Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735, с. Монаково, ныне Большеигнатовского р-на, Мордовия - 3.08. 1783, Владимир), еп. Владимирский и Суздальский. Сын дьячка Стефана Иоакимовича Полетаева, фамилию получил во время обучения. В 1745 г. поступил в КазДС. В 1753 или 1754 г., во время обучения в классе богословия еп. Казанским и Свияжским Лукой (Конашевичем) , был рукоположен во диакона к Петропавловскому собору г. Казани, назначен преподавателем класса риторики Казанской семинарии (Петропавловский собор являлся семинарским храмом). Через год овдовел. В 1762 г. (?) в казанском в честь Преображения Господня монастыре был пострижен в монашество, затем епископом Казанским и Свияжским Гавриилом (Кременецким) рукоположен во иерея. Был зачислен в братию Феодоровского мон-ря г. Казани, оставаясь преподавателем семинарии. 8 апр. 1765 г. назначен префектом семинарии, одновременно возведен в сан игумена и назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря . 22 янв. 1766 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором КазДС и настоятелем Преображенского мон-ря в Казанском кремле. 1 июня 1767 г. переведен настоятелем свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и освобожден от ректорства в семинарии. 25 дек. 1770 г. в Москве архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) И. был хиротонисан во епископа Владимирского и Муромского. В 1771 г. в память о прекращении эпидемии чумы во Владимире после принесения чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери И. установил ежегодный крестный ход со святыней из Боголюбского монастыря во Владимир. При И. был произведен дорогостоящий капитальный ремонт кафедрального Успенского собора, муромской Николо-Зарядской ц. у торговых рядов, возведен Преображенский храм (в совр. с. Чамереве Судогодского р-на Владимирской обл.) и др. В 1782 г. И. выдал храмозданную грамоту на строительство в с. Б. Болдино (в совр. Большеболдинском р-не Нижегородской обл.) каменной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы вместо ветхой деревянной. |
Андрея Рублёва (1408) были частично уничтожены, частично покрыты побелкой и переписаны. 25 мая 1774 г. состоялось освящение собора. Во время пожара во Владимире в 1778 г. погибли иконостасы и внутреннее убранство Рождество-Богородицкого мон-ря, бывших владимирского во имя вмч. Георгия Победоносца и владимирского Золотоворотского в честь Преображения Господня мон-рей, белокаменные храмы 2 последних обителей рухнули и были полностью перестроены к кон. XVIII в. В 1783 г. был разобран один из древнейших храмов города - во имя Богоотец Иоакима и Анны. От времени управления В. е. епископами Павлом (1763-1769) и Иеронимом (Фармаковским ; 1770-1783) известен ряд указов об устройстве епархиальной жизни. Указ 10 марта 1765 г. предписывал во вновь построенных храмах епархии использовать исключительно серебряные богослужебные сосуды (оловянная утварь полностью вышла из употребления в храмах епархии к кон. XVIII в.). Указом 27 янв. 1771 г. предписывалось производить благовест во всех приходских церквах Владимира одновременно с кафедральным собором. К 1771 г. относится распоряжение еп. Иеронима о том, что начиная с 6 янв. 1772 г. в богослужении на праздник Рождества Христова во владимирском Успенском соборе должны были участвовать настоятели всех штатных мон-рей, а с 1776 г.- также заштатных: вязниковского Благовещенского, Санаксарского, пустыней Флорищевой и Саровской, протопопы арзамасского, вязниковского, муромского, починковского и темниковского соборов. Указом 1773 г. во владимирских городских церквах подвергались штрафу лица, занимавшиеся разговорами во время богослужения. Обращалось внимание на моральный облик и внешний вид духовенства епархии. В июне 1771 г. владыка под угрозой значительного штрафа запретил священнослужителям посещать питейные заведения. Он подтвердил запрещение архиеп. Антония духовным лицам появляться в общественных местах в лаптях и простонародной одежде. 6 мая 1788 г. имп. указом Святейшему Синоду предписывалось по возможности привести границы епархий в соответствие с губернскими. |
