В 1768 году уволен в Епархию. 63 . ПОРФИРИЙ Крайский, Епископ Коломенский, с 30 Июля 1759 года по 29 Октября 1763 года. 64 . ЛАВРЕНТИЙ Белорусец, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, с 1 Октября 1761 года. В 1766 году уволен в Лавру и вскоре скончался. Афанасий Вольховский, Епископ Тверской, с 24 Февраля 1762 года по 1763 год (см. выше, 57). Гавриил Кременецкий, с 1762 года (см. выше, 52). 65 . СИЛЬВЕСТР II Страгородский, Епископ Переславский, с 1763 по 1764 год. 66 . СИМОН III Лагов, Архимандрит Кирилло-Белоезерский, а потом Новоспасский, в 1764 и 1769 годах. Наконец, был он Архиепископом Рязанским. 67 . ГАВРИИЛ III Петров, Архимандрит Заиконоспасский и Ректор Московской Академии, затем Архиепископ Тверской и Санкт-Петербургский. Наконец, Митрополит Новгородский, в 1763 году и с 1769 года Сентября 23 по 1801 год Он был первенствующим Членом. 68 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, Архиепископ Псковский, с 1766 Января 16 по 1799 год. 69 . ПЛАТОН III Левшин, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, а потом Архиепископ Тверской. Наконец, Митрополит Московский. С 1763 года Января 18 по 1775 год присутствовал, а именовался по 11 Ноября 1812 года, по кончину свою. 70 . АНДРЕЙ, Протоиерей Преображенский, с 1768 года Января 16 по 5 Июня 1781 года. Гавриил Петров с 1769 года (см. выше, 67). 71 . ИОАНН IV Иоаннович Панфилов, Духовник ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 1774 года по Июль 1794 года. 72 . ИОАНН V Черепанов, Архимандрит Новоспасский, с 1775 по 1778 год Декабря 28 (не присутствовал). 73 . САМУИЛ Миславский, Епископ Крутицкий, с 17 Февраля 1775 года по 1776 год и с 1783 по 1796 год. 74 . ГЕННАДИЙ Драницын, Епископ Суздальский, с 17 Февраля по 11 Апреля 1775 года. 75 . АЛЕКСАНДР Левшин, Протоиерей Успенский, с 17 Февраля (1775?), по 1798 год (не присутствовал). 76 . ИОАСАФ Заболоцкий, Архимандрит Троице-Сергиевой при морской пустыни. Наконец, Архиепископ Тверской, с 1780 по 1788 год. 77 . ГЕОРГИЙ II Конисский, с 22 Сентября 1783 года по 1795 год. Он не присутствовал, а только именовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

До 1783 года умерших хоронили около церкви, а с 1783 года на кладбище за селом, саженях в 70-ти от церкви. Потом отвели под кладбище новое место в версте от села, на так называемом Изенчином поле. 18 мая 1868 года село Ильинскую Пустынь посетил Великий Князь Алексей Александрович, проездом вниз по Волге. Посещение Великим Князем села было неожиданным для жителей. Великий Князь сьехал с парохода на лодке. Первыми заметили его судебный следователь М.М. Краснопольский и отставной капитан, защитник Севастополя И.Т. Корнилов; от них весть быстро распространилась по всему селу. Собрались священник К.Г. Шатьминский, староста А.Н. Сердечное и много народа. Его Высочеству, Великому Князю Алексею Александровичу, была предложена Краснопольским лошадь, но он отказался и пешком пошел на гору по роще, по направлению к деревне Хинда-касам, стоящей от села на расстоянии около версты. Краснопольский и Корнилов с народом шли за Великим Князем. Краснопольский успел известить о приезде Великого Князя. При входе в деревню, Великий Князь был встречен с хлебом и солью; собралось много народу, женщины-чувашки были в своих костюмах. Великий Князь приобрел шульгаму одной из чувашек, заплатив очень щедро. В деревне Великий Князь зашел в одну из чувашских изб; здесь он наблюдал приготовление шерсти для пряжи, работающая женщина была больна глазами, Великий Князь пожалел ее и дал ей денег на лечение. Заметив в деревне плохое состояние пожарного обоза, Великий Князь выразил желание об улучшении его. По выходе из деревни Великий Князь пожелал, чтобы под одним из дубов, растущих около Хунда-касов, была поставлена икона святого, имя которого он носит. От Хунда-касов Великий Князь направился в близлежащую деревню Токари, здесь, по его желанию, были собраны дети чуваш для игр. Отсюда Великий Князь Алексей Александрович пошел к Токаревскому перевозу, где его ждал пароход, поднявшийся от Ильинской Пустыни вверх по Волге до этого перевоза. Население села Великий Князь одарил деньгами. Пароход, на котором ехал Великий Князь, в обратный путь останавливался около села. Фотограф, сошедший с парохода, снял снимок села и разных групп местного населения.

