Белушья Губа. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый памятный знак на территории Белушьей Губы всякий сошедший на берег увидит метрах в пятидесяти от пирса, где гарнизон принимает грузы, пришедшие морем. Это приметная стела в виде символических парусов светло-рыжего цвета, какого иногда бывает кирпич. Там же и надпись: «Основателям полигона, 1954-1984». Если же стоять подле лицевой стороны знака и смотреть чуть влево, то обязательно, ближе к берегу, различимо предстанет одноэтажное деревянное здание серо-зеленого цвета. Это самая старая постройка в Белушьей Губе – церковь Святителя Николая Чудотворца. Впрочем, здесь же располагалась долгое время и приходская школа. За годы второй половины прошлого века рядом с ней появились другие здания и сооружения, выросли беспорядочные и внушительные завалы металлолома, но отсюда, от стелы основателям полигона бывшую церковь-школу хорошо видно. Она, конечно, сильно обветшала - все-таки ей целый век, потемнела, насупилась, но внешний контур ее узнаваем для тех, кто видел фотографии становища первой трети прошлого столетия. ... Сруб церкви-школы привезли сюда на палубе рейсового парохода весной 1913-го. На судне прибыла и артель, которой поручалось поставить здание, устроить иконостас столярной работы и выполнить внутреннюю отделку. На постройку собирались пожертвования. Среди радетелей – Ново-Афонское подворье, его преосвященство Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский, училищный совет Архангельской губернии и другие. училищный совет, очевидно, потому, что новое строение изначально задумывалось не просто храмом для богослужений, но еще и начальной школой для местного населения. Но более всего из жертвователей отличилась некая А.Д. Шашкова, вдова великолуцкого купца. Она внесла пай в 20 тысяч рублей – по тем временам сумму огромную. А вот какая связь между жительницей Великих Лук и ее стремлением дать образование детям именно на Новой Земле, история, как говорится, умалчивает.

http://sobory.ru/article/?object=44231

Санкт-Петербург. Домовая церковь Александра Невского при бывшем Училищном совете Синода. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты На своем заседании 13 января 1895 Синод принял предложение обер-прокурора К. П. Победоносцева почтить память скончавшегося императора Александра III постройкой образцовой церковно-приходской школы со своим храмом. Позже было решено разместить в здании также Училищный совет Синода, созданный в 1885 для управления приходскими школами и издания литературы для народных библиотек и читален. В воскресенье, 14 июня 1898, архиепископ Новгородский Гурий, председатель Совета, заложил здание и при нем пятиглавый храм, возводимые в русском стиле XVII века, частично на пожертвования столичного духовенства. А. Н. Померанцев был автором проекта, строителем – А. А. Стаборовский. Для облицовки фасада использовался желтый радомский песчаник, для украшения – мозаичные вставки. Митрополит Антоний (Вадковский) освятил храм 17 января 1901. Он был двусветным и занимал часть третьего этажа, в плане подражая собору XIV века в Борисоглебске. Церковь была сплошь расписана в московском стиле по эскизам А. В. Серебрякова. Золоченый двухъярусный иконостас вырезали из липы в Черниговской губернии, образа исполнили в Москве иконописцы мастерской Н. М. Сафонова. Против входа, под резной золоченой сенью, помещалось изображение Голгофы. Храм-памятник действовал недолго и был закрыт при прот. Павле Ильиче Соколове 30 июля 1918, когда здание занял институт фотографии и фототехники. Через год церковь ликвидировали, но в 1923 власти позволили отпеть в ней умершего ректора института. В 1947–1948 замечательный памятник церковного зодчества был безжалостно искалечен при внутренней переделке. Сейчас в здании размещается Университет кино и телевидения. Когда в очередной раз отлетает штукатурка, над входом можно различить фрагменты большой мозаики „Христос, благословляющий детей“, исполненной по рисунку акад. А. Н. Новоскольцева в мастерской В. А. Фролова. Над мозаикой некогда красовались надпись „В память царствования Императора Александра III“ и царский вензель.