А капитальныя и протчия государственныя подати по смерть ево обязались платить курское купечество и мещанство. Оный же Машнин состояния добраго, в штрафах и подозрениях и ни в каких наперед сего пороках не бывал, также казенных и партикулярных долгов и ничего и ничем не состоит, почему к восприятию монашеского чина препятствий не имеется. А естли по власти Божией во оной обители окончит жизнь свою, то для показания об оном впредь при ревизии сей магистрат той обители уведомить письменно, во верность чего из курскаго городового магистрата сей аттестат с приложением печати и за подписанием присутствующих ему, Машнину, дан декабря 7-го·дня 1781 году. На подлинном подписали: ратман Иван Полевой, ратман Федор Попов, ратман Михайла Полевой, ратман Тимофей Мосвстин, канцелярист Григорий Борзенков. Печать приложена из красного сургуча». (С. 18–19:63). Пустынька игумена Назария в Валаамском монастыре В 1781 году саровского иеромонаха Назария перевели в настоятели тогда еще захудалого и малолюдного Валаамского монастыря. При Назарии монастырь окреп. В архитектурном облике Валаамского монастыря, благодаря Назарию, угадывается большое сходство с Саровской пустынью. 1781–1786 Житие 1863 года отмечает, что в период послушничества Прохора он был отправлен сборщиком денег для нужд монастыря. Главной из этих нужд было построение церкви святых Зосимы и Савватия, рядом с которой и наказал позже преподобный Серафим, похоронить себя. Эту больничную церковь Саровской обители преподобный особенно любил: ведь он вложил в нее столько сил! Он не только собирал на нее деньги, но и своими руками сделал для храма «из кипарисного дерева престол» (1863. 28). В церковь Зосимы и Савватия он ходил причащаться в последние годы жизни. Храм Зосимы и Савватия в Сарове При сборе средств на храм Прохор посетил родной Курск. В житии 1863 года ошибочно отмечается, что к Курске он «посещал могилу матери» (она скончалась позже, в 1800 году). Здесь же указано, что брат Алексей «оказал Прохору нескудное пособие для строения церкви» (1863. 27). 1783 Преподобному Серафиму•двадцать девять лет. В 1783 году у брата преподобного Серафима, Алексея, рождается дочь Мавра». Без даты В чредах неусыпаемого чтения Псалтири на 1783 год записано имя: Прохор – столяр, что подтверждает выполнение отцом Серафимом данного вида послушания (С. 63). 3 августа Скончался епископ Йероним (Фармаковский или Формаковский; 1732, Казанская губерния – 3 августа 1783) – епископ Владимирский и Муромский. Он управлял Владимирской епархией с декабря 1770 года. Известно несколько писем владыки Иеронима в Саровскую пустынь. Эти письма напечатаны в «Описании Саровской пустыни» (М., 1853). Владыка был погребен во Владимирском кафедральном соборе. Несомненно, в Саровском монастыре поминали покойного епископа. 22 сентября Епископом Владимирским становится епископ Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии Виктор Онисимов. Ему и придется рукополагать во иеродиаконы преподобного Серафима. 1784 |
еп. св. Симон (1214/15 - 22 мая 1226), еп. сщмч. Митрофан (14 марта 1227 - 7 февр. 1238); в 1238-1249 гг. епархией управлял Ростовский еп. св. Кирилл II, в 1250-1274 гг.