копий его плана и фасада, из которых в наст. время известны 3 (2 - в ГМИС. I-A-358-u; I-A-361-u; 1 - в б-ке А. Маи в Бергамо, см.: Пилявский. 1981. С. 167); проект был награвирован и издан сыном архитектора в 1843-1844 гг. в Мантуе. Частная тема паркового павильона, воплощенная в церковной архитектуре в подмосковном Удине, предстает одним из явлений важного архитектурного процесса - придворного строительства по имп. заказам, осуществлявшегося в т. ч. К. Сакральное значение таких церквей-«павильонов» проявляется в контексте «восстановления античности», к-рое знаменует начало новой эпохи - ампира. Как и в случае превращения в раннехрист. Риме пиршественной залы (т. н. базилики) Юния Басса в церковь, такие «храмики» в рус. усадебных парках становились воплощением духовной составляющей загородной жизни. Церковь мц. Ирины в с. Волгово Волосовского р-на Ленинградской обл. Сев. фасад. Фотография. 2004 г. В Царском селе К. были построены павильон «Концертный зал» (1782-1786) и Александровский дворец (1792-1796), в Петергофе - Английский дворец (1781-1796, полностью разрушен в 1942). В гражданской архитектуре К. одним из первых гармонично приспособил палладианские схемы сельских вилл к плотной городской застройке, вписав дворцовые типы фасадов в единый ряд домов. Он использовал объемные классические колоннады в контрасте с широкими плоскостями стен, прорезанными окнами и отдельными нишами с антикизированной скульптурой. Классический ордер К. мыслил как особую художественную систему, находящуюся «в параллельной жизни» к стенам здания. Его постройки задали центру С.-Петербурга монументальный масштаб, в котором работали архитекторы следующего столетия. Среди наиболее значительных с.-петербургских построек К.- Академия наук (1783-1789), Ассигнационный банк на Садовой ул. (1783-1790), Екатерининский институт на Фонтанке (1804; ныне часть здания РНБ), Конногвардейский манеж (1804-1807), Смольный ин-т (1806-1808), Эрмитажный театр (1783-1787; по окончании строительства театра К. предоставили квартиру в этом здании, где он жил до конца своих дней). В Москве по проектам К. были возведены одни из самых крупных зданий, важные в градостроительном отношении: Старый Гостиный двор на Ильинке (1789-1805; осуществлен С. А. Кариным и И. А. Селеховым, завершен в 1825-1830 при участии О. И. Бове, реставрирован в 1994-1999 по проекту В. В. Путятиной и И. И. Казакевич), Шереметевский Странноприимный дом (1803-1807; при участии Е. С. Назарова в 1792-1803; ныне НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского), Екатерининский (Головинский) дворец в Лефортове (1782 - 90-е гг. XVIII в., совм. с Ф. Кампорези, ныне Общевойсковая академия ВС РФ). К. принадлежат проекты усадеб (напр., Останкино Шереметевых, Ляличи П. В. Завадовского, Зубриловка С. Ф. Голицына), а также храмов и светских зданий провинциальных городов.