http://sobory.ru/article/?object=01682

Саратов. Домовая церковь Александра Невского при бывшем Александровском ремесленном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1871 и 1873. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д. 15 Координаты: 51.528485, 46.032045 Проезд:Домовая церковь располагалась на втором этаже здания Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Александровское городское ремесленное училище было открыто в 1871 году в память избавления императора Александра II от смерти при двух покушениях. Это было первое в городе ремесленное училище для мальчиков из беднейших слоев населения. Располагалось оно на улице Дмитриевской (улицу так называли по имени жившей здесь Марии Дмитриевой - известной жертвовательницы кафедрального собора, другое название - Большая Кострижная), ныне - улице Н.Сакко и Б.Ванцетти. Домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского был устроен в этом учебном заведении в 1873 году на средства купеческой жены Софии Никаноровны Парусиновой. Располагался он на втором этаже училища, звонница стояла во дворе у ворот. Церковь была освящена 31 марта 1873 года епископом Иоанникием (Рудневым). Настоятелем и законоучителем храма долгое время был протоиерей Лев Владыкин (1838-1908), живший здесь же, в одноэтажном доме. В 1909-1915 годах эту должность занимал священник Николай Рахинский. В праздничные дни он проводил с учащимися беседы. В истории училища большую роль сыграла прихожанка храма Аполлинария Киприановна Керсновская - вдова генерала, педагог. Она также была в числе учредителей богадельни во имя Тита Чудотворца. В 1879 году прихожане Александро­Невского собора решили учредить богадельню в благодарность Господу за избавление Александра II от очередного покушения, произошедшего в Петербурге. По церковному календарю это был день памяти преподобного Тита Чудотворца, постника и аскета, известного также борьбой с еретиками. Первоначально предполагалось ограничиться содержанием в богадельне десяти старушек. Но попечительский совет не оставил без внимания тот факт, что «ежегодно некоторые юноши из беднейших семей, хотя и сдавали успешно экзамены, не имели возможности учиться», так как в общежитии мест не хватало, а снимать комнату или угол не было средств. Беднота обычно обитала на окраинах города, добираться до училища было тяжело. На них-то и обратила внимание Аполлинария Киприановна. В 1884 году она основала при богадельне общежитие для учащихся - пансион. Керсновская много лет безвозмездно заведовала училищным хозяйством, ученики ласково называли ее бабусей. В 1902 году благодетельница скончалась и была похоронена на Воскресенском кладбище. Училищный совет поставил на ее могиле памятник, изготовленный учениками, а в комнате, где она жила, служились панихиды.

http://sobory.ru/article/?object=45496

Владимир. Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при бывшем женском епархиальном училище. Введенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1862 и 1914. Архитектор: Н.А. Артлебен (1862г) , Л.М. Шерер (1914г.) Адрес: ул. Луначарского.д3 Координаты: 56.13539, 40.406583 Проезд:Исторический центр г.Владимира, с Большой Московской поворот на ул.Гагарина до областного УВД. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1865 г. в бывшем барском доме с большим садом открылось женское епархиальное училище, сначала - 3, а потом - 6-классное. В 1885 г. в нем была освящена новая - Введенская церковь, а в 1914 г. здание было увеличено и украшено. В газете " Владимирские епархиальные ведомости " 43 за 1910 год напечатано: " Совет Владимирского епархиального женского училища сим объявляет, что с весны 1911 г. имеет быть расширение существующего здания училища путем замены деревянных частей каменными пристройками с правой и левой сторон средней части училища, причем в 1911 и 1912 гг. должна быть исполнена постройка и отделка левой стороны здания, и через два года в 1915 и 1916 - правой половины " . Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы помещается в здании Епархиального женского училища. Устроена в 1865 г. усердием духовенства Владимирской епархии. Престол в ней один – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Причта при ней положено – священник и псаломщик. Священник получает жалование 205 руб. в год, а псаломщик 100 руб. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Первоначально здание учебного заведения было построено в 1862 году по проекту архитектора Н.А. Артлебена. В 1865 году усердием владимирского духовенства при учебном заведении была устроена небольшая церковь. В 1883 году на совете было принято решение о постройке новой более обширной обители. 15 мая 1884 состоялась закладка лавра над училищной залой. Над серединой комнаты был устроен купол, сделан двухъярусный вызолоченный иконостас, постелены паркетные дубовые полы. Освящение состоялось в 1885 году. В 1911 году началась перестройка здания, которую в 1914 году продолжил Л.М. Шерер, переделав постройку в духе псевдоклассицизма.

