Нацеленность барокко на универсальность предполагала привлечение необыкновенно широкого по тем временам круга средств художественной выразительности, которых вполне хватило для ремесленной иконописи последующих веков. «Абсолютно все барокко вбирало в свое пространство: и жизнь, и опыт предыдущих историко-культурных эпох, и тут же все переиначивало, переплавляло (обычные навыки ремесленника символизировали высокие материи; античные герои становились атрибутами Иисуса Христа). Барокко прятало захваченный материал, скрывало за другими формами – во всем во всем предпочитало перенос» (Софронова, 1994). Этому «тотальному» барочному символизму, охваченностью символикой как мира земного, так и мира небесного отвечала актуализация теории мимесиса, а также разработка художественного принципа отражения, в связи с чем особое значение и приобрел символ зеркала. При этом отметим, что принципы синтеза искусств, а также мимесиса и зеркального отражения становятся в эпоху барокко универсальными принципами культуры при общих конфессиональных разногласиях. Все находилось под влиянием тех или иных культур и эпох; требующий «естественности» XVIII век. 127. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. 128 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. Фрагмент иконы XVIII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Не трудно заметить, что лики на иконе Ивана Афанасьева и лик св. Александра Невского с чертами лица Александра III проявляют свойство зеркальности: в них присутствует своего рода отраженный барочный символизм. Символ зеркала, будучи одним из главных символов барокко, свободно проходит перед нами по разным культурным эпохам, как бы подтверждая слова Ю.М. Лотмана о том, что «символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее» (Лотман, 1992 (2), т. 1, с. 192). Говоря об амбивалентной природе христианских символов, мы уже отмечали, что символика барочного зеркала значительно трансформировала византийскую категорию подобия своей способностью отражать «тени», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Симеонъ вотъ что сдлалъ, чтобы его ругали: „нкоего дне почивающей жен корчемниковой единой въ храмин своей, а корчемнику вино продающу, къ ней старецъ, и нача совлекати съ себе одежды, и творяшеся аки лещи съ женою хотяй. Она же видящи то, воскрича, и притече мужъ ея, и рече жена къ мужу: иждени проклятаго сего юрода, яко насиловати мя хощетъ. Бивъ убо мужъ старца заушенми, изгна его вонъ на стужу: б бо мразъ и дождь, и сдяше старецъ вн, терпя хладъ, въ единой сый ветсй и раздраннй одежд. Оттол не самъ корчемникъ не вмняше его въ святаго, но и другимъ, аще кто глаголаше, яко Симеонъ Христа ради юродствуетъ, извщаваше съ клятвою глаголя: по истин бсенъ есть, и ума не имать, еще же и блудникъ, жену бо мою насиловати хот, и мясо ястъ, и иная неподобающая дла творитъ, яко не имый Бога " [CDXCIII] . Для того, чтобы предать свои добрыя дла, нкоторые изъ св. юродивыхъ покидали совсмъ или на время мста своего жительства. Такъ преп. Исидора посл того, какъ ушелъ изъ монастыря преп. Питиримъ, „не терпящи быти почитаема отъ сестеръ, изыде тайно изъ монастыря, и въ несвдомыхъ мстхъ крыяшеся даже до своего къ Богу " [CDXCIV] . Когда нкто торговецъ у котораго жилъ св. Симеонъ, и его жена стали почитать послдняго за совершенное имъ чудо (онъ голыми руками принесъ горячихъ угольевъ), то „онъ бжа изъ дому того, и не возвратися, дондеже то чудо въ " [CDXCV] . „Никтоже отъ человкъ вдяще добродтельнаго св. Устюжскаго " [CDXCVI] . О св. московскомъ извстно, что онъ „ничтоже глаголаше, и аки безгласенъ творяшеся, утаитися мня отъ человкъ добродтельми, Богу же вдомъ быти " [CDXCVII] . „Никтоже вдяше добродтельнаго блаженнаго Исидора Ростовскаго " ; онъ съ этою цлью устроилъ себ кущу въ такомъ мст, гд бы глазъ не могъ замтить его молитвы [CDXCVIII] . „Мста идже обыче въ тайн молитися св. Симеонъ никтоже вдяше " [CDXCIX] . Св. юродивые всегда запрещали разсказывать про свои добродтели, которыя какимъ либо образомъ становились явными. Такъ св. взялъ клятву съ любопытнаго священника, подсмотрвшаго, какъ онъ легъ на уголья, – не разсказывать объ этомъ никому [D] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Другом и собеседником его был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал покоя он для плоти своей 280 . Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга засыпала дома, а мороз и ветер северный так были сильны, что птицы падали мертвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижину нищих, чтобы сколько-нибудь погреться: но одни запирали дверь, другие прогоняли его палкой. Прогнанный страдалец нашел сарай, где в углу лежали собаки; он лег около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов?! Раб Божий Прокопий, видя «яко не точию человецы, но и пси им гнушаются», глаголаше в себе: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», и пошел на обычный свой ночлег – паперть церковную; дрожа всеми членами и ожидая смерти, молился он: «да приимет Бог душу его». И вот он чувствует отрадную теплоту; взглянув, видит пред собою Ангела Божия с прекрасною веткою в руке; небесный посетитель, коснувшись веткою лица Прокопия, оживил страдальца: приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал блаженный Андрей в подобном положении. Об этом блаженный Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу святого Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого 281 . За великие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес еще на земле. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в уме», – говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал он потом днем и ночью. Проходившие мимо его спрашивали: «Что с тобою, Прокопий? Что за скорбь у тебя?» Блаженный отвечал: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть»; но проповеди его не принимали к сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общественная жизнь св. юродивых характеризуется, как самоотверженная деятельность на пользу ближних, совершаемая в духе евангельской любви, без которой человек бывает мертв духовно: «не любяй брата, в смерти пребывает» 529 . Любовь св. юродивых к ближним прежде всего выразилась в их незлобии и прощении наносимых им со стороны общества обид, сопровождавшимся молитвою за врагов. Так, св. Андрей «вся терпяше и о пакостящих ему и биющих его моляшеся: да не будет им греха о сем, иже ми биение творят, в неведении бо сия содевают, и неведения ради отпущение приимут» 530 . Когда св. Исидору оскорбляли сестры монастырские она: «не сотвори оскорбления какового никомуже, ниже сама когда прогневася или опечалися, ни поропта о чесом либо, но всегда молчаше, никомуже отвещавающи словесе какового, ни мала ни велика» и, когда сестры, раскаявшись преподобному Питириму в своих обидах, нанесенных ими св. Исидоре, «припадающе к блаженней, просяху прощения», то она вместе с преподобным Питиримом «молитву к Богу о сестрах сотвори прилежну, еже проститися согрешениям их» 531 . Св. Исидор Твердислов, когда поселился в Ростове, то от здешних жителей терпел страшные гонения и побои, но сам «яко в чуждем телеси все с благодарением терпяше, и никако же досадителем воздаваше, но токмо в уме своем глаголаше к Богу: Господи, не постави им в грех сего» 532 . Св. Аврймий Смоленский «вся с кротостию и смирением терпяше, благодарящи Бога о напущенном на него искушении, и моляшеся о ненавидящих и обидящих его» 533 . Св. Прокопий Устюжский «в день оскорбляемь и озлобляем бываше, а в нощи ни мала покоя себе приимаше, но по граду хождаше по всем св. церквам, и моляшеся Господеви со слезами за град и люди и за озлобителей своих, глаголя: Господи, не постави им греха сего» 534 . Св. Симон Юрьевецкий не только не отвечал злом на оскорбления, но смиренно молился за обижавших его 535 . Таким образом, св. юродивые твердо держались одной цели, – чтобы, подвергаясь разным обидам от людей, радоваться, а не скорбеть; и они радовались, но радовались не бессмысленно, а на том основании, что обретали благоприятный случай к получению прощения своих грехов, прощая ближнему, в чем и заключается, по мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поистине, как