День Устюжской иконы Богородицы 8 (21) июля В этот день Прав. Церковь воспоминает «знамение, явившееся в Устюге от иконы Благовещения Пресв. Богородицы в 1290 году». Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды своим согражданам, что Бог за их грехи хочет погубить город их. Наступил предвозвещенный им день: на небе показалось над самым городом мрачное облако, и со всех сторон начали появляться грозные тучи с непрестанными молниями и громами. Городу угрожали бедствия; жители обратились к покаянию и все стеклись в храмы Божии для молитвы об отвращении предстоящего несчастия. Тогда в соборной церкви Богоматери от сей иконы, – по молитвам народа, сокрушавшегося о грехах своих, и особенно по молитвам Устюжского чудотворца Прокопия, который, павши пред иконою Богоматери, со слезами молил Владычицу, да будет Она скорой Заступницей пред Сыном Своим за людей согрешивших и праведный гнев Его на себя привлекших, – всенародно явлено было знамение благоволения Божия. На иконе Царицы Небесной увидели истекшее из очей Ее благовонное миро – знамение слезного моления Ее о спасении града, и Господь, по заступлению Пречистой Матери Своей, избавил город от погибели. Страшные тучи угрожавшие, по милосердию Божию пронеслись над городом, и на месте ненаселенном пролился из них дождь, и выпали камни 625 . В воспоминание этого спасительного события установлено ежегодное празднество чудотворной иконе Пресв. Богородицы в 8-й день июля. Чудотворный образ Благовещения Богородицы, пред которым молился св. Прокопий, называется Устюжский и ныне находится в московском Успенском соборе, куда этот образ перенесен, вероятно, во время царствования Иоанна Васильевича Грозного, около 1567 года 626 . На месте же этого образа в Устюге поставлен в 1747 году 3 июля новонаписанный с него 627 . В 1812 году неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжский образ богатого оклада, но устюжане, и поныне благоговеющие к чудотворному образу, в 1817 году заменили новым 628 . День Колочской иконы Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В 1508 году икона Умиления перенесена и поставлена в Троицкую церковь , где и доныне находится. 8.07. Оковицкая Оковицкая Икона сия, называемая также Ржевскою, явилась 8 июля 1539 года; празднуется ей 8 и 11 июля. 8.07. Устюжская – Благовещение 67 Празднество чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге от иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в 1290 году. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно, что Бог за грехи людей хочет наказать их и что город страшно погибнет. Прокопий умолял их прибегнуть к покаянию и просить Бога о помиловании. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на паперти церковной молиться непрестанно за всех. Устюжская – Благовещение Чрез неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень, явилось на небосклоне чёрное облако; приближаясь к городу, оно росло и, наконец, легло над ним чёрною тучею. Тьма сделалась необычайною, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, беспрерывная молния, прорезывавшая густую тьму, освещала ужас и оцепенение всякого создания; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив. Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и, особенно, в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которою Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Её, да ходатайствует пред Сыном Своим за людей согрешивших! И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял ко Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, да отвратится гнев, праведно на него движимый. Рыдания раскаивающихся мужей и жён, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев – смешались с обильными слезами угодника Божия Прокопия, и вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро – и в таком количестве, что им наполнили церковные сосуды. Вслед за сим стала ощущаться перемена в воздухе; страшная туча с громом и молниями отошла от города вёрст на 20 и там над пустынным местом разразилась, как дождём, раскалёнными камнями; лес был поломан ими и сожжён, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращённого от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полною верою прибегать к иконе Заступницы рода христианского; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и получали исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно-для своего обогащения. 35 . Савва Вишерский, основатель Савво или Саввино – Вишерского монастыря, который находится в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года. В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого написати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 126 , т. е. установил местное празднование преподобному в монастыре. Память 1-го Октября 127 . 