- Киевский митр. Кирилл II (III), еп. св. Серапион (1273 - 12 июня 1275), еп. св. Феодор (1276-1286/87), еп. Иаков (1288-1295), еп. Симеон (1295 - 18 апр. 1299); в 1299 г. епархия перешла под управление Киевских (позднее Московских) митрополитов, до 1744 г. входила в состав Митрополичьей, затем Патриаршей, позднее Синодальной области; с 6 дек. 1352 по 30 июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил свт. Алексий; еп. Платон (Петрункевич; 20 марта 1748 - 16 апр. 1757), архиеп. Антоний (Багратиони; 23 нояб. 1757 - 16 дек. 1762), еп. Павел (6 июля 1763 - 9 авг. 1769), еп. Иероним (Фармаковский; 25 дек. 1770 - 3 авг. 1783), еп. Виктор (Онисимов; с 22 сент. 1783, с 22 сент. 1788 еп. Суздальский и Владимирский, с 16 окт. 1799 еп. Владимирский и Суздальский, с 24 февр. 1800 на покое), еп. Ксенофонт (Троепольский; 24 февр. 1800 - 3 июля 1821), Парфений (Чертков; 21 авг. 1821 - 25 февр. 1850, с 25 дек. 1833 архиеп.), еп. Иустин (Михайлов; 25 февр. 1850 - 26 июля 1863), еп. св. Феофан (Говоров; 26 июля 1863 - 17 июня 1866), архиеп. Антоний (Павлинский; 17 июня 1866 - 29 апр. 1878), Феогност (Лебедев; 9 дек. 1878 - 21 нояб. 1892, с 15 мая 1883 архиеп.), архиеп. Сергий (Спасский; 21 нояб. 1892 - 20 нояб. 1904), Никон (Софийский; 27 нояб. 1904 - 9 июня 1906, с 6 мая 1906 архиеп.), архиеп. Николай (Налимов; 23 июля 1906 - 13 июля 1914), архиеп. Алексий (Дородницын; 30 июля 1914 - 3 мая 1917), архиеп. Сергий (Страгородский; 10 авг. 1917 - 1922, с 28 нояб. 1917 митр.), архиеп. сщмч. Николай (Добронравов; июнь 1924 - 10 дек. 1925), еп. сщмч. Корнилий (Соболев; 1926, в течение месяца), Вязниковский еп. Нифонт (Фомин; с мая по сент. 1927, в. у.), Муромский архиеп. Макарий (Звёздов; 1928, в. у.), еп. Павел (Гальковский; янв. 1929 - 31 марта (по др. данным 13 нояб.) 1929, Суздальский архиеп. сщмч. Гурий (Степанов; 13 авг. 1930 - 8 мая 1931, в. у.), Ярославский и Ростовский архиеп. Павел (Борисовский; 1931, в. у.), Иннокентий (Летяев; 18 мая 1932 - 5 февр. 1935, с 1934 архиеп.), архиеп. Сергий (Гришин; 31 мая 1935 - май 1936), Звенигородский еп. Филипп (Гумилевский; нач. 1936 - 9 сент. 1936, в. у.), архиеп. Феодор (Яцковский; 11 авг. 1936 - 3 февр. 1937), еп. Хрисогон (Ивановский; 30 марта 1937 - 1938), Ивановский еп. Алексий (Сергеев; 1938, в. у.), Онисим (Фестинатов; 27 авг. 1944 - 31 окт. 1970, в 1944-1946 также управлял Ивановской епархией, с 1956 архиеп.), Ярославский и Ростовский митр. Иоанн (Вендланд; 2 нояб. 1970 - 1 дек. 1970, в. у.), Николай (Кутепов; 1 дек. 1970 - 17 апр. 1975, с 9 сент. 1972 архиеп.), архиеп. Владимир (Котляров; 17 апр. 1975 - 24 апр. 1980), архиеп. Серапион (Фадеев; 24 апр. 1980 - 12 мая 1987), Валентин (Мищук; 12 мая 1987 - 25 окт. 1990, с 30 дек. 1988 архиеп.), Евлогий (Смирнов; с 11 нояб. 1990, с 25 февр. 1995 архиеп.). |
В книге Е.Л. Ломако упоминается две церкви Симеона Столпника : одна сгорела при пожаре (деревянная), во вторую (каменную) были переданы иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой Покровской церкви архиерейского дома. Протоиерей О. Пэнэжко в книге «Храмы и монастыри г. Коломны » пишет: « Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Преподобного Симеона Столпника была построена в 1783 г., у входных дверей была резная из камня икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. По приделу церковь часто называли Симеоновской». Исходя из вышеприведенного текста, мы видим противоречие у О. Пэнэжко и Е.Л. Ломако по дате строительства каменной церкви Иоанна Предтечи (Е.Л. Ломако - 1775 г., О. Пэнэжко – 1783 г.). Можно предположить, что в 1783 году каменная церковь была не построена, а перестроена после пожара 1782 г., в результате которого сгорела рядом стоящая деревянная Церковь Симеона Столпника. «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» (по приходам семнадцати городских церквей и Успенской соборной церкви) свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 2 протоиерея, 1 ключарь, 20 иереев, 13 диаконов, 15 дьячков, 2 псаломщика, 19 пономарей, 2 иподиакона, 4 звонаря, 3 сторожа, 25 певчих. Штат приходской церкви состоял в основном из четырёх человек: иерея, дьякона, дьячка и пономаря, а в соборной церкви были представлены все перечисленные представители духовенства за исключением дьячков. В