В МГТУ впервые за 98 лет отметят престольный праздник домового храма Москва, 3 августа 2016 г.      В четверг 4 августа 2016 года, впервые за 98 лет, при столичном Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана (МГТУ) пройдет торжественное празднование престольного праздника храма святой Марии Магдалины, существовавшего в университете до 1920-ых годов, сообщает сайт foma.ru . Первой частью праздника станет торжественный молебен в столичном Елоховском соборе, который начнется в 14.00, сообщает пресс-служба прихода святой Марии Магдалины. В молебне примут участие некоторые священнослужители-выпускники МГТУ (МВТУ), общее число которых по Москве и области доходит до 40 человек. По окончании молебна состоится праздничный крестный ход вокруг всего комплекса зданий МГТУ за восстановление исторического храма. На протяжении всего крестного хода (около 4 км) будет читаться акафист святой равноапостольной Марии Магдалине. На участие в торжествах в честь престольного храма МГТУ и его прихода приглашаются все желающие. Внешний вид домового храма    Храм святой Марии Магдалины был устроен при ремесленном училище, предшественнике МГТУ (МВТУ), стараниями императрицы Марии Федоровны, второй супруги императора Павла I. Священниками в училищном храме становились, как правило, выпускники Московской духовной академии. В середине XIX века настоятелем храма был отец знаменитого церковного композитора Александра Кастальского Димитрий Кастальский. Последним настоятелем храма перед его закрытием стал священник Сергий Виноградов. Богослужения в домовом храме были запрещены после 1918 года, исключение сделали лишь в марте 1921 года, когда отпевали «отца русской авиации» Николая Жуковского. На сегодня внутреннее помещение храма сохранилось, но в нем располагается Ученый совет ВУЗа. Тем не менее, уже почти год при МГТУ существует православная община святой Марии Магдалины, объединяющая преподавателей и студентов, аспирантов и выпускников, деканов и рядовых сотрудников. 3 августа 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95854.html

Молясь о помощи Божией себе в деле проповеди , миссионер сам должен проникнуться искренним желанием не победить своего со-вопросника на беседе, а помочь ему найти истинный путь спасения. Расположение миссионера к слушателям невольно рождает и задушевный тон беседы, располагающий их к слову его. При разъяснении слушателям или со-вопросникам того или другого предмета разномыслия раскольников с православною Церковью, миссионеру следуют читать на беседе трогательные места из слова Божия, или святоотеческих писаний, или из житий святых, с одной стороны умиляющие слушателей обещанием вечного блаженства, а с другой – угрожающие страшным судом Божиим и вечными мучениями отступникам православия и всем нарушителям учения св. Церкви. К сему присоединять чтение или рассказы из обыденной жизни о случаях кары Божией на раскольников и благословения Божия обратившимся из раскола. 8. О назначении окружных миссионеров и их помощников непременными членами отделений Олонецкого Епархиального Училищного Совета и Александро-Свирского Братства Главный Совет Александро-Свирского Братства принял под свое покровительство дело миссии в епархии. Согласно постановлению 1-го съезда о.о. миссионеров Олонецкой Епархии, в школах всех ведомств преподаются сведения по расколу по утвержденной Св. Синодом программе; окружные миссионеры и их помощники посещают с миссионерскими целями начальные школы всех ведомств (§ 18 Инструкц. окруж. мисс. и их помощ.) и ходатайствуют об открытии школ пред Епархиальным Училищным Советом и его отделениями. Как знакомые с нуждами и жизнью приходов округа, окружные миссионеры и их помощники могут приносить пользу своими сведениями и в отделениях Епархиального Училищного Совета и Александро-Свирского Братства. Поэтому съезд о.о. миссионеров считает своим долгом доложить Его Преосвященству, не благоугодно ли Ему будет, по примеру других епархий, назначить миссионеров и их помощников непременными членами отделений Епархиального Училищного Совета и Александро-Свирского Братства в тех уездах, на которые простирается их миссионерская деятельность. 9. О взносах с о.о. миссионеров на епархиальные нужды

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

