3 мая 1782 г. письменное обязательство с особым доношением об исходатайствовании разрешения на постройку церкви у преосвященного Никифора (графа Феотоки Грека), архиепископа Славенского и Херсонского было представлено в Азовскую губернскую канцелярию. В доношении говорилось: «Вновь заселившаяся в Азовскомъ уезде на Усть-Кагальнике малороссийская слобода наша распространилась количеством дворов не менее как со ста десятъ, а во оной хотя имеем ко исправлению мирских треб священника, но только церковь еще не сооружена, ниже и начало оной не составлялось, а на представление бывшаго земскаго коммисара секунд-майора Горленскаго, его Высокопревосходительством г. генерал-поручиком В. А. Чертковым к сооружению того храма назначено быть церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. Того для оную Азовскую губернскую Канцелярию покорнейше просим о дозволении к сооружению в вышеписанной слободе храма Божия во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, за составлением полнаго числа дворов, о представлении, куда надлежит, милостивейше неоставить». 19 мая 1782 г. Славенская духовная консистория вынесла разрешение о строительстве в с. Кагальник церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день была выдана храмозданная благословительная грамота, подписанная архиепископом Славенским и Херсонским Никифором. 12 июля 1782 г. состоялась закладка Покровской церкви. Освящение места строительства и закладку храма осуществлял ростовский протоиерей Иоанн Андреев. 24 ноября 1782 г., т. е. через 4 с половиной месяца, Покровская церковь была построена. Антиминс для Покровской церкви был выдан 16 января 1783 г., а 16 февраля 1783 г. ростовский протоиерей Иоанн Андреев «соборне, по церковному чиноположению, в слободе Кагальницкой новоустроенную Покровскую церковь освятил и открыл в ней богослужение и священнодействие». Первая Покровская церковь существовала недолго. В мае 1789 г. она сгорела. В доношении от 28 мая 1789 г. Мариупольское духовное правление, располагавшееся в Таганроге, писало к преосвященному Амвросию Екатеринославскому: «Присланным в означенное духовное Правление сего мая 11-го числа слободы Кагальницкой священник Кирилл Остролуцкий репортом донеся, что сегож мая 2-го числа, то есть в день праздника Преполовения Господня, по отправлении литургии, пошел он с бывшими тогда в церкве прихожанами на источник для освящения воды, и в то время состоящая в той слободе Кагальницкой Покровская церковь не ведомо от чего, вся до основания сгорела, с коей церкви, при сгорении оной, святые дары и святый антиминс, также сосуды, иконостас и ризница вынесены и хранятся в целости, просил о позволении им построить на месте сгоревшей церкви часовню для богослужения и положения там оставшихся вещей, куда следует, представить; для того Вашему Высокопреосвященству, Мариупольское духовное Правление на благоразсмотрение сим представляя, нижайше просит о построении въ означенной Кагальницкой слободе, на первой случай, для богослужения часовни архипастырскаго разсмотрения и резолюции».

http://sobory.ru/article/?object=31320

Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, будучи 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. И когда он, упомянув в своем надгробном слове, как тяжела для него эта утрата, сказал, что наиболее тяжкой она будет для всех несчастных и обездоленных, то все присутствовавшие разразились горькими рыданиями. Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: «Бог хочет меня прославить». Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых. Задонские торжества собрали к его раке бесчисленные толпы народа со всех концов России. Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжались до наших дней. Святитель Тихон Задонский — один из наиболее любимых русским народом святых. • Свт. Тихон родился в с. Короцке (Короцком) на Валдае. • Духовное образование св. Тихон получил в Новгородской Духовной славянской школе при архиерейском доме, преобразованной во время обучения его в семинарию. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. • В 1759 г., в сане иеромонаха, св. Тихон был переведен в Тверскую епархию, возведен в архимандриты и назначен настоятелем Желтикова монастыря, а через год — ректором Тверской семинарии и настоятелем Отроча монастыря. • 13 мая 1761 г. св. Тихон был хиротонисан во епископа Кексголъмского и Ладожского, викария Новгородского архиепископа, а в 1763 г. назначен на Воронежскую кафедру. • Задонский Богородицкий монастырь расположен в г. Задонске, в Воронежской епархии (в Задонском р-не Липецкой обл.). • Тихоновский монастырь основан в 5 верстах от г. Задонски. • На следующий день митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Исидором были торжественно открыты мощи святителя. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

