Решающий удар, нанесенный крестоносцам русскими войсками, отозвался во всей Прибалтике, потряс до основания Ливонский орден. Только вмешательство немецких правителей, папской курии, а также отсутствие единства среди русских князей спасли захватчиков от полного разгрома. В 1253 г. крестоносцам удалось подавить восстание пруссов и основать на побережье крепость Кёнигсберг, закрыв устье реки Преголи. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. Сегодня мы чтим память архитектора, одного из основоположников русского классицизма, Ивана Егоровича Старова, скончавшегося в 1808 году. Он родился 12 февраля 1745 г. в Санкт-Петербурге в семье диакона. В 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А.Ф.Кокоринову и Ж.Б.Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 гг. путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме. По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. - в адъюнкт-ректоры. В 1772-1774 гг. Старов – главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы ». И.Е.Старов спроектировал в Санкт-Петербурге Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1778-1790), там же надвратную церковь (1783-1785), Софийский собор в Царском Селе (1782-1788), Воскресенскую церковь на Волковском кладбище (1782-1785), Таврический дворец (1783-1789), Князь-Владимирский собор (1783-1789), а также дворцы и храмы в других городах Российской Империи. Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов. Знаток истории искусства академик И.Э.Грабарь называл Старова одним из одареннейших зодчих мира. С 1800 г. Иван Егорович возглавлял строительный контроль при сооружении Казанского собора.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/de...

Словом, он был, по выражению Церкви, отец сирым и вдов защитник. Особенно он с апостольскою ревностью защищал чистоту православной Христовой Церкви и всех ее догматов. Но недолго пришлось управлять св. пастырю Воронежскою епархиею (с 1763 до 1767 г.). Вследствие иноческих подвигов, усиленного литературного труда и частых бессониц на столько растроилось его здоровье, и без того слабое, что вынудило Святителя Тихона ходатайствовать об увольнении своем от управления епархиею. По докладу Св. Синода Императрица Екатерина II 17-го декабря 1767 года изъявила свое согласие на увольнение деятельного архипастыря, назначив выдавать ему ежегодно на содержание 500 руб. и предоставив ему право поселиться в каком угодно монастыре Воронежской епархии. Сначала Святитель поселился в заштатном Толшевском Преображенском монастыре, в 40 вер. от города Воронежа, а затем в 1769 г. он окончательно поселился в Задонском Богородицком монастыре, находящемся у реки Допа, где и пробыл в строгих подвигах иноческих около 13-ти лет до самой своей блаженной кончины, последовавшей 13-го августа 1783 года. Тело почившего Святителя было положено под алтарем Владимирского собора в особом склепе. На медном овальном надгробии его было написано: «Здесь скончался 1783 г. августа 13-го дня Преосвященный Тихон епископ, прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожден 1724 г., епископствовавший с 13-го мая 1761 г., пребывавший на обещании с 1767 г. по смерть, показавший образ добродетели словом, житием, любовию духом, верою, чистотою. – 1783 г. августа 20-го погребен здесь 14 .» IV. Основание Короцкого монастыря Блажени живуищие в дому Твоем во веки веков восхвалят Тя, Господи ( Пс.83:5 ). Если, по выражению св. пророка Иеремии св. Дух дает законы в мысли избранным Им людям, и на сердцах их пишет их ( Иер.31:33 ), то понятно, что воля Божия становится для избранников Божиих собственною их волею, так что они не могут иначе поступать, как сообразно с волею Божиею, не могут уже отклонить или не внять ощущаемому в себе сокровенному гласу Духа Божия, Им же все мы живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Дуброво. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь иконы Божией Матери Владимирская, или как ее для краткости называют " Владимирская церковь " , в Дуброво. Владимирская церковь 1783-1800 годов постройки действующая, находится в состоянии ремонта и восстановления. В церкви хранились чтимые Казанский и Владимирский образы Пресвятой Богородицы. Рядом расположено небольшое кладбище. Владимирская церковь представляет собой двухэтажное кирпичное сооружение с декором в духе провинциального классицизма. Построена она во второй половине XVIII века. Нижний храм окончен в 1783, верхний - в 1800 годах. Основной объём храма - бесстолпный двусветный четверик, завершённый небольшим пятиглавием, с трёхчастной апсидой и трапезной, переходом связанной с многоярусной колокольней. Вверху Владимирский храм с Казанским приделом, внизу тёплый Никольский храм с Всехсвятским и Пятницким приделами. Церковь была закрыта в 1934 (по другим данным в 1940 г.), и долгое время использовалась как складское сооружение. В 1997 году Владимирская церковь была возвращена верующим. В настоящий момент ремонтируется. Источник: l-garden.ru Церковь зданием каменная, двухэтажная, крепка, приходская. Престолов в ней пять: в настоящей верхней холодной - во имя Владимирской Божией Матери, в приделе настоящей верхней холодной церкви - во имя Казанской Божией Матери, в настоящей нижней теплой - во имя св. и чуд. Николая, по правую сторону оного - во имя Всех Святых, по левую сторону - св. муч. Параскевы. Нижняя церковь построена в 1783 г., а верхняя в 1800 г. июня 24 тщанием прихожан. Чудотворные иконы – Казанской и Владимирской Божией Матери. Земли при сей церкви 63 десятины 1937 кв. саж.; три деревянных дома, два для жительства двух священников и дом для псаломщика, церковного капитала в билетах 2145 руб. В приходе три школы: земская, монастырская церковно-приходская, содержащаяся на монастырские средства, и дубровская церковно-приходская школа. По штату положено быть: двум священникам, диакону и двум псаломщикам, причтового капитала в процентных бумагах 2309 руб.

http://sobory.ru/article/?object=11182

839 АСС., 1789 г., 112, лл. 17. 1819. – МЕВ., 1892 г., 407408. «Дело об арест. преосв. Виктора». 844 Гавриил Строевский с 1783 г. был учителем риторики и еврейского языка в киевской академии. – Г. О. Булашев, «Преосвященный Ириней Фальковский, епископ Черниговский», Киев. 1883. Стр. 65. – По перемещении преосвященного Виктора с варшавской капеллании в Слуцк, Гавриил был назаначен каппеланом в Варшаву и 14 апреля 1784 г. митрополитом Самуилом был посвящён в игумена Бельского монастыря. АСС., 1783 г., 328, л. 29. – В 1793 г. он просился на покой, но был удержан в Варшаве при русских войсках. Во время мятежа 1794 г., «в одном кафтане, при ужасном крике бессмысленного народа», Гавриил был выволочен из келии и заключён в арсенал», «где были сосредоточенны все российские пленные». В голоде, тревоге и тесноте он пробыл в заключении семь месяцев, пока Варшава не была взята Суворовым. АСС., 1795 г., 35, лл. 599. 601. 602. – Прожив некоторое время в Киево-Михайловском монастыре, 30 марта 1796 г. Гавриил получил посвящение в архимандрита Шаргородского монастыряя, Брацлавской епархии. – АСС., 1795 г., 35, л. 16. – АСС., 1789 г., 222, л. 24. – АКОП., 1359, л. 24. – Гавриил происходил «из церковнических детей», родился в 1740 г.,; принял монашество в 1775 г. – АСС., 1795 г., 35, л. 602. 845 АСС., 1789 г., 112, л. 152. – МЕВ., 1892 г., 413414. «Дело об арест. преосв. Виктора». – Агр. Сб., II, 142. 851 Игумен Киприан Островский, родом из Волыни, «сын шляхетский», родился около 1753 г. Принял пострижение 2 декабря 1778 года в Киевском Николаевсом монастыре, в котором он получил 9 мая 1781 года и вторую степень священства. Будучи в монастыре, исправлял обязанности «певческого реента, а также нёс на себе канцелярскую работу и «был употребляем в стряпческие и экономические дела» монастыря. В 1783 г. «поименно потребован» в Александроневский Петербургсикй монастырь, где ему было поручено исправление «уставнической должности». В 1788 г. Киприан уволен в епархию преосвященного Виктора «с признанием ему достоинства игуменского чина», в игумена он посвящён преосвященным Виктором во время путешествия преосвященного по Украине, в Жаботинском монастыре, 12 мая 1788 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Сентябре 1782 года переведён Игуменом же в Московский Крестовоздвиженский монастырь. Ныне Архиепископ Псковский и Член Святейшего Синода. 23. ГЕДЕОН Замыцкий, в Сентябре 1782 года определён в должности Игумена и Семинарии Префекта из учителей Лаврской семинарии. В 1783 году, Декабря 9, произведён в Игумена в Московский Крестовоздвиженский монастырь. Наконец, был в Колязине монастыре Настоятелем. 