Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОСМА ВЕРХОТУРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Косма Верхотурский. Икона (Екатеринбург, 2003 г.). Храмовый образ церкви блж. Космы в скиту Екатеринбургского Ново-тихвинского женского монастыря у села Меркушино Косма Верхотурский (+ 1679 ), Христа ради юродивый , блаженный Память 1 ноября (РПЦЗ ), в Соборах Екатеринбургских и Сибирских святых По преданию, отец Космы занимался торговлей, переселился в Верхотурье из Великого Устюга; мать была дочерью священника. В Верхотурье Косма жил вместе с братьями в доме родителей в Заречной части города.   Согласно рассказу верхотурского старожила Ф. П. Немтинова (+ 1882), святой носил фамилию Немтинов. Однако эти сведения документально не подтверждаются: род Немтиновых в Верхотурье прослеживается только с 1720-х годов. В переписных книгах жителей Верхотурья XVII века упоминается некий Кузка или Коземка Иванов сын: " Двор а в нем живет посадцкой человек Ивашко Абакумов. Детей у него Коземка четырнадцати лет, Данилко одиннадцати лет, Олешка семи лет, Ивашко шти лет "   . Поскольку в переписи населения Великого Устюга 1630 года встречается имя " Ивашки Аввакумова " , можно предположить, что речь идет об одном и том же человеке - отце Кузки, что подтверждает предание об устюжском происхождении святого  . В верхотурской крестоприводной книге 1682 года фиксируется фамилия этой семьи - Сапожниковы . Последний раз имя Кузки встречается в переписи 1679 года, что также согласуется с известием о преставлении Космы в это время . Подвиг юродства Косма воспринял, подражая блж. Иоанну Устюжскому , о котором ему рассказывали родители-устюжане. Косма зимой и летом ходил босым, в одной рубашке. Зимой, приходя в церковь, он отогревал ноги на раскаленных углях. Жители города видели, что юродивый ходил по воде. Однажды он убегал по глади реки от детей, бросавших в него камешками. Косма ежедневно посещал богослужения в верхотурском Никольском мужском монастыре  или в городском Троицком соборе .

http://drevo-info.ru/articles/11596.html

– Один из устюжских граждан, явившись к боярину по делам и узнав о его болезни, сказал ему: «не прогневайся на нас честной боярин, мы хотим назвать тебе верного врача; за много лет жил у нас в Устюге юродивый Прокопий; в его имя ныне у собора есть церковь и от мощей его получаются разные исцеления». Боярин послал нарочного в Устюг отслужить молебен блаж. Прокопию за него больного; когда возвратился посланный с иконою св. Прокопия, больной встал с постели и выслушав молебен пред иконою, стал совсем здоровым. – В ряду чудес достойно особенного внимания следующее: был у наместника устюжского, боярина Семена Борисовича, служитель, любимый им, но который творил много пакостей устюжанам, худой христианин умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия св. тайн. – Боярин велел похоронить любимого служителя близ собора и построить над его могилою палатку; воля его исполнена: но в туже ночь палатка была разметана. Боярин велел построить новую, но и та была разбросана. Боярин рассердился, думая, что это делают худые люди по неудовольствию на него. – Один устюжанин взял на себя смелость сказать боярину: «не гневайся, боярин: слышал я от прадедов моих, что здесь лежит блаженный Прокопий, юродивый для Христа». – Боярин понял правду, он велел перенести тело служителя в другое место, и со слезами молился: «прости блаженный Прокопий, меня грешного и неразумного, что осмелился положить вблизи твоей святости нечистого слугу». 660 Набожный устюжанин 16 в. в своей похвале блаж. Прокопию писал: «Царьград ублажает святых блаженных мужей Симеона, Иоанна и Андрея, Христа ради юродивых. Великий Новгород славит архиепископов Иоанна, Евфимия, Никиту, Иону и преподобных Варлаама, Савву и Михаила клопского; Псков город – блаж. кн. Всеволода – Гавриила, пр. Аврамия и Савву. Москва величает митроп. Петра, Алексия, Иону и Филиппа, блаженных Максима и Василия и иных святых. – Ростов ублажает епископов Леонтия и Игнатия, Исаию и Иакова, пр. Аврамия и блаж. Исидора. Смоленск и Ярославль чтят кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новгородский архиепископ Иона поручил Пахомию Сербину написать службу митрополиту Ионе или на другой год после его кончины, последовавшей 31-го Марта 1461-го года, или даже в самый год кончины, о чем житие архиепископа говорит: «по успении преподобного святителя митропольского Ионы архиепископ понуди Пахомия, иже от Святые горы, мниха попа, списати последование памяти его и службы канон священному Ионе митрополиту, ведяше бо его добродетели, сего ради и память его каноны почте, равно со святыми», см. в Памятниках старинной Русской литературы Кушелева-Безбородко, вып. IV, стр. 33, col. 2. Царь Алексей Михайлович написал тропарь князю Семену Романовичу Пожарскому, который 28-го Июня 1659-го года из-за неблагоразумной отваги попал в плен к Татарам и за дерзкое оскорбление хана был казнен сим последним (о плене и казни см. у Соловьева в Ист.. т. XI, изд. 2, стр. 59, подробнее у Костомарова в статье: «Гетманство Выговского», изд. Кожанч. 