36 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, по свидетельству очень мало надежного жития его скончавшийся в 1303-м году, по на самом деле, как кажется, живший гораздо позднее, – в конце XIV – начале XV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-ы году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в великокняжеском войске под Казань благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца Июля в 8-й день 128 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню под гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большего своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В христианские времена власяницей обыкновенно называется шерстяная одежда, носимая прямо на голом теле, причем иногда она скрывалась под верхнею одеждою. Ношение на голом теле власяницы основывалось на примере пророка Илии и святого Иоанна Предтечи, обыкновенною одеждою которых была власяница из верблюжьего волоса 272 . С третьего века о ней часто упоминают христианские писатели. Святой Киприан внушает падшим умилостивлять Бога слезами, уничиженным лежанием на земле, ношением власяницы. В среде монашества с четвертого века эта же одежда входит чуть не в всеобщее употребление. Так святой Андрей, после того, как его признали сумасшедшим и отпустили на волю, «взем нож, иде на студенец, и совлек с себя ризу, раздроби ю на пласты 273 ; святой Исидор Твердислов, решив принять на себя подвиг «юродства», «от риз совлечеся» 274 . Святой Василий блаженный «ни ризного одеяния на теле своем ношаше и наг хождаше и в зиме и лете» 275 ; святой юродивый Устюжский Иоанн «пребываше наг, точию едино рубище имея по чреслех своих. Егда же и в срачице прилучашеся ходити ему, и он ю ветху имеяше, и никогдаже измовену» 276 ; святой Прокопий Устюжский ходил «в единой ветхой рубищной и раздраной одежде полунаг сущи, рубищную же носимую одежду имеяше с единого рама спущену и плещи обнажены 277 ; святой Иоанн Большой Колпак по Москве ходил почти нагой 278 ; святой Георгий Шенкурский носил «гнусную и раздраную ризу, студа ради телесного покрывая тело свое, якоже достоит покрыти 279 ; святой Андрей Тотемский ходил в раздранной одежде 280 ; святой Симон Юрьевецкий зимою и летом имел одну длинную раздранную рубашку 281 ; святой Николай Кочанов носил ветхую одежду, а святой Феодор Новгородский ходил полунагим, святой Николай Псковский носил длинную рубашку, подпоясанную веревкой: святой Максим Московский почти нагим бегал по улицам Москвы; святой Лаврентий калужский зимой и летом ничего не носил, кроме рубашки и овчинного кожуха; святой Прокопий Вятский всегда рвал одежду, которую ему давали носить 282 ; святая Исидора «простым платом сквернавым покрывание главу свою» 283 . Иные из юродивых носили власяницу как например: Фаддей олонецкий 284 , Исакий Печерский 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неверие архиепископа Трифона и всего его причта в чудеса, совершавшиеся при мощах князей, конечно, было не без основания. Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно – для своего обогащения. 38 . Савва Вишерский, основатель Савво- или Саввино-Вишерского монастыря, который находится в 10-ти верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года (память 1-го октября). В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого на- —90— писати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 1305 , т. е. установить местное празднование преподобному в монастыре. 39 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, живший неизвестно когда, вероятно – в первой половине XIV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-м году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца июля в 8-й день 1306 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню над гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большого своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1483 году святитель Геронтий на непродолжительное время вновь удалился в Симонов монастырь из-за болезни, но вскоре возвратился и благополучно управлял церковными делами до блаженной кончины, последовавшей 28 мая 1489 года, накануне праздника Вознесения. Святитель Геронтий был погребен в Успенском соборе Кремля. Сохранились несколько грамот и послание к великому князю, составленные митрополитом Геронтием. После кончины началось его почитание. В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими первоиерархами. Май 29 Иоанн Устюжский чудотворец, блаженный Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово близ Старого Устюга от благочестивых родителей Саввы и Марии. Старший его брат Иродион был живым подобием своего отца, которому помогал во всех его занятиях, что доставляло родителям величайшее удовольствие. Но второй их