«Сия стена облицована иждивением Эмесского митрополита Кир Герасима в вечное поминовение его, и да послужит ему неопалимая Купина необоримою стеною и спасением; к тому же способствовал монах Рафаил Эмессянин, при архиепископе Кирилле Критянине.» 1770. И эта надпись выявляет благоговение Сирийских христиан к Синайскому монастырю. Ибо город Эмесса находится в верхней Сирии. 27 ., Под четырьмя столбцами мраморного налоя, на котором полагаются праздничные иконы. ν τει αψοε Νοεμρου ρχιερατυοντος ρχιεπισκπου Κυρ Κυρλλου το Κρητος γγονε τ παρν. «В ноябре 1775 года в святительствование архиепископа Кир Кирилла Критянина устроен сей налой.» 28 ., На местных образах Спасителя и Божией матери в Соборной церкви. Παρασχε λσιν Χριστ τ γεγραφτι ν κακν, ν πραξε ν τ δ ι. 1778. «Даруй Христе писавшему отпущение грехов, какие он сделал в сей жизни. 1778.» ΜΞΗΝ ΠΟΙΜΝ φρορει μ, κρεττων, λοχς λγου, ΒΑ, 49 Κριλως Σινιου. 1778. «С паствою моею сохрани мя, Избранная, матерь Слова, царица. Кирилл Синайский 1778.» 29 ., В паперти соборного храма на мраморном фиале под нижнею чашею. ΓΡСМ. ПР. ТСГΛ. СΝΙТ. ΤФΛПИΛТ. 1783. Герасим протосингелл Синаит родом из Филиппополя. 1783 года. 30 ., Там же и у того же фиала, в круге, выпуклыми буквами написано вязью: Τν παρν ερν νρθηκα κατστροσεν δι μαρμρων ζλω ϑεω κοινομενος υγενστατος ρχων Κυρ Γεργιος ις Μηχαλ Σουαγα, κ Δαμασκο, δι διν ξοδων, ρχιερατυοντος το πανιερωτατου ρχιεπισκπου Κυρ Κυρλλου το Κρητς. Χειρ Προκοπου μοναχο Σινατου. «Сию священную паперть выстлал мрамором движимый священною ревностию благороднейший архон Кир. Георгий, сын Михаила Сувагии, родом Дамаскинец, собственным иждивением, в святительствование преосвященнейшего архиепископа Кир. Кирилла Критянина. Рука Прокопия монаха Синаита.» Новое доказительство приверженности Сирийских христиан к Синайскому монастырю! 30 ., Над среднею дверию, ведущею в Соборный храм из паперти. Πεπεραωται ροφ υτη ν τει αωκη μην υγοςω δι ξδων μν το πανιερωττου Κυρου Кωνσταντου Вζαντος ρχιεπισκοποντος, δικαιοντος δ Кαλλιστρτου Λιμνου, δι χερων Λημιτριου κα Φιλππου τν μαςορων. Ομοως δ κα νδον τς κκλησας ν τος πλαγοις μονον μρεσι. – Κατ δ τ αωμζ τος το ατο ρχιεπισκοπουντος α υται ροφα ησαν. ς φανονται. Δοξα Χριστ τ ϑε.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Деревянная ярусная на высоком подклете церковь построена в 1783 г., частично перестроена и обшита тесом в 1840-х – начале 1850-х гг. В плане представляла собой восьмерик с двумя прирубами встроенный в клеть с восточной стороны. Основной восьмерик нес два широких восьмерика, сужавшихся на каждом ярусе, верхний из которых завершался граненым куполом под железом и главкой на малом восьмерике. Алтарь пятигранный, внутри «клетской» части сруба устроена круговая (трехсторонняя) галерея-паперть, декоративные детали тесовой обшивки храма имитировали классические архитектурные формы. Вход в храм располагался через боковые ниши " клетской " части церкви с севера и юга. Престол один - Рождества Пресвятой Богородицы. Закрыта церковь в 1930 г., долгое время помещение использовалось как складское, потом заброшено. 6 августа 2003 г. храм обрушился. Сохранившиеся нижние части основного восьмерика и клетской части храма законсервированы, планируется восстановление. http://svyatayarus.su/church/detail/52780/ Богородице-Рождественская Каликинская церковь состояла из двух зданий. Стояли они на высоком берегу небольшой речушки Ачки в деревне Поповка и видны были издалека. Оба храма построены на средства прихожан: деревянный – в 1783 году, каменный с колокольней – в 1823 году. Престолов было по одному: в деревянной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в каменной – во имя святого великомученика Георгия Победоносца. При церкви была достаточно большая библиотека, работали две школы. Рядом с храмами находились двадцать деревянных лавок для торговли во время ярмарок. Деревянный четырехъярусный храм был одним из старейших, сохранившихся в районе. Богато украшенный внутри, он имел иконостас в семь