288. Телеграмма обер-прокурору Св. синода архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе), городского духовенства, корпорации духовно-учебных заведений, служащих консистории и других церковных организаций Симферополя 5 марта 1917 г. Симферопольское городское духовенство в полном составе, местные духовные учебные заведения, епархиальный училищный совет, инспекция и учащие церковных школ, служащие в Таврической духовной консистории, Александро-Невское братство, служащие свечного завода и другие организации и учреждения духовного ведомства во главе со мной 526 единодушно считаем своим долгом просить вас, господин Обер-прокурор, как представителя верховной власти в Святейшем синоде, засвидетельствовать пред Временным Правительством и Святейшим синодом нашу верность Новому Правительству и готовность все силы и все разумение свое отдать на служение Родине. Сегодня в присутствии гражданской и военных властей и множества народа по прочтении актов совершено торжественное Господу Богу моление. Светлая заря будущего да воссияет над Родиной, и да подаст Господь Церкви своей святой укрепление и утверждение. 527 Таврический церк.-обществ, вестник. Симферополь, 1917. 89. С. 207208. 289. Телеграмма председателю Совета министров собрания духовенства г. Могилева и архиепископа Могилевского и Мстиславского Константина (Булычева) 6 марта 1917 г. Духовенство губернского города Могилева, приветствуя новое правительство, молитвенно желает ему успеха в его работе по возрождению страны и по доведению войны до победоносного конца. Могилевские епарх. ведомости. Могилев, 1917. 6. Часть неофиц. С. 87. 290. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева) 6 марта 1917 г. Смоленское духовенство вместе со мною по заветам Христа единодушно призывает своих прихожан повиноваться властям предержащим и молит Господа – да поможет Он Временному правительству в полном благополучии послужить на благо дорогой Родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 15. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июля 1911 г. епископом Михайловским был назначен настоятель псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Амвросий (Смирнов ; впосл. архиепископ); его архиерейская хиротония состоялась 31 июля. С 14 апр. по 26 мая 1917 г. он временно управлял Рязанской епархией. 26 мая 1917 г. еп. Амвросий был переведен в Орловскую епархию викарным епископом Елецким (см. Елецкое викариатство ), а на его место назначен Елецкий еп. Павел (Вильковский ; впосл. архиепископ). Последний недолго пробыл на кафедре, поскольку с 15 авг. 1917 г. участвовал в заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , после чего в Рязань не возвратился. Возглавлявшийся Михайловскими епископами Рязанский епархиальный училищный совет был ликвидирован после выхода постановления Наркомата просвещения от 11 дек. 1917 г. В янв. 1919 г. еп. Павел был назначен епископом Бакинским (см. Бакинская и Азербайджанская епархия ). По некоторым сведениям, 27 авг. 1917 г. во епископа Михайловского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). По др. данным, его хиротония на Михайловскую викарную кафедру последовала 25 марта 1919 г., ее совершили патриарх Московский и всея России свт. Тихон , Киевский митр. Антоний (Храповицкий) , Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и др. архиереи. В мае 1919 г. еп. Серафим был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии (см. Муромское викариатство ). В том же году на М. в. был переведен Муромский еп. Митрофан (Загорский). После кончины 14 окт. 1919 г. Рязанского архиеп. Иоанна (Смирнова) еп. Митрофан временно управлял епархией. В нач. 1920 г. местные власти выселили Михайловского архиерея из Преображенского мон-ря, в том же году мон-рь был закрыт. Еп. Митрофан стал служить в рязанской Николо-Дворянской ц. (др. название - Николо-Староямская ц.). Рязанский краевед С. Д. Яхонтов вспоминал, что в этот храм «собиралась масса народу на его служение, которое отличалось строгостью и какой-то религиозной простотой.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

