Среди святых юродивых мужей, как и среди святых юродивых жен, было немало монахов. Из пяти святых юродивых Греческой Церкви, описанных в книге свящ. И. Ковалевского, четверо имели монашеский чин – св. Серапион Синдонит (14 мая), св. Симеон Эмесский (21 июля), св. Виссарион Египтянин (6 июня), св. Фома Келесерийский (24 апреля). Этот факт подчеркивается и в иконописном изображении святого: «Подобием велъми стар и сед... ризы монашеские и в схиме...» (прп. Виссарион, Египетский чудотворец); «подобием сед, власы просты... ризы преподобническия...» (прп. Симеон, Христа ради юродивый); «подобием надсед... ризы монашеския, на главе клобук черный» (прп. Фома, Христа ради юродивый). Среди святых юродивых мужей Русской Православной Церкви также есть святые, имевшие монашеский чин, о чем говорят нам их имена – преподобный Исаакий Затворник; преподобный Михаил Клопский Христа ради юродивый, новгородский чудотворец. Как правило, первую половину жизни они подвизались в монашеском подвиге, а затем были призваны Богом на общественное служение в подвиге юродства Христа ради. Проф. Голубинский высказал в свое время довольно спорное мнение о том, что юродство по отношению к монахам является в строгом смысле противоканоническим подвигом, на том основании, что «юродствовать можно только в миру, а монах неисходно должен пребывать в монастыре» 220 . Однако, как мы видели, подвиг юродства зародился именно в монастыре и первой юродивой была прп. Исидора. Кроме того, на примере дивеевских блаженных мы могли наблюдать явление обратное: по благословению прп. Серафима Саровского св. блж. Пелагея, не будучи монахиней, получила благословение на подвиг юродства и на старчество в Дивеевской обители. Иером. Алексий (Кузнецов) приводит еще один контраргумент по поводу мнения проф. Голубинского, отмечая, что, «хотя юродивые жили в миру, но они были одиноки не менее, чем монахи... Монашество и духовное созерцание св. юродивых продолжалось и среди мира» 221 . Между святыми юродивыми мужами наблюдалось духовное родство, часто духовное окормление, так же, как это происходило и между святыми юродивыми женами. Иером. Алексий (Кузнецов) отмечает: «Из жития св. Киприана Устюжского известно, что он любил принимать к себе св. юродивого Прокопия (Устюжского) и много утешался посещением этого угодника Божия. Из жития прп. Иринарха затворника видно, что на его духовное развитие много влиял св. юродивый Иоанн Власатый, и что, когда Иринарх терпел временное изгнание из обители, то пользовался советами и утешением от него» 222 . Т. Недоспасова, изучая русское (мужское) юродство, приходит к выводу, что для подвига юродства из-за всей его сложности характерна большая преемственность, чем для других видов подвижничества. Об этом свидетельствует, по мысли автора, представленная во всех житиях русских юродивых XI-XVI веков своеобразная «генеалогия», перечисляющая преждепросиявших в этом подвиге святых 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как объяснить людям нецерковным принципиальное отличие поступков юродивых от акций современных художников? Ведь история Симеона Юродивого, бегающего по городу с привязанной дохлой собакой, может смутить невоцерковлённого человека не меньше, чем, например, акции Петра Павленского... - Не только невоцерковлённого. Церковных людей, как видно из жития, такие «прогулки с псом» тоже смущали. Но различие между жестом юродивого и действиями акциониста, на мой взгляд, определяется вектором интенции. Акционист утверждает себя, постмодернистская акция центробежна и эгоистична. Конечно, если эта акция совершается в тоталитарном государстве, акционист заплатит за своё искусство лишением свободы (чем выразительней акция, тем больше за неё, скорее всего, дадут), но для акциониста его действия - трагический, рискованный, но всё же перформанс. Юродивый не играет и не заявляет о себе. В своей странности он абсолютно серьёзен. Когда Симеон, Христа ради юродивый, вызывает благочестивый гнев горожан тем, что проводит время в компании с крайне сомнительными женщинами, он делает это не ради того, чтобы эпатировать почтенную публику, а потому что этих дам любит, «как всякое творение Божие». Действия постмодернистского акциониста замкнуты на нём самом. Когда юродивый ест с блудницами, он это делает ради них. Граница между этими интенциями иногда едва уловима, поэтому кажется, будто юродство легко