http://pravenc.ru/text/1684011.html

Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов имп. рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно правосл. Церкви возвратились 112 578 чел. Г. посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II , в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника. 22 сент. 1783 г. Г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода. Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому ; впосл. архиепископ Черниговский) представлять себя в сейме. Стараниями Г. 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции РПЦ, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Г. составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях. Собрал за свою жизнь богатейшую б-ку (1269 книг, 241 ркп.), открыл неск. госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в к-ром проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным. Гробница вскрывалась в 1812 г. французами и в 1875 г. во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Фома (Х в.); Илия (1-я пол. XI в.); Константин (упом. в 1054); Иоанн (2-я пол. XI в.); неизв. по имени (упом. в 1066); Никита (упом. в 1086-1094); Поф (упом. в 1166-1173); Стефан (XI-XII вв.); Константин (кон. XII в.); Иоанн (упом. в 1205); Поф Аплисфарий (? - 1225), Иосиф (1225? - 1256); Григорий (1256-1268); Гидон (между 1268 и 1314); неизв. по имени (упом. в 1310); Дионисий (1314-1327); Григорий (упом. в 1329-1331); Феофан (между 1331 и 1341); Маркиан (упом. в 1347-1354); Иосиф (упом. в 1355); Лев или Леонтий Магентин (2-я пол. XIV в., 1381?); Малахия (упом. в 1370 и 1371); Иеремия (упом. в 1389); Иосиф (упом. в 1394); Иеремия (упом. в 1395-1397); Дорофей (упом. в 1438/39); Леонандр (упом. в 1444), Мина (упом. в 1450), Леонтий (упом. в 1453); Мефодий (упом. в 1482-1484); Анфим (до 1546-1548); Макарий (упом. в 1564 и 1565); Игнатий (упом. в 1565); Григорий (упом. в 1576-1580); Пахомий Патест (1580-1584; ранее митрополит Кесарийский; впосл. патриарх К-польский Пахомий II); Григорий (упом. в 1590); Паисий Палеолог (1590-1603); Даниил (1603-1605); Софроний (1605 - после 1608); Парфений (упом. в 1610, иногда ошибочно указывается дата 1608); Григорий (упом. в 1618); Констанций (ранее 1621-1629, с перерывом; ранее митрополит Лемносский); Парфений (упом. в 1626); Парфений (1629-1654); Григорий (1654 - после 1670); Зосим (упом. в 1672); Даниил Макрис (упом. в 1676); Григорий (1676-1692); Даниил Макрис (1692 - после 1696); Макарий (до 1708); Никодим Айназис (1708-1721); Каллиник (1721-1727); Констанций (1727-1736); Анфим Вертумис (1737-1767, с перерывами?); Паисий (упом. в 1759); Герасим (1767-1773 или 1783); Панарет (1780-1783); Иеремия (1783-1809; ранее митрополит Христианополя и Триполицы; впосл. патриарх К-польский Иеремия IV); Каллиник (1809-1829); Порфирий (Фотиадис; 1829-1839); Мелетий (Фотиу; 1839-1842; ранее митрополит Серрский; впосл. митрополит Ксанфийский); Каллиник (1842-1853; впосл. митрополит Фессалоникийский и патриарх Александрийский); Григорий (Катрис или Кабурис; 1853-1858; ранее епископ Кампанийский и митрополит Тырновский); Мелетий (Фотиу; 1858-1867); Мефодий (Аронис; 1867-1876; впосл. митрополит Кесарийский и Дидимотихский); Константин (Валиадис; 1876-1893; впосл. митрополит Эфесский и К-польский патриарх Константин V ); Мефодий (Аронис; 1893-1897); Кирилл (Мумдзис; 1897-1925; впосл. митрополит Филадельфийский); Иаков (Николау; 1925-1958; ранее митрополит Диррахийский); Иаков (Клеомвротос; 1958-1987; ранее митрополит Сисанийский и Сьятистский); Иаков (Франдзис; с 1988 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2463587.html

