Отметим особый милосердный подход святителя к вопросам брака. Собор в Хертфорде, десять постановлений которого во многом повторили каноны IV Вселенского (Халкидонского) и других Соборов, постановил, в соответствии с Евангелием, что «ни один муж не может оставить свою жену, кроме как по причине ее прелюбодеяния». Но в «Пенитенциарии» святителю Феодору пришлось пойти на то, чтобы признать некоторые обстоятельства, при которых возможны развод и повторный брак . Эти обстоятельства таковы: взятие супруга в плен, принуждение к длительным физическим работам в качестве уголовного наказания и внезапное оставление одним из супругов другого навсегда. Понятно, что святитель Феодор, в характерной для его времени православной манере, ни коим образом не желал, чтобы была невозможной моральная жизнь тех, чья судьба была искалечена вследствие не их личных ошибок. Еще одним новшеством было то, что святитель Феодор подготовил не просто список епитимий за грехи, но и давал советы, как в таких ситуациях можно спастись. Он видел грех как болезнь души и знал, что им заражены мы все. Святитель Феодор был очень далек от формализма средних веков. На него повлияли не только греческие, но и кельтские практики. А источник у греков и кельтов был один – отцы-пустынники. Для кельтских и ирландских отцов монашества, как и для самого святителя Феодора, духовник – это врачеватель души, а епитимии – лекарства. Согласно архиепископу Эгберту Йоркскому, «так пошло со времени святителя Феодора, что не только клирики в монастырях, но и миряне со своими женами и семьями приходят к своим духовникам, очищают себя от грехов слезами, жизнью в общине, постами, всенощными, молитвами и милостыней в течение всех двенадцати дней до Рождества, а очистившись таким образом, получают святое причастие на праздник Рождества». Как много мы потеряли! В «Пенитенциарии» с его мудрыми решениями мы видим духовника, беспокоившегося, прежде всего, о спасении своих чад, совмещавшего строгость православного учения с любящим, пастырским снисхождением к слабым. И хотя святитель Феодор не писал эти постановления собственной рукой (у него, с его постоянными пастырскими и организационными поездками, проповедями, никогда не было времени что-либо писать), ученые все равно слышат в «Пенитенциарии» голос святителя Феодора – отсюда и его название.

http://pravoslavie.ru/32139.html

Св. Феодор почил о Господе в 690 г., и его тело долгое время оставалось нетленным. Под его руководством Английская Церковь обрела единство, которого не могли достичь разрозненные племенные королевства Британии. Учрежденная им система епархий остается основой церковного управления в Англии. Его почитали за умение управлять и за введенные им установления нравственного и канонического характера. «Церковная история народа англов» св. Беды приводит подробное повествование о жизни и трудах св. Феодора в бытность его архиепископом Кентерберийским (книги IV и V). Память св. Феодора совершается 19 сентября. Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский   Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником. Дунстан, молодой многообещающий ученый, отправился в Кентербери и поселился в архиепископском доме. Возможно, 4 сентября 925 года он присутствовал при помазании архиепископом на царство короля Этельстана в городе Кингстон-на-Темзе. Вскоре святой Дунстан был приближен к королевскому двору. Он имел возможность много общаться с приезжавшими из Европы, всегда находившими ласковый прием у короля. При дворе Дунстан преуспел во многих искусствах: изготовлении гобеленов, литье, музыке, живописи и поэзии. Но его талантливая натура возбудила зависть: он был оклеветан и удален от королевского двора. Святой Дунстан искал утешения в молитве. Он отправился в Гластонбери, а затем в Винчестер, где он близко сошелся со своим родственником – святым епископом Альфеджем. А в 936 году святой Дунстан решил дать обет безбрачия и посвятить всего себя монашеской жизни.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-velik...

