Учительские должности в приходских школах занимали преимущественно лица, получившие образование в духовно — учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каж- дой епархии учреждался Епархиальный училищный совет. Какие требования в старое время предъявлялись к педагогическому составу церковно-приходских школ? Учитель или учительница должны были уметь читать внятно, правильно и раздельно, с точным произношением церковно-славянских букв и с соблюдением ударений и знаков препинания. Знакомство со славянскими числами также ставилось в обязанность. При чтении по-церковнославянски требовалось: по возможности давать точный перевод на русский язык текста Святого Евангелия, иметь знакомство с наиболее употребительными этимологическими и синтаксическими формами церковно- славянского языка. В помощь учителям была издана книга Н. Ильминского «Обучение церковно-славянскому чтению». Предъявлялись требования к учителю также и по таким предметам, как русский язык, чистописание, арифметика, история, география. По каждому из этих предметов рекомендовалось изучить то или иное руководство. Все они, естественно, оказывались весьма доступными. При испытаниях на звание учителя ему неопустительно надлежало знать не только краткие молитвенные воззвания, но и некоторые молитвы утренние и вечерние, в количестве не менее 20. В первой половине 1886 года Святейший Синод утвердил программу учебных предметов для церковно-приходских школ. Во «Введении» к программе указывалось, что «школа при церкви представляет наилучшие способы для впечатления в сердце детей основных истин веры и благочестия, для привлечения их сердец к материнскому руководительству Церкви и для наклонения их воли в послушание ей». Далее заострялось внимание на определяющем значении наставления детей в семьях. «Искреннее благочестие отца и матери,— говорилось в этом документе,— благоговейно совершаемая ими молитва, их терпеливая покорность Воле Божией в тяжких испытаниях жизни, любовь к труду, забота о младших — все это передается восприимчивому сердцу ребенка в доброй христианской семье, которой святой апостол Павел дает многознаменательное наименование: «домашняя церковь». И это так, ведь школа принимает детей под свой кров в самое благоприятное время для их духовного развития, когда, с одной стороны, сердце их сохраняет еще всю впечатлительность детского возраста, с другой — начинают в них пробуждаться умственные способности. В обращении наставников с детьми должен господствовать дух кротости. Надо учить детей не только грамоте, но и благонравию; и действуют на них не гневом и жестокостью, а ласковостью и страхом, растворенными любовию; надо приспособляться в своих уроках к силам и понятиям каждого. Наставник приучает детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Ещё великое счастие для совета, когда председателем его состоит не штатный смотритель, а кто-нибудь из другого ведомства. А штатные смотрители, когда-то склонявшие и спрягавшие по-латыни, но в самом деле уступающие в образовании каждому порядочному семинаристу, высматривают в провинции чуть не министрами, распоряжаются народным делом, хоть бестолково, да совершенно свободно, и какого-нибудь члена от духовенства они и знать не хотят. В некоторых епархиях, например Каменец-подольской, церковно-приходские школы строго отделены от школ других ведомств. По распоряжению преосвященного Леонтия, там заведены особые наблюдатели над теми школами из лучших лиц духовенства, отлично знакомых с педагогическим делом. Наблюдатели эти представляют свои отчёты не в разнокалиберный училищный совет, часто едва сам разумеющий педагогику, а прямо преосвященному, который и приказывает печатать отчёты в местных епархиальных ведомостях. Вот и идёт там народное образование отлично! Сам архипастырь зорко следит за школами и отечески печётся о них. Там же, где нет такого живого и усердного участия местного архиерея в школах духовенства, где народное образование в руках училищного совета – там оно идёт плохо. Официальные агенты – благочинные тоже подают отчёты о церковно-приходских школах архиерею; но отчёты их большею частию исполены лжи и лукавства – и повествуют часто о школах, которые или давно уже не существуют, или числятся без учеников (как это недавно и было заявлено в печати). Школы лиц духовных под контролем училищного совета не развивают влияния духовенства на народ, а умаляют его. Приедет, например, осматривать школу священника полу-учёный штатный смотритель. В школе этой учатся только его дети духовные – прихожане, и ревизор без всякой церемонии, при учениках же такие задаёт выговоры и замечания их ”батюшке”, что после его ревизии потребуется много труда и благоразумия, чтобы восстановить прежнее влияние на своих прихожан. Отчёты ревизий членов училищного совета об училищах до того иногда бывают мизерны, бестактны, бессодержательны и разноречивы, что они годны только для ”Искры” или ”Будильника”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Остались служить в земстве лица, чем-нибудь лично заинтересованные, – лица, не заботящиеся провести в земство религиозно-нравственные принципы, но сами готовые ко всем услугам влиятельным лицам в земстве, чтобы что-нибудь себе выхлопотать. Признаёмся, с грустию мы прочитали в ”Современных известиях” о том, как о. Доброхотов (из г. Переславля) выпрашивал себе за труды у земства награды – и, вероятно, очень доволен был (возражения от него мы не видим), что земство положило ему за хлопоты 100 р. и обещалось представить его к камилавке. От службы в земстве с такими узкими задачами, конечно, и речи быть не может о пользе её для духовенства. Мы помним то блаженное время, когда редакция ”Православного обозрения” с искренним восторгом приветствовала это новое вступление духовенства в жизнь общественную; какие серьёзные задачи задавала она ему для деятельности! Какие благотворные цели она желала достигнуть чрез него! Желали бы мы знать, насколько оправдались её сладостные надежды? В конце концов, вот что духовенство приобрело от земских учреждений: прежде лицо духовное, жившее на своей земле и в своём доме, не знало платежа за своё скромное пользование; теперь оно платит денежный налог в земство. О новом городском положении, как основанном на одних началах с земством, говорить излишне. Что сказать об участии духовенства в деле народного образования, которого покровитель есть в уездном училищном совете, в лице члена от духовенства из священников? Училищный уездный совет заправляет всем народным образованием в уезде, и сколько ни устраивается разных семинарий и институтов для приготовления народных учителей – всё-таки в большинстве занимаются обучением крестьян или воспитанники семинарий или священники. Ожидалось бы, что влияние духовенства в этом случае будет самое сильное, и голос его будет решительный. К сожалению, в составе училищного совета член от духовенства, кто бы он ни был, составляет едва заметную единицу. Членов училищного совета бывает человек 5 или 6, так что члена от духовенства они могут и не приглашать на заседания, а дела, по букве закона, могут решаться безостановочно прочим большинством голосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В ноябре 1916 года Общество открыло две воскресные школы в Уфе - в здании Александро-Невской церковно-приходской школы (160 учащихся) и в Крестовоздвиженском приходе (до 60 учащихся); в школах преподавались Закон Божий, грамота, письмо, арифметика и церковное пение. Общество оказало помощь церковно-приходским школам Мензелинского уезда, по отношению к которым уездное земство заняло враждебную позицию и оставило их без финансирования в 1915-1916. Принимая во внимание, что " церковно-приходские школы в значительной степени обслуживают местное крещеное инородческое население, для которого, как еще не вполне окрепшего в православной вере, более полезны церковно-приходские, чем светские и земские, и что с закрытием этих школ может потерпеть громадный ущерб дело русской культуры среди здешних инородцев, Совет Восточно-русского общества встал на защиту названных школ " . При содействии графа П.Н.Игнатьева ходатайство Общества перед Министерством народного просвещения было удовлетворено и на мензелинские школы получено пособие в сумме около 4000 рублей. Немаловажное значение в первый год своего существования Общество уделило устройству в губернии народных библиотек, которые имели как образовательное, так и воспитательное значение. Так, по инициативе члена Общества о. Кассиана Орла для переселенцев, живущих в имении Крестьянского поземельного банка и на Хрипуновских хуторах, в 1916 была открыта народная библиотека, на которую из средств Восточно-русского Общества было отпущено 125 рублей. Кроме того, Советом Общества было предположено открыть шесть библиотек об открытии шести библиотек в населенных пунктах со смешанным населением: а) в с.Багряш Мензелинского уезда, с крещено-татарским населением при местной церковно-приходской школе; б) в с. Бурды того же уезда, с крещено-татарским населением при двухклассном училище Министерства народного просвещения; в) в с. Ахманово, Белебеевского уезда, при двухклассном сельском училище; г) в с. Бижбуляк, того же уезда, с крещено-чувашским населением при одноклассном училище; д) в с. Слагбаш, того же уезда, при двухклассной церковно-приходской школе и е) в д. Метевбаш, Белебеевского уезда, при одноклассном училище. Общество ходатайствовало перед Министерством народного просвещения о выделении средств для приобретения книг и содержания библиотек. Совет Общества откликнулся и на просьбу председателя Уфимского уездного отделения Епархиального училищного совета протоиерея Анатолия Михайлова в сентябре 1916 года о материальной поддержке в деле организации постоянного склада церковной духовно-просветительной литературы - на эти цели была ассигнована 1000 рублей.