2 окт. 1863 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще для девушек из духовного сословия (в 1863-1869 - четырехклассное с 4-летним курсом обучения). Преподавание общеобразовательных предметов велось по сокращенной программе, основное внимание уделялось занятиям рукоделием и обучению практическим навыкам преподавания. С 1869 г., согласно Уставу о епархиальных духовных жен. уч-щах 1868 г., оно было преобразовано в трехклассное с 6-летним курсом, в 1881 г.- в шестиклассное, в 1909 г.- в семиклассное. В нояб. 1894 г. при уч-ще открыта образцовая церковноприходская школа. С 1869 г. окончившие полный курс получали право на преподавание в качестве домашних учительниц. Число воспитанниц: в 1863 г.- 28, в 1899-м - 265, в 1912 г.- 315. Уч-ще содержалось на средства епархии. В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были созданы первые церковноприходские школы, их число особенно возросло после издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах». В 1867 г. в епархии существовало 130 церковных школ, в 1880-м - 12, в 1902-м - 283, в 1913 г.- 256 (из них: 4 двуклассные, 251 одноклассная и школа грамоты). С 1896 г. в епархии создавались второклассные училищные школы, готовившие в основном преподавателей для школ грамоты (в 1913 в епархии действовали 3 училищные школы). Первоначально церковные школы содержались на средства епархии, с 1892 г. на их содержание выделялось пособие из казны. В 1893-1908 гг. почетным попечителем церковных школ епархии являлся св. прав. Иоанн Кронштадтский (всего им было собрано и пожертвовано ок. 150 тыс. р.), нек-рые школы носили его имя (в частности, в с. Сура). Первоначально в большинстве церковноприходских школ преподавало местное духовенство, с кон. 90-х гг. XIX в. увеличилось число светских преподавателей (в основном выпускниц епархиального жен. уч-ща). В 1909 г. при церковноприходских школах епархии существовали 244 б-ки, в ряде школ было организовано обучение ремеслам. Духовные учебные заведения находились в ведении епархиального училищного совета (учрежден в 1884), во главе к-рого стоял ректор Архангельской ДС. К нач. XX в. училищный совет имел 5 уездных отд-ний, или наблюдательных округов (в 1888 - 9), во главе с уездными наблюдателями. В 1895 г. учреждена должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ. Миссионерская деятельность

http://pravenc.ru/text/76432.html

Когда у отца Николая Котельникова родился глухонемой сын, он, «скорбя о судьбе своего сына, воскорбел и о других глухонемых» и в 1902 году открыл при храме на благотворительные средства училище для глухонемых. Одним из первых внес вклад на него святой Иоанн Кронштадтский. Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых прислало для этого училища специально подготовленную в Петербурге учительницу. В годы Первой мировой войны училище глухонемых приняло военный лазарет на 94 койки. В 1914 году к зданию был сделан пристрой с училищным домовым храмом во имя святителей Ермогена, Патриарха Московского и Николая, архиепископа Мирликийского. На строительство этого храма внес вклад из своих личных средств Царь-страстотерпец Николай II. В годы советской власти прихожане Крестовоздвиженской церкви, чтобы спасти свой храм от закрытия, дежурили около церкви. С 1933 по 1937 гг. Крестовоздвиженская церковь была кафедрой епископа Руфина (Брехова), возглавившего Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин. После его ареста и закрытия церкви в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году. За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками. В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие. В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии. В 1994 году на территории храма был открыт Крестовоздвиженский Благовещенский монастырь, а после его перевода в г. Стерлитамак в 1998 году на его месте прот. Роман Хабибуллин создал братство для людей без постоянного места жительства и социальный приют.

