Далее педагоги ознакомились с Рязанской православной духовной семинарией (РПДУ), где их встречали проректор по учебной работе священник Михаил Самохин и О.П.Мартынов, секретарь учёного совета, зав. кафедрой церковной истории. Это учебное заведение было образована 17 августа 2004 года. До этого времени оно именовалось Рязанским православным духовным училищем и было открыто 5 февраля 1990 года по решению Священного Синода и Святейшего Патриарха Пимена. Первоначально духовное училище располагалось при Борисо-Глебском кафедральном соборе, затем, в 1995 году, в Свято-Троицком мужском монастыре Рязани, и с 1996 года - в Рязанском Кремле. Срок обучения первоначально составлял один год. По мере становления учебного заведения срок обучения увеличивался. Сейчас семинария перешла на четырёхгодичное обучение и новый образовательный стандарт Духовных школ. 5 февраля 2000 года, 10-летие возрождения РПДУ, ознаменовалось освящением второго училищного храма в честь святого пророка Илии. В Рязанской духовной семинарии получили образование 15 знаменитых иерархов Русской Православной Церкви. В числе выпускников Рязанской духовной семинарии - известные учёные, получившие самую известность в России и за её пределами: Лебедев Александр Иванович - профессор Медико-хирургической академии; Любавский Матвей Кузьмич - доктор, профессор русской истории; Некрасов Павел Александрович - доктор математики, профессор Московского университета, тайный советник, член совета Министра народного просвещения; Павлов Иван Петрович - физиолог, академик, Нобелевский лауреат и др. Интерес педагогов вызвало посещение православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского, у дверей которой их встретил её директор игумен Лука (Степанов). Православная гимназия - первое в Рязанской области общеобразовательное учреждение, где начали возрождать духовные традиции российского образования. Она открыта в 1995 году по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Учредители гимназии - Рязанское Епархиальное Управление и Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Высшим органом управления гимназии является Попечительский Совет. В первый год в гимназии обучалось 30 детей, в настоящее время здесь обучается более 200 человек с 1 по 11 класс, работает 57 педагогов.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

Для непосредственного заведывания учебной, воспитательной и экономической частью катехизаторского училища Преосвященнейшим Макарием (Невским), епископом Томским и Семипалатинским, 21 августа 1890 г. учрежден Совет училища в составе заведующего училищем, его помощника и учителя наук, впоследствии утвержденный Святейшим Синодом. Ведению Совета было передано дело наблюдения за всеми школами Алтайской духовной миссии. Решением от 7 февраля 1891 г. Совету катехизаторского училища предоставлено «высшею духовною властию право производить испытания на звание учителя церковно-приходской школы, а местною епархиальною властию учреждена при училище испытательная комиссия для ищущих должности псаломщика, а также диаконского и священнического сана». Уже 17 марта 1893 г. воспитанникам-инородцам катехизаторского училища предоставлено право поступать для продолжения образования в духовную семинарию. Весной этого же 1893 г. по благословению Преосвященнейшего Макария (Невского), епископа Томского и Семипалатинского, при деятельном участии Бийского викария, епископа Владимира (Синьковского), было заложено отдельное каменное здание училища. Знаменательным событием в истории училища стал переезд из помещений архиерейского дома в новое здание, построенное рядом. Торжественное освящение нового кирпичного учебного корпуса Бийского миссионерского катехизаторского училища состоялось 14 сентября 1895 г. По случаю столь значимого события богослужение возглавил Преосвященнейший Мефодий (Герасимов), епископ Бийский, начальник Алтайской духовной миссии. После водосвятного молебна и окропления всех помещений в большом училищном зале общим хором учащихся из 300 человек была пропета молитва «Царю Небесный». Произносились торжественные речи, исполнялись духовные песнопения. Здание было построено в основном на средства бийских купцов, попечителей училища – А.В. Соколова, А.Ф. и Е.Г. Морозовых и В.Н. Осипова. В новом здании училище получило возможность устроиться вполне свободно. Здесь разместились: квартира заведующего училищем, 6 классных комнат (5 катехизаторского училища и одна – для школы грамоты), комната надзирателя за учениками, 5 спальных комнат, кухня, хлебопекарня, столярная и переплетная мастерские. В нижнем этаже, в двух свободных помещениях, были устроены молитвенный и рекреационный залы.