Святитель Эдсиг (также Эдсин) – 33-й архиепископ Кентерберийский (1038 – ок. 1050). Последний перед норманнским вторжением и великой схизмой 1054 года православный архиепископ Кентерберийский, святой Эдсиг короновал на трон Эдуарда Исповедника, тем самым восстановив английскую королевскую династию. Святитель был большим патриотом. Как предполагают, он добровольно ушел на покой незадолго до своей кончины. Память его празднуется 28 октября. Пусть этот список святых предстоятелей вдохновляет всех нас. Обратим внимание, что многие из них были отшельниками, истинными монахами и даже национальными лидерами, хотя далеко не все они были коренными англичанами. И неплохо было бы нам, англичанам, добавлять к своему ежедневному молитвенному правилу следующую молитву: «Святые предстоятели Августин, Лаврентий, Меллит, Иуст, Онорий, Деусдедит, Феодор, Бритвальд, Татвин, Нотхельм, Кутберт, Брегвин, Янберт, Этельхард, Плегмунд, Ательм, Ода, Дунстан, Эльфрик, Альфедж, Этельнот и Эдсиг – молите Бога о спасении английской земли и английского народа!» Рейтинг: 7.4 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Евангелие святителя Августина хранится в библиотеке колледжа Корпус Кристи в Кембридже. – Здесь и далее примеч. пер. Лулл Майнцский, святитель († 787; память 16 октября). Сначала был монахом в английском монастыре Мальмсбери. Родственник святого Бонифация, апостола Германии, святой Лулл со временем перебрался в Германию, где стал проповедовать. В 751 году святой Бонифаций посвятил его во епископа. После мученической кончины святого Бонифация в 754 году Лулл стал его преемником. Святитель также основал в Германии несколько монастырей. скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 29 октября 2014, 23:58 Здравствуйте, Александр! Я бы посоветовал молиться святителю Феодору Кентерберийскому. Ему самому пришлось учить английский язык в преклонном возрасте, когда он стал предстоятелем Английской Церкви. Он же занимался врачеванием, хотя и в переносном смысле – объединил и Церковь, и государство, и примирил кельтов с англичанами.

http://pravoslavie.ru/46671.html

Архиепископ всей Англии был и миротворцем. Он помирил королей Эгфрида и Этельреда после битвы у реки Трент в 679 году, убедив их оставить месть, которая гибельна для всего севера, – еще один пример того, как много трудился святитель, чтобы укрепить национальное единство. К концу жизни, в 686 году, святитель Феодор сам примирился со святителем Вилфридом в Лондоне. Оба они впоследствии были канонизированы, признаны Церковью Божиими угодниками (память святителя Вилфрида празднуется 12 октября). Святой Феодор продолжал соборную деятельность. Он созывал не только Собор в Хертфорде и ежегодные Соборы в Clovesho; известно и о местных соборах отдельных епархий, например в Бурфорде в 679 году и в Твайфорде, у реки Альн, на севере, в 684 году. Однако самым замечательным оказался Собор в Хэтфилде 17 сентября 679 года. Собор был созван для осуждения ереси монофилитства, с которой святитель Феодор был хорошо знаком. По словам святого Беды, «епископы острова Британии собрались для утверждения истинной православной веры». Отцы этого Собора подтвердили веру первых пяти Вселенских Соборов (VI Вселенский Собор еще не созывался), а также то, что Бог есть «единосущная Троица, и единство в Троице, то есть один Бог существует в трех единосущных друг другу Лицах равной славы и равной чести» . Так что тогдашний папа Римский Агафон мог быть уверен в том, что вера в далекой Британской Церкви оставалась в согласии с единой святой Православной, Кафолической, Церковью. Помимо учительской, миротворческой, организаторской деятельности святителя Феодора, учредителя епархий и вдохновителя монашеской жизни и призвания, не менее важна и еще одна сторона его трудов, о которой мы не можем не упомянуть. Это его пастырские труды, дошедшие до нас в виде собрания постановлений, известного как «Пенитенциарий святителя Феодора». Труд этот не написан непосредственно самим святым, а создан через несколько лет после его преставления; он содержит решения предстоятеля касательно наказаний (епитимий). Это своего рода пастырский указатель, как предстоятелю следует себя вести в разных ситуациях: когда применять строгое наказание (акривия), а когда сделать снисхождение (икономия ). В сборнике постановлений мы видим решения опытного монаха, знавшего различные практики – греческие и латинские. Влияние этих постановлений пережило норманнское завоевание Англии и было особенно значимым в следующих после земной жизни святителя Феодора столетиях, когда организовывались английские христианские миссии в языческую Западную Европу, особенно в Германию. Практика частной исповеди, распространившаяся по всей Западной Европе, в общем-то, восходит к святителю Феодору.