8 июня 1891 г. епископом Острогожским определен Алеутский и Аляскинский еп. Владимир (Соколовский-Автономов ; впосл. архиепископ). 16 сент. 1896 г. он возглавил епархиальный училищный совет, содействовал открытию церковноприходских школ. Архиерей заботился о благосостоянии Акатова мон-ря, в 1896 г. учредил при нем второклассную регентскую школу, к-рая готовила учителей для церковных школ и регентов для церковных хоров, а также организовал в обители хор, к-рый славился далеко за пределами Воронежа. 22 дек. 1896 г. еп. Владимир назначен на Оренбургскую кафедру. 24 мая 1897 г. викарий Литовской епархии епископ Брестский Иосиф (Соколов) определен епископом Острогожским. В Воронеж он прибыл 10 июля того же года. Архиерей состоял председателем епархиального училищного совета (с 17 июля 1897), председателем совета братства святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, председателем епархиального комитета ПМО, товарищем председателя местного отдела Имп. Палестинского православного общества (с 17 дек. 1898). 27 сент. 1897 г. освятил ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в здании исправительного арестантского отд-ния в Воронеже. Еп. Иосиф активно содействовал благоустройству Акатова мон-ря, на его средства под колокольней была построена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в ней впервые в Воронеже был устроен басменный (см. ст. Басма ) иконостас), но освятить церковь архиерей не успел. 31 янв. 1900 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; на его место определен находившийся на покое Екатеринбургский еп. Владимир (Шимкович ; впосл. митрополит). 25 февр. еп. Иосиф покинул Воронеж. Еп. Владимир прибыл в город в марте 1900 г. Помогая Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину ; с 6 мая 1902 архиепископ), он инспектировал сельские приходы и духовные учебные заведения, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и местного отд-ния ПМО. Как председатель епархиального училищного совета, много внимания уделял совершенствованию образования в церковноприходских школах. По настоянию еп. Владимира в Акатовом монастыре отремонтирована 2-этажная Алексиевско-Воскресенская (ныне Алексиевско-Владимирская) ц., организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; в 1911 г. он совместно с архиеп. Анастасием освятил после ремонта крестовую ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В мае 1913 г. Острогожский епископ возглавил чин погребения архиеп. Анастасия. Достигший почтенного возраста еп. Владимир высказывал желание до конца жизни оставаться в Воронеже.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Начиная с 1873 г., протоиерей Владимир Марков был законоучителем в 5-й, а с 1879 г. в 1-й московских женских гимназиях. Кроме того, как отмечено в «Послужном списке», «бесплатно» преподавал Закон Божий в Мариинско-Ермоловском женском училище (1871–1878). Был членом совета Филаретовского епархиального женского училища 9 (с 1889 года), членом московского епархиального училищного совета. В 5-й женской гимназии ведомства императрицы Марии Федоровны о. Владимир преподавал с момента ее основания. «Как высоко положение просвещенной нравственно-воспитанной женщины! Какое благодетельное влияние она может иметь на семейную и общественную жизнь!» 10 – восклицал он в своей речи при открытии гимназии 28 сентября 1873 г. В целом проблемы педагогики немало занимали о. В. Маркова – свидетельством тому две статьи, опубликованных в «Душеполезном чтении»: «Историческое значение церковно-приходской школы для православной России» 11 и «Церковная школа по мысли святителя Филарета, митр. Московского» 12 . Работы были изданы также и отдельными изданиями. Первая работа представляет речь, произнесенную 14 февраля 1899 г. на годичном общем собрании членов Московского епархиального училищного Кирилло-Мефодиевского братства. Отец Владимир подчеркивает роль нравственной составляющей педагогического процесса. «Образование – есть сила, но благодетельная только, если действует в должном направлении; этот меч обоюдоостр». Отец Владимир рассматривает проблемы образования в историческом ракурсе, сопоставляя российский и западный опыт. Он предупреждает: «Но в настоящее время уже не с азиатского Востока, а с Западной Европы