Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Корелин (Карелин, Коренин) (8.08.1863 (по др. данным, 1864), с. Крутихинское Шадринского у. Пермской губ. (ныне дер. Крутиха Шадринского р-на Курганской обл.) - 29.06.1918, близ дер. Карбаны Тобольской губ. (ныне Тюменской обл.)), сщмч. (пам. 16 июня - в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1883 г. окончил Пермскую ДС по 1-му разряду и в том же году рукоположен во диакона. Исполнял обязанности надзирателя в Далматовском ДУ, затем был учителем в Новопышминском двухклассном уч-ще Камышловского у. Летом 1886 г. рукоположен во иерея и определен к Сретенской ц. с. Иленского Ирбитского у. (ныне Ляпуново Байкаловского р-на Свердловской обл.). В Иленском также служил законоучителем местного народного училища. В апр. 1888 г. переведен в Богоявленскую ц. с. Кочневского Камышловского у., где также стал законоучителем в народном училище. В 1889-1894 гг. депутат по межевым и следственным делам, также был членом благочиннического совета, законоучителем Мельниковской церковноприходской школы при Богоявленской ц. и наблюдателем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Камышловского у. В 1895 г. стал духовным следователем того же округа. Неоднократно избирался депутатом на епархиальный и окружной училищные съезды. 14 нояб. 1904 г. перемещен в Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского у. (ныне г. Каменск-Уральский). Награжден набедренником (1892), скуфьей (1896) и камилавкой (1905). В начале лета 1918 г. Каменский совет, выполняя декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , постановил изъять из Свято-Троицкого собора метрические книги. Когда представители новой власти пришли за книгами, прихожане оказали сопротивление, избили членов совета и хотели разгромить само здание совета. Через нек-рое время подоспевшие рабочие с оружием разогнали собравшихся. После этого П. арестовали и отправили в Екатеринбург в распоряжение Екатеринбургской ЧК. Сидел в одной тюрьме с Тобольским еп. сщмч. Ермогеном (Долганёвым).

http://pravenc.ru/text/2580170.html

Освящение нового храмового здания во имя Страстей Господних с приделом во имя Иверской иконы Божией Матери состоялось в 1866 году (по другим данным в 1860-м). О церкви, находившейся на этом месте ранее, сохранились разрозненные сведения. В частности, сохранилось предание, что первая часовня на углу Полицейской и Московской улиц была построена ещё в эпоху Петра I и находилась в то время за чертой города. Существуют сведения, что часовня была кладбищенской, и совершались в ней в основном панихиды. Также несколько источников упоминают о чудотворном кресте, сохранившемся со времён левобережного Саратова и находившемся в часовне в качестве почитаемой святыни. 14 декабря 1838 года на месте часовни был освящён небольшой Крестовоздвиженский храм с колокольней на столбах. Вероятнее всего именно это здание после реконструкции в 1860-х годах было переосвящено во имя Страстей Господних. Формально оно относилось к подворью Спасо-Преображенского мужского монастыря (архиерейскому подворью). Соседнее здание занимало Братство Святого Креста, учреждённое при подворье 25 января 1866 года и занимавшееся благотворительной, миссионерской и противораскольнической деятельностью. Построен одноэтажный дом (ныне трёхэтажный) был в конце 1886 года, его заняли бесплатная столовая, школа-приют и библиотека братства, а с 1913 года также Епархиальный Училищный Совет. Третье здание комплекса было приобретено в 1873 году для Учебно-заработного дома созданного в 1868 году Благотворительного Союза. После ремонта в нём был организован приют для детей. В 1927 году церковь была закрыта. В её перестроенном здании, утратившем купол и внутреннее убранство, был вскоре размещён спортивный зал. Здание братства заняли сначала рабочие кружки (будущий Дом народного творчества), а с 1946 года – Нижне-Волжская студия кинохроники. Бывшее здание Учебно-заработного дома было передано сначала Гидрометеокомитету, затем Областному бюро технической инвентаризации. В послесоветские годы наследником спортзала стало ООО Областной спортивный клуб «Буревестник». Долгое время представителями епархии предпринимались попытки вернуть храмовое здание, велось судебное разбирательство с новыми владельцем (спортклубом). 25 июля 2012 года храм был возвращён РПЦ, а уже 29 июля была отслужена первая Божественная Литургия. Киновийская церковь вместе с соседними зданиями Братства Святого Креста (ныне Дом кино и рок-клуб «Machine Head») и Благотворительного Союза (ныне вновь Гидрометеорологическая обсерватория) внесена в реестр объектов культурного наследия регионального значения

