В начале помянутая императорская привилегия, данная в Вене 9 го октября 1783 года, которая нашим предкам, во многочастном переменении их жительства, отворила твердое местоприбежище в Австрии, и исправила наши обстоятельства зависимости, а также и всевысочайшее решение, данное 18-го сентября 1844 года, и наша статуты (монастырский устав) от 6 / 18 июня 1841 года, которые нам, по заключительном приложении предстоящего всевысочайшего решениа, к сохранению и управлению возвращены, образуют у нас фундаменталные основания нашего существования и нашего церковного и содружественного устроения. Не взирая на то, высокославное черновецкое местное начальство поставляет к исполнению деятельного требования от нас, постановленных пунктами, коих мы принять и выполнять не можем, как-то: ведение метрики, щепление оспы, изыскание начальственного позволения к супружеству и принятие лекарских свидетельств при смертных случаях, и клятвенную присягу и другие политические и полицейские предписания, об которых мы во время 70-летнего нашего мирного и беспрепятственного обитания в Буковине до ныне никогда не были так принуждаемыми. А теперь в наш монастырь уже прислан один нарочито определенный коммиссар и без всякого уважения наших всевысочайшим патентом от 9-го октября 1783 года данных нам прав от освященного его величества императора Иосифа 2-го своеручно подтвержденные им привилегии, совершенно без рассуждения наших особых обстоятельств и без малейшего уважения наших религиозных оснований, патриархальных нравов и обычая, введение всех этих новостей наложить и производить усиливается. Прежде всего, отзываемся мы на частопоминаемую всевысочайшую привилегию от 9-го октября 1783 года, которая, за исключением 20 годов платить имеющихся податей, которые всегда от нас точно заплачиваемы бывали, ни о каковых более обазанностях не поминает; но еще более изъявляется выражением императорское милостивое уверение, что и детям детей наших предков совершенное свободное исполнение религии позволено есть. А совершенное исполнение нашей религии запрещает принять что-либо новое и несогласное древним святоотеческим преданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Б.-К. занимался также переводами и издательской деятельностью. Среди изданных им книг - лат. буквари, курсы лат. и греч. грамматик (один из курсов лат. грамматики написал сам Б.-К.), учебники богословия, в т. ч. «Богословие» архиеп. Феофана (Прокоповича) (Лпц., 1782-1784. 3 т.), «Doctrina» еп. Феофилакта (Горского) (Лпц., 1784), «Compendium theologiae dogmatico-polemicae» архим. Иакинфа (Карпинского) (Лпц., 1786. М., 1791), «Elementa philosophiae» Ф. Х. Баумейстера (М., 1777. Лпц., 1783, 1786, 1791), переводы еп. Амвросия (Зертис-Каменского) с греч. языка («Послания св. Игнатия, епископа Антиохийского», «Св. Кирилла, епископа Иерусалимского, огласительные поучения (Katechisis)», «Св. Иоанна Дамаскина Богословие, или Изложение православной веры») и др. Арх.: РГАДА. Ф. 182; ГИМ ОР. Ф. 45. Соч.: Латинская грамматика, в пользу российского юношества тщательно и ясно расположенная и с переводом российским. М., 1779, 1781, 1783, 1789; Историческое известие о возникшей в Польше унии. М., 1805. Вильна, 1864. М., 2001; Переписка между Россиею и Польшей по 1700 г. М., 1862. 3 ч. [частично опубл.: ЧОИДР. 1860. Кн. 4.; 1861. Кн. 1; 1862. Кн. 4]; Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Реестр делам крымского двора с 1474 по 1779 года/Предисл. Ф. Ф. Лашкова. Симферополь, 1893; Обзор внешних сношений России (по 1800 г.). М., 1894-1902. 4 ч. Пер.: Байер Г. З. История о жизни и делах молдавского господаря князя Константина Кантемира: [Пер. с лат.] М., 1783. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь Н. Н. Бантыша-Каменского. М., 1818; Козлова Н. А. Архивоведение и археография в творчестве Н. Н. Бантыша-Каменского//Источниковедение и историография. М., 1980. С. 129-136. И. Г. Мороз Рубрики: Ключевые слова: ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников

http://pravenc.ru/text/77494.html