12-13). Никозели Давид также был джврисмама и вел спор с еп. Германом Руисским об окормлении с. Дирби, находившегося на территории Руисской епархии и считавшегося владением Крестового мон-ря. По постановлению церковного суда (1773), созванного католикосом-патриархом Антонием I, никозели Давиду в этом селе подлежали «светские и крепостные дела», а вся церковная составляющая оставалась за епископом Руисским (ПГП. 1972. Т. 4. С. 659). Кончина еп. Давида (1783) обнажила накал в отношениях между никозели и Павленишвили: тавады не позволили похоронить архиерея в кафоликоне монастыря Никози, утверждая, что это их усыпальница и что епископов можно хоронить и в малой часовне. Павленишвили также всеми средствами отстаивали свои права на имения и крестьян никозели и выкрали церковные грамоты. По требованию католикоса-патриарха Антония I в 1783 г., а также согласно решению суда, в к-ром принимал участие царевич Георгий (1786), еп. Давид был перезахоронен в кафоликоне мон-ря Никози; кафоликон Гвтаеба и все движимое и недвижимое церковное имущество оставались за никозели, т. к. Павленишвили не смогли представить царские грамоты, подтверждавшие их права на кафоликон мон-ря Никози и его владения. Представителям рода Павленишвили и Шаликашвили разрешалось хоронить членов своих семей в кафоликоне мон-ря Никози лишь с дозволения архиерея (Грамота католикоса-патриарха Антония I тавадам Павленишвили, 1783 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 943-944; Прошение еп. Иулия никозской дикастерии, 1785 г.//Там же. 1981. Т. 7. С. 673-674; Решение царевича Георгия о споре между никозели и Павленишвили, 1786 г.//Там же. 1974. Т. 5. С. 325-331). В 1788 г. никозели еп. Иулий был переведен на Самтависскую кафедру, затем - на Урбнисскую. Его преемником стал уроженец Имерети архим. Афанасий, хиротонию к-рого совершил в мцхетском патриаршем соборе Светицховели католикос-патриарх Антоний II при участии архиеп. Картлийского (Самтаврского) Паисия, еп. Урбнисского Иустина и еп. Цилканского Амвросия. Кандидатура еп. Афанасия была утверждена Ираклием II (ПГП.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Нахичеван (Нор-Нахичеван, ныне район в составе г. Ростов-на-Дону). В 1781 г. освятил здесь ц. Пресв. Богородицы (Сурб-Аствацацин) и заложил ц. Вознесения (Сурб-Амбарцум), в 1783 г. заложил кафедральный собор св. Григория Просветителя. В 1779-1780 гг. вместе с влиятельным армянским купцом И. Н. Лазаряном (Лазаревым) И. совершил поездку в С.-Петербург; 6 авг. был представлен имп. Екатерине II, познакомился с кн. Г. А. Потёмкиным , А. В. Суворовым и другими представителями русской аристократии и политической элиты. 18 февр. 1780 г. освятил арм. храм вмц. Екатерины на Невском проспекте в С.-Петербурге; в том же году освятил арм. ц. Св. Креста (Сурб-Хач) в Армянском (Столповском) пер. в Москве. Будучи искусным дипломатом, сторонником расширения русско-арм. контактов и восстановления арм. государственности, И. активно участвовал во всех начинаниях, связанных с кавказской политикой России. В 1780 г. И. принял участие в созванных Потёмкиным совещаниях по этим вопросам. Также в 1780 г. И. обращался к российским властям с просьбой ограничить проповедь католичества среди армян в России и издать запрет вести церковную службу только на лат. языке. Потёмкин удовлетворил его прошения. В 1782 г. в ответ на запрос генерал-губернатора Кавказского наместничества П. С. Потёмкина И. представил российским властям сведения по арм. истории, о совр. положении дел и о перспективах развития арм. народа, о готовности армян начать национально-освободительное движение в случае поддержки России, а также о возможных способах этой поддержки. В 1783 г. И. представил также специальную справку об арм. меликах Карабаха, вновь подчеркивая их готовность к восстановлению арм. государственности при содействии России. Также в 1783 г. И. составил документ «Предложения о союзе между двумя нациями - русской и армянской». Согласно этому проекту, Россия должна была восстановить независимое Армянское царство под своим протекторатом; за Россией закреплялось право назначать царей Армении и держать там свои войска. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., после взятия Измаила русскими, 320 арм.

