Блаженный-ая. Так преимущественно называется особый разряд св. подвижников и подвижниц, иначе называемых юродивыми. Этот вид подвижничества состоит в том, что принявший или принявшая на себя сей подвиг ради Христа и спасения своей души отказывается от обычного общепринятого образа жизни, делается добровольным скитальцем и нищим, нарочито, обдуманно принимает на себя образ человека, лишенного здравого ума. При этом много и часто переносит голод и жажду, стужу в зной и другие всякого рода лишения, соединенные с жизнью скитальца; а от людей не понимающих его добровольного подвижничества, не видящих втайне совершаемых им молитвенных слез и воздыханий, и других его добродетелей, он терпит постоянное презрение, насмешки и ругательства, а нередко толчки и удары. „Для этого подвига, говорит автор „Дней Богослужения“, потребны великое самоотвержение, чрезвычайное к себе беспристрастие. терпение непрестанных. поруганий, презрения, толчков и ударов от народа, перенесение голода и жажды, стужи и зноя, и всех лишений, неразлучных с жизнью скитальческою. А вместе с тем потребна и высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию, в смешном ничего не допускать греховного, в неблагопристойном – ничего соблазнительного, в обличении – ничего несправедливого“. (Дни Богослуж. т. 1, стр. 568). – Из многих подвижников этого рода особенно известны: св. Андрей (2 октября), удостоившийся видеть в Константинопольском Влахернском храме Матерь Божию, за людей Христу молящуюся и покрывающую их своим омофором, преподобный Симеон Сирианин (21 июля), препод. Исидора, инокиня Тавенская (10 мая) и др. Из русских: св. Василий Московский (августа 2), Исидор Ростовский (14 мая), Прокопий Устюжский (8 июля) и др. Тропарь, гл. 1: Глас Твоего апостола Павла услышав глаголющь: мы юроди Христа ради, раб Твой (имя рек) юрод бысть на земли Тебе ради. Тем же память его почитающе. Тебе молимся, Господи, спаси души наша. Блаженными, кроме юродивых, св. Церковь еще называет: 1. Сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреди, как говорит предание, народа и молв мирских. Таков блаженный Никита (9 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый; радуйся, в раздранней ветсей ризе ходивый. Радуйся, плещи твоя на ударения вдавый; радуйся, ланиты твоя от заушений не отвративый. Радуйся, оскорбления и оплевания кротце и незлобивее терпевый; радуйся, за оскорблявших тя Богу моливыйся» (ик. 2 акафиста Прокопию Устюжскому). «Силою Господа сил укрепляем, мраз и зной добльственне претерпел еси, Прокопие блаженнее, полунаг, во единой ризе, лето и зиму обходяй стогны Великаго Устюга, не имый места, где главу приклонити, токмо в притворе соборнаго Пресвятыя Богородицы храма нищете пребываяй» (конд. 3). «Радуйся, первый в Российстей стране юродства Христа ради подвиг приявый; радуйся, великим праведником Симеону и Андрею Христа ради юродивым верно подражавый. Радуйся, подобно им поругания и биения претерпевый; радуйся, на высоту безстрастия возшедый. Радуйся, во глубину смирения приникни» (ик. 3). «Радуйся, прозорливче, сокровенная сердец человечества Духом Божиим прозиравый; радуйся, ко вразумлению слышащих сия им покаяния ради открывавый. Радуйся, небоязненный сильным мира суда Божия провозвестниче; радуйся, обидимых и гонимых заступниче» (ик. 7). Юродство есть особый деятельный вид христианской спасительной жизни, когда христианин, не желая сообразоваться веку (см. Рим.12:2 ), отрекается от обычного обнаружения человеческого разума и от обыкновенной, признаваемой за нормальную, человеческой жизни. Он не отказывается от своей воли, не удаляется в пустыню и обычно не поселяется в обители, а остается жить среди мира и по преимуществу – среди скученного населения больших городов; ибо по смыслу его духовного призвания именно мир должен быть местом этого трудного подвига. Наружно юродивый – человек умственно ненормальный: он говорит необычные речи и совершает необычные поступки, на которые невольно обращает внимание окружающих. И при этой видимой ненормальности он совершает свое спасение и достигает вечного блаженства, как, например, св. Алексий, человек Божий, св. Прокопий Устюжский, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Великий Устюг. Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста 29 мая (11 июня) 1494 года в Устюге скончался второй популярный местный юродивый Иоанн (канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года), который был похоронен на территории Соборной площади между Успенским и Прокопьевским соборами. Спустя несколько лет над гробом Иоанна устюжанин Федор Тутыгин построил церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, с приделом посвященным Иоанну (соборным храмом стала с 1683 года). Эта церковь стала третьей святыней соборного комплекса. Как и все остальные храмы, церковь эта неоднократно горела и восстанавливалась. 8 февраля 1656 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы, иждивением купца Никифора Ревякина на месте деревянной церкви заложена каменная церковь во имя Происхождения Честного Креста с приделом во имя праведного Иоанна Устюжского. Строительство закончено в 1663 году. Храм имел пять куполов и пристроенную с южной стороны колокольню с шестью колоколами. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора (так же как и колокольня Прокопьевского собора). В 1830 году Иоанновский собор подвергся перестройке, переделан купол, полностью заменены главы. В 1859 году с западной стороны пристроена обширная трапезная. 15 января 1909 года произошел обвал свода, жертв не было, иконы не пострадали. 13 мая 1912 года заложен придел в честь великомученика и целителя Пантелеймона и святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. До 1917 года в Иоанновском соборе находилась гробница праведного Иоанна Устюжского Христа ради юродивого. Из древних икон бывших в храме можно отметить: образ Живоначальной Троицы; образ Происхождения древ Честного и Животворящего Креста Господня; - образ святого праведного Иоанна; большой древний образ святого праведного Иоанна устюжского чудотворца, в молении, с житием и чудесами. На передней стороне образа на серебряной дощечке надпись: «лета 7110 сей образ домовой церковной с окладом и с кистью и с пеленою, поставленье Никиты Григорьева сына Строганова». На задней стороне надпись: «лета 7110 Июня в 14 день составил сей образ на Устюге Великом на посаде у чудотворнаго гроба Святаго Праведнаго и Христа ради Юродиваго Иоанна Устюжскаго чудотворца Никита Григорьев сын Строганова» Блаженный Иоанн, устюжский чудотворец.

http://sobory.ru/article/?object=06411

У преподобного Феодора Студита (п. 2 тр. 4) У инока Сергия (Шелонина) (п. 5 тр. 4) …хвала Герасиму, емуже поработа звьрь, повинуяся ему добродьтелнаго ради совершения… …хвала Павлу, емуже поработа звьрь, повинуяся ему добродьтелнаго ради совершения… Последние три песни своего “Канона” соловецкий писатель посвятил другим чинам святости: юродивым (п. 6, тр. 5), благоверным князьям (песнь 7), святителям (песнь 8 и п. 9, тр. 2) и священномученикам (п. 9, тр. 3–5). Для прославления русских юродивых он составил оригинальный тропарь (п. 6, тр. 5), которому не находится соответствия в “Каноне” преподобного Феодора. В нем он “собрал” всех известных представителей этого лика святых, внесенных в святцы в XVI — первой пол. XVII вв.: Василия Блаженного, Максима Московского, Прокопия и Иоанна Устюжских, Исидора Твердислова, Николу Кочанова. Седьмую песнь “Канона” инок Сергий посвятил чину благоверных русских князей, который представлен в “Каноне” именами равноапостольных просветителей Русской земли Владимира и Ольги (тр. 2); страстотерпцев Бориса и Глеба (тр. 3); князей-мучеников: Михаила Тверского, Михаила Черниговского (с боярином Федором), владимирского князя Георгия Всеволодовича и Василька Ростовского (тр. 4); удельных князей: Константина Муромского, Петра царевича Ордынского, Всеволода-Гавриила и Довмонта Псковских (тр. 6). Особое внимание в этой песни заслуживает оригинальный 5-й тропарь, посвященный великим князьям Андрею Боголюбскому и Василию III. В богослужебных книгах XVII в. не сохранилось никаких сведений о церковном почитании великих князей Андрея Боголюбского или Василия III 17 . Основным источником сведений о них для соловецкого писателя, избравшего их для включения в “Канон”, по-видимому, послужила “Степенная книга” 18 . Вся 8-я песнь “Канона” посвящена “пастырям и мудрым учителям, святителям Христовы Церкви”. В начальных тропарях этой песни инок Сергий прославляет трех русских святителей — Петра, Алексия и Иону (тр. 2), а с ними — святых писателей, отцов Русской Церкви: митрополитов Фотия и Киприана, игумена Иосифа Волоцкого и преподобного Максима Грека, а также архиепископа Солунского Григория Паламу. (Во включении святителя Григория Паламы в состав собора русских святых проявилось особое почитание его иноком Сергием, который даже организовал в соловецком скриптории переписку его сочинений на свои личные средства) 19 .