ряде церквей отсутствовал кто-либо из названных представителей штата в связи с немногочисленностью прихода. Так по состоянию на 1783 г. в церкви Преподобного Симеона Столпника (позже Иоанна Предтечи) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 пономарь. В то же время в церкви Живоначальной Троицы в Ямской слободе находилось два священника, что свидетельствует о достаточно большой окормляемой пастве. Посмотреть полностью таблицу «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» Вы можете в книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века». |
6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799). |
Священники: Алексей Стефанович Иваницкий (1832), Стефан Дмитриевич Тюшев (1832), Петр Агафонов (1873), Иван Суханов (1873), Евгений Иоаннович Арзамазов (1850), Алексей Георгиевич Серебрянников (1850), Тимофей Кубасов (1873), Василий Васильевич Парышев (1896, 1902), Павел Смородинов (1900), Александр Павлович Румянцев (1902), Николай Павлович Румянцев (1900-1917), Михаил Румянцев (1902-1903), Павел Ребрин (1905), Иоанн Павлович Рещиков (1903-1913), Андрей Исаврович Гусев (1912), Вячеслав Знаменский (1916), Иосиф Иоаннович Исаков (1916-1917). Диаконы: Иван Милованов (1783), Самсон Васильевич Дергачев (1832), Феодор Андреевич Ковернацкий (1850), Григорий Петрович Карпов (1850), Алексий Кондаков (1901-1902), Иоанн Васильевич Оборин (1906-1912), Иоанн Попов (1916), Владимир Ковырзин (1916-1917). Дьячки: Кондрат Пономарев (1783), Никифор Кубасов (1783), Иван Мефодиевич Мнехин (1832), Лев Алексеевич Нисковский (1850). Пономари: Феодор Решиков (1783), Стефан Попов (1783), Николай Стефанович Попов (1832), Иван Никифорович Кубасов (1832), Алексей Васильевич Сальников (1850), Иаков Васильевич Нисковский (1850). Псаломщики: Павел Анисимов (1900-1902), Евтихий Дмитриевич Клюев (1901), Петр Орлов (1902), Филипп Иванцев (1902-1904), Иоанн Оборин (1904-1906), Владимир Добротворский (1904-1906), Лонгин Козлов (1917), Стефан Чусовитин (1900-1901, 1910-1912, 1917). Последним настоятелем до закрытия храма был Николай Павлович Румянцев. Матушка отца Николая преподавала в церковно-приходской школе. Для причта были построены два деревянных дома. Место нахождения одного неизвестно, а во втором находился музей и Дом ветеранов. С 1884 года в селе была открыта церковно-приходская школа, которая была учреждена в 1842 году. В 1897 году церковно-приходская школа открылась в деревне Володино. В 1933 году церковь была закрыта. Последним старостой был Александр Мезенцев, житель деревни Заозерная. Вскоре с церкви был снят крест, сброшены колокола и разрушена колокольня. Сама церковь была разграблена. В этом же году в Свято-Троицком приделе был расположен зерносклад, а в приделе Трех Святителей – конюшня для племенных (выездных) лошадей. В скором времени вместо конюшни на первом этаже была устроена тракторная школа, где рабочие изучали тракторное дело. До 1972 года в Свято-Троицком приделе храма был расположен клуб, а в приделе Трех Святителей – кинотеатр. С 1972 по май 1974 года здание не использовалось. В мае 1974 года в Трехсвятительском приделе, на первом этаже, размещались в алтаре – детская библиотека, в центральной части – районная библиотека. В Свято-Троицком приделе на втором этаже в разное время размещались: общежитие, отдел культуры, Дом пионеров и музыкальная школа. |
иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве; трапезная и колокольня 1783-1791 гг.). Большинство храмов этой группы близки к проектам из т. н. Смешанного альбома церквей М. Ф. Казакова, типа ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске (1810; Выголов В. П. Неизв. постройка В. И. Баженова в Белозерске//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства. М., 1983. [Вып. 2]. С. 131-156; Гуляницкий Н. Ф. Собр. чертежей храмов в «Смешанном» альбоме М. Ф. Казакова//М. Ф. Казаков и архитектура классицизма. М., 1996. С. 50-57; Он же. Скорбященская ц. в Москве и особенности храмостроения в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова//Там же. С. 58-68; Шорбан Е. А. Неизв. памятник московской архит. школы кон. XVIII в.- церковь с. Растворово в Калужской губ.//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства. М., 2010. Вып. 8: XII-XX вв. С. 465-483). Одной из первых в этой группе храмов, вероятно, была скромная ц. Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в Щеглятьеве (городской окр. Домодедово; 1779-1783, заказ С. А. Дубенского) с низкими алтарем и трапезной, примыкающими к двусветной ротонде, украшенной пилястрами. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в Щеглятьеве. 1779–1783 гг. Фотография. 2010 г. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в Щеглятьеве. 1779–1783 гг. Фотография. 2010 г. Двусветные ротонды, окруженные неполной круговой колоннадой, развивают образ ц. Вознесения Господня на Гороховом поле в Москве (1788-1793, архит. М. Ф. Казаков (?); ГНИМА. Р-I-12296/69), а также тему проектов из «Смешанного альбома» (ГНИМА. Р-I-12296/22, Р-I-12296/30): ц. Св. Троицы в Константинове Воскресенского р-на (1797, заказчица П. В. Мелиссино) без алтарного выступа, с белокаменными колоннами нижнего яруса ротонды, полуколоннами верхнего и 3-нефной трапезной, и Покровская ц. в Хомутове в черте г. Щёлкова (1800-1856) с низкой полуротондой алтаря. Лапидарная по архитектуре ц. Св. Троицы в Ивашеве Ногинского р-на (1815, заказчица Е. |
А через несколько месяцев крестьянин д. Никулино Иван Афанасьев просил повеление Епископа Арсения «оставшие в ветхой церкви иконы, ризы, колокола и прочие церковные сосуды и образа во вновь построенную церковь». Епископ в своей резолюции от 3 декабря 1782 г. разрешил перенести утварь и иконы, но с условием, что сначала крестьяне передадут причту землю. Что и было исполнено 3 марта 1783 г. Опись, составленная в это же время, досконально описывала интерьер нового храма: «На Горнем месте образ Преображения Господня, над жертвенником - Вознесение Господне. Царские двери вырезные и позлащённые, Евангелисты писаны красками, тумбы крашенные, а меж них трапы посеребрённые. На первом по праву сторону образ Преображения Господня, преподобных Зосимы и Савватия, а потом Нила Преподобного с венцом посеребрённым. А против правого крылоса образ Вознесения Господня. А на левой стороне образ Богоматери Казанский, а на дверях написан образ архидьякона Стефана, от дверей к левому крылосу образ пророка Илии, Преподобного Ефрема, а против левого крылоса образ Николая Чудотворца. И все оныя образа как на правой стороне местный и на левой, написаны все новыя и писания искусстного, и поставлены в иконостасах вырезных, позлащённых». Далее следует описание всех икон праздничного, деисусного и пророческого чинов иконостаса, а так же распятия, венчавшего иконостас. Из прочих храмовых образов, перенесённых из старой церкви, указаны лишь два: Воскресения Христова и Зосимы и Савватия Соловецких. Но Консистория 21 марта 1783 г. отказала в освящении нового храма. Оказалось благочинный забыл внести в опись новые вещи. Тогда же консистория приказала составить новую опись, которая в свою очередь была составлена в кратчайшие сроки. 28 сентября 1783 г. Консистория предложила прихожанам на выбор священника для совершения чина освящения нового храма: или из Кафедрального собора или же благочинного. На что священник с. Спасоклинье Савва Александров рапортовал «новопостроенная в нашем погосте церковь однопрестольная во имя Преображения Господня ныне во всей готовности, и сосудами и ризницей удовольствована. Просим Ваше Преосвященство о дозволении оный храм освятить Вышневолоцкому священнику Петру . Сентября дня 1783 г.» |
4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский). |
| |