сын Иоанн почти с самого младенчества начал обнаруживать в себе что-то необыкновенное, непонятное и нисколько не походил на других детей. Постоянно задумчивый и молчаливый, он никогда не участвовал в играх своих сверстников, питался только хлебом и водой, по средам и пятницам решительно не принимал никакой пищи, все ночи проводил без сна в коленопреклонениях и молитвах. Ходил он всегда с грустным и жалостным лицом, так что некоторые думали, что он не в полном уме. Так блаженный отрок поступал всегда, и мать много раз убеждала его изменить такой образ жизни. Но Иоанн, хотя и не знал грамоты, отвечал ей словами Святого Писания, слышанными им в церкви: «Не принуждай меня, мать моя, воздержание избавит меня от грехов. Пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен: без греха — Один только Бог» (Рим. 3, 10, 23; 1 Ин. 1, 8–9). И еще: пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор. 8, 8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно не стало врагом нашим». Вскоре его родители переехали в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг в Троицком Орлецком монастыре с именем Наталия и вскоре избрана была игуменией этого монастыря. Все время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродивого, и мать, видя, что он так ведет себя, предоставила его воле Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Тогда нашим уделом будут не только скорби, но и великие радости, подобныя тем, которыя переживали св. апостолы и все угодники Божии. Много скорбей испытали св. апостолы, но вот, что они говорят словами ап. Павла: Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще... Присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей... Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни ( 2Кор. 4:10, 11:16 ). Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Много страдали св. Андрей Христа ради юродивый и св. Серафим Саровский , но тот и другой утешаемы были от Бога многими видениями и откровениями, и, наконец, удостоил их Господь такого неизреченного блаженства, что они еще при земной жизни были вознесены до третьего неба. Тяжко страдал в своей жизни праведный Прокопий Устюжский, юродивый Христа ради, но он получал и величайшия утешения от Бога, почему и говорил: «Люта зима, но сладок рай». Если мы будем стремиться к стяжанию благодати Св. Духа, как цели своей жизни, тогда Господь не оставит нас и земным благополучием и земным счастьем. Он исполнит тогда на нас Свои божественные слова: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 )» 18 . Но как бы ни были велики усилия нашей свободной воли для достижения Царства Божия, без благодати они недостаточны. Вопрос о неразрывном совместном действии благодати и свободной воли человека архиепископ Серафим рассматрывает в томже своем сборнике «Искажение православной истины в русской богословской мысли». Вот что мы читаем там: «Возникает вопрос: каково же участие нашей свободной воли в достижении нами Царства Божиего? В ответ на это мы укажем на следующие слова Господа: Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф. 11:12 ). Следовательно, по учению Спасителя, мы должны явить великия усилия нашей свободной воли, великие труды и подвиги, чтобы восхитить Царство Божие, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

26. Память иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Суждалскаго. (Поют), как настоятель изволит. 30. Преподобного отца нашего Петра, царевича Ростовскаго, новаго чюдотворца. 3. Обретение мощей преподобнаго отца нашего Еуфимия, архимарита Суждалскаго, новаго чюдотворца. «Празднуют Филиппу чюдотворцу», т. е. митрополиту Московскому и всея России. 5. Обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Сергия Радонежскаго, новаго чюдотворца. «Празднуют обретение мощей Сергия чюдотворца (на Троицком Богоявленском подворье), а в соборе поют рядовому Афанасию (Афонскому)». 6. Убиение святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских, новых чюдотворцев. 8. Святаго Прокопия, Устюжскаго чюдотворца Христа ради юродиваго. 11. Успение святые великия княгини Олги, нареченныя в крещении Елены. 14. Преподобного отца нашего Стефана, брата по плоти святому Сергею, Радонежскаму чюдотворцу. 15. Успение святаго великаго князя Владимера, нареченнаго во святом крещении Василия, просветившаго Рускую землю святым крещением. Есть, с припиской позднейшей руки: «празднуют неизменно». «Празднуют с полиелеосом непременно». 24. Святых страстотерпец, благоверных князей Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Роман и Давид. «В соборе празднуют Борису и Глебу непременно». 26. Успение преподобнаго отца нашего Макария, Желтоводскаго чюдотворца.  