Где же существует внутреннее общение нравственной жизни человека с жизнию Богочеловека, там необходимо будет и внешнее последование Ему: последнее есть необходимое следствие первого 144 . В этом отношении последователь Христа не есть простой только подражатель Его образа жизни, но, так сказать, центр тяжести своей жизни он имеет в Господе; Христос для него есть жизнь 145 , так как он может сказать, что не он живет, но живет в нем Христос 146 . Вот объяснение подражательности св. юродивых в своей жизни образу жизни Христа. И нельзя, поэтому, думать вместе с профессором Петровым, что у них было преднамеренное желание подражать и следовать священному Писанию, что они старались исполнять закон Божий с буквальной точностью, осуществить его на деле, реализировать его. В числе примеров реализации новозаветного текста профессор Петров указывает на св. юродивого Серапиона, который Христову заповедь, – «продаждь имение твое и даждь нищим», старался осуществить в своей жизни, ради нищелюбия продав даже евангелие, с которым никогда не разлучался. А своим постоянным странничеством, как и все юродивые, он учил других следующему правилу: «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» 147 . По примеру Спасителя, пришедшего призвать не праведников, а грешных к покаянию, св. юродивые Виссарион, Серапион, Симеон спасали блудниц 148 . «Буквально понимая, пишет профессор Петров, слова священного Писания и прилагая их к жизни, св. подвижники тем самым ставили себя в те или подобные им обстоятельства, при которых совершались евангельские события. А одинаковые обстоятельства и поступки имели и одинаковые последствия. Вследствие этого нравственные подвиги их сопровождались чудесными проявлениями благодати Божией в духе евангельских сказаний. «Так, св. юродивые: Андрей и Прокопий Устюжский восходят на небо» 149 . Но, смотря с этой точки зрения на овеществление св. юродивыми тех или других мест священного Писания в их жизни, профессор Петров, однако, должен был в заключение рассуждения о реализации св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В русском юродстве вначале преобладает первая, аскетическая сторона, в XVI столетии уже, несомненно, третья: социальное служение. Принято думать, что подвиг юродства является исключительным призванием русской Церкви. Это мнение заключает в себе преувеличение истины. Греческая Церковь чтит 6 юродивых (σαλο ) Из них двое, Св. Симеон (VI век) и Св. Андрей (IX век) получили обширные и очень интересные жития, известные и в древней Руси. Наши предки особенно любили житие Св. Андрея, за те эсхатологические откровения, которые в нем содержатся. Да и любимый праздник Покрова делал близким для всех на Руси «цареградского святого». Действительно, именно Св. Андрей, в Влахернском храме в Константинополе, во время литургии, имел видение Божией Матери, покрывающей мир в знак своего покровительства своим омофором, – в память о чем и установлен, на 1-ое октября, праздник Покрова. С другой стороны, к вышеприведенному изложению Г. П. Федотова , нужно добавить, что этот вид аскезы пришел на Русь не прямо из Византии, а, довольно неожиданно, обходным путем через Запад, откуда он и проник сначала в Новгород. Интересно отметить что первый святой юродивый на Руси, Прокопий Устюжский († 1302), был, – если верить его житию, написанному в XVI веке, – родом из немцев, «от западных стран», от латинска языка, от немецкой земли» 119 . До XIV века, особый подвиг «юродства Христа ради» не был известен в русской духовности. Когда Преп. Феодосий Печерский одевался в «худые ризы», или когда Преп. Исаакий Печерский юродствовал перед братией, чтобы вызывать ее насмешки, это были только временные, преходящие формы аскетизма. Только с XIV века юродство становится особой формой служения Богу и, во славу Божию, также и обществу. Оно достигает своего апогея ю XVI веке. «Юродивые Христа ради» признавались тогда Церковью наряду со святыми князями как борцы за торжество правды Христовой в общественной жизни. После XVI века начинается упадок юродства; «юродивые Христа ради» никогда не исчезают окончательно со страниц истории русской духовности, но с XVIII века церковные власти их больше не признают и не благословляют этот особый вид Духовного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[Знак – красный крест. О местах совершения собора нет]. 