http://sobory.ru/article/?object=15561

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАХНИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, титулярное, учреждено Святейшим Синодом РПЦ 11 мая 1866 г., названо по уездному г. Балахна Нижегородской губ. Местопребыванием Балахнинского архиерея являлся нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь . 17 июля 1866 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан архим. Макарий (Миролюбов) , в авг. следующего года назначенный на Орловскую кафедру. 14 янв. 1868 г. епископом Балахнинским стал Поликарп (Гонорский). Он управлял епархией во время отсутствия правящего архиерея, производил объезд епархии в 1868-1872 гг., занимался делами единоверческих церквей, мон-рей и духовенства, присоединением к Православию старообрядцев, крещением евреев и мусульман. Еп. Поликарп ушел на покой в нояб. 1886 г. 4 янв.- 27 окт. 1887 г. епископом Балахнинским являлся Димитрий (Самбикин) , возглавлявший нижегородское братство Св. Креста и епархиальную археологическую комиссию. 28 февр. 1888 г.- 1 марта 1891 г. Балахнинским викарием был Агафодор (Преображенский) , ставший председателем епархиального училищно-братского совета и почетным председателем братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 90-х гг. XIX в.- нач. ХХ в. епископами Балахнинскими были: Иаков (Пятницкий ; 28 апр. 1891 - янв. 1893); Ювеналий (Половцев ; 28 окт. 1892 - 8 марта 1893); Алексий (Опоцкий ; 10 апр. 1894 - 9 авг. 1896); Аркадий (Карпинский ; 6 окт. 1896 - 8 нояб. 1897), возглавлявший Совет по делам епархиальных уч-щ и отдел имп. ППО; Анастасий (Опоцкий ; 11 июля 1898 - 19 янв. 1901); Нестор (Фомин; 15 апр. 1901 - 3 нояб. 1903); Исидор (Колоколов; 4 нояб. 1903 - 9 нояб. 1906), являвшийся председателем братства Св. Креста. С 10 нояб. 1906 г. епископом Балахнинским был Евфимий (Елиев), с 27 сент. 1909 г.- Геннадий (Туберозов) , с 10 авг. 1914 г.- сщмч. Макарий (Гневушев) . В февр. 1917 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан сщмч. Лаврентий (Князев) , к-рому в трудные революционные годы пришлось управлять Нижегородской епархией, поскольку правящий архиеп.

