Обер-прокурор Синода наблюдал за исполнением государственных законов по духовному ведомству, представлял доклады царю и объявлял Синоду высочайшие повеления, присутствовал в Государственном совете и Совете министров. Он же являлся и главным начальником всех гражданских чиновников, служивших в Синоде. В начале XIX в. обер-прокурору Синода фактически были приданы прерогативы министра (по духовному ведомству). Как и всякий министр, он имел своего заместителя (товарища министра) и особую канцелярию, равную департаменту в министерстве. Учрежденная в 1839 г. личная канцелярия обер-прокурора действовала отдельно от Синода и состояла из трех отделений, возглавляемых директорами; в каждом отделении были два чиновника особых поручений, 3 столоначальника, 5 их помощников, экзекутор и пр. – всего 17 штатных единиц в отделении 5 . Прерогативы и власть обер-прокуроров Св. Синода в XIX в. существенно расширились. Из прежнего «ока государева», призванного только контролировать ведение дел со стороны их законной правильности и наблюдать «за порядком и тишиной» на заседаниях Синода, обер-прокурор превратился в полномочного министра. Министерскими правами обер-прокурор Синода был наделен уже при Александре I. Власть обер-прокуроров возросла при Николае I, а впоследствии находившийся на этом посту четверть века (1880–1905) К.П. Победоносцев вмешивался даже в общегосударственные дела и фактически был влиятельнее любого министра. При Александре I были отменены личные доклады царю первоприсутствующего члена Синода. Эта прерогатива оставалась лишь за обер-прокурором, который представлял доклады по своему ведомству в Комитете министров и в Государственном совете. При Синоде действовал ряд комитетов и комиссий, ведавших системой духовного образования (Училищная комиссия или Училищный совет), монастырями, церковным имуществом, православными миссиями внутри России и за рубежом, а также существовали отделы, решавшие кадровые и бракоразводные вопросы. При Синоде находилось ведомство духовной цензуры, которое контролировало не только духовную, но и светскую литературу, если в последней затрагивались вопросы веры и Церкви. В 1839 г. при Синоде были учреждены специальные. Хозяйственное и Духовно-учебное управления, непосредственно подчиненные обер-прокурору. 2. Епархиальное управление. Консистория. Викариатства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он далее выразил мнение, «что православное духовенство ближе подходит под условия, соответствующие его назначению, в качестве руководителя начальных училищ, чем учителя и учительницы народных школ, среди которых нередко возникали самые вредные и опасные для общества элементы». В заключение министр финансов находил «совершенно справедливым и целесообразным, чтобы духовенству была оказываема, в пределах возможности, потребная со стороны Государственного Казначейства денежная поддержка». Результатом всех этих обсуждений было постановление Комитета Министров от 26 января 1882 года, по которому дело передавалось на дальнейшее рассмотрение обер-прокурору Св. Синода для согласования вопроса с другими ведомствами. По предложению К. П. Победоносцева , определением Синода от 17–25 сентября 1882 года была учреждена специальная комиссия под председательством члена Синода, архиепископа Холмского и Варшавского Леонтия. В состав комиссии вошли: от духовного ведомства С. И. Миропольский, от Министерства народного просвещения Е. М. Феоктистов и П. А. Анпин, по особому приглашению обер-прокурора: С. А. Рачинский и Т. И. Филиппов при делопроизводителе В. И. Шемякине. На заседания комиссии приглашались также земские деятели по народному образованию: И. Н. Шатилов, Квашнин-Самарин и др. 152 Тот же официальный журнал Святейшего Синода по этому поводу писал: «...Обучение святым и серьезным делом, и не могло не способствовать распространению в народе отрешенной от Церкви грамотности. Священник в школе своего прихода не мог быть руководителем и воспитателем подрастающих поколений, а являлся лишь наемным урокодавателем по Закону Божию, во всем подчиненным почти исключительно светскому начальству. При таких обстоятельствах положение его в местном училище было иногда до того стеснительно и невыносимо, что заставляло его уклониться и от той небольшой доли участия в школьном деле, какая предоставлялась ему положением о народных училищах» 153 . Не удовлетворило требованиям духовенства и «Положение о народных училищах» 1874 года. Согласно этому Положению, председателем преобразованных училищных советов стал предводитель дворянства, избиравшийся дворянским сословием; ни образовательный ценз, ни знакомства с педагогической деятельностью от предводителя дворянства не требовалось. В училищный совет входил представитель