1863 г. стр. 167 sqq. 545 См. у Строева в Библиолог. Словаре, стр. 158 примет. (Волоколамская рукопись, из которой сделана Строевым выписка, вт. настоящее время есть 381-й и находится в библиотеке нашей Академии). 548 О том, что составители некоторых житий заимствовали материал для себя из житий соименных Русским святым Греческих святых, см. у г. Кадлубовского  в указанных нами в дополнении к стр. 3 Очерках к истории древне-русской литературы житий святых. 549 «Жизнь Ефрема Перекомского изображена почти буквально словами жития Александра Свирского ; на Прокопия, юродивого Устюжского, биограф его перенес целиком рассказ из жития Андреи, юродивого Цареградского».– Ключевск. стр. 432 fin., и см. еще у него же стр. 269, 298 и 304, о житиях Александра Свирского , Александра Ошевенского и Иоасафа Каменского. Под незабавным списыванием разумеем то напр., что автор жития преп. Александра Свирского буквально выписал из Епифаниева жития преп. Сергия Радонежского рассказ о явлении последнему Божией Матери. 550 В частности, совершенно справедливо вооружается Филарет, как и некоторые другие, против того, чтобы изображать на картинках путешествие на бесе в Иерусалим Иоанна, архиепископа Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Я вспоминаю своего умершего от алкоголизма отца. Он был красивый интеллигентный мужчина, спортсмен и весельчак. Писал рассказы, любил рыбалку. В последние его годы даже местная дворовая пьянь брезговала заходить в нашу квартиру — липкие полы, тараканьи гнезда, запах тяжелее, чем в бесплатных туалетах. Я вспоминаю своих друзей, которые «погибли от этой страшной болезни, хитрой, властной, сбивающей с толку». Вспоминаю о себе и о тех унизительных впечатлениях и чувствах, которые испытывал к себе: страх, стыд, боль, отвращение, ненависть, жалость. И всё это одновременно. Минута молчания позволяет мне погрузиться на глубину души, пережить печаль из-за того, что не вернешь папу, не проживешь заново юность, не восстановишь многие потери. И это помогает встретить реальность, жизнь со всеми ее неровностями, шероховатостями и искушениями. Пауза в начале группы АА — это для меня великое благо. В течение дня я стараюсь хотя бы два-три раза брать паузу среди будничной суеты и вспомнить о Боге, о себе и о том, зачем мне дан этот день. Господи, помоги мне сегодня не погружаться с головой в суету дня, но отступать в молчании сердца и погружаться в тишину, хотя бы на краткие мгновения. 11 июня. Память блаженного Иоанна Устюжского, Христа ради юродивого (1494) Блаженный Иоанн родился в селе Пухово, близ старого Устюга, от благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет он отличался любовью ко Христу и строгой постнической жизнью. Отрок Иоанн после того, как его отец умер, а мать приняла постриг с именем Наталья в Троицком монастыре, начал безмолвствовать, а затем принял на себя подвиг юродства. Перейдя в город Устюг, он поселился в построенной для него хижине и проводил ночи в молитве. Днем же, в разодранной одежде и босой во всякое время года, ходил по улицам города, перенося издевательства и оскорбления грубых обывателей. Отдыхал он на куче навоза. Еще при жизни Иоанн удостоился дара чудотворения и умер молодым 11 июня 1494 года. О чем это житие и подвиг святого юродивого говорит мне сегодня? О многом, но, прежде всего, о неуклонном шествии духовным путем, несмотря на непонимание и возможные препоны со стороны тех, кто меня окружает.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему Бог призывает некоторых праведников к такому “унизительному” образу жизни? Чтобы понять это, надо учесть, что жизнь человеческого общества насквозь отравлена злом – в ней так много фальши, лжи, лицемерия, жадности, гордости, коварства и других пороков. Нередко под личиной праведности, учености и благородства люди скрывают самые греховные чувства и намерения. Они охотно восхваляют ничтожные и мнимые добродетели, но ненавидят подлинное добро. Яркий пример такого типа людей мы видим в иудейских книжниках времен Христа. Видя их неспособность принять Его учение, Господь Иисус Христос однажды воскликнул: “Славлю Тебя, Отче... неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам” – т.