http://pravenc.ru/text/77422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Бобровников. Фотография. Нач. ХХ в. Николай Алексеевич (1854, Казань - 1921, там же), педагог, миссионер, сын А. А. Бобровникова . После смерти отца был усыновлен Н. И. Ильминским . Б. окончил физико-математический фак-т Казанского ун-та. 31 мая 1877 г. поступил на военную службу, участвовал в русско-тур. войне на Дунайском фронте, 29 июня 1878 г. по болезни уволен в отставку. Преподавал математику и физику в Казанской учительской семинарии, директором к-рой являлся Ильминский. По представлении диссертации 13 окт. 1879 г. удостоен степени кандидата физико-математических наук. Одновременно со службой в учительской семинарии преподавал математику в Родионовском ин-те благородных девиц (с 1881). Летом 1880 и 1881 гг. побывал с научными целями во Франции, Германии и Англии для ознакомления с начальным образованием. Для изучения систем народного образования Б. в разные годы посетил также Австрию, Италию, Грецию, Турцию, Египет. С 5 дек. 1891 г. Б. в связи с болезнью Ильминского исполнял обязанности директора Казанской учительской семинарии. После кончины Ильминского был утвержден в этой должности (7 марта 1892); 14 апр. 1892 г. назначен в Казанский губернский училищный совет членом от Мин-ва народного просвещения. В качестве преемника Ильминского Б. оказал большое влияние на развитие инородческого просвещения в России: разрабатывал и вводил новые программы обучения, заботился о материальном благополучии учащихся. Однако Б., хорошо зная греч., лат., франц. языки, не владел языками народов Поволжья. Во мн. сочинениях Б., в частности в работе «Школьная сеть Казанской губернии», проводится мысль о необходимости преподавания в инородческих школах на национальных языках. В нач. 1905 г. была опубликована ст. Б. «Нужны ли так называемые противомусульманские и противоязыческие епархиальные миссионеры в губерниях Европейской России?» (ПС. 1905. Кн. 1. С. 301-316). Критикуя «казенное миссионерство», Б. писал о том, что деятельность противомусульм. и противоязыческих миссионеров, зачастую не знающих ни языка, ни культуры инородцев, бывает безрезультатной. Выходом из положения должно быть, по мнению автора, создание правосл. духовенства из представителей коренного населения.

http://pravenc.ru/text/149427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОГЕОРГИЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Варшавско-Привислинской епархии (см. Варшавская епархия ), существовало в 1912-1917 гг. Названо по Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин, Польша) - фортификационному центру в Варшавской губ., в 2 верстах от к-рого, в дер. Гура, находилась загородная резиденция Варшавских епископов с храмом Успения Пресв. Богородицы. В обязанность Новогеоргиевских викариев, в частности, входило управление данной резиденцией и ее имениями (Варшавский епарх. листок. 1915. 15. С. 187). В Новогеоргиевской крепости действовал большой военный Георгиевский собор, находившийся в ведении военного духовенства, вне епархиальной юрисдикции; к собору были приписаны еще 3 храма в крепости. Создание Н. в. стало возможным после того, как в 1912 г. был освящен Александра Невского собор в Варшаве , ставший кафедрой для Варшавского архиеп. Николая (Зиорова). Варшавский Свято-Троицкий собор стал кафедральным для Новогеоргиевского епископа; при соборе действовало Варшавское Троицкое миссионерское братство. По ходатайству архиеп. Николая Высочайшим указом от 5 дек. 1912 г. в качестве кандидата на Новогеоргиевскую кафедру был утвержден настоятель Троицкого собора прот. Павел Каллистов, после пострига в монашество с именем Иоасаф хиротонисанный 9 дек. во епископа в С.-Петербурге. 20 дек. 1912 г. еп. Иоасаф (Каллистов) вернулся в Варшаву. В связи с приближением линии фронта Варшавский архиеп. Николай 27 июня 1915 г. переехал в Петроград на Преображенское подворье. 5 июля 1915 г. Варшаву покинули еп. Иоасаф, были эвакуированы консистория и духовные учебные заведения. Предписывалось эвакуировать также 35 одноклассных церковных школ и второклассную жен. школу с педагогическими курсами, действовавшую при единственной обители епархии - Теолинском Преображенском женском мон-ре в фольварке Юзефатово Августовского у. Сувалкской губ. (обитель переведена в Красногорский (Золотоношский) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь (в то время мужской, ныне женский)). Все организационно-финансовые вопросы, связанные с переездом епархиальных учреждений и поддержкой в эвакуации епархиального духовенства, решал еп. Иоасаф. Он поселился в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве, там же в 1915 г. разместилось Варшавское епархиальное попечительство о бедных на время военных действий, имевшее отд-ния в Москве и Петрограде. Попечительство, которое возглавили еп. Иоасаф и свящ. Василий Мысына, отвечало за распределение пожертвований среди всех эвакуированных в Россию представителей Варшавской епархии. При Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре в 1915 г. разместились Варшавская консистория, правление Варшавского ДУ, а также Варшавский епархиальный училищный совет. В Москву также эвакуировали редакцию «Варшавского епархиального листка».