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Из великих князей и царей приняли перед смертью схиму: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита (†1341 г.), Симеон Иоаннович (Созонт, †1353 г.), Иоанн II Иоаннович (†1359 г.), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона, †1584 г.), Борис Годунов (Боголеп, †1605 г.). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу Русский народ чутко понял огромное значение юродивых. «Ни одна страна, – писал в 1871 году Рущинский в своем исследовании о русском религиозном быте XVI и XVII в. в., – не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия.» «Простому народу, – писали «Московские Ведомости,» – присуще то чувство, которое люди интеллигентные не умеют выразить – это смирение и благоговейное преклонение перед величием нравственного подвига, в какой бы, по-видимому, странной и необычайной форме не выразился этот подвиг.» Юродство Христа ради Юродивые были ходатаями за русский народ. Последнему дорого было стремление юродивых открыто и невзирая на лица обличать и искоренять людскую ложь. Блаженный Михаил Клопский обличал князя Димитрия Шемяку, боровшегося с Василием II, требовал от него подчинения великому князю, предсказал ему смерть. Никола Салос, обличая Uoahha IV , спас Псков. Василий Блаженный обличал Грозного царя, блаженный Иоанн Московский – царя Бориса Годунова. Вспомним просиявших в России Христа ради юродивых, долгое время при жизни гонимых, высмеиваемых, возгоравших затем, озарявших всех светом, и Церковью нашею впоследствии причисленных к лику святых. Преподобный Исаакий, затворник Печерский (†1190 г., 14 (27) февраля), происходивший из торговых людей, обманутый бесами, притворившимися ангелами, тяжко болевший, спасенный уходом за ним преподобных Антония и Феодосия. «Оздоровев от болезни,» он стал первым русским юродивым… Блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец (†1303 г., 8 (21) июля), богатый иностранный купец, торговавший в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В этот день Православная Церковь воспоминает «знамение», явившееся в Устюге от иконы Благовещения Пресв. Богородины в 1290 г. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды своим согражданам, что Бог , за их грехи, хочет погубить город их. Наступил предвозвещённый им день: на небе показалось над самым городом мрачное облако, и со всех сторон начали появляться грозные тучи с непрестанными молниями и громами. Городу угрожали бедствия; жители обратились к покаянию и все стеклись в храмы Божии для молитвы об отвращении предстоящего несчастия. В соборной церкви Богоматери от сей иконы, по молитвам народа, сокрушавшегося о грехах своих, и особенно по молитвам Устюжского чудотворца Прокопия, который, павши перед иконой Богоматери, со слезами молил Владычицу, да будет Она скорой заступницей перед Сыном Своим за люди согрешившие и праведный гнев Его на себя привлекшие, всенародно явлено было знамение благоволения Божия. На иконе Царицы Небесной увидели истекшее из очей её благовонное миро – знамение слёзного моления её о спасении града, и Господь, по заступлению Пречистой Матери Своей, избавил город от погибели. Страшные тучи, угрожавшие, по милосердию Божию, пронеслись над городом и на месте ненаселённом пролился из них дождь и выпали камни. В воспоминание этого спасительного события установлено ежегодное празднество чудотворной иконе Пресв. Богородицы в 8-й день июля. Чудотворный образ Благовещения Богородицы, перед которым молился св. Прокопий, называется Устюжским и ныне находится в Московском Успенском соборе, куда этот образ перенесён вероятно во время княжения Иоанна Васильевича Грозного, около 1567 года. На месте же этого образа в Устюге поставлен в 1747 году 3 июля новонаписанный с него. В 1812 году неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжский образ богатого оклада, но Устюжане, и поныне благоговеющие к чудотворному образу, в 1817 году заменили новым. 