http://sobory.ru/article/?object=05436

Наконец, в начале 1843 года подал он прошение в совет академии о дозволении ему принять на себя сан монашеский. Дозволение, конечно, последовало 22-го мая 1843 г. Распоряжение было сделано. Сам первосвятитель Киевский митрополит Филарет пожелал своеручно постричь профессора Макарова в иночество. В том же 1843 году 10 августа, на ближних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви преп. Антония, что подле его многоцелебного гроба, митр. Филарет постриг Димитрия Иоанновича в мантию и наименовал его Лаврентием, в честь празднуемого в тот день св. мученика и архидиакона Лаврентия. Духовник Киево-Печерской лавры иеросхимонах Парфений при постриге был приемным отцом ему от св. Евангелия, и ему молитвенно поручил владыка новопостриженного инока. С тех пор 10 августа было особенно святочтимым для о. Лаврентия днем, который он до конца дней своих всегда чтил молитвенно, благодаря всеблагого Господа, что сподобил его в этот день взять на себя иго Его благое и легкое по благодати. 14 августа того же 1843 года, на праздник преп. Феодосия Печерского , митр. Филарет служил в великой соборной церкви Успения Богоматери в Киево-Печерской лавре и рукоположил о. Лаврентия в иеродиакона, а 15 августа того же года, на праздник Успения Богоматери, в той же великой соборной лаврской церкви рукоположил его в иеромонаха. Таким образом, в течение одной недели, бывший профессор Макаров стал и иноком, и священником. При таковых мудрых наставниках, каковыми были митрополит Филарет и иеросхимонах Парфений, не оставлявшие его своим руководством, нет сомнения, явил он в себе достойного исполнителя всех правил и законоположений как монашества, так и священства. – До мая 1844 года, продолжая училищную службу свою в академии, о. Лаврентий не оставлял и подвигов священноиноческих. Митрополит Киевский Филарет, знавший о. Лаврентия, хорошо видел, что училищная служба в академии – не то поприще духовное, на которое предназначен он свыше. Он пожелал сделать его наместником Киево-Печерской лавры, своим ближайшим помощником в управлении ею. 31-го мая 1844 года последовал указ Святейшего Синода, коим иеромонах Лаврентий был определен наместником Киево-Печерской лавры, с возведением его в сан архимандрита, с степенью 1-го класса, и с увольнением от должности профессора академии. 10 июня 1844 года о. Лаврентий возведен митрополитом Филаретом в сан архимандрита и переселился из академии в Киево-Печерскую лавру, столь близкую его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Окончательный облик церкви был сформирован инженером А. В. Поповым и подрядчиками братьями Кузнецовыми – известными омскими строителями. Снимок Параскевиевской церкви 1911 года, хранящийся в фотофонде Омского государственного историко-краеведческого музея дает прекрасное представление об облике здания после перестройки. Храм венчает большой восьмерик с арочными окнами на каждой грани, завершающийся куполом в форме приплюснутой луковицы с шаром и крестом над ним. Население прихода в начале 1910-х годов состояло из 1788 православных, также в районе прихода было 54 баптиста, 31 молоканин, 22 католика, 19 лютеран, 18 мусульман и 39 евреев. Население прихода состояло из военных, статских, купцов, мещан и крестьян. В течение года в приходе бывало до 354 крещений, до 42 браков и до 335 погребений. Церковно-приходское попечительство было открыто 9 декабря 1906 года. А церковно-приходской школе присвоили наименование «шкроевская», так как она была построена на средства храмоздательницы. В школе обучалось до 70 мальчиков. Священник жил в деревянном доме, построенном П. П. Шкроевой. В 1912 году причт Параскевиевской церкви состоял из священника Алексея Ливанова и псаломщика Александра Михайлова. О. Алексей был членом Омского уездного отделения епархиального училищного совета и заведующим Параскевиевской смешанной школы. 18 мая 1912 г. священника Алексея Ливанова перевели на 3-е священническое место к Никольской казачьей церкви. 1 июня протоиерей Николай Зеленцов был назначен на место священника Параскевиевской церкви, но 25 июля его перевели на место настоятеля Петропавловского Вознесенского собора. Настоятель Тюкалинской Троицкой церкви священник Николай Савкин был переведен к Омской Параскевиевской церкви 26 июля 1912 года и служил в ней до своей смерти в 1930 году. Приход Параскевиевской церкви принял участие в событиях февраля 1918 г., связанных с протестом после введения декрета об отделении церкви от государства. Крестный ход у храма был разогнан выстрелами красноармейцев. Настоятель храма о. Петр Савкин был арестован и заключен в тюрьму вместе со священномучеником епископом Сильвестром. К празднику Святой Пасхи 1919 года приходской совет провел сбор на подарки воинам Белой Армии на 12000 рублей, а так же продукты.