убийца, осужден буду в день страшного суда, если не покрою наготы его и попущу ему умереть от холода». Тотчас снял с себя епанчу и отдал нищему; потом сел нагой на распугай, держа в руках святое Евангелие. В то время один знакомый, проходя мимо его, спросил: «Отец Серапион, кто обнажил тебя?» Святой подвижник, указав на Евангелие, сказал: «Оно раздело меня». Потом святой Серапион увидел, что мимо него ведут должника в темницу; сжалившись над ним и не имея, что дать ему, продал Евангелие и отдал тому человеку деньги для уплаты долга. После того, как Серапион пришел в келью, ученик спросил его: «Где Евангелие?» Святой старец сказал: «Сын мой, оно постоянно твердило мне: продаждь имение твое и дождь нищим ( Mф. XIX:21 ; Мк. Х:21 ). Я послушался и сделал так, чтобы за послушание получить дерзновение пред Богом» 108 . Из сострадания к бедствующим он не только продал единственное свое сокровище – Евангелие, но несколько раз самого себя продавал в рабство; то, как мы ранее видели, чтобы привести заблуждающихся ко Христу, то – чтобы помочь вдове, которая с детьми своими умирала с голоду, и еще в другой раз – чтобы заменить в плену сына вдовы, единственное ее на земле утешение 109 . В жизнеописаниях юродивых находим также ясные указания на то, что они имели дар предсказывать будущее и нередко отвращали гнев Божий от своих современников, тех самых своих собратий, у которых они были в поношении и посмеянии. Так, святой Симеон предсказывал страшное землетрясение, бывшее в царствование Юстиниана 110 . Святой Прокопий Устюжский, предсказав согражданам своим нашествие каменной тучи, обратил их к покаянию, и молитвою своею вместе с ними отвратил гнев Божий. В указанное время туча действительно явилась, но, переменив свое направление, двинулась от города на запад и там над лесом разразилась страшным градом огромнейших камней, не причинив никакого вреда жителям Устюга 111 . Святой Михаил Клопский, во время трехлетнего бездождия в Новгороде, молитвами своими извел из земли обильный источник воды 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пред нами другой род мученичества – юродство; это путь тоже весьма высокий и тяжелый. Много юродивых между нами, но истинно юродивого нет почти ни одного. Юродивый Прокопий Устюжский чудотворец был от многих в  поношении; и терпел побои, особенно от детей: он ночью к церкви приходил, где молился за град, за людей и за обижающих его. А когда хотел немного отдохнуть, то бросался на гноище или на сметник; зимою терпел мороз и снег, будучи полунаг – в одной разодранной рубищной одежде. Пищу весьма мало принимал, и то от богобоязненных людей: от богатых же и не правдутворящих ничего не хотел принимать; часто по нескольку дней без пищи оставался. Таким образом, он был произвольный мученик, моривший себя голодом и жаждою: за такую жизнь Бог ему дал дар прозорливства; он мог предсказывать будущее. Так он предсказал о нашедшей на город Устюг каменной туче, которую потом, по молитвам его же пред иконою царицы небесной, Господь отклонил и град Устюг пощадил. Спросите: какой из этих двух путей возможен при нашей жизни? Возможен и тот и другой. Разве человек не может впасть в руки разбойников? Разве не совершается иногда убийство и среди города? Разве не встречаются мучители и в недрах семейства? Умей только со смирением и благодарением Бога переносить встречающиеся тебе биения, заушения, терзания плоти, и – ты будешь мученик. Тебе не дал Господь высокого пути юродства, привыкшему спать на пуховиках; ты не можешь уснуть на гноищи привыкши к роскоши; не можешь жить сухоядением: но почему же, ради вечного спасения, не молиться тебе по ночам? Почему вместо мягкого одра не успокоивать иногда своего тела на доске? Почему вместо кушаньев – не довольствоваться хлебом и водою, или простою вареною пищею? Почему на обиды врага не отвечать молчанием и смирением? Знай, что не так страшно пустить с горы огромный камень в логовище львов и тигров, змей и крокодилов, сколько опасно взбунтовать страсти человеческие, вооружить людей против себя. А не можешь переносить того и другого, молись в тайне милосердному Богу, дабы Он указал тебе истинный путь ко спасению, дабы умудрил, укрепил, вразумил и просветил тебя. Молись к св. великомученнику Прокопию и к Прокопию юродивому; проси их ходатайства, сострадай их страданиям своим сердцем, почитай их – и они умолят милостивого Бога, направят тебя на путь спасения, выпросят тебе у Бога место в раю, облегчат твою смерть, твою вину пред Богом; сделают тебя причастником тех вечных и нетленных благ, которыми они теперь, наслаждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. 