ярусов с множеством образов. На прямоугольном объеме сруба - символе Евангелия, основаны три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика, завершенных куполом и главкой на барабане. В XIX веке церковь была обшита тесом и украшена аркатурными поясами, колоннами, пилястрами. В клировой ведомости за 1921 год сказано, что по штату в церкви положены священник и псаломщик. С 1916 года священником в церкви служил Алексей Константинович Фомин, 1886 года рождения. Его жена Александра Николаевна 1892 года рождения. Имеют четверых детей. Диаконом-псаломщиком служит Александр Николаевич Цветаев. Церковным старостой является крестьянин деревни Чичерино Юкомов, грамотный (Государственный архив Вологодской области). Каждый приходской священник ежегодно учитывал все население мужского и женского пола в своем приходе, выделяя при этом каждое сословие отдельно. Так, по клировой ведомости Богородице-Рождественской церкви за 1921 год, в приходе проживало (13 деревень): дворяне – нет; мещане – нет; число духовных лиц – 10 (из них 5 мужчин и 5 женщин); крестьянство - в 375 домах проживало 1094 мужчин и 1233 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=24071

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Спустя семнадцать лет после этого чуда, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим. 11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. «Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, — ответил тот, — то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь.» В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви — две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен». Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Многие служили панихиды у него на могиле и получали просимое! Слава о новом заступнике множилась среди православных. Угодник Божий не отвергал молитв почитателей ни в Туле, ни в Якутске, ни в Петербурге. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Последнее требование привело владыку Вениамина в некоторое недоумение, разрешение которому помогло секретное инспектирование Иркутского края. По высочайшему повелению здесь находились сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили владыке Вениамину письмо. «Как самовидцы, — писали сенаторы, — не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору».

http://pravicon.com/info-2437

удобной 172 десятины 2197 саженей неудобной 26 десятин 176 саженей удобной же и неудобной 198 десятин 2373 саженей 7. Чем содержался и ныне содержится монастырь До учреждения о духовных штатах 1764 года Лаврентьев монастырь, подобно прочим Российским монастырям, имел содержание от жалованных по Царским грамотам вотчин и разных угодьев, как-то: мельниц и рыбных ловель. По штатам 1764 года монастырь был поставлен в 3 классе с настоятельством игуменским; в нем положено быть 12 монашествующим и с Настоятелем, 1 писарю и 8 штатным служителям. На монастырь, как видно по ведомости 1783 г., отпускалось окладной суммы 862 рубля 32 ½ копейки ассигнациями в год. Из сей суммы в каждую половину года удерживалось при получении, или сдавалось после того, под расписку Голове подмонастырской слободы Подзавалье по 9 рублей 90 копеек, оброчных денег за 8 штатных служителей. За исключением этой суммы монастырь получал на свое содержание на каждую половину года по 421 руб. 26 ¼ копеек, а всего в год 842 рублей 52 ½ копейки ассигнациями, которые распределялись по штатному положению следующим образом: а) Жалованья:      Настоятелю 150 рублей, Казначею Иеромонаху 22 рубля, 4 Иеромонахом по 13 рублей на каждого, 2 Иеродиаконам по 13 же, пономарю 10 рублей, трудникам: Ключнику, Чашничему и Просфирнику по 8 рублей, вольному писцу 25 рублей 22 ½ копейки, 8 штатным служителям, каждому по 14 рублей 22 ½ коп. б) На припасы и запасы: на дрова 44 рубля 50 копеек, да обще властям с братию на рыбу 50 рублей, на вино 30 рублей, на пиво 15 рублей, итого 139 рублей 50 копеек в год. Из расходной ведомости 1783 года видно, что сумма эта распределялась так: из половинного оклада при его получении выдавалось 27 рублей 47 ½ копеек Настоятелю, а 42 рубля 32 ½ копейки Казначею, и на первую половину, на покупку обще братии, на вышеуказанные припасы, к произвождению общей трапезы. в) На монастырское хозяйство: на починку церквей и монастыря и содержание ризницы 100, на конюшенные припасы, на железо и уголья 20 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