5 . Обретение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергии игумена,Радонежского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак – три красные точка в полукруге].† 8. Святого Прокопиа, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. [О местах совершения собора и знака праздничного нет]. 10 . Память преподобного отца нашего Антониа Печерского, иже в Киеве, бывшаго начальника всех Российских монахов. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же полиелей. [Знак – красный крест ]. 11 . Преставление блаженные Ольги, княгини Российския, во святом крещении нареченные Елены. [Знак – три черные точки в полукруге. О местах совершения собора нет]. 15 . Святого и равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василий. [Знак – красный крест. О местах совершения собора нет]. 24 . Святых мученик Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении, Романа и Давида. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и иде храм их. [Знак-красный крест.] 25 Преподобного отца нашего Макариа Желтоводского, Унженского чудотворна. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак – три красные точки в полукруге. – В издании 1695-го года опущена бывшая в издании 1682-го года под 27-м Июля память Николы Кочанова Новгородского, которая читалась: «Святого блаженного, Христа ради уродиваго Николы Кочанова, Новгородского чудотворца. Служба пети его, и рядового с рассуждением архиереа тамошняго " ]. Август 2 . Преставление святого блаженного Василий, Христа ради юродивого, Московского чудотворна. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. [Знак тот же, что выше]. 3 . Преподобного Антониа Римлянина, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже грам его. [Знак тот же, что выше]. 21 . Преставление преподобного отца нашего Аврамиа архимандрита, Смоленского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. [Знак тот же, что выше].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мать Иоанна, видя такую важную перемну в своем сыне, не решилась возражать ему, как прежде, но оставила его на волю Божию. Теперь Иоанн покинул свою мать и монастырь и переселился в город Устюг. Не имея никакого состояния, он принужден был избрать своим жилищем сторожку при храме Успения Пресвятой Богородицы. В этом-то бедном жилище, неведомый никому, блаженный Иоанн проводил дни и ночи в молитве к Владычице мира и изнурял свое тело воздержанием. Постелью его служили голые доски, одежды он никогда не переменял и ел пищу самую скудную. Чтобы друге люди не заметили его подвигов, он днем молился не иначе как юродивым, и в таком виде ходил по улицам и площадям, обличая, в загадочных выражениях, неправду и защищая истину. Часто он, потерявши всякие силы, ложился на гноище, подобно праведному Иову, и, не обращая внимания на запах, проводил здесь иногда целые дни. За такую своюжизнь он встречал самые горькие и насмешливые укоры со стороны людей, которые превратно понимали его подвиги. Многие, глядя на него, только качали своими головами и называли его безумным, а другие плевали на него, делали ему всякие оскорбления и били самым беспощадным образом. Все это блаженный Иоанн переносил терпеливо, без ропота, без всякого упрека своим мучителям. Он только в душе своей благодарил Бога и просил Его, чтобы Он не попустил его впасть в грех . И Господь прославлял его, ради его подвигов. При храме, где жил блаженный Иоанн, находился священник Григорий, по прозванию «Долгая борода». При виде странных поступков угодника Божия ему пришло на мысль испытать блаженного Иоанна. Случай к этому скоро представился. В один зимний вечер священник служил вечерню. Так как зимой очень рано делается темно, то народу у вечерни было мало, да и те, которые были, очень скоро разошлись по домам. В храме остался священник и блаженный Иоанн. Священник счел это время самым удобным для испытания юродивого. Он осторожно вышел из алтаря и, незамеченный блаженным Иоанном, остановился за дверью, чтобы наблюдать, что будет делать юродивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—36— 5 . Обретение, честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергиа игумена, Радонежского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак – три красные точки в полукруге. 