http://sobory.ru/article/?object=35931

Еп. Ювеналий способствовал упорядочиванию работы и улучшению материального положения преподавателей и воспитанников учебных заведений духовного ведомства. В частности, в 1869-1870 гг. он возглавлял Особый комитет по проверке составов и журнальных постановлений Рязанских училищных съездов. 16 авг. 1871 г. еп. Ювеналий был перемещен на Архангельскую кафедру, после чего М. в. более года не замещалось. 18 янв. 1873 г. Михайловским епископом был назначен смотритель Рязанского ДУ архим. Василий (Левитов) , 11 февр. была совершена его архиерейская хиротония. 11 дек. 1877 г. состоялось открытие епархиального братства свт. Василия Рязанского; согласно Уставу братства, председателем его Совета являлся Михайловский архиерей. 11 янв. 1880 г. еп. Василий был переведен на Тобольскую кафедру. 8 сент. 1880 г. Михайловским епископом был назначен ректор Калужской ДС архим. Авраамий (Летницкий ; хиротонисан 2 нояб. 1880). Его недолгое пребывание во главе М. в. совпало с присутствием Рязанского архиеп. Палладия (Раева ; впосл. митрополит) в Синоде. Приезды последнего в Рязань были кратковременными, и большую часть этого периода еп. Авраамий временно управлял епархией. 27 июня 1881 г. он был назначен епископом Брестским, викарием Литовской епархии (см. Брестское викариатство ), а на его место определен ректор Литовской ДС и настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ) архим. Августин (Гуляницкий ; хиротонисан 23 авг.). 16 окт. 1882 г. он был назначен епископом Аккерманским, викарием Кишинёвской епархии (см. Аккерманское викариатство ). После этого вик-ство не замещалось до 27 янв. 1885 г., когда во епископа Михайловского был хиротонисан бывш. ректор Костромской ДС архим. свт. Иустин (Полянский) . Имп. указом от 12-27 февр. того же года был образован Рязанский епархиальный училищный совет, председателями к-рого состояли Михайловские архиереи. Еп. Иустин проводил работы по благоустройству Преображенского мон-ря: устроил хозяйственные службы, колодец, разбил палисадник.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Интересно отметить, что в приход Владимирской церкви входили служители Архиерейского дома, несмотря на то, что в территорию Архиерейского дома был включен Богоявленский собор и рядом находилась Спасская церковь. При церкви существовала каменная богадельня на двенадцать человек и каменная же лавка для продажи церковных свеч, построенная на средства старосты церкви В.П. Солдатова в 1827 г. Церковь была приведена «в самое лучшее состояние», но 22 июня 1879 г., накануне храмового праздника Владимирской Божией Матери, в 6 часов вечера, до окончания Всенощного бдения, церковь загорелась во время самого сильного иркутского пожара. Поскольку вал огня шел верховой, то в первую очередь сгорел его верхний этаж храма с двумя иконостасами и церковным имуществом. Первый этаж был спасен бывшими у всенощной прихожанами и церковное имущество было сложено на берегу Ангары у Московского перевоза. На следующий день после пожара все имущество было перевезено в нижний придел Прокопьевской (Чудотворской) церкви. Возобновившийся 24 июня пожар дошел и до Чудотворской церкви, которая сгорела вся. «Оставшаяся ничтожная часть имущества была сложена при Кафедральном соборе, где по настоящее время и хранится» – грустно констатировала церковная ведомость за 1879 г. После пожара церковь долго ремонтировалась. В помещении храма, примерно с 1912 г., работала церковно-приходская смешанная школа. На ее содержание Епархиальный училищный совет отпускал 540 руб. в год. В ней обучалось 18 мальчиков и 12 девочек. Первые годы становления Советской власти значительных ущемлений церковной жизни не наблюдалось, все проходило в рамках определенной законности. В 1920 г. была составлена подробная опись самого храма, принадлежащих ему построек, окружающей территории… Все это отвечало канонам церковной документации, но сюда же было добавлено перечисление находящегося в храме ценного движимого имущества (иконы с ризами и в киотах, подсвечники, лампады, кресты, хоругви и т.п.). С апреля 1922 г. стали изымать церковное имущество, итоги этой акции были опубликованы в газете «Власть труда» 25 мая 1922 г.