http://pravenc.ru/text/578487.html

Приход упраздненной церкви не долго находился без собственного храма. Вероятно, вследствие потребности в нем для прихожан, в 1738 году, по благословению св. синода, взята была готовая церковь из дома князя Димитрия Голицына и поставлена в деревянном доме Ивана Петровича Трунилова, находившемся в Посадской улице. Трунилов, по достоверным и точным известиям, родился в 1690 году, служил сначала подьячим и комиссаром в канцелярии строений города С.-Петербурга 82 а потом комиссаром в крепостной конторе по постройкам в С.-Петербургской крепости; семейство его состояло из жены Елены Григорьевны, трех сыновей и трех дочерей; он имел своих крепостных людей. В 1741 году он имел уже 51-й год от рождения и жил в другом собственном доме, находившемся также в Посадской улице, под 35. Дом Трунилова, взятый для Никольской голицынской церкви, – судя по дошедшему до нас плану 1783 года и по соображению с нынешним расположением и названием улиц, находился на Большой Монетной улице, идущей мимо алтаря Никольской церкви к лицею. В 1783 г. старая, т. е. голицынская церковь , отделялась от нынешней церкви церковным огородом, имевшим длиннику 20 саж., и тремя участками, из которых один, длиною в 21 саж., принадлежал бывшему священнику Никольской церкви Василию Архипову, другой, длиною в 24 сажени, был собственностью крестьянина Петра Бурлакова, имевшего на нем харчевню, на углу Малой Посадской и Никольской (ныне Большой Монетной улицы), и третий – составлял часть Малой Посадской улицы в 8 саж., на углу которой, противоположном участку Бурлакова, в 1783 г. находился церковный огород, где стояла старая Никольская церковь . Таким образом, дом Трунилова, где помещалась Никольская голицынская церковь, находился в конце Большой Монетной улицы, близь ограды лицейского сада, в 80-ти саженях от нынешней Крестовоздвиженской церкви, где теперь находится церковное огородное место. Самым достоверным наглядным памятником того, что Труниловская церковь была перенесена из дома князя Голицына, служит образ Николая Чудотворца, данный княгиней Голицыной в благословение внуку князю Владимиру. Но этот образ, без сомнения, не единственный памятник фамилии Голицыных в Никольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

День смерти сей бывшей игунении, схимонахини Ирины – нам неизвестен. 11) Игумения Агафия, 1783 – 1791 гг.; мещанская дочь; пострижена в монашество 47 лет от рода, в Веретьевской Благовещенской пустыни (Каргопольск. у., в 11 верст. от города) в 1758 г., в коей и жила до 1765 г.; а в сем году, по причине упразднения названной обители, переведена в описываемый Успенский монастырь и в 1783 г. (т. е. через 25 лет после пострижения), по благословению Виктора, епископа олонецкого и каргопольского, произведена в игумении, 447 имея около 72 лет от рода; – скончалась в 1791-м году 448 , 79 лет от рода 449 , прожив в иночестве 32 года; не включаем сюда времени, проведенного ею в монастыре до пострижении. – Во время ее настоятельства было совершено около шести пострижений в монахини послушниц сей обители, обычно совершавшихся строителями Спасской-Строкиной пустыни. Первою пострижена 14 августа 1783 г. некая подьяческая жена Мавра Егорова, под именем Марии; на что был испрошен указ олонецкой консистории, последовавший, от 23 июля, за 505 450 . Предварительно пострижения, канун сего дня, именно: 13 августа игуменья Агафия «с сестрами о пострижении тому строителю находящейся во искушении (!) к монашеству подъяческой жены... сказали, что де означенная Мавра в показанном Успенском девиче монастыре белицею обращается уже тому три года со излишеством, да и жительство она Мавра в монастыре чрез то время имела добропорядочное, трезвенное и благоговейное, в чем мы под сим и подписуемся: К сей скаске вместо игумении агафии и казначеи монахини Евстолии с сестрами по их общему прошению того ж монастыря священник стефан Федоров руку приложил» 451 . За сим, в следующем 1784 году состоялось пострижение разом пяти человек – трех девиц и двух вдов. Но прежде пострижения нужно было испросить увольнительное письмо (постригамые все были каргопольские горожанки), разрешение архиерея олонецкого Амвросия. О всем этом говорится в следующем указе олонецкой консистории, от 24 января 1784 г. за 62: «...