http://sobory.ru/article/?object=24054

Февраля 22 (7 марта) Священномученик Андрей (Ясенев) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Андрей родился 12 августа 1868 года в селе Ясенок Рязанской губернии в семье диакона Ивана Ясенева. После окончания в 1889 году Рязанской Духовной семинарии Андрей Ясенев был рукоположен во диакона. 22 апреля 1891 года отец Андрей был рукоположен во священника к Владимирской семинарской церкви города Рязани. С мая 1890 по 1913 год он исполнял послушание эконома Рязанской Духовной семинарии, а также – с 1897 года – заведовал книжным складом Рязанского епархиального училищного совета. В 1913 году отец Андрей был назначен служить в Успенскую соборную церковь города Егорьевска и заведующим Вишневской церковноприходской школой и законоучителем Егорьевской церковноприходской школы, Первого женского и Второго мужского городских приходских училищ. С 1914 года отец Андрей стал заведующим миссионерской библиотекой. В Егорьевске он служил сначала в Успенском соборе, а затем в храме святителя Алексия, митрополита Московского, и исполнял обязанности благочинного. За многолетнее служение Церкви Христовой протоиерей Андрей был награжден митрой и правом совершать литургию с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. В разгар гонений на Русскую Православную Церковь безбожные власти приняли решение арестовать отца Андрея. 18 января 1938 года следователь НКВД вызвал на допрос соседа отца Андрея по дому. На вопрос следователя о том, что известно ему об антисоветской деятельности протоиерея Андрея Ясенева, тот ответил: «Через несколько дней после выборов в Верховный Совет я случайно встретился с Ясеневым около дома. Я спросил, ходил ли он голосовать? На это он мне ответил: ходить-то я ходил голосовать, да только ведь вы, коммунисты, все равно выберете того, кого захотите, а нас как преследовали, так и будут преследовать. Напрасно советская власть устраивает гонение на духовенство. Этим она только озлобляет народ, ведь народ еще остался верен Православной Церкви, а если некоторые рабочие и не ходят в церковь , то это только из-за боязни, что их будут преследовать за это, а вот когда сменится власть, увидите, как все пойдут в церковь… Проживая в одном доме с Ясеневым, я часто вижу, как к нему заходят попы и другие служители религиозного культа, а также заходит много неизвестных мне лиц. Иногда засиживаются у него до поздней ночи. О чем у них там идут разговоры, мне неизвестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВЦС), наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС - церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета. В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

http://pravenc.ru/text/161111.html

1902 год   1/14 января 1902. Вторник. Первым приветствовал сегодня с Новым годом Преосвященный Сергий (Страгородский) , ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, письмо которого я нашел на столе, по прочтении Правила перед Литургией. После Литургии еще получил письмо С. А. Рачинского, вместе с его брошюрой: Absit Omen. Но печальны известия из России. Сколько там теперь бунтов в учебных заведениях, сколько сектантских беспорядков – Бог весть, скоро ль все это кончится. Поздравители, японские и русские; училищный совет и распределение уроков для начала занятий завтра. Арсению Ивасава я сказал взять на себя преподавание Гражданской Всеобщей Истории в Женской школе вместо уехавшей в Кёото для заведения школы Такахаси Надежды и хотел прибавить ему за это жалованья. Но он уклонился от последнего, сказав, что не хочет получать больше, чем другие наставники. Преподавание в Женской школе он на себя взял, но так, что число уроков у него будет в Семинарии и Женской школе столько же, сколько у других наставников только в Семинарии. Вечером написал ответ Преосвященному Сергию и приложил фотографии Кёотского Миссийского места и храма – два листа. 2/15 января 1902. Среда. Начались обычные занятия в школах, и у нас с Накаем. Мы стали перечитывать переведенную службу Первой недели Великого поста, чтобы окончательно поправить, если есть что, и поспешить отдать в печать. 