Борис (Плотников) Борис (Плотников) епископ, председатель Училищного совета при Св. Синоде, магистр богословия сын столоначальника Красноярского духовного правления, в мире Владимир Владимирович, преосв. Борис родился в 1855 г. в г. Красноярске; по окончании курса в Томской духовной семинарии, на казенный счет был послан в Казанскую духовную академию, где окончил курс в 1880 г. со степенью кандидата богословия. Еще на студенческой скамье В. В. Плотников выделялся своими знаниями и солидной научной подготовкой, так что церковно-практическое отделение наметило его в качестве преемника покойному профессору И. Я. Порфирьеву , выслуживавшему тогда последнее пятилетие в академии. Сам проф. Порфирьев в заявлении, поданном в совет академии от имени своего отделения, перечисляя студенческие работы В. В. Плотникова (из которых большая часть была напечатана в «Филологических Записках»), находил молодого кандидата вполне подготовленным для занятия кафедры в академии, и совет, соглашаясь с Порфирьевым, предложил назначить Плотникова приват-доцентом по кафедре словесности и истории литературы. Но тут случилось одно важное обстоятельство, заставившее Плотникова отказаться от академической службы и предпочесть ей миссионерское дело в далекой Японии. Однако и это предположение не осуществилось, и молодому ученому ничего не оставалось делать, как принять назначение на должность преподавателя в Томской духовной семинарии по кафедре словесности с историей русской литературы и логики. Там он пробыл 4 года до августа 1884 г., испытывая глубокую тоску в разлуке с книжными сокровищами, которыми богаты библиотеки только высших духовно-учебных заведений. В 1884 г. Плотников избран был советом Казанской духовной академии на вакантную кафедру метафизики, которую и занял по прочтении двух пробных лекций («Учение о бытии» и «Учение о пространстве»); в 1885 г. представил в совет академии на соискание степени магистра богословия сочинение под заглавием «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВЦС), наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС - церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета. В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