устремляются на нас страшные полчища в виде чудовищных учений и разрушительных идей социализма, анархии и атеизма». С 1897 г. о. Владимир Марков входил в Совет Кирилло-Мефодиевского Братства, 13 где был председателем комиссии, «учрежденной для устройства в Московской епархии дела народных чтений и внебогослужебных собеседований пастырей с народом». Кроме того, он являлся распорядителем духовно-нравственных исследований в Смоленской читальне от Комиссии публичных чтений Московской духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Епархиальный пресвитерский совет составляет административный и судебный орган при епископе по делам: а) строго церковным, б) судебным, в) училищным и г) хозяйственно-благотворительным. Три члена совета – пресвитеры – назначаются епископом, а три остальных избираются на определённый срок (на 5 лет) епархиальным собором и утверждаются в должностях епископом, который, на законном основании, может и не утверждать избранного. Судебную часть ведает особый состав лиц (судьи). Ввиду практической неосуществимости, председательствование епископа во всех заседаниях пресвитерского совета необязательно, тем более что дела некоторых отделов, как благотворительные, не касаются прерогатив епископской власти; епископу принадлежит руководство и утверждение решения совета. При пресвитерском совете учреждается канцелярия с правителем дел и делопроизводителями в отделах совета. Ввиду того, что некоторые дела, ныне ведаемые консисторией, отойдут к окружным пресвитерским и приходским советам, количество дел собственно канцелярского характера значительно сократится. Б Епархия делится на несколько пресвитерских округов, наподобие существующих ныне благочиннических, но обнимающих значительно больший район (15–20 церквей). Во главе округа стоит старший пресвитер (протопресвитер или протоиерей). Дела округа ведают: окружной церковный собор и окружной пресвитерский совет. 1) Члены окружного собора избираются из клира и мирян церковных приходов округа (порядки выборов см. выше). Председатель собора – старший пресвитер. К делам собора относятся: церковно-хозяйственные, училищные, имущественные и благотворительные по округу; избрание старшего пресвитера, членов епархиального собора, членов окружного совета, судей, следователя по судебным делам, депутата при следствии и других лиц; раскладка взносов на обще-епархиальные нужды и прочее. Окружные соборы должны происходить не менее двух раз в год. 2) Окружной пресвитерский совет представляет собой первую низшую инстанцию для решения церковных дел в пределах округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ) В 1839 г. униатская семинария в жировицком Успенском мон-ре была преобразована в православную, в авг. 1845 г. переведена в виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, настоятель к-рого являлся ректором семинарии. В 1839-1915 гг. в ней ежегодно училось 170-195 чел. Поначалу преподавание велось на польск. языке; после появления в ДС рус. преподавателей рус. язык стал доминировать в учебном процессе, хотя нек-рые богословские дисциплины в течение долгого времени преподавались на латыни в целях подготовки семинаристов к диспутам с католич. священнослужителями. В 40-х гг. XIX в. при ДС работал этнографический комитет, под наблюдением к-рого составлялись описания обычаев жителей Западного края, публиковавшиеся Российским географическим об-вом. Библиотека ДС в 1885 г. насчитывала 12500 томов, среди них были редкие издания XV-XVII вв. 8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ. После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях. Миссионерская, просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