http://sobory.ru/article/?object=30411

К концу XIX столетия число учащихся в Старооскольском духовном училище достигало 250 человек. Все, кто когда-либо писал об истории этого учебного заведения, в обязательном порядке подчеркивали, что образование в ней велось по программе четырехклассной классической гимназии с двумя древними языками: греческим и латинским. Несмотря на то, что училище было на хорошем счету, ни Синод, ни губернские власти не приняли участие в строительстве нового здания для него, взамен обветшавших за полвека строений. Стройка началась и была окончена к началу XX века, благодаря пожертвованиям горожан: состоятельных и не очень. Открытие нового двухэтажного здания Старооскольского духовного училища на улице Михайловской (ныне Революционная) состоялось летом 1900 года. Теперь все училище находилось под одной крышей, увенчанной маковкой с крестом – знаком того, что внутри здания имеется домовый храм. Престол храма был освящен в честь вмч. Димитрия Солунского. Скорее всего, Солунского. По данным на 1908 год, в нем служили священник Н. С. Переяславский и псаломщик А.И. Северинов. 31 августа 1917 года в училищном храме служился молебен перед новым учебным годом, оказавшимся в истории духовного училища последним. О возрастающей нестабильности говорило уже то обстоятельство, что Правление училища вынуждено было подкорректировать установленные ранее даты проведения поверочных и приемных испытаний. Об изменениях было дано сообщение в первом августовском номере «Курских епархиальных ведомостей». А пришедшее в октябре к власти новое правительство лишило Церковь права и возможности заниматься образованием. Уже с конца 1917 года здание училища облюбовали для своих заседаний члены Советов рабочих и крестьянских депутатов. 5 декабря 1917 года именно здесь был создан революционный Совет во главе с большевиком Г.К. Прядченко. А 11 января 1918 года уездный исполком принял решение отнять столь удобное помещение у духовного училища и превратить его в «Рабочий дворец памяти Октябрьской революции». Однако документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, свидетельствуют о том, что и после этого решения Старооскольское духовное училище продолжало жить.

http://sobory.ru/article/?object=60306

Настоятель собора о. П. Карбелов обратился к детям с приличествующим дню и обстоятельствам поучением. Владыка экзарх в этот день, как известно, был в Бодбийском женском монастыре и не мог присутствовать на редком богослужении в Анчисхатском соборе. Для сопровождения владыки и для обозрения школ Сигнахского и Телавского уездов выехал в Бодбийский монастырь и окружной наблюдатель. Поздно вечером в этот день от о. Махатадзе получена была о. окружным наблюдателем телеграмма с известием, что предположенное торжество совершилось успешно при помощи Божией. Велика была радость архипастыря! Радость его усугублялась еще тем, что за день до 14 января владыка лично слушал пение на церковно-грузинском языке учеников Нукрианской школы, а 13 и 14 января слушал такое же пение детей Бодбийской второклассной, что при обители, школы; дети в день 14 января пели всю раннюю литургию на грузинском языке, а затем и во время поздней литургии исполнили часть песнопений на грузинском языке. Утешен был архипастырь и докладом окружного наблюдателя после обозрения им школ Сигнахского и Телавского уездов; оказывается, что и по сельским школам теперь не редкость встретить церковные хоры из учащихся детей. Таких школ окружной наблюдатель насчитал в Кахетии около десяти. Училищный совет так сочувственно отнесся к делу постановки церковно-грузинского пения, что, по докладу о. окружного наблюдателя немедленно после возвращения его из Кахетии, обеспечил денежным отпуском решительно все школы Сигнахского уезда, где школы найдены были в очень хорошем состоянии и где прививается с успехом церковное пение, и кроме того, решил немедленно ассигновать потребную сумму на содержание особого учителя церковного пения для четырех Телавских городских церковно-приходских школ. В настоящее время такой же особый учитель пения имеется и для четырех Горийских городских церковно- приходских школ. В сентябре и октябре месяцах 1902 года, пользуясь прекрасным временем закавказской осени, когда погода особенно благоприятствует путешествиям в нашем крае, высокопреосвященный архиепископ Алексий, экзарх Грузии, предпринял ряд поездок по своей обширной, собственно ему вверенной епархии Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