http://sobory.ru/article/?object=57298

В 1774 г. Екатерина 2 поручила Гавриилу «главную дирекцию строения Александро-Невского монастыря». Составленный Старовым план и смета Лаврского собора были рассмотрены и Высочайше одобрены в 1776 г., о чем Императрица известила Гавриила рескриптом, хранящимся в рамке, за стеклом, в лаврской библиотеке. В 1778 г., в присутствии Государыни, положено Гавриилом основание соборной церкви во имя Св. Троицы. В 1784 г. Гавриил основал Скорбященскую над воротную церковь , а в 1798 г. – Покровскую, в Большой Коломне. Труды преосвященного не оставались без награды. В 1774 г. ему пожалована бархатная мантия, а 1 января 1775 г. ему Высочайше вверено управление новгородской епархией. По управлению этой епархией Гавриил сделал следующее: в 1775 г. он предписал собрать, со всей епархии, рукописные и печатные до 17 века книги и хранить их в шкафах на хорах Софийского собора; в 1781 г. приказал одному протоиерею и иеромонаху сделать этому собранию опись; в 1782 г., для сбережения монастырских доходов, предписал настоятелям употреблять неокладные монастырские доходы в пользу монастыря; в 1777 г. предписал новгородскому семинарскому правлению присылать ежегодные отчеты о приходах и расходах семинарских сумм. Императрица, благоволившая Гавриилу, советовалась с ним по разным делам, напр., об униатском митрополите Иассоне Смогоржевском, и о воссоединении униатов. По ее доверенности, Гавриил участвовал, в 1780 г., при открытии Петербургской губернии (19 мая), в 1783 г. при открытии губерний Ревельской и Выборгской. В такого рода делах Государыня приглашала Гавриила к молитвенному участию. Гавриил не оставлял своей паствы без назидания. Некоторые его слова на высокоторжественные дни напечатаны по Высочайшему повелению. В 1781 г. напечатаны его краткие поучения на каждый день года, собранные им из творений св. отцов и расположенные в порядке богословской системы. Преосвященный отличался и милосердием. Частью для бедных, частью на поминовение родных, он, в 1780 г., внес 1000 р. в сохранную казну императорского воспитательного дома, с тем, чтобы проценты шли на лекарство больным и на поминовение священникам новгородского Софийского собора; в 1782 г. внес в опекунский совет 1000 р. за совершение, в Софийском соборе, ранних заупокойных литургий; в 1783 г. 10000 руб. на бедных учеников московской духовной академии, на служащих при Софийском соборе, при консистории и при софийском доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

8 . ДИМИТРИЙ Сеченов хиротонисан в 1742 году, Сентября 12, в Епископа из Архимандритов Казанского Свияжского монастыря. В 1748 году за болезнью уволен в Казанскую Раифскую пустыню на покой, но потом паки определён Епископом на Рязанскую Епархию. 9 . BEHUAMUH I Пуцек-Григорович хиротонисан в 1748 году, Августа 14, из Архимандритов Спасо-Казанского монастыря. Через 4 года правления, в 1753 году, Марта 2, переведён в Тверь. 10 . ФЕОФАН Чарнуцкий. Из наместников Троицы Сергиевой Лавры хиротонисан в 1753 году, Марта 14. Через 20 лет правления, в 1773 году, Июля 1, уволен в Киево-Печерскую Лавру на покой с пенсией и там, в 1780 году, Марта 8, скончался. 11 . АНТОНИЙ Зибелин переведён из Архангелогородской Епархии в 1773 году, Июля 9. В 1782 году, Июля 1, пожалован в Казань Архиепископом. 12 . ИОАСАФ Заболоцкий хиротонисан в 1782 году, Мая 23, из Архимандритов Троицкой Сергиевой пустыни, что по Петергофской дороге. В 1783 году, Сентября 22, переведён в Тверь. 13 . ДАМАСКИН Семёнов-Руднев. В 1783 году, Сентября 22, переведён из Епископов Севских, Викариев Московских. Через 10 лет правления, в 1794 году, Января 12, уволен от управления Епархии на покой в Московский Покровский монастырь. В 1795 году, Декабря 18, скончался. 