Заведующий вошел к владыке-экзарху с представлением о необходимости учредить при школах особое церковно-школьное попечительство из родителей учащихся и лиц, сочувствующих делу просвещения, и затем устроить школьную церковь , хотя бы и во временном помещении. Владыка-экзарх выразил свое согласие на это представление и утвердил попечительство, возложив руководство в деле его организации на заведывающего школами. Это было 24-го мая. Немедленно было назначено первое собрание, и в членах не оказалось недостатка, тем более, что взнос был назначен самый незначительный, начиная с 5 копеек в месяц. Заказаны были иконостас, иконы, приняты меры к тому, чтобы две комнаты в верхнем этаже арендуемого дома приспособить для устройства домовой церкви. Так как вследствие этого в нанятом помещении оказалось слишком мало комнат для классов, пришлось арендовать и нижний этаж здания, заплатив за все 1 200 руб. в год. Теперь образовалось очень хорошее помещение для четырех классов и довольно вместительная церковь , отдельный небольшой двор, два открытых балкона для детей на случай ненастной погоды. В начале июня месяца, по распоряжению грузинского епархиального училищного совета, были произведены экзамены в школах, в присутствии некоторых из членов совета. Главноначальствующий И. В. Мицкевич и генерал-лейтенант Т. М. Беляев обратили внимание на школы, живо интересовались ходом дела и принимали самое деятельное участие в испытаниях детей. Действительно, отрадно было видеть триста детей, недавно еще заброшенных, а теперь получивших приют в школах; еще отраднее было видеть быстрые успехи школьников, которые смело читали, говорили наизусть большие стихотворения, производили счет и письмо, обнаруживали хорошие познания по Закону Божию. Благодаря ходатайству о. ректора семинарии и И. В. Мицкевича, на школы обратил внимание и совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе и отпустил достаточную сумму денег для платы учащим за летние занятия с детьми. Материальную помощь этому делу оказал и училищный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Так вот в чём заключается первый агитаторский приём сектантов в деле совращения православных детей. Они в присутствии наших подростков хулят православную Церковь , высмеивают и вышучивают все её обряды и спасительные установления. Конечно, это весьма сильно и притом крайне вредно отражается на православных детях. Последние уже не могут проникнуться тем уважением и тем благоговением к нашей вере и к нашей святыне, в каком в своё время были воспитаны мы. Не могут также получить твёрдых религиозных понятий, потому что всё наше старательно расшатывается сектантами и при случае даже с корнем вырывается. Наконец, они не могут выработать никаких определённых религиозных воззрений, потому что наряду с православными понятиями приобретают и сектантские, питаются не только правдой, истиной, но и ложью, заблуждениями, видят пред собою не одну пшеницу, но и плевелы. Получается какая-то смесь, в которой не разобраться детскому уму, и которая страшно мешает выработке той искренности, преданности, любви и твёрдости в православной вере, какая привита была нашим делам и прадедам. Это прекрасно сознают сектанты, и потому они всеми силами и мерами стараются противодействовать воспитанию наших детей в православной вере. И, к сожалению, успевают в этом. Второй приём заключается в том, что сектанты тайно, на дому, без надлежащего разрешения, устраивают у себя школу, и в ней обучают православных подростков всем истинам своей собственной веры. Интересные по данному вопросу иллюстрации заключаются в „Материалах” Еп. Алексия. Вот, например, одна из них. „Церковно-приходское Попечительство села Счастливки, Ананьевского уезда, – доносил Епархиальный Училищный Совет Херсонскому Губернатору, – вошло в Херсонский Совет с докладной запиской, коею доносит, что в д. Кузнецовке, Счастливского прихода, крестьянином этой деревни, штундистом Матвеем Тягаем, открыта в его доме школа грамоты для малолетних мальчиков, в которой сам Тягай состоит учителем, которая имеет целью систематическое обучение малолетних детей штундистскому вероучению” 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

13) в Шунгском приходе, в дер. Фоминой, 14) в Кажемском приходе, в дер. Пабережье, 15) в Ругозерском приходе, в дер. Ондозере, и 16) школу грамоты в дер. Кузнаволоке. Поэтому просить Епархиальный Училищный Совет об открытии необходимых для борьбы с расколом школ в вышеуказанных пунктах. 6. Какие меры принять против раскольнических сводных браков? В некоторых местностях нашей епархии лица православные вступают с раскольниками от рождения в сводные браки по раскольническому обряду. Конечно, такие православные не только сами, нерадя о вечном спасении, делаются раскольниками, но и все их незаконно прижитые дети не освящаются таинствами Христовой Церкви и делаются раскольниками. Съезд о.