обществом учреждена Николаевская церковно-приходская школа. Амосовская церковно-приходская школа учреждена 8 декабря 1891 г. на частные средства, находилась в деревне Амосово. Обе школы содержались на средства Псковского епархиального училищного совета и частично уездного земства. В 1914 году в Николаевской школе обучалось 86 учеников, в Амосовской – 45 мальчиков и 5 девочек. Капитал в пользу причта церкви завещали опочецкий дворянин Петр Павлович Москвитин и солдатская жена Дарья Маркова. До 1876 года в церкви служили священник, псаломщик и просфорня, сверх штата содержался дьякон. По штатам 1876 года должны были служить священник и псаломщик, фактически служили священник, псаломщик и просфорня. С 15 ноября 1896 года в штат введен дьякон. Священник Тимофей Иоаннович Беллавин родился в погосте Вяз Великолукского уезда в семье псаломщика Иоанна Арсеньевича Беллавина (1840-1909). После окончания Псковской духовной семинарии в 1864 г. рукоположен в сан священника Николаевской церкви г. Опочка. Священник Беллавин избирался духовенством членом попечительного совета церковного округа, состоял законоучителем приготовительного класса Опочецкой женской прогимназии, первого класса Опочецкого городского 4-классного училища, Опочецкого городского училища, наблюдателем за церковно-приходскими школами церковного округа. Священник Беллавин был первым законоучителем открытых им Николаевской и Амосовской церковно-приходских школ. Педагогический совет Опочецкой женской прогимназии избрал его законоучителем женской воскресной школы, открытой при прогимназии 5 октября 1897 г. В 1881, 1890 гг. горожане избирали о. Тимофея гласным Опочецкой городской думы. За усердные труды на духовной ниве и по просвещению о. Тимофей награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой. Ему объявлены благодарность епархиального начальства и архипастырская признательность с призванием благословения Божия, благодарность Опочецкой городской думы за учреждение Николаевской церковно-приходской школы и обучение в ней детей беднейших горожан. Священник Тимофей Иоаннович Беллавин скончался 6 августа 1909 года.

http://sobory.ru/article/?object=41711

Освящение совершил сам владыка Исидор 31 августа 1871 г. Церковь училищная во имя св. апостолов Петра и Павла отличается художественностью и священным характером церковного благолепия. Иконостас резной, из темного ореха, с такими же царскими дверями, отличается изяществом рисунка и работы. В первом ярусе иконостаса, над вратами, образ пресвятой Троицы, по сторонам его - св. Афанасий Великий и св. Григорий Богослов. Во втором ярусе - Распятие Господа с Божией Матерью и Иоанном Богословом. Над киотами местных икон - позолоченные главы. Клиросы и стоящие за ними иконы Петра и Павла и св. Николая дополняют художественность иконостаса, сливаясь с ним в одно стройное целое. К более видным украшениям церкви принадлежат 13 матовых транспарантов, поставленных вместо стекол в верхних окнах северной стороны; здесь изображены: Христос Спаситель, сидящий на престоле славы, и 12 апостолов. Пять бронзовых золоченных люстр увеличивают благолепие церкви. По перемещении училища из Москвы, богослужение и преподавание закона Божия сперва поручалось посторонним лицам. Находя это неудобным, совет училища 8 мая 1801 года просил императрицу заменить ученым иеромонахом учителя закона Божия, коего испросить можно будет от митрополита, чтобы более давал часов воспитанникам и мог бы еще отправлять и службу при домашней церкви; за что можно бы назначить ему жалованье до 400 рублей. Прошение было исполнено и причт училища составили: иеромонах и причетник. С 1844 г. утвержден при церкви ктитор, каковым сперва был Иосиф Филиппович Филиппов, по смерти его, в марте 1877 года, поступил купец Семен Доров. С 1841 г. настоятелю за церковную службу положено жалованья 543 руб. сер., а с умножением числа уроков закона Божия жалованье доведено до 1900 руб.; причетнику положено жалованья 100 руб. сер. Кроме того, причт получает церковных доходов до 400 руб. сер. и пользуется квартирою. Метрические книги ведутся с 1842 г. Приход составляют служащие при училище и воспитанники. 14 октября бывает в церкви заупокойная служба по императрице Марии Федоровне.