И вот, когда святейший патриарший и апостольский престол Александрии и всего Египта. Пентаполя, Ливии и Эфиопии остался теперь без предстоятеля, так как предстоятель его патриарх кир кир Киприан окончил свою жизнь и переселился в вечной обители, то мы, пребывающее [в Константинополе] архиереи, по побуждению и с разрешения святейшего и досточтимейшего владыки и господина вселенского патриарха кир кир Гавриила [IV], по горячей просьбе онаго, [ныне] в блаженной кончине пребывающаго, собравшись в пречестном храме Безплотных Архистратигов Великаго Потока и предложивши канонические голоса для отыскания и избрания достойного и соответствующего лица, имеющего принять патриарший жезл и духовное предстоятельство святейшего патриаршего александрийского престола, первым поставили боголюбезнейшего собрата нашего, возлюбленного епископа Метр кир Герасима, вторым – Парфения и третьим – Мелетия, имена которых записаны в настоящем протоколе, дабы быть запечатленными в священном кодексе великой Христовой церкви для всегдашнего удостоверения. – В июне месяце 1783 года. Протокол подписали митрополиты Константинопольской церкви: Самуил ефесский, имевший голос и Игнатия неокесарийского, Мефодий ираклийский, Агапий кизикский, Герасим никомидийский, Парфений халкидонский, Анания дерконский, Каллиник торповский, Гавриил драмский и Иероним софийский 81 . Таким образом, протокол избрания блаженнейшего Герасима показывает, что оно было совершено в Константинополе при участии вселенскего патриарха Гавриила IV п собора местных митрополитов. Факт избрания состоялся в июне 1783 года. В протоколе не указан день месяца, в который произошли выборы. Но Сергий Макрей датировал этот факт 20 июня. Нельзя думать, что в этот день произошла кончина кир Киприана, а не выборы его преемника: если к 20 июня относить именно кончину патриарха Киприана, то никак невозможно допустить, что в течение лишь десяти дней этого месяца произошел сложный процесс избрания его Диадоха, патриарха Герасима, тем более, что Макрей отметил и участие в этом деле не только вселенского патриарха Гавриила IV и проживавших в Константинополе архиереев, но и благороднейших епитропов александрийского патриаршего престола и всего собрания светских архонтов; несомненно, требовалось немалое время для обсуждения, в таком многочисленном составе участников избирательного собрания, сложного вопроса о преемнике скончавшемуся патриарху Киприану. Итак, избрание блаженнейшего Герасима состоялось 20 июня 1783 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

В пользу причта и церкви отмежевано 50 дес. пахотной земли, церковь владеет 4 дес., остальные 46 дес. находятся в распоряжении причта. В штате причта состоят священник и псаломщик. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г. Существовавшая ранее в селе Роговом церковь Михаила Архангела деревянная, с колокольнею, построена была в 1783 г. Земли пахотной 40 дес., по общему плану в 2-х местах; сверх того, 8 ½ дес. пожертвовано поровну церкви и причту. Прихожан 1500 душ, в приходе, кроме села, деревни: Герасимова, Новая Роговая, Рышкина и Ровенки. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г . Православный храм Щигровской и Мантуровский епархии Курской митрополии. Расположена в селе Старое Роговое Горшеченского района Курской области.Село возникло на месте бывшей деревни Роговой, разоренной татарами в 1612 году, и вновь возрождённой в 1659. Селение окружал густой лес, выступ которого, напоминавший по форме рог, подходил к самому краю села. Отсюда и его название - Роговое. До 1928 года село территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии. В селе в 1783 году была построена деревянная Архангельская церковь. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Роговом, Нижнедевицкого уезда, деревянная с колокольнею, построена в 1783 году. Земли пахатной 40 десятин (по общему плану в 2-х местах); сверх того 8½ десятин (пожертвованных ряд. Бабенковым, по ровну церкви и причту; но она находится в ведении церковного старосты ?). Из плана видно, что церкви должно принадлежать 5 десятин лесу строеваго и 5 десятин дровянаго, но где и кто владеют этим лесом неизвестно. Прихожан 1500 душ; деревни: Геросимова (2 версты), Новая Роговая (3 версты), Рышкина (3 версты), Ровенки (5 верст)». По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Архангельской церкви числились: священник и псаломщик Василий Восточный. Церковь владела 50 десятинами пахотных земель. Приход насчитывал 388 дворов, в которых проживало 2710 человек.