13/26 января 1902. Воскресенье. Службу Первой недели Великого Поста мы с Накаем перечитали в четыре дня, потом два дня Накаи проверял китайские знаки, а я этим временем воспользовался, чтобы написать в Москву письма благотворителям Л. А. Тихомирову , В. Г. Дудышкину, Я. Е. Епанешникову, с приложением полученных из Кёото фотографий оконченной постройки храма, которому ныне недостает только иконостаса и колоколов, ожидаемых из Москвы. Написал еще московскому сотруднику Миссии, о. Благоразумову, чтобы похлопотал о пожертвовании кем-нибудь облачений для Кёото, и архиерейского облачения из серебряной позолоченной парчи для здешнего Собора, так как нынешнее мое воскресное уже износилось. – Приготовленную к печати службу посылали для сметы в две типографии; нашли более выгодным заказать печатать в той же, где доселе печатались. Будет стоить 452 ены 50 сен, и исполнят заказ в пятьдесят дней – скорее этого никак не берутся (в другой полагали сто дней). Значит, разослать напечатанную службу по Церквам до Первой недели никак нельзя, к глубокому нашему сожалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Просвещение без принуждения Забота о духовном просвещении народа через храм, внебогослужебные собеседования и школу составляла одну из основ деятельности святителя Вениамина со студенческих лет. Разносторонний опыт предшествующего служения принес неоценимую пользу, когда Петроградский архипастырь был поставлен перед задачей воссоздавать религиозное и богословское образование на всех уровнях – от элементарного до высшего – практически с нуля. Своим декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви большевики положили в основу отношения к религии собственный произвол. Национализация храмов и всей богослужебной утвари позволяла режиму «на законных основаниях» в любой момент изымать у верующих и помещения для молитвы, и церковное достояние (сегодня – изделия из драгоценных металлов, завтра – колокольную бронзу и т.д.), запрет же на преподавание религиозных дисциплин в казенных учебных заведениях через 11 лет после издания декрета был расширен до полного запрета на организованное обучение религии... Мощный протест православного Петрограда во главе с митрополитом Вениамином против реквизиции Александро-Невской лавры в январе 1918 года немного остудил горячие головы большевистских «национализаторов». А совместные усилия Епархиальной власти, петроградского духовенства и мирян в 1919 – 1921 годах вызвали к жизни многочисленные духовно-учебные курсы и кружки. Все они, согласно Соборному Определению об епархиальном управлении, состояли под непосредственным руководством епархиального Архиерея 970 . Январский крестный ход в защиту Александро-Невской лавры заставил большевиков на время сменить тактику. Чтобы усыпить сознание верующих масс, они посеяли иллюзию о том, что «при отказе от казенных субсидий церковные школы могли остаться в ведении Епархии, на правах школ частных». К весне 1918 года Петроградский Епархиальный Училищный совет наметил к первоочередному сохранению 46 церковно-приходских школ (т.е. менее 10 % от их прежнего числа), из них – 30 в Петрограде и уезде. При этом впервые прозвучала мысль, ставшая поистине пророческой: «Если мы не будем работать, то, пожалуй, не то, что школы, а и самые храмы нам скоро придется закрывать» 971 . Состоявшийся в марте епархиальный съезд духовенства и мирян принял содержание указанных церковно-приходских школ целиком на средства епархии 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Речь прощальная и напутственная воспитанницам Владимирского епархиального женского Училища первого курса. (28 июня 1870 г.) Любезные воспитанницы! Приветствуем вас с окончанием курса вашего учения. По вашим сияющим лицам видно, какие вы светлые переживаете минуты. Вполне сочувствуем вашей радости и призываем благословение Божие на ваш выход из училища. Но чем торжественнее и знаменательнее для вас настоящие минуты, тем разнообразнейшие в нас вызывают оне чувства и думы, которыми в последний раз намерены мы поделиться с вами. Так, впрочем, случается всегда, когда нужно бывает сказать последнее прощальное слово. Желалось бы и то высказать, и о том предупредить, и о другом не забыть напомнить, и то посоветовать, и от этого предохранить. Многосложность и некоторая предопределенность настоящих минут без всякого сомнения испытывается несколько и вами. Не раз, конечно, ожидая своего выпуска, вы с затаенным волнением устремляли к нему навстречу свою нетерпеливую мысль, и с весьма понятным удовольствием ожидали его наступления. Вот наступило это столь желанное вами время, – и не правда ли, что вы затруднитесь теперь сказать, вполне ли вы счастливы и довольны, и не примешивается ли к вашей радости некоторое сожаление об оставленном вами училище, об атом святом храме Божием, в котором шесть лет изливали вы