http://pravenc.ru/text/161111.html

1902 год   1/14 января 1902. Вторник. Первым приветствовал сегодня с Новым годом Преосвященный Сергий (Страгородский) , ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, письмо которого я нашел на столе, по прочтении Правила перед Литургией. После Литургии еще получил письмо С. А. Рачинского, вместе с его брошюрой: Absit Omen. Но печальны известия из России. Сколько там теперь бунтов в учебных заведениях, сколько сектантских беспорядков – Бог весть, скоро ль все это кончится. Поздравители, японские и русские; училищный совет и распределение уроков для начала занятий завтра. Арсению Ивасава я сказал взять на себя преподавание Гражданской Всеобщей Истории в Женской школе вместо уехавшей в Кёото для заведения школы Такахаси Надежды и хотел прибавить ему за это жалованья. Но он уклонился от последнего, сказав, что не хочет получать больше, чем другие наставники. Преподавание в Женской школе он на себя взял, но так, что число уроков у него будет в Семинарии и Женской школе столько же, сколько у других наставников только в Семинарии. Вечером написал ответ Преосвященному Сергию и приложил фотографии Кёотского Миссийского места и храма – два листа. 2/15 января 1902. Среда. Начались обычные занятия в школах, и у нас с Накаем. Мы стали перечитывать переведенную службу Первой недели Великого поста, чтобы окончательно поправить, если есть что, и поспешить отдать в печать. 13/26 января 1902. Воскресенье. Службу Первой недели Великого Поста мы с Накаем перечитали в четыре дня, потом два дня Накаи проверял китайские знаки, а я этим временем воспользовался, чтобы написать в Москву письма благотворителям Л. А. Тихомирову , В. Г. Дудышкину, Я. Е. Епанешникову, с приложением полученных из Кёото фотографий оконченной постройки храма, которому ныне недостает только иконостаса и колоколов, ожидаемых из Москвы. Написал еще московскому сотруднику Миссии, о. Благоразумову, чтобы похлопотал о пожертвовании кем-нибудь облачений для Кёото, и архиерейского облачения из серебряной позолоченной парчи для здешнего Собора, так как нынешнее мое воскресное уже износилось. – Приготовленную к печати службу посылали для сметы в две типографии; нашли более выгодным заказать печатать в той же, где доселе печатались. Будет стоить 452 ены 50 сен, и исполнят заказ в пятьдесят дней – скорее этого никак не берутся (в другой полагали сто дней). Значит, разослать напечатанную службу по Церквам до Первой недели никак нельзя, к глубокому нашему сожалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Просвещение без принуждения Забота о духовном просвещении народа через храм, внебогослужебные собеседования и школу составляла одну из основ деятельности святителя Вениамина со студенческих лет. Разносторонний опыт предшествующего служения принес неоценимую пользу, когда Петроградский архипастырь был поставлен перед задачей воссоздавать религиозное и богословское образование на всех уровнях – от элементарного до высшего – практически с нуля. Своим декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви большевики положили в основу отношения к религии собственный произвол. Национализация храмов и всей богослужебной утвари позволяла режиму «на законных основаниях» в любой момент изымать у верующих и помещения для молитвы, и церковное достояние (сегодня – изделия из драгоценных металлов, завтра – колокольную бронзу и т.д.), запрет же на преподавание религиозных дисциплин в казенных учебных заведениях через 11 лет после издания декрета был расширен до полного запрета на организованное обучение религии... Мощный протест православного Петрограда во главе с митрополитом Вениамином против реквизиции Александро-Невской лавры в январе 1918 года немного остудил горячие головы большевистских «национализаторов». А совместные усилия Епархиальной власти, петроградского духовенства и мирян в 1919 – 1921 годах вызвали к жизни многочисленные духовно-учебные курсы и кружки. Все они, согласно Соборному Определению об епархиальном управлении, состояли под непосредственным руководством епархиального Архиерея 970 . Январский крестный ход в защиту Александро-Невской лавры заставил большевиков на время сменить тактику. Чтобы усыпить сознание верующих масс, они посеяли иллюзию о том, что «при отказе от казенных субсидий церковные школы могли остаться в ведении Епархии, на правах школ частных». К весне 1918 года Петроградский Епархиальный Училищный совет наметил к первоочередному сохранению 46 церковно-приходских школ (т.е. менее 10 % от их прежнего числа), из них – 30 в Петрограде и уезде. При этом впервые прозвучала мысль, ставшая поистине пророческой: «Если мы не будем работать, то, пожалуй, не то, что школы, а и самые храмы нам скоро придется закрывать» 971 . Состоявшийся в марте епархиальный съезд духовенства и мирян принял содержание указанных церковно-приходских школ целиком на средства епархии 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Речь прощальная и напутственная воспитанницам Владимирского епархиального женского Училища первого курса. (28 июня 1870 г.) Любезные воспитанницы! Приветствуем вас с окончанием курса вашего учения. По вашим сияющим лицам видно, какие вы светлые переживаете минуты. Вполне сочувствуем вашей радости и призываем благословение Божие на ваш выход из училища. Но чем торжественнее и знаменательнее для вас настоящие минуты, тем разнообразнейшие в нас вызывают оне чувства и думы, которыми в последний раз намерены мы поделиться с вами. Так, впрочем, случается всегда, когда нужно бывает сказать последнее прощальное слово. Желалось бы и то высказать, и о том предупредить, и о другом не забыть напомнить, и то посоветовать, и от этого предохранить. Многосложность и некоторая предопределенность настоящих минут без всякого сомнения испытывается несколько и вами. Не раз, конечно, ожидая своего выпуска, вы с затаенным волнением устремляли к нему навстречу свою нетерпеливую мысль, и с весьма понятным удовольствием ожидали его наступления. Вот наступило это столь желанное вами время, – и не правда ли, что вы затруднитесь теперь сказать, вполне ли вы счастливы и довольны, и не примешивается ли к вашей радости некоторое сожаление об оставленном вами училище, об атом святом храме Божием, в котором шесть лет изливали вы пред Богом своп детские молитвы, о своих подругах, с которыми надо расстаться, о самой даже этой школьной жизни, которая подчас стесняла вас, – словом обо всем, что имеет отношение к вашему училищу, под кровлею которого протекали ваши отроческие первые юношеские годы! Если это подлинно так, то это очень хорошее у вас чувство. Берегите его как можно дольше и не разрывайте духовной связи с училищем и после того, как вы перестанете в нем учиться, – это наш первый вам совет и наставление! Жизнь, которую вы отселе поведете, так резко будет отличаться от вашей училищной жизни, так новы будут для вас ее уроки и так могущественно ее влияние, что вы и не увидите, как можете измениться и сделаться совершенно не тем, чем мы отсюда вас выпускаем; а это очень опасно, ибо в жизни вообще, и особенно в той, которая предстоит вам, – сказать надо правду, – гораздо больше темных и суровых, чем светлых и приятных сторон. Вот на это-то случай и важно для вас поддерживать духовную связь с местом прежнего вашего воспитания, а она будет поддерживаться тогда, когда вы будете освежать в своей памяти те добрые наставления и уроки, какие вы слышали здесь, и когда будете стараться навсегда удержать за собою приобретенное здесь преимущество людей образованных, облагороженных и хорошо направленных. Желалось бы нам выяснить вам по крайней мере некоторые главные опасности, угрожающие вам по выходе вашем из училища, чтобы вы постоянно имели их в виду и умели отстранять их и побеждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию . Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского ; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского ; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 13.07.1866, с. Польный Мукаров Ушицкого у. Подольской губ.- 26.04.1932, Свердловск), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ. Из крестьянской семьи. По окончании Каменец-Подольской ДС состоял псаломщиком, а также учителем церковноприходской одноклассной школы в с. Остапковцы Брацлавского у. В мае 1888 г. поступил в число послушников Киево-Печерской лавры. С 7 марта 1890 г. находился «для письменных занятий» при наместнике лавры архим. Ювеналии (Половцеве) , 30 апр. перемещен в Голосеевскую пуст. для клиросного послушания. 4 авг. 1890 г. принял иноческий постриг с именем Григорий, 9 сент. Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) рукоположен во диакона. В том же году поступил в КДА, к-рую окончил в 1894 г. со званием канд. богословия. 29 июня 1894 г. рукоположен во иерея, 19 авг. назначен преподавателем миссионерского Ардонского осет. ДУ (позднее Александровская ДС). С 3 янв. 1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 6 марта по 20 нояб. 1896 г. член Томского комитета Об-ва земледельческих колоний и ремесленных приютов от духовенства. 2 июля представлял Томский епархиальный училищный совет на Всероссийском съезде руководителей и учителей церковных школ в Н. Новгороде. 8 нояб. назначен инспектором Иркутской ДС; с 24 дек. состоял членом епархиального училищного совета с правом временно замещать председателя, цензором «Иркутских ЕВ» и преподавателем Комиссии религиозно-нравственных чтений. С 27 окт. 1897 г. занимал пост ректора Томской ДС, 21 нояб. возведен в сан архимандрита. С 29 дек. являлся председателем епархиального училищного совета, с 10 марта 1898 г.- членом Духовно-цензурной комиссии по издававшимся в епархии сочинениям. За труды по постройке новых зданий Томской ДС был премирован в 1901 г. 300 р. из суммы духовно-учебного капитала. 28 июля того же года назначен ректором Рязанской ДС, 15 окт. стал председателем братства Муромского и Рязанского еп. св. Василия . Провел капитальные работы по ремонту и обновлению зданий ДС, с 1903 г. вел в ней воскресные религиозно-нравственные чтения и литературно-муз. вечера. Награжден набедренником (18 февр. 1895), орденом св. Анны 2-й степени (6 мая 1900).