Согласно показаниям Феофана, Гавриил в 1783 году в великий четверток, когда был на умовении ног во дворце, объяснил дело Государыне Императрице и уверил ее, что старец Феодор страждет понапрасну; ибо дело его перетолковано в противную сторону; между тем, находясь в Соловецком монастыре девятый уже год, он впал в великое изнеможение Государыня изволила спросить: «сколько ему от роду лет?». Преосвященный сказал: «лет семдесять». На сие Государыня возразила: «столько лет ему, кажется, не будет; Я его знаю». На другой день прислано к преосвященному именное повеление о возвращении отца Феодора в какую сам он пожелает обитель. сие повеление преосвященный Гавриил тогда же отвез в св. синод. Вследствие сего и велено возвратить старца Феодора в Санаксарскую обитель. Митрополит, дав знать об этом старцу чрез письмо, просил между прочим, чтобы он заехал к нему из Соловецкой обители в Петербург для свидания. Но старец, по крайней своей немощи, не мог исполнить желания преосвященного Гавриила, и проехав прямо чрез Вологду и Ярославль, в октябре 1783 г. прибыл в свою пустынь. Здесь строгая жизнь его опять начала привлекать к нему многих, а вместе подала повод к зависти. Настоятель запретил ему вход к себе даже с духовными нуждами. Чтобы отклонить притеснения Феофан упросил преосвящ. митрополита написать письмо к Феодору. Преосвященный Гавриил, уважая просьбу келейника и самого теснимого старца, писал к нему: «Честный отец Феодор, любезный во Христе брате, прошу вспомоществовать вашими молитвами в моей жизни и в делах должностей моих. Я же пребываю к вам всегда благосклонным. Гавриил, митрополит Новгородский и С. Петербургский». Письмо сие имело благие следствия, освободив на несколько времени старца от притеснений настоятеля 162 старца. По рекомендации Феофана, избран был преосвященным Гавриилом настоятель и для Тихвинского монастыря. «Митрополит Гавриил, – пишет сам о. Феофан, – изволил посетить Тихвин монастырь. Я, как келейник, был тогда с ним. Осматривая монастырь, он нашел его в великом упадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Св. Мартирий [упом. 1582, 95]; † 1 мар. 1603. Сильвестр , 1624. Закхей , 1628. Иосиф , в янв. 1650. Корнилий в 1668 перев. из Тихвина, а 16 мар. 1673 хирот. в митрополита Казанского. Игумены Иосиф , 1676–79. Феодорит , 2 февр. (sic, sic) 1677, 1679–82. Иеремия , в мае, авг. 1683. Никодим , 1686–88. Савватий , 1690–93. Лаврентий , 1694–97. Ефрем , 1698–1708. Иоиль , 1722–1738. Иосиф , 1749–64. Иов , 1769; † 1771. Архимандриты Вениамин Румовский-Краснопевков 2 дек. 1771 перев. из Староладожского, а 16 янв. 1774 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Транквиллин в янв. 1774 перев. из Антониева, а 13 июля – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иоанникий Орловский произведён 5 сент. 1774, а в июле 1782 перев. в Солотчинский. Вениамин Багрянский произведён в июле 1782, а в исх. 1783 перев. в Антониев. Иннокентий Полянский 4 дек. 1783 перев. из Московского Знаменского, а 13 нояб. 1785 – в Вяжицкий. Антоний произведён 14 янв. 1786, а 25 июля 1788 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иоасаф Клоков 23 дек. 1788 перев. из Деревяницкого, а 11 авг. 1792 – в Серпуховский Высоцкий. Анастасий Братановский (Романенко) произведён 6 сент. 1792, а 13 мар. 1795 переведён в Петергофскую Сергиеву пустынь Феофилакт Русанов произведён 13 мар. 1795, а 29 мая 1796 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Ксенофонт Троепольский произведён 16 июня 1796, а 7 февр. 1798 переведён в Казанский Спасо-Преображенский. Флавиан Ласкин произведён 14 февр. 1798, а 10 окт. 1799 перев. в Сергиеву пустынь. Евгоний Болховитинов , из протопопов Воронежских, произведён 11 мар. 1800, а 27 янв. 1802 перев. в Сергиеву пустынь. Израиль Звягинцов 7 февр. 1802 перев. из ректоров Орловской семинарии, а 13 мар. 1806 перев. в Сергиеву пустынь. Порфирий Кириллов произведён 10 июня 1806, а 31 авг. 1808 перев. в Сергиеву пустынь. Вениамин Весновский произведён 2 окт. 1808; † 9 нояб. 1809. Годеон Федотов произведён 14 окт. 1810, а 3 июля 1816 перев. в Сковородский. Парфений , с 1816, а 15 мар. 1819 перев. в Свирский. Паисий , 1819–22, уволен на покой. Иннокентий произведён 1822, а 2 мая 1829 перев. в Кириллов Белоезерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексей Зороховский (1751–1783 гг.); 2) свящ. Иоанн Цехоцкий (1783–1824 гг.). С 1824 г по 1830 г. она состояла под наблюдением свящ. с. Юськовец Илии Гурковского, а в 1830 г. приписана к церкви с. Юськовец. 264 Село Бережинцы некогда принадлежало князьям Острожским, потом Яблоновским, затем Сапегам, а в 1809 г. оно перешло в руки Лозинских, кои и ныне владеют им. На окрестных полях находится много могил от времён гайдаматчины. Село Бережинцы получило своё название, быть может, от того, что здесь, по крутым возвышенностям, некогда, ещё при князе Данииле Галицком, были устроены оберегательные посты для более надёжной безопасности города Данилова от нападения неприятелей… По сказанию старожилов, на полях, ныне принадлежащих крестьянам дер. Даниловки, существовала так называемая «Вежа», т. е. башня. Она, говорят, была устроена из крепких толстых деревянных брусьев, – свай, прочно связанных между собою. Наверху этой «Вежи» постоянно ходил часовой, командированный из ближайшего укреплённого города, быть может – «Данилова». 265 Село Бесовка упоминается в акте от 1565 года 30 октября в жалобе земянина Андрея Чолганского на земянку Ганну Ярмолинскую об отнятии имений: Семенова, Гулевец, Туровки, Кошелевец и Бесовки (Опись 2039, стр. 32, п. 38). 266 Село Гулиовцы – под именем села Гулевки – упоминается в акте от 1545 года в описи Кременецкого замка, в числе городень которого упоминается и городня Василия Ермолинского и братьев его с Гулевки (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 201). Ещё оно – под именем села Голевки Красной волости, как имение князя Януша Острожского каштеляна Краковского – упоминается в акте от 1604 года 7 декабря в донесении возных Криштофа Щуки и Станислава Янковского Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами, в том числе и села Голевки (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291). Ещё оно – под именем села Гулесец – упоминается в акте от 1565 года 30 октября в жалобе земянина Андрея Чолганского на земянку Ганну Ярмолинскую об отнятии имений: Семенова, Гулевец, Туровки, Кошелевец и Бесовки (Опить актовой книги Киевск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