http://sobory.ru/article/?object=00028

Полномочия епархиального архиерея не зависели от того, в каком он был сане — митрополита, архиепископа или епископа. Он отвечал за состояние веры и нравственности, надзирал за проповеднической и богослужебной деятельностью духовенства, руководил многочисленными учреждениями и возглавлял духовный В отношении вышестоящего Святейшего Синода епископ имел право выступать с законодательными и административными предложениями. Он представлял интересы Церкви перед местными органами государственной власти, с которыми у него нередко возникали трения из-за нечеткости в разграничении В конце синодального периода епархиальное управление включало в себя: епархиального архиерея, иногда с одним или несколькими викариями, духовную консисторию как орган управления и суда, училищный совет по делам церковноприходских школ, благочинных, духовные учебные заведения, просветительские и благотворительные учреждения, периодические епархиальные съезды духовенства, монастыри, собор и архиерейский дом. В связи с бюрократизацией государственного аппарата в синодальный период все более сложным становилось и делопроизводство епархиальных управлений. Вследствие усиливавшейся централизации бесчисленное количество дел подлежало донесению в Святейший Синод, а на рассмотрение епископов представлялась масса мелочей, которые вполне могли бы быть решены на местах. Ежедневно из Святейшего Синода, от обер-прокурора или его канцелярии, поступал поток циркуляров, постановлений и запросов, которые приходилось прочитывать и которые требовали ответа. В результате епископ оказывался по большей части прикован к своему письменному столу, что затрудняло его поездки по Законодательной основой для деятельности епархиальных управлений служили: правила апостолов, решения Вселенских и Поместных Соборов, учение святых отцов, Кормчая книга, а также современные законы — «Духовный регламент», указы Святейшего Синода и государственные законы. На основании этих законов и в пределах своей компетенции епископ имел право издавать постановления и распоряжения, которые, однако, контролировались Святейшим Синодом и могли им отменяться. Подобные постановления отражали личные взгляды епископа и потому нередко отменялись его преемниками. «Всякий раз,— пишет архиепископ Херсонский Никанор Бровкович,— когда переменяется такой высокий начальник, как архиерей, переменяется дух, переменяется направление

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Полномочия епархиального архиерея не зависели от того, в каком он был сане – митрополита, архиепископа или епископа. Он отвечал за состояние веры и нравственности, надзирал за проповеднической и богослужебной деятельностью духовенства, руководил многочисленными учреждениями и возглавлял духовный суд 860 . В отношении вышестоящего Святейшего Синода епископ имел право выступать с законодательными и административными предложениями. Он представлял интересы Церкви перед местными органами государственной власти, с которыми у него нередко возникали трения из-за нечеткости в разграничении компетенций 861 . В конце синодального периода епархиальное управление включало в себя: епархиального архиерея, иногда с одним или несколькими викариями, духовную консисторию как орган управления и суда, училищный совет по делам церковноприходских школ, благочинных, духовные учебные заведения, просветительские и благотворительные учреждения, периодические епархиальные съезды духовенства, монастыри, собор и архиерейский дом. В связи с бюрократизацией государственного аппарата в синодальный период все более сложным становилось и делопроизводство епархиальных управлений. Вследствие усиливавшейся централизации бесчисленное количество дел подлежало донесению в Святейший Синод, а на рассмотрение епископов представлялась масса мелочей, которые вполне могли бы быть решены на местах. Ежедневно из Святейшего Синода, от обер-прокурора или его канцелярии, поступал поток циркуляров, постановлений и запросов, которые приходилось прочитывать и которые требовали ответа. В результате епископ оказывался по большей части прикован к своему письменному столу, что затрудняло его поездки по епархии 862 . Законодательной основой для деятельности епархиальных управлений служили: правила апостолов, решения Вселенских и Поместных Соборов, учение святых отцов, Кормчая книга, а также современные законы – «Духовный регламент», указы Святейшего Синода и государственные законы. На основании этих законов и в пределах своей компетенции епископ имел право издавать постановления и распоряжения, которые, однако, контролировались Святейшим Синодом и могли им отменяться. Подобные постановления отражали личные взгляды епископа и потому нередко отменялись его преемниками. «Всякий раз, – пишет архиепископ Херсонский Никанор Бровкович , – когда переменяется такой высокий начальник, как архиерей, переменяется дух, переменяется направление управления» 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