14 . NABEЛ II Пономарёв хиротонисан в 1794 году, Марта 20, из Архимандритов Новоспасского монастыря. В 1798 году, Октября 26, переведён в Тверь. Г) Архиепископ 15 . BEHUAMUH II Румовский переведён в 1798 году, Октября 26, из Архангельска. В 1804 году, Ноября 11, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава IV. Епархия Курская и Белгородская Епархия сия учреждена в половине XVII столетия под именем Белоградской и Обоянской. Но в летописях наших упоминается и другая Белоградская Епархия учреждённая ещё в конце X столетия Великим Князем Bлaдuмupoм I Святославичем в бывшем недалеко от Киева Белгородке. Некоторые смешивают оную древнюю Епархию с сею новейшей, однако же, несправедливо. Смотри об оной древней ниже, в Отделения о Епархиях упразднённых. А) Митрополиты Белгородские и Обоянские

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Против часовни, через дорогу от нее, маленький пруд, или прудок, заброшенный колодезь и деревянная часовенка вроде будки. Прудок и колодезь, из которых о первом ходит легенда, будто он выкопан самим преподобным Сергием, конечно, выкопаны были с целию доставления воды живущему при часовне монаху и приходящим богомольцам (в настоящее время при самой часовне глубокий, выкопанный в 1780 году колодезь). А для чего будкообразная и жалкая на вид часовенка с двумя или тремя совсем слинялыми иконами – остается для нас непонятным. До проведения железной дороги из Москвы к Троице у Креста была целая линия блинных, которые торговали так же бойко, как и блинные Троицкие (причем блинам придавалось то значение, что они были для богомольцев поминовенными блинами перед паннихидой или после паннихиды в Хотькове по родителях преподобного Сергия и каждого богомольца своих собственных). В настоящее время для немногих пешеходных богомольцев остаются две блинные. Вифанский монастырь Вифанский, официальным языком – Спасо-Вифанский, монастырь находится в трех с половиной верстах от лавры к юго-востоку, на берегу речки Кончуры (той самой, на которой стоит и лавра), при ее выходе из пруда, который по монастырю называется теперь Вифанским и которого прежнее название есть Ершовский или Вяльковский (первое из двух названий, по всей вероятности, от келаря Троицкого монастыря Вениамина Ершова, бывшего в продолжение 1730–1734 годов, который его устроил, а второе от деревни Вяльково, которая находилась при впадении в Кончуру речки Корбухи, приблизительно на теперешнем месте семинарии). Монастырь устроил в продолжение 1783–1787 годов митрополит Платон «для успокоения своея старости и для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» (как говорит описание Вифании, приложенное к Краткому описанию лавры). «Быв всегдашний уединения любитель, – пишет сам Платон о построении им монастыря в своей автобиографии, – разсудил он устроить это милое ему место с тем, чтобы, еще несколько продолжив правление епархии и приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню и там окончать последние свои дни». С 1783 года, в котором было начато строение монастыря, Платон большую часть времени проживал в лавре и в новосозидавшейся пустыньке. С 1792 года, когда испрошено было им высочайшее дозволение жить в лавре сколько рассудит, а правление епархией поручить своему викарию, он сделался постоянным жителем лавры и своего нового монастыря, причем по зимам жил в первой, а по летам во втором. В Вифанском монастыре Платон и скончался 11 ноября 1812 года и в церкви его и