На рубеже XVII и XVIII вв. униат. структуры на Волыни возродились во многом благодаря деятельности Львовского еп. Иосифа (Шумлянского), сумевшего присоединить к униатской Киевской митрополии Львовско-Каменецкую, Перемышльскую и Луцко-Острожскую епархии. В XVIII в. известны следующие униатские епископы и администраторы Л. е.: Дионисий (Жабокрицкий) (1702-1711), Иосиф Левицкий (1711-1713), Иосиф Выговский (1713-1730), Феодосий Рудницкий (1730-1751), Сильвестр Рудницкий-Любенецкий (1751-1777), Киприан Стецкий (1777-1783), Михаил Стадницкий (1783-1797), Стефан Левинский (1797-1806). После ареста в 1709 г. на Волыни рус. военными Дионисия (Жабокрицкого) кандидатом на Луцкую кафедру выступал племянник Иосифа (Шумлянского) Кирилл (Шумлянский). 10 апр. 1710 г. Римская курия выдала Кириллу номинационный привилей на Л. е. 16 июня 1710 г. в соборе ап. Иоанна Богослова в Луцке состоялось совместное заседание элекционного собора и шляхетского сеймика, утвердившее кандидатуру Кирилла. 7 июля 1711 г. новоизбранный епископ принял присягу и католич. исповедание веры в мон-ре св. Спаса на Перемышльщине. Однако ранее Кирилл, не уведомив свое униатское священноначалие, ездил в Киев, где принял хиротонию от правосл. митр. Киевского и Галицкого Иоасафа (Кроковского) . Рим потребовал его отставки в связи с «апостасией» и «схизмой». В окт. 1711 г. король обвинил Кирилла в гос. измене и призвал духовенство не признавать его. Шляхетский сеймик, собравшийся в Луцке 7 дек. 1711 г., провозгласил избрание епископа недействительным. Кирилл вынужден был бежать в Киев. Выборы Кирилла (Шумлянского) в 1710 г. были последними выборами Луцкого епископа с участием мирян. Все последующие епископы назначались непосредственно из Рима 17 авг. 1713 г. униаты митр. Юрий Винницкий и еп. Лев Кишка рукоположили во епископа Луцко-Острожского Иосифа Выговского (из семьи гетмана И. Е. Выговского). В начале управления кафедрой Выговский завершил перевод в унию тех епархиальных структур, к-рые еще оставались в Православии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