http://sobory.ru/article/?object=17925

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 и фото 1913 и 1927 г.г., перевод с украинского, орфография сохранена. Трёхсрубная, трёхверхая дубовая церковь стояла в бывшей пригородной слободе Довгаловке и была её приходским храмом. С.А. Таранушенко, вслед за архиепископом Филаретом Гумилевским, датирует памятник 1765 годом. Однако, недавно обнаруженные нами документы Лебединского духовного правления 1783 года свидетельствуют, что в 1765 году эта церковь только " возобновлена деревянным строением " , то есть подверглась капитальному ремонту. Сооружение её правильнее датировать 1700 годом. В 1866 году храм вновь капитально ремонтировали: сделали кирпичный подмурок (фундамент), заменили нижние венцы сруба, заново обшалили (обшили), пристроили западный придел с каменной колокольней и колонные крыльцы с севера и юга. Памятник относился к самому распространенному в народном строительстве Слобожанщины типу церквей. Mina граненые срубы, двухзаломный центральный верх и однозаломные боковые. Верхи легкие, деликатные формами и пропорциями. Хотя церковь и принадлежала Эпохе казацкого Возрождения, однако, как писал С.А. Таранушенко, " в этой памятке чувствуется дыхание эпохи рококо - не во внешнем виде, какими-то формальными элементами, а в своеобразно проникнутом ароматом искусстве этой эпохи " . Церковь вместе с колокольней разрушена в 1936 г. В. Вечерский «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., 1-6, с. 182–185, перевод с украинского. Георгиевская церковь - образец древней простоты и обыденности в церковной архитектуре. Одна из старейших церквей, которую построили лебединцы (жители тогдашней слободы Довгаловки). Точный год её постройки неизвестен. Однако существует документ от 1783 года, который гласит, что в 1765 г. она перестраивалась – «обновлена деревянным строением». То есть в 1765 году она уже была старой и нуждалась в ремонте. Итак, первый храм, очевидно, был построен ещё в начале второй половины XVII века. Это подтверждается и тем мнением, что Довгаловка в начале была отдельной слободой и должна была иметь свой храм. К началу ХХ века площадь под сооружением составляла 640 кв. саженей. Центральная баня восьмерика имела два залома.

http://sobory.ru/article/?object=59214

37–38. Никита и Гаврила Машкины, обвинялись в 1651 г. Дмитрием Кусаковым в ограблении крестьян. Куряне. (Оп. Дел Миг. Юстиции, XV, 182, I). 39. Иван Афанасиевич, 1627–1636 гг., Курский городовой дворянин, оклад 200 четей (Танков, 89). 40. Карней Афанасиевич, Рыльский городовой дворянин. На службе с 1630 г., 1632 г., оклад 250 четей, денег с городом 8 руб. (Танков, 121). 41. Григорий Иванович, 1665 г., сын боярский в Кромах. (Оп. Дел Мин. Юст. XVII, 216, I). 42. Осип Никитич, Рыльский городовой дворянин, на службе с 1630 г., 1632 г. оклад 200 четей, денег с городом 6 рублей (Танков, 91). 43. Сафон Семенович, 1636 г. верстан новичным окладом во Курску в 200 четей (Танков, 91). 44. Даниил Елисеевич, 1783 г., надворн. сов., директор Коммерческого банка в Астрахани (Адрес-Календарь 1783. 461). —351— 45. Мария Ивановна, 1816 г., девица, Мологская помещица (Списки дворян Ярославск. губ. Рукописные, в Ярославск. Депут. Собрании). 46. Дмитрий Иванович, 1835. Рыбинский помещ. (Я. A. К. 767, 848). III т. – капит. 47. Василий Васильевич. Родился 1803 г., † 16 февраля 1848 г. (C. П. Б. Некрополь). 48. Петр Михайлович. Родился в 1852 г. † 4 июня 1899 г. (Кр. Некр.). 49. Михаил Александрович, 1878, коллежск. асессор (Он. Д. Гос. Сов. I, 670). 50. Владимир Машкин. Родился 1871 г. † 1896 г. (Кр. Некр.). 51. A. М. М[ашк]ин. В неоф. части «Курских Губернских Ведомостей» помещены его заметки: а.) О Благотворительности (Письмо из уезда). 1-ей 1902 г. б) О Тряпичкиных, письмо из уезда. 