е. простым и скромным людям ( Мф. 11:25 ). Как мы знаем из Священной истории, иногда Господь казалось бы странными поступками и словами Своих избранников обличал лукавство сильных мира сего. Служа Богу, по временам “юродствовали” даже такие великие пророки как Исаия, Иеремия и Иезекииль. За их как будто бессмысленными фразами и странными действиями скрывались высшая мудрость и события будущего. (Смотри, например: Ис.8:3 ; Иер.13:1–9, 18:1–4, 19:1–4, 20:2–10, 27:2, 38:6 ; Иез.4:1–15, 5:1–4, 12:2–7, 24:3–5 ). Но, призывая юродствовать, Господь при этом не порабощает воли человека. Юродивые брали на себя этот необычный подвиг не только из послушания, но по причине и своей жажды праведности. Самой трудной страстью, с которой приходится бороться человеку, является гордость. Многие святые, которые сравнительно легко преодолевали обычные физические страсти, боролись с гордостью и тщеславием до последнего своего издыхания. “Тщеславие радуется всем добродетелям”, – говорит преподобный Иоанн Лествичник . Отвергая здравый смысл и ежедневно терпя поношения, юродивые Христа ради этим подсекали гордость в самом ее корне. Среди них особенно известны святые: Андрей, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Параскева Дивеевская. (Дни памятиоктября, 21 июля и 15 августа по новому календарю). Они, не довольствуясь обычными лишениями имущества и семейной жизни, отрекались от самого главного отличия человека – обычного употребления разума, и добровольно принимали на себя вид человека, не знающего ни меры, ни приличия, ни чувства стыда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Блаженный Прокопий был современником преподобного Трифона Вятского. Спасение души приобретал он добровольным юродством. В те времена немало являлось с именем юродивых. Но на каждом пути спасения нужны чистота намерений и верность совести до смерти. Иначе патриарх Иоасаф I в 1636 году жаловался на юродивых: «Иные ходят, – писал он, – в образе пустынническом и в одеждах черных и веригах, растрепав волосы», но не для Господа и не во Господе 1069 . И собор 1667 года осуждал таких же людей: «Иже мнятся благоговейни быти, не суть же таковы, живут посреди градов и сел в образе отшельника и затворника, волосаты, и в монашеской свитце, иные же и в железах скованы, такожде наги и босы ходят по городам и селам в мире, тщеславия ради, да восприимут славу от народа и да почитают их за святых, ко прелести простым и невеждам» 1070 . Гибель душе, а не спасение, когда облекаются в образ благочестия с тем только, чтобы свободнее питать свои страсти. Не спасаются и тогда, когда, начав дело духом, оканчивают плотью. Претерпевший до конца спасается. Блаженный Прокопий Вятский, как и Прокопий Устюжский, взяв иго юродства для одного Христа, для Христа нес его до смерти: до смерти терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, то холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи, и от перемен погоды. Он блаженно почил 21 декабря 1627 года. Мощи его почивают в Успенском Трифоновом монастыре, источая исцеления 1071 . День двадцать третий Преставление святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского Не много сохранилось известий о земной жизни святого архиепископа Феоктиста; но и в немногих известиях можно видеть, какой был главный подвиг жизни его, прославленный небом. После того, как 22 мая 1299 года преставился Климент, архиепископ Новгородский, «новгородцы с посадником Андреем, долго рассуждая о преемнике, полюбили Богом назначенного, доброго и смиренного Феоктиста, игумена Святого Благовещения. Собрав звоном вече у святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы почтительно привели его и посадили на дворе владыки, пока узнают, где митрополит».