8 . Святого Прокопиа, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. О местах совершения собора и знака праздничного нет. 10 . Намять преподобного отца нашего Антониа Печерского, иже в Киеве, бывшего начальника всех Российских монахов. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его; в прочих же полиелей. Знак – красный крест. 11 . Преставление блаженные Ольги, княгини Российские, во святом крещении нареченные Елены. Знак – три чёрные точки в полукруге. О местах совершения собора нет. 15 . Святого и равноапостола великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василиа. Знак – красный крест. О местах совершения собора нет. 25 . Преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак – три красные точки в полукруге. Август. 2 . Преставление святого блаженного Василии, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. Знак тот же, что выше. 3 . Преподобного Антониа Римлянина, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже храм его. Знак тот же, что выше. 21 . Преставление преподобного отца нашего Аврамиа архимандрита, Смоленского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. Знак тот же, что выше. 24 . Пренесение честных мощей иже во святых —37— отца нашего Петра, митрополита Киевского, и всея России чудотворца. Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. Знак тот же, что выше. 30 . Преставление преподобного Александра Свирского . Совершается собор его во обители его. Знак тот же, что выше. Святцы Следованной псалтири, Служебника и Требника в отношении к списку Русских святых не представляют собой совершенного тождества с 48-й главой Устава, содержащей последование церковного псалмопения по месяцеслову, но имеют против неё некоторый излишек святых; именно – в святцах Следованной псалтири шесть лишних святых против главы Устава, в святцах Служебника пять лишних и в святцах Требника четыре лишних святых. Лишние святые Следованной псалтири суть: четыре старых: 24 Сентября Никандр Псковский, 12 Июня Арсений Коневский и 28 Июня Сергий и Герман Валаамские, и два новые святые, до сих пор ещё не внесённые в Устав: 26 Ноября Иннокентий Иркутский и 13 Августа Тихон Задонский . Пять лишних святых Служебника суть первые пять лишние святые Следованной псалтири, а четыре лишних святых Требника суть первые четыре лишние святые Следованной псалтири (т. е. в первом случае без Тихона Задонского , которого нет в святцах Служебника, а во втором случае без Тихона и без Иннокентия, которых обоих нет в святцах Требника).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воскресное чтение 1854 г. 7, стр. 67–70. Автор статьи «преподобный Никита столпник, Переяславский чудотворец» по поводу обращения преподобного Никиты занимается вопросом о действии благодати Божией в деле пробуждения грешника от сна греховного. Тоже 1853 г. 6, стр. 52–59. В статье «Симеон Дивногорец» даются сведения о жизни и подвигах этого столпника († 596), извлеченные из четий-миней святого Димитрия Ростовского и доказывается целесообразность «столпничества». Статья эта важна еще своими примечаниями, где определяется историческая достоверность жизни святого Симеона Дивногорца. Тоже 1863 г., 23, стр. 548–555. Здесь А. В. в статье: «святые столпники» очень кратко выясняет нравственный смысл «столпничества». Исторический вестник 1880 г. В ноябрьской книжке (стр. 566–575) помещено весьма любопытное сообщение Н. Аристова о симбирских юродивых, характеризующее мистическое настроение общества и нравы жителей г. Симбирска 30-х и 40-х годов XIX века и описывается то влияние, какое имели на современное общество, мистически настроенное, юродивые в качестве проповедников раскола и сектантства. Душеполезное чтение, 1884 г. Сентябрь, стр. 98–114. Здесь помещена статья под таким заглавием: «юродивые Христа ради и их благотворная для общества деятельность». Е. Тихомирова. Представив общую картину подвига «юродства», автор старается, затем, раскрыть внутренний смысл этого вида аскетизма; далее, он представляет несколько черт из жизни святых юродивых Христа ради: Николая Салоса, Николая Кочанова и Феодора, Иоанна Большого Колпака, Максима Московского, Прокопия Устюжского, Симеона и Андрея, – характеризующих их благотворную общественную деятельность и то нравственное влияние, какое они оказывали на современников. Протоиерей Н. Митропольский. О подвиге юродства вообще. Москва. 