее зажег. Святая Мильдреда была покровительницей диких гусей. Преставилась после длительной тяжкой болезни.

http://pravoslavie.ru/34083.html

При освобождении Украины от немцев, епископ Никодим (Гонтаренко) оставлен был на покое в Почаевской лавре; архиепископ Симон в 1945 г. получил назначение на Полтавскую, а епископ Иов в том же году на Измаильскую кафедру. Епископы Вениамин (Новицкий) и Панкратий (Гладков) были арестованы НКВД и отправлены в сибирские концентрационные лагеря, где владыка Панкратий вскоре погиб. В 1944 г. Красная Армия почти безостановочно продвигалась на запад; исход войны был уже предрешен. Пасхальное послание пастве Святейшего Патриарха Сергия 1944 г. заканчивалось выражением благодарности Богу за Его благодеяния и призывом к молитве за всех, несущих крест служения Богу и ближним 434 . Почти все дни Страстной и Пасхальной седмицы Патриарх Сергий совершал богослужения. На призывы поберечь свое здоровье он отвечал: «Поди-ка, дождись следующей Пасхи». Своим чередом шли и труды Святейшего по текущему управлению Русской Православной Церковью. 14 мая 1944 г. Патриарх Сергий совершил в Ризоположенском храме хиротонию во епископа Можайского архимандрита Макария (Даева). Вечером он обсуждал с управляющим делами Патриархии протоиереем Н. Ф. Колчицким вопросы, связанные с предстоящим заседанием Синода. Святейший проснулся 15 мая в 6 часов. Но когда в 6 часов 50 минут его келейник архимандрит Иоанн (Разумов) вошел в спальню, он застал Святейшего бездыханным. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг. 16 мая останки Патриарха Сергия были перенесены для погребения из Патриархии в кафедральный Богоявленский собор. У собора гроб ожидала несметная толпа православного верующего народа. В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, составленное в начале Великой Отечественной войны. В согласии с волей почившего первосвятителя Священный Синод утвердил Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). Телеграммы и письма с выражением соболезнования по случаю кончины Святейшего Патриарха Сергия прислали Патриархи Константинопольский Вениамин, Александрийский Христофор, Антиохийский Александр, Иерусалимский Тимофей, Грузинский Каллистрат, Коптский Макарий; иерархи Московской Патриархии, совершавшие свое служение за рубежом: митрополиты Вениамин (Федченков) , Сергий (Тихомиров) , епископ Феодор (Текучев); архиепископы Кентерберийский и Йоркский, Совнарком СССР, посольства Великобритании, Канады и Китая в Москве, начальник французской военной миссии в Москве Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010