пред Богом своп детские молитвы, о своих подругах, с которыми надо расстаться, о самой даже этой школьной жизни, которая подчас стесняла вас, – словом обо всем, что имеет отношение к вашему училищу, под кровлею которого протекали ваши отроческие первые юношеские годы! Если это подлинно так, то это очень хорошее у вас чувство. Берегите его как можно дольше и не разрывайте духовной связи с училищем и после того, как вы перестанете в нем учиться, – это наш первый вам совет и наставление! Жизнь, которую вы отселе поведете, так резко будет отличаться от вашей училищной жизни, так новы будут для вас ее уроки и так могущественно ее влияние, что вы и не увидите, как можете измениться и сделаться совершенно не тем, чем мы отсюда вас выпускаем; а это очень опасно, ибо в жизни вообще, и особенно в той, которая предстоит вам, – сказать надо правду, – гораздо больше темных и суровых, чем светлых и приятных сторон. Вот на это-то случай и важно для вас поддерживать духовную связь с местом прежнего вашего воспитания, а она будет поддерживаться тогда, когда вы будете освежать в своей памяти те добрые наставления и уроки, какие вы слышали здесь, и когда будете стараться навсегда удержать за собою приобретенное здесь преимущество людей образованных, облагороженных и хорошо направленных. Желалось бы нам выяснить вам по крайней мере некоторые главные опасности, угрожающие вам по выходе вашем из училища, чтобы вы постоянно имели их в виду и умели отстранять их и побеждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Михаил Осипович Вержболович (31.08.1861–12.07.1911) Догматическое богословие Психология Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Теория эзотерических учений Михаил Осипович Вержболович Педагог, магистр богословия, библеист, знаток древних языков, переводчик. Биография Родился в селе Барани Борисовского уезда Минской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Минском духовном училище (1871–1877) и затем в Минской духовной семинарии (1877–1883). По окончанию семинарии Михаил Вержболович, как наиболее способный из выпуска, был отправлен на казенный счет продолжать образование в Киевскую духовную академию. В 1887 году он успешно окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата для изучения психологии. 28 июля 1888 года Вержболовича назначили преподавателем на кафедру словесности и русской литературы в Симферопольскую духовную семинарию. В августе 1889 года он перевелся по прошению на ту же кафедру в Минскую семинарию. В 1892 году Ученый совет Киевской духовной академии удостоил Вержболовича степени магистра богословия за сочинение «Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве». В этой работе автор попытался охватить исследуемый предмет в возможной полноте. Рассматривая библейские события, он указывал причины, почему пророки в каждом конкретном случае поступали так, а не иначе. История пророческого служения обязательно предварялась выяснением политических и религиозно-нравственных условий деятельности пророков, благодаря чему вырисовывалась целостная картина происходящего, а, следовательно, и подлинность событий. В 1893 году М. О. Вержболович начинает печатать в «Минских Епархиальных Ведомостях» фундаментальное исследование «История Минской духовной семинарии», охватывающее период с 1785 по 1874 год. Вместе с тем в журнале «Вера и Разум» публикуются его обширные статьи по вопросам истории и развития психологии. Вскоре на педагогические способности, трудолюбие и научные труды М. О. Вержболовича обратило внимание высшее духовное начальства. 21 сентября 1895 года приказом обер-прокурора Святейшего Синода его переводят преподавателем философских наук и дидактики в Московскую духовную семинарию. Через некоторое время он становится также членом епархиального Училищного совета и образованной при нем школьной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 29 октября 1852 г. По отъезде вашем из Иерусалима ничего особенного и важного не случилось у нас. Я нередко посещаю здешнее народное училище. В нем по представленным мне спискам считаются 92 ученика. Из числа их 26 обучаются греческому языку, а остальные чтению, письму, счислению и катихизису на языке арабском. Дети очень даровиты. Между ними есть 28 сирот. Я убеждал патриарха, чтобы он начал воспитывать их на счет казны св. Гроба и приготовлять из них будущих учителей и священников, но не помещал бы их в новоучреждаемом училище, потому что арабы не любят разлучаться с детьми своими, а выдавал бы матерям ежемесячное содержание от 30 до 50 пиастров