24. ДОСИФЕЙ Ильин, определён в 1783 году в первых числах Декабря из Игуменов Севской Епархии и Префектов тамошней Семинарии. В 1783 году, Августа 5, определён Наместником Троице Сергиевой Лавры. Ныне Епископ Орловский. 25. ИЕРОНИМ Ершов, бывший учителем в Перервинской Семинарии, в монашество пострижен 17 февраля 1784 года и был первым учителем Французского языка в этом училище. В Марте 1786 года переведён в Московскую Академию учителем Риторики же, потом определён Настоятелем Перервинского монастыря и Семинарии Префектом. 24 Марта 1788 года переведён в Московскую Академию в Префекта. Скончался, будучи Игуменом Николаевского Угрешского монастыря. 26. АГАПИТ Скворцов, воспитанник этой Семинарии, сперва был учителем в Лаврской Семинарии, потом в Московской Академии, после того проповедником, а из проповедников в 1788 году, Марта 24, определён Настоятелем Перервинского, монастыря, семинарии Префектом и учителем Истории и Географии. В 1789 году, Декабря 20, от настоятельства уволен. В Сентябре 1793 года переведён в Троицкую Сергиеву Лавру и определён проповедником и учителем Истории, потом произведён в Игумена в Коломенский Голутвин, оттуда переведён Архимандритом в Трегуляев, а из сего в Краснохолмский Антониев монастырь. Наконец, жил на покое в Боровском Пафнутьеве монастыре и там скончался. 27. ИОАНН, Строитель. В Декабре 1789 года определён из Казначеев Высоко–Петровского монастыря. В Январе 1806 года уволен на покой за старостью, и жил в Московском Покровском. Наконец, в Ставропигиальном Новоспасском и там того же года, Ноября в 15 день, скончался. В бытность его Настоятелем Семинария с 1793 по 1806 годы управляема была особенными Префектами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Само собою понятно, прежней внутренней связи у американской церкви с церковью англиканскою теперь не могло быть, особенно на первых порах, когда враждебные чувства членов нового государства были еще свежи по отношению к Англии. Это действительно и обнаружилось непосредственно за заключением мира с Англией в 1783 г. Уже в следующем 1784 году в Филадельфии состоялось собрание представителей различных приходских общин епископальной церкви Пенсильвании, которое хотя и постановило, что в американской епископальной церкви „должно быть содержимо учение евангелия, как оно исповедуется церковью англиканскою, и должно быть сохраняемо единообразие в богослужении по возможности согласно с литургией той же церкви, но которое в то же время заявило, что „епископальная церковь (в Америке) есть и должна быть независима от какой-либо чужеземной власти как церковной, так и гражданской, что она имеет и должна иметь наравне с другими религиозными общинами полную власть... в управлении внутренними делами своих общин, что для постановления канонов для нее не должно быть другого авторитета кроме представительного собрания из духовенства и мирян " … 1 . Провозглашая самостоятельность своей церкви, представители американской епископальной церкви однако же прекрасно понимали, что эта самостоятельность фиктивна, если их церковь не будет иметь главу в лице епископа. Приходилось таким образом обращаться за епископом к той самой церкви, от которой отделилась американская епископальная церковь . Как ни печально это было, все-таки нельзя было избежать подобного шага. Еще в 1783 году некоторыми из только что образовавшихся диоцезов американской церкви было сделано некоему д-ру Сибури предложение отправиться в Англию и получить там епископский сан. Сибури принял предложение и, заручившись разного рода грамотами, в том же 1783 году отправился в Лондон. Как и следовало ожидать, его миссия в Лондоне не могла быть удачной. Дело в том, что ко времени прибытия Сибури в Англию в английском народе еще слишком свежи были впечатления от продолжавшейся борьбы между Англией и Северо-американскими Штатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Ведущий стройку архитектор по ходу строительства на основе эскизного проекта выполнял рабочие чертежи. Естественно, что в прорисовку деталей он вносил свое понимание. Так что его постройки нельзя полностью считать лично авторскими. И проект часовни прошёл преломление сквозь понимание ведущего архитектора. Так появились чуждые почерку Львова коринфские капители. Они выше по размеру тосканских, поэтому пропорции колонн изменились, они стали приземистее. Кроме того, колонны ротонды при довольно широком интерколумнии явно имеют недостаточную толщину. Посмотрите внимательнее – они «как спички». Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? На сегодняшний день мы не знаем автора проекта часовни, поэтому нужны точные и краткие формулировки ответа на этот вопрос, которые не должны людей несведущих вводить в заблуждение о роли Львова формировании архитектурного облика Торжка. Была ли Крестовоздвиженская часовня надкладезной? Источник: Н.А. Крестовоздвиженская часовня в Торжке 13 апреля 1978 года в газете «Маяк коммунизма» (г. Торжок) была опубликована статья А. Баталовой «Новое о ротонде». Автор статьи, в ту пору студентка Московского архитектурного института, участвовала в проходившей в 1973–1976 годы реставрации часовни. А. Баталова пришла к выводу, что в 1814 году новые владельцы каменной часовни «изменили архитектурный характер здания, чтобы часовня приобрела нарядную привлекательность». В то же время она отожествила часовню-ротонду с записью в «Ручном дорожнике» И. Глушкова (1801): «а этот посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрасный фонтан», а также с записью в «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783 года»: «для пользы и украшения города по случаю употребления всеми жителями в пищу воды из родника, именуемого Здоровцом строится ныне на торговой стороне каменный фонтан, в котором вода трубами действительно уже проведена». В результате анализа этих сведений она пришла к выводу, что в 1783 году в развитие системы самотечного водопровода возникла и часовня-ротонда как публичный городской фонтан. Отмечу, что этот вывод Баталовой был ошибочным, так как согласно дошедшим до нас планам самотечного водопровода, «на торговой стороне каменный фонтан» (цитата из «Генерального соображения…»), а по цитате из книги Глушкова «посереди стоящий столб…», находились на Торговой площади не на берегу реки Тверцы, а в центральной части площади. Неправильно определённое Баталовой место фонтана повлекло за собой и следующую ошибку, то, что якобы Крестовоздвиженская часовня была построена первоначально в 1783 году. Далее А. Баталова пишет, что «изучение здания в натуре во время реставрационных работ «подтвердило документальные сведения о том, что ротонда в прошлом была общественным водоёмом – публичным каменным колодцем».

http://sobory.ru/article/?object=01142

За три дня Святитель предсказал свою кончину. В этот же день позволил он приходить к себе более близким для него людям. Последние два дня Святитель не велел никого впускать к себе. Вечером в субботу пришел к Святителю игумен Самуил I, спрашивая: не будет ли каких приказаний? Святитель Тихон открыл глаза, взглянул на него и тихо на ухо сказал, чтобы его не беспокоили и что приказания никакого нет. Видимо, наступали последние минуты его жизни, которые хотелось ему исключительно посвятить молитвенному богомыслию. Игумен, поцеловав руку Святителя, велел келейнику сказать, когда наступит кончина. В полуночи 11 августа сделалось ему хуже, и Святитель, уже два раза приобщавшийся Святых Таин в эту неделю, просил, чтобы скорее совершили раннюю литургию, дабы еще причаститься Тела и Крови Христовых. В третьем часу по полуночи послал просить чередного иеромонаха скорее отслужить литургию, но его просьба не была выполнена. Между тем, святитель Тихон стал заметно изнемогать. На исходе 6 часа утра, когда еще не кончилась утреня, открыл на минуту очи, а потом опять закрыл их тихо – уже навеки... 13 августа 1783 года, в присутствии только четырех келейных, из коих у одного на руках была голова его, святитель Тихон скончался на 59 году от рождения. 