сымитировать. Однако в самом определении этого типа святости есть указание на то, что юродивый, безусловно, «пограничная фигура», никогда не хулиганит и не глумится ради себя самого. Он не просто юродивый, но юродивый «Христа ради». Это человек, который сознательно идёт на поругание, чтобы напомнить о Евангелии. Элемент юродства есть в любой святости просто потому, что святой по существу своему - иной, отделённый, живущий «не как все люди». Скажем, преподобный Феодосий Печерский в юности носит «позорные», как считает его состоятельное семейство, «худые ризы», которые впоследствии станут метафорой нестяжательства во всей русской агиографии. Мать злится, бьёт, заставляет надеть «пристойную» рубаху, которую через какое-то время он снова сменяет на «худые ризы». Похожую подробность - «облёкся в разодранные и непотребные ризы» - находим и в житии Прокопия Устюжского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

505. Спасение Устюга от страшной грозы и каменного града по молитвам праведного Прокопия Устюжского См. также: Бедствие стихийное ; Гнев Божий ; Праведник ; Предсказание . В Житии Христа ради юродивого блаженного Прокопия, Устюжского чудотворца, среди прочего пишется следующее: “Некогда за грехи восхотел Бог истребить город Устюг градом и молнией. Прокопию об этом было открыто, и он, придя в церковь , поведал об этом народу и причту и говорил так: “Покайтесь, братья, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если же не покаетесь, все погибнете от огня и града.” Люди не поверили ему и рассуждали: “Человек этот юродивый и разумно никогда не говорит, зачем его слушать?” Святой же не переставал увещевать их: “Бдите, братие, и молитесь, да не впадете в напасть!” – восклицал он. На третий день, выйдя из храма, он уже пошел по всему городу и со многими слезами всех убеждал, чтобы позаботились отвратить грядущий гнев Божий. Жители и тут не послушали его. Тогда он, придя на свое обычное место – паперть церкви Пресвятой Богородицы, начал со слезами умолять Бога за город и за людей. Через неделю после этого, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: “Что же это такое?” И вот с четырех сторон облекли город грозные тучи, беспрестанно стала бороздить небо молния, раздались такие ужасные раскаты грома, что даже земля заколебалась и воздух сделался удушлив до крайности. Тут только народ вспомнил слова Прокопия о грозящей гибели городу, и тотчас все бросились в соборную церковь Пресвятой Богородицы и со слезами стали просить Господа о помиловании. Вместе с народом пришел и блаженный и, упав перед иконой Пресвятой Богородицы, также молился со слезами. Молитва о помиловании была услышана. Во время всенародного молебствия от иконы Владычицы истекло Миро, ветер тотчас переменился, тучи отошли к необитаемым местам, и там, над лесом, выпал такой необычайный град, что был подобен камню, и сокрушил даже деревья, а молния попалила их. Из людей же никто не пострадал, и даже домашний скот остался невредимым.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 811).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Описания внешности И. помещены в иконописных подлинниках под 23 окт., когда отмечается день памяти ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского,- тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 41); «наг, препоясан платом» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 76 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178); «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский» (посл. четв. XVII в.- БАН. Арханг. 205. Л. 89 об.; в подлиннике 20-х гг. XIX в. добавлено: «риза киноварь» - РНБ. Погод. 1931. Л. 52 об.); «млад, наг, около пояса плат бел, руки обе у сердца» (кон. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Колл. И. Н. Заволоко. 242. Л. 19); «млад аки Иоанн Устюжский, в портках, а инде пишут Иаков млад, наг, препоясан платом» (кон. XVIII в.- БАН. Дружин. 998. Л. 114 об.). В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова (1910) И. упоминается как юродивый «типа русскаго, молод, очень худ телом и лицом, обросший волосами (замечание о волосах не подтверждается сложившейся иконографической традицией.