http://pravenc.ru/text/2577807.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Белороссов. Фотография. Сер. 10-х гг. ХХ в. Павлович Белороссов (11.05.1869, г. Романов-Борисоглебск (с 1918 Тутаев) Ярославской губ.- 14.02.1920, там же), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. После окончания в 1890 г. Ярославской ДС служил псаломщиком в Никольской ц. в Меленках в Ярославле. 9 дек. 1892 г. рукоположен во иерея и назначен священником храма в с. Кардинском Романово-Борисоглебского у., был законоучителем сельской школы грамоты. 12 авг. 1896 г. переведен священником собора в честь Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске. За время его служения храм был отремонтирован, вокруг выстроили каменную ограду, стены и потолок украсили росписями. Служил М. без сокращений, не допуская искажений и поспешности. Чтение его было ясным, пение стройным, пели на 2 клироса. Когда было возможно, сам пел на клиросе. М. пользовался большой любовью прихожан, был прост и доступен в общении. Ежедневно много людей жаждали получить от него духовный совет. Также М. вел обширную переписку с обращавшимися к нему за духовным советом. Помимо иерейского служения был законоучителем церковноприходской школы при Воскресенском храме, городского земского начального уч-ща и бывших при нем курсов для взрослых (с 1903), городского ремесленного уч-ща (с 1899), начального уч-ща при льняной мануфактуре и воскресной школы при нем (с 1910). Был постоянным членом (с 1899) и казначеем (с 1915) Романово-Борисоглебского уездного отделения епархиального училищного совета и сотрудником попечительства о бедных духовного звания Романова-Борисоглебска и уезда (с 1907). Был возведен в сан протоиерея. В 1912 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1919 г. Воскресенский собор был закрыт большевистскими властями. В нач. 1920 г. семья М. решила переехать к родным в Ярославль. Первыми с попутным обозом выехали его жена и дети и благополучно добрались до Ярославля. Следом за ними отправился и М. Несмотря на просьбы друзей переодеться в мирское платье, чтобы не привлекать к себе внимание, М. остался в рясе, в которой ходил всегда, и с крестом. Близ одной из деревень, на полпути между Тутаевом и Ярославлем, М. задержали члены местной большевистской военизированной ячейки. Они решили убить священника, обвинив его в участии в «церковно-контрреволюционном заговоре». Свидетелями казни стали несколько женщин, собиравших хворост в окрестностях деревни. Они увидели, как после двух выстрелов священник упал, а убийцы, сорвав с него серебряный крест, бросились делить имущество. Поздно ночью крестьяне пришли к месту трагедии. М. был еще жив. На телеге его отвезли в Тутаев, где он вскоре скончался и был похоронен на городском Троицком кладбище близ храма Живоначальной Троицы, что на погосте. Отпевание совершил настоятель храма свящ. Владимир Надеинский.