1902 г. в) Новое о небесных светилах. Юридическая беспом о щность (впечатления). 1907 г. г) Идеалы и жизнь. Фельетон. 1907 г. 52. А. С. Машкин, учитель Обоянского приходского училища в 1859–80-х годах. Л. С. Машкин был известным этнографом, доставившим в Имп. Русское Географическое Общество целый ряд этнографических записей, с соблюдением особенностей местного произношения: записи эти впоследствии напечатаны (Венгеров, –Предв. спис.; Дм. К. Зеленин,– Материалы для описания Курск, губ., хранящиеся в учен. Архиве Имп. Рус. Геогр. о-ва, «Курский Сборник», Вып. VII, стр. 103). Вот список его трудов:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При освящении Березинской церкви называется и дьячок Иоанн Поляновский. 2) С 1 февраля 1773 года, в 1774 и 1775 годах был настоятелем прихода, как его администратор, Богуславский протопоп Стефан Левандовский, числившийся там до 1 февраля 1776 г.; при нём викарием 131 был священник Николай Безверхов. 3) Потом, до своей кончины 6 апреля 1776 г., опять Михаил Крыжановский. В конце 1775 г. Березянская церковь была захвачена униатами 132 , и далее идут униатские священники: 4) Протопресвитер (протопоп, протоиерей) Михаил Рубанович, декан Белоцерковский (с 4 мая 1777 г.), по приходо-расходным книгам значится администратором Березянской церкви с 4 марта 1777 г. по 21 апреля 1786 г. На епархиальном съезде деканов и делегатов в г. Радомысле 15 мая 1794 г. он был представителем от Белоцерковского деканата. См. Архив западно-русских униатских митрополитов 2.831 по Описанию его у Ст. Гр. Рункевича, т. II (СПб. 1907), стр. 515. 5) Иосиф Скульский, протопресвитер Бердичевский, парох Лещинцский, был администратором Березянской церкви с 11 июня 1787 г. по 15 мая 1793 г., подписываясь «протоиереем». На Радомысльском съезде 1794 г. является уже деканом Стависским (Ставищенским). См. у Ст. Гр. Рункевича, Описание документов архива западно-русских униатских митрополитов, т. II, стр. 515. Наряду с этими администраторами упоминаются следующие униатские викарии: I) Андрей Панасевеч (Панасевич) значится под упомянутым выше (стр. 205, 68 133 ) «реестром» церковных вещей по смерти о. Михаила Крыжановского такой подписью от 14 апреля 1776 г.: «Аз Иерей Андрей Панасевеч векари березянски». II) Иаков (Яков) Доматевеч (Доматевич) с ноября 1776 г. по 7 марта 1778 г. III) Снова Андрей Панасевеч (Панасевич) с 18 марта 1778 г. по 15 мая 1783 г. IV) Иоанн Выраванский с 26 сентября 1783 по 23 октября 1785 г. V) Стефан Крамаржевский с ноября 1785 г. по 1 февраля 1786 г. VI) Опять Иоанн Выраванский 1 февраля 1786 г. по 10 июня 1787 г., когда перешёл в г. Таращу, ибо есть метрическая запись от 12 марта 1788 г., по которой он был тогда викарием Таращанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

в Москве 1783 и 1795 гг.), перевел с греческого избранные места из св. Иустина Философа и письмо св. Василия Великого о пустынножительстве (Москва, 1783); затем, – Иаков Димитриевич Никольский, скончавшийся в 1839 году в сане протопресвитера Большого Успенского собора в Москве, переведший с греческого «Добротолюбие» и Никифора Феотоки «Толкование воскресных Апостолов» (в 2-х томах. Москва, 1820 и 1839), издавший начальные правила греческого языка, участвовавший в издании греческой Библии (Москва, 1821) и исполнявший разного рода поручения начальства по части перевода с греческого, и др. Предания Московской Славяно-греко-латинской Академии Троицкой Лаврской семинарии были весьма сильны и живы при открытии Московской Духовной Академии в 1814 году и широким потоком влились в последнюю, так что лишь как бы сторонним дополнением к ним были в ней предания С.