27 июня, 2012 Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. Житие и молитва Святому Прокопию Устюжскому. Содержание статьи Житие Прокопия Устюжского Прокопий Устюжский считается первым настоящим юродивым на Руси. В молодости он был немецким купцом из города Любека в Восточной Пруссии. По торговым делам Прокопий прибыл в Великий Новгород, куда в XIII веке часто наведывались заморские купцы. В Великом Новгороде Прокопию довелось побывать на богослужении в православном храме. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он решил принять Православие и не возвращаться домой. В поисках духовного наставника Прокопий отправился в Хутынский монастырь, где в то время подвизался старец Варлаам Прокшинич, который стал учить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Прокопий избавился от всего имущества, сделав пожертвование монастырю и часть раздав нищим. Его единственным желанием было остаться под монастырским кровом и посвятить свою жизнь Богу. В монастыре Прокопий ежедневно посещал богослужения, помогал монахам в хозяйственных делах. Очень скоро его стала тяготить его известность, так как слухи об иностранце, который принял Православие, очень быстро распространились по округе и новгородцы часто приходили в обитель только для того, чтобы увидеть чужеземца. В бедной одежде без гроша в кармане Прокопий покинул монастырь и отправился на северо-восток России. Спал он под открытым небом. Иногда люди давали Прокопию немного хлеба. Много бедствий претерпел странник на своем пути, безропотно переносил холод и зной, насмешки, оскорбления и даже побои от злых людей. Однако он не унывал. Ступив на путь юродства, он всегда помнил слова Апостола  «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22) . Наконец юродивый дошел до Устюга. Многие жители встретили странника в рубище и с тремя кочергами в руках насмешками и побоями. Однако Прокопий решил остаться в Устюге. Каждую ночь он молился в открытых папертях Церквей, а днем юродствовал на улицах города. Спал Прокопий очень мало, на голой земле, на камне или даже на навозной куче. От богатых, наживших состояние неправедным путем, он никогда не принимал милостыню. Со временем блаженный стал жить на углу паперти Соборного храма Успения Божией Матери. Прокопий не пропускал ни одной службы, а ночью горячо молился. Он обладал дарами предвидения и пророчества. Пророчество Прокопия Устюжского

http://pravmir.ru/prokopij-ustyuzhskij/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская " Описания иконы Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти. Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их гр[...] Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Устюжский вариант иконы «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» связан с житием святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, память которого отмечается в этот же день. Блаженный Прокопий был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Исповедовал он католичество, но ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он не только перешёл из католичества в Православие, но и раздал своё имущество бедным, а оставшуюся часть пожертвовал в Варлаамо-Хутынский монастырь. Жители Новгорода стали прославлять Прокопия за его благотворительность, поэтому он удалился из города в Великий Устюг. Там святой вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днём ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Жизнь свою святой проводил в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, от богачей, нажившихся непр[...]