- А. П.), ходил нагой, но так как на иконе неудобно писать нагим, то следует надевать на него бедное рубище» (С. 55). На свитке в руке святого рекомендуется писать слова, сказанные И. при 1-м явлении жителям Боровичей: «Вскую, о правовернии христианства рачитилие, христианина мя суща, и во Христа благочестно веровавша не приемлете, еда за неведение имене моего. Оубо, аще сие оуведати требуете, аз нарицаюся Иаков, приемник тезоименитству Иакова, брата Божия». Т. о., постоянными признаками облика И. (очевидно, судя по внешнему виду мощей, описание к-рых 1544 г. см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 87-88. Примеч. 4) служат его юность и бедные одежды. Основные варианты иконографии отличаются тем, что святой мог изображаться как в плате-препоясании, напоминающем аналогичные атрибуты московских блаженных Василия и Максима, так и в ризе (рубахе) и портах (иногда только в ризе). На прориси с иконы XVII в. (возможно, с Минеи на октябрь), где И. представлен рядом с ап. Иаковом, братом Господним (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 11 - см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279), на нем рубаха и порты, он держит в деснице крест, что нехарактерно для его иконографии.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Литература: 1 . Шляпин В. Житие праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, и историческое описание Устюжского Прокопиевского собора. СПб., 1903. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1864. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве. Вып. 11, июль. Тверь, 1901. Празднование в честь знамения от иконы Божия Матере Благовещения, иже во граде Устюге Тропарь, глас 4: Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/Мати всея твари Содетеля,/христианская Надеждо и Заступнице,/печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/милостива буди нам, грешным,/не остави раб Твоих/и не отрини моления недостойных./Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/святыя и чудотворныя иконы Твоея/и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/да пребудет милость Твоя./О Владычице, ризою честною защити,/и во всяцех местех злых соблюди,/и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,/да спасет от грех души наша. Знамение от иконы Божней Матери Благовещения во граде Устюге «Устюжское Благовещение» – чтимая икона, пред которой 25 июня 1290 года горячо и усердно молился святой Прокопий, Христа ради юродивый (†1303) о спасении града Устюга от гнева Божия. Икона написана новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил (†1138; сведения о нем 11 февраля). В 1567 году при святом митрополите Филиппе (сведения о нем 9 января) из Великого Устюга святая икона принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее. Святаго праведнаго Прокопия Устьянскаго Тропарь, глас 1: Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеления/притекающим к тебе, премудре Прокопие,/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/веселящее вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. К подобным описаниям близки изображения И. в рубахе, к-рая скрывает почти всю фигуру, оставляя обнаженными лишь ноги ниже коленей; в основном они относятся ко 2-й пол. XVII-XIX в., что совпадает с общими тенденциями развития иконографии рус. юродивых (отказ от демонстрирования наготы). Однако подобные памятники, очевидно, создавались и в более раннее время (ср. образы блаженных Прокопия и И. в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске 1600 г., под поздней записью, и икону И. 2-й четв.- сер. XVII в. из ГИМ - Торжество Православия: Выставка в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь», 15 мая - 31 дек. 2009 г. М., 2009. С. 16-17). В ряде произведений сер. XVII-XVIII в. при сохранении рубища, обнажающего плечо, оно уподобляется рубахе, скрывает почти всю фигуру святого или образует подобие складок, свисающих над поясом (ср.: Сорокатый. 