на каждого малолетка в виде подарка за успехи в учении и за доброе поведение. «При таком распоряжении, говорил я владыке, вы, по-первых, издержите на питомцев своих вдвое менее, нежели сколько они будут стоить, когда вы поместите их внутри учебного заведения; во-вторых, выгода заставит матерей посылать детей своих в школу в течение многих лет; следовательно, недостатка в учениках у вас не будет, и со временем явятся хорошие наставники для сельских и городских приходов». Совет мой, по-видимому, понравился его блаженству. Ибо он отвечал мне, что сделает опыт, и даже обещался пойти вместе со мною в школу на другой день и испытать учеников: кто из них может быть переведен в высший класс, где арабскую словесность преподает о. Спиридон. Но по ныне не исполнил данного мне слова. Время и настойчивость моя покажут, кто он, льстец и лжец, или архипастырь преподобный и правдивый? Желает он добра своей пастве, или боится просветить арабов, как бы они, открыв глаза, не увидели, что ими повелевают невежды, только заморские? В другом училище, которым управлял о. Дионисий, я был только однажды. Благоразумная осторожность не позволяет мне часто посещать оное, дабы настоящую неустроенность его не приписали моему бессилию. Я не раз упрашивал патриарха назначить другого начальника на место Дионисия, именно о. Кирилла. Но он медлит. Есть у него задняя мысль касательно полного устройства араво-эллинского училища. Есть у него в виду один человек 128 , живущий далеко от нас, которому он намерен вручить управление сим духовным заведением. Но пока он сулит орла в небе, хорошо бы иметь в руках и синицу. Дионисий не хочет покоряться училищному попечительству, как будто предвидит, что он в руках патриарха есть только кратковременное орудие, назначенное в сломку при первом появлении того лица, которое имеет в виду его блаженство. Упорство Дионисия и задняя мысль патриарха расстроивают училище. Беда иметь дело с властными людьми, у которых ум неискусен.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ Дорогой и глубокочтимый Владыко! Посылаю Вам журнал епархиального училищного совета за 53. Из него усмотрите, что надо Вам назначить председателя. Вопрос - кого? Я полагал бы - о. протоиерея Семеновского. Я с ним об этом говорил, и он соглашается, хотя при откровенном разговоре и высказал, что было бы весьма для него желательным, если бы епархиальный училищный совет нашел возможным ему определить известное вознаграждение, так как его обстоятельства весьма плохи. Я думаю, что при наличии в настоящее время свободных средств у нас в Совете, - это вполне возможно, например двести рублей к Рождеству в виде единовременного пособия. Назначение прот. Семеновского было бы и юридически закономерно, т. к. он съездом был выбран членом. Затем - представление о замещении одной должности члена Совета. Желательно - для пользы дела - протоиерея Яковцевского. Вчера я наведался в семинарию, как там обстоит дело с " начальным учением " . Застаю картину: в гостинной инспектора топчется человек сто пятьдесят семинаристов; тут же их сундучки; грязь, залитый чаем пол; какая-то баба разливает чай, - словом, нечто ужасное. В это время правление заседало и обсуждало вопрос о " казенном содержании " и т. д. Я направился в правление, выяснил там вопрос о размещении воспитанников. Оказывается, в то время как вся семинария занята ударными батальонами (превратившими ее в грязнейшую казарму), из больницы никак не могут выселить шестерых докторов военного госпиталя, которые дали слово очистить больницу к приезду воспитанников. Тогда я решил сам действовать энергично, немедленно поехал к генералу Александрову, взял его в свой экипаж и привез в семинарию, показав положение воспитанников, повел в правление, которое все еще заседало, потом пошли мы вместе с ним, ректором и другими в больницу и там настояли на том, чтобы немедленно было очищено все здание больницы для учеников. Обещают, что и ударные батальоны будут удалены на днях, и тогда возможно будет мало-мальски вести занятия, причем жить будут в семинарии сто пятьдесят человек, остальные - на квартирах, а неимеющие средств платить за квартиру - дома. В связи с новыми нашими неудачами на фронте и на море опять стали угрожать притеснением Новгорода всякими частями; и завтра ожидается комиссия, которая будет осматривать помещения лазаретов, т. к. их, по слухам, предполагается вывести из Новгорода. Но это еще пока - разговоры.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma2.htm

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010