http://ruskline.ru/analitika/2005/07/22/...

Воспитанники решили привести в силу свое давнее намерение, объявив преподавателю гомилетики бойкот. Один из них потом уверял, что это было общее единодушное решение: «Все семинаристы сознали, что о. Илиодор с своим тенденциозным преподаванием выслушан ими быть не может. Они это сознали и все вместе решили бороться» . Однако, по сведениям А. И. Кругликова, некоторые ученики примкнули к бойкоту «только под принуждением, из страха» . На следующий день после побоища дежурные трех старших классов заявили о. ректору, что не будут заниматься у о. Илиодора. Его уроки прекратились за отсутствием учеников. Затем (4.III) депутация старшеклассников явилась к архиерею, поставив ему ультиматум: или удаление неугодного преподавателя, или закрытие семинарии. Были названы две причины - личные оскорбления о. Илиодором учеников и его политическая деятельность. Преосвященный оказался на стороне педагога и ответил посетителям отказом, пригрозив закрытием трех старших классов. Ученики ответили, что в таком случае и младшие классы откажутся учиться. Наконец, воспитанники послали телеграмму в Училищный совет при Св. Синоде, прося удалить о. Илиодора и прислать ревизора для расследования. Ответа не последовало. В свою очередь, политические друзья о. Илиодора - совет ярославского отдела «Союза русского народа» - телеграфировали в Синод о поведении семинаристов. Правление семинарии передало дело на усмотрение высшей власти. В свою очередь, архиеп. Иаков отправил рапорт в Св. Синод (12.III) и затем устроил нечто вроде плебисцита среди духовенства Ярославской епархии, прося обсудить положение семинарии на предстоящих 27-28.III благочиннических собраниях. «Главный недуг ее в переполнении юношами, совершенно несочувствующими задачам семинарского образования и тяготящимися тем, чему семинария должна учить и действительно учит. Ради Бога, не посылайте таких юношей в семинарию». Одновременно преосвященный повторил свое старое предложение - удержать дома до экзаменов тех учеников, «которые наиболее нервны, впечатлительны и неспокойны или наиболее испорчены» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/22/...

11 тыс. дел, по к-рым составлялось более 3500 протоколов и ок. 3800 журнальных статей. Часть дел выносилась на рассмотрение присутствия Синода. По делам, не рассматривавшимся Синодом, составлялся журнал, к-рый начинался так: «За небытием сего числа заседания в Святейшем Правительствующем Синоде, членам его докладывано в домах» ( Алексеева. 2006. С. 66), иными словами, и в этом случае решение выносилось не без хотя бы формального ведения членов Синода. Помимо журналов и протоколов, в к-рые вносились постановления Синода, существовали др. виды делопроизводственных материалов, проходивших через К. С. С. Законодательные акты по ведомству правосл. исповедания имели вид именных указов императора и Высочайших повелений, из Синода исходили определения, облеченные также в форму актов верховной власти: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказал...» Синод через свою канцелярию рассылал епархиальным архиереям, духовным консисториям и др. подчиненным учреждениям (в синодальные конторы в Москве и Тифлисе, в учебный комитет, хозяйственное управление, контроль при Синоде, духовно-училищный совет, типографскую контору, в ставропигиальные мон-ри, духовные академии и т. д.) циркулярные или адресные указы, инструкции, приказы и выписки. С министерствами и др. высшими гос. учреждениями, кроме Сената, Синод сообщался через обер-прокурора. К императору Синод обращался посредством всеподданнейших докладов, докладных записок и представлений обер-прокурора. Обер-прокурор направлял в присутствие Синода предложения, из подчиненных учреждений в Синод через его канцелярию поступали представления, рапорты, донесения, отчеты, докладные записки и отзывы. Тексты документов, адресованных Синоду, начинались с общего титула: «Ваше Святейшество Святейший Синод». Деятельность К. С. С. прекратилась с упразднением Синода в янв. 1918 г., последовавшим после введения Патриаршества и избрания свт. Тихона Патриархом Московским и всея России, учреждения и формирования новых органов высшей церковной власти - Свящ.