неффоржевский проект собора ( Neufforge. Т. 7. Р. 434). Храм в Виноградове был обобщенно повторен в треугольной московской ц. вмч. Георгия на Всполье (1779-1788, не сохр.), также безосновательно приписанной Баженову и имеющей немало копий в провинции, в частности в Ярославской и Костромской областях, напр.: Казанская ц. в с. Иванкове (Угличского р-на Ярославской обл., 1802); Воскресенская ц. в урочище Валуеве близ дер. Повалихино (Чухломского р-на Костромской обл., 1803-1808) и др. Треугольная или трехосно-центрическая форма плана в разных вариациях была использована К. в таких проектах, как проекты Сената и ц. во имя святых Космы и Дамиана на Маросейке. Петровский дворец в Москве. 1775–1783 г. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2009 г. Петровский дворец в Москве. 1775–1783 г. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2009 г. К 1774 г. относится первая крупная самостоятельная работа К.- постройка временного Пречистенского дворца для имп. Екатерины II. Поскольку московские дворцы находились в неудовлетворительном состоянии, было принято решение для пребывания императрицы в Москве (в связи с празднованием в 1775 Кючюк-Кайнарджийского мира) приспособить под дворец жилые дома кн. М. М. Голицына (ул. Волхонка, 14) и кн. В. С. Долгорукова (ул. Волхонка, 16). Строительство было поручено ЭКС, рекомендовавшей К. Зодчий виртуозно справился с задачей соединения разновременных построек в единый комплекс зданий. Строительство было выполнено в рекордно короткие сроки (сент.-дек. 1774). В помощь К. были командированы опытный архит. К. И. Бланк (он создал подвесную конструкцию перекрытия тронного зала), 4 ученика и 4 помощника архитектора. Дворец состоял из неск. частей. Два каменных дома (оба в глубине квартала), в одном из к-рых разместилась императрица, в другом - наследник, были соединены крупным деревянным объемом (по линии улицы) с парадными залами и церковью. Сохранились подписные чертежи К.: план и разрез дворца, а также интерьер церкви. В основе композиции небольшого пространства лежала полукруглая колоннада за алтарем (наподобие деамбулатория), сочетающаяся с триумфальной аркой, фланкированной колоннами.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

58 . АФАНАСИЙ Волховский, Епископ, в 1763 году, Мая 26, переведён из Тверских. По 13-летнему правлению, в 1776 году, Февраля 15, скончался. 59 . САМУИЛ Миславский, в 1776 году, Марта 4, переведён из Епископов Крутицких и в 1777 году, Сентября 22, пожалован Архиепископом. По 7-летнему правлению, в 1783 году, Сентября 22, переведён Митрополитом в Киев. Ж) Архиепископы Ярославские и Ростовские 60 . APCEHUЙ IV, Верещагин, Архиепископ, в 1783 году переведён из Тверской Епархии; в 1786 году повелено ему и преемникам его иметь пребывание в Губернском городе Ярославле, и впредь именоваться Ярославскими и Ростовскими; по 16-летнему правлению, в 1799 году, Декабря 23, скончался в Санкт-Петербурге, а погребён в Ростове. 61 . ПАВЕЛ Пономарёв, Архиепископ, в 1800 году, Января 15, переведён из Тверской Епархии; скончался 19 Марта 1806 года. 62 . AHTOHUЙ II. Знаменский, переведён из Тобольской Епархии 25 Мая 1806 года. Глава V. Епархия Псковская, Лифляндская и Курляндская В конце XVI века Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович пожаловал псковитянам Епископа, которого они ещё в половине XIV века при Московском Князе Иоанне Даниловиче просили у Феогноста, Митрополита Киевского и всея России, но не получили. А) Епископы Псковские и Изборские 1 . МИСАИЛ хиротонисан в 1589 году. По 4-летнему правлению, в 1594 году скончался. 2 . ГЕННАДИЙ хиротонисан в 1595 году, Февраля 16, из Архимандритов Чудовских. Скончался в 1610 году. 3 . СИЛЬВЕСТР, в 1610 году переведён из Корельских Епископов; скончался в 1613 году. 4 . ИОАКИМ хиротонисан в 1614 году из Архимандритов Псково-Печерских. Через 9 лет, в 1623 году, скончался. Б) Архиепископы 5 . ПАВЕЛ хиротонисан в Декабре 1624 года. По 2-летнему правлению, в 1626 году пожалован Митрополитом Крутицким. 6 . ИОАСАФ хиротонисан в 1628 году из Архимандритов Псково-Печерских. По 7-летнему правлению, в 1634 году, Февраля 6, возведён на Всероссийское Патриаршество. 7 . ЛЕВКИЙ, хиротонисан в 1635 году, Сентября 1, из Архимандритов Симоновских. В 1650 году отбыл в Москву, и, куда определён, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