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Также с тех пор прекратилось чудо, ежегодно совершавшееся на престольный праздник обители: в этот день под святым престолом вырастало сорок грибов. Возобновлен Ксиропотам был при императоре Андронике II Палеологе (1282–1328). Позднее, в XIV–XV веках, византийские императоры и сербские короли делали щедрые пожертвования обители. Именно на их средства построены монастырские стены с высокой башней, храм во имя Пресвятой Богородицы в северной части монастыря, а в 1445 году был перестроен соборный храм. Большой пожар 1507 года нанес обители колоссальный ущерб. После этого Ксиропотам пришел в упадок и уступил пятое место в афонской иерархии монастырю Дионисиат. Однако помощь пришла оттуда, откуда ее меньше всего ждали. Турецкий султан Селим после видения ему сорока мучеников Севастийских и их чудесного заступничества не только много благотворил Ксиропотаму, но и предоставил особые привилегии всем афонским монастырям. Изображение султана можно видеть в литийном притворе ксиропотамского собора, рядом с портретами византийских императоров. В 1611 году Константинопольский Патриарх Тимофей II даровал игумену монастыря почетное право ношения за богослужением пурпурной мантии, пожертвованной, по преданию, императором Константином Багрянородным. В 1761 году на средства известного греческого книжника Кесария Дапонте началось восстановление соборного храма и всей обители. Кафоликон был расписан братьями Константином и Афанасием из Северного Эпира в 1783 году. Выделяется изображение тридцати четырех новомучеников, написанное по указанию Кесария. Благодаря его помощи удалось достать материалы для строительства фиала и резной позолоченной двери для главного входа в соборный храм. Два пожара 1948 и 1973 нанесли ущерб обители, что, однако, не помешало ее новому возрождению. В 1981 году монастырь вернулся к общежительному уставу. Соборный храм монастыря Ксиропотам был отстроен в 1761–1763 годах и расписан в 1783 году. Он освящен в честь Сорока мучеников Севастийских. В Ксиропотаме семь параклисов на территории монастыря и еще девять за его пределами. Это храмы святых Архангелов, равноапостольных Константины и Елены, Воздвижения Креста Господня, Иоанна Предтечи, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Феодосия, великомученика Георгия и Всех Святых. Монастырю принадлежат 4 кельи и представительство в Карее. Кроме того, большинство построек в порту Дафни также является собственностью Ксиропотама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мнение это, с резолюцией Самуила «учинить посему и, притом, Ярославскому Духовному Правлению выправиться – нет ли в уезде Ярославля ненужной и к переносу, коштом обывателей, способной церкви» было послано в Ярославское Духовное Правление 22 декабря. Правление еще «выправлялось ко учинению изъясненного» как (в мае 1783 г.) Наместническое Правление сделало следующее представление Яр. Дух. Правлению от имени А.П. Мельгунова: 1) «по высочайше конфирмованному плану о строении в г. Ярославле положено перенесть на кладбище какую-либо церковь, по рассмотрению Преосвященного... 2) из числа же градских церквей около Леонтьевской, состоящей в Земляном городе, по плану должно быть произведено казенное строение, а при оном и той церкви оставаться неудобно и бесполезно как по стеснению места, так и по неимению обывательских домов, кои могли бы составлять приход и содержать церковь, ... то не благоугодно ли будет духовной команде Леонтиевской церкви приказать разобрав перенесть на кладбищенское место?». Духовное Правление, принимая во внимание это представление о отвечая на запрос Консистории (еще от 22 декабря 1782 г.) выяснило, что: 1) «так как место для кладбища и построение тут церкви оказалось удобным, только бы сделать около него законную изгородь, (2 арш. – дабы никакая скотина не заходила), да на ручье, находящемся недалеко от кладбища, мост – понеже ручей сей в водяное время может препятствовать сообщению; 2) а в уезде Ярославском свободной церкви не оказалось, то, - 3) принимая во внимание предложение г. наместника и заявление причта Леонтьевской