Генваря 12 дня... в... консистории по репорту каргопольского успенского двча мнтря игумении агафии с сестрами, которым на посланной в ней указ, представляя, что де желающим к пострижению каргопольской купеческой вдове Ульяне степановой литусовой, да купеческой же девке Дарье федоровой прибытковой, мещанкам: вдове федосьи иванове спиридонове, девкам марфе петровой белоусовой, и гликерии матфеевой горбуновой от каргопольского городового сиротского суда уволительное к пострижению, что препятствия за ними и податей (!) никаковых государственных не имеется, писмо дано, которое при том и приложено. Определено: послать к тебе строителю (Спасо-Каргопольского монастыря иеромонаху Варлааму I-мy) о пострижении означенных желающих принять монашеский чин, с таковым предписанием, чтоб как означенных вдов и девок по пострижении будут наименования отрепортовать в консисторию» 452 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После удаления с должности строителя в 1702 г. иером. Маркелла эту должность занимали: иером. Питирим (1702-1703), иером. Игнатий (1703-1704), казначей иером. Пахомий (1704-1705). В 10-70-х гг. XVIII в. большинство настоятелей О. Н. м. имели сан игумена, с 1845 г. все настоятели получили этот сан либо сразу, когда занимали должность настоятеля, либо во время ее исполнения. Преемником игум. Варнавы стал игум. Макарий (1721-1728 или 1729). В 1729 г. наместником О. Н. м. значился иером. Иоасаф (с 1734 игумен), переведенный в 1738 г. в калужский Лаврентиев монастырь. В 1744 г. упоминается наместник обители иером. Питирим. Затем ею управлял игум. Иакинф (? - 17 июля 1748), более чем через 2 года был поставлен игум. Гавриил (22 нояб. 1750-1762), его сменили архим. Пахомий (1762 - 3 сент. 1763) и игум. Ювеналий (Воейков; 21 дек. 1763-1767), много сделавший для сохранения обители во время введения монастырских штатов ( Пясецкий. 1894. 24. С. 753-762). Известны нек-рые из строителей О. Н. м. 2-й пол. XVIII - нач. XIX в., в т. ч. иеромонахи Арсений (упом. в 1770), Гаий (упом. в 1773), Вассиан (?-1777), Арсакий (1777 или 1777-1778), Иоанн (? - 1783), Иринарх (1783), Лаврентий (1783 - ?), Гедеон (исправляющий должность в 1801-1804), Дионисий (Цветаев; 1804), Амвросий (1805-1807), Иоанникий (1807-1810), Вассиан (1815-1819), Петр (1819-1821), Филарет (Ефесский; 1821-1834) ( Строев. Списки. С. 918; Красовский. 1872. С. 28-34). Примерно с 1787 г. и до смерти в 1791 г. в О. Н. м. проживал на покое игум. Анастасий (Потёмкин), родной брат архиеп. Иова (Потёмкина) и родственник светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1-й пол. XIX в. в обители подвизались иеромонахи Иринарх и Гавриил, а также юродивый Феодор Николаевич Бобарыкин (Боборыкин). Важную роль в развитии мон-ря в XIX в. сыграл строитель (с 1845 игумен) Серапион (Пирожков; 1834-1857). Он был переведен в обитель из Белобережской брянской мужской пустыни , откуда привнес в О. Н. м. элементы Иерусалимского устава . В 1858-1860 гг. мон-рем управлял игум. Израиль, в 1861-1865 гг.- игум. Нифонт, в 1865-1871 гг.- иером. Антоний (с 1868 игумен). Большую роль в украшении О. Н. м. сыграл настоятель обители в 1871-1880 гг. иером. Иоасаф (Ульянов; с 1872 игумен, впосл. архимандрит). В 1880-1886 гг. мон-рем управлял игум. Макарий. Длительное время настоятелем был игум. Феодосий (Костюков; 1886 - не ранее 1917; с 1896 архимандрит), занимавшийся экономическим развитием мон-ря. В 1918-1921 гг. настоятелем обители был архим. Агапит (Борзаковский; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

В 1756 г. Кади-эскер (заместитель муфтия) Кырым-Рызы инициировал низложение действующего хана Арслан-Гирея. Периодически со стороны крымскотатарского духовенства предпринимались попытки насильственной исламизации иноверцев и разрушения их культовых сооружений. В 1697 г. были уничтожены 2 церкви в г. Карасубазар (ныне Белогорск). В 1705 г. шейх Хамид-эфенди пытался разрушить синагогу, но иудеи получили защиту у крымского хана. В Бахчисарае в нач. XVIII в. была разрушена католич. часовня миссии иезуитов. Католич. соборы в г. Солдайя (ныне Судак) и в г. Каффа (ныне Феодосия) были перестроены в соборные мечети. В XVII в., по свидетельству Челеби, в Бахчисарае действовали 24 мечети, 2 медресе и 17 мектебов, 9 