105 См. письма архиепископа Никифора к гражданам Мариуполя;Благословенным христианам... с. 215–220. 106 Так, среди его донесений Св. Синоду находим ходатайство «о назначении к выехавшим из Еникула [Еникале] в Колпаково грекам для преподавания им христианских потребностей греческого иеромонаха Анании» (РГИА. Ф. 796. Оп. 62. Д. 499); «о священнике, вышедшем из турецкой области, Максиме Степановиче, приведенном к верноподданнической присяге и назначенном священником в церковь Еникольской крепости [где проживали греки]» (Оп. 63. Д. 480). 107 Об одном собрании писем Феотокиса, адресованных, главным образом, греческой диаспоре, относящихся к 1769–1783 гг., см.Жукова Е. В. Греческий просветитель Никифор Феотоки об освобождении Греции... C. 212. 108 Цит. по: Жукова Е. В. Греческий просветитель Никифор Феотоки об освобождении Греции... C. 215. 113 Она продолжалась до 1783 г.; в 1784 г. полк был переселен вглубь только что присоединенного Крыма. Центром нового поселения стала Балаклава; по имени этого города, расположенного в 12 верстах от Севастополя, и наименовался полк. 114 Единоверием, или условным единением, именуется такое церковное единение, когда при законном священстве сохраняется старый обряд. Заметим, что и другие русские иерархи примерно в те же годы или даже несколько ранее делали попытки воссоединения старообрядцев с Церковью, ограничиваясь, впрочем, дозволением церковного употребления старопечатных книг. Однако общепризнано, что опыт святителя Никифора был первым наиболее значительным опытом такого рода, и единовременные ему движения в направлении единоверия имели более скромные размеры. См.Титлинов Б. В. Гавриил Петров... C. 888–890; Лебедев Е. Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу. С. 4. 117 Краткое повествовании об обращении раскольников селения Знаменки; см.Благословенным христианам... с. 236–244. 118 Оно было напечатано впервые в Москве в 1800 г., в кн.: Ответы на вопросы старообрядцев; книга переиздавалась в XIX веке не менее пяти раз. См.Благословенным христианам... с. 223–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

был одновременно определен членом Московской синодальной конторы. В академии ввел по воскресным дням толкование Свящ. Писания в богословской аудитории, что принесло ему известность в Москве: слушать его собиралось множество горожан. В праздничные дни произносил поучения в Заиконоспасском мон-ре, Успенском соборе Московского Кремля, др. храмах. В 1783 г. в Москве были изданы проповеди и поучения Д., к-рые отличаются строгим соблюдением формы и порядком изложения доказательств. По образцу университетских б-к Европы Д. привел в порядок академическую б-ку, составил обстоятельный каталог. Издал библиографическое описание «Библиотека российская, или Сведение о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших». Изложил в нем перечень книг Синодальной, типографской и др. б-к, а также дал общую характеристику рус. лит-ры. Собрал и издал все сочинения М. В. Ломоносова , в приложении опубликовал переводы речей на лат., нем. и франц. языки, выполненные самим Ломоносовым и др. людьми. За это издание Д. получил в награду от имп. Екатерины 500 р. Перевел с немецкого на русский язык сочинение акад. И. Г. Зульцера «О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение...». Стараниями Д. были изданы также поучительные слова Московского архиеп. Платона (Левшина) . В мае 1782 г. Д. был вызван в С.-Петербург, 5 июля в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. состоялась его хиротония во епископа Севского, викария Московской епархии, к-рую совершили Новгородский и С.-Петербургский архиеп. Гавриил, Московский архиеп. Платон и Псковский архиеп. Иннокентий. 22 сент. 1783 г. Д. был переведен на Нижегородскую кафедру, 26 нояб. того же года прибыл в Н. Новгород. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ) По личному распоряжению имп. Екатерины II от 26 авг. 1784 г. он вместе с учениками Нижегородской ДС составил словарь языков народов, проживавших на территории Нижегородской епархии.

http://pravenc.ru/text/168720.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010