2003. Ил. 37, 38, 40, 41). Такого рода детали наряду с преимущественно белым цветом одежд, чертами лика и короткими волосами сближают иконографию И. с оформившейся в XVII в. иконографией сев. святых близкой типологии - праведных Артемия Веркольского и Прокопия Устьянского, а также с отдельными поздними изображениями прп. Иакова Боровичского, к-рого в иконописных подлинниках обычно сравнивают с И. У В. Д. Фартусова И. описывается как юродивый «русского типа, молод, с пробивающеюся бородой и усами; волосы на голове длинны; одет в одно рубище, или худую, убогую, немытую рубаху; босой»; на свитке святого рекомендуется писать его слова, заимствованные из жития: «Писание глаголет: да никтоже хвалится в человецех, и [иже] без греха есть, токмо Един Бог. И паки: брашно и житие [питие] не поставит нас пред Богом. И паки: не питаем тела своего, да не сопостат нам будет» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 297). Отразившийся в этом тексте отличный от древней иконографической традиции образ И. помещен, напр., на обложке одного из поздних изданий Жития святого (Жизнь блж. Иоанна Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца: (Составлено по Четьи-Минеи). М., 1903): И., который, возлежа на ложе, предсказывает слуге устюжского наместника кн. Федора Красного исцеление жены последнего кнг. Марии, представлен в виде средовека с длинными волосами и бородой. Между тем тип И.-юноши или даже отрока в белом одеянии, сходный с позднейшими изображениями прав. Прокопия Устьянского (см.: Кольцова. 2009. С. 148-149), существовал в иконописи до нач. XX в. (ср. икону 1900 г. в ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге).

http://pravenc.ru/text/469408.html

свящ. Иоанн Верюжский Век XIV. Св. прав. Прокопий Устюжский, преподобные Григорий и Кассиан Авнежские, Димитрий Прилуцкий, Св. Стефан Епископ Пермский Праведный Прокопий устюжский Христа ради юродивый В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, когда вольные его жители, обогащаемые выгодной торговлею с ганзейскими городами, с уверенностью говорили: кто против Бога и великого Новгорода? в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды в Новгород с богатым грузом товаров немецкий купец Прокопий. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения ему, подобно другим его товарищам, и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Все его мысли и желания вероятно были сосредоточены единственно на том, чтобы дороже продать свои товары, набрать на них побольше дорогих мехов и новгородских рублей и поскорее возвратиться на родину. Но от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя ( Npum. XV, 24 )? Господь судил иначе и указал Прокопию неизвестный до того времени в России путь юродства Христа ради. Кто мог думать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным Православию католическим учением – решится добровольно но всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранить мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением Православной церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества? Истинно сила Божия в немощи совершается ( 2Kop. XII, 9 ). Дивны дела Господни, дивен Бог во святых своих! Древний Новгород доныне славится множеством и красотою церквей и монастырей, а в эпоху его процветания их было еще больше. Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно быль поражен их множеством и красотою, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам, – чего он никогда не думал встретить между людьми, не повинующимися римскому первосвященнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список Тотемской иконы Божией Матери. Епископу Тарасию в благодарность за труды на благо Церкви Предстоятель вручил наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Для храмов епархии Святейший Патриарх Кирилл передал восемь напрестольных Евангелий. Верующим были вручены иконки праведного Прокопия Устюжского с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном дворище и церковь Вознесения Господня в Великом Устюге. Завтра, 19 августа, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит служение Божественной литургии в городе Котласе Архангельской области. Прокопьевский собор посвящен святому праведному Прокопию — небесному покровителю Великого Устюга (†8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия — юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых — спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года. Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь — благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный в честь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского. В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676-1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь — святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году в нем был устроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