о. миссионеров, в заботе об ограждении православных чад Церкви от зловредных влияний раскольнических сводных браков, находит необходимым, в тех местах, где эти браки существуют или могут завестись, принять следующие меры: а) в поучениях и на внебогослужебных собеседованиях уяснять своим прихожанам святость таинства брака, совершаемого в православной Церкви и греховность брака бессвященнословного, не освященного церковным таинством: б) обратить внимание детей на ту же истину при преподавании Закона Божия в школах; в) раздавать прихожанам брошюры и листки, направленные против сводных браков; г) убеждать виновных в незаконном сожитии по раскольническому сводному браку, чтобы они освятили его церковным таинством брака или совсем прекратили свое незаконное сожитие и д) стараться склонять к этому чрез их родных и знакомых православных. е) При безуспешности же всех вышеуказанных мер, о каждом сводном раскольническом браке православных с раскольниками необходимо доносить Епархиальному Начальству. 7. Как действовать на сердце слушателей бесед? Всякому проповеднику слова Божия должно всегда помнить, что без помощи благодати Божией все его труды будут бесполезны. Спаситель говорит: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин. 6:44 ). Поэтому проповедник должен молиться, чтобы Дух Святый научил его, яже подобает рещи для душевного спасения слушателей ( Лк. 12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

15 июля 1888 г., в день празднования 900-летия крещения Руси, возглавил небывалый по продолжительности крестный ход - из собора за городскую черту, к часовне св. кн. Владимира в лагере Петрозаводского резервного батальона. В годы служения П. в Олонецкой епархии духовенство активно привлекалось к руководству народным образованием. 27 нояб. 1884 г., через 5 месяцев после издания Правил о церковноприходских школах, епископ учредил Олонецкий епархиальный училищный совет под председательством ректора Олонецкой ДС прот. Петра Щеглова. За первые 10 лет существования церковных школ по новым правилам число школ возросло с 33 до 111, открылись 50 школ грамоты. По благословению П. создано Александро-Свирское епархиальное братство, устав к-рого был утвержден им 29 дек. 1891 г. Открытие состоялось 9 февр. 1892 г. в зале семинарии после литургии, совершённой епископом в семинарской церкви. 30 авг. 1892 г. председательствовал на 1-м годичном акте братства. На нем было постановлено предоставить Совету братства права епархиального училищного совета. Неустанно заботился о Каргопольском ДУ. По прибытии в епархию добился в Синоде выделения 3000 р. на завершение строительства нового корпуса уч-ща, но деревянное здание в 1889 г. было уничтожено пожаром. Через 8 месяцев сгорел и старый училищный дом. По распоряжению П. состоялся съезд духовенства 3 уездов, к-рые обслуживало уч-ще. Депутаты высказались за сохранение уч-ща и за строительство для него 2 каменных зданий. Постановление съезда епископ утвердил и предложил организовать строительный комитет. Работы по строительству учебного корпуса были осуществлены в 1894-1897 гг. 21 июня 1886 г. по ходатайству Петрозаводского об-ва любителей музыкального и драматического искусства П. совершил заупокойную литургию и панихиду по драматургу А. Н. Островскому († 2 июня 1886) и призвал молящихся принять «теплое участие в загробной судьбе нечаянно взятого от нас заслуженного труженика». После совершения архиерейской заупокойной литургии и панихиды глубоко прочувствованного слова удостоился «знаменитый русский патриот» М. Н. Катков († 20 июля 1887) (Заупокойная литургия и панихида//Там же. 1887. 59. С. 502). В 1885 г. П. распорядился отметить во всех городах епархии 25-летний юбилей митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского) в звании первенствующего члена Синода. В своей речи перед молебном поделился воспоминаниями о посещении юбиляром в сане епископа Полоцкого в авг. 1839 г. Жировицкого монастыря. В связи с кончиной директора народных училищ Олонецкой губ. Ф. И. Соколова († 8 марта 1887), создателя широкой сети земских школ, П. благословил законоучителей всех городских и сельских училищ отслужить в учебных заведениях панихиды по новопреставленному.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010