17 августа усопшего вынесли из кельи в большую монастырскую церковь . На следующий день прибыл Преосвященный Тихон III и совершил погребение 20 числа 46 . Гроб с телом усопшего руками священников перенесен под алтарь соборной церкви, где положен в обложенный камнем склеп, и над ним устроено было надгробие в форме гроба из кирпичей. На надгробии положена была медная доска с надписью, сочиненной Тихоном III: «Здесь скончался 1783 года августа 13 дня Преосвященный Тихон епископ, прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожденный 1724 года, пребывавший на обещании с 1767 года по смерть, показавший образ добродетели – словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, 1783 года Августа 20-го погребен здесь». Теперь снова приступим к последовательному обозрению монастырских зданий, кои отчасти уцелели еще и до нашего времени. С 1798 года обитель Задонская не переставала благоукрашаться не одним только внутренним строгим чиноположением, но и во внешнем своем виде вызываемыми необходимостью постройками. С этого времени почти непрерывно производились здесь новые постройки и возобновлялись прежние, как-то: каменная Владимирская церковь украсилась настенной живописью, возобновлены кровли, отделаны служебные дворы, вновь построены напротив соборной церкви, на восточной стороне, к саду, деревянные одноэтажные на каменном фундаменте кельи для настоятеля, а потом – братский каменный двухэтажный южный корпус; за ним окончены каменная ограда (вместо частокольной) и по бокам – две башни (из которых одна, на южной стороне монастыря, и доныне существует).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов императорского рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно православной Церкви возвратились 112 578 чел. Еп. Георгий посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода. Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому) представлять себя в сейме. Стараниями святителя Георгия 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции Русской Церкви, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Архиеп. Георгий составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях. Собрал за свою жизнь богатейшую библиотеку (1269 книг, 241 рукопись), открыл несколько госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в котором проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва. Скончался 13 февраля 1795 года в г. Могилёве. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

После принятия митрополитом Афанасием в 1700 г. унии с папой, православные румыны Трансильвании оставались без своих собственных епископов, быв формальным образом лишены права иметь их (у Шaryhы S. 110), как мы говорили выше, до 1783 г. За получением священников они обращались частью к митрополитам и епископам валашским и молдавским, частью к сербско-австрийскому митрополиту Карловицкому с его епископами 255 ; недостаток священников восполнялся деятельностью объезжавших страну монахов (ibid. 112). В 1761 г., вследствие многократных просьб от румынского православного духовенства и народа Трансильвании к правительству, они поручены были сим последним во временное заведование сербскому будимскому или офенскому (что в Венгрии) епископу Дионисию Новаковичу, а после его смерти (в 1767 г.) его преемнику на будимской кафедре (с 1770 г.) Софронию Кириловичу (см. Шaryhы S. 117 и каталог сербских архиерейских кафедр Мушицкого в Глachuke VI, 65 sqq; по Мушицкому, Трансильвания (Ердель) поручена Дионисию Новаковичу не в 1761, а в 1749 г.). В 1783 г., вследствие тех же просьб от румынов к правительству и вследствие представлений Карловицкого митрополита, им наконец дан был свой собственный епископ, которому назначено иметь пребывание в Германштадте (главном городе Трансильвании, который по западно-славянски Сибин, no-мaдьяpcku Nagy-Szeben); при этом определено, что он будет зависеть от карловицкого митрополита и состоящего при нем собора, принимая в последнем участие наравне с другими епископами, но что политические права и преимущества, которыми пользуется сербский народ в Австрии, на него (с его паствой) не распространяются (у Шaryhы S. 118 и прим., у Myшuцk. ibid. стр. 52). Первым епископом был серб Гедеон Никитич, управлявший с 1783 по 1788 г. (ibid. S. 118 sqq). Вторым епископом был также серб Герасим Новакович, правивший с 1789 по 1796 г. При нем и вследствие его стараний в 1791 г. православная церковь румынов Трансильвании из терпимой, каковой она была доселе, объявлена признанной или государственно полноправной (ibid. S.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010