от духовного ведомства, однако он был мало заметен среди других членов совета, более сильных по своему общественному положению и влиянию. Кроме того, представителем духовного ведомства обычно назначался законоучитель городского училища или другого учебного заведения, состоявшего в ведении Министерства народного просвещения, т. е. лицо, зависимое от Министерства по служебному положению, не могущее быть вполне самостоятельным из опасения лишиться службы и пенсии. Таким образом, за воспитание детей, в том числе религиозно-нравственное, отвечал предводитель дворянства и школьный инспектор, которые даже не обязательно были православными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Остальные скончавшиеся преосвященные: Гавриил, епископ Имеретинский (скончался 25 января 1896 г.), Николай (сконч. 29 октября 1896 г.) и Тихон (сконч. 5 декабря 1896 г.), епископы Оренбургские, Никон, епископ Туркестанский (сконч. 19 июня 1897 г.), и Макарий, епископ Камчатский (сконч. 7 сентября 1897 г.), оставили по себе память ревностными заботами о благоустроении разных сторон в епархиальном управлении. Из них преосвященный Гавриил приобрел себе известность ревностной миссионерской деятельностью среди диких племен Абхазии и Сванетии и своим проповедническим дарованием; проповеди его выдержали на родном ему грузинском языке 3 издания и были переведены на русский и английский языки. Преосвященные Николай и Макарий обратили на себя внимание миссионерскими трудами: первый – в православной миссии в Китае и последний – среди сибирских инородцев. Из преосвященных, удалившихся от управления епархиального и проживавших на покое, скончались Донат, бывший архиепископ Литовский (сконч. 16 апреля 1896 г.), и Евгений, бывший епископ Могилевский (сконч. 22 апреля 1897 г.). Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания В центральном управлении ведомства православного исповедания произошли следующие перемены: 1) По высочайше утвержденному 26 февраля 1896 г. мнению Государственного Совета образован по особому штату, в виде отдельного учреждения в центральном управлении ведомства, Училищный Совет при Святейшем Синоде, предназначенный, под высшим управлением Святейшего Синода, для ближайшего заведования церковноприходскими школами и школами грамоты. Состав Училищного Совета определен в числе следующих лиц: председателя, его помощника, наблюдателя церковноприходских школ с 2 помощниками, 9 постоянных членов, врача и архитектора. Для делопроизводства в Училищном Совете учреждены при нем канцелярия под заведованием одного из постоянных членов в составе 8 штатных чинов и Статистический отдел под управлением наблюдателя церковноприходских школ в составе 2 чинов. Вместе с тем установлены должности чинов инспекции церковноприходских школ в епархиях и других местных служебных лиц по управлению школами. Расход, вызываемый образованием этих учреждений и должностей, в сумме 82.200 руб., отнесен на счет отпущенных из Государственного Казначейства с начала 1896 г. вообще на содержание церковноприходских школ и школ грамоты 3.279.145 руб. Тем же мнением Государственного Совета утверждено положение об управлении означенными школами, определяющее устройство этого управления, а также права и обязанности должностных лиц по управлению. Таким образом великое дело народного образования на основах церковных, возрожденное в 1884 г. державной волей в Бозе почивающего родителя вашего императорского величества, получило прочное устройство, при котором для него открылась полная возможность усовершаться и развиваться к истинному благу нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Печальная участь ожидала православные храмы и часовни Вилюйского благочиния в советский период. Почти все они были уничтожены в 30-ые годы XX века. В 1920 г. старое здание Вилюйского собора было разобрано на топливо; в новом здании собора в советское время размещалось почтовое отделение. Здание Новоникольского собора (без куполов и колокольни) сохранилось до наших дней и теперь в нем жилой дом. Сохранилось здание Покровской церкви села Мастах Вилюйского района, построенной в 1885 г. В 1929 г. со здания церкви были сняты кресты и купола, впоследствии оно использовалось в качестве сельсовета и колхозного клуба». Грозные революционные раскаты не пощадили и местное духовенство. Многие из них были расстреляны или отбывали сроки в ссылках и лагерях. Те, кто избежали такой печальной участи, вынуждены были оставить сан, но продолжали неустанно трудиться на ниве просвещения. Уездный наблюдатель школ Вилюйского округа священник И.