http://pravoslavie.ru/32139.html

Показателен случай с двумя греческими иеромонахами, Августином и Феодором, которые развернули свою деятельность в VII в. в Англии. Августин (1604) прибыл из Рима в 596 г. во главе 40 монахов и занялся благовествованием среди англосаксов, которые, потеснив древнее население Британии, заселили их земли, и стал первым архиепископом Кентерберийским. Феодор (601–690), воспринявший это архиепископство в 668 г., стал «реальным организатором Церкви Англии» 162 . Феодор происходил из Тарса, учился в Афинах и был глубоким знатоком греческой и латинской письменности, философии и математики. Хотя он прибыл в Англию в возрасте за 65 лет, он развернул впечатляющую духовную, организационную и культурную деятельность. Одним из первых его успехов был созыв собора, в котором участвовали не только церковные, но и политические власти до сих пор разделенной страны, и заложил первоосновы церковного единства англосаксов, ирландцев и шотландцев. «Поистине, не будет никаким преувеличением утверждать, что грек Феодор первым посеял семена единства Англии» (Хризостом Пападопулос). Он также основал монастыри и определил, чтобы при каждом монастыре и храме была школа для образования народа. При монастыре Августина он устроил большую библиотеку и высшую школу, в которой позже получили образование многие знаменитые миссионеры, как, например, премудрый Алкуин, которые перенесли на материковую Европу свет Евангелия и наследие греко-римской культуры. Через Феодора в Англию проникли также классические науки и возникло удивительное духовное движение. Как заявил в следующем веке Беда Достопочтенный , «никогда англы, с тех пор как они поселились в Британии, не знали более счастливых времен, чем те, в которые жил среди них Феодор». 2. Распространение Евангелия среди славянских племен Византийские императоры в этот промежуток времени также не прекращали интересоваться распространением христианства. В этом отношении показательны миссионерские усилия, направленные на христианизацию славянских племен, которые уже в VI столетии, при Юстиниане (539) и Маврикии (589), поселились к северу от Византии от Адриатики до Черного моря (южные славяне).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Святой архиепископ Феодор, моли Бога о нас! Рейтинг: 8.7 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мы видим, что особенности ритуалов имели в то время большое значение. Вопрос о различиях римской и кельтской тонзур был предметом спора на церковном Соборе в Уитби. То, что святой Феодор поменял греческую «тонзуру апостола Павла» на римскую, говорит о его восприимчивости и приспособляемости в культуре. В 1049 году Петр Дамиан писал монахам латинского монастыря Константинополя: «Хотя вы находитесь в чужой стране, но в сердце Святой Церкви… Там, где есть единое правило веры и святая жизнь, слабые различия в форме и обычаях, а также разные языки не имеют значения». Начиная с XIX века, протестантские авторы с поверхностным знанием истории показывают святого Августина Кентерберийского как лишенную веры папскую «марионетку». Но это факт, что апостол англов, преодолев свою природную робость, застенчивость и узко римское образование, принес веру Христову в Англию. Если бы святитель Августин жил дольше, то, вне сомнений, он бы распространил миссию далеко на север и запад. Эти протестантские писатели также любят показывать святителя Августина «анти-кельтом», выдумав идею того, что «Кельтская Церковь» была не чем иным, как прото-протестантской Церковью, что является абсурдом с исторической точки зрения. По некоторым причинам, сегодня статус «кельтская церковь» был усвоен новым философским движением «Нью эйдж», сделавшим из этого термина свою марку, – это также исторически некорректно. Святитель Августин – сильно недооцененный святой, без которого святитель Феодор вряд ли смог бы достичь того, чего он достиг. Согласно православной традиции, святые апостолы Петр и Павел проповедовали Евангелие в Лондоне (вот почему две главные церкви английской столицы посвящены им: Павлу – собор на востоке, а Петру – на западе). Лондон имеет трех святых епископов. Первый из них – святой Меллитий († 624), второй – святой Эркенвальд († 693), а третий – святой Дунстан, бывший краткое время епископом Лондона (959–960). Святой Эркенвальд считается покровителем города. До сих пор девизом лондонского Сити, места, где когда-то стоял собор святителя Эркенвальда, а сейчас стоит собор святого Павла, являются слова: «Domine, dirige nos» («Господи, веди нас»). О, если бы такой была ежедневная молитва всех тех, кто живет и работает в столице нашего народа…