церкви – письменное, что за расстройством прихода они не только себя, но и церковь содержать не могут, можно на этот предмет Леонтиевский приход вовсе упразднить, и состоящие в нем две церкви, разобрав, построить коштом обывателей на означенном кладбище» ... На этом представлении архиепископ Самуил постановил с своей стороны: «учинить посему в самой скорости, точию Духов. Правлению иметь всемерное попечение к перенесению из Леонтиевских дву церквей иконостаса и всей церковной утвари и прочего имения в другое благоприятное место по своему рассмотрению и 2) о сохранении всего того в целости до построения и освящения оной кладбищенской церкви в прежнее наименование употребить все надлежащие меры». Постановление это «к исполнению» было переслано в Ярославское Наместническое Правление 13 июля 1783 года – конечного в существовании Леонтиевского прихода и его двух церквей. Считая вопрос об упразднении Леонтиевского прихода оконченным, Ярославское Духовное Правление, вместе с «Светскою командою», 31 декабря 1785 года «определило приступить и к разборке церквей прихода.

http://sobory.ru/article/?object=09676

На престоле Всех Святых надпись таже. Но освящение показано 4 июня; престол Николая Чудотворца, по надписи, освящен 3 июня». В храме достопримечательны: 1) Икона Святителя Николая «с деяниями» в Никольском приделе, найденная, по преданию, около 1710 года, жителями Дубна, в песке, на острове Птинове, находящемся на Ладожском озере, в 7 вер. от Дубна. На нижней стороне икона немного обгорела, так как, по тому же преданию, над иконой, во время ее обретения, был разведен рыбаками огонь. Икона украшена сребропозлащенной ризой, сделанною в 1779 году. В народе об этой иконе рассказывают следующее: «В самую глубокую осень 1820 года купец Маринин, везший по Ладожскому каналу, на 30 судах, казенный хлеб, был застигнут бурею и должен был остановиться на зимовку в 24 вер. от Ладоги, около Дубна. Маринин, зная, что в здешней церкви есть икона св. Николая, обратился к св. Угоднику с усердною молитвою. По его молитве лед в канаве, на следующий день, от сильного дождя, растаял, и Маринин благополучно доставил хлеб в Петербург. В благодарность Угоднику он позолотил серебряную ризу на иконе». 2) Оловянные древние священные сосуды, с принадлежностями; 3) Древняя холстинная фелонь, обшитая, по краям, суконною бахромой; из сукна же сделаны, на фелони, кресты, звезды и др. украшения. В церкви находится план на церковную землю, снятый в 1859 году землемером Аврамовым с генерального плана. Метрические книги имеются с 1807 года. Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1853 году пономарская вакансия уничтожена, так как часть крестьян деревни Лавнии, владения княгини Волконской, была отчислена к Веготскому приходу. Из прежних священников известны: Потапий Никитин (1716–1750), Василий Георгиев, посвященный, как видно из собственноручной записи его, в 1750 году, во священника при церкви дванадесяти Апостолов, на Васильевском острову, преосв. Стефаном, архиепископом Великого Новгорода и Великих Лук; он служил до 1783 г.; Феодор Архипов (1783–1799): Терентий Лукин, перешедший, в 1807 году в Новгородский Сковородский монастырь, в число братства, и впоследствии бывший там игуменом; Михаил Яковлев (1807–1849); Михаил Иванов Студийский (1849–1858); Алексей Евсевиев Соколов, перешедший сюда в 1858 году из диаконов села Путилова; По смерти Соколова, в 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