Е. Попов в 1916 г. писал в епархиальный училищный совет: «Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что при таком положении дел в скором времени прикроются в Вилюйском округе все церковноприходские школы… О, Господи, не дай мне дожить до печальных для церковных школ округа дней!». Действительно, 2 октября 1917 года все церковноприходские школы перешли в ведение Министерства народного просвещения. Таким образом, священнику пришлось отказаться от сана и пережить церковноприходские школы на целых 27 лет. Отдавая должное И.Е. Попову, надо сказать, что он для своего времени был человеком образованным, хорошо понимавшим надобность образования… Ему принадлежит честь создания передвижной русско-якутской азбуки. Кроме того, в газете «Сибирская жизнь» печатались его рассказы о положении якутского населения, статьи по вопросам народного образования. Сам он учил детей при Кутанинской церкви Вилюйского благочиния». Первым директором Вилюйского педагогического училища стал выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия, преподаватель церковной истории Якутской духовной семинарии, участник Всероссийского Церковного Собора 1917 года Петр Васильевич Новиков. В училище он преподавал русский, латинский, немецкий и французский языки, экономическую географию, историю литературы, теорию словесности и педагогику. О его духовно-педагогическом наставничестве и таланте педагога часто вспоминали многие выпускники 1920-х – 1930-х гг. «Образованный, прекрасный учитель, исключительно выдержанный, спокойный человек», — писала в 1925 г. выпускница Н.М. Алексеева. В памяти другой выпускницы В.Г. Чиряевой П.В. Новиков остался «самым лучшим, самым корректным, культурным, тактичным педагогом», внушавшим уважение «всем своим видом».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Предметами обсуждения приходского синода не могут быть: догматы веры, таинства, обряды, жалобы на приходского священника, его помощника, диакона, потому что первые три предмета подлежат обсуждению Вселенского Собора, остальные, как предметы судебные, ведаются епархиальной консисторией или епархиальным училищным советом. Равным образом не могут быть выслушиваемы приходским синодом возражения и протесты, сделанные против какого либо решения; но эти возражения и протесты должны быть принесены в течении 14 дней, представлены к протоиерейской кафедре, откуда, смотря по их содержанию, они препровождаются потом или в консисторию, или в училищный совет епархии. В. Комитет приходского синода § 379. Понятие о комитете приходского синода Комитетом приходского синода называется уполномоченное приходским синодом общество, чтобы заниматься частными делами приходской общины, касающимися хозяйства церкви, школы и вкладов. Члены приходского комитета избираются приходским синодом из местных прихожан, применительно к народонаселению прихода: например, в приходе, имеющем до 1000 душ, комитет может состоять из 8 – 10 членов, в приходе – до 3000 душ из 12–15 членов, и т.д. При определении количества членов приходской синод должен наблюдать, чтобы число их не превышало указанной цифры и чтобы члены не находились между собой в запрещенных степенях кровного родства, или духовного и плотского свойства. Учрежденный комитет избирает председателя и секретаря из своей среды; секретарем может быть избрано и лицо, не состоящее членом приходского комитета; но, в таком случае, секретарь пользуется только совещательным, а не решающим голосом. Комитет, смотря по требованию обстоятельств, имеет свои заседания, но, во всяком случае, однажды в год, чтобы составить общий доклад приходскому синоду о движимом и недвижимом имуществе церкви, школах и приходских вкладах, иногда годовой отчет о приходах и расходах, также предварительные соображения о приходе и расходе на следующий год. Комитет созывается председателем; решения комитета имеют силу, если в нем принимали участие две трети членов, исключая председателя, епитропа и секретаря, и если решение принято большинством голосов. При разделении же голосов поровну, дает перевес голос председателя. § 380. Круг действий комитета приходского синода

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Никанор (Каменский), архиеп. Казанский и Свияжский. Фотография. Нач. XX в. Никанор (Каменский), архиеп. Казанский и Свияжский. Фотография. Нач. XX в. Лит. деятельность Н. началась с сер. 70-х гг. XIX в. Он публиковал статьи и корреспонденции в «Церковно-общественном вестнике», «Церковном вестнике» и других периодических изданиях. Его рецензия на книгу С. И. Ширского «О преподавании Закона Божия в начальных народных училищах» (Кострома, 1876) не была опубликована в «Православном обозрении» из-за слишком резкой критики, после внесенных исправлений ее поместили в «Страннике» (1878. 