http://pravoslavie.ru/32139.html

Помимо англо-саксонской миссии, оставалась проблема отношений с кельтскими церквами в Корнуолле, Уэльсе и северной Британии. Папа Григорий, конечно, знал об их существовании, но у него не было информации ни об их названии, ни о количестве епископов, во всем слушающихся игуменов крупных монастырей. Он приказал Августину «обучить» их всех, что значило их интеграцию в новую римскую церковную систему. Но Августин прибегнул к силовым методам и объявил войну древней кельтской Церкви, а это привело к полному провалу и почти что свело на нет первоначальные успехи миссии. Кельты наотрез отказывались сотрудничать с Августином, который требовал от них отказа от их древних обычаев и подвергал сомнению легитимность их апостольского преемства. История миссии в Англии была сложной. Несколько раз возрождалось язычество, и миссия едва выживала. Победа христианства в Англии требовала примирения между кельтами (Церковью св. Колумбана) и Римом (Кентерберийской кафедрой). Примирение состоялось на соборе в Уитби (664 г.) , созванном королем Нортумберленда Освигом (Oswy). Там были приняты римские обычаи. Но на местах кельтские традиции сохранялись до XIII в. В 668 г. в Риме был посвящен новый архиепископ Кентерберийский, Феодор из Тарса - малоазийский грек. Сразу после посвящения он направился на свою новую кафедру. Несмотря на преклонный возраст (ему было уже 66 лет), Феодор сохранил большую активность. Он, собственно, и создал основную структуру английской Церкви. Ко времени своей кончины в 690 г., в возрасте 88 лет, Феодор оставил английскую Церковь полностью включенной в римскую и имперскую систему. Итак, английская Церковь, в которой ведущую роль играли англосаксы, гораздо больше ощущала свою прямую зависимость от Рима, чем, скажем, галльская или испанская Церкви. Но в одном она сохранила наследие Ирландской Церкви - в своей кипучей миссионерской деятельности. Монахи-миссионеры христианизировали германские земли, Фризию и даже возродили ряд монашеских центров в Италии, в том числе и монастырь св. Венедикта в Монте-Кассино. Самый известный из этих английских миссионеров, св. Бонифаций (VIII в.), по праву называется апостолом Германии.

http://sedmitza.ru/lib/text/434772/

Проримское настроение в Кенте было так сильно, что в 664г. было решено, что кандидат на кентерберийскую кафедру должен быть поставлен в Риме. Но, к несчастью, кандидат Вигхард по приезде в Италию умер от моровой язвы. Тогда в Риме, на месте, папой Виталианом был избран другой римский кандидат, Феодор, и рукоположен в 668г. Преобладанием при папском дворе греков, влиявших, как мы видели, и на папские миссии в Ломбардии, объясняется и тот факт, что новый кентерберийский архиепископ был греком из Тарса. Будучи уже стариком (при рукоположении ему было 66 лет), Феодор проявил удивительную энергию, путешествуя по всей стране, устанавливая римскую практику празднования Пасхи, председательствуя на соборах (в Хертфорде в 673 и Хатфильде в 680г.) и основывая много новых епархий, организованных на территориальной основе. Ревность его к распространению в Англии римской практики по образцам кафолической Церкви дошла до того, что он перерукоположил епископа Чада, кельтского кандидата на Йоркскую кафедру, поставив его епископом Личфильда, тогда как Йоркская кафедра досталась святому Вильфриду. Последнему, однако, пришлось дважды обращаться в Рим, жалуясь на попытки Феодора разделить его огромную епархию. Феодор умер в 690г., 98 лет от роду. Он оставил Церковь , прочно вошедшую в римскую и имперскую систему. Наследие его включает также «Покаянник» (Penitential), отражающий восточное священное богословие. Его иностранное происхождение было, возможно, причиной того, что его не включили в список английских святых, как святого Вильфрида Йоркского; последний, несмотря на все свои усилия добиться папской поддержки, так и не получил свою кафедру и умер в Рипоне (709). Английская церковь , отныне полностью контролируемая англосаксами и принявшая римскую юрисдикцию более непосредственно, чем церковь Франции, оставалась верной основному аспекту древней кельтской традиции: ее миссионерская ревность распространялась не только на Британские острова, но и на континентальную Европу. Следуя примеру великого святого Колумбана, шотландец святой Фридолин просветил Южную Алеманнию. Монахи из Люксея, великого монастыря, основанного Колумбаном, трудились в Баварии, и их преемником стал ирландец святой Руперт (ум. в 715). Другой ирландский аббат, святой Килиан, поставленный в епископы папой Кононом, трудился в Тюрингии, где умер мучеником (689). Во Фрисландии, на побережье Северного моря, проповедовал сам святой Вильфрид Йоркский на пути в Рим (678); за ним последовали святой Эгберт и в особенности святой Виллиброрд, рипонский монах, который в 695г. папой Сергием был поставлен в первого епископа Утрехтского. В 729г. английский монах Виллибальд даже возродил древний монастырь святого Бенедикта в Монте-Кассино, к югу от Рима. И наконец, Уинфрид, тоже англичанин, родившийся около Эксетера, переименованный в Бонифация во время своего пребывания в Риме у папы Григория II, в VIIIb. стал великим просветителем Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«Феодор организовал Английскую Церковь в соответствии с принципами, которые оказались вечными. Литература была представлена Адрианом, который руководил преподаванием по улучшенной программе в школе, основанной св. Августином; а искусство, в особенности связанное с религией и образованием – книги, здания, обряды, – было областью Бископа» 59 . Одной из задач, стоявших перед Феодором, было устройство школ, где могли бы обучаться клирики – местные уроженцы. Первым его шагом в этом направлении была реорганизация школы в Кентербери, основанной еще Августином, первым архиепископом страны. Школа в Кентербери была первым центром классического средневекового образования, основанным в Древней Англии. Уровень преподавания там был высок с самого начала. К 631/632 году, когда епископ Феликс и король восточных англов Сигеберт собирались основать у себя школу «juxta morem Cantvarior u m " – «по образцу Кентерберийской» 60 , эта школа смогла послать в Висекс учителей, как для детей, так и для взрослых. Феодор, уроженец Тарса Киликийского, получил образование в Афинах и Константинополе. Он был монахом одного из греческих монастырей в Риме, скорее всего, монастыря св. Анастасия. В течение последних лет его жизни в Риме Феодор был тесно связан с Адрианом, уроженцем провинции Африка, восточного региона Северной Африки, где преобладало грекоязычное население. Беда пишет, что Вигхард, претендент на архиепископскую кафедру Древней Англии, избранный епископами страны, умер в Риме от чумы. Папа Виталиан «не пожелал, чтобы это благочестивое посольство верных закончилось неудачей из-за смерти посланных и, посоветовавшись, избрал одного из своих собственных братий, чтобы тот отправился в Британию как архиепископ» 66 . Вначале выбор пал на Адриана. Беда характеризует его как «деятельного и благоразумного» 67 человека, «который был весьма начитан в священном Писании, сведущ в светской и монашеской учености и знал латинский и греческий языки» 68 . Однако Адриан отказался от чести быть архиепископом англов, считая, что у него нет достаточного образования и опыта и что он еще молод.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