1897 г. Издание Захарова. Выяснение нравственного смысла подвига «юродства», как отрицательного способа представления нравственного идеала, заимствовано автором из Томских епархиальных ведомостей 6, стр. 168, а автор названной статьи занимался поставленным вопросом об юродстве под сильным влиянием семинарского учебника по нравственному богословию Покровского; так, например, он пишет: «если возможно бывает то, что поэт плачет незримыми миру слезами в то время, как он, повидимому смеется над недостатками и пошлостью жизни, то возможно нечто подобное этому и в мире нравственном» (стр. 5, ср. Покровского учебник, стр. 203).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, куплю временную на вечную мудре пременивый. Радуйся, Христа ради нищету вольную избравый. Радуйся, руками нищих на небо сокровища твоя предпославый. Радуйся, иго Христово радостно душею на ся восприявый. Радуйся, алкавый и жаждавый на земли, да пищи нетленныя и пития духовнаго насладишися на небеси. Радуйся, юродствовавый пред человеки, да ликовствуеши со ангелы. Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый. Радуйся, в раздранней ветсей ризе ходивый. Радуйся, плещи твоя на ударения вдавый. Радуйся, ланиты твоя от заушений неотвративый. Радуйся, оскорбления и оплевания кротце и незлобиве терпевый. Радуйся, за оскорблявших тя Богу моливыйся. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 3 Силою Господа Сил укрепляемь, мраз и зной добльственне претерпел еси, Прокопие блаженне, полунаг, во единей ризе лето и зиму обходяй стогны великаго Устюга, не имый места, где главу приклонити, токмо в притворе соборнаго Пресвятыя Богородицы храма нищетне пребываяй, идеже присно пел Христу Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имел еси, святче Божий, велие терпение и незлобие, памятуя бо распеньшагося нас ради Христа, о распинателех своих ко Отцу молившася, и ты о оскорблявших и бивших тя тепле молился еси, яко о благодетелех твоих. Темже настави и нас не памятозлобствовати, но в кротости духа вопити к тебе таковая: Радуйся, словеса апостола Павла: «мы убо буи Христа ради», делы твоими известивый. Радуйся, первый в Российстей стране юродства Христа ради подвиг на ся приявый. Радуйся, великим праведником Симеону и Андрею Христа ради юродивым, верно подражавый. Радуйся, подобно им поругания и биения претерпевый. Радуйся, на высоту безстрастия восшедый. Радуйся, во глубину смирения приникий. Радуйся, кроткий Христов последователю. Радуйся, незлобивый о оскорблявших тя предстателю. Радуйся, ангелонравный человече. Радуйся, зримый в мире обаче от мира сокровенный подвижниче. Радуйся, Пресвятыя Богородицы избранный слуго. Радуйся, милостей и щедрот Ея усердный прославителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Прокопий Устюжский, как сообщает агиография, был купцом «от западных стран, от латинска языка, от пемецкия земли».  Об Исидоре Твердислове в житии сообщается следующее: «Сей блаженный, яко поведають неции, от западных убо стран, от латынского языка, от немеческиа земля. Рождение име и воспитание от славных же и богатых, яко же глаголють, от местерьска роду бе. И възненавидев богомеръзскую отческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашю христианскую православную веру».  У Иоанна Властаря Ростовского была латинская псалтырь, по которой он молился. Эта псалтырь сохранялась в Ростове еще сто с лишком лет спустя после смерти Иоанна Властаря, когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало. В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Это — заблуждение. Нужно различать юродство природное и юродство добровольное («Христа ради»). Это различие пыталась проводить и православная традиция. Димитрий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биографии юродивых, часто поясняет, что юродство — это «самоизвольное мученичество», что оно «является извне», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».  