КОЛЕНО X: Граф Лев Андреевич, рождение 1850 Юрий Мнишек, воевода сендомирский 4), к сожалению, слишком известен в русской истории своими низкими и гнусными происками в пользу зятя своего, первого Лжедмитрия. Не менее известна и дочь его, распутная Марина, жена первых двух Лжедмитриев, а в третьем браке жена разбойника Ивана Заруцкого. Потомок Юрия Мнишка в шестом колене, Михаил-Юрий, великий маршал коронный, обессмертил имя своё в летописях Польши и Литвы введением в этих двух странах, оспопрививания. Он и братья его возведены были Императором Иосифом II, в 1783 году, в Графское достоинство Королевства Галицийского. В последствии Император Павел пожаловал графа Михаила-Юрия в действительные тайные советники. Потомки его состоят в подданстве России, а потомки старшего брата его в подданстве Австрии 272 . Герб: щит разделён на 4 части; все красного цвета; в 1-й части, диагонально положен серебряный топор, остриём направо; во 2-й части, обращённый вправо, серебранный гриф, в правой лапе держит меч; в 3-й части, обращённый вправо, лебедь с золотым носом и золотыми лапами; в 4-й части, серебряная лилия. Посреди герба щиток, с древним родовым гербом фамилии Мнишков: в красном поле семь чёрных строусовых перьев. На гербе графская корона. 272 В Галиции находится ещё другая фамилия Мнишков, герба Порай. Они пишутся Мнишками-Буженинскими (Mniszek z Buzenina), по имени старинной вотчины своей. Пётр-Павел Мнишек-Буженинский († 1673), имел трёх родных племянников: Сигизмунда, († 1691); Яна, секретаря королевского в NN, бывшего перемышльским подчашием. Сын сего последнего, Адам († 1785), хорунжий надворный, возведён был Императором Иосифом II, в 1783 году, в Графское достоинство Королевства Галицийского, он женат был два раза: на Потоцкой и на Ржечицкой; от второго брака имел дочь, графиню Цецилию, в сына графа Станислава, (рождение 10 июля 1774 † 29 октября 1846), австрийского тайного советника и обер-ландмаршала Королевства Галиции и Лодомирии, с конченою коего пресеклась графская ветвь фамилии Мнишков-Буженинских. Граф Станислав, от брака с княжною Еленою Любомирскою, оставил двух дочерей: Фелицию, за князем Георгом Любомирским, и Луитгарду, за графом Эдуардом Стадницким.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В половине XVIII столетия церковь была Богородицкая. В 1776 г. были две деревянные церкви – Рождество-Богородицкая и Преображенская холодная. В этом 1776 г. дана храмозданная грамота от 12 марта за 537 на построение, вместо двух ветхих деревянных церквей, каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Преображения Господня. Указом Вятской духовной консистории от 1 марта 1781 г. разрешено старую ветхую деревянную Преображенскую церковь разобрать (дело архива Вятской духовной консистории по ставленнической описи 28/1781). Придел устроен и освящен в 1783 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не в честь Преображения Господня. Холодная же церковь освящена в 1788 г. 25 мая во имя Св. Троицы, а не в честь Рождества Богородицы. В 1785 г. указом Вятской духовной консистории от 6 октября за 2258 разрешено старую деревянную Рождество-Богородицкую церковь, по ее ветхости, разобрать. Преображенская же деревянная церковь в это время была еще крепка и осталась неразобранной. В 1847 г. теплая каменная церковь перестроена. После перестройки приделы были: холодный – Троицкий, в теплой – правый Рождество-Богородицкий, левый Георгиевский. В 1894 г. приступлено к расширению теплой церкви. Расширение храма окончено в 1896 г. и 13 октября того года освящен правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1897 г. в теплом храме вверху над проходом в холодный храм, между двумя нижними приделами, устроен придел и 24 ноября освящен в честь особенно местночтимой иконы Иверской Божией Матери. В 1900 г. 1 мая освящен левый придел теплой церкви в честь Великомученика Георгия. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 170/1760, 103/1776, 234/1783 (освящение Рождество-Богородицкого придела), 461/1785 (разобрание деревянной церкви), 213/1791 (освящение холодного храма), 173/1795, 29/1801 (построение колокольни), 1167/1813, 46/1814, 1129/1818, 563/1824, 495/1828, 184/1834, 580/1837 (освящение церкви), 1250/1844, 437/1847 (о расширении храма), 2005/1850, 1999/1852, 365/1868, 476/1871, 405/1873, 514/1874, 321/1893 (расширение храма). Метрические книги с 1749 г. Примечание. Дела архива Вятской духовной консистории: 103/1776, 461/1785. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 10. Дело архива Вятской духовной консистории по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданная грамота 1776 г.

http://sobory.ru/article/?object=08923

При повторении древнего чудотворного образа «Богоматери Владимирской» по заказу Григория Скуратова-Бельского для Иосифо-Волоколамского монастыря в 1572 г. были изображены венец, коруна и очелье, с драгоценными камнями и жемчугом, фиксирующие часть драгоценного убора иконы. Этот список получил название «Богоматерь Владимирская – Волоколамская» и стал, в свою очередь, протографом для последующих повторений 1781 . Как уже было замечено, иконописные изображения чудотворных икон в окладах, передающие исторический вид чудотворного образа в период их написания, становились иконой реликвии в реликварии. Исключение составляет лишь икона «Богоматерь Влахернская», принесенная в Москву при царе Алексее Михайловиче (1629–1676) из Константинополя в октябре 1653 г., о которой в сопроводительном письме было сказано, что она состоит из веществ, содержащих в себе мощи разных святых 1782 . В этом случае икона Богоматери представляла собой мощевик, была реликвией и реликварием одновременно. В «Описании Успенского московского собора и всех достопримечательностей в оном находящихся», составляющем третью главу книги «Сокровище российских древностей», предположительно написанной митрополитом московским Амвросием и изданной в 1775 г. Николаем Ивановичем Новиковым, об иконе «Богоматерь Влахернская» сообщается: «Образъ пресвятыя Богородицы Bлaxephckiя, украшенъ златымъ окладомъ, алмазами, яхонтами, изумрудами и крупными бурмицкими зернами весьма beлukiя цены. Сей Образъ стоитъ на Жертвеннике, в серебряномъ kiome, съ затворами позлащенными» 1783 . Протоиерей А. Г. Левшин в «Историческом описании первопрестольного в России храма Московского Успенского собора...», изданном в 1783 г., отмечая место иконы «Богоматери Влахернской» «въ олтаре зажертвенникомъ», дает более развернутое описание самого места расположения иконы: «В олтаре за жертвенникомъ устроенъ иконостасъ деревянной вызолоченной червонными золотомъ; наверху сего иконостаса вырезанъ образъ Господа Саваофа; по сторонами два Ангела съ распростертыми крыльями...» 1784 . В том же иконостасе, кроме «Богоматери Влахернской», находились чтимый образ «Богоматерь Петровская», серебряный киот с ризой Господней «за печатью царскою», серебряный ковчег с частью ризы Богоматери, золотой ковчег с гвоздем Господним «за печатью» 1785 . Таким образом, иконостас с Влахернской иконой представлял собой своего рода реликварий христианских сокровищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1781 году на месте разобранной западной паперти Успенского собора устроено крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». Стены Михеевской церкви внутри украшены живописью. Началось строительство Певческого корпуса между Водяной и Пивной башнями (1781–1783). По распоряжению Архиепископа Платона к часам лаврской колокольни было закуплено «8 колоколов на четверти, а в колоколах весу 17 пуд. 14 фунт». В мае 1783 года на восточном