16) Исидор Твердислов (14 мая) XV в. Он пришел в Россию из Германии, но родом был славянин, а не немец, как думает автор исторического словаря о святых (стр. 109); на славянское его происхождение указывает и его мирское имя Твердислав, позднейшими переписчиками переделанное в Твердислов и неправильно толкуемое, как прозвание его за то, что слова его сбывались 55 . В слове Твердислов видна уже народная этимология, не Наблюдающая истинного происхождения слов 56 . Умер 1474 г. Древнейшие списки жития его восходят не далее конца первой половины XVI в. 57 . 17) Иоанн Устюжский (21 мая) родился в селе Пухове, на реке Сухоне, где был древний город Устюг; † 1494 г.; житие его писано в 1554 г. и сообщено игуменом Борисоглебского Сольвычегодского монастыря Дионисием, лично знавшим св. Иоанна юродивого, своему сыну, который его жизнь и описал 58 . 18) Лаврентий Калужский (10 авг.) † 1515 г. Автор словаря св. российской церкви на основании истории росс, иерарх. (VI, 1019) и описания Лютикова монастыря полагает, что он происходил из рода бояр Хитровых, на том основании, что его имя записано первым в роде Григория Семеновича Хитрова в помяннике Перемышльского Лютикова монастыря (стр. 143). Но предположение это за несомненное признать нельзя, потому что прежде было в обычае, продолжающемся и теперь, записывать в своих помянниках имена мужей, известных святостью своей жизни, для выражения уважения к ним. Так, в Тамбовской губернии есть много помянников, в которых записаны в главе частных родов общеуважаемые имена старцев: Серафима Саровского , Илариона Троекуровского и пр., а в Калужской и Орловской – старца Леонида, Макария и др. Копии с частных помянников вносятся на страницы монастырских синодиков по просьбе вкладчиков обители, без всякого исследования о том, чьи имена вписаны в помянниках. Поэтому, и относительно св. юродивого Лаврентия следует ограничиться тем, что сказано о нем в записи Лаврентиева Калужского монастыря: «отца же и матери его никтоже сведом, древних ради лет бывших». О деяниях св. Лаврентия доставляет краткое сведение старинная монастырская запись, писанная в конце XVII в. или в начале XVIII в. при игумене Кирионе 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 г. Южный предел Прокопия и Иоанна Устюжских около 1680 г. впервые упомянут в списке 1690 г. вместе с Никольским» (Сорок сороков. Т. II. М., 1994. С. 113-115) . Видимо, тогда и был построен существующий ныне каменный южный придел, посвященный удивительному святому Северной Руси - прав. Прокопию, Христа ради юродивому Устюжскому чудотворцу. Прокопьевский придел, устроенный новгородцами и устюжанами в своем храме на Б. Никитской, был и остается единственным св. престолом в г. Москве, освященным в честь этого святого. Как мы видели, Александровский приводит сведение, что в 1680г. придел именовался в честь двух святых покровителей г. Устюга - Прокопия (+1303) и Иоанна (+1494) Устюжских чудотворцев, канонизированных в 1548 г. И действительно, по описи храма 1813 года, в иконостасе придела находилась икона с изображением двух этих святых. Храм издавна упоминается как трехпрестольный. Северный его придел еще в документах XVII в. указывается как Никольский. У исследователей нет единого мнения, когда он был переименован в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Есть мнение, что это произошло в первой трети XVIII в. Например, в рукописи Александровского далее говорится: «В 1730 г. вместо него (Никольского придела - сост.) выстроен северный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи». Мнения других исследователей: «В 1737 г. церковь горела и к 1739 г. была восстановлена; тогда к ней пристроили небольшой северный придел Иоанна Предтечи». Но в 1731 и в 1764 гг. северный придел упоминается как Никольский. Исследователь А.Ф. Малиновский, описавший храм в 1820 г., также именует его Никольским (Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Ч. 3. РГАДА Ф. 197. Оп. 1. Д. 27. Л. 16-16 об.; Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992.) . Видимо, третий, Никольский придел существовал до нач. XIX века, а затем был упразднен. Интересно, что в 1813 г. среди храмовых икон не числилось ни одного местного образа св. Иоанна Предтечи. Северный придел в честь Усекновения его честной главы был освящен лишь в 1874 г., и храм с этого времени вновь становится трехпрестольным.

http://sobory.ru/article/?object=02266

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010