Такое различение не всегда проводится последовательно. Это касается, например, Михаила Клопского. В агиографических памятниках его называют «уродивым Христа ради»,  но, как кажется, в нем преобладают черты юродивого в житейском смысле. Михаил Клопский не склонен к юродскому анархизму и индивидуализму, он строго и неукоснительно исполняет монашескиеобязанности, вытекающие из иноческого устава. Дары пророчества и чудотворения, которые приписывают Михаилу Клопскому авторы житий, прямой связи с подвигом юродства не имеют и, таким образом, на него не указывают; такими дарами, с точки зрения церкви, мог быть наделен равно затворник и столпник, пустынножитель и юродивый. Склонность к обличению сильных мира («ты не князь, а грязь»), усиленная в тучковской редакции жития Михаила Клопского, разумеется, свойственна человеку, избравшему «юродственное житие». Обличительство есть следствие подвига юродства, но установление обратной причинной связи (обличитель — значит юродивый) — логическая ошибка. Самое главное заключается в том, что МихаилКлопский ведет жизнь благочестивого монаха, совсем не похожую на скитания «меж двор», которые столь характерны для юродивых. Смеховой момент в рассказах о Михаиле Клопском полностью отсутствует. Хотя оттенок юродства ощутим в его загадочных ответах при первой встрече с братией Клопского монастыря (см. раздел «Юродство как зрелище»), все-таки он не может быть признан каноническим типом юродивого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Молим тя, святый Прокопие: яко имея дерзновение у Господа, испроси нам жизнь мирную, от соблазнов и козней диавольских избави; храм сей, град наш и всю страну нашу сохрани в мире, от врагов защити; земли плодоносие, воздуха благорастворение, вод освящение, изобилие плодов и вся потребная для жизни сей даруй людем, чтущим тя и молящимся тебе; нам и всем православным христианом испроси у Спасителя Христа Бога в христианских добродетелех пребывати, веру и любовь к Богу всегда имети, с надеждою стремитися к жизни вечней; смирения и терпения, кротости и воздержания исполнитися; молитве неразсеянней и непрестанней научитися, христианския кончины жизни нашея, безболезненны, мирны с покаянием и приобщением Христовых Таин сподобитися, такожде и добраго ответа на страшнем судилищи Христовем, да, твоими молитвами ограждаеми и сопутствуеми, достигнем вожделенныя жизни вечныя в Царствии Божием, да тамо вкупе с тобою и всеми святыми славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский чудотворец. В 1578 году в 6 верстах от Хлынова (Вятки), в деревне Корякинской, в крестьянской семье родился вымоленный у Господа мальчик Прокопий. Однажды, работая в поле на лошади, 12-летний мальчик был поражен ударом молнии. Дома отрок очнулся, но оставался в исступлении: Прокопий раздирал на себе одежду, топтал ее, ходил нагим. Родители привезли его к преподобному Трифону Вятскому (†1612; память 8 октября), прося помолиться о нем святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому. Отслужив молебен, преподобный Трифон окропил мальчика святой водой – и к нему вернулся разум. Через 5 лет после исцеления он прислуживал три года в храме во имя великомученицы Екатерины в городе Слободском. Когда святому Прокопию исполнилось 20 лет, его хотели женить, но он тайно ушел в город Хлынов и там начал свой трудный, но благодатный путь юродства Христа ради. Вспомнив о своем детском безумии, он повторил его теперь сознательно: раздирал на себе одежды и ходил нагим, вдохновляясь примером наиболее чтимых северо-русских святых – блаженного Иоанна (†1494; память 29 мая) и блаженного Прокопия (†1303; память 8 июля) Устюжских. Святой Прокопий наложил на себя подвиг молчания и объяснялся знаками. Одни смеялись над ним, другие били, но юродивый все терпел с благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010