2. С. 268-281). Каменский выступал против заучивания догматических определений катехизиса: «Существенное свойство христианской религии состоит в том, что она есть история спасения людей, а не совокупность готовых догм, какою она является в катехизисе. Христианское религиозное сознание существенно зиждется на историческом основании. Исторический порядок сообщения христианского учения самым живым образом возбуждает, развивает и укрепляет религиозный детский смысл, представляя для этого самую твердую и наглядно-ясную основу» (По поводу книги г. Ширского «О преподавании Закона Божия». Кострома 1876 г.)//Собр. соч. 1909. С. 649). Рецензии на пособия по преподаванию Закона Божия и статьи также отличались резкостью. Ст. «О совместном преподавании Закона Божия в двух отделениях церковно-приходских школ» не пропустил в печать училищный совет, и Каменский опубликовал ее в киевском ж. «Церковно-приходская школа», получил гонорар и неск. сот экземпляров, которые разослал в т. ч. своим рецензентам, давшим отрицательный отзыв. Эту статью похвалил обер-прокурор К. П. Победоносцев во всеподданнейшем отчете. 19 янв. 1889 г. прот. Н. Т. Каменский был пострижен в монашество с именем Никанор в память о бывш. ректоре КазДА Никаноре (Бровковиче) . 19 февр. он был возведен в сан архимандрита, 2 февр. 1891 г. назначен епископом Чебоксарским, 27 февр. наречен, 7 марта хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . В управлении Н. были казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь (его резиденция), казанский во имя Св. Троицы Феодоровский жен. мон-рь и казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Прежде всего он старался привести жизнь братии в строгое соответствие с монастырским уставом. Основал одноклассную школу в Феодоровском мон-ре и второклассную - в Преображенском, уделял ей много внимания. Писал статьи по истории Преображенского и Кизического мон-рей, учредил единовременную премию за кандидатское сочинение по истории Преображенского мон-ря как просветительского центра Волжско-Камского края.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

До введения штатов 1876 года было 7 членов причта. По штату 1876 года полагалось: настоятель, помощник, дьякон и 2 псаломщика. Фактически в начале XX века штат следующий: 2 протоиерея, дьякон, 2 псаломщика и 1 сверхштатный.С 30 сентября 1865 года священником, а затем и настоятелем собора, был протоиерей (с 9 мая 1883 г.) Евгений Александрович Лебедев (9 декабря 1836 - ?), уроженец Бежецкого уезда Тверской губернии. После окончания Тверской духовной семинарии, служил вначале в сельской церкви в Кашинском уезде Тверской губернии. С 13 сентября 1863 года - в Ильинской церкви осада Сольцы Порховского уезда, затем переведен в Троицкий собор г. Порхова. Здесь он преподавал Закон Божий в школе артиллерийской батареи, был законоучителем в уездном училище, в женской прогимназии. Перед заседаниями суда в Порхове священник Евгений Лебедев «увещевал» и приводил к присяге. С 10 ноября 1868 года утвержден благочинным Порховского округа, надзирал за богослужением, благочестием, нравственностью, хозяйством церквей своего округа, приводил в исполнение распоряжения правящего архиерея и духовной консистории, обладал некоторыми правами в наложении дисциплинарных наказаний. Кроме того, Лебедев был членом правления Порховского духовного училища, уездного училищного совета, депутатом духовно-училищного съезда, председателем уездного отделения епархиального училищного совета. Отмечая заслуги протоиерея Евгения в деле расширения сети церковно-приходских школ, ему присвоено звание почетного попечителя церковно-приходских школ уезда, епархиальный училищный совет назначил его также уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты в уезде. Напряженный труд протоиерея получил должное со стороны церковных властей. Он награжден набедренником за активную проповедь Слова Божия, бархатной фиолетовой скуфьёй «за усердное прохождение должности законоучителя», ему вынесена благодарность с внесением в послужной список за исполнение должности благочинного, епархиальным начальством вынесена признательность за добросовестное и точное исполнение поручения по передаче Никандровой пустыни новому игумену Серафиму. В 1872 году «за отлично усердную службу» пожалован бархатной фиолетовой камилавкой. В 1876 году Святейшим Синодом награжден наперсным крестом. За добросовестное отношение к делу образования в качестве законоучителя Порховского уездного училища, а в особенности в качестве члена Порховского училищного совета, священнику Лебедеву в 1877 году выражена искренняя благодарность попечителя С.-Петербургского учебного округа. За заслуги по гражданскому ведомству в 1889 г. он удостоен благословения Святейшего Синода, за заслуги по духовному ведомству определением Святейшего Синода от 3 апреля 1903 года награжден палицею.