78 Самуил (в миру Симеон Григорьевич Миславский), митрополит (1731–1796) – выдающийся иерарх, духовный писатель, проповедник, лингвист. Сын священника, образование получил в Киевской дух. академ. В 1754 г. пострижен в монашество, в 1756 г. рукоположен в иеромонаха. В Киевской академ, был сначала преподавателем, потом ректором. В 1768 г. хиротонисан в епископа Белгородского и Обоянского. С 1771 по 1783 гг. занимал Крутицкую, Московскую, Ростовскую кафедры, с 1783 г. – митрополит Киевский и Галицкий. Его труды: «Учитель веры: догматы православной веры» на латинском и русском яз. (Киев, 1760); «Латинская грамматика» (Киев, 1765); «Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича » (изд. в Кенигсберге и Москве, 1773–1776); «Историческое описание Киевской лавры» (Киев, 1799, 1801, 1804), «Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору» (М., 1786). Кроме того, во множестве изданы его проповеди – слова и речи. 83 Коадъютор – помощник епископа, призванный при исключительных обстоятельствах заменять его. Эта должность распространена в католической церкви, откуда и была заимствована православными Речи Посполитой. 105 Официал (officiales) – должностное лицо в католической церкви, которое по поручению и под руководством епархиального епископа отправляет в первой инстанции функции церковно-судебной власти в епархии, при содействии официалата (консистории, коллегии каноников). 136 Л-в. П., свящ. Виктор, епископ Переяславский//Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – 1. – С. 86. 138 Безбородко Александр Андреевич, князь (1746–1799) – государственный деятель. Образование получил в доме своих родителей, затем в Киевской академии. С 1765 г. правитель канцелярии Малороссийского генерал-губернатора гр. П. А. Румянцева-Задунайского. В 1767 г. определен членом Малороссийского генерального суда. В 1767 г., с началом войны с Турцией, оставил гражданскую службу и поступил в военную. Начальствовал над полками: Нежинским, Лубенским, Миргородским и компанейским. С назначением П.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устав определял перечень наук, к-рыми должна была заниматься академия: высшая математика, механика, астрономия, химия, зоология, физика, минералогия, ботаника, физиология, история, политическая экономия и статистика. Высшее управление делами АН было вверено Мин-ву народного просвещения. Число ординарных академиков увеличилось до 18, адъюнктов - до 20 (нек-рые из них получили звание экстраординарных академиков, т. е. статус членов-корреспондентов АН). Избранные в академики и адъюнкты утверждались (по представлению министра народного просвещения) императором. Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов. 30 янв. 1830 г. издано «Дополнение» к Уставу 1803 г. Академические науки делились на 3 класса: математический (чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация), естественный (физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология) и класс исторических и политических наук (политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. и рим. древности, история словесности и азиатских народов). Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв. 1836 г. в число специальностей АН были включены греч. и рим. словесность (с греч. и рим. древностями) и вост. словесность (с вост. древностями). 19 окт. 1841 г. к АН была присоединена Российская академия по изучению рус. языка и словесности, учрежденная по проекту Е. Р. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв. 1783 г. (открыта 23 окт. 1783). Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова (1783-1796), впосл. президентами являлись П. П. Бакунин (1796-1801), А. А. Нартов (1801-1813) и А. С. Шишков (1813-1841). По Уставу 1783 г. в этой академии насчитывалось 60 членов. В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в. были известные писатели и поэты Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин , Я. Б. Княжнин, П. А. Вяземский , И. А. Крылов, В. А. Жуковский , И.

http://pravenc.ru/text/63760.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010