http://pravenc.ru/text/1470301.html

1. Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией. 2. Воля Божия определенно изъясняется для нас законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания. Прежде всего, нужно искать ответ в этих источниках знаний, а также обдумывать, что согласно, а что несогласнос их духом (если нет прямого указания, которое могло бы быть применено в том или ином конкретном случае). 3. Следует за все благодарить Бога, в этом выражается Его воля. 4. Кроме заповедей Божьих и церковных постановлений воля Божья может быть открыта через законно избранных, истинно по-христиански живущих «толкователей воли Божией в наших недоразумениях», духовных и мирских судей нашей совести: духовников, пастырей,  родителей, училищных наставников, воспитателей и всех законно поставленных, истинных правителей человеческих обществ. Все, что они советуют, кроме греха, мы должны принимать как переданное через них Самим Богом и должны исполнить . Хорошо также советоваться вообще с разумными благочестивыми людьми. 5. Если нет возможности попросить совет, то следует самому усердно рассудить о своем сомнении относительно уразумения Божественной воли, усердно помолиться Богу о вразумлении. При принятии решения нужно смотреть, чтобы делать выбор не по самолюбию, не поддаваясь влечениям страстей, но руководствуясь разумом и совестью. В некоторых случаях следует выждать какое-то время, чтобы стало более понятным, как лучше поступить. 6. Для познания Божественной воли уместно молитвенно обращаться к Богу со словами: «Господи, что повелишь мне делать?»Эту молитву полезно повторять часто. 7. Никто из людей не может вернее узнать волю Божию относительно предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно желает во всем поступать согласно воле Божией. Если человек действительно желает поступить так, как угодно Богу, Бог не оставит его без вразумления. Цитаты о воле

http://azbyka.ru/volya

7) выбор уполномоченных на протоиерейский синод; 8) наблюдение за тем, чтобы комитет и епитропия исполняли свои обязанности по уставам епархии; 9) препровождение своих решений в консисторию, а иногда и в епархиальный училищный совет, через протоиерейскую кафедру, на предварительное утверждение до приведения их в исполнение; 10) отсылка годичного отчета и описи движимому и недвижимому имуществу церкви, школы и благотворительным вкладам в епархиальную консисторию, при посредстве протоиерейской кафедры, для ревизии их; 11) представление протоколов приходского синода в протоиерейский синод. § 377. О председателе приходского синода, его обязанностях и правах Председателем приходского синода может быть – или приходской священник, или другой, пользующийся уважением, заслуженный член местного прихода, избираемый приходским синодом. Председатель под ответственность наблюдает за надлежащим и правильным порядком на приходском синоде, чтобы предметы, не назначенные заседанием на известный день, не были подвергаемы обсуждению. Само собою понятно, что членам синода дозволяется делать предложения, которые председателем должны быть предложены на обсуждение в назначенный день, когда эти предложения будет поддерживать треть членов синода. Председателю принадлежит и право закрыть приходской синод по поводу происшедшего беспорядка, о чем в таком случае, должно быть доведено до сведения епархиальной консистории для дальнейшего распоряжения о сём обстоятельстве. Председатель имеет и обязанности, а именно: обязанность созывать приходской синод для поверки приходских отчетов, по крайней мере, однажды, притом в конце года, и даже чаще, если того требуют интересы прихода; председатель обязывается, в случае выбора приходского священника, приглашать на синод местного протоиерея и, в таком случае, уступить ему председательство. Последний совещается перед выбором с приходским комитетом о кандидатах, которыми считаются безместные клирики, несколько лет занимавшие учительскую должность и получившие свидетельство от консистории о хороших успехах, оказанных при испытании. § 378. О предметах, не подлежащих обсуждению приходским синодом