http://sobory.ru/article/?object=40280

Устав был представлен на утверждение митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. 9 декабря 1912 года после торжественного молебствия Покровительнице Братства оно было официально открыто. Молебствие служило в церкви Училищного Совета при Св. Синоде митрофорным протоиереем П. И. Соколовым и Г. Преображенским - настоятелем Петропавловской Вырицкой церкви, в сослужении священника П. С. Десницкого при пении певчих хора л. гв. Семеновского полка. После молебна учредители Братства собрались в школьном зале училищного Совета. Было сказано слово о П.С. Десницком. Затем состоялись выборы членов Совета, ревизионной комиссии, после чего перешли к выбору проекта храма. До этого был объявлен конкурс на проект храма. На конкурс было представлено пять проектов. Выбор проектов происходил баллатировкой. Большинство голосов было за проект архитектора В. Р. Апышкова и М. В. Красовского. Все работы и заботы по постройке храма и изысканию средств были возложены общим Братсвом на Совет. Совет Братства приступил к работе почти не имея денежных средств. К этому времени князь Витгенштейн землю, приобртенную Братством под храм за 717 рублей, пожертвовал Братству, деньги же полученные за эту землю зачислил в уплату за другой лесной участок по Мельничному проспекту 13. Строевой лес этого участка был снят и употреблен на постройку храма, а сам участок был продан для употребления денег на храм. У Витгенштейна было закуплено еще 1000 штук бревен. 27 февраля 1914 года обратились к Его Высочеству князу Иоанну Константиновичу с просьбой быть почетным покровителем Братства. Князь Иоанн Константинович был старшим сыном внука Императора Николая I Великого князя Константина Константиновича... Торжественная закладка храма состоялась 14 июля 1913 года. Совершил закладку Высокопреосвященный Алексий архиепископ Тоболский при участии многих духовных лиц и большом стечении народа. К осени 1913 года храм был в черне закончен: вырублены стены, выведена шатрообразная глава храма, сделана колокольня, настланы верхние черные потолки. Верх был покрыт железом. Церковный участок был обнесен досчатым забором со стильными рубленными воротами. На зимний период, как это обычно было принято до советского времени, постройка была остановлена и возобновлена с начала весны 1914 года. Строительная комиссия и Совет принимали все меры, чтобы закончить постройку ко дню храмового праздника — 8 июля (ст. ст.). 26 мая 1914 года состоялось поднятие колоколов и крестов на строящийся храм. При огромном стечении дачников и окрестного населения крестный ход во главе с о. Георгием Преображенским (настоятель Петропавловского Вырицкого храма) встретил на вокзале прибывшего на торжество члена Синода архиепископа Никона с сопровождении многих священников. Высокопреосвященный Никон в сослужении всего прибывшего и приглашенного духовенства совершил молебен и чин освящения колоколов и крестов, которые потом были подняты на храм.