расп. 1905; Op. 33. 1: «Единородный Сыне» и Малая ектения: Знам. расп., 2: «Милость мира» и «Тебе поем»: Киев. расп., 3: «Достойно есть»: Киев. расп. 1904; Op. 34: «Милость мира» и «Тебе поем»: Для муж. хора. 1905; Op. 45: Пение на всенощной. Op. 46. 1: «Хвалите Господа с небес» [на подобен «Да молчит»], 2: «Блажени яже избрал». Op. 47: Панихида. Пение из Парастаса: Для большого хора. Op. 48: То же: [перелож. на 4 голоса op. 47]. Op. 54. 1: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс 102): Греческого расп., 2: «Слава и ныне». «Единородный Сыне». Малая ектения: Киев. расп., 3: «Во царствии Твоем», 4: «Милость мира»: Киев. расп. Op. 61. 1–3: Херувимская песнь, 4: «Милость мира». Op. 62. 1–3: «Ныне силы небесныя», 4: «Вкусите и видите». Op. 68: Пение на венчании: 1–2: Для большого и малого хоров. СПб.: Изд-во П. К. Селиверстова: Op. 20: Литургия св. Иоанна Златоуста по напевам Придворного обихода: Перелож.; Op. 21: Литургия св. Иоанна Златоуста характера народного. 1902; Op. 29: Молебны, изложенные по напевам Придворного обихода: Для 3-голосного однородного хора. 1: Благодарственный молебен, 5: Молебен пред началом учения [из цикла 5 молебнов]. 1905; Пг.: Училищный совет при Св. Синоде: Op. 75: Гимн во славу св. равноап. кн. Владимира: «Всей Руси просветителю» (слова П. М[ироносицкого].). 1: Для смеш. хора, 2: Для детского хора. Пг., 1915; «Во царствии Твоем», «Свете тихий»: Киев. расп.//Чесноков П. Г. Переложения со смешанного на однородный хор духовно-муз. соч. совр. авторов. М., М., 1998р. 8, 51; СПб.: Прилож. к ж. «Приходское чтение» (прилож. к неофиц. ч. ЦВед.): «Се Жених грядет»: Киев. расп.//Приходское чтение. 1913. 37. С. 1078–1079; «Хвалите Бога во святых Его»//Там же. 1913. 44. С. 1306–1308; Op. 74. 1: «Днесь весна душам», 2: «Воскликните Господеви вся земля»//Там же. 1915. 13. С. 445–448; Op. 75. 3]: Стихира св. Владимиру: «Слава Отцу... Приидите, стецемся вси»//Там же. 1915. 15. С. 543–544; Op. 76: «Ликуют ангели вси на небеси», «Хвалите, отроцы, Господа»//Там же. 1916.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

С 1867 года разделения епархий на классы не существовало. Все Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии. К началу XX столетия при Синоде существовали следующие подчиненные ему учреждения: а) Московская Синодальная Контора и 6) Грузино-Имеретинская Синодальная Контора. Московская Контора управляла ставропигиальными монастырями (за исключением Соловецкого), Успенским собором в Москве и московским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей. Она же снабжала епархии святым Миром. В 1892 году при ней было учреждено Училище церковного пения. Председателем Конторы был митроп. Московский, членами – один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей. Грузино-Имеретинская Контора управляла церковными делами в Закавказском крае, заведовала там церковными имуществами, представляла Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Ее председателем был экзарх Грузии, членами – четверо настоятелей монастырей и протоиерей. При обоих Конторах состояли: 1. Прокуроры. 2. Канцелярия. 3. Хозяйственное управление. 4. Контрольная комиссия, 5. Духовно-учебный комитет. 6. Училищный совет. Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении обер-прокурора (в 1865 году была учреждена должность товарища обер-прокурора). В некоторых епархиях имелись викариатства. Получив титул епископа одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом самостоятельного управления в этом уезде. Они имели только право поставлять и смещать в уезде причетников. Важное значение в епархиальной жизни получили съезды духовенства – епархиальные и окружные. К концу царствования Николая I казенное жалование получали 55.163 священно- церковнослужителя при 13.214 церквах в 32 епархиях. В целях улучшения содержания духовенства при Николае I усилен надел церквей землями. Для западных епархий с 1842 года назначены были небольшие (дополнительно к приходским средствам) оклады, которые постепенно распространялись и на другие епархии. Значительно усилилось казенное содержание духовенству при Александре III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010