2926 Феодор Студит , в своем завещание запрещает настоятелю своего монастыря иметь рабов, так как обладание ими, как и брак, допускается только светским лицам. Но довод, приводимый им, что они люди, созданные по образу Божию, можно было одинаково приводить и против всякого рабства вообще. 2928 C. 10; ср. завещание Элфрика, архиепископа Кентерберийского, от 1006 года, в Абингдонской Хронике, 1:419. 2932 Феодор Кентерберийский (то есть автор приписываемого ему «Покаянника», с. 28) и Эгберт Йоркский признают за отцом право, в случае нужды, продавать своего сына ниже семилетнего возраста, но не выше этого возраста, кроме как с согласия, Эгберт в других местах, отлучает тех, которые продают своих детей (Poenit. 4:26, p. 381), – видимая непоследовательность которая объясняется предположением, что отлучение здесь прилагается к детям выше семилетнего возраста. 2933 Напр. Cod. Theod. 3, 1:5; Cod. Just, 1:3:56, 3:1:10; Gregor. Ер. 1:10; 9:36 и в других местах. Констанций запрещал продажу даже языческого раба иудею, дабы не воспрепятствовать его обращению. Григорий III поручал Бонифацию препятствовать христианам продавать рабов язычникам для жертвоприношения (Ер. 1:8, Patrol. 89). Существует замечательное письмо Адриана I к Карлу Великому, которому было донесено, что римляне продавали рабов сарацинам, видимо с одобрения папы. Адриан с большим негодованием старается очистить себя от этого обвинения, и сваливает вину на греков и ломбардов, которых, как говорит он, старался удержать от этого, но напрасно, так как у него нет кораблей для приведения своих желаний в исполнение. 2935 От 633 года, с. 74. Юстиниан запрещал рукополагать рабов даже с позволения их господ; потому что эти последние, освобождая их, могли открыть законный путь к рукоположению (Cod. Just, 1:3:37); но впоследствии освобождало уже само рукоположение. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010