110 Ркп. житие св. Прокопия в Синод. б. в ркп. XVI в. 477, 636, у Толстого 1, 306. 2, 375. О житии блаженн. Прокопия: а) написана была записка ещё Симеоном, отцом Стефана Пермского, вскоре по смерти Прокопия. «Раб Божий Симеон, почудися зело глаголанным от святаго и прослави Бога и скры тайные его глаголы и никому же поведа о великом терпении его, донележе он изыде от жития сего. По преставлении же святаго все написа по ряду, еже виде и слыша от святаго пользы ради душевные последним родом нашим», б) Полное житие написано было по построении храма в Устюге ок. 1500 г. не совсем искусной рукой. Сочинитель (в 30 гл.) говорит, что он составил своё описание по «церковным повестницам», в которых писано было о св. муже «ово же в тетрадех, а иное в свитцех, и не по ряду, передняя назади, а задняя напереди».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Постараемся, – говорит святой Иоанн в Лествице (XXVI, 138 – 139) – не только бороться с демонами, но и нападать на них… Кто победил страсти, тот поражает демонов, притворно показывая, что имеет страсти, и тем обманывает своих врагов, оставаясь неуязвимым для них. Некто из братий потерпел однажды бесчестие, и нимало не тронувшись этим, помолился умом, потом начал роптать по поводу нанесенного ему бесчестия. Другой из братии, вовсе не желавший первенства, притворялся, что весьма домогается этого. Как же изображу тебе непорочность того, кто вошел в блудный дом, по-видимому, ради греха, но блудницу привлек к подвижнической жизни? 129 Еще одному из безмолвников очень рано утром принес некто виноградную кисть, а он, по выходе принесшего, с какою-то торопливостию, впрочем, без всякого вожделения, съел ягоды, показывая демонам в себе чревоугодника. Другой еще, потеряв несколько прутьев, целый день представлялся скорбящим о том». Пред вступлением Андрея в подвиг юродства, «во сне Христа (прежде), воспевает ему церковь , видел еси, на демоны тя укрепляюща, и венец тебе подающа и со эфиопом братися поучающа», или еще: «…со эфиопом брався, победил еси того, от Христа дерзновение приим, многу печаль демоном сотворил ecu» 130 . Василий блаженный – «мудрейшим юродством прехитрил диавола» 131 святой Иоанн Устюжский – «бесовская ополчения посрамил» 132 . «Но таковым много нужно трезвости, продолжает преподобный Лествичник, чтобы, вознамерившись насмеяться над демонами, самим не сделаться их игралищем. О сих-то, без сомнения, сказал апостол: яко лестцы и истинни ( 2Kop. VI:8 )». Но юродствовать таким образом, для обмана демонов, само собою разумеется, можно было, и не выходя из келии. Поэтому аргументация, связывающая юродство с монашеством, должна идти далее. Основою всякого подвига, как и вообще иночества, как мы видели, должно служить смирение, а оно всего удобнее достигается и сохраняется вследствие людского бесчестия. Для того, чтобы получить иноку от людей бесчестие, нет более верного способа, как путь юродства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010