берегу принадлежавшего Лавре Ершевского пруда началось строительство замышленной Архиепископом Платоном и на его иждивение Вифанской пустыни, впоследствии Спасо-Вифанского монастыря. У южного фасада Троицкого собора построена новая Серапионова палатка. В декабре завершились основные работы по установке часов на колокольне. В 1784 году разобрана Успенская часовая башня над одноименными воротами Троице-Сергиева монастыря. В Пафнутьевском саду были высажены: 406 яблонь, 192 груши, 388 вишен, слив и чернослива. К часам лаврской колокольни были «прикреплены четвертные шатающиеся колокольчики и молоточки» и «большой часовой колокол». В 1786 году из Лавры в Спасо-Преображенский собор Вифанского монастыря перенесен дубовый гроб Преподобного Сергия Радонежского. 29 июня 1787 года настоятель Лавры Архиепископ Платон (Левшин) возведен в сан Митрополита. В 1790 году на Красногорской площади было построено каменное здание Конного двора. В 1792 году Митрополит Платон послал Екатерине II прошение об увольнении его от управления Московской епархией и об оставлении архимандритом Лавры. Императрица изъявила сожаление о болезни Владыки и позволила ему жить в Лавре сколько рассудит. В том же году прошло празднование 400-летия со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского. В честь этого события был построен памятный обелиск на соборной площади Лавры в память о заслугах обители перед Отечеством. В 1793 году по ходатайству Митрополита Платона московский главнокомандующий князь А. А. Прозоровский подтвердил зависимость Красногорской площади от Лавры и отдал распоряжение местным властям охранять все то, «что учредится от Лавры на сей площади», и не позволять «противное лаврскому учреждению».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прежде всего, должно быть отмечено прошение Якова Шияна, поданное 26-го июня 1783 года первому правителю Екатеринославского наместничества, генерал-майору Тимофею Ивановичу Тутолмину. Прошение это интересно в том отношении, что в нем встречаются, хотя скудные, биографические сведения о братьях Шиянах. Они уроженцы «малороссийского Лубенского полка, местечка Яблонова», дети казака Якова Матвиенка; старшему в момент подачи прошения было «до семидесяти лет», а младшему – Ивану – «выше шестидесяти». Яков жил в Запорожской Сечи «до пятидесяти лет»: пришел туда еще в 30-х годах XVIII в. молодым человеком, ибо участвовал в походах Миниха и в 1736 г. находился в российской армии при взятии ею «турецкого города Перекопа и в прочих местах», а во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. был под Бендерами и вместе с другими «Сечи Запорожской бывыми казаками», участвовал в разных «командирациях». По уничтожении Сечи, оба брата остались в своем зимовнике, расположенном «при речке Базавлуке»; здесь у них было общее хозяйство «как конного завода, так и рогатого скота»; под зимовник было отведено какое-то количество (по всей вероятности, 120 десятин) «казенной пашенной и сенокосной земли». Это давало братьям возможность заниматься не только скотоводством, но и хлебопашеством. Из прошения Якова Шияна, а равно и из того, что они пожертвовали на Никопольский храм, видно, что они были далеко не бедны и вместе с тем, как и все запорожцы, глубоко религиозны, любили благолепие дома Божия. Вот это то обстоятельство и было причиной того, что в 1781 г. Шияны распоряжением бывшего Новороссийского губернатора, генерал-майора Николая Даниловича Языкова (непосредственного предшественника Т.И. Тутолмина) были определены «к Никопольской Покрова Пресвятой Богоматери церкви в ктитарскую должность» и во внимание к этой их должности, «уволены от всех общенародных тягостей», т. е. от всякого рода повинностей (постоя, нарядов, дачи подвод проезжающим должностным лицам). В 1783 г. братья вознамерились «употребить» свое имущество «для святых церквей», а самим поступить в какой-нибудь мужской монастырь «Славянской епархии», чтобы там закончить свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010