http://sobory.ru/article/?object=00109

Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью, на ней было семь колоколов. Вес первого колокола 123 п. 15 ф., второго - 54 п., вес третьего и четвертого колоколов неизвестен. Пятый колокол весил 4 п. 32 ф., шестой - 20 ф., седьмой - 15 ф. На первом колоколе была надпись: «Псковской губернии Порховского уезда в Михайловскую Воскресенскую церковь при преосвященном епископе Павле при священниках Михаиле и Иоанне сооружен приходским попечительством Феодором Тимофеевым, Петром Андреевым, Григорьем Иоанновым, Александром Богдановым и крестьянином Димитрием Кожиным. Лит в заводе А. П. Финляндской, урожденной Богдановой, в Москве». Остальные колокола надписей не имели. 20 августа 1898 года погост посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. Он осмотрел обе церкви, посетил церковно-приходскую школу в погосте, беседовал с учениками. В погосте было два кладбища. Одно возле церкви, другое недалеко от погоста. К этой церкви приписаны две церкви: первоначальная Воскресенская церковь Михайлова Погоста и Николаевская церковь деревни Межник и 22 часовни. Часовня в селе Поцелуево была каменная, построена солецким купцом Александром Афанасьевичем Богдановым в память избавления Императора Александра II от руки злодея в Париже, остальные часовни деревянные, некоторые из них построены заново вместо ветхих часовен. Находились они при деревнях Михайлов Погост, Борисиха, Егольско (1895 г.), Заполье, Захонье, Зерема, Кадиленка, Коляницы, Корьхово, Крутец (1894 г.), Лютая, Межник, Огоровастая, Павлиха, Панкратово, Поповщина, Поцелуево, Рублево, Селище, Сорокино (1895 г.), Стволино (1893 г.), Федорково. При церкви был хор певчих, в чтении и пении участвовали прихожане. С 24 сентября 1904 года существовало церковно-приходское попечительство, больницы и богадельни при церкви не было. Михайловская церковно-приходская школа открыта 23 октября 1884 года. Дом для церкви пожертвован крестьянином Михайловской волости деревни Борисиха Николаем Васильевичем Царевым. В 1914 году обучалось 39 мальчиков и 22 девочки. Средства на неё выделял епархиальный училищный совет. Делал пожертвования на нужды школы её попечитель купец Николай Рябов. 5 октября 1898 года в деревне Лютая открыта еще одна церковно-приходская школа. Дом для школы приобретен на средства крестьян деревни. На ее содержание средства отпускал епархиальный училищный совет и Порховское уездное земство. В 1914 году обучалось 34 мальчика и 22 девочки. Кроме этих школ, в приходе еще были три школы: в селе Поцелуево в 1877 году открыта Александровская одноклассная школа Министерства народного просвещения; земские школы находились в деревнях Крутец с 1896 года и Егольско с октября 1900 года. В 1914 году в Александровской школе училось 25 мальчиков и 25 девочек. В школе в деревне Крутец училось 33 мальчика и 5 девочек, в деревне Егольско - 34 мальчика и 8 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=11444

Отец Иоанн не ограничил себя только священством и приходским пастырством, вскоре на свои собственные средства он открывает церковно-приходскую школу. 6 ноября 1889 года епархиальный училищный совет назначает его законоучителем и учителем в этой школе 19 : Им же было основано в селе общество трезвости. В этой благотворительной деятельности у 25-летнего начинающего священника обнаружились те свойства его личности – жертвенность, ревность в трудах и любовь к учительству, – к которым он, несомненно, имел особое призвание. 12 мая 1890 года епархиальный Училищный совет назначает его наблюдателем всех церковно-приходских школ 12-го благочиннического округа Кубанской области. 15 сентября 1890 года отец Иоанн получает новое назначение – законоучителя Ставропольской мужской гимназии. Предстояло расстаться с прихожанами, которых он полюбил. Последнее его служение было 6 октября 1890 года. Прощаясь с духовными чадами, он сказал: «Со словом мира и любви – не на языке только, но и в сердце – я в первый раз приходил к вам, возлюбленные братие, когда по воле Пастыреначальника Господа Иисуса паства эта вручена была моему недостойному попечению. И вот прошел год, в который я день и ночь оглашал вас, не имущих прежде пастыря, оглашал, поучал слову Божию. Не прошло ни одной службы, не пропущено ни одного случая, чтобы не сказал я вам слово поучения, назидания... Любите Господа Бога всею душою вашею, почитайте Божию Матерь, угодников Божиих, крепко держитесь святой православной нашей веры. Наша вера – Христова, наша вера – правая, наша вера – спасительная» 20 . В Ставропольской гимназии, на новом поприще, не слабеет его ревность. 21 августа 1891 года преосвященный Евгений, епископ Ставропольский и Екатеринодарский, назначил его настоятелем церкви Ставропольской мужской гимназии. 6 декабря 1891 года владыка Евгений наградил отца Иоанна набедренником. В указе Консистории было дано объяснение: «За ревностное исполнение обязанностей, за проповедование слова Божия, усердное преподавание Закона Божия, открытые им собеседования с пансионерами гимназии» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010