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда вспомнила обет свой во дни плена и, пришедши в церковь блаженного, просила священнослужителей отпеть для нее молебен, потом положила приготовленный ею покров на многоцелебную раку и рассказала клиру и народу о чудном своем избавлении из плена татарского. Был пресвитер по имени Дометиан, в городе Устюге, при соборной церкви, который имел большую веру блаженному Прокопию; тяжко страдал он от горячки и до такой степени она усилилась, что уже пресвитер лежал, как бездыханный, на одре своем и все домашние горько над ним плакали как по умершем. Но когда все удалились от больного и одинокий лежал пресвитер, предстал ему в тишине ночи «святолепный муж» у самой постели и сказал: «Вижу тебя крепко болящим». – «Изнемогаю, – отвечал иерей, – никогда не приключалась мне таковая болезнь». Тогда явившийся сказал ему: «Вот я пришел к тебе, ради прежнего добродетельного жития твоего и радения ко мне; хочешь ли одену тебя своею одеждою?» Сказав сие, снял одежду с болящего и положил у его ног, потом одел другою, принесенною им ризою и произнес: «Отселе будешь здрав!» Болящий спросил беседующего с ним: «Поведай мне имя твое: кто ты? ибо вижу, что ты человек сильный и так трудишься ради меня грешного». Блаженный отвечал: «Я раб Божий, Прокопий Устюжский, послан тебе на помощь от Господа: отселе прощает тебе Господь». С сими словами стал невидим; священник в ту же минуту почувствовал себя совершенно здоровым, и, встав с одра своего, прославил угодника Божия. При державе царя Иоанна Васильевича в 1548 году в пределах устюжских было знамение, в обители страстотерпцев Бориса и Глеба, в городе, называемом Выборе, во славу угодников Божиих Варлаама и Прокопия. Уже многие годы находилась в церкви их икона и пришла в ветхость. В день памяти блаженного Прокопия поставили икону сию на торгу, потому что был обычай собираться народу к этому празднику из окрестных селений. Некто убогий человек из Усоли, по имени Иван, четыре года лежал расслабленным в больнице, мало видя, плохо слыша и едва говоря языком; иногда ползал он на локтях и коленях милостыни ради, а иногда возили его в санках богобоязненные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Леонтий был основателем Карихова монастыря, близ Новгорода. Отошел ко Господу 18 июля 1429 года. В тот же день совершается память преподобномученика Космы Грузинского († 1630) и святого блаженного Леонтия Устюжского, Христа ради юродивого . Иоанн Многострадальный Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху. Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совершенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен преподобный отец наш Антоний († 1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: «Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затвориться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих». Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже тридцатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С наступлением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Услышав, что горожане усольские хотят плыть в Устюг, молил он, чтобы его взяли с собою ко гробу чудотворца, но никто не хотел взять его. Оставленный на берегу, расслабленный дополз до торга и, увидев там икону блаженного, начал ей усердно молиться, призывая себе на помощь угодника Божия, и призываемый явился на зов его и сказал, взяв его за руку: «Вот тебе здравие». Дважды сотворил он крестное знамение на челе расслабленного и еще сказал ему: «Иди, целуй лик мой на иконе и будешь здрав». При сих словах стал невидим; расслабленный же почувствовал укрепление всех своих членов и, взяв два посоха, сам поднялся, пошел и приложился к иконе чудотворца. Изумился народ, видя расслабленного ходящим по торгу и, обступив его, спрашивал, как он исцелился? И исцеленный всем рассказал бывшее с ним чудо. Это был вечер субботний, накануне праздника чудотворца, на другой день собравшийся народ возвестил о чудном исцелении правителю города. Он объявил радостное сие событие игумену обители и просил всенародного молебна после литургии. При звоне колоколов игумен с братией, подняв честную икону, пели молебен посреди народа Господу, Пречистой Его Матери и угодникам Их Варлааму и Прокопию, все стремились благоговейно целовать святую икону. Был тут и исцеленный: игумен расспрашивал его при всем народе о чудном событии и он громко исповедал пред лицом всех дивное свое исцеление. С великим торжеством была опять отнесена чудотворная икона в обитель, в ограде коей соорудили новый храм во имя Христа ради юродивого Прокопия, устюжского чудотворца. Набожный устюжанин XVI века в своей похвале блаженному Прокопию писал: «Великий Новград блажит архиепископов Иоанна и Евфимия, Никиту и Иону, и преподобного Варлаама, и Савву, и Михаила Клопского; Псков же град блажит блаженных, благоверных и великих князей Всеволода и Довмонта, Московское же русское царство блажит и славит преосвященных митрополитов Петра и Алексия, и Иону, и блаженных Христа ради Максима и Василия, и иных святых. Ростов же блажит и славит епископов Леонтия и Исайю и Игнатия, и Якова, Вассиана и Ефрема, и Авраамия, и Исидора блаженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010