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Во-первых, до 1917 г. во Владивостоке  не был построен архиерейский дом, городской резиденцией владыки оставалась неудобная арендованная квартира. В связи с бесперспективностью решения актуального вопроса через  Синод, где длительное время не утверждался проект здания, епископ Евсевий благословил строительство архиерейской дачи за городом в местечке под названием Седанка. В 1901 г. каменный дом с пристроенной к нему церковью были завершены . Примечательно, что при стоимости строительства примерно в 60 000 руб. смета была покрыта не за счет казенных средств, а частными пожертвованиями, изысканными лично владыкой . Он бывал во Владивостоке по важным случаям, для посещения храмов и консистории, для служения в кафедральном соборе по большим праздникам. В загородном же доме проводил большую часть времени, если не выезжал по епархии. По свидетельству современников, сюда к архиерею за советом и благословением приезжали многие приморцы, от простолюдина до знатного чиновника, находя  радушный прием и, если нужно, временное пристанище . Например, в 1910 г. здесь проживало до 50 человек, многие из них на полном содержании архиерея. Второе. Архиерей, по-мнению автора, столкнулсяывалкой ваниямиелижде всегоомоя полномояиямительством храмов указали, что благочинные не были готовы к их решению из-за чего в , с прохладным отношением органов местной власти к вопросам Православной Церкви. Об этом приходится размышлять в связи с тем, что Владивостокской Духовной консистории не предоставили нормального здания для работы. Долгое время она располагалась в арендованных помещениях на краю города, вдали от общественных мест, в крайней тесноте . Консистория открылась в марте 1899 г. в составе трех штатных членов, секретаря, трех столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса и секретаря при архиерее .  Правящий архиерей, как мог, обращаясь за поддержкой к епархиальному духовенству, постоянно заботился о достаточном обеспечении работников. Только в 1913 г., т. е. спустя четырнадцать лет после создания епархии, управленческий орган переехал в собственное вновь построенное здание .  С этого времени канцелярия епархии смогла работать в хороших условиях, хранить архив и предоставить квартиры для  чиновников. В консистории также разместились другие епархиальные органы, как-то: Училищный совет, епархиальное Попечительство о бедных духовного звания и Владивостокский Миссионерский комитет.

http://bogoslov.ru/article/1254033

Извините нескладность письма; и я тороплюсь и у меня есть должности и у меня есть сердце, как говорит Иов! Прощайте, достопочтеннейший благоприятель и споспешник, любите по-прежнему неизменно вашего и пр. V. 1828, октября 16 Одно за другим ваши почтенные письма вместе с посланием его превосходительства 17 доставили мне сугубое удовольствие, наложив обязанность благодарить вас за участие в водевиле, коего сочинитель препровождает при сем полномочие г-ну цензору с покорнейшею просьбою о разрешении. Я теперь занят IV трудов общества, продолжением Кормчей и приготовлением к заседанию, кроме исправление своей должности по кафедре, училищному комитету и пр. Киевский митрополит утешил меня от 30 сентября известием о себе, на которое я немедленно отвечал моею признательностию. От гг. сочленов Лобойки и Гулака доставлены мне письма приятные: они оба здоровы и заняты, и не забывают ни общества, ни секретаря, оканчивающего свою службу но не ослабевающего в усердии своем к обществу. Гг. Строев и Погодин сбираются в С. П. 18 . Первый уже напечатал половину каталога старопечатных книг славяно-русских г. Толстого съемкою. Смелым Бог владеет. Ныне озадачивают бранью других – и тем славятся. Требованный г-м Бароном 3 лист мною послан вместе с корректурами. Жалко, что оригинал присылается лоскутками; трудно их заочно подбирать. Можно все нам известное почитать для других легким. Кормчая дополняется тогда, когда думаю видеть ее конец. Вы спешите в свой комитет, пишучи ко мне, а я теперь спешу – на лекцию, в типографию, в совет и к имениннику брату двоюродному – все в один день и в разных концах Москвы, около коей считается 38 верст. От всей души желаю Вам здоровья, успеха в делах и более досуга. VI. 1828, октября 30 О заседании Исторического Общества в память Нестора я уже писал к почетному члену оного г. Розенкампфу; мы выбрали В. Н. Каразина действительным членом по его желанию и моему представлению. Он недавно приехал из Украины в Москву. Огромное дополнение к Кормчей при письме Его Превосходительства получил 29 окт.; теперь набору будет листов на десять.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010