-Петербургской Духовной Академии, воспринятый от некоторых начальствующих и наставников из питомцев этой Академии, где впрочем занятия греческим языком шли также успешно, особенно по преобразовании ее в 1809 году 10 . Но по началу, занятая своим всесторонним благоустройством и, так сказать, самовоспитанием на новых началах, Московская Духовная Академия не могла много отдавать времени на занятия греческим языком. Самые даже классные занятия этим предметом, по началу, вследствие того, что в Академии поступили некоторые воспитанники из таких семинарий, в которых греческий язык или вовсе не преподавался или преподаваем был слабо, не отличались полным успехом. Поэтому ревизовавший Академию в 1815 году ректор С.-Петербургской Духовной Академии архимандрит Филарет, что впоследствии митрополит Московский, в своем донесении Комиссии духовных училищ писал: «класс языков не в том еще состоянии, в каком должен быть в Академии. Сие от того, что учившиеся и не учившиеся при образовании Академии рядом вошли в оный. Те, которые учились прежде, оказались ныне достойно Академии: а иные медлят еще в начатках» 11 . И в 1818 году тот же ревизора, бывший тогда в сане епископа Ревельского, греческом есть отлично успешные, но есть и малосведущие в самых начатках языка» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Харьков, 1822–1823). Вербицкий Андрей Андреевич (? — 1859) — филолог, впоследствии профессор Харьковского университета. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. Речь идет о 1851 г. Речь идет о 1851 г. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Четверть ведра — 3,2 литра. Четверть ведра — 3,2 литра. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — поэт, философ, публицист.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Варлаам Ляшевский , архим. Донского монастыря, определён 23 июля 1753; уволен от ректорства в июле 1754, оставлен архим-том Донским. Иоасаф Хотунцевский определён в 1754, из Камчатских миссионеров; 12 мая 1757 перев. в Высокопетровский. Геннадий Драницын , 12 мая 1757, из префектов; в 1758 перев. в Иосифов мнтрь. Гедеон Сломинский , 30 апр. 1758, из ректоров Троицкой семинарии, а 9 авг. 1761 перев. в Черниговский Елецкий, но там не был, а 4 сент. перев. в Бизюков. Гавриил Петров , 20 сент. 1761, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; 6 дек. 1763 хирот. в еписк. Тверского. Геннадий Грацинский ( Броницкий ?), 1 янв. 1764, из архим. Псковского Святогорского (?) монастыря; 13 апр. 1768 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Антоний Герасимов-Зыбелин , 20 мар. и 1768, из префектов; 10 окт. 1770 хирот. в еписк. Архангелогородского. Феофилакт Горский , 12 окт. 1770, из префектов; в 1774 перев. в Донской мнтрь. Амвросий Подобедов , 18 авг. 1774, из префектов, а 5 июля 1778 хирот. в викария Московской епархии. Дамаскин Семенов-Руднев 24 мая 1778 перев. из Московского Богоявленского монастыря, а 5 июля 1782 хирот. в викария Московского. Павел Пономарев , 1782, из наместн. Троицкой Лавры, а 27 нояб. 1783 перев. в Симонов мнтрь. Аполлос Байбаков , 17 дек. 1783, из наместн. Троицкой Лавры, а в 1786 перев. в Воскресенский Новый Иерусалим. Афанасий Иванов , 1786, из префектов и игум. Московского Покровского монастыря; 12 нояб. 1788 хирот. в еписк. Коломенской епархии. Мельхиседек Заболотский в дек. 1788 перев. из Саввина Сторожевского; в окт. 1791 уволен, за болезнью; с марта 1792 паки в Саввине. Мефодий Смирнов , 1 янв. 1792, из ректоров Троицкой семинарии; 14 февр. 1794 перев. в Новоспасский мнтрь. Амвросий Яковлев-Орлин в мар. 1794 перев. из Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а 12 июня 1795 – в Новоспасский. Евлампий Введенский , 23 июля 1795, из ректоров Троицкой семинарии; в 1798 перев. в Донской мнтрь. Серафим Глаголевский 28 сент. 1798 перев. из Лужецкого монастыря; 25 дек. 1799 хирот. в викария Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010