http://pravenc.ru/text/166691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Николай Пирский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Пирский Николай Васильевич; 7.04.1857, с. Солошино Кобелякского у. Полтавской губ.- 9.06.1935, Полтава), архиеп. Полтавский и Кременчугский. В 1877 г. окончил Полтавскую ДС, после чего служил учителем. 2 нояб. 1880 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в его родном селе. Помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя солошинских церковноприходской школы и школы грамоты, а также народного уч-ща в с. Дийнековка. С 1887 г. являлся окружным наблюдателем церковных школ, с 1888 г.- товарищем (заместителем) председателя Кобелякского уездного отделения Полтавского епархиального училищного совета. 21 сент. 1898 г. назначен настоятелем храма во имя Иоанна Предтечи в г. Прилуки Полтавской губ. Одновременно стал прилукским уездным наблюдателем церковных школ, от духовенства его избрали членом Прилукской городской думы. 27 июля 1899 г. переведен священником к Крестовоздвиженскому собору в г. Кобеляки, назначен благочинным кобелякских городских церквей. В 1905 г. стал настоятелем Крестовоздвиженского собора, возведен в сан протоиерея. Автор неск. статей и брошюр по истории храмов и селений Полтавской епархии, публиковавшихся в «Полтавских епархиальных ведомостях». В февр. 1907 г. избран депутатом 2-й Гос. думы (распущена в июне того же года). Входил в состав депутатской фракции правых монархистов. С окт. 1908 г. помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя кобелякских мужской и женской гимназий. Был избран гласным Кобелякского уездного земства от духовного ведомства, председателем Кобелякского уездного отд-ния Полтавского епархиального училищного совета, директором Кобелякского уездного отделения Попечительного о тюрьмах комитета. В июне 1909 г. прот. Н. В. Пирскому было поручено произнести приветственную речь от имени епархиального духовенства в честь прибытия в Полтаву по случаю празднования 200-летия Полтавской битвы имп. мч. Николая II Александровича (тот в ответ, поблагодарив, сказал, что помнит протоиерея по Петербургу). После Февральской революции 1917 г. против прот. Н. В. Пирского были выдвинуты обвинения в участии в монархических орг-циях и причастности к подавлению революционных выступлений в 1905 г. Однако рассмотревший его дело в окт. 1917 г. епархиальный совет постановил: «...дать отзыв Преосвященному Владыке о протоиерее Николае Пирском как о человеке неопасном в политическом отношении и не способном к контрреволюционным выступлениям, всегда исполнительном и не выходящем за пределы предоставленных ему прав, и аккуратном в исполнении поручаемых ему обязанностей».