http://pravicon.com/icon-29

Армизонское. Церковь Прокопия Устюжского. Церковь. Действует.   Год постройки:не ранее 2011. Адрес: Тюменская обл., Армизонский р-н, с. Армизонское, ул. Рабочая, 20 Координаты: 55.944199, 67.687732 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1795 году прихожане Пророко-Ильинской церкви села Большаковского Ялуторовского округа, живущие в относящихся к Ишимскому округу деревнях Армизонской, Снигиревой, Орловой, Глубокой, Зубаревой, Сухой, Ялковой, Прохоровой, Каянцовой, Ивановой и Плоской (736 душ мужского пола, или примерно 184 двора), подали Преосвященному Варлааму, Архиепископу Тобольскому и Сибирскому, прошение о разрешении построить «собственным их коштом» в деревне Армизонской деревянную церковь во имя св. Прокопия Устюжского чудотворца, «за великою отдаленностью тех деревень» от приходской церкви. На заседании Святейшего Синода 2 мая 1796 г. было решено по отношению преосвященного дать дозволение на постройку церкви, но с условием отведения пашенных земель для причта. Этот процесс растянулся на два года, и лишь 12 июля 1798 г. Архиепископ Варлаам послал в Ишимское духовное правление благословенную грамоту на обложение (закладку) новой церкви. В 1802 г. церковь была освящена во имя св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. В 1884 г. выстроена новая деревянная, на каменном фундаменте церковь. К 1913 г. в приходе числились помимо села Армизонского деревни Крашенева, Семискуль, Плеская (Плоская), Чиркова, Дубровная (Северо-Дубровная), Иванова, Каянак (Кайнак), Яровая, Бердюгина, Ялкова (Въялкова), Меньщикова, Жирякова, Гоглина, Бурлакова (Бурлаки), Снигиревская (Снегирева, село), Данькова, Зубарева. В деревне Крашеневой – часовня. Всего в приходе 1086 дворов, прихожан мужского пола 2819, женского 2909. Церковной земли имеется: усадебной 3 десятины, пахотной 180 десятин, сенокосной 18 десятин, земля находится в 3 верстах от церкви. Штат: два священника, диакон, два псаломщика. Для причта (священно- и церковнослужителей) имеется 4 дома; один построен на церковные средства в 1908 г., остальные – на средства прихожан в 1897, 1898, 1908 гг. В селе имеется министерская школа, учрежденная в 1880 году. В селе Снигиревском в 1897 г. построена единоверческая церковь во имя Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=26243

В Великом Устюге молитвенно отпраздновали 720-летие со дня преставления праведного Прокопия Устюжского 22 июля 2023 г. 10:41 21 июля 2023 года, в день памяти праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва возглавил Божественную литургию в Прокопьевском кафедральном соборе города Великого Устюга Вологодской области. Богослужение было совершено в памятный день — 720-ю годовщину со дня преставления праведного Прокопия Устюжского, первого Христа ради юродивого на Руси. Главе Вологодской митрополии сослужили епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Североморский и Умбский Тарасий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , а также секретарь Великоустюжского епархиального управления иерей Димитрий Рыжков, настоятель храма Святой Троицы города Тотьмы протоиерей Георгий Титов, благочинный Тотемского округа иерей Серафим Розин, настоятель Спасо-Суморина мужского монастыря Великоустюжской епархии иеромонах Феодосий (Писарев), настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира города Красавино протоиерей Михаил Волков, настоятель архиерейского подворья «Михаило-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), настоятель Георгиевского храма Великого Устюга иерей Феодор Фомин, настоятель Спасской Леденгской церкви в селе имени Бабушкина иерей Иоанн Алешин, настоятель Казанского храма города Никольска иерей Александр Мелков, настоятель Александро-Невского храма села Кич-Городок иерей Олег Викторов, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков, духовенство епархии; диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов. Песнопения исполнил хор Прокопьевского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Фоминой. За богослужением молились глава Великоустюгского округа А.В. Кузьмин, казаки Великоустюжского станичного казачьего общества во главе с атаманом С.Н. Аксеновым, меценат В.М. Перевалов. Во время Литургии были вознесены особые прошения о Российском воинстве. Владыка Савва возгласил молитву о Святой Руси.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010