http://pravenc.ru/text/2563476.html

протопресвитер Владимир Марков (14.06.1841–11.01.1918) История Русской Православной Церкви протопресвитер Владимир Марков Протоиерей, настоятель храма Троицы на Арбате (1870—1900), Успенского собора в Кремле (1900—1911), храма Христа Спасителя (1911—1917). Биография Родился в семье священника села Дарищи Коломенского уезда Московской губернии Семёна Архиповича Маркова (1806—1884) (впоследствии служившем в Христорождественской церкви в погосте Усмерск Бронницкого уезда). После окончания Московской духовной академии (1868) преподавал сначала в а затем в Московской семинарии, а с 1892 года состоял членом её правления. «Согласно постановлению Совета Московской Духовной Академии от 14 июня 1871 Св. Синодом удостоен степени магистра богословия». В январе 1871 года был произведён во священника «в штат Троицкой, что на Арбате, где прослужил почти 30 лет (с 1892 года — в сане протоиерея). С 1889 года он был благочинным Пречистенского сорока. В январе 1900 года назначен протопресвитером (настоятелем) Успенского собора московского кремля; 10 августа 1911 года настоятелем храма Христа Спасителя — кафедральным протоиереем. Здесь он прослужил до самой своей кончины 29 декабря 1917 года. С 1873 года был также законоучителем 5-й московской женской гимназии, а с 1879 года — в 1-й московской женской гимназии. Кроме того, «бесплатно» преподавал Закон Божий в Мариинско-Ермоловском женском училище в период 1871—1878 годов. С 1874 по 1879 годы В. С. Марков был редактором еженедельного журнала «Миссионер». Цензуровал «Миссионер» А. И. Соколов, другой известный московский священник, старший предшественник Маркова на посту благочинного Пречистенского сорока и настоятеля Храма Христа Спасителя. Был членом совета Филаретовского епархиального женского училища (с 1889) и членом московского епархиального училищного совета. В. С. Марков принимал участие во многих негосударственных учреждениях просветительской и благотворительской направленности. C 1897 года он входил в Совет Кирилло-Мефодиевского Братства; также был членом Православного Миссионерского Общества (с 1908) и Московского Епархиального Миссионерского Совета (с 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Ярославль. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем училище Градусова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1905 г. усилиями ярославского купца Николая Градусова, освящена 11 сентября этого же года архиепископом Яковым. Каменное здание церкви, с каменной колокольней помещалось в нижнем этаже здания второго высшего начального училища (Б.Федоровская, дом 14). Однопрестольная. При церкви были штатные священник и псаломщик. Для помещений причта в 1900 г. Н.М. Градусовым были построены два деревянных дома, которые находились в ведении Ярославского городского общества. Пять квартир церковно-причтовых домов сдавались внаймы, доход с них шёл на содержание церкви. В 1906 году, например, выручка от «квартирования» составила 600 рублей. Причт содержался на проценты с капитала, внесенного Н.М. Градусовым (5% капитал 2-го внутреннего займа 1905 г. в 15000 руб.). Причт и церковь платили взнос на духовно-учебные заведения. Церковные доходы (свечной, кружечный и кошельковый) в 1906 г. составили 250 руб. 65 коп. В церковной библиотеке имелись книги для чтения (до 25 томов в 1915 г.), выписывались Церковные и Ярославские Епархиальные ведомости, ярославский журнал «Приходская жизнь». Церковный попечительный совет существовал с 1914 г. В 1912 г. в Никольской церкви было 77 прихожан - 34 мужчины и 43 женщины. ГАЯО. Ф.80. Оп.1. Д. 1828, Ф.230. Оп.2. Д.4897. Л. 93-100, Д.5396. Л.1-12, Д.5522. Л.57-66. Здание детского приюта с домовым храмом во имя Николая Чудотворца было построено в 1903 г. на средства ярославского купца, крупного домовладельца в Закоторосльной части, Николая Михайловича Градусова. Церковь освящена архиепископом Иаковом 11 сентября 1905 г. В этом же году Н.М. Градусов предложил передать здание городу для устройства в нем начального училища для детей Закоторосльной части, выделив на содержание училищной церкви доход с домов на Подгородной улице, а священнику и псаломщику - проценты от 15 000 капитала в банке. Взамен он попросил городскую управу взять на себя обеспечение инспектора и учителей, а училищу присвоить его имя. Городские власти согласились принять условия, и 23 августа 1906 г. в доме торжественно открылось 2-е городское трехклассное училище имени Н.М. Градусова, а Николай Михайлович стал его попечителем и церковным старостой домового Никольского храма.

http://sobory.ru/article/?object=20770

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010