http://pravenc.ru/text/Николай ...

29 сент. 1894 г. переведен законоучителем в гимназию г. Елизаветполя (ныне Гянджа, Азербайджан), был классным наставником, преподавателем рус. языка и чистописания; с 7 сент. 1895 г. член Елизаветпольского отд-ния Грузинского епархиального училищного совета. 17 июля 1897 г. переведен в Тифлис законоучителем и настоятелем Свято-Ольговской домовой ц. 1-й жен. гимназии вел. кнг. Ольги Федоровны, с 20 авг. 1898 г. преподаватель Закона Божия в 1-й тифлисской муж. классической гимназии. В Тифлисе включился в активную миссионерскую деятельность под рук. Карталинского и Кахетинского архиеп., экзарха Грузии сщмч. Владимира ( Богоявленского ; впосл. митрополит) и сменившего его архиеп. Флавиана ( Городецкого ; впосл. митрополит). В 1900 г. зав. 8 новооткрытыми церковноприходскими миссионерскими школами («что в Куках»). Среди 500 учеников были и дети сектантов, о которых И. писал: «Пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью». В обучении грузинских детей использовал «немой метод» погружения в русскоязычную среду. В мае 1900 г. при активном участии И. в Тифлисе был открыт отдел Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память имп. Александра III. С 7 нояб. того же года временно возглавлял приход и заведовал школой при 1-й миссионерской Покровской ц. Тифлиса. Определением Святейшего Синода от 8-22 дек. 1900 г. И. был освобожден от должностей законоучителя и зав. школами и назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты с возведением в сан протоиерея (6 янв. 1901). Кроме того, И. заведовал учебной частью 4-классной жен. школы при мцхетском Самтаврском жен. мон-ре, был редактором «Духовного вестника Грузинского Экзархата», входил в Совет Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе. Указом Синода от 3-21 авг. 1901 г. назначен окружным наблюдателем церковных школ Экзархата. С 10 апр. 1902 г. член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, 11 нояб. того же года избран гласным Тифлисской городской думы от духовного ведомства. В 1903 г. избран секретарем Тифлисского отдела Императорского Православного Палестинского об-ва (ИППО).

http://pravenc.ru/text/469081.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Каким светом светит «Фотиния Светоносная»? (Телепрограмма, 22.10.05) (комментарий в русле истории) Церковно-приходская школа. Церковно-приходские школы Забайкалья (XIX-haч.XX вв.) Е.С.Митыпова Церковно-приходские школы имеют свою довольно интересную историю, она тесно связана с принятием христианства на Руси, когда распространяется просвещение народа «книжным учением». В истории развития церковно-приходских школ отразилась, в некоторой степени, история России. В разные ее периоды административных реформ ощущается и подъем просвещения, и спады, зачастую не имевшие положительного значения для школы. Школа и духовенство преследовались, сводилось на нет обучение, пересматривались программы, переходили к обучению по западно­европейским образцам, затем возвращались к старым методикам и программам. Наибольшего расцвета достигла церковно-приходская школа во время царствования Александра Ш (1881-1894), когда духовенство «вновь призывается к образованию народа, школы увеличиваются в количестве, улучшаются в качестве и получают живое направление в духе церковности». Александром Ш в 1884 году были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», на которых была наложена резолюция: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». В этом документе были отражены основные правила, программы, инструкции, а также определена структура обучения. В каждой епархии были образованы училищные советы и их отделения по уездам, организован школьный надзор. В Иркутской епархии, которая включала в себя Иркутскую губернию и Забайкальскую область (Забайкальская область раски­нулась на 486,615 кв.верст и делилась на 8 округов: Читинский, Акшинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводской, Верхнеудинский, Селенгинский, Троицкосавский, Баргузинский. Население его составляло в кон. XIX в. 447,843 чел., из них православное достигало до 300,648 чел.), был образован училищный совет, создана сеть церковно-приходских школ.

http://sedmitza.ru/text/403566.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010