http://sobory.ru/article/?object=11140

По приезде архиерея во Владивосток 7 марта 1899 г. для него даже не нашлось помещения, и Е. остановился в губернаторском доме. Начавшую работать 21 марта Владивостокскую духовную консисторию разместил у себя протоиерей единственной тогда во Владивостоке Успенской ц., ставшей кафедральным собором. Е. сразу энергично взялся за налаживание церковной жизни. В 1-й же год существования епархии были организованы епархиальный училищный совет и комитет Православного миссионерского об-ва, попечительство о бедных духовного звания. В окт. 1899 г. состоялся I епархиальный съезд духовенства. В 1900 г. близ Никольска (ныне Уссурийск) была основана жен. обитель, позднее преобразованная в Южно-Уссурийский в честь Рождества Богородицы женский монастырь , ставший наряду с Уссурийским муж. мон-рем важным центром духовной жизни края. В 1901 г. Е. учредил на ст. Седанка, в пригороде Владивостока, архиерейский дом с домовым храмом и школой для архиерейских иподиаконов. Там же был размещен приют, к-рый содержался на средства Е. С 1903 г. стали выходить «Владивостокские ЕВ». Трудами Е. число храмов за время управления им епархией выросло до 252. Архиерей постоянно объезжал отдаленные и труднодоступные приходы, включая приходы Сахалина и Камчатки. Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг., когда существовала угроза захвата Владивостока неприятелем, Е. отказался, несмотря на уговоры военных, покинуть город. Осенью 1905 г. во Владивостоке произошли революционные выступления, сопровождавшиеся массовыми беспорядками, грабежами и поджогами. Е. возглавил крестный ход по городским улицам для прекращения бесчинств. Организовал сбор средств в помощь пострадавшим во время беспорядков и вызванных ими пожаров. 6 мая 1906 г. Е. был возведен в сан архиепископа. Особое внимание уделял миссионерской работе. В состав епархии были включены приходы по линии Китайско-Восточной железной дороги (с 1907) и Духовная миссия в Корее (с 1908). В 1908 г. при Уссурийском муж. мон-ре было создано Уссурийское братство Пресв.

http://pravenc.ru/text/187367.html

Предстоятель Русской Православной Церкви также подчеркнул особое значение Поместного Собора 1917-1918 годов, который явился важнейшей частью общей истории Польской и Русской Православных Церквей. «Целый ряд клириков и мирян Российской Православной Церкви, вошедших позднее в состав Польской Православной Церкви, были активными участниками Собора, на котором также было уделено внимание церковной ситуации в Польше», — отметил Патриарх Кирилл. Его Святейшество напомнил, что начало пастырского пути Патриарха Тихона, избранного на Патриарший Престол в 1917 году, было также связано с Польшей. С 1892 года будущий Первосвятитель являлся инспектором, а затем и ректором Холмской духовной семинарии, возглавлял Холмско-Варшавский епархиальный училищный совет, а с 1897 года был рукоположен во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. «Поэтому мне особенно дорого личное участие Вашего Блаженства и делегации Польской Православной Церкви в торжествах по случаю 100-летия открытия Всероссийского Поместного Собора, а также восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший Престол. Нынешняя торжественная дата имеет большое значение для общей истории как наших Поместных Церквей, так и для окормляемых ими православных народов», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. «Я хотел бы искренне поблагодарить Вас и Ваших собратьев за визит в Москву, выразить уверенность в том, что наше молитвенное сослужение, те размышления, которые мы имели и, надеюсь, будем иметь сегодня совместно, будут укреплять глубинные связи между нашими Церквами, уходящие в общую историю, общий духовный опыт, обрядовую сторону нашей литургической жизни, общее понимание канонической традиции. Пусть Господь хранит наши Церкви и наши народы!», — в заключение сказал Святейший Патриарх Кирилл. В свою очередь Предстоятель Польской Православной Церкви сердечно поблагодарил за приветствие и за приглашение на торжества. «Церковь Христова — это живой организм, который постоянно пульсирует, развивается. Время меняется, но Церковь остается неизменной. И события нашей общей церковной истории очень важны для всех нас, но в первую очередь для молодого поколения», —сказал, в частности, Блаженнейший Владыка. — Желаем Вашему Святейшеству и всей Русской Церкви, чтобы Господь молитвами святителя Тихона даровал Церкви благословение, чтобы она развивалась, укреплялась и расширялась».

http://patriarchia.ru/db/text/5079116.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010