текие; в Акмесджите - 5 мечетей, 3 мектеба и 2 медресе, 3 текие; в Гёзлеве (ныне Евпатория) - 24 мечети, из них 5 - соборных, 2 медресе, 5 мектебов, 3 текие; в Карасубазаре - 28 мечетей, из них 5 соборных, 5 мектебов, 4 текие; в Солхате - 5 мечетей, из них 2 - соборные, 2 медресе, 2 текие, 1 мектеб. В 1774 г. по Кючюк-Кайнарджийскому мирному договору Россия признала духовный авторитет тур. султана, «яко Верховного Калифа Магометанского закона» и конфессиональную зависимость от него ставших тогда политически самостоятельными мусульман-суннитов Тавриды. После ликвидации Крымского ханства (1783) Екатерина II в Манифесте от 8 апр. 1783 г. дала клятву мусульманам Тавриды «охранять и защищать их лица, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно». В 1783 г. в К. насчитывалось 1531 мечеть, 21 текие, 25 медресе, 35 мектебов, а муфтием К. был Мусалар-эфенди, занимавший эту должность до своей смерти в 1791 г. В течение 3 лет мусульмане К. оставались без муфтия. 23 янв. 1794 г. именным указом царицы в «Таврической области» было создано новое учреждение - Духовное правление во главе с муфтием Сеидом Мегметом, крымским кади-эскером. Манифест Екатерины II от 16 сент. 1796 г. определил ряд вопросов судебной деятельности Таврического муфтията, его участие в наследственных делах, а также освобождение всех членов Духовного правления от налогов.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

110 Шувалов Петр Иванович (1710–1762) – граф, государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1761); при императрице Елизавете фактически руководил правительством, провел ряд реформ в армии, усовершенствовал русскую артиллерию. 111 Воронцова-Дашкова Екатерина Романовна (1743–1810) – княгиня, крупнейшая деятельница русской культуры, одна из активных участниц переворота 1762 г., директор Петербургской академии наук и президент Российской Академии (1783–1796), автор интереснейших мемуаров. Ее сестры – Воронцова Мария Романовна (в замужестве Бутурлина) (1737–1765) и упомянутая E. Р. Полянская. 112 Дашков Михаил Иванович (1736–1764)–князь, камер-юнкер, вице-полковник гвардейского гусарского полка, муж Εκ. Р. Воронцовой-Дашковой. 113 Разумовский Кирилл Григорьевич (1728–1803) –русский государственный деятель, граф (1774), последний гетман Украины (1750– 1764), президент Петербургской академии наук (1764–1798), крупнейший землевладелец; способствовал закрепощению украинского крестьянства, активно помогал участникам заговора 1762 г., за что был произведен в генерал-адъютанты и генерал-фельдмаршалы. 114 Панин Никита Иванович (1718–1783) –граф, русский государственный деятель и дипломат, с 1747 г. посланник в Дании и Швеции, участник дворцового переворота (1762), воспитатель наследника Павла Петровича; руководил Коллегией иностранных дел, автор конституционных проектов. 116 Воронцов Михаил Илларионович (1714–1767) граф, русский государственный деятель, дипломат, канцлер (1758 – 1762). 118 Барятинский Федор Сергеевич (1742–1814) гвардейский офицер, обер-гофмаршал Петра III, участник переворота 1762 г. 119 Потемкин Григорий Александрович (1739–1791) выдающийся государственный и военный деятель России, «светлейший князь Таврический» (1783), генерал-фельдмаршал (1784), президент Военной коллегии, фаворит Екатерины II; происходил из мелкопоместных дворян, обучался в гимназии Московского университета; участвовал в перевороте 1762 г., принимал участие в работе Комиссии по составлению нового Уложения (1767), в русско-турецкой войне (1768–1771), в 70– 80-е гг. XVIII в. занимал высокое положение при дворе, проявил себя талантливым администратором и политиком; проводил политику укрепления абсолютистского государства, руководил хозяйственным освоением Северного Причерноморья, основанием городов Херсона, Николаева, Севастополя, Новороссийска, Екатеринослава, строительством черноморского торгового и военного флотов, провел реформы русской армии, вел мирные переговоры в Яссах с Турцией (1791). Несмотря на свои личные и узкоклассовые интересы (был богатейшим помещиком, выступал против казачьего самоуправления в Запорожской Сечи), он во многом способствовал развитию торговли, освоению земель, экономики страны, международному авторитету России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010