ЗАПИСЬ 1621-ГО ГОДА. Запись до 1634 г. Запись между 1636–1639 г. г. Запись между 1666–1743 г. г. 27. Святого Николы Кочанова, Христа ради юродиваго, Ноугородскаго чюдотворца. Август . 2. Преставися святый Василей, Христа ради юродивый, Московский новый чюдотворец. Есть, но с позднейшею приписью: «со 67 (1059) в соборе не праздновали Василию, пели рядовым». Есть, но с приписью: «Василию в соборе не поют, а поют рядовому Стефану (первомученику)». 3. Преподобнаго отца нашего Антония Римлянина, Новогородскаго чюдотворца. Есть, но с позднейшей припиской: «Антонию не празднуют, рядовым поют». 4. Празднуем проявление честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита Московскаго и всеа Руси, новаго чюдотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После того в город Устюг пришла великая радость. Люди веселились от души и за это чудо воздали хвалу Господу Богу и Пресвятой Его Богоматери, что избавил их Господь от внезапной погибели. Явил Господь свою целительную милость и преславное великое чудо: ниспослал на них, грешных, свой праведный гнев, желая покарать их этим наказанием за грехи, но молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и святого преподобного и блаженного Христа ради юродивого Прокопия тот Божий гнев превратился и щедроты обратил Господь Свой праведный гнев в милость и произвел от образа Пресвятой Своей Матери, из сухого дерева великий источник мирра для уверения будущих поколений в истинных чудесах и во спасение душ наших... Слава Господу Богу, явившему нам удивительные, достойные похвалы, невыразимые чудеса за то, что прославили угодника Его и раба, блаженного Прокопия. Братья, воздайте Богу, создателю всего, за Его несказанные дары, а более всего за то, что одарил нас, недостойных, явив нам такого великого светоча: говорю о преподобном блаженном Прокопий, просиявшем в русской земле, в восточных странах, в городе Великом Устюге, в последние годы нашей жизни, так житие его и чудеса происходили пред нашими глазами, когда он был еще жив. В то время, на восьмой год после прихода в Великий Устюг блаженного Прокопия, наступила суровая зима, и были лютые морозы и сильные ветра, наносившие огромные снежные сугробы. Тогда в городе Устюге все дома были засыпаны снегом. Всякий человек, даже тепло одетый, не мог вытерпеть этого сильного мороза и ветра. Тогда и в городе, и в селах, и на дорогах замерзало много людей и скота. А нищие города Устюга и странники Христа ради терпели великие муки, стенали и вопили из глубины души своей, и горько плакали, постоянно трясясь, умирали от голода и замерзали от лютого мороза. Их собирали в городе, по селам и на перепутье и заполняли ими дома для убогих на горе, у монастыря святого пророка Иоанна Предтечи. Остальные же страждущие задыхались и умирали под снегом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марин во граде Казани . Воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения, во граде Устюзе Великом. Святаго великомученика Прокопия. Святаго Прокопия. Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца. 9 . Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго. 10. Положение честныя Ризы Господа нашего Иисуса Христа, яже есть хитон, во граде Москве . Празднование Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Ея в Коневстей обители. Святых четыредесяти пяти мученик, иже в Никополе Арменстем. Преподобнаго Антония Печерскаго, Киевскаго. 11 . Святыя мученицы Евфимии всехвальныя. Преставление святыя равноапостольныя Ольги, великия княгини Российския, во святом крещении нареченыя Елены . 12 . Святых мученик Прокла и Илария. Преподобнаго Михаила Малеина. Святых мученик Феодора варяга и сына его Иоанна. Преподобнаго Симона Воломскаго. Преподобнаго Арсения Новгородскаго. 13. Собор святаго Архангела Гавриила . Преподобнаго Стефана Савваита. 14 . Святаго апостола Акилы. Преподобнаго Стефана Махрищскаго. 15 . Святых мученик Кирика и Иулитты, матере его. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святом крещении нареченнаго Василия . 16 . Святаго священномученика Афиногена и десяти ученик его. Памятъ святых отец шести Вселенских Соборов (празднование бывает в неделю). 17 . Святыя великомученицы Марины. 18 . Святаго мученика Иакинфа, иже во Амастриде. Святаго мученика Емилиана. Преподобнаго Иоанна, многотерпеливаго, затворника Печерскаго, иже в Киеве. 19 . Преподобныя Макрины, сестры Великаго Василия. Преподобнаго Дия. Обретение честных мощей преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца . 20. Святаго пророка Илии. 21 . Преподобных Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его. Святаго пророка Иезекииля. Преподобнаго Онуфрия молчаливаго, Печерскаго. 